Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Стратегии развития крупных городов

Введение

Настоящий доклад составлен по материалам, подготовленным органами городского управления столиц и городов стран СНГ в связи с проведением 8-9 декабря 2009 года в городе Москва Международного Форума «Стратегии развития крупных городов», а также по материалам, специально подготовленным по этой проблеме экспертно-аналитическим подразделением секретариата МАГ – Экспертным Советом МАГ. Решение о проведении Форума «Стратегии развития крупных городов. Инвестиционные строительные программы» было принято 5 июля 2008 года в городе Астане на Международном Форуме МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в градостроительстве и архитектуре». Актуальность выбранной тематики была подтверждена на проводимом в рамках VII общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (20 октября 2008 года, город Санкт-Петербург) «круглом столе» МАГ «Городские стратегии: лучшие практики».

Проблемы разработки и реализации стратегий развития исключительно актуальны для всех без исключения столиц и крупных городов стран СНГ, что определило масштабность и детальность подготовки докладов к настоящему форуму Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. На 1 октября 2008 года были получены обстоятельные доклады из городов: Актау (Казахстан), Алматы (Казахстан), Астана (Казахстан), Атырау (Казахстан), Архангельск (Россия), Барнаул (Россия), Белгород (Россия), Бишкек (Кыргызстан), Владивосток (Россия), Владикавказ (Россия), Вологда (Россия), Донецк (Украина), Иваново (Россия), Казань (Россия), Калиниград (Россия), Киров (Россия), Красноярск (Россия), Луганск (Россия), Магадан (Россия), Могилев (Беларусь), Нижний Новгород (Россия), Николаев (Украина), Новосибирск (Россия), Омск (Россия), Оренбург (Россия), Ош (Кыргызстан), Пенза (Россия), Пермь (Россия), Петропавловск-Камчатский (Россия), Ростов-на-Дону (Россия), Самара (Россия), Севастополь (Россия), Серпухов (Россия), Таганрог (Россия), Улан-Удэ (Россия), Ульяновск (Россия), Хабаровск (Россия), Харьков (Украина), Херсон (Украина), Элиста (Россия), Ярославль (Россия). Материалы по стратегиям развития крупных городов предоставили так же Институт экономики города (г. Москва) и Леонтьевский центр (г. Санкт-Петербург).

В вышеуказанных докладах и материалах особое внимание было уделено вопросам организации разработки и утверждения стратегий или стратегических планов, финансовым аспектам разработки стратегий, организации публичных обсуждений разработанных документов, и их актуализации а также содержательным позициям стратегий развития крупных городов: постановке целей развития, взаимоувязке развития городов и прилегающих территорий, критическому анализу и использованию ранее разработанных проектов программ и планов, системе показателей стратегического развития городов и между других.

Полные тексты подготовленных городами докладов по всем перечисленным вопросам будут опубликованы в виде Итогового Доклада Международного Форума «Стратегии развития крупных городов», дополненного материалами их обсуждения на настоящем Форуме, и размещены на портале МАГ и разосланы всем городам – членам МАГ, в федеральные и региональные органы.

 

Раздел I. Оптимизация разработки и реализации стратегии развития столичных и крупных городов стран-государств СНГ.

1.1. Становление системы стратегического планирования в городах России.

Начало реформ 1990-х годов привело к существенному ослаблению деятельности по комплексному, а тем более, стратегическому планированию городского развития. Это произошло на волне тотального отрицания планирования (во всех его видах и формах) как «реакционной идеологии, чуждой создаваемой новой экономической, социальной и государственной реальности. Однако объективные потребности вызвали в настоящее время возрождение интереса

К этому необходимому и важному инструменту городского управления.

Появление стратегического планирования городского развития в России с середины 1990-х годов связано с активным интересом к опыту экономического развитых стран и попытками заимствования этого опыта при поддержке ряда зарубежных спонсорских организаций. Это внесло принципиальные новшества не только в технологии (в методы) планирования, но и в саму идеологию городского развития.

В Стратегических планах развития городов главное внимание уделялось ключевым, наиболее перспективным направлениям городского развития, на обосновании главных целей развития города и основных путей их достижения. Стратегические планы становились результатом совместных усилий городской администрации, деловых кругов, общественных организаций и собственно населения.

Города, которые с энтузиазмом начинали работу над так понимаемыми стратегическими планами, вскоре столкнулись с проблемами их реализации и неизбежной корректировки. Возникла потребность в упорядочении процесса распространения и корректного использования технологий стратегического планирования. Практика показала, что в современных условиях особенно важным является освоение опыта разработки стратегий развития столиц и крупных городов стран – участников СНГ, анализ возникающих при этом проблем и путей их решения. Этим целям и служит международный форум «Стратегии развития крупных городов».

 

1.2.Современные требования к разработке стратегий развития крупных городов России и других стран – участников СНГ.

В городах-членах МАГ стратегии развития крупных городов понимаются как системно организованные документы, консолидирующие и развивающий представления о том, в каких направлениях, для достижения каких целей и с какими результатами должен функционировать и развиваться город в интересах его населения и расположенного на его территории бизнеса, в интересах окружающих территорий и страны в целом. При этом учитывается, что столицы и крупные города стран – участников СНГ являются средоточием демографического, финансового, экономического, социально-индустриального, транспортного, научно-образовательного и культурно-исторического потенциала этих стран и регионов. Считается аксиомой, что при разработке стратегий крупных городов должны быть критически рассмотрены ранее выполненные среднесрочные и долгосрочные прогнозы, концепции, стратегии развития отдельных отраслей, среднесрочные и долгосрочные программы и планы для включения в стратегии наиболее существенных и непротиворечивых положений этих документов. Стратегии определяют перспективы городов на длительный период, но в отличие от прогнозов они намечают то, что при любых вариантах развития должно быть осуществлено в качестве непременного условия устойчивого функционирования и развития города. Это определяет место стратегий в структуре прогностических, программных и плановых материалов и документов, определяющих перспективы развития городов в качестве единого концептуального и целенаправленного основания для их разработки.

При разработке стратегий развития крупного города признана необходимость обоснований таких направлений этого развития, которые с учетом объективных ограничений будут способны обеспечить высокие стандарты уровня и качества жизни для всех жителей, устойчивость и сбалансированность функционирования объектов жилья и социальной сферы, экономики и инфраструктуры, сохранение разнообразия городской среды, ее культурно-исторического и природного потенциала. При этом учитывается, что пространственные ресурсы развития экономики и социальной сферы всех крупных городов в их административных границах близки к исчерпанию, и это требует перехода к новым принципам организации жизнедеятельности и жизнеобеспечения, к изменению схем размещения объектов экономики и жилищно-социальной сферы в совместных интересах жителей городов и прилегающих территорий. Необходимо учитывать также прогнозируемые изменения в социальной структуре и в трудовых мотивациях населения городов, в отраслевой структуре экономики (в том числе в связи с переходом к высокопроизводительным технологиям), в количестве и размещении объектов социальной инфраструктуры, транспортной, энергетической и водоканализационной инфраструктуры в межрегиональных взаимосвязях социального, экономического, финансово-экономического характера.

Одной из обязательных задач стратегий развития всех крупных городов – членов МАГ стало разрешение противоречий между задачами устойчивого функционирования и развития этих городов и накопившимися (и обострившимися в последние 20 лет) проблемами. В первую очередь, это - противоречия между потребностями городов в территориях для нового строительства и практическим их исчерпанием; ростом потребностей населения и бизнеса в качественных услугах всех видов инфраструктуры города и уровнем ее технического состояния; новыми требованиями к техническому уровню предприятий, к качеству и конкурентоспособности их продукции и наличием оставшихся от периода плановой экономики громоздких, ресурсоемких и неконкурентоспособных производств; наличием большого интеллектуального и научного потенциала столиц и крупных городов и реальных стимулов его сохранения и использования в интересах города и страны; ориентацией экономически и социально благополучной части населения города на соответствующий уровень жизни (жилье, обустройство территорий, бытовое обслуживание и др.) и ограниченными возможностями для основной части горожан удовлетворять свои потребности в жилье и приобретении всех видов платных услуг и товаров; ростом числа автотранспорта и ограниченными ресурсами улично-дорожной сети города и территорий для автостоянок; непрерывным ростом цен и арендной платы на все виды недвижимости и ограниченными возможностями массового инвестора по эффективному (с позиций города) приобретению и использованию этой недвижимости; потребностями в качественном и доступном социальном жилье и объемами его строительства.

В последнее время к этим проблемам прибавились новые задачи, вызванные начавшимся финансово-экономическим кризисом. Появилось требование обоснования функционирования города в стратегически необходимых направлениях с учетом кризисных форс-мажорных обстоятельствах.

1.3 Современная практика организации разработки стратегий развития столиц и крупных городов

Стратегии развития столиц и крупных городов являются ответственными актами, и решения от их разработке утверждаются и принимаются актами государственного управления или главами городских администраций. Так, стратегический план устойчивого развития города Астаны до 2030 года (Стратегический план) разработан в соответствии с поручением Главы государства в целях определения ключевых и перспективных направлений развития города Астаны на долгосрочный период на основе международного опыта устойчивого развития крупных городов. В целях разработки Стратегического плана, а также проведения научно-исследовательских работ в области социально-экономического развития города Астаны, акиматом столицы было инициировано создание специализированной муниципальной организации - Центра устойчивого развития столицы (Центр). К разработке Стратегического плана были привлечены зарубежные эксперты в области устойчивого городского развития и градостроительства, государственного управления, экономики и финансов, а также специалисты казахстанских высших учебных заведений местные эксперты в области инженерной и транспортной инфраструктуры. Стратегический план устойчивого развития города Астаны до 2030 года утвержден 17 марта 2006 года Указом Президента Республики Казахстан, как документ, имеющий значение не только для развития одного города, но и страны в целом. Для конкретизации мер по достижению стратегических целей и задач города Астаны в апреле того же года Правительством Республики Казахстан утвержден среднесрочный План мероприятий на 2006-2008 годы по реализации Стратегического плана.

В городе Архангельск работа над Стратегией социально-экономического развития МО «Город Архангельск» началась в июне 2006 года, когда в городе состоялась первая международная практическая конференция футурологов «Будущее России: стратегии развития городов. Архангельск – 2020». В апреле 2007 года мэрией города был проведен конкурс на право заключения муниципального контракта на разработку проекта «Стратегия социально-экономического развития МО «Город Архангельск» на период до 2020 года», победителем которого стало некоммерческое партнерство «Институт экономических стратегий» Отделения общественных наук Российской академии. Координатором работ по разработке проекта стратегии развития города являлся департамент экономики мэрии города. Кроме того, был создан координационный совет по стратегическому развитию города Архангельска, возглавляемый мэром города. Проект Стратегии развития Архангельска был размещен на сайте города и в средствах массовой информации (газета «Новый Архангельск» № 6 (250) от 02.02.2008). 27 февраля 2008 года мэрией города были проведены публичные слушания по обсуждению проекта «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» на период до 2020 года». Стратегия развития МО "Город Архангельск" на период до 2020 года утверждена постановлением мэра города Архангельска 20 марта 2008 года.

Стратегический план (Концепция стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года принят решением Магаданской городской Думой от 19.10.2007 года № 63-Д. Инициатива разработки названного документа исходила от органов местного самоуправления города. Постановлением мэра города Магадана 07.11.2005 года № 1996 «О разработке основных направлений Стратегического плана развития муниципального образования «Город Магадан» на 2006-2010 годы» утверждены основные разделы Плана, закреплены органы, ответственные за представление информации и подготовку массовых обсуждений населением. В соответствии с постановлением мэра города Магадана от 18.11.2005 года № 2071 была создана рабочая группа для проведения комплексного анализа социально-экономической ситуации в Магадане и разработки Стратегического плана развития города Магадана. Возглавил группу мэр города Магадана Владимир Петрович Печеный. В ее состав вошли заместители мэра, депутаты Магаданской городской Думы, представители Высшей школы региона и фундаментальной науки. Координатором работы выступил комитет экономического развития мэрии города Магадана. К разработке Стратегии развития на договорной основе привлекли Государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и РАН. С данным учреждением заключен муниципальный контракт. В работе над Стратегическим планом использовались собственные аналитические и прогнозные материалы, результаты мониторинга социально-экономического развития города, статистические данные, сведения налоговых органов и службы занятости. В концепции нашел отражение опыт стратегического планирования Екатеринбурга, Мурманска, Томска, Якутска, Иркутска, Сыктывкара, Петрозаводска, Казани, материалы городских целевых программ, муниципальная и областная нормативные базы. Стратегический план (Концепция стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года утвержден решением Магаданской городской Думой от 19.10.2007 года № 63-Д. Цели, поставленные в Стратегии развития города, постоянно находят отражение в текущих планах муниципалитета, а также служат основанием разработки муниципальных целевых программ. Для более полного учета основных положений Стратегии постановлением мэра утвержден план мероприятий по реализации основных направлений Стратегического плана (Концепции стратегического развития) города Магадана до 2020 года (постановление от 22.04.2008 года № 873). Образно говоря, это руководство к действию органам местного самоуправления города.

Примерно по таким же схемам организовывалась разработка стратегий других городов членов МАГ. Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов-членов МАГ, размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

1.4. Финансовые аспекты разработки стратегий развития крупных городов

Разработка стратегий развития столиц и крупных городов требует привлечения различных организаций, высококвалифицированных специалистов, проведения разнообразных исследований, проектов и экспертиз. Для этого необходимы значительные затраты, в основном, осуществляемые за счет государственных или городских бюджетов, естественно, что объем этих затрат во многом зависел от финансовых возможностей каждого города. Так, затраты государственного бюджета, связанные с разработкой Стратегического плана г. Астаны составили около 54,0 млн. тенге (430,0 тыс. долларов США), а финансирование разработки стратегии г. Бишкека осуществлялось из городского бюджета и составило 100,0 тысяч сомов (2700$).

В городе Архангельске цена контракта на разработку Стратегии составляла 3 млн рублей; финансирование осуществлялось за счет средств городского бюджета по статье «обеспечение деятельности органов местного самоуправления». В городе Белгороде члены организационно-аналитической группы – представители городской администрации участвовали в разработке Стратегии в рабочее время, соответственно, дополнительно не оплачивались, а приглашенные специалисты работали на договорной основе. Во Владивостоке финансирование работ по разработке Стратегии осуществлялось из бюджета г. Владивостока в соответствии с условиями заключенного муниципального контракта; общая стоимость работ составляет 3,8 млн. рублей. Финансирование проекта по разработке Стратегического плана экономического развития города Луганска осуществлялось при поддержке проекта «Экономическое развитие городов» Агентства США по международному развитию (USAID), советники которого исполняли функции консультантов. В г. Хабаровске финансирование разработки стратегии осуществлялось за счет средств городского бюджета и составило 1,2 млн рублей, со статьи 0114 «Другие общегосударственные вопросы». В г. Магадане финансирование разработки стратегии производилось из средств бюджета муниципального образования «Город Магадан», общая стоимость работ составила 1 200 тыс. рублей.

Финансирование работы по разработке Стратегического плана социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года производилось из бюджета городского округа Самара по смете Департамента экономического развития. Создание нормативно-методической базы стратегического планирования развития городского округа Самара в 2007 году потребовало 200 тыс. руб., разработка в 2008 году проекта Стратегического плана социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года – 3,5 млн. руб., разработка основных параметров программ и проектов по каждому стратегическому направлению в рамках ближайшего краткосрочного этапа реализации стратегии (ориентировочная стоимость на 2009 год) – 1,6 млн. руб.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

1.5. Направления использования разработанных стратегий развития крупных городов

Практическое использование разработанных стратегий развития крупных городов осуществляется в зависимости от встроенности этих разработок в действующую систему проектов и планов городского управления.

Так, Стратегия развития города Белгорода до 2025 г. и план действий органов местного самоуправления на 2007-2011 гг. был утвержден 30 января 2007 г., и руководство города приняло решение о том, что разработка этого документа не означает завершение процесса стратегического планирования. Был создан ряд структур, которым было поручено контролировать реализации Стратегии и при необходимости разрабатывать предложения по внесению поправок в стратегические документы. Для координации действий Совета депутатов и администрации города Белгорода по практической реализации Стратегии была создана Коллегия местного самоуправления, которую возглавляет глава администрации города; в подчинении Коллегии находится рабочая группа по реализации Стратегии под председательством первого заместителя главы администрации города, решающая задачи оперативного управления процессом реализации Стратегии. Рабочие группы созданы в департаментах городской администрации. Для привлечения к процессу реализации Стратегии ученых на постоянной основе был создан специальный орган: муниципальное учреждение «Институт муниципальных проблем», который работает по трем направлениям: муниципальная статистика, муниципальная социология и научная поддержка разработки целевых программ в развитие Стратегии. Институт осуществляет постоянный мониторинг реализации Стратегии и вносит предложения по корректировке содержания стратегических документов и способов выполнения мероприятий. Непосредственный административный контроль за ходом реализации Стратегии и плана действий осуществляет контрольный орган в лице отдела организационно-контрольной и аналитической работы администрации города.

В г. Хабаровске 26 сентября 2006 года Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года принят решением Хабаровской городской Думы № 306. В его развитие были приняты распоряжения Мэра города Хабаровска от 31.01.2007 № 357-р «Об утверждении Мероприятий администрации города на 2007-2009 годы по реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 города» и от 04.04.2007 № 1208-р «Об утверждении графика разработки целевых программ по стратегическим направлениям развития города Хабаровска». В целях содействия реализации Стратегического плана постановлением Мэра города Хабаровска от 10.04.2007 № 476 был создан Координационный совет, в который вошли руководители предприятий города, представители общественных организаций, представители науки и высшей школы, руководители администрации города, депутаты Хабаровской городской.

Программа развития города Бишкек на 2008- 2010 годы «Любимый город» была одобрена и утверждена постановлением Бишкекского городского Кенеша депутатов 28 января 2008 года № 387. Было принято решение, что данная Программа станет основным руководящим для мэрии и структурных подразделений г. Бишкек документом города на ближайшие три года.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

1.6. Публичные обсуждения стратегий развития крупных городов

Стратегии развития крупных городов стали наиболее обсуждаемыми из разрабатываемых городскими администрациями документами.

Так, в г. Владикавказе основные положения Программы развития города и промежуточные итоги ее выполнения публикуются в местных средствах массовой информации и размещаются на постоянно действующем официальном сайте Администрации Местного Самоуправления города Владикавказа.

В г. Магадане публичные слушания проводились после завершения разработки проекта плана, перед вынесением его на рассмотрение депутатами Магаданской городской Думы. Предварительно проект Стратегии был опубликован в местных средствах массовой информации. Публичные слушания состоялись 30.05.2007 года; на них выступили представители общественных организаций, депутаты городской Думы и учреждения – разработчика. Представленный проект получил одобрение горожан, принявших участие в слушаниях, информация об этом была опубликована в газете «Вечерний Магадан». Кроме того жители города постоянно информировались о ходе работ над Стратегией развития через публикации в местных газетах, выступления по местным каналам телевещания. Краткая информация размещалась на сайте мэрии города Магадана.

В г. Ростов на Дону в ходе разработки Стратегического плана проводились круглый стол по представлению проектной разработки «Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2010 года» деловой и научной общественности города, научно-практическая конференция по обсуждению Концепции «Стратегического плана социально-экономического развития города Ростова на период до 2010 г.», научно-практическая конференция «Стратегическое планирование социально-экономического развития города Ростова-на-Дону: алгоритмы, ресурсы, проблемы». Жители города информировались о ходе и результатах работ по разработке Стратегического плана через газеты ( «Ростов официальный», «Известия Юг», «Комсомольская правда-на-Дону»).

Технологию организации публичных обсуждений стратегии развития крупных городов на всех этапах разработки этих стратегий хорошо иллюстрирует пример г. Улан-Удэ. Разработке Стратегии в этом городе предшествовала деятельность инициативных групп из числа горожан, представителей бизнеса, науки и общественных организаций города. В целях вовлечение экспертной общественности в процесс разработки Стратегии развития города Улан-Удэ были созданы дискуссионные площадки под общим названием «Фабрика мысли» по экономическому, социальному направлению и культурно-духовному направлению.

Для вовлечения широкой общественности города в процесс разработки Стратегии развития города Улан-Удэ проведена серия встреч под названием «Стратегическая неделя», в ходе которых обсуждалась необходимость перехода на стратегические методы управления городским развитием, основные направления развития, которые необходимо учесть при разработке стратегии, факторы развития и повышения конкурентоспособности города Улан-Удэ.

Для обсуждения основных положений и концептуальных основ стратегического планирования и перспектив развития города Улан-Удэ были проведены проектно-деловой семинар (в форме деловой игры) «Улан-Удэ 2005-2020 гг.: Стратегия развития», семинар-тренинг «Межотраслевое взаимодействие структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ по вопросам развития туризма, как стратегического направления развития города», стратегическая игра «Разработка концепции развития туризма в г. Улан-Удэ, как стратегического направления развития города» и научно – практическая конференция «Стратегия развития г. Улан-Удэ», которая стала итоговым мероприятием по разработке Концептуальных основ стратегического развития города. В рамках проведения имиджевых мероприятий, направленных на активизацию вовлечения населения города в процесс разработки и реализации Стратегии и позиционирование г. Улан-Удэ в регионе и России, был проведен Конкурс творческих работ «Улан-Удэ-город будущего» среди жителей города.

Информирование населения о ходе разработки Стратегии развития города выпускалась газета «Город», публиковались материалы на городском сайте. Так же результаты различных акций и мероприятий освещались в республиканском радио эфире.

По итогам предварительных обсуждений Администрацией города Улан-Удэ в соответствии со статьей 28 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Положения о публичных слушаниях в городском округе «город Улан-Удэ», было принято Постановление от 10.05.2007 № 224 о назначении публичных слушаний по проекту Стратегии социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2027 года и о создании комиссии по проведению публичных слушаний по проекту Стратегии развития г. Улан-Удэ (разработчик Стратегии – «Фонд культурного развития» г. Москва). В результате во всех районах города были проведены публичные слушания по проекту Стратегии развития города Улан-Удэ до 2027 года, где в качестве экспертов-содокладчиков приняли участие руководители предприятий и организаций города, представители общественных движений и учебных заведений, а также молодежь и ветераны города. На этих слушаниях экспертами-содокладчиками было озвучено 60 предложений и замечаний по проекту Стратегии развития города Улан-Удэ, в соответствии которыми разработчиками были внесены дополнения и изменения в проект Стратегии.

20 июня 2007г. в Администрации города Улан-Удэ состоялись общегородские публичные слушания по проекту Стратегии развития города Улан-Удэ до 2027 года, где в качестве экспертов-содокладчиков выступили заместитель министра экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, депутаты Народного Хурала, представители высших учебных заведений и общественных организаций города. За время проведения публичных слушаний в адрес Комиссии по проведению публичных слушаний по проекту Стратегии развития г. Улан-Удэ до 2027 года поступило 84 замечаний и предложений, все замечания и предложения были рассмотрены разработчиками Стратегии.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

1.7. Актуализация разработанных стратегий развития крупных городов.

Стратегии – документы, которые при неизменности целей развития города и направлений достижения этих целей, должны постоянно конкретизироваться и обновляться в соответствии с текущей ситуацией и новыми проблемами. В большинстве городов, где стратегии развития уже разработаны, такая работа проводится. Так, в г. Астане в настоящее время ведется разработка проекта Плана мероприятий по реализации Стратегического плана устойчивого развития города Астаны на очередной среднесрочный период (2009-2012 годы). На этот период главу стратегии развития Астаны становятся такие актуальные задачи, как финансовая стабильность, усиленное развитие промышленных производств, малого и среднего бизнеса, стабилизация ценового сегмента на рынке жилья и потребительском рынке. В связи с этим в проекте нового Плана мероприятий определены соответствующие меры развития Астаны на 2009-2012 годы, учитывающие текущие и будущие потребности города, а также имеющиеся трудовые, финансовые, природные ресурсы.

В г. Владикавказе необходимость актуализации стратегий, заложенных в программе, обусловлена изменяющимися политическими и экономическими условиями. Так, в настоящее время, Управлением экономики и малого предпринимательства разрабатывается программа социально-экономического развития города на 2009 – 2011 год, целью которой является выработка мер по преодолению стагнационных процессов в экономике, и уточнения экономических показателей, характеризующих качественные изменения в экономике и социальной сфере города. В г. Петропавловске-Камчатском Распоряжением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.03.2007 № 79-р была создана единая постоянно действующая Комиссия по стратегическому планированию социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа; вопросы актуализации планов стратегии рассматривались на ряде заседаний Комиссии.

В г. Самаре в соответствии c Постановлением Главы городского округа Самара от 04.06.2008 г. №381 Стратегический план в части мероприятий, которые должны быть выполнены органами Администрации городского округа Самара, выделяется в отдельный план действий сроком на три года с детализацией первого года. Проект плана действий разрабатывается Департаментом экономического развития Администрации городского округа Самара на основе предложений соответствующих подразделений Администрации при участии тематических комиссий. План действий, принятый Исполнительным комитетом и одобренный Главой городского округа Самара, утверждается решением Самарской Городской Думы. Выполнение мероприятий, предусмотренных утвержденным планом действий, контролируется Исполнительным комитетом стратегического планирования. Ответственные за выполнение мероприятий этого плана, ежегодно представляют отчеты в Исполнительный комитет, который готовит сводный отчет о выполнении плана действий в рамках ежегодного мониторинга и обновления Стратегического плана. При этом осуществляется ежегодная корректировка и детализация плана действий на ближайший год.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

Раздел II. Цели и основные положения разработанных стратегий развития крупных городов

2.1. Цели разработки стратегий развития крупных городов.

Разработка стратегий развития крупных городов преследовала цели, в значительной степени, связанные с необходимостью преодолеть накопленные в последние 20 лет противоречия между потребностями и ресурсами городов (п. 2.2. настоящего доклада) и обеспечить устойчивое функционирование и развитие городов в нестабильной финансово-экономической ситуации предстоящего периода.

Так, главной целью стратегии г. Владикавказа названо обеспечение устойчивого сбалансированного развития городской социально-территориальной общности, роста качества и уровня жизни жителей Владикавказа на основе модернизации хозяйственной и поселенческой среды. В целях формирования нового качества городской инфраструктуры, с учетом приоритетных направлений развития города, в период с 2007 по 2010 год планируется решать следующие задачи: повышение общей устойчивости и эффективности функционирования системы жизнеобеспечения города; решение основных проблем в сфере ресурсосбережения для населения и производственных объектов; формирование современно обустроенной в инфраструктурном отношении, социально- и экологически комфортной среды проживания горожан; создание эффективной общегородской системы организации движения и развитие дорожно-транспортного комплекса; наращивание объемов инвестиций, обеспечивающих ускорение экономического роста на новой технико-технологической базе; повышение результативности бюджетных расходов, оптимизация управления бюджетными средствами.

Разработка стратегии г. Магадана исходила из того, что городу был необходим документ, который соответствовал бы современным требованиям рыночной экономики, являлся основой текущего планирования, четко определял текущие действия мэрии в соответствии с ее возможностями. Целью разработки Стратегического плана было изначально определено проведение комплексного анализа социально-экономической ситуации города, выявление роли города в экономике Магаданской области, выработка муниципальной социально-экономической политики, направленной на создание условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения Магадана.

Исходя из объективных социально-экономических факторов и предпосылок, а также стратегических программ Республики Казахстан, стратегическая цель развития города Алматы определялась как устойчивое социально-экономическое развитие в качестве постиндустриального полюса роста национальной экономики, направленное на повышение конкурентоспособности страны и улучшение качества жизни населения. Задачи стратегического развития города Алматы были определены как стратегической целью, так и положениями программных документов национального уровня, в частности, В связи с этим предполагается переход города Алматы к инновационному развитию, его превращение в полноценный центр национального и Центрально-азиатского взаимодействия: торгово-логистический и транспортный, финансовый и кадровый центр, поставщик информаций и технологий. Основными целями развития города Алматы до 2015 года названы: развитие города Алматы в качестве одного из «полюсов роста» экономики Казахстана на основе постиндустриальной экономической специализации; выявление перспективных ниш экономической специализации города на республиканском, региональном и международном уровнях и реализация мер по позиционированию Алматы в качестве конкурентоспособного полифункционального центра развития; разработка концептуальных основ градостроительного развития города Алматы и Алматинской области (включая города-спутники); разработка методов реализации приоритетных направлений развития ключевых сфер экономической специализации города; развитие Алматы в качестве регионального финансового центра и формирование в городе благоприятного инвестиционного климата и инфраструктуры; совершенствование экономической политики города в области инвестиционной и строительной деятельности; реализация мер по осуществлению инновационно-индустриального развития Алматы как основы повышения конкурентоспособности города; осуществление комплексной поддержки предпринимательства и малого бизнеса на территории Алматы; опережающее развитие жизнеобеспечивающей инфраструктуры, направленное на повышение качества жизни населения и рост региональной и международной привлекательности города; развитие туристско-рекреационной сферы города Алматы и Алматинской области и разработка мер по повышению туристической привлекательности Алматинской агломерации; обеспечение устойчивого повышения уровня качества жизни населения, как важнейшего элемента устойчивого развития города Алматы.

Исключительно детально проработано целеполагание стратегии развития в г. Архангельске. Были поставлены три цели, достижение которых предполагает решение приоритетных задач. Так, в рамках реализации цели «Опорный город» должны быть обеспечены участие города во всех ключевых форумах и мероприятиях по обсуждению и представлению проектов развития Русского Севера и трансконтинентальных транспортных коридоров; разработка и запуск программ информационно-имиджевой поддержки идеи «нового полярного движения». Использование культурно-исторического и экономического потенциала города в рамках позиционирования как опорного города Севера России; усиление роли экономики города на Европейском Севере России и Баренц-регионе; создание в городе технопарка с морской, транспортно-логистической и инженерной тематикой разработок. В рамках реализации цели «Гуманитарное развитие» должны быть обеспечены - содействие созданию в городе образовательного кластера и кластера по оказанию сложных специализированных медицинских услуг, продукты которых будут высоко котироваться в Баренц-регионе; включение Архангельска в программу создания федеральных университетов; создание центров подготовки и сертификации высококвалифицированных кадров по востребованным специальностям – в первую очередь рабочим, строительным и инженерным, ориентированным как на молодежь, так и на взрослое население; капитализация культурного и исторического наследия. Развертывание в городе международных культурных проектов, в том числе тематических. В рамках реализации цели «Капитализация человеческих ресурсов» должны быть обеспечены - создание в городе инновационных производств с высоким уровнем оплаты труда для привлечения в город наиболее талантливых выпускников; форсированная реконструкция инженерных и транспортных инфраструктур в центральной части города и на территориях экономического освоения (в зависимости от сценария); первоочередная разработка правил землепользования и застройки для территорий перспективного экономического освоения; внедрение прозрачных процедур создания и ведения бизнеса, а также оборота земельных участков; снижение финансовых, организационных и временных затрат на подключение к инженерным инфраструктурам для предприятий малого и среднего бизнеса; установление и внедрение новых экологических стандартов и требований, рассчитанных на удержание здорового и образованного населения; привлечение девелоперских компаний к проектированию и освоению новых территорий под комплексную жилую застройку, а также решению вопроса реконструкции и сноса ветхого и аварийного жилья в центральной части города; повышение включенности населения в вопросы принятия и реализации решений по социально-экономическому развитию города, формирование местной аутентичности, основанной на исторических и культурных традициях Русского Севера; содействие переселению в город из других регионов России и СНГ молодых квалифицированных специалистов для работы в перспективных для города секторах экономики (транспорт, морское дело, судостроение и др.).

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

2.2. Координация разработки стратегий развития городов с другими документами, определяющими перспективы их развития.

В большинстве стратегий развития городов – членов МАГ цели и задачи скоординированы с целями и задачами других перспективных документов. Так, разработанная Стратегия развития города Алматы взаимосвязана с такими документами, как Стратегия «Казахстан-2030», Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2006 – 2024 годы.

Программа экономического и социального развития Магаданской области на 2007-2013 годы и до 2020 года была утверждена практически одновременно с принятием Стратегического плана города Магадана до 2020 года утверждена. Эти документы взаимно дополняют друг друга. Так, основным приоритетом Программы экономического и социального развития Магаданской области является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры Колымы в целях вовлечения в хозяйственный оборот перспективных месторождений Магаданской области, том числе крупнейшей Яно-Колымской золоторудной провинции, однако в ряд приоритетных инвестиционных проектов областной программы вошли такие жизненно важные объекты Магадана как «Реконструкция аэропорта «Магадан», «Реконструкция гидротехнических сооружений в Магаданской морском торговом порту», «Реконструкция теплопровода первичного контура от ЦТП-1 до ЦТП-2» и др.

Стратегией г. Магадана были определены прогнозные варианты развития городской экономики с учетом воздействия на город суммы региональных и внутренних факторов. Город Магадан будет превращаться из индустриального в информационный, сервисный, студенческий центр Магаданской области; основой для этого является то, что Магадан уже является мощным транспортным узлом региона, в нем развита инфраструктура информационных технологий, имеются налаженные партнерские связи с городами США, Китая, Южной Кореи и провинциями Японии, в городе ведется подготовка квалифицированных кадров для всех сфер жизнедеятельности территории.

Разработка Стратегии развития города Улан-Удэ была начата немного ранее, чем Стратегии развития Республики Бурятия, но принятие данных документов произошло приблизительно в одно время. Потому цели и задачи Стратегии развития города Улан-Удэ соответствуют основным приоритетам, обозначенным стратегическим документом республики.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

2.3. Конкретные направления стратегического развития городов

Конкретные направления стратегического развития крупных городов – членов МАГ органично связаны с главными целями этого развития, рассмотренными в п. 2.1. настоящего доклада. Так, главная цель Калининграда сформулирована следующим образом: «Калининград – город для комфортной жизни и работы, площадка коммуникации и взаимодействия России и стран Европы в сфере бизнеса, инновационной экономики, образования и культуры»; эта цель содержит два равнозначных и взаимозависимых ядра: «город для комфортной жизни и работы», что важно для жителей города и предполагает формирование удобной городской среды и «город, как площадка коммуникации России и стран Европы», что важно с точки зрения внешнего предъявления города, привлечения инвесторов, маркетинга территории и что невозможно без формирования удобной городской среды. Реализация этих целей конкретизируется в таких направлениях как: а) развитие городских инфраструктур и формирование комфортной городской среды; б) развитие Калининграда как площадки культурной, образовательной и бизнес коммуникации между европейскими странами и Россией; в) развитие «комфортных» производств инновационного характера, к которым предъявляются требования экологической безопасности, высокой технологичности и инновационного характера производства, территориальной компактности, минимальной ресурсо- и энергоемкости, внедрения технологий ресурсо- и энергосбережения, использования ресурсов (в первую очередь – трудовых и интеллектуальных) Калининградской области.

В стратегии развития г. Красноярска намечена работа по таким конкретным направлениям как а) формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения Красноярском деловых и межрегиональных функций, б) создание на базе города и прилегающих к нему территорий одного из главных транспортно - логистических центров Сибири, в) развитие новых эффективных экологически чистых производств на промышленных площадках, г) реализация потенциала научно-образовательного комплекса и инновационного высокотехнологичного бизнеса на базе Сибирского федерального университета, ) жилищное строительство и формирование кластера сопряженных отраслей стройиндустрии, е) внедрение высокого стандарта качества оказания социальных услуг, ж) обеспечение продовольственной безопасности города и прилегающих территорий с учетом сложившегося уровня жизни населения, и) формирование новой градостроительной политики с учетом развития территории Красноярской агломерации.

В г. Актау конкретными направлениями стратегического развития являются: а) формирование конкурентоспособных экономических специализаций региона на основе кластерного подхода, б) диверсификация экономики региона, развитие малого и среднего бизнеса, улучшение инвестиционной привлекательности региона, в) дальнейшее развитие нефтегазодобывающей отрасли, развитие нефтехимической промышленности г) создание развитой транспортной инфраструктуры и эффективное использование транзитного потенциала региона, способствующего экономическому росту и выходу на международные рынки, ) развитие сферы туризма, услуг и торговли, малое предпринимательство - как перспективная точка роста экономики города, формирующая системообразующие условия для повышения уровня жизни населения, е) обеспечение всеобщей доступности качественного образования, улучшение состояния здоровья населения, ж) обеспечение полной продуктивной занятости населения, снижение масштабов и глубины бедности населения, ) обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды, и) развитие жизнеобеспечивающей (инженерной) и социальной инфраструктуры, жилищного строительства, к) учитывая природно-климатические, географические условия региона, существующую сырьевую базу, а также наличие действующих предприятий предусматривается формирование следующих конкурентоспособных экономических специализации: развитие химии и нефтехимии, развитие машиностроения, производство строительных материалов, развитие туризма.

В г. Белгороде идеология стратегического планирования будет реализовываться по трем конкретным направлениям. Первое из них предполагает завершение перехода от функционального управления к социальному, ориентированному на благополучие человека и измеряемое индикаторами качества жизни (продолжительностью жизни, увеличением доли здорового населения, доступностью жилья, реальными доходами населения) Второе направление реализации предполагает переход от ведомственного к программно-целевому подходу для достижения целей и решения задач, имеющих межведомственный характер. Третье направление предполагает отказ от формирования бюджета «от достигнутого» в пользу среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

В г. Хабаровске концепцией стратегии развития г. Хабаровска сформировано несколько конкретных направлений, основными из которых являются: а) формирование крупного ядра постоянного населения на юге Дальнего Востока как главного элемента противостояния экономической экспансии сопредельных стран на восток России; б) использование фактора внешней торговли для ускорения социально-экономического развития региона; в) формирование регионального научно-технического (инновационного) центра; г) создание зон интенсивного развития на основе территориально-производственных кластеров как центров ускоренного роста; ) формирования современной структуры экономики региона совместимой с новыми экономиками России и сопредельных стран.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

2.4. Индикаторы, характеризующие предполагаемые качественные изменения в экономике и социальной сферах городов.

Индикаторы – важнейший компонент стратегий, позволяющий проводить оценку результатов разработанных для реализации стратегий краткосрочных и среднесрочных планов, проектов и т.д. Индикаторы показывают направления движения к целям стратегического развития городов и поэтому могут считаться своеобразными количественными характеристиками этих целей. Степень детализации индикаторов в связи с этим отражает детализацию целей стратегического развития города.

Так, в г. Астане для оценки степени достижения в Стратегическом плане целей, задач и мероприятий присутствуют индикаторы устойчивого развития с определенными на каждые пять лет (до 2030 года) их оценочными значениями. Данные индикаторы разбиты на три группы: экологические (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения; число легковых автомобилей на 1 000 жителей; уровень атмосферного загрязнения; объемы накопление производственных и твердых бытовых отходов; уровень водоемкости ВРП; - объемы оборотного и последовательного водоснабжения; площадь зеленых насаждений внутри города в расчете на 1 жителя; объемы суточного водопотребления на 1 человека в жилых домах и общежитиях; объемы расходов на природоохранные мероприятия к ВРП; объемы перерабатываемых отходов; охват территории города системой поверхностного стока), экономические (ВРП на душу населения), социальные (средняя продолжительность жизни при рождении; уровень младенческой смертности на 1 000 родившихся; численность врачей на 10 000 жителей; уровень вакцинации детей; уровень безработицы; доля населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума и стоимости продовольственной корзины; индекс Джинни по 20 % группам населения; уровень преступности на 10 000 жителей; уровень грамотности населения (среднее образование); расходы на образование к ВРП; индекс человеческого развития; охват населения услугами центрального водоснабжения и канализации. В качестве инструмента реализации стратегии, позволяющего осуществлять мониторинг и контроль реализации стратегических целей и задач, оценить эффективность деятельности государственных органов по достижению стратегических целей в акимате города Астаны разработана и внедряется Сбалансированная система показателей развития города.

В городе Бишкеке для оценки развития города разработана Матрица индикаторов характеризующих степень реализации Программы развития города Бишкек на 2008–2011 годы. Разработанные 49 индикаторов сбалансированы между собой и в своей совокупности охватывают все построенное «дерево целей».

В городе Магадане для оценки развития города разработчики Стратегии проводят сравнение основных показателей инерционного и позитивного сценария развития Магадана. Кроме того, Стратегический план Магадана содержит прогнозные параметры по приоритетным для города направлениям на 15 лет с разбивкой на пятилетия. В связи с переходом муниципального образования на среднесрочное финансовое планирование, появилась необходимость установки контрольных параметров на ближайшие 5 лет с разбивкой по годам; в связи с этим мэрией города проведен мониторинг первоначального этапа реализации Стратегии и проанализированы фактические значения утвержденных показателей. Это позволило муниципалитету оценить правильность выбранных в стратегическом плане направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров. Кроме того, в среднесрочной перспективе предполагается дополнить существующие показатели и закрепить их постановлением мэра города Магадана, установив ответственные отраслевые (функциональные) органы мэрии г. Магадана.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

2.5. Отражение в стратегиях развития крупных городов вопросов их взаимодействия с окружающими территориями.

Важным акцентом всех стратегий развития крупных городов – членов МАГ является их позиционирование в качестве лидера и инициатора регионального и общегосударственного развития. Так, реализация стратегии развития города Архангельска предполагает усиление его роли как регионального и федерального транспортного центра, рост инновационной составляющей экономики, за счет развития научно-внедренческой деятельности, и привлечения на территорию города обрабатывающих производств, ориентированных на производство продукции судостроения и других товаров и услуг, необходимых для освоения арктического шельфа. В результате должен быть укреплен статус города в Баренц-регионе как образовательного, научного центра и центра здравоохранения. Предполагается рост числа временно проживающего населения: студентов, туристов, людей, приехавших для лечения, и иных гостей города. Увеличится интенсивность деловых и личных поездок горожан, маятниковой миграции с городами, входящими в агломерацию – Северодвинском и Новодвинском.

Миссией города Бишкек как столицы Кыргызской Республики является обеспечение лидерства среди всех регионов страны в достижении высоких и качественных результатов развития, ориентированных во благо горожан и населения всей республики. Город Бишкек должен стать гордостью всех жителей республики и быть «локомотивом» в продвижении всей страны на новые достижения мирового уровня. Для этого город Бишкек должен иметь высокий статус современного политического, административного, делового и культурного центра, чему способствует его компактное и выгодное географическое расположение. В будущем город Бишкек должен стать международным центром для проведения конференций и форумов, экспортных выставок и туристических ярмарок, а также различных фестивалей и концертов.

Одной из стратегических задач Владивостока, как административно-организующего центра Приморского края, является создание единого пространства городской агломерации Владивосток–Артем. Целью развития данной агломерации является повышение управляемости единого урбанизированного пространства с населением к 2020 году около 1 млн. чел. для обеспечения новых возможностей для развития экономики (диверсификация и инвестиционная привлекательность) и общества (новое качество жизни) за счет создания более разнообразного рынка труда, более емкого потребительского рынка, рынков торговой, жилой и производственной недвижимости, концентрации и согласования приоритетных проектов развития всех видов инфраструктур. Предпосылками формирования и развития агломерации Владивосток-Артем является то, что в зоне агломерирования проживает более 700 тыс. чел., при плотности населения 180-280 чел. на 1 км2; концентрация в зоне агломерирования прибылей, налогов, инвестиций и торговли, высокая плотность инженерных и социальных инфраструктур, высокая транспортная связность (за счет развития железнодорожного и автомобильного транспорта обеспечена доступность в пределах получаса), разнообразие рынка труда Владивостока и Артема, при том, что наличие развитой системы подготовки кадров создаст предпосылки повышения его емкости и разнообразия.

В стратегии развития г. Магадана четко отражено его важнейшее геополитическое значение в масштабах не только региона, но и всей страны:

это форпост России на крайнем Северо-востоке, обеспечивающий государственную безопасность и представляющий интересы страны в этом регионе. С момента своего основания город выполняет функции административного, экономического, культурного, транспортного центра для Магаданской области; к тому же то единственное муниципальное образование на территории Магаданской области, наделенное статусом городского округа. В настоящее время в Магадане проживает более 60% населения Магаданской области, и ежегодно 70% населения, мигрирующего внутри области, выбирают местом своего проживания город Магадан.

В городе находится «перекресток» морских, автомобильных и воздушных путей. В бухте Нагаева размещается крупнейший на северо-востоке России морской торговый порт, который с помощью ледоколов остается открытым круглый год. От бухты Нагаева проложена автодорога федерального значения «Колыма» протяженностью свыше тысячи километров, проходящая через районы добычи золота до Республики Саха (Якутия). В городе действует около 2/3 всех субъектов хозяйственной деятельности Магаданской области, работают около 5000 индивидуальных предпринимателей ( то есть более 70% от общего их количества в области). Здесь сконцентрированы офисы многих компаний, действующих на Колыме. В Магадане сосредоточена почти половина основных фондов предприятий и организаций различных форм собственности области, реализуется большая часть товаров и услуг. Численность работников, занятых в городской экономике, составляет половину всех работающих на территории Магаданской области. В 2007 году оборот крупных и средних организаций Магадана составил около 15 млрд. рублей, что равно почти трети валового регионального продукта.

При реализации позитивного сценария Магадан будет развиваться как многофункциональный город - финансово-экономический, культурно-исторический, транспортный центр области. Должно произойти становление города как крупного сервисного центра для всей области, всемерное укрепление его роли как провайдера разнообразных услуг бизнесам, домохозяйствам, муниципальным образованиям области. Особое значение для городской экономики будет иметь развитие наукоемких производственных услуг, сопряженных с сущностными особенностями Магаданской области и города. Ресурсный профиль определит динамичное развитие наукоемких услуг для горных фирм Колымы, транзитное положение инициирует развитие аэронавигационных услуг сопровождения международных авиарейсов, развитие услуг въездного туризма.

Магадан будет развиваться как региональный студенческий город, что предполагает возвышение экономической роли научно-образовательного комплекса, превращение студентов и академического сообщества в новый фактор городского развития.

В стратегии развития г. Хабаровска находит отражение то, что он уже сейчас является центром крупнейшего по территории и богатейшего природными ресурсами региона России, лежащего на стыке континента и океана и соседствует с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона; все это создает предпосылки для создания административно-политического центра России на Дальнем Востоке. В настоящее время формирует около 65% налогового потенциала, 63% инвестиций и 64% товарооборота Хабаровского края. В связи с этим заданные ориентиры Стратегического плана предполагают развитие Хабаровска как крупнейшего административно-политического, торгово-транспортного логистического и регионального научно-технического центра Дальнего Востока.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

2.6. Пример технологии и результатов стратегического планирования в г. Севастополе

Зимой 2008 года лидеры громады Севастополя приняли решение создать стратегию экономического развития города. В феврале 2008 года распоряжением Председателя Севастопольской городской государственной администрации был создан Экспертный Совет для разработки Стратегического плана привлечения инвестиций в город Севастополь, состоящий из более чем 45 представителей местных предприятий, частных предпринимателей, представителей учебных заведений, органов местного самоуправления и других учреждений. Перед Экспертным Советом была поставлена задача разработать, придерживаясь определенного методологически структурированного процесса, долгосрочный план привлечения инвестиций в экономику города. Согласно трехстороннего протокола о намерениях между Городской администрацией, Городским советом и Агентством США по международному развитию от 7 февраля 2008 года, стратегический план создавался в сотрудничестве с проектом «Экономическое развитие городов» Агентства США по международному развитию, советники которого выполняли функции консультантов Экспертного Совета по разработке стратегии местного экономического развития.

На первой стадии проекта было осуществлено «сканирование среды». Сотрудники городской государственной администрации при поддержке консультантов проекта «Экономическое развитие городов» подготовили профиль громады, который содержит демографическую информацию о населении, информацию о местной экономической базе, коммунальной и технической инфраструктуре, состоянии окружающей среды и условиях жизни. Данные и первоисточники были предоставлены исполнительными органами администрации, Центром занятости, районными органами, управлением статистики и другими учреждениями. Члены Экспертного Совета принимали участие в опросе «Изучение мнения предпринимателей». Для опроса были выбраны представители наибольших работодателей Севастополя, малых и средних предприятий, которые работают как в промышленном секторе, так и в сфере торговли и услуг. Целью опроса было понять отношение респондентов к проблемам города, которые они считают наиболее серьезными, узнать об их ожиданиях и планах на будущее. Создание такой фундаментальной информационной базы было важно для членов Экспертного Совета при определении настоящих и будущих решающих факторов экономического развития города, и выборе направлений развития, на которых сосредоточится Стратегический план, а именно: привлечение инвестиций в реальную экономику города и развитие и диверсификация туризма города.

В марте 2008 года члены Экспертного Совета провели SWOT-анализ экономики города. Были проанализированы сильные и слабые стороны города (внутренние факторы) и оценена позиция города в сравнении с другими городами Украины, с которыми Севастополь конкурирует за рабочие места и инвестиции. Конкурентоспособность Севастополя также рассматривалась в контексте анализа внешних факторов: благоприятных возможностей и угроз. Экспертным советом был сформирован проект Стратегического Видения – представления о том, каким, по единогласному мнению членов Рабочей группы, должен стать город в будущем. Стратегическое видение является вступлением к Стратегическому плану экономического развития. Результаты SWOT-анализа и формулирования стратегического Видения были обсуждены и одобрены на втором заседании Экспертного Совета в апреле 2008 года. Далее Экспертными Советом были подготовлены Планы действий по достижению стратегических и оперативных целей, направленных на решение проблем по каждому критическому направлению. Именно эти Планы действий являются стержнем Стратегического плана.

В стратегическом плане делается акцент на создании постоянного партнерства между городской властью и предпринимателями при реализации комплексной программы экономического развития города. В процессе внедрения плана будет разработано много материалов и создано новых баз данных, будут возникать общие проекты. Все это должно привести к улучшению бизнес-среды, способствовать развитию предприятий. Одна из целей проекта — облегчить участникам экономических отношений доступ к информации и оказывать содействие эффективной коммуникации.

Все стратегические и оперативные цели предусматривают ответственность должностных лиц в соответствии распределением функциональных обязанностей. Таким образом, ответственность за выполнение целей сохраняется за должностью, а не за физическим лицом, и является частью функциональных обязанностей.

Анализ процесса планирования в Севастополе, в целом, и из Стратегического плана, в частности позволяет сформировать ряд важных выводов. Во-первых, и представители городского совета и Севастопольской городской государственной администрации, и местные предприниматели ощущают свою ответственность за будущее города и готовы посвятить свое время и другие ресурсы достижению такого будущего, которое они вместе определили и отобразили в Стратегическом плане. Во-вторых, в Севастополе и за его пределами существуют ресурсы, которые, при надлежащей организации, можно использовать наиболее эффективно для решения проблем города. Реальное достижение стратегических целей плана будет требовать сотрудничества, воли и самоотдачи всех лидеров громады. В-третьих, вопросы человеческих ресурсов и привлечения инвестиций являются взаимосвязанными, а поэтому эффективная работа над ними возможна лишь при условии, что они воспринимаются и осознаются в целом. Улучшение в одном из вопросов будет способствовать улучшениям в других.

Успех внедрения Стратегического плана будет зависеть от постоянной ответственности за него людей, которые были членами Экспертного Совета, а также всех других, кто будет принимать участие в реализации сформулированного видения будущего города. Поэтому намечено сформировать из числа наиболее активных членов громады города. Комитет по управлению внедрением будет иметь возможность осуществлять мониторинг с помощью специальной программы, которая может быть предоставлена проектом «Экономическое развитие городов» и на которую можно будет выйти с веб-сайта города. Эта программа позволит следить за ходом выполнения каждой задачи стратегической и каждой оперативной цели. Право на ввод данных будут иметь лишь уполномоченные члены Комитета по управлению внедрением, но посещать сайт сможет кто угодно. Таким образом, Комитет по управлению внедрением будет проводить мониторинг качества выполнения задач, соблюдение графика. Комитет по управлению внедрением будет встречаться ежемесячно для оценки выполнения задач каждой из оперативных целей, предусмотренных стратегическим планом. Поддержку деятельности Комитета по управлению внедрением будут обеспечивать работники городского совета, ответственные за экономическое развитие города.

Стратегический план г. Севастополя — «живой документ», и может корректироваться по мере изменения обстоятельств. Поэтому члены Комитета по управлению внедрением, а также все, причастные к работе, должны следить за тем, чтобы стратегические и оперативные цели плана, программы и проекты были уместными и актуальными — и выполнялись.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

2.7. Пример технологии и результатов стратегического планирования в г. Новосибирске

Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года - с подробным изложением заданий, сроков, исполнителей и ресурсов, необходимых для его реализации, - стал своеобразным договором общественного согласия по выбору приоритетных стратегий развития города, инструментом взаимодействия и партнерства власти, бизнеса и жителей. Подобный статус документу придал тот факт, что над его разработкой в течение трех с половиной лет трудились лучшие представители городского сообщества, выражающие интересы всех основных групп населения, а координировал эту большую работу специально созданный Общественный совет по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска.

Обобщение результатов анализа Общественным советом ценностных установок населения, конкурентоспособности города позволило сформулировать генеральную цель стратегического плана – это «Стабильное улучшение качества жизни (повышение уровня жизненного потенциала) всех слоев населения Новосибирска в процессе устойчивого развития города», а это подразумевало рост благосостояния горожан в связи с развитием экономики, науки, культуры и системы образования, обеспечение безопасной жизни и улучшение качества городской среды, по сути, ставшие стратегическими целями плана.

В каждом из направлений предложен ряд ключевых показателей результативности, количественно и качественно характеризующих уровень ожидаемого достижения этих целей. Индикаторы заданы на весь период действия стратегического плана - по 2020 год, с разбивкой их значений по контрольным пятилетиям. Этим стратегический план города Новосибирска отличается от целого ряда аналогов, в которых описание стратегии развития ограничивается лишь качественным формулировками.

Механизмом реализации стратегического плана и инструментами достижения стратегических целей выступают комплексные целевые программы по важнейшим направлениям жизнедеятельности города. Все они разрабатывались совместно представителями власти, науки, бизнеса и общественности. В настоящее время 13 комплексных целевых программ находятся в стадии реализации и 3 программы – в стадии разработки. Разработка программ ведется по направлениям, ставшим особенно актуальными в сегодняшнее время: а) совершенствование демографической и социальной политики; б) формирование и развитие в Новосибирске экономики инновационного типа; в)  повышение инвестиционной привлекательности города.

Одним из наиболее эффективных механизмов в реализации Стратегического плана оказалось проведение муниципальной научно-промышленной политики, стимулирующей производство предприятиями города современной наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Выстроенная в городе система охватывает несколько направлений. Прежде всего – это разработка и серийное производство наукоемкой продукции для топливно-энергетического комплекса Сибири, достаточно платежеспособного и нуждающегося в импортозамещающем оборудовании и приборах, адаптированных к суровым климатическим условиям сибирского севера. Вторым важным направлением является загрузка предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Для нужд армии новосибирские предприятия поставляют истребители-бомбардировщики нового поколения, производят модернизацию стоящих на вооружении ранее выпущенных серий, разрабатывают и производят радиолокационные станции, системы ближней локации, бортовые вычислительные машины, системы радиосвязи различного назначения, военную оптику и другие виды наукоемкой продукции.

Новосибирск активно позиционирует себя на федеральном уровне и это позволяет установить рабочие отношения с государственными органами власти; так совместно с Минобороны муниципалитет занимается паспортизацией и оптимизацией использования земель, закрепленных за его соединениями и частями, дислоцированными на территории города уже сейчас идет поиск участков, где можно построить жилье для военнослужащих и жителей города. Новосибирск  совместно с Федеральным агентством водных ресурсов на долевых началах реализует большую и важную природоохранную программу по очистке русел малых рек на территории города. Город совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики и Российским футбольным союзом на долевых началах работает над реализацией программы развития материально-технической базы физической культуры и спорта в нашем городе. Хорошие результаты дало городу сотрудничество с Федеральным дорожным агентством.

Особое внимание в реализации стратегического плана отводится работе с Сибирскими отделениями Российской академии наук и Российской академии медицинских наук. Новосибирский Академгородок – уникальный комплексный научный центр, способный, помимо вопросов фундаментальной науки, решать сложные прикладные задачи с выходом на конечный инновационный продукт. Научно-технический потенциал Академгородка по своей инвестиционной емкости сегодня оценивается в десятки миллиардов долларов и является крупнейшим ресурсом города.

Примерами совместного труда ученых, промышленников и муниципалитета являются: разработка, производство и промышленная эксплуатация высокоточного лазерного оборудования для скоростной резки металлов и комплекс работ в области силовой электроники, результатом которых стало создание и серийное производство безредукторного электромеханического усилителя руля. Крупным инновационным проектом, реализуемым в настоящий момент, является производство лекарственного препарата «Тромбовазим», созданного Институтом ядерной физики и Институтом цитологии и генетики СО РАН на основе электронно-лучевых технологий. Препарат применяется для лечения ишемической болезни сердца, очистки кровеносных сосудов от тромбов и не имеет аналогов в мире.

Большое внимание уделяется начатому строительству Технопарка Академгородка, базовый профиль которого охватывает 4 направления: биомедицину, биотехнологии, силовую электронику и приборостроение. В Технопарке планируется создать благоприятные условия для научного и профессионального становления и роста студентов, молодых ученых, их закрепления в создаваемой системе молодежных конструкторских бюро и бизнес-инкубаторов.

Совместная работа власти, науки и бизнеса приносит ощутимые результаты. Начиная с 2003 года, рост промышленного производства в Новосибирске существенно опережает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу. Практически ежегодно, начиная с 2000 года, бюджет города прирастает на треть, что позволяет нам значительно больше сил и средств вкладывать в развитие инженерной инфраструктуры, текущее содержание отраслей городского хозяйства и решение социальных проблем.

Стратегический план позволил более четко сформулировать основную миссию Новосибирска – стать городом для человека. В соответствии с ним на городской территории создаются условия для улучшения качества жизни и роста жизненного потенциала каждого горожанина, развития активного, свободного и толерантного гражданского сообщества. Город нацелен на созидание, поддержку и развитие фундаментальной и прикладной науки, современных инновационных систем образования, конкурентоспособного высокотехнологичного производства. И, наконец, Новосибирск сегодня – это город-предприниматель, имеющий и развивающий транспортные и телекоммуникационные связи со всем миром, обладающий развитыми финансовыми институтами. Дальнейшая реализация направлений, намеченных стратегическим планом, позволит Новосибирску значительно упрочить свои позиции, как одного из лучших городов России.

Развернутые материалы по этим вопросам, полученные от всех городов – членов МАГ размещены на портале МАГ и будут опубликованы в Итоговом документе форума.

 

Заключение

За годы деятельности МАГ практически все города – члены МАГ разработали стратегии развития, то есть создали систему обоснованных представлений о целях, приоритетах и конкретных направлениях развития, обеспечивающих устойчивое функционирование городов в долгосрочной перспективе. Это следует считать одним из важнейших достижений городских администраций за истекшее десятилетие. Стратегии начали разрабатывать в то время, когда казалось, что наиболее острые последствия кризиса 90-х годов преодолены и начался период стабильного социально-экономического развития и можно было думать о перспективе. Стратегия понималась в то время и понимается сейчас как документ, который определяет направления и способы решения самых главных проблем крупных городов, которые не могут быть решены сегодня или которые требуют достаточно сложных программных решений, реализации долгосрочных инвестиционных проектов и т. д. В каждой стратегии во главу угла поставлено решение проблем, стоящих перед каждым городом и имеющих свойство накапливаться в перспективе. И эти проблемы во всех крупных городах СНГ примерно одинаковы, различаются только ресурсные возможности для их решения, а также представления, каким образом они могут быть реализованы.

Что нового вносит в требования к стратегиям начавшийся кризис? Стратегия не есть единожды и навсегда разработанный документ. Любая стратегия должна периодически корректироваться, но во время кризиса корректировке подлежат не основные направления развития города, а сроки и объемы их реализации. Целесообразно разработать особую стратегию – действия городской администрации во время форс-мажорных обстоятельств. Для крупных городов это особенно важно, потому что в российских условиях кризис на 90 % образуется в границах крупных городов, где сосредоточены 90 % банковского потенциала страны, значительная часть строительных организаций страны, где люди чаще всего приобретают жилье на условиях ипотеки и т.д. В каждом городе принимаются те или иные меры по нивелированию кризисных явлений. Где-то реструктуризируют долговые обязательства, где-то сокращают расходы на управление, где-то выкупают у строительных организаций часть построенного жилья и т.д. Но для того, чтобы эти меры были результативными, нужно хорошо знать, что происходит в экономике и социальной сфере города: на каких предприятиях сокращаются объемы производства и численность занятых, какие именно банки и в какой степени не в состоянии выполнять свои обязательства перед городскими кредиторами, насколько изменяются условия ипотечного кредитования и т.д. Было бы крайне полезно каждой городской администрации еженедельно проводить мониторинг прохождения кризиса по городской территории.

Естественно, что стратегия деятельности городских администраций в условиях кризиса не может разрабатываться и реализовываться в отрыве от аналогичных мер, предпринимаемых на региональном и на общегосударственном уровнях. По этому поводу уже приняты, например, соответствующие решения Правительства РФ, обсуждаются и принимаются поправки к федеральным законам (в том числе в сфере, налогообложения), разрабатываются и принимаются меры по поддержке малого бизнеса и т.д. Выстраивается целостная стратегия действий федеральных властей в кризисной ситуации. Не исключено, что подобного рода стратегии будут разрабатываться и на уровне регионов. Учитывая, что столицы и крупные города являются, с одной стороны, точками концентрации кризисных явлений, и, с другой, центрами потенциальных возможностей скорейшего выхода из кризиса, было бы целесообразно, чтобы эти столицы и города стали активными участниками разработки и реализации государственного плана выхода из кризиса. Поэтому вполне естественно, что администрации многих крупных городов считают полезным разработку на соответствующих методических рекомендаций для региональных и городских властей. Имеются предложения о том, что могут понадобиться изменения законодательстве, корректирующее возможности городских администраций принимать ответственные решения в форс-мажорных обстоятельствах. Таких предложений много, и МАГ мог бы внести свой вклад в преодоление кризисных явлений, консолидировав эти предложения, и доведя их до региональных и общегосударственных властей. Начавшийся кризис – не первый и не последний; он должен стать не только периодом испытаний, но и временем осмысления допущенных ошибок, освобождения от чрезмерно амбициозных планов и т.д. Но все крупные города стран участников СНГ имеют большой запас устойчивости и богатый опыт функционирования и развития в самых сложных условиях. Нет сомнений в том, что все города – члены МАГ успешно реализуют стратегии своего развития в интересах в интересах населения городов, регионов и государств.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.