Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Водно-коммунальное будущее России

Александр Баженов
Первый вице-президент ООО «Евразийское водное партнерство»
Российское Экспертное обозрение №1 2007

Водно-коммунальное будущее России, ЖКХКто не пускает частников в водное коммунальное хозяйство?

На сегодняшний день численность населения России, обслуживаемого частными операторами водно-коммунального хозяйства (которые владеют, арендуют или управляют соответствующей муниципальной инфраструктурой «водной коммуналки»), составляет примерно 15 млн человек. При этом объем целевого рынка, позволяющий «частникам» экономически обоснованно заниматься управлением водной муниципальной инфраструктурой, гораздо больше – это население всех городов численностью свыше 300 тыс. человек. 

Перспективы повышения существующего показателя (25% рынка) зависят, прежде всего, от способов государственного влияния на ситуацию на рынке. Первоначальный быстрый старт участия частного бизнеса в управлении водоканалами в последние годы начал замедляться. У этой тенденции есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, происходит качественное изменение, то есть начинает улучшаться качество управления и контрактов, приходит осознание невозможности решения проблем наскоком в столь капитально-интенсивном бизнесе, складывается понимание необходимости более детального прописывания контрактов и включения в них всё большего круга вопросов, повышения квалификации участников. В то же время для развития бизнеса в этой сфере возникает препятствие: государство в лице органов антимонопольного регулирования начинает вполне обоснованно выдвигать определенные формальные требования к способу перехода водоканалов в управление частных операторов. Проблема в том, что появление таких требований не подкрепляется соответствующей политикой по проведению тендеров. Отметим: введенная обязательность проведения тендеров оставляет в прошлом возможность просто брать инфраструктуру ВКХ в аренду у муниципалитетов, к чему так привык частный бизнес. К сожалению, на сегодняшний день органам муниципального самоуправления не хватает ни опыта, ни квалификации, ни финансов для организации конкурсов на право управление водными ресурсами, а это ведет к сокращению числа новых проектов в этой области.

Сложившуюся ситуацию могла бы исправить разработка соответствующей федеральной целевой программы, которая оговорила бы параметры развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере ВКХ, положила бы конец излишней самодеятельности частных операторов и позволила бы реально ускорить процесс проведения тендеров на право управления водным хозяйством. Финансовые затраты на такую программу не превысили бы, по нашим оценкам, $40 млн, при этом появилась бы возможность провести за 10-15 лет не менее 40 конкурсов на право управления водным хозяйством российских населенных пунктов с суммарным населением 60 млн человек, то есть вчетверо расширить объем услуг нынешних частных компаний в сфере ВКХ. Планируемый размер рынка в 60 млн потребителей оказывается довольно значимым показателем и для мирового рынка (это 10% от 500 млн человек, пользующихся услугами «частников» на рынке водоканалов в мире). Благодаря этой политики, в России мог бы быть сформирован пул из нескольких крупных частных операторов ВКХ, конкурирующих сначала за право участвовать в соответствующих тендерах, а в дальнейшем – за лучшее управление водоканалами. Конечно, и при существующих тенденциях развития отрасли доля участия частного бизнеса в отечественном ВКХ будет расти, но в этом случае, согласно нашим расчетам, она за 10 лет достигнет лишь 30-40-процентной отметки.

Активное содействие государства в деле развития частных операторов ВКХ позволит не только существенно увеличить долю частного бизнеса в отрасли управления водными ресурсами, но и подтолкнет развитие инфраструктуры водного хозяйства в небольших и средних российских городах – с опорой на центры соответствующих субъектов федерации. Сегодня такие города не являются целевыми для малых и средних частных операторов, ведь развитие бизнеса обходится там столь же дорого, как и в крупных городах, а возможностей привлекать инвестиции и извлекать прибыль оказывается значительно меньше. Выход, однако, есть: в региональном центре с населением свыше 300 тыс. человек необходимо сформировать базовое опорное предприятие. Менее крупные города будут «пристегнуты» к такому «столичному» водоканалу[1]. При этом конкуренция между частными компаниями в сфере ВКХ – вполне обычное дело в мире. Так, французские компании Veolia Water и Suez Environment (обслуживающие порядка 250 млн человек по всему миру) конкурируют друг с другом даже в Париже. Капитализация Veolia Water составила около 25 млрд евро. 

Свою стратегическую цель наша компания видит в создании аналогичной структуры внутри России и выходе к 2008 г. на уровень бизнеса с 7-10 долгосрочными контрактами в городах с общим населением более 7 млн человек и оборотом в 400 млн долл. Только такой масштаб, по расчетам наших экспертов, делает эффективными вложения в научно-техническую, инновационную и другие базы. Если взять «Топ-500» компаний мира по версии журнала «Forbes», то мы увидим: доходность водных компаний и фондов в 4 раза выше средней по списку. Это возможно и в России - реорганизация «Мосводоканала» или «Водоканала Санкт-Петербурга» приведет к появлению готовых частных, а главное крупных и прибыльных фирм.

Достижения и риски

В России, впрочем, как и везде в мире, масштабы частного капитала, стоимость инфраструктуры водного коммунального хозяйства и потребности её развития оказываются несопоставимыми. Ошибочно было бы ожидать от бизнеса немедленного направления частного капитала в решение многочисленных капиталоемких инфраструктурных проблем; их нельзя решить только за счет негосударственного капитала.

Практика показывает: ноу-хау в сфере управления инфраструктурой должны поддерживаться централизованно. Это может делаться по советскому образцу, что подразумевает централизацию государственного типа, попытки построить отрасль на базе типовых решений, ведущих, как правило, к несоответствию проектов спросу и, соответственно, снижению их экономической эффективности. Можно также решить задачу и за счет структуризации частного капитала и развития проектов частно-государственного партнерства в сфере ВКХ, инвестиций в развитие технических навыков. Вложения в технический и управленческий опыт обернутся ростом бизнеса. Столь необходимые нашей стране культуру и качество управления инфраструктурой в водно-коммунальном хозяйстве пока невозможно обеспечить на базе муниципальных предприятий, большинство из которых не в состоянии отслеживать все новейшие тенденции и технологии в данной сфере и на этой основе осуществлять свои функции.

Из немалого числа существующих рисков развития частного водно-коммунального бизнеса можно отдельно обозначить риск досрочного выхода частного оператора из проекта ГЧП, как это произошло недавно в сделке «Интерроса» по продаже компании «Новогор» (включая имеющийся у нее договор на право на управление пермским ВКХ) компании «КЭС». Была учреждена компания с уставным капиталом в 10 тыс. рублей и предполагаемым объем доходов до $2,5 млрд в течение 50 лет аренды. «Новогор» был продан за сумму около $50 млн, а с точки зрения нового владельца (КЭС) интересы в управлении соответствующим проектом заключаются в способе возврата уплаченных денег. Эти средства не прошли через Пермский водоканал, они не участвуют в сделке по привлечению капитала в развитие инфраструктуры, не являются обеспечением по рискам, которые могли бы нести другие институциональные инвесторы (банки, иные кредитные организации, международные финансовые организации по финансированию внебюджетного развития соответствующей инфраструктуры в городе Перми. 

Суть этого примера такова: компания, заключившая договор на обслуживание пермского ВКХ, не взяла на себя тех рисков, которые мог ожидать от неё муниципалитет, заработала на перепродаже контракта и в результате получила сверхвысокую доходность по отношению к первоначальным вложениям. Есть и другой вариант развития событий: в отсутствие технической квалификации частного оператора водоканала или невозможности принятия им технических решений (из-за неэффективности существующей инфраструктуры) возникает распространенное искушение решить проблемы за счет роста тарифов. Тогда компания затыкает все большее количество «дырок», сохраняя при этом свою прибыльность. Теоретически этот процесс должен регулироваться государством, которому следует определить требования к эффективности и качеству обслуживания инфраструктуры и потребителей. Но на данный момент эта схема не функционирует как целеопределяющая: добился частный оператор повышения эффективности коммунального хозяйства – он получает прибыль, не добился – прибыль уменьшается, и ему придется перепродавать бизнес ввиду проигрыша другим операторам ВКХ.

Россия на мировом рынке ВКХ

На сегодняшний день позиций у России на мировом рынке ВКХ3 просто нет – там наша страна занимает лишь 1% рынка. Свои услуги на этом рынке она де-факто не предлагает. Чтобы позиции России на мировом рынке изменились, необходимо, прежде всего, формирование устойчивого внутреннего рынка. Нынешние тенденции позволяют утверждать, что российский рынок в крупных городах с общим населением в 40-50 млн человекпри условии предъявления населением спроса на технологически передовые решения, в которых заинтересованы и частные операторы, уже оказался бы достаточен для развития частного бизнеса в сфере ВКХ. Таким образом, российские частные операторы ВКХ могли бы осуществить выход на мировой рынок и принять участие в многочисленных проектах ГЧП. Кроме того, сам объем российского рынка является условием, достаточным для того, чтобы формировать более или менее продвинутых поставщиков товаров и услуг для рынка РФ, которые в свою очередь могли бы выходить на международную арену как самостоятельно, так и в рамках проектов ГЧП, реализуемых российскими операторами. Позиции нашей страны на мировом рынке оценивались бы с точки зрения объема ресурсов. Учитывая емкость отечественного рынка ВКХ, мы
можем включить его в первую десятку крупных рынков.

Перечисляя наиболее привлекательные развивающиеся рынки, на пространстве которых формируется реальный спрос в сфере ВКХ, на первое место следует поставить Китай, на втором месте будут находиться страны Латинской Америки, развивается этот рынок и в США (в силу этапа обновления инфраструктуры), также весьма перспективны Индия и страны Персидского Залива. Россия могла бы войти на этот рынок в качестве поставщика товаров и услуг, но в каком объеме – пока еще вопрос. Если бы мы заняли 3-5% мирового рынка, что в денежном эквиваленте соответствует цифре $1,52 млрд экспорта, такой прогноз мог бы расцениваться как вполне привлекательный.

Централизованное водоснабжение в России

К середине XX в. в большинстве советских городов имелась система централизованного питьевого водоснабжения на базе развитых отечественных технологий. В конце ХХ в. в результате разрушения централизованной системы управления экономикой деградировала и отрасль водоснабжения, износ основных фондов достиг критической отметки, и качество питьевой воды во многих городах России ухудшилось. Сегодня оно не соответствует европейским стандартам.
По данным 2005 г., в РФ эксплуатировалось 18773 коммунальных и 44995 ведомственных водопроводов. 67% всей водопроводной воды подается из поверхностных водных объектов, главным образом, населению крупных городов, а 33 % питьевой воды – от подземных источников. Около 70 % населения пользуются услугами централизованного водоснабжения, но установленный для граждан тариф составляет 50–60 % себестоимости очистки воды и не включает затрат ни на развитие и реконструкцию системы водоснабжения, ни на улучшение качества питьевой воды.
В конце 1990-х гг. среднее число аварийных повреждений трубопроводов на единицу их длины в России примерно вдвое превышало этот показатель в странах Западной и Центральной Европы, удельное количество аварий за последнее десятилетие возросло примерно в пять раз. Утечки в сетях, даже по официальным данным, составляют 17–30 %, и оплачивает эти потери население. Удельное потребление воды остается в два раза выше европейского.
Неудовлетворительное состояние водонесущих коммуникаций городов РФ приводит к многочисленным авариям на трубопроводах и является причиной серьезных нарушений экологического равновесия. Объем поступления воды в окружающую среду при авариях трубопроводов только городских водопроводных сетей РФ в 2005 г. составил 3,3 км3.
Источник: «Коммунальный комплекс России», январь 2007

Российское водно-коммунальное хозяйство: пути выхода из кризиса

По статистическим данным, износ систем водоснабжения в среднем по России составляет более 60%, особенно тяжелое положение складывается в малых городах, где износ систем доходит до 90%. Ситуация главным образом связана с отсутствием финансирования - денег для модернизации систем водоснабжения нет. В течение последних 15 лет в большинстве городов она не производилась. Имевшиеся финансовые средства использовались на поддержание и ремонт старых систем. Органы муниципального самоуправления оказывались не в состоянии оплачивать восстановление коммунального хозяйства в целом и модернизацию систем водоснабжения.
При этом инвесторы полагают сложившуюся ситуацию как обнадеживающую, рассчитывая на благотворную роль рынка. По мнению участников рынка, привлечение частных средств в эту отрасль позволит создать опережающий характер роста качества услуги по сравнению с ростом тарифов, но до конца проблему водоснабжения не решит. Отсутствие государственного финансирования в деле восстановления сетей рано или поздно отразится в тарифах. Говоря о возможных средствах, с помощью которых можно модернизировать сети, участники рынка называют стабфонд, пенсионные накопления и бюджетные вложения. Но пока правительство не может обеспечить доступ долгосрочного капитала в эту сферу.
Уже сегодня частные операторы ведут себя довольно активно, хотя интересуются они, прежде всего, городами-миллионниками. Эксперты полагают, что произойдет укрепление и позиций крупнейшего оператора на рынке ЖКХ – ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). Уже сейчас компания имеет более 20 дочерних компаний, оказывающих услуги в 27 регионах страны. И если раньше РКС заключала краткосрочные (1-3 года) арендные договоры с муниципалитетами, то теперь стратегия меняется и соглашения перезаключаются на длительные сроки (5-20 лет). Аналогичным образом поступают и другие участники: дочерняя структура «Интерроса», оператор водоканала в Перми – компания «Новогор-Прикамье» заключила договор аренды с муниципалитетом на 49 лет, долгосрочные договоры есть у «Евразийского водного партнерства» в Омске и Ростове.
По материалам Института экономики города

Евразийское водное партнерство

ООО «Евразийское водное партнерство» создано в сентябре 2004 г. В партнерстве с ведущими отечественными и западными специализированными компаниями ЕВП намерено развивать бизнес по реабилитации и модернизации систем водоснабжения и водоотведения российских городов. К финансированию проектов планируется привлекать средства российских и международных инвесторов.
В настоящее время ЕВП является оператором системы ВКХ Омска. С администрацией города заключен долгосрочный инвестиционный договор согласно которому, общая сумма вложений составит 4,3 млрд. рублей. В Ростове-на-Дону, где ЕВП осуществляет функции единоличного исполнительного органа ОАО «ПО Водоканал города Ростова-на-Дону», компания осуществляет инвестирование на цели срочного восстановления систем и сооружений предприятия; объем инвестиций в 2005- 2006 г.г. составил 1,1 млрд. руб.

[1] Такую модель развития в настоящий момент компания «Евразийское водное партнерство» пытается реализовать в Ростове-на-Дону. – Прим. «РЭО».
[2] Компания ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС) создана в декабре 2002 г. для реализации стратегических инвестиционных программ в российской электроэнергетике. К 2007—2008 гг. КЭС планирует завершить консолидацию активов и сформировать крупную межрегиональную компанию, присутствующую во всех сегментах российской энергетики — генерации, распределении, транспортировке, продаже, сервисе, энергетическом строительстве.
[3] По оценкам Goldman Sachs, емкость мирового рынка управления инфраструктурой водных ресурсов, водоснабжения и канализации, включая технологии и оборудование, достигает $365 млрд. – Прим. авт.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.