Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Туризм как ресурс

Ирина Смирнова
Аналитик Центра стратегических разработок «Северо-Запад»
Российское Экспертное обозрение №1 2008

Сегодня туризм является одной из ведущих отраслей мировой экономики[1]. Оборот средств в ней выше, чем в автомобилестроении, электронной промышленности или сельском хозяйстве. Сравнения воодушевляющие, но насколько этим ресурсом готовы воспользоваться российские регионы?

В Санкт-Петербурге прошел круглый стол, посвященный перспективам развития въездного туризма на Северо-Западе в условиях все более глобализирующегося туристического рынка. Его организаторами стали Северо-Западное региональное отделение Российского Союза Туриндустрии и Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Несмотря на региональный аспект обсуждаемой темы, вопросы, поднимавшиеся на круглом столе, имеют отношения ко всем российским регионам, занимающимся развитием туризма.

Предлагаем вниманию читателей несколько тезисов, активно обсуждавшихся участниками круглого стола.

Туристический рынок глобализируется

Туристический рынок стал глобальным. Региональные российские туррынки тоже теряют свою изолированность, постепенно становясь частью общероссийского, макрорегионального и глобального рынков. В сегменте выездного туризма вхождение в глобальный рынок уже произошло, и теперь россияне имеют вполне реальную возможность выбирать между российскими и зарубежными турпредложениями. Для российских компаний это означает появление новых конкурентов, количество которых на каждом этапе будет последовательно возрастать.

На примере Северо-Запада эта ситуация выглядит следующим образом:

Тип туризма

Регионы

Конкуренты Северо-Запада на туристическом рынке

2007

2012-2015

2020-2025

Культурно-познавательный туризм

Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская, Вологодская области

столицы Восточной Европы (Будапешт, Прага)

Столицы Прибалтики (Таллинн, Рига), Киев (Украина)

Нестоличные города Европы и европейской части СНГ (Краков, Львов)

Этнотуризм*

Архангельская область, Карелия

страны Скандинавии

страны Прибалтики, Юго-Восточной Азии, Юг России, Юг Сибири

-

Рыболовный, охотничий

Карелия, Мурманская область

страны Скандинавии, Астрахань

Канада, страны Африки, Тверская область, Сибирь

Северная Америка, Африка

Активный и экстремальный туризм

Карелия, Псковская, Мурманская, Ленинградская, Архангельская, Новгородская, Вологодская области, Республика Коми

страны Скандинавии

Урал, Юг России, Сибирь, Монголия

Американский континент, Африка

Оздоровительный туризм

Ленинградская, Калининградская, Новгородская области, Карелия

страны Прибалтики

Московская агломерация, Украина

-

Конгресс-туризм

Санкт-Петербург,
Калининград,

Москва, страны Прибалтики

Сочи, Екатеринбург, Владивосток, Казань

-

* на данном этапе в России практически отсутствует
Источник: ЦСР «Северо-Запад», РСТ СЗРO

В тоже время глобализация рынка туруслуг открывает новые возможности для партнерских отношений, давая импульс консолидационным процессам в отрасли. Вопрос заключается в том, как российские регионы могут воспользоваться ситуацией и какие именно услуги они могут предложить этому новому и весьма конкурентному рынку.

Новые точки туризма и смещение маршрутов

Сегодня мировая индустрия туризма динамично развивается, вовлекая все новые регионы. По прогнозным данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), в ближайшие 15 лет наиболее быстрыми темпами будет расти рынок стран «нового туристического освоения»: Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Азии и некоторых наиболее политически стабильных частей Африки. На туристической карте мира появились Вьетнам, Тибет, Танзания, первые попытки привлечь туристов делает даже Пакистан. В результате этого движения происходит глобальное перераспределение мировых туристических потоков.

Эта тенденция находит свое отражение и в России, хотя интенсивность изменений у нас несколько ниже. Делают первые шаги в активном позиционировании на туристическом рынке такие регионы как Байкал, Урал, Алтай. Туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики получил поддержку на государственном уровне. В стране создано 7 туристско-рекреационных зон (Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республики Бурятия и Алтай), которые через некоторое время станут новыми точками туристического притяжения не только за счет богатых природных ресурсов, но и быстрого роста инфраструктур. Другим знаковым государственным проектом в сфере туризма на ближайшие 10 лет станет формирование инфраструктуры в Краснодарском крае под проведение Олимпийских игр в Сочи.

Новые туристические регионы начнут конкурировать за турпотоки с традиционными - Москвой, Санкт-Петербургом, городами Золотого кольца, которые, в свою очередь, тоже декларируют планы по усилению своих позиций. Так, согласно Генеральному плану развития Москвы к 2025 г. российская столица планирует принимать 20 млн. туристов в год. Сейчас же туристический поток в столицу составляет порядка 3,8 млн. человек в год. Есть планы и у северной столицы. По Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра, к 2010 г. город планирует принимать 5 млн. туристов в год. 
 
График 1. Рост объема туристических потоков
 
Рост объема туристических потоков
 
Как свидетельствует статистика, в целом в общестрановом масштабе происходит рост турпотока, однако он распределяется неравномерно. Например, объем туристических потоков, направляющихся на Северо-Запад, растет медленнее, чем по России в целом. В случае сохранения тенденции отставания возникают высокие риски перемещения Северо-Западного региона на периферию туррынка. 

Консолидация игроков

На российском туристическом рынке появляются крупные западные игроки, своими стандартами и высоким уровнем услуг оказывающие мощное давление на всю рыночную ситуацию в отрасли. Так, приход в Россию новых операторов авиа - и круизных перевозок влечет за собой внедрение новых стандартов работы, привнесенных иностранными компаниями с более конкурентных, чем российский рынков. Отечественным перевозчикам придется подстраиваться под мировые стандарты, чтобы оставаться конкурентоспособными. Перед ними возникает выбор: развиваться опережающими темпами либо взять на себя какие-либо функции иностранных компаний, встраиваясь в их цепочки. Иллюстрацией этой ситуации может стать рынок круизных перевозок, на котором Россия сейчас занимает сотые доли процента в мире. Учитывая современное состояние отечественной морской круизной инфраструктуры (средний возраст судов превышает 30 лет, отсутствие современных пассажирских терминалов с достаточной пропускной способность, т.д.), а также недостаточность финансового ресурса, конкурентоспособность российских морских компаний находится под вопросом. Возможны два варианта развития ситуации - либо они будут поглощены западными компаниями, либо вынуждены уйти с этого рынка или переориентироваться.

Свои проекты на территории России реализуют также многие иностранные отельные сети и туроператоры, создавая здесь плотную конкурентную среду. Надо отметить, что этот процесс этот выгоден как для иностранных инвесторов, так и для российских регионов, которые таким образом получают пропуск в мир большого туризма: отели с мировыми именами (Radisson SAS, Park Inn, Marriott International) являются гарантом качества для потенциальных клиентов, а также дополнительным стимулом для посещения этих территорий «своими клиентами». Вместе с этим у нас в стране начинается процесс формирования и российских сетей.

Значимой частью любого тура сегодня является шопинг. Поэтому для туристического рынка важным становится состояние российского ритэйла. Между тем, отечественный розничный рынок лишь недавно вышел из стадии неорганизованной торговли и находится на стадии бурного роста организованного сегмента, а также эволюции розничных форматов. При этом его развитие значительно ускоряет приход западных розничных сетей.

Динамика современных розничных рынков 
 
Схема 1. Динамика современных розничных рынков. 1) Польша, Венгрия, Чешская Республика; 2) Италия, Испания, Португалия; 3) Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия. (увеличить изображение)
Динамика современных розничных рынков
 
Увеличение масштаба туристического рынка в мире влечет за собой укрупнение бизнеса. Знаковая тенденция отрасли - появление «туристических фабрик полного цикла», объединяющих в рамках одной компании авиаперевозчиков, отельные сети, туроператоров и обслуживание туристов. Происходит усложнение маршрутов, появляются новые программы, межрегиональные туристические маршруты.

В российском турбизнесе также протекают объединительные процессы. Объединяются туроператоры (пример - «Гелиопарк Групп»), владельцы гостиниц. Появляются системные инвесторы (АФК «Система»). Российский бизнес начинает вкладывать деньги в туризм: строятся горнолыжные курорты (Шерегеш, Гладенькая, т.д.), обустраиваются рекреационные зоны вокруг отечественных мегаполисов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, строятся спортивно-развлекательные парки (настоящий бум наблюдается в Подмосковье), идет процесс инвестирования в гостиничном бизнесе. Однако пока масштабные проекты могут реализовывать только очень крупные инвесторы, причем такие, для которых туризм не является основным бизнесом. Поэтому эксперты турбизнеса считают, что тенденция к консолидации на российском туристическом рынке будет усиливаться. Как и в мире, в России будут возникать вертикально-интегрированные холдинги. Несмотря на то, что консолидационные процессы отражают общемировую тенденцию, явление это неоднозначно оценивается представителями российского турбизнеса.

Туристические кластеры в регионах

Новые технологии внедряются и в управление туристическим бизнесом. Отдельные российские регионы начинают проектировать и создавать туристические кластеры – взаимосвязанные и взаимодополняющие предприятия и организация, обеспечивающие функционирование туристической индустрии. Над подобными проектами работают не только в России, но и Казахстане, Украине (Крым), к уже осуществленным относится, прежде всего, опыт Турции. 
 
Таблица 2. Новые технологии управления в туризме.

Организация
и маркетинг
Транспорт Размещение Содержание турпредложений

Появляются «туристические фабрики полного цикла», объединяющие в рамках одной компании авиаперевозчиков, отельные сети, туроператоров и обслуживание туристов.

Турпутевка – не перемещение и проживание, а комплексный продукт, подразумевающий продажу нового опыта, переживаний, определенного стиля потребления. Происходит трансформация «якоря», что дает возможность нового подхода: вовлекаются территории, не обладающие традиционными турресурсами – за счет фальсификации смыслов, игры в историческое наследие, где «якорем» становится идея (например, тематические парки, где «якорь» - сказочные герои, игры, водные развлечения и т.д.) В России делаются первые попытки коммерциализировать фольклор (Великий Устюг – родина Деда Мороза), но для нас это только первый опыт.

Увеличение доступности туристических дестинаций за счет развития:

  • Системы высокоскоростных железнодорожных магистралей
  • Сегмента low-coast на рынке авиаперевозок

Внедрение и активное использование в западных старнах систем онлайн-бронирования и оплаты авиа- и железнодорожных билетов. В России данный сервис только начинает развиваться, и его доля в структуре тикетинговых продаж мала.

С помощью систем онлайн-бронирования происходит резервирование и оплата 60% гостиничных номеров Европы. В России возможность покупки номера через сеть Интернет имеется только в крупных городах у ограниченного количества гостиниц. В структуре оплаты российскими туристами гостиничных номеров по России и в мире доля онлайн-бронирования составляет 5%. Здоровье. Замещение традиционных лечебных схем на технологии SPA-оздоровления.
Оздоровление из тяжелого и скучного занятия с помощью новейших технологий и традиционной медицины превращается в увлекательный процесс, доставляющий удовольствие.

Форматирование туристических услуг

Наряду с изменением управлением туризмом происходят и качественные изменения в самой туротрасли. Знаковое явление – форматирование туристических услуг, появление сетевого продукта.

Форматирование несет с собой внедрение новых стандартов, существующих в мировой практике. Ключе, вым становится создание узнаваемого турпродукта, гарантирующего качество услуг определенного формата.
- Турсети завоевывают собственную потребительскую аудиторию, которая в ситуации выбора между покупкой сетевого и несетевого турпродукта отдает предпочтение уже знакомому (по другим продуктам этой сети) сервису и цене.
- Туроператорские сети, агентские франчайзинговые сети вводят единые стандарты во многих областях – от документооборота до имиджа компании и качества обслуживания в различных представительствах сети.
- Мировые отельные сети гарантируют своим клиентам определенный уровень качества и набор дополнительных услуг, тем самым, задавая тон в гостиничном бизнесе.
- Создаются межрегиональные маршруты, объединяющие туристические объекты по сетевому принципу, то есть, в одном формате. Например: предместья Парижа, портовые города Балтийского поря, объединенные в рамках круизного тура, и т.д.[2]
- Объединяются в сети и культурные объекты, и памятники истории. Например, Ассоциация замков Балтийского региона объединяет 50 замков в 9 странах (Россия представлена только Выборгским замком). В замках - членах Ассоциации наряду с презентацией исторических материалов ведется исследовательская работа, а также организуются культурные мероприятия, собирающие дополнительные турпотоки. 
Для современной российской туриндустрии несегментированный рынок с традиционными формами ведения бизнеса постепенно уходит в прошлое. По мнению экспертов, Россия вступила в начальную стадию форматирования турбизнеса, и через 5-7 лет российский туристический рынок будет отформатирован по профилю и четко разделен по сегментам. Это создает вызов для региональных туриндустрий: либо регионы и предприятия отрасли должны будут дотянуть уровень качества оказываемых услуг до западных стандартов, либо уйти с рынка. 

[1] По данным Всемирной Туристической Организации в 2005 г. мировой туризм приносил более 2 млрд. долларов в день. Объем туристического рынка в 2005 г. достиг 680 млрд. долларов, а к 2020 г. ожидается удвоение его оборота. Для примера: объем такого важного для России рынка как нефтехимия в 2004 г. оценивался в 650 млрд. долларов.
[2] В Европе процесс образования сетей идет широко и наряду с гостиницами охватывает музеи, замки (как памятники истории и как средства размещения) и даже города, в которые заходят круизные суда. Этот список можно продолжать, потому что процесс интеграции охватывает многие аспекты и уровни деятельности.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.