Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Северные города России

Наталья Трунова, Эксперт "Центра стратегических разработок "Северо-Запад
Российское Экспертное обозрение №4 2007

Северные города РоссииРоссийские северные территории в основном являются высокоурбанизированными. Исключение составляют лишь нескольких субъектов федерации, которых практически не коснулся процесс советской индустриализации.

Тип и качественные характеристики урбанизации зависят от того, к какому периоду освоения принадлежит регион. Можно выделить два типа: староосвоенные территории: Архангельская область, Республика Карелия и др., чья экономическая специализация связана с эксплуатацией возобновляемых ресурсов и новоосвоенные: ЯНАО, ХМАО, Мурманская область и др., освоение которых началось в 1920-1960 гг. прошлого века в связи с добычей невозобновляемых природных ресурсов. 

Именно этому периоду своим появлением обязано большое количество ныне существующих городов в следующих субъектах федерации: Республика Коми (Воркута – год создания города 1931, Инта – 1940 г., Печора – 1949 г., Усинск – 1966 г., Ухта – 1929 г. и др.), Мурманская область (Апатиты – 1929 г., Заполярный – 1956 г., Кировск – 1929 г., Мончегорск – 1937 г. и др.), Ханты-Мансийский автономный округ (Когалым – 1975 г., Лангепас – 1985 г., Мегион – 1962 г., Нефтеюганск – 1962 г., Нягань – 1976 г. и т.д.), Ямало-Ненецкий автономный округ (Муравленко – 1984 г., Надым – 1972 г., Новый Уренгой – 1973 г., Ноябрьск – 1976 г.), Красноярский край (Норильск – 1935 г., Кейеркан – 1943 г., Талнах – 1960 г.) и др. Политика формирования постоянных поселений была оправдана как с экономической точки зрения (трудоизбыточные технологии требовали присутствия большего количества рабочей силы на вновь созданных производственных площадках, а вахтовый метод в условиях слабого развития транспортной системы и необходимости большого количества кадров был крайне затратен), так и с общественной (большой группе людей дали возможность улучшить условия проживания, повысить свое место в социальной иерархии и поучаствовать в реализации грандиозных проектов1). Форпосты индустриально-сырьевого освоения Севера стали одним из символов развития страны. Как правило, эти города до сих пор составляют существенную часть промышленного и демографического потенциала регионов.

Ключевые проблемы

В 1990-2000-е гг. ситуация для российского Севера (и для их новых городских центров) существенным образом изменилась:

- Появился новый субъект развития территории – корпорации, добывающие ресурсы в регионе. Как правило, компании не были склонны поддерживать развитие территории в прежнем объеме и постепенно избавлялись от социальных обязательств, передавая объекты социальной сферы в муниципальное управление. Но, учитывая гигантизм «советской стройки»2, обеспечение функционирования данных объектов стало практически непосильной ношей для муниципалитетов3. Кроме того, стоимость ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения городских образований, начала стремительно расти. Ведь, несмотря на дискомфортные климатические условия4, планировка и архитектурный образ, а также инженерное обеспечение северных городов практически не отличались от городов, расположенных в условиях с более благоприятными климатическими условиями, что отражалось на увеличении стоимости их жизнеобеспечения.
Между тем, «свернуть» относительно большие монопрофильные городские поселения, созданные вокруг крупных добывающих и перерабатывающих технологических комплексов, до вахтовых партий и их «тыловых» баз вряд ли сегодня возможно по технологическим и социальным причинам. В итоге, оценив сроки эксплуатации нефтегазовых месторождений (точнее, продлив их за счет применения новых технологий добычи) и объемы возможных затрат на свертывание городских поселений, нефтедобывающие компании Западной Сибири отказались от имевшихся у них планов дезурбанизации (декларированных в конце прошлого века)5.
- На территории РФ начали появляться новые точки экономического роста (как правило, крупные города и некоторые регионы Центральной России и Юга). Они предлагали населению гораздо больший спектр социальных ролей и возможностей, что вызвало миграционный отток с Севера, прежде всего, трудоспособного населения. В целом на протяжении 1990-х гг. в России сформировалась стабильная и территориально достаточно компактная зона оттока населения, включающая регионы Европейского Севера (Мурманская, Архангельская области, Республика Коми), часть Сибири (Красноярский край, Читинская, Иркутская и Томская области с округами, Республики Бурятия и Тыва) и Дальний Восток. На Севере эта проблема оказалась особенно острой. За переселением жителей иногда следовала и ликвидация поселений. Данный процесс затронул Республики Карелию, Якутию, Магаданскую область. При этом ликвидация целых горнопромышенных очагов, баз их снабжения и даже крупных городов (например, г. Стрежевой) идет без реальных планов использования высвобождаемых кадров на месте.
- Экономическое благополучие северных городов стало зависеть от рыночной ситуации, в которой советская модель освоения территории стала неконкурентоспособной. В результате многие населенные пункты (специализация которых в основном была связана с добычей угля, с транспортной функцией и т.д.) перешли в разряд депрессивных. Перефункционализация же большинства северных городов практически невозможна в силу того, что производственная деятельность предыдущего периода полностью опиралась на сырьевые ресурсы территории, а разворачивание новых видов деятельности нерентабельно в силу низкой транспортной доступности территории, высокой стоимости всех ресурсов, монопрофильности регионов, к которым относятся данные города, и ряда других причин. 

Возможные решения

В ближайшие 10 лет России придется решить сложную задачу выбора модели функционировния северных территорий и определить, какой тип поселений будет доминировать на разных территориях. На этот процесс будут оказывать влияние, прежде всего, следующие факторы:

- Смещение зон добычи ресурсов в зоны, экстремальные для жизнедеятельности и крайне сложные для разворачивания хозяйственной деятельности (и соответственно, невозможность трансляции советской модели, то есть строительства новых населенных пунктов);
- Ухудшение ресурсной базы в старых зонах освоения (например, степень выработанности разведанных запасов месторождений нефти и газа Западной Сибири составляет по разным оценкам от 43 до 60%), а соответственно, снижение потребности в трудовых ресурсах и проблематизация существующей системы расселения, которая опирается в основном на достаточно крупные городские образования;
- Проведение технологической модернизации в российских корпорациях и политики повышения производительности труда (а соответственно, сокращения численности персонала). 

Определение дальнейшей политики развития северных территорий должно опираться на новую систему исследований, посвященных функциональному зонированию территории РФ (в настоящее время один из вариантов типологизации регионов активно используется Министерством регионального развития РФ, но поскольку пока схема пространственного развития не разработана, эта типология «не положена» на карту) и природно-климатическому районированию территории РФ. Фактически необходимо определить:

- какое количество трудовых ресурсов понадобится для реализации существующих проектов и выполнения функций, которые закреплены за данными территориями,
- какая модель трудовых отношений будет выстраиваться в различных климатических районах и зонах,
- какой тип поселений (оптимальная численность населенных пунктов, этажность, требования к инженерной инфраструктуре и т.д.) наиболее оптимален в различных климатических районах и функциональных зонах,
- каковы будут механизмы оптимизации численности населения в депрессивных территориях и как будут консервироваться населенные пункты,
- за счет каких механизмов (на территориях, где есть предпосылки, прежде всего, степень воздействия на организм человека) будут происходить закрепление населения и дифференциация экономической базы населенных пунктов,
- какая правовая модель будет использоваться для развития территорий, которые в настоящее время называются северными.

[1] Идеологическая (символическая) составляющая была крайне важна в советском проекте освоения севера.

[2] Например, в поселке Кедровый в Томской области, в котором проживало 2,5 тыс. чел., функционировала школа рассчитанная на 1 тыс. учащихся.

[3] Именно поэтому ряд корпораций (например, «Норильский никель») стали возвращать под свое управление ряд объектов, отвечающих за жизнеобеспечение населения.

[4] В 1990-х гг. Кольским научным центром была разработана методика природно-экономического районирования севера, в которой была обоснована и предложена система биоклиматических индексов суровости метеорежима в зависимости от географических широт. В основе этой методики лежит дифференциация северных территорий по критерию суровости климатических условий. Север делится на зоны по характеру комплексного воздействия природной среды на условия жизни и производства. Выделяются три зоны дискомфортности: дискомфортная, экстремально дискомфортная, абсолютно дискомфортная. К зоне абсолютного дискомфорта относятся Магаданская область, Чукотский АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Корякский АО (сегодня – часть Камчатского края), Ненецкий АО, значительная часть территории ЯНАО и Республики Саха (Якутия), а также часть территории Мурманской области, Камчатской области, Красноярского края (г. Норильск, Эвенкийский АО), Республики Коми (г. Воркута и г. Инта), Хабаровского края, Сахалинской области. - Лузин Г.П., Лазарев Е.Е., Селин В.С., Широкова Л.Н., Методология районирования территорий для управления формированием трудовых ресурсов в северных регионах. Апатиты, 1996; Лузин Г.П., Лазарев Е.Е., Широкова Л.Н., Критерии районирования Севера России ( территория , проблемы, практика). Апатиты, 1991; Лузин Г.П., Лазарев Е.Е., Широкова Л.Н., Яковлев Р.В., Районирование Севера России, Кольский научный центр АН СССР, Апатиты, 1993; Прохоров Б.Б., Медико-географическая информация при освоении новых районов Сибири. Новосибирск, 1979.

[5] Генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации, утвержденной в 1994 г., был установлен принцип «перехода от политики проживания к политике пребывания некоренного населения в регионе Севера, особенно в условиях Крайнего Севера».

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.