Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Влияние изменений климата на отрасли экономики

2.1. Энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здоровье населения

Предполагаемые к 2015 г. изменения климата окажут как позитивное, так и негативное воздействие на различные сектора энергетической отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и на  здоровье населения Российской Федерации.

2.1.1. Топливно-энергетические ресурсы
К положительным последствиям ожидаемых к 2015 г. изменений климата, в первую очередь, можно отнести сокращение отопительного периода и значительную, вследствие этого, экономию топливноэнергети ческих ресурсов.
К 2015 г. продолжительность отопительного периода сократится в среднем по России на 3–4 дня, что может дать ощутимую экономию средств. Наибольшее сокращение отопительного периода (до 5 дней) ожидается на юге Приморского края, Сахалинской и Камчатской областей. Практически не изменится продолжительность отопительного периода в Таймырском АО.
Потепление климата приведет к улучшению теплового режима зданий при неизменном расходе топлива. Теплосопротивление стен зданий в городах всех субъектов Европейской территории Российской Федерации и в прибрежных районах Приморского края, зависящее от температуры наиболее холодных суток и пятидневки, увеличится на 20%, что приведет к поддержанию заданной температуры внутри зданий при меньшем расходе топлива.
Несмотря на сокращение средней продолжительности отопительного периода, при выработке стратегических решений необходимо принимать во внимание естественную изменчивость, проявляющуюся в том, что в отдельные годы в период до 2010–2015 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации реальная продолжительность отопительного периода может превысить установленные в настоящее время региональные средние значения продолжительности отопительного периода.
Здесь может сказаться и тенденция к росту вариабельности климата, которая проявится в отклонениях реальных потребностей в отоплении от средних значений продолжительности отопительного периода.

2.1.2. Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал В большинстве районов европейской части России, в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, в Алтайском крае, в западных районах Приморского и Хабаровского краев положительные последствия ожидаемых изменений климата приведут к уменьшению (по сравнению с отмечаемыми в настоящее время) ветровых нагрузок на ЛЭП и высотные здания. При этом, например, на территории азиатской части России повторяемость "запроектных" значений нагрузок на здания и сооружения (энергетические, промышленные, коммунальные и транспортные), приводящих к авариям на сооружениях, которая определяется Научно-техническим центром по сейсмостойкому строительству и инженерной защите от стихийных бедствий Федерального агентства по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству, к 2015 г. уменьшится в 1,1 раза.
Сократится число дней с критическими скоростями ветра при низких температурах воздуха, требующих дополнительной оплаты труда или прекращения работ. Это приведет к экономии расходов на строительные, ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
В то же время, в указанных выше регионах уже сейчас отмечается тренд в сторону уменьшения ветроэнергетического потенциала, который к 2015 г. уменьшится практически в два раза. Это наложит серьезные ограничения на эксплуатацию существующих ветроэнергети ческих установок и на дальнейшее их развитие в указанных регионах.
В ряде регионов, где к 2010–2015 гг. ожидается увеличение ветровых нагрузок по сравнению с наблюдаемыми сегодня в 1,2 раза (Северный Кавказ (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край), Мурманская, Архангельская и Ленинградская области, северо-запад Республики Саха (Якутия), Магаданская и Иркутская области, прибрежные районы Ханты-Мансийского и Эвенкийского АО), число аварий на ЛЭП может увеличиться. Это скажется также на удорожании строительно-монтажных и других работ на открытом воздухе. В то же время, в этих регионах создаются определенные условия для развития ветроэнергетики там, где это экономически и технологически оправдано.

2.1.3. Гидроэнергетика
Изменение сезонного стока рек вследствие происходящих и ожидаемых изменений климата должно учитываться в гидроэнергетике.
Прогнозируемое изменение стока рек скажется на притоке воды к крупным водохранилищам. На 10–20% прогнозируется увеличение среднегодового притока к водохранилищам Волжско-Камского каскада, на 5–10% – к водохранилищам Северо-Западного федерального округа, в пределах от 0 до 15% изменится приток к Ангаро-Енисейским водохранилищам, а также к водохранилищам на реках Вилюй, Колыма, Зея. Вместе с тем, следует ожидать уменьшения среднегодового притока в пределах от 5 до 15% к Цимлянскому, Краснодарскому и Новосибирскому водохранилищам.

К негативным последствиям влияния климатических изменений на обстановку в районах водохранилищ относятся: возможное затопление и подтопление населенных пунктов, увеличение длины полыньи в нижних бьефах с ухудшением климатических условий по берегам (увеличение влажности воздуха, повторяемости туманов, ухудшение видимости и т.п.), повышенное образование шуги, возможные зажорные явления на участках рек ниже полыньи, появление трещин и разводий на льду водохранилищ.
Прогнозируемые изменения притока воды к водохранилищам потребуют пересмотра режима их работы с учетом интересов основных потребителей, прежде всего, гидроэнергетики, и охраны окружающей среды.

2.1.4. Трубопроводный транспорт
В настоящее время в стране проложено около 50 тысяч км нефтепроводов и около 150 тысяч км газопроводов, пересекающих многие сотни и тысячи рек. Большинство из этих трубопроводов построены еще до 80-х гг., и проектный срок их эксплуатации, рассчитанный для условий стационарного климата, практически заканчивается. Места наиболее проблемных подводных переходов трубопроводов расположены на Верхней и Средней Волге и ее притоках в Нижегородской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, в республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Чувашия, на реках во всех субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, в Тюменской области, в Красноярском крае, в Новосибирской, Омской, Томской и Иркутской областях, в Хабаровском крае и на Сахалине.
В условиях прогнозируемого к 2015 г. увеличения годового и сезонного стока многих российских рек и изменения их ледового режима нагрузки на подводные трубопроводы значительно возрастут. В период до 2015 г. увеличивается вероятность аварийных повреждений трубопроводов (вплоть до их разрывов) с разливами нефти и выбросами газа, влекущими значительные экологические катастрофы.
Для предотвращения возможных аварий необходимо:
– пересмотреть в сторону уменьшения расчетные сроки эксплуатации подводных переходов трубопроводов, построенных до 1980–1990 гг.;
– организовать эффективную систему мониторинга состояния трубопроводов во избежание наступления на них аварийных ситуаций;
– при переукладке и прокладке новых трубопроводов через реки использовать современную технологию – метод наклоннонаправленного бурения;
– проводить обязательную экспертизу проектов новых переходов трубопроводов (как магистральных, так и промысловых) опытными специалистами-гидрологами.

2.1.5. Сохранность и эксплуатация зданий и сооружений В осенне-зимний и зимне-весенний периоды в ряде регионов (на Европейской территории России, в Приморье и др.) вследствие увеличения повторяемости оттепелей и заморозков уже сейчас наблюдается ухудшение условий эксплуатации зданий и уменьшение их долговечности. Эта тенденция к 2015 г. может привести к сокращению периода доремонтной эксплуатации зданий до двух раз.
Увеличение глубины сезонного протаивания в районах с вечномерзлыми грунтами приведет к уменьшению несущей способности вечной мерзлоты и может иметь опасные последствия для стоящих на ней сооружений. Наибольшей опасности будут подвержены сооружения на Чукотке, в бассейнах верхнего течения Индигирки и Колымы, на юговостоке Якутии и на значительной части Западно-Сибирской равнины, на побережье Карского моря, на Новой Земле, а также на Крайнем Севере Европейской территории России. В этих районах имеется развитая инфраструктура, в частности, газо- и нефтедобывающие комплексы, система трубопроводов Надым–Пур–Таз на северо-западе Сибири, Билибинская атомная станция и связанные с ней линии электропередач от Черского до Певека. Особую опасность представляет ослабление вечной мерзлоты на Новой Земле в зонах расположения хранилищ радиоактивных отходов, и на полуострове Ямал в районе перспективной нефтедобычи. В регионах повышенного риска необходимо организовать мониторинг состояния фундаментов зданий и опор линейных сооружений (трубопроводов, мостов) с целью своевременного обнаружения их деформаций и принятия мер по стабилизации фундаментов.
Из-за прогнозируемого к 2015 г. резкого увеличения зимнего (до 60–90%) и летнего (до 20–50%) стока рек в Центральном, Приволжском и в юго-западной части Северо-Западного федеральных округов и значительного увеличения зимнего и летнего стоков рек в других регионах страны (от 5 до 40%), в условиях уменьшения глубины и сокращения периода промерзания почвогрунтов, уровни грунтовых вод будут повышаться. Для равнинных территорий России, характеризующихся избыточным увлажнением, неглубоким залеганием грунтовых вод и слабой дренирующей способностью, это может привести к подтоплению обширных районов, к деформации и к ослаблению фундаментов различных зданий и сооружений.
Особенно могут пострадать от этого ценнейшие исторические центры городов, памятники и архитектурные ансамбли на территории Русского Севера, включающей Архангельскую, Вологодскую и Ленинградскую области, объекты в районе "Золотого Кольца России" в Костромской и Нижегородской областях, в других регионах СевероЗападного и Центрального федеральных округов. Эти процессы происходят уже в настоящее время, и в условиях изменения климата следует ожидать их интенсификации в ближайшей перспективе.
В указанных субъектах Российской Федерации необходимо уже сейчас организовать полномасштабное обследование наиболее ценных исторических памятников русской старины, других важных зданий и сооружений, разработать и осуществить меры по их защите, включая мероприятия по управлению водным режимом подтапливаемых территорий.

2.1.6. Комфортность проживания и здоровье населения К 2015 г. ожидается сдвиг к северу зон различной степени дискомфортности* проживания населения. В частности, южная граница зоны экстремальной дискомфортности, близкая к границе Крайнего Севера, сместится приблизительно на 60 км в северозападной части России (Республика Коми, Архангельская область), на 150 км – в Ханты-Мансийском и Эвенкийском АО и на 250 км – в Республике Саха (Якутия), на севере Иркутской области и Хабаровского края. Дискомфортность проживания человека вблизи южной границы зоны Крайнего Севера уменьшится.
Практически на всей территории Российской Федерации в период до 2015 г. следует ожидать в летние периоды рост числа дней с высокими значениями температуры воздуха. При этом значительно увеличатся вероятности экстремально продолжительных периодов с критическими значениями температуры воздуха, так называемых "волн тепла" (годовые максимумы продолжительности таких периодов к 2015 г. возрастут в 1,1–1,5 раза). Это ухудшит условия функционирования систем поглощения тепла на электростанциях, а также увеличит затраты на кондиционирование зданий. Кроме того, увеличение экстремально продолжительных периодов с критическими значениями температуры воздуха, особенно в крупных городах, может неблагоприятно отразиться на самочувствии и здоровье жителей.
Принятие заблаговременных мер руководством городов и органов здравоохранения (реагирование на предупреждения о приближении "волн тепла", разработка рекомендаций по поведению населения в условиях критических температур воздуха, повышение готовности медицинского персонала, архитектурно-строительные решения, взаимодействие со СМИ и др.) может снизить эффект негативного влияния высоких температур воздуха на самочувствие населения, что особенно важно для детей и пожилых людей.

2.2. Сельскохозяйственное производство

Предполагаемые изменения климата будут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для сельского хозяйства Российской Федерации. Положительные последствия связаны, главным образом, с предполагаемым потеплением.

Примечание. * Зоны дискомфортности формируются на основании анализа комплекса климатических показателей. К территории Крайнего Севера относятся административные образования регионов Российской Федерации, в которых проживание населения по ряду критериев обеспечивается специальными условиями оплаты труда и льготами.

Отрицательные последствия связаны с сопровождающим это потепление увеличением засушливости, а также с наблюдаемой тенденцией повышения вероятности экстремальных гидрометеорологических условий, которые могут оказаться пагубными для земледелия. Одним из важнейших следствий потепления климата в современный период является значительное уменьшение повторяемости зим с опасной для озимых культур минимальной температурой почвы. В Центрально-Черноземном районе и в Поволжье частота таких зим снизилась с 18–22% до 8–10%, на Северном Кавказе – с 10 до 4% (по сравнению с климатическими условиями, наблюдавшимися в этих районах в период до 1990 г.). Сложились благоприятные условия для расширения посевов озимых культур на Северном Кавказе, в степных районах Поволжья, на Южном Урале и в отдельных районах Западной Сибири.
Изменилась обусловленная климатом урожайность сельскохозяйственных культур. Так, расчетная климатообусловленная урожайность зерновых культур в Ставропольском крае за последние 20 лет повысилась на 30%. Улучшение условий произрастания зерновых культур отмечается во многих районах европейской части России на фоне значительного (до 2°С за последние 10 лет) роста температуры воздуха зимой и при незначительном повышении температуры воздуха в летний период на юге региона.
Вместе с тем, наблюдающееся потепление в ряде регионов азиатской части России не всегда сопровождается повышением урожайности. Так, на территории Прибайкалья и Забайкалья, в условиях летнего потепления (до 0,5°С за последние 10 лет), наблюдается тенденция к падению урожайности зерновых культур.
За последнее тридцатилетие ХХ в. отмечается увеличение продолжительности периода вегетации (период с температурами воздуха выше +5°С) на большей части ЕТР (за исключением территории Южного федерального округа), а также на территориях Уральского и Сибирского федерального округов (за исключением северных районов:
п-ва Ямал, Таймыр и прилегающие к ним территории). Среднее увели-чение продолжительности периода вегетации составляет сейчас от 5 до 10 дней. Однако, на фоне увеличения продолжительности вегетационного периода, во многих районах не наблюдалось увеличения продолжительности периода без заморозков. Исключение составляют только северо-восточная часть Северо-Западного федерального округа и Центральный и Приволжский федеральные округа, где наблюдалось сокращение продолжительности периода без заморозков в среднем на 5–15 дней.
К 2015 г., при сохранении существующих тенденций, предполагаемые изменения климата приведут к существенным изменениям в агроклиматических условиях возделывания сельскохозяйственных культур. Повсеместно повысится теплообеспеченность (суммы активных температур возрастут на 350–400°С). Увеличится продолжительность вегетационного и безморозного периодов года на 10–20 дней, что приведет к улучшению условий проведения сельскохозяйственных работ и к уменьшению потерь продукции при уборке урожая. Граница выращивания среднеспелых сортов кукурузы и позднеспелых сортов подсолнечника продвинется к северу до широты Москвы – Владимира – Йошкар-Олы – Челябинска.
К 2010–2015 гг. в связи с более благоприятными условиями температурного режима ожидается рост урожайности кормовых и зерновых культур в Северном и Северо-Западном (на 10–15%), Центральном, Волго-Вятском регионах и на Дальнем Востоке (до 10–15%). В Нечерноземной зоне Европейской территории России будет отмечаться рост запасов органического углерода (гумуса) в пахотных почвах, что приведет к повышению долговременной устойчивости земледелия. В этих регионах рост продуктивности сельскохозяйственного производства может быть обеспечен за счет расширения посевов более теплолюбивых и, соответственно, более урожайных сельскохозяйственных культур. В частности, могут быть увеличены посевы более позднеспелых и более урожайных видов (сортов) зерновых культур, кукурузы, подсолнечника, позднеспелых сортов картофеля, расширено свеклосеяние, повышена доля более теплолюбивых видов кормовых культур (сои, люцерны и др.). Посевы вторых (пожнивных) сельскохозяйственных культур также могут быть расширены, что приведет к укреплению кормовой базы животноводства.
Вместе с тем, использование благоприятных последствий изменения климата для увеличения сельскохозяйственного производства в этих регионах возможно только при одновременном увеличении применения удобрений, средств химизации и других мер по защите растениеводства от прогнозируемой более высокой уязвимости к воздействию вредителей и болезней.
На Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье с учетом ожидаемого потепления климата может быть создана расширяющаяся зона интенсивного орошаемого земледелия с набором культур, которые возделываются сейчас на территории Узбекистана и Азербайджана (это хлопководство, виноградарство, садоводство, производство чая и цитрусовых).
Важнейшей негативной особенностью ожидаемых изменений климата является сопровождающий процессы потепления практически повсеместный рост засушливости. Повторяемость засух в основных зернопроизводящих районах России может к 2015 г. возрасти в 1,5–2 раза. Ожидаемый рост засушливости климата может привести к снижению урожайности в основных зернопроизводящих районах России, но не окажет, по-видимому, значимого отрицательного влияния на сельское хозяйство достаточно увлажненной Нечерноземной зоны.
Из-за развития засушливости на Северном Кавказе, в Поволжье, на Урале, на территории Центрально-Черноземного региона, на юге Западной Сибири и в Алтайском крае, при сохранении существующих технологий сельскохозяйственного производства, вероятно значительное снижение урожайности зерновых и кормовых культур. Так, падение урожайности на величину до 22% от существующего уровня для зерновых культур может произойти практически во всех субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе. В Поволжье, на Урале и на юге Западной Сибири возможное снижение урожайности зерновых культур может оказаться на уровне 13, 14 и 12% от существующего уровня соответственно. На территории Центрально-Черноземного региона возможно снижение урожайности как кормовых, так и зерновых культур от 7 до 7,5 %. В настоящее время вклад регионов Северного Кавказа в валовой сбор зерновых по стране составляет примерно 19,3 %, Поволжья – примерно 17,6%, Урала – примерно 15,7%, юга Западной Сибири – примерно 13,7%, Центрально-Черноземного региона – 10,6%. Таким образом, потери сбора зерновых для страны в целом, в случае непринятия мер противодействия предполагаемому повышению засушливости в этих главных зернопроизводящих регионах, могут составить порядка 11%.
В зоне повышающейся вероятности усиления засушливых явлений (Северный Кавказ, Поволжье, Ростовская и Волгоградская области, степные районы Урала и Западной Сибири), адаптационные меры должны быть направлены на расширение посевов более засухоустойчивых культур – прежде всего кукурузы, подсолнечника, проса и др., расширение посевов засухоустойчивых озимых зерновых культур. В субъектах Российской Федерации этих регионов необходимо заблаговременное проведение значительных ирригационных работ, осуществление мероприятий, направленных на экономное расходование водных ресурсов и на более широкое внедрение влагосберегающих технологий.

2.3. Водопользование и водопотребление

Все оценки прогнозируемых изменений гидрологических характеристик, первоначально полученные для речных бассейнов или водоемов, затем обобщены по регионам или по субъектам Российской Федерации и приводятся в процентах или в количественных показателях по отношению к средним значениям, отмечавшимся на конец ХХ в.; оценка изменений водообеспеченности населения и нагрузки на водные ресурсы дается по отношению к современному периоду (2002–2005 гг.).
В целом для территории России к 2015 г. следует ожидать увеличения возобновляемых водных ресурсов на 8–10%, при этом водообеспеченность на одного жителя увеличится на 12–14%.
Увеличение произойдет на большей части территории России: на Севере и северо-западе ЕТР, в Поволжье, в Нечерноземном центре, на Урале, на большей части Сибири и Дальнего Востока, т.е. в тех регионах, где формируется более 95% водных ресурсов страны.
Вместе с тем, в ряде густонаселенных регионов в субъектах Российской Федерации Черноземного центра (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская и Тамбовская области), Южного (Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) и юго-западной части Сибирского (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области) федеральных кругов, которые и в современных условиях имеют довольно ограниченные водные ресурсы, к 2015 г. следует ожидать их дальнейшего уменьшения (до 10–20%). Это необходимо учитывать при  разработке условий дальнейшего социально-экономического развития этих регионов, при возрастании потребностей в водообеспеченности и увеличения нагрузки на водные ресурсы (от 5 до 25%).
В ближайшие 5–10 лет частота маловодных годов на территориях Белгородской, Курской областей, Ставропольского края и Калмыкии будет возрастать и приведет к снижению водообеспеченности населения этих регионов (до 1000–1500 м3 в год на одного человека, и даже менее), что по международной классификации рассматривается как очень низкая или критически низкая водообеспеченность. В этом случае может отмечаться серьезный дефицит воды и необходимость строгого регулирования и ограничения водопотребления, а также привлечения дополнительных источников водообеспечения. В этих субъектах Российской Федерации нехватка воды становится фактором, сдерживающим экономический рост и повышение благосостояния населения.
В таких субъектах Российской Федерации, как Воронежская, Липецкая, Орловская, Тамбовская и Ростовская области, водообеспе ченность ожидается в пределах 2000–4000 м3 в год на одного жителя, что классифицируется как низкая. В этих регионах приоритетное внимание должно быть уделено вопросам регулирования водообеспечения и водосбережения.
В Алтайском крае, в Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях уменьшение водных ресурсов хотя и не приведет к низким значениям водообеспеченности и к высокой нагрузке на водные ресурсы, тем не менее весьма серьезные водные проблемы в маловодные периоды имеют место здесь и в настоящее время, и они могут приобрести особую остроту в перспективе. Это, прежде всего, связано с большой изменчивостью водных ресурсов во времени и по территории, а также с тенденцией к увеличению интенсивности использования стока трансграничных рек в Китае и Казахстане. Для решения проблем необходимо рассмотреть возможности регулирования стока и заключение международных договоров по совместному использованию водных ресурсов Иртыша.
Несмотря на прогнозируемое заметное увеличение водных ресурсов в нечерноземных областях Центрального федерального округа, и, прежде всего, в Московской области (вместе с г. Москва), в результате развития экономики, увеличения численности и повышения благосостояния населения к 2015 г. можно ожидать значительного увеличения нагрузки на водные ресурсы и снижения водообеспеченности, которые и в настоящее время находятся на критическом уровне. Например, современная водообеспеченность здесь составляет 1000–1500 м3 в год на одного жителя, и дальнейшее снижение ее может привести к негативным последствиям.
Таким образом, главный недостаток российских водных ресурсов – их крайне неравномерное распределение по территории, не согласующееся с потребностями в них, в перспективе еще более усугубится. В целом ряде регионов (Москва, Московская, Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Калмыкия), а также в маловодные годы в Алтайском крае, в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Курганской и Челябинской областях к 2010–2015 гг. и далее проблемы водообеспечения станут особенно острыми, что потребует проведения комплекса необходимых мер по их решению, включая регулирование и ограничение водопотребления, а также привлечение дополнительных источников водообеспечения.

2.4. Речное судоходство

Прогнозируемое к 2010–2015 гг. дальнейшее увеличение годового и меженного стока и сокращение периода ледостава практически для всех крупных рек России потенциально благоприятствует развитию речного судоходства и увеличению объема грузоперевозок по рекам и водоемам.
Вместе с тем, на большинстве судоходных рек России в последние годы, вследствие влияния изменений климата на сток рек наблюдаются существенные изменения в русловых процессах, осложняющих судоходство. К 2010–2015 гг. тенденции изменения русловых процессов будут нарастать.
Для бесперебойного обеспечения судоходства необходимо поддерживать требуемые глубины на перекатах в период межени путем проведения работ по выправлению русла рек и углублению дна судоходных частей рек. По данным Министерства транспорта Российской Федерации, в настоящее время объем таких работ, по сравнению с уровнем 1991 г., уменьшился почти в семь раз. Это крайне негативно отражается на судоходстве, в том числе при доставке грузов по сибирским рекам по "северному завозу".
Для решения проблемы необходимо последовательно увеличивать ежегодные объемы работ по углублению дна на перекатах судоходных рек с нынешнего уровня 45 млн.м3 и довести их в ближайшее время до уровня не менее 300 млн.м3. Вторым (или параллельным) вариантом возможного решения проблемы (там, где работы по выправлению русел и углублению дна экономически не целесообразны), может быть использование более малотоннажных судов или судов с меньшей осадкой.
Вследствие продолжающегося потепления климата к 2010–2015 гг. следует ожидать сокращение периода ледостава на сибирских реках и в бассейне р. Кама до 15–27 суток с одновременным уменьшением максимальной толщины льда до 20–40%; ожидаются также значительные изменения в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек и водоемов. С одной стороны, эти изменения способствуют заметному продлению времени речного судоходства, а, с другой стороны, сокращают период и возможности доставки грузов в труднодоступные районы по зимним автомобильным трассам, проложенным по замерзшим руслам больших рек. Эти процессы имеют огромное значение для субъектов Российской Федерации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, особенно для Якутии, Магаданской области и Чукотского АО, где основной объем грузов доставляется по речным руслам – летом судами, а зимой автомобильным транспортом. Администрациям указанных регионов особенно важно учитывать ожидаемые изменения ледовых условий при планировании грузоперевозок в труднодоступные населенные пункты.

2.5. Судоходство по северному морскому пути, работы на шельфе, экономика северных территорий

Прогноз возможных изменений ледовых условий в арктических морях на 5–10 лет и далее до середины XXI в., на основе естественных 60-летних циклических колебаний ледовитости показывает, что до 2015 г. ледовые условия в арктических морях будут формироваться на пониженном фоне ледовитости.
До 2010–2015 гг. продолжительность ледового периода на трассах Северного морского пути (СМП) от пролива Карские ворота к востоку будет превышать шесть месяцев в году. Тем самым сохранятся основания для полного суверенитета России над СМП в соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву. Поэтому в период до 2010–2015 гг. сохраняются все существующие ныне основания для применения российских "Правил плавания судов по трассам СМП", то есть для сохранения особого режима судоходства на СМП.
При сохранении существующего фона ледовых и гидрометеорологи ческих условий, по крайне мере до 2010–2015 гг., существует вероятность формирования сложных и очень сложных ледовых условий (повторяемость 10–20%) в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова и Лонга, ограничивающих безледокольное плавание по СМП. Продолжительность периода сквозного плавания по СМП без ледокольной проводки при возникновении тяжелых ледовых условий сокращается до 10–15 суток в год (по сравнению с обычным двухмесячным периодом) или сквозное плавание без ледокольной проводки вообще невозможно. Усилятся негативные явления, обусловленные ростом ветро-волновой активности, а именно повторяемость ледовых штормов (шторм в холодный период года на акваториях с редким льдом); интенсивность брызгового обледенения; интенсивность разрушения берегов, сложенных рыхлыми вечномерзлыми породами. Учитывая это, а также уже наблюдающуюся тенденцию к росту спроса на ледокольное обеспечение перевалки нефтепродуктов в замерзающих морях (Балтийское, Белое, Охотское), который будет усиливаться по мере освоения месторождений на арктическом шельфе, для обеспечения безопасности мореплавания недропользователям и транспортным компаниям необходимо предусматривать строительство новых ледоколов и судов ледового класса и развитие региональных и локальных систем гидрометеорологического обеспечения морских операций.
Следует ожидать сохранение наметившейся в конце ХХ – начале ХХI вв. тенденции к увеличению вероятности появления айсбергов в районах северных морских месторождений, включая Штокмановское.
Сохраняется риск вторжения арктических паковых льдов в более южные районы моря.
Недропользователям необходимо предусматривать создание специальных служб контроля айсберговой и ледовой опасности, которые должны включать активную защиту от айсбергов и ледовый мониторинг. Необходим пересмотр полученных ранее оценок экстремальных высот волн, значения которых заложены в проектные решения буровых платформ для нефтяных и газовых месторождений, таких, как Штокмановское, Приразломная и др.
При проектировании морских сооружений по действующим строительным нормам и правилам необходимо неукоснительно выполнять требования о гидрометеорологических инженерных изысканиях и учитывать произошедшие в 1980–2005 гг. изменения гидрометеорологи ческих факторов и их тренды на ближайшие 5–10 лет.
Основные экономические секторы Российской Арктики включают нефтяную и газовую промышленность, горнодобывающую промышленность и транспорт. Большая часть территории занята тундрой и лесотундрой, поэтому сельское хозяйство представлено оленеводством и рыболовством. Лесная промышленность развита в отдельных регионах тайги в южной части Российской Арктики. Экономика Российской Арктики испытывает прямые и косвенные воздействия, обусловленные потеплением климата последние четверть века.
Изменение климата влияет также на инфраструктуру поселений и на здоровье населения северных территорий. В связи с этим необходима разработка новых методик оценки рисков и стратегий управления в условиях наблюдающихся климатических изменений, влияющих как на промышленную и социальную инфраструктуру, так и на здоровье населения. Особое внимание необходимо уделить надежной теплоизоляции и гидроизоляции фундаментов жилых зданий и промышленных объектов в условиях увеличения глубины сезонного протаивания вечной мерзлоты.
На период 2010–2015 гг. не ожидается связанных с климатическими факторами существенных изменений в оленеводстве, рыболовстве и лесной промышленности на Крайнем Севере, в структуре рыбных промыслов. Изменения в этих отраслях в большей степени обусловливаются не климатическими, а имеющими иную природу факторами.
Наблюдается определенное воздействие климатических изменений на уровень заболеваемости населения северных территорий, поскольку наблюдаемые изменения приводят к росту метеопатических реакций даже у здоровых лиц. Для человеческого организма наиболее опасны резкие колебания основных метеорологических характеристик (температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и осадков, скорости ветра и солнечной радиации), повторяемость которых увеличилась при наблюдающемся потеплении. Стрессы и континен тальный климат с резкими перепадами температуры и атмосферного давления – основные причины сосудистых заболеваний на Крайнем Севере. Также увеличенные из-за истощения озонового слоя дозы ультрафиолетовой радиации могут приводить к росту заболеваемости катарактой и увеличивать риск заболеваемости раком кожи. Необходимо развитие системы мониторинга за здоровьем населения Крайнего Севера в связи с климатическими изменениями и разработка методов адаптации к ним. Требуется создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации людей, работающих в экстремальных условиях.

2.6. Изменение уровня каспийского моря

Экстремальное падение, как и экстремальный подъем уровня Каспийского моря, оказывают одинаково отрицательные воздействия на различные отрасли экономики этого региона, каждый раз заставляя вкладывать огромные материальные средства в меры по стабилизации ситуации в прибрежных районах моря.
Резкие понижения и подъемы уровня моря особенно негативно проявляются в северной мелководной части Каспия, в особенности в дельтах рек Волга, Терек, Сулак, где сосредоточены ценные сельскохозяйственные угодья, рыбопромысловые районы и крупные промышленные центры.
Уровенный режим Каспийского моря находится в сильной зависимости от питающих его рек, атмосферных осадков и испарения, состояние и режим которых претерпевают изменения в условиях меняющегося климата.
Уровень Каспийского моря в ближайшие 10–12 лет будет колебаться в пределах абсолютных отметок -27,08 – -27,58 м (от 92 до 42 см в относительных отметках), с тенденцией к понижению (со средней скоростью около 4 см/год). К 2016 г., уровень моря может понизиться в среднем на 50 см, достигнув абсолютной отметки -27, 5 м.
Несмотря на то, что в ближайшие годы не ожидается аномальных изменений уровня моря, риски затопления и подтопления побережья, особенно при ветровых нагонах, сохраняются. В результате затопления и подтопления территорий может заметно ухудшаться экологическая, санитарно-эпидемиологическая и медико-биологическая обстановка в прибрежной зоне Каспия: повышается вероятность загрязнения поверхностных и грунтовых вод токсичными веществами и нефтепродуктами в результате аварий, прогрессирует засоление почв и гидроморфизация растительности, ухудшаются условия питьевого водоснабжения и т.д. В наибольшей мере эти процессы могут проявиться непосредственно в Астраханской области, в Калмыкии в Дагестане.
В зоне влияния долгопериодных колебаний уровня моря находятся г. Каспийский (Республика Калмыкия), Астраханский заповедник в приморской части дельты Волги (Астраханская область), города Махачкала, Каспийск, Дербент и пос. Сулак (Республика Дагестан), а также объекты инфраструктуры: канализационные и водопроводные сети, железная дорога Кизляр–Астрахань, оросительные системы, объекты рыбного хозяйства, десятки объектов связи и энергетики, нефтепромыслы и другие сооружения.
Негативное воздействие изменений уровня моря может отразиться на рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, и, в первую очередь, на использовании земельных, рыбных и рекреационных ресурсов, а также ресурсов нефти и газа; на жизнеобеспечении населения; на сохранении жилищного фонда исоциальной инфраструктуры.
Основное направление действий на ближайшую перспективу должно состоять в создании управленческой системы, способной адекватно реагировать на изменения уровня Каспийского моря. Эта система должна сочетать в себе элементы защиты отдельных населенных пунктов и наиболее важных участков береговой зоны с возможностями перемещения из угрожающих районов производственных мощностей в достаточно сжатые сроки и без больших экономических потерь.
Учитывая, что любое существенное изменение режима колебаний уровня Каспийского моря затрагивает интересы всех прикаспийских стран, вполне оправданным представляется необходимость международного регламентирования любых проектов, реализация которых влияет на водный баланс и морфометрию Каспия.

Заключение

Материалы Стратегического прогноза Росгидромета показывают, что в условиях меняющегося климата, его проявления и воздействия на различные отрасли экономики и на условия жизнедеятельности носят ярко выраженный региональный характер. Это обстоятельство должно учитываться при разработке и реализации программ социально-экономи ческого развития страны, регионов и субъектов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основное внимание при этом должно быть уделено дальнейшей детализации оценок влияния изменений климата применительно к каждому из субъектов Российской Федерации, выявлению отраслей экономики, наиболее подверженных влиянию резких неблагоприятных погодноклимати ческих изменений, совершенствованию национальной системы раннего обнаружения опасных гидрометеорологических явлений и прогнозированию их развития.
В условиях возрастания количества и интенсивности ОЯ одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных экстремальных погодно-климатических проявлений является повышение уровня гидрометеорологической безопасности, которая выступает как фактор устойчивого развития экономики.
Эффективность стратегии гидрометеорологической безопасности заключается в решении задачи минимизации экономических потерь. Усилия по реализации стратегии должны, в первую очередь, нацеливаться на создание и совершенствование информационной деятельности по раннему обнаружению, прогнозированию и предупреждению общества и органов, принимающих решения, об опасных гидрометеорологических явлениях. Важную роль в этом играет технологическая модернизация мониторинга состояния гидрометеорологической среды на территории страны (в том числе обеспечение современными техническими системами обнаружения ОЯ, такими, как радары и метеорологические радиолокаторы, спутниковые системы наблюдений и т.д.).
Принятие заблаговременных адаптационных мер позволит повысить устойчивость экономики и производства к происходящим изменениям климата и к резким проявлениям погодно-климатической изменчивости, избежать (или, по крайней мере, насколько возможно, снизить) потери от опасных гидрометеорологических явлений и негативных проявлений климатической изменчивости, а также повысить эффективность производства за счет учета благоприятных изменений климата.
Использование выводов и рекомендаций настоящего Прогноза при осуществлении национальных действий будет также являться весомым, достойным и конкретным вкладом Российской Федерации в выполнение международных обязательств в области климата и его изменений, обязательств по уменьшению опасности и смягчению последствий стихийных бедствий, обязательств, вытекающих из других международных конвенций, договоров, протоколов и соглашений, в том числе решений, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 14–16 сентября 2005 г. на Всемирном саммите высокого уровня.

Основу Стратегического прогноза составляют результаты исследований, выполнявшихся в период с 1993 по 2005 г. коллективами научноисследовательских учреждений (НИУ) Росгидромета:
– Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН (ГУ ИГКЭ Росгидромета и РАН),
– Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (ГУ ГГО им. А.И. Воейкова)
– Всероссийского научно-исследовательского института гидрометеорологической информации – Мирового центра данных (ГУ "ВНИИГМИ-МЦД")
– Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной метеорологии (ГУ "ВНИИСХМ")
– Государственного гидрологического института (ГУ ГГИ)
– Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ГУ ААНИИ)
– Гидрометеорологического центра Российской Федерации (ГУ Гидрометцентр РФ)
– Центральной аэрологической обсерватории (ГУ ЦАО)
– Научно-производственного объединения "Тайфун" (НПО "Тайфун")
– Государственного океанографического института (ГУ ГОИН)
– Сибирского регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (СибНИГМИ)
– Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (ДВНИГМИ)
– Гидрохимического института (ГХИ)
– Научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии "Планета" (НИЦ "Планета").
При подготовке Стратегического прогноза использованы опубликованные результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов и материалы международных организаций. Материалы. использованные при подготовке тематических разделов данного Стратегического прогноза, издаются Росгидрометом в виде отдельной публикации.

Сбор, обобщение и анализ информации по тематическим разделам Стратегического прогноза:
Опасные гидрометеорологические явления – ГУ "ВНИИГМИ-МЦД"
Энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство – ГУ ГГО им. А.И. Воейкова
Сельскохозяйственное производство – ГУ "ВНИИСХМ"
Водопотребление и водопользование, речное судоходство – ГУ ГГИ
Судоходство по Северному морскому пути, работы
на шельфе, экономика северных территорий – ГУ ААНИИ
Изменение уровня Каспийского моря – ГУ Гидрометцентр РФ
Оглавление  Часть 1. Прогноз изменения климата России до 2015 года

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.