Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Будущее российской урбанизации

Будущее российской урбанизации Надир Киносьян. Архитектор, докторант Кардиффской школы городского и регионального планирования (Уэллс, Великобритания)
Российское Экспертное обозрение №4 2007

За последние годы российские города претерпели значительные изменения в структуре производства и потребления, социальной организации, жилой среде и планировочной структуре в целом. Эти процессы неизбежно ставят вопрос о будущем российской урбанизации и об устойчивом развитии российского города. В приложении к градостроительству принцип устойчивого развития подразумевает бережливое использование ресурсов, ограничение освоения новых земель, снижение потребности в использовании транспорта, создание безопасных и комфортных условий проживания для максимального числа горожан.

В этом плане для российских городов можно представить, по крайней мере, две возможные модели развития. «Европейская модель» характеризуется высокой плотностью населения, наличием общегородского центра, насыщенного объектами культурного и бытового обслуживания и жильем. Транспортное обслуживание основано на сильной системе городского общественного транспорта. С другой стороны, аморфная городская структура, типичная для США, характеризуется застройкой индивидуальными домами, низкой плотностью населения, отсутствием явного городского центра и массовыми ежедневными миграциями между местами работы, обслуживания и проживания. Такая структура опасна тем, что создает растущую нагрузку на транспортную систему, порождает зависимость от частного автомобиля, разрушает исторический центр, наносит ущерб экологии и вызывает рост ДТП.

Субурбанизация в послевоенной Америке была обусловлена такими факторами как рост населения, растущее благосостояние, государственная политика, стимулирующая покупку индивидуальных домов, этническое и социальное деление, снижение стоимости транспортных издержек, насыщение пригородов объектами обслуживания и т.д. В современной России некоторые из перечисленных факторов присутствуют, но в недостаточной для полномасштабной субурбанизации мере. В то же время, учитывая огромные различия между регионами, более точную картину можно строить только на основе анализа конкретной ситуации.

Материальные условия субурбанизации

Положительная экономическая динамика и рост потребления позволяют все большему числу россиян пользоваться автомобилем и иметь загородный дом в качестве второго или первого жилища. Тем не менее, уровень автомобилизации в России остается низким. Если в 2005 г. в США число легковых автомобилей на 1000 человек населения составляло 7141, в Великобритании – 469, Польше - 3232, то в России этот показатель составил 1693. Таким образом, мобильность населения в России гораздо ниже, чем в США и странах Евросоюза. Даже в наиболее автомобилизированном городе – Москве - число автомобилей на 1000 человек ниже европейских показателей. 

Средний размер жилья в РФ вырос с 60,8 кв. м (1992 г.) до 84,5 кв. м (2005 г.), при этом большинство горожан по-прежнему живут в многоквартирных жилых домах (77%). Архаичное деление, принятое в официальной статистике, на «городской» и «сельский» жилищный фонд препятствует реалистичной оценке масштабов субурбанизации. Разумеется, в городах соотношение остается в пользу многоэтажных проектов. А что происходит за пределами городской черты, в так называемом «коттеджном поясе»? Ни статистически, ни административно эти поселки не имеют к городу отношения, но экономически и экологически оказывают на город непросредственное значение. Если в США существует концепция «метрополитенской статистической зоны», то российская статистика «коттеджные пояса» не улавливает.

Средняя зарплата россиян выросла с эквивалента $22 в 1992 г. до $302 в 2005 г. В то же время в 2004 г. 25,2 млн. человек или 17,6% населения России имели доходы ниже уровня бедности. Спрос на жилье существенно ограничен тем, что более 80% расходов домохозяйств идет на покупку продуктов, товаров и оплату коммунальных услуг.

И последнее: наша страна переживает тяжелейший демографический кризис. Большинство городов-миллионников теряют население, а рост городов обеспечивается за счет притока мигрантов. Структура жилищного спроса со стороны мигрантов требует изучения.

Государственная политика

Руководство страны связывает демографический кризис с низкой обеспеченностью жильем большей части населения. Президент В.Путин в своих выступлениях неоднократно ставил задачу улучшения жилищных условий граждан России как одного из способов преодоления демографического кризиса. В ежегодном Послании президент поставил задачу вводить не менее одного миллиона кв. м. жилья в год4. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» нацелен на формирование рынка доступного жилья через увеличение объемов строительства и совершенствование институциональных механизмов жилищного строительства. 

Если количественные показатели нацпроекта зафиксированы в решениях правительства, то открытым остается вопрос в какие градостроительные формы выльются эти инициативы. Какое жилье и где будет строиться? Как это повлияет на равитие урбанизации в стране?

Анализ политических заявлений последних лет позволяет говорить о принятии курса на субурбанизацию, т.е. на преимущественный рост на новых загородных территориях. Так, проект «Свой дом» партии «Единая Россия» делает ставку на загородное малоэтажное жилье. Партия «планирует создание благоприятного «жизненного пространства» для рождения и воспитания детей путем стимулирования застройки пригородов индивидуальными домами и малоэтажным жильем»5.

Председатель Госдумы и руководитель фракции «Единая Россия» Борис Грызлов считает, что новое направление градостроительного развития должно вписываться в формулу «из городов в пригороды». Также ясно указано на застройку новых территорий: «Есть участки земли, расположенные в пригородах, где пашни давно нет и быть уже не может, однако формально они считаются землями сельхозназначения. Понятно, что никто их засевать и вспахивать не будет. Давно пора перевести эти земли из категории сельскохозяйственных в категорию поселений и передать под застройку»6. По мнению Грызлова, 40% средств, выделяемых государством в рамках нацпроекта «Доступное жилье» должно идти на развитие малоэтажного строительства7. В нижней палате российского парламента в первом чтении принят закон о развитии малоэтажной жилой застройки, призванный облегчить доступ к участкам для индивидуального жилищного строительства.

Анализ ситуации на региональном уровне

Для примера можно оценить ситуацию на региональном уровне. В Республике Татарстан уже в 1996-2004 гг. был реализован республиканский «нацпроект» - государственная программа ликвидации ветхого жилого фонда, в результате которой 48 125 семей были переселены в новые квартиры. По завершении этой программы была запущена программа социальной ипотеки для бюджетников, молодых семей и сельчан. Таким образом, в РТ инициативы федерального правительства ложатся на уже подготовленную институциональную базу. Как заявил министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Хуснуллин, в 2007 г. республика в рамках реализации нацпроекта взяла на себя обязательства построить 2 млн. 30 тыс. кв. метров жилья. Это самый большой объем, на который когда-либо покушались местные строители8. Понятно, что желание «догнать и перегнать» нам не чуждо, но какие качественные для города последствия будет иметь массовое жилищное строительство?

Уже сейчас в целом по республике объемы ввода многоэтажного и индивидуального жилья практически сравнялись. В соответствии с прогнозом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, к 2011 г. в Татарстане будет введено 10 млн. кв. м жилья, из которых 4,2 млн. кв. м будет малоэтажным (около 30 тыс. домов). Сам руководитель министерства неоднократно высказывался в пользу строительства массового загородного жилья и называет коттеджное строительство «точкой роста»9.

Генплан Казани, разрабатываемый с 1994 г., в своей последней редакции предполагает увеличение общей территории города почти вдвое – с имеющихся 425 кв. км. до 780 кв. км. Средняя обеспеченность жилой площадью на каждого жителя должна увеличиться в два раза и составить 39 кв. м. В планы жилищного строительства (2003-2050 гг.) входит строительство 27,36 млн. кв. м многоквартирного жилья (70%) и 11,89 млн. кв. м коттеджного (30%). Планируется расширение городского пространства в ареале 1,5-2 часовой доступности, где каждому гражданину может быть предоставлен участок для строительства жилого дома10. 

Последствия субурбанизации

Реализация таких масштабных планов загородного строительства может привести к негативным последствиям. Осуществление программы ветхого жилья с переселением десятков тысяч людей на периферию города уже привела к формированию плохо обеспеченных социальной инфраструктурой районов, росту нагрузки на транспортную систему и ухудшению экологической ситуации. Дальнейшее «расползание» города может усугубить эти эффекты. Во-первых, появление коттеджных поселков создаст дополнительную нагрузку на транспортную систему. Семье нужно будет иметь одну-две машины, что, в свою очередь, приведет к огромному увеличению числа частных автомобилей, которые потребуют парковки в центре города. Во-вторых, поселки создадут отток населения с деньгами из города. Затем новые территории будут требовать развития всей социальной инфраструктуры: строительства школ, поликлиник, объектов торговли.

Тенденции развития российских городов и последние политические инициативы федерального правительства, нацеленные на создание рынка комфортного и доступного жилья, вызывают определенные опасения в плане устойчивости возникающей модели роста. В наиболее благополучных регионах планы «коттеджного» строительства могут спровоцировать пространственный рост городов. Заявления об устойчивом развитии фактически означают пропаганду устойчивого роста потребления, то есть ценностей, противоположных идеям устойчивого развития. Необходимо помнить, что несбалансированное улучшение стандартов жизни сегодня может привести к долгосрочным негативным последствиям. Освоение новых территорий, приводящее к «расползанию» города, требует взвешенного подхода.

Правительство готовится к «интервенции»

В июне 2007 г. первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев объявил о готовности правительства осуществить необходимую «земельную интервенцию» с целью успешной реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Эта акция планируется в 11 субъектах Российской Федерации. Предполагается до октября 2007 г. выставить на аукционы 40 крупных земельных участков с инфраструктурой. Эксперты предполагают, что данное предложение заинтересует, прежде всего, крупные строительные компании, что отразится на объемах вводимого в строй жилья. На продаваемых участках должно быть возведено не менее 20 млн. кв. м жилья. За 2006 г. строители сдали 50,5 млн. кв. м, а к 2010 г. ожидается около 80 млн. кв. м. 
На базе данного проекта правительство РФ собирается отработать механизм, позволяющий ускорить темпы роста предложения жилья в регионах, повысив планку расчетов до 100-130 млн. кв. м к 2010 году. Среди 11 регионов будут, в частности, Калининград, Сахалин, Вологда, Омск, Татария, Ярославль, Пермь. Все участники проекта «отобраны» в соответствии с активностью региональных властей.
По материалам: Opec.ru, газет «Ведомости» и «Коммерсант».

«Доступное жилье» - это…

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» рассчитан на 6 лет. На первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:

- Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
- Повышение доступности жилья.
- Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
- Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан. 

Проектом предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Предполагается, что данная мера позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку по кредитам. В рамках второго приоритета оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов. Государство также намерено сокращать административные барьеры, совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку, оказывать помощь в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставить гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Проект предполагает наделение муниципалитетов правом залога муниципальных и неразграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры. В рамках четвертого приоритета государство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.
По материалам: официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (http://www.rost.ru/). 

[1] US Department of Transportation, Federal Highway Administration (2005) Highway Statistics 2005. - http://www.fhwa.dot.gov/policy/ohim/hs05/htm/mv1.htm.
[2] European Commission, Directorate General for Energy and Transport (2006) Energy and Transport in Figures. Statistical Pocketbook 2006. - http://ec.europa.eu/dgs/energy_transport/figures/pocketbook/2006_en.htm.
[3] Федеральная служба государственной статистики (2007 г.). Основные показатели социально-экономического положения регионов РФ и исполнения бюджетов.
[4] Путин В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 апреля 2007 г.
[5] Сайт сторонников Бориса Грызлова (2007 г.). Ход реализации: «Свой дом» http://www.gryzlov.ru/index.php?page=projects_news&id=13
[6] Политический доклад Председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия» Бориса Грызлова Генеральному совету. – http://www.gryzlov.ru/index.php?page=publications&id=220
[7] http://www.gryzlov.ru/index.php?page=projects_news&id=13
[8] Николаева Т. Татарстан хочет поставить рекорд по строительству жилья в этом году // «Время и деньги», 6 июня 2007 г.
[9] Вафин Р. Дом формирует хозяина. Интервью с министром строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Хуснуллиным // Загородный Клуб. 2006 г. №0, с. 20-25.
[10] Генеральный план г. Казани. Том 2 Градостроительство. Казань-Москва, стр. 98.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.