Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Ограничения, которые должны быть преодолены в экономике России для обеспечения промышленного роста

Княгинин В.Н., Щедровицкий П.Г.
Российское Экспертное обозрение №11 2004

Существует целый класс задач, которые не решаются в масштабах отдельных, пусть даже и самых крупных промышленных компаний, отраслей и территориально-производственных комплексов. В частности, синхронизация темпов встраивания российской промышленности и торговли в глобальный рынок вряд ли возможна без одновременной «расшивки узких мест» в потреблении, обороте финансов и государственном регулировании экономики. Инновационный рост предполагает качественно иной уровень подготовки кадров, на который практически невозможно выйти только на одном предприятии. Очевидно, что решением данных задач придется заниматься в первую очередь государству. И эта деятельность должна стать частью государственной промышленной политики.

1. Развитие конечного потребления в стране
Развитие конечного потребления в стране во многом определяет возможности развития российской промышленности. С одной стороны, мы вступили в эпоху постоянного роста конечного потребления (см. Рис. 20), на это должны среагировать как российские, так и зарубежные инвесторы. Следующим объектом капиталовложений в промышленность могут стать те отрасли, которые обслуживают конечное потребление, особенно если доля импорта на соответствующих рынках будет относительно невелика.

Рисунок 20. Темп роста конечного потребления домохозяйств странах ОЭСР и РФ (увеличить изображение)

Темп роста конечного потребления домохозяйств странах ОЭСР и РФ
Однако здесь национальная промышленность и торговля может столкнуться с рядом ограничений. Во-первых, неразвитая структура потребления, препятствующая росту целого кластера отраслей национальной промышленности (жилищному строительству, промышленности строительных материалов, бытовой техники и пр.).

Таблица. Индексы физического объема основных компонентов конечного потребления* домашних хозяйств на душу населения России и некоторых других стран в 1999-2000 годах, по ППС к доллару США, США = 100. Смотреть таблицу в новом окне.
(Источники: ОЭСР, Госкомстат РФ, расчеты ЦМАКП)

* Для каждого компонента личного потребления использовался отдельно оцененный показатель ППС. 
** Не включает расходы государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, направленные на индивидуальное потребление населением товаров и услуг (социальные трансферты населению в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, транспорта, дотаций на ЖКХ. Включает натуральное потребление и сальдо потребительских расходов российских граждан за рубежом и потребительских расходов нерезидентов на территории России.

Во-вторых, важным препятствием выступает ограниченность доходов населения. В 2002 году РА «Эксперт» констатировало, что 20 миллионов семей, имеющих доход от 50 до 100 долларов в месяц на каждого члена семьи, не рассматриваются производителями товаров длительного пользования в качестве целевой аудитории, что существенно снижает потенциал этих рынков. Повышение средней заработной платы в России до уровня хотя бы 200 долларов в месяц, расширит возможности для потребления, но и мультипликативно раздвинет границы рынков, создав, таким образом, возможности (и потребности) для устойчивого экономического роста.
Российские потребители, как правило, имеют весьма ограниченный доступ на рынок капиталов (см. Рис. 21) и тем самым не могут использовать многие инструменты, сочлененные с современными форматами торговли и обеспечивающие финансовую «накачку» потребления (ипотека, потребительский кредит и т.п.). К тому же субъекты конечного потребления в России так организованы (у них отсутствуют кредитные истории, заработная плата выплачивается неофициально и пр.), что это не позволяет им в полной мере использовать преимущества современной финансовой системы для того, чтобы формировать в больших объемах, чем есть сейчас, платежеспособный заказ на промышленную продукцию.

Рисунок 21. Потребительские кредиты, % от ВВП (увеличить изображение)
 
Потребительские кредиты, % от ВВП
Источник: журнал Эксперт

В среднесрочной перспективе следует ожидать того, что рост потребления будет обеспечиваться не столько даже ростом доходов, сколько системой потребительского кредитования. Объемы последнего рано или поздно должны приблизиться к аналогичным показателям в других индустриально-развитых странах. Стране предстоит решить задачу, актуальную для других промышленно развитых стран в 1950-1970 годы: развить потребительский кредит, сделать потребление «инвестиционноемким». Государство должно поддержать этот процесс.

Таким образом, развертывание обращения и производства сталкивается с ограничениями емкости рынка. Развитие систем обращения, инвестиции в организацию рынков должны быть поддержаны в стране расширением конечного потребления. В противном случае, системы обращения и производители, работающие на конечное потребление, уже в среднесрочной перспективе должны будут вступить в полосу исчерпания источников своего роста.
На уровне развития конечного потребления основные диспропорции в темпах развития экономических процессов выражаются в том, что при быстром изменении самой предметности потребления, его унификации в этом отношении с потреблением в других индустриально развитых странах, оно значительно отстает от этих стран по развитию собственной институциональной структуры и формы капитализации.

2. Развитие финансового рынка страны

Финансовый рынок России быстро растет. По данным агентства «Blomberg», Россия по темпам роста фондового рынка в 2003 году вплотную приблизилась к лидирующей «десятке» развивающихся фондовых рынков, немного уступая занимающей в рейтинге десятую позицию Южной Корее. Золотовалютные резервы страны на конец этого года достигли 66 млрд. долларов США[33].
Однако финансовый рынок Российской Федерации все еще мал. Российский финансовый рынок в настоящее время значительно отстает по своему развитию от развитых стран (см. Рис. 22).

Рисунок 22. Число национальных компаний, включенных в биржевой листинг (увеличить изображение)

Число национальных компаний, включенных в биржевой листинг
Источники: фондовые биржи
* эмитентов на классическом рынке акций

При этом возникает парадокс: имея на протяжении многих лет профицитный торговый баланс, страна зарабатывает денег больше, чем реально может освоить ее финансовый рынок. Финансы не могут быть освоены промышленными предприятиями, имеющими устаревшую корпоративную структуру, не могут быть использованы потребителями, не имеющими институциональной формы, которая бы дала им возможность участвовать в современных финансовых операциях. Значительная часть капитала, генерируемого российской промышленностью (в первую очередь ее сырьевыми секторами), экспортируется из страны, не находя себе здесь применения. Деньги утекают из страны на более емкие финансовые рынки, туда, где могут работать с наибольшей эффективностью. Вывоз капитала в последние пять лет устойчиво сохраняется на уровне 5-7% ВВП (см. Рис. 23). В конце концов, накопленные золотовалютные ресурсы страны также работают не на российскую экономику. Они большей частью вложены в государственные долговые обязательства США и ЕС. В то же время промышленный сектор российской экономики декларирует постоянную потребность в инвестиционных ресурсах.

Рисунок 23. Вывоз капитала из России, % от ВВП (увеличить изображение)

Вывоз капитала из России, % от ВВП

К тому же отсутствие разнообразных финансовых инструментов делает невозможным реализацию целой группы проектов в промышленности.
В первую очередь это делает проблемным «перелив» средств из экспортно-сырьевого сектора российской промышленности в несырьевые индустриальные проекты. Для крупных российских сырьевых компаний прямые инвестиции в непрофильные производственные проекты имеют свои пределы, связанные с масштабами эффективного управления. Бесконечно расти и диверсифицироваться эти компании не могут. В то же время использование доходов от экспорта сырья на финансовом рынке для данных компаний сильно осложнено в силу отсутствия адекватных для этого финансовых инструментов.
Уже упоминалась связь между степенью развития фондового рынка и венчурным финансированием инновационной экономики, между состоянием финансового инструментария и «капитализацией» конечного потребления. До тех пор пока финансовый рынок страны не вырастет, трудно ожидать взрывного роста инноваций в сектора национальной промышленности, работающего на конечное потребление.
Пока национальная экономика не способна принять финансы с мирового рынка и не способна освоить все доходы от сырьевого экспорта. Для использования финансовых ресурсов, синхронизации их движения с процессами производства, обращения и потребления требуется проводить большие институциональные реформы, дополненные целым рядом проектов[34]. Понятно, что развитие финансовых рынков на порядок усложнит производственные стратегии предприятий промышленного сектора, поскольку потребует учета не только производственно-технологических возможностей и спроса на определенный вид товара на глобальном рынке, но и стратегий центральных банков различных стран, спекулятивных игр на финансовых площадках, настроений институциональных инвесторов и ожиданий потребителей. Освоение производных финансовых инструментов (фьючерсов, опционов и т.п.) позволит российской промышленности не только ускорить обращение финансов, но и строить стратегически ориентированные производственные планы.

3. Изменение системы подготовки кадров

Новая экономика требует новых кадров. Речь идет о работниках, обладающих новыми ключевыми квалификациями. Причем не только в сфере инженерно-технической, но и гуманитарной. Стране необходимы работники, готовые осваивать новые техники управления финансами, информацией, техники работы с символическими объектами, образами.
Новые кадры могут готовиться только новыми институтами. Старая система образования, очевидно, не настроена на подготовку данных кадров. Она продолжает готовить работников, запрос на которые сформировался двадцать – тридцать лет назад.
В силу этого вряд ли возможно использовать в качестве инструмента реанимации старопромышленных регионов опыт западных стран, в которых из индустриального кризиса данные регионы выводили, открывая в них новые университеты. Тем самым обеспечивалась подготовка специалистов, обладающих современными ключевыми квалификациями, в центре проблемных регионов создавались инновационные зоны – «точки развития». В России сама организация вузов препятствует тому, чтобы они интегрировались в новую экономику: факультетская, а не кафедральная система подготовки, обусловливающая слабую дифференциацию специальностей; отсутствие ориентации научных исследований на промышленное использование их результатов (см. ранее приводившийся Рисунок 7). Не менее сложная ситуация с подготовкой специалистов рабочих специальностей. Существовавшая в советское время система профессионально-технического образования была сориентирована на обслуживание старой индустрии. К тому же за последнее время она в существенной степени деградировала и плохо справляется с задачей подготовки каких-нибудь специалистов вообще.
Поэтому в страну в спешном порядке будут импортироваться специалисты, в первую очередь обладающие новыми ключевыми квалификациями. А пока в России назревает реформа системы профессионального образования. Необходимо осуществить перепрофилирование кадровой подготовки, проводимой службой занятости. И тем самым перейти от промполитики, ориентированной на «развитие основных фондов», к промышленной политике, ориентированной на «развитие кадров».

4. Развитие системы государственного регулирования экономики

Видимо, есть основания утверждать, что в современных условиях непосредственное участие государства в принятии и реализации технико-технологических решений (проектов), столь характерное для эпохи «жесткой» промполитики, не гарантирует достижение искомой цели – технологического и экономического роста страны. Для того чтобы снять барьеры для развития национальной промышленности необходимо синхронизировать развертывание экономических процессов: производства, обращения, потребления, финансирования. Поэтому государственное регулирование в рамках промполитики должно обеспечивать системную адаптацию российской экономики к глобальному рынку. Государству для этого необходимо будет, с одной стороны, решить проблему гармонизации национального права с международным торговым правом.

Рисунок 24. Структура мирового торгового оборота
Структура мирового торгового оборота
Источник: журнал Эксперт

Следующим шагом государственное регулирование должно обеспечить синхронизацию развития производства, обращения, потребления и оборота финансов в стране в условиях интеграции российской экономики в глобальную.
Мгновенное открытие внутреннего рынка и снятие всех ограничений на обращение может привести к резкому росту диспропорций в национальной экономике. Здесь возникает фундаментальный разрыв между общим трендом развития правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности, выражающимся в повышении открытости внутреннего рынка, перенесения центра тяжести с регулирования производства на регулирование обращения, с одной стороны[35], и необходимостью удержать целостность экономики, синхронизировать темпы развития основных экономических процессов – с другой. Причем синхронизировать, возможно, придется не только «подстегивая» производство, потребление, оборот финансов, но и удерживая от слишком быстрых темпов роста обращение.
В противном случае, например, ускоренный перевод производственных активов, включая природно-сырьевую базу российской промышленности, в форму мобильных финансовых активов (права и закрепляющие их финансовые инструменты – ценные бумаги и т.п.) может привести к тому, что данные активы будут просто «вымыты» из страны. Нефть, руда в земле останется, а вот их финансовый аналог, который, собственно говоря, и оценивается рынком, будет утрачен. Или изменение системы корпоративного управления приведет к превращению российских предприятий в процессинговые центры глобальных корпораций. Поэтому на переходном этапе российскому государству, обеспечивая интеграцию национальной экономики в глобальный рынок, следует принять своеобразные стабилизационные меры: осуществлять контроль за слияниями и поглощениями; выбрать правовую форму вовлечения природно-сырьевых ресурсов в оборот на глобальном рынке с учетом того, что это не повлечет утрату контроля за их использованием (например, выбрав форму концессионного доступа к разработке полезных ископаемых) и т.д.

Таблица: Цели регулирования экономики и стабилизационные меры (откроется в новом окне)

Очевидно, что в России должны быть проведены институциональные реформы, устраняющие структурные диспропорции внутри экономики. Старые институты необходимо реформировать. Они буквально «прикованы» к старым технологиям и стратегиям – производственным, торговым, финансово-инвестиционным, потребительским.

5. Освоение в рамках промышленной политики

нового типа проектного управления страной
Перед российским государством фактически сейчас стоит задача обеспечить двойную синхронизацию. С одной стороны, синхронизацию развития российской и глобальной экономики, следовательно, интеграции российской промышленности в глобальный рынок. С другой стороны, необходимо обеспечить синхронизацию темпов развертывания экономических процессов: производства, обращения, потребления, финансирования.
Трудно рассчитывать на то, что задача двойной синхронизации будет решена только при помощи институциональных реформ. Преодоление экономических диспропорций, возникающих в результате быстрого втягивания России в глобальную экономику, может быть облегчено в случае реализации серии проектов, направленных на «расшивку» наиболее проблемных для национальной экономики «узлов», завязанных глобализацией. Проектный подход позволяет обеспечить концентрацию ресурсов на развертывании необходимых для России в нынешних условиях инфраструктур, на создании организационных структур, обеспечивающих экономическое и социальное развитие страны, на подготовку кадров и т.п.
Однако, говоря о проектах, мы ни в коем случае не говорим ни о традиционных отраслевых приоритетах, ни о масштабных инженерно-технологических проектах «новой волны». Речь идет, прежде всего, о пакете социально-управленческих проектов – своеобразных «коридорах» адаптации отечественного хозяйственно-экономического комплекса и поддерживающей его инфраструктуры к глобальному хозяйству.
Фактически эти проекты по отношению к традиционному отраслевому членению имеют статус метапроектов. Именно они, фактически должны обеспечивать конкурентоспособность российской промышленности на открытом и ставшем глобальным рынке.
В сфере производства на статус государственных проектов, способствующих интеграции страны в глобальную экономику, прежде всего претендуют: 
1) создание национальной инновационной системы (НИС);
2) изменение системы подготовки кадров;
3) инновационная стандартизация производства. Все эти три проекта не под силу реализовать в рамках отдельного бизнеса, отрасли или одной, пусть даже и очень крупной, корпорации. Ждать, когда российская промышленность стихийно перейдет к инновационному типу развития, придется слишком долго. Причем на этом пути к новой экономике многие развивающие страны, лишенные собственной НИС, так и увязли в импорте технологий, не освоив их разработку. Итак, возникает система так называемых «связанных решений»: «стимулирование разработки и внедрения новых технологий» - «подготовка кадров, способных работать с новыми технологиями» - «закрепление системы стандартов, стимулирующей технологическое развитие промышленности». Все три решения должны быть согласованы друг с другом и реализованы примерно в одни и те же сроки. Без государственного вмешательства сделать это будет чрезвычайно трудно.
В сфере обращения необходимо реализовать серию проектов, обеспечивающих наиболее выгодную интеграцию России в мировое торговое пространство. С одной стороны, национальный бизнес в ближайшие годы сосредоточится на освоении новых технологий торговли, адекватных глобальному рынку. С другой стороны, страна переживает экспансию на свою территорию наиболее передовых торговых систем. 
Понятно, что эти два процесса должны быть взаимоувязаны и согласованы. Сделать это иначе чем, выстроив национальную торговую политику, опирающуюся на транспортно-коммуникационное развитие страны (увязанной с системой расселения), на повышение роли логистики, на осмысленное тарифно-таможенное регулирование, невозможно. В силу этого проект создания национальной торговой системы становится столь же важным, как и проект создания российской НИС. Но если с ответственным за развертывание НИС в государстве более или менее определились, поручив решение этой задачи Министерству науки, промышленности и технологий, то кто отвечает за торговую политику и в каких формах она должна реализовываться, пока неизвестно.
Особую государственную задачу в сфере обращения может составить контроль над слияниями и поглощениями, используемыми в качестве инструмента контроля над рынками. Учитывая, что во многих отраслях промышленности процесс консолидации активов будет и дальше развиваться, а также, учитывая, что российские предприятия будут включаться в глобальную экономику, вливаясь в состав глобальных корпораций-нерезидентов, государство на переходном (от локально-замкнутого рынка к глобальному) этапе развития российской экономики должно внимательно отслеживать процессы слияний и поглощений для того, чтобы не утратить производственный потенциал страны. Задача является не только содержательной, но и организационной – внедрение новой системы внутрикорпоративной отчетности, создание органа мониторинга слияний и поглощений и т.п.
Что касается сферы конечного потребления, то «капитализация» (развитие потребительского кредитования, ипотеки и т.п.) и институализация последнего, должно быть поддержано развитием работающих на него отраслей национальной промышленности. Не все здесь в силах сделать государство. Но реализация некоторых проектов по развитию конечного потребления не может быть успешно решена без комплексного подхода к регулированию всего рынка в целом. Например, если финансовая база ипотеки в России будет развиваться без учета состояния отрасли гражданского строительства и без учета состояния рынка недвижимости, то высока вероятность, что все сведется к накачке спроса и механическому росту цен на жилье на рынке. Кроме того, трудно представить себе успешную реализацию проекта ипотеки без проведения реальной жилищно-коммунальной реформы. Последняя должна восстановить реальную стоимость жилья на рынке, выдать верные сигналы продавцам и покупателям жилья по поводу эффективности конкретных технологий домостроения и технологических решений в коммунальной сфере.
Огромный объем работ предстоит сделать в сфере синхронизации развития финансовой сферы страны с темпами интеграции в глобальный рынок производства, обращения и потребления. Стране предстоит перейти на новые финансовые технологии (в первую очередь - создание российского рынка ценных бумаг, определение параметров его интеграции в мировой). Причем речь идет не только об освоении нового финансового инструментария, но и о развитии обслуживающей оборот финансов информационно-коммуникационной инфраструктуры. Есть все основания предполагать, что основной водораздел между «электронными» и «неэлектронными» народами пройдет даже не в пользовании Интернетом, а в доступности для населения и предприятий электронных финансов.
Государственное регулирование экономических процессов в стране, обеспечивая успешное решение задачи «двойной синхронизации», само нуждается в перестройке. На роль особых проектов в данной сфере прежде всего претендуют три первоочередные реформы:
1) реформа отраслей, регулирующих экономические процессы, перестройка их таким образом, чтобы они обеспечили адекватный правовой статус участников данных процессов;
2) реформа по гармонизации национального и международного права;
3) судебная реформа, интегрирующая российскую судебную систему в систему органов юрисдикции, регулирующих отношения в глобальной экономике.

Перспективы развития потребительского кредита в России

Рынок потребительского кредитования в России, по оценкам экономических аналитиков, будет расти быстрыми темпами. На сегодняшний день большинство крупных розничных сетей, действующих в России, уже заключили соглашения с банками о потребительском кредитовании их клиентов. Около 20 банков в России оказывают услуги по кредитованию покупок новых автомобилей и крупной бытовой техники. Как считают эксперты одной из ведущих мировых консалтинговых компаний Ernst&Young, в самом скором времени в России ожидается стремительный рост системы потребительского кредитования. По мнению экспертов Ernst&Young, в ближайшие 5- 7 лет развитие этого рынка перейдет в активную фазу.
По оценкам компании, при наиболее оптимистичном развитии ситуации, к концу 2006 года около 20% покупок в секторе бытовой техники и автомобилей российского производства будут совершаться в кредит. В секторе новых иномарок – около 30% покупок. Хотя на практике рост потребительского кредитования может обогнать даже самые смелые прогнозы. Рынок кредитования покупок новых иностранных автомобилей, активно развивающийся с 2002 года, уже сейчас, по оценкам экспертов, вышел на уровень кредитования 26% всех покупок.
Еще более быстрыми темпами может развиваться рынок ипотечного кредитования. Суммарная оценка ликвидной недвижимости в стране составляет примерно 500 млрд. дол. США. Появление ипотеки способно увеличить долю кредитов в ВВП вдвое (до 30-40%). В развитых странах доля ипотечных кредитов в ВВП составляет более 50%.

Программы выхода из кризиса в старопромышленных регионах Европы

Интересно, что западные старопромышленные регионы, вступившие в полосу кризиса развития, связанную с исчерпанием роста старой индустрии, сделали ставку не столько на привлечение инвестиций в эту индустрию, сколько на формирование своеобразных хабов для «экономики знаний» (распределительных узлов обращения и генерации знаний) – университетов.
Избавляясь от старой индустрии, бывшие крупные промышленные центры, за счет развития индустрии культуры, досуга и образования отчасти компенсировали сокращение занятости в промышленности и бюджетные потери (например: Глазго и Лилль). В начале 1960-х годов в угледобывающем Руре открыт первый вуз в бассейне — Рурский университет, которому отвели половину центральной части города. В середине 1980-x годов в Бохуме прекратили добывать уголь. При этом в университете было уже 20 факультетов (из них только 3 технических), свыше 30 тыс. студентов, около 6 тыс. преподавателей, численность научных работников превысила 6 тыс.

Проблема вступления России в ВТО в первую очередь является правовой

Доля 146 стран-членов ВТО в мировом торговом обороте составляет более 96%. Таким образом, правилами ВТО не регулируется лишь 4% мировой торговли, из которых 1,5% приходится на Российскую Федерацию (см. рис. 24). На сегодняшний день в российском товарообороте доля стран-членов ВТО превышает 85%. При этом Россия пока не является значимым субъектом процесса выработки новых стандартов торговли и производства, не будучи членом ВТО. Эксперты заявляют, что сегодня против Российской Федерации применяется свыше 120 антидемпинговых процедур (пять лет назад их число не превышало 30). По оценкам тех же экспертов, ежегодный ущерб, наносимый антидемпинговыми мерами промышленности страны, превышает 4 млрд. долл. Гармонизация российской судебной системы и законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность, а также защиту прав потребителей с международным правом представляет собой одну из самых насущных задач сегодняшнего дня. В противном случае будут сохраняться барьеры на пути интеграции национальной экономики в глобальный рынок.

[33] По информации Департамента внешних и общественных связей Банка России от 21 ноября 2003 г.

[34] К числу таковых следует отнести все инициативы г-на Зурабова в сфере пенсионной реформы и связанных с ней институтов. Сверхзадачей проекта в этой сфере могло бы стать формирование своеобразной системы институтов, как «коридоров», поддерживающих процесс становления индивидуальных и семейных инвестиционных
стратегий.

[35] В конце ХХ века окончательно оформился интересный правовой феномен – перенос центра тяжести правового регулирования с собственно процесса производства на контроль и регулирование обращения и потребления. Речь идет не только о налоговой нагрузке на экономических субъектов и перекладывании ее с корпораций на физических лиц, но и о том, что стандартизация потребления и обращения стала постепенно теснить производственное регулирование (экологические требования к используемым автомобилям, запрет использования нелицензированных программных продуктов и т.п.).

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.