Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в ХХ в.

Георгий Лаппо
Доктор географических наук, профессор
Российское Экспертное обозрение №4 2007

Городские агломерации РоссииАгломерация – компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную систему многообразными связями. Фундаментальные свойства таких группировок – сближенность составляющих ее поселений и их функциональная взаимодополняемость. Агломерации являются ключевыми формами современного расселения в большинстве стран мира. Их формирование знаменует урбанистический переход, происшедший в XX в.

Наука активно заинтересовалась агломерациями во второй половине прошлого столетия. Их исследовали градостроители, географы, экономисты, социологи, экологи. В научно-исследовательских и проектных институтах были созданы основы теории агломерации. Но в нашей стране агломерации долго не являлись специальным объектом градостроительного проектирования, и лишь в последние годы существования СССР в сферах управления появилось понимание их важности в перспективном устройстве страны и регионов.

Речь идет о взаимовыгодном союзе крупного города с малыми и средними. Города и поселки-спутники дают возможность крупному городу-центру (ГЦ) сосредоточиться на выполнении его исторической миссии – служить очагом нового, двигателем общественного прогресса. Спутники, в свою очередь, опираются на ГЦ в своем развитии и функционировании.

Обращение крупного города к агломерации – естественный результат его саморазвития, которое также проявляется и в соблюдении соответствия функциональной структуры города его рангу, меняющемуся по мере развития. Периодически в этой структуре возникают новые элементы, отвечающие веяниям времени, а неуместные элементы становятся достоянием истории.

Два процесса, совмещаясь, формируют агломерации. Первый стимулируется ГЦ, заинтересованным в развитии спутников как средстве решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.д.). Второй осуществляется усилиями внешних субъектов – министерствами, фирмами, промышленно-финансовыми группами, стремящимися использовать для размещения подведомственных им объектов благоприятные условия окружающей ГЦ территории.
Таким образом, действуют два начала – территориальное (исходящее от города) и отраслевое. Первому присущ комплексный подход при устройстве территории. Второй преследует, прежде всего, отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы.

Ход развития агломераций в СССР (на территории нынешней РФ)

Российские агломерации – детища ХX в. Ранее условий для их возникновения не было. Исключение есть лишь одно: одновременно или несколько позже строительства Санкт-Петербурга создавались его спутники-резиденции (Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум, Павловск, Гатчина), крепости (Кронштадт), промышленные центры (Колпино, Сестрорецк). Создавались и дальние спутники, к примеру, Лодейное Поле – колыбель Балтийского флота, Петрозаводск (бывшая Петровская слобода при железоделательном и пушечнолитейном заводе).

Петербургская агломерация, возникшая задолго до агломерационной эры, выглядела необычным явлением в городском расселении Российской империи. Города, первейшей обязанностью которых было исполнение административных функций, разделялись значительными расстояниями, ибо каждый из них должен был иметь опекаемую территорию достаточных размеров. В результате продуманной и масштабной административно- территориальной реформы 1775-1785 г.г. при Екатерине II тогдашняя государственная территория оказалась более или менее равномерно покрыта сетью губернских и уездных городов. От Москвы ближние уездные города держались примерно на 50 км, только Подольск располагался в 42 км.

С развитием промышленности, особенно в периоды индустриального бума (пореформенные годы и рубеж XIX-XX вв.), вблизи крупных городов стали оседать предприятия, тем более, что не все города были склонны размещать у себя фабрики и заводы. Поселения при них (на первых порах незначительные) послужили зародышами будущих городов-спутников. Из подобных эмбрионов развились многие города-спутники Москвы. Уже перепись 1926 г. зафиксировала в качестве городов бывшие села и пристанционные поселки Люберцы, Пушкино, Мытищи, Щелково, Кунцево, Кусково, Лосиноостровскую, Перово (четыре последних давно уже в черте столицы), Орехово-Зуево.

Предпосылки развития будущих агломераций создавались на Урале (гнезда заводов с поселениями при них возникали, начиная с петровского времени) и в Донбассе. Однако городскими агломерациями их назвать было нельзя, поскольку истинными городами являлись далеко не все поселения при шахтах, рудниках и заводах. В советское время урбанизация развивалась высокими темпами на волне индустриализации. И уже к началу Великой Отечественной войны она достигла существенных результатов. Прежде всего, ускоренно формировались города, способные по размеру и экономическому потенциалу создавать агломерации. Преимущественно эта роль точек роста, выпала на старые города, прежние губернские центры, сохранившие административные функции высокого уровня, усилившие многофункциональность, выросшие в размерах, что и предопределило потребность в спутниках. 

Из 76 российских городов, которые в 1989 г. (последняя перепись советского времени) насчитывали свыше 250 тыс. жителей – их было принято считать ядрами потенциальных агломераций, 63 получили городской статус до конца ХХ в., в том числе 39 являлись губернскими и областными центрами. Не имевшие городского статуса города-заводы Ижевск и Нижний Тагил в 1897 г. насчитывали соответственно 21,5 и 30 тыс. жителей; учитывая достигнутый ими на протяжении прошлого столетия уровень развития правомерно считать и их старыми городами. Новых городов было всего 13. Два из них получили городские права до революции 1917 г.: Новосибирск в 1903 г., Мурманск в 1916 г. Уже в 1939 г. городов рассматриваемой категории (свыше 250 тыс. жителей) насчитывалось 21 (в 1926 г. их было только 3). В послевоенное время урбанизационные процессы еще более активизировались. По данным, приведенным П. Поляном (1988 г.), число крупных агломераций в СССР в 1959 г. составило 42, в 1970-е гг. - 63, в 1979 г. - 84. Еще активнее, чем в довоенные годы, росло число городов-спутников. Около половины новых городов России (преимущественно новостроек) составили города, располагавшиеся в зонах непосредственного тяготения вокруг ГЦ (радиусом от 50 км для больших городов до 100 км для миллионеров). Примерно треть российских городов обосновалась в сложившихся или потенциальных агломерациях.
К концу существования СССP урбанизация не завершилась. В настоящий момент в РФ велик дефицит городов всех категорий. Многие города вследствие молодости не успели развиться в подлинные города, характеризующиеся разнообразием функций. Формирование агломераций затормозилось. Началось попятное движение – сокращение числа жителей не только в зонах спутников, но и во многих ГЦ. За 1989-2002 гг. 24 из них увеличили число жителей. Но уменьшивших его было в два раза больше. Депопуляция, утрата сельской местностью способности пополнять городское население, спад промышленного производства, утечка мозгов, значительное число людей за чертой бедности усугубляют кризис городов. Однако и в этих условиях стране предстоит решать свои проблемы, опираясь на потенциал, сосредоточенный в крупных центрах и агломерациях. Полезно оценить достигнутые в прошлом веке результаты в формировании агломераций, отметить их характерные особенности.

1. В СССР–России агломерации явились результатом не столько «разгрузки» ГЦ, сколько привлечения производственной и иной деятельности в их окружении, что вызвало приток населения из разных районов страны.
2. ГЦ существенно опередили по масштабам развития и роста зону спутников (в США картина обратная). ГЦ, прежде всего, развивались сами, а потом уже приобщали к развитию своих спутников.
3. Стимулируя развитие спутников, ГЦ неохотно расставались с видами деятельности (прежде всего, с промышленностью), которые уже не соответствовали их современному состоянию и уровню. В результате имел место чрезмерный рост городов при их недостаточном развитии.
4. Вследствие постоянной территориальной экспансии ГЦ также постоянно изменялись городские границы. Их нестабильность серьезно осложняла рациональную организацию пригородной зоны.
5. Нередко сам ГЦ представляет собой агломерацию. Это связано с неправомерным расширением городской черты и с особенностями географической ситуации, в частности, с конфигурацией гидрографического узла (Брянск, Уфа, Иркутск), с расположением в дельте крупной реки (Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань), с поселковостью, вызванной строительством крупных предприятий с сопутствующей жилой застройкой, в некотором отдалении от города. 

Перспективы

В последние годы экономическая ситуация улучшается. Города, прежде всего многофункциональные и обладающие конкурентоспособной промышленностью, выходят из кризиса. Модернизируются старые предприятия, строятся новые. Развивается рыночная инфраструктура и создаются новые рабочие места. Потребность России в развитии агломераций остается весьма актуальной. Крупные города сохраняют и усиливают роль локомотивов социально-экономического развития. Эффективной формой их функционирования и модернизации предстают агломерации. Они помогут всестороннему обновлению ГЦ, усилят их значение как баз регионального развития и узлов межрайонного взаимодействия. Напомним, что около 70% наукоградов, обладающих уникальным интеллектуальным потенциалом, составляют спутники центров-лидеров. В агломерациях наукограды находят наилучшие условия для успешной деятельности.

В условиях России с ее гигантскими пространствами и расстояниями агломерации особенно востребованы. Благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. В них концентрируются важнейшие объекты промышленности, науки, образования, культуры, рекреации. Благодаря сближенности в агломерациях этих взаимодействующих объектов повышается доля ближних связей, замыкающихся в территориально небольших агломерационных ареалах. Это дает значительный социальный и экономический эффект. Накопленный в недавнем прошлом наукой и градостроительной практикой опыт, осмысление происходящих в последнее время перемен в крупных городах и окружающих их районах позволяют высказать положения, имеющие, на наш взгляд, значение для городской и региональной политики государства.

1. Формирование агломераций должно считаться важной государственной задачей, за успешное выполнение которой отвечают власти всех уровней - муниципальная, региональная, федеральная. Оно должно быть целенаправленным и осуществляться на основе тщательно разработанного плана. Целесообразно создать фонд развития агломераций в целях организации научных исследований, экспериментального проектирования, разработки методических указаний, постановки мониторинга, популяризации знаний.
2. Формирование агломераций недостаточно сводить к строительству отдельных городов-спутников. Необходимо заниматься всей территорией агломерационного ареала. Решающее значение для взаимодействия ГЦ с его спутниками и последних между собой имеет хорошо налаженная транспортная инфраструктура (именно с ее создания началось интенсивное использование пригородных территорий в США). Сопряженно с опорным экономическим каркасом (города плюс дороги) важно формировать опорный экологический каркас. Агломерация должна не «подминать» окружающую природу, но гармонично в нее вписываться.
3. При принятии решений по пространственной организации следует руководствоваться принципом субоптимизации. Любые решения принимаются в интересах целого, хотя интересы того или иного объекта могут быть несколько ущемлены. Совокупность субоптимальных решений для отдельных объектов станет оптимальным решением для целого.
4. Требуется правовое ужесточение регулирования в использовании территории, строгий государственный контроль – градостроительный и экологический – за состоянием агломераций. Нельзя полагаться на рынок, «который всё расставит по своим местам». Практика последних лет доказала, что рынок усиливает хаос на пригородных территориях, а не противодействует ему.
5. Принесет пользу применение созданной градостроителями концепции ГСНМ (групповой системы населенных мест). ГСНМ, будучи по сути упорядоченной агломерацией, обладает ее фундаментальными свойствами. Имея достоинства агломерации, она лишена ее недостатков.
6. Формирование агломераций – не единственный способ модернизации ГЦ и организации его пригородной зоны. Среди альтернатив: а) создание одного крупного спутника –«параллельного города»; б) создание города-противовеса за пределами агломерационного ареала, способного стать вторым городом региона (это уже имеет место в Белгородской, Вологодской, Кемеровской, Липецкой Оренбургской областях, Хабаровском крае, Татарстане и Дагестане); в) развитие полосовидной (лучевой) структуры по приоритетному направлению.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.