Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Использование полезных ископаемых Российской Федерации

Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации обеспечивает до трети ВВП, экспорт полезных ископаемых приносит стране более 70% валютных поступлений. В недрах Российской Федерации разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов полезных ископаемых: половина запасов алмазов, более четверти – природного газа и железа, около 20% – палладия и углей, 17% – никеля, а также от 7 до 10% – нефти, золота, серебра, платины и др. Доля России в мировой добыче нефти составляет 12,8%, газа, никеля, алмазов – более 20%, платины – 14,5%, золота – 7%.
Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, выполняются в соответствии с положениями Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. В 2007 г. объем финансирования геолого-разведочных работ из средств федерального бюджета составил 19,8 млрд. руб., что в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) на 5% больше, чем в 2006 г., тогда как в 2006 г. затраты федерального бюджета на геологическое изучение недр были увеличены в 1,3 раза по сравнению с 2005 г. Наметилась тенденция стабильного роста (с 43 млрд. руб. в 2004 г. до 144 млрд. руб. в 2007 г.) объемов геолого-разведочных работ, выполненных недропользователями за счет собственных средств.
Анализ распределения средств федерального бюджета на геолого-разведочные работы показывает, что затраты на углеводородное сырье в 2007 г. возросли по сравнению с предыдущим годом на 18%, а на твердые полезные ископаемые, подземные воды и работы общегеологического и специального назначения – уменьшились от 2 до 9% (в сопоставимых ценах). Несмотря на снижение роста бюджетного финансирования, прирост ценности недр, полученный в 2007 г. за счет локализации прогнозных ресурсов полезных ископаемых, на 20% превышает этот показатель за 2006 г., а экономическая эффективность вложений федеральных средств в геолого-разведочные работы повысилась на 7% и составила 435 руб. на один рубль затрат.
В последние годы появилась тенденция компенсации погашенных при добыче запасов основных видов полезных ископаемых их приростом.
 
Добыча минерально-сырьевых ресурсов и охрана недр
 
Органами государственного горного надзора Ростехнадзора в 2007 г. в целом обеспечивалось соблюдение пользователями недр требований законодательства о недрах, нормативных правовых актов в области охраны и рационального использования недр, геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ, включая реализацию технических проектов отработки месторождений полезных ископаемых, выполнение условий лицензий на пользование недрами, правильность исчисления платежей за пользование недрами, качество геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ, правильность отработки месторождений, полноту извлечения полезных ископаемых из недр, соблюдение технологических регламентов при переработке минерального сырья и комплексность его использования, а также предупреждение и устранение вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения, соблюдение установленных требований при ликвидации и консервации горных предприятий. При этом особое внимание обращалось на внедрение технологий ведения горных работ и переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное и комплексное использование месторождений полезных ископаемых.
Деятельность горного надзора по вопросам охраны недр осуществлялась в тесном взаимодействии с МПР России, Росприроднадзором, Роснедрами, Минпромэнерго России, ФНС России, Минэкономразвития России, администрациями субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры и другими органами исполнительной власти и контрольными органами. Выявлялись и пресекались случаи самовольного пользования недрами (без лицензии), добычи полезных ископаемых за границами предоставленных горных отводов, невыполнения условий лицензионных соглашений на пользование недрами в части отступления от установленного уровня добычи полезных ископаемых.
В 2007 г. задачи воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых за счет бюджетных средств решались в 49 субъектах Российской Федерации на 341 объекте. Затраты федерального бюджета на проведение работ на твердые полезные ископаемые составили 6,45 млрд. руб. Это – 98% объемов финансирования 2006 г. (в сопоставимых ценах). При этом затраты на черные, цветные, редкие и благородные металлы составили 93% к уровню 2006 г. Увеличены объемы финансирования на уран – 122% и неметаллические полезные ископаемые – 112%. На уровне 2006 г. осталось финансирование работ на уголь. Преобладающая часть бюджетных вложений была ориентирована на проведение поисковых и поисково-оценочных работ, приоритетным направлением которых, как и в предыдущие годы, являются высоколиквидные и остродефицитные виды сырья, значителен рост объемов работ на уран.
Прирост ценности недр, полученный за счет локализованных в 2007 г. прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, практически вчетверо превысил показатель 2006 г. Это объясняется, прежде всего, получением положительных результатов по крупным объектам твердого топлива в Ростовской области и Республике Коми, железных руд в Томской области и калийных солей в Калининградской области. Основная часть прогнозных ресурсов локализована и оценена на территории семи потенциальных центров экономического роста (геолого-экономических районов), выделенных работами 2004–2006 гг. в Южной Сибири, на северо-востоке страны и на Северном Кавказе. Это – практически 100% серебра, платиноидов, никеля и сурьмы; 50% золота; 45% титана; 60% циркония; 25% меди. На территории Центрального федерального округа значительно расширена минерально-сырьевая база цементного сырья, что соответствует федеральной задаче интенсификации жилищного и промышленного строительства. В Северо-Западном федеральном округе расширена минерально-сырьевая база калийно-магниевых солей. При этом локализованные в Калининградской области ресурсы калийных солей при дальнейшем изучении могут стать одним из крупнейших объектов России.
За счет ранее оцененных и переданных для геологического изучения недропользователям прогнозных ресурсов в 2007 г. получены приросты разведанных запасов основных видов твердых полезных ископаемых, превышающие их добычу из недр по титану и цирконию, золоту, бокситам, серебру, марганцу, олову. В целях повышения эффективности использования природных ресурсов осуществляется комплексная геолого-экономическая и технико-технологическая переоценка отдельных месторождений и рудных районов на основе применения новейших технологических решений по обогащению руд. В 2007 г. в ГКЗ представлен вариант ТЭО кондиций и подсчета запасов по золоторудному месторождению Сухой Лог в Иркутской области: разведанные запасы увеличены в 2,7 раза, что выводит его в разряд крупнейших месторождений в мире и самого крупного в России.
В 2007 г. в рамках геолого-разведочных работ на твердые полезные ископаемые, выполняемых за счет средств федерального бюджета, проведены работы с целью рационального использования и охраны недр:
– разработка методических основ по расширению сферы применения углей для нетопливного (нетрадиционного) использования и оценка сырьевых баз углей, пригодных для многоцелевого использования, – получения технологических продуктов их переработки (жидкое топливо, углегуминовые препараты, горный воск, адсорбенты). Такие объекты выявлены в Республике Башкортостан (Южно-Уральский бассейн), Магаданской области, Приморском крае;
– консервация подземных горных выработок и выходов угольных пластов с целью локализации очагов эндогенного пожара на Сангарском угольном месторождении;
– оценка минерально-сырьевых баз природных адсорбентов (цеолитов, цеолитсодержащих пород, бентонитов и др.) для экологической и экономической реабилитации экологически неблагоприятных регионов России.
ФГУ “Государственная комиссия по запасам” дано распоряжение о проведении государственной экспертизы по экономической целесообразности утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в рамках рассмотрения технологического обоснования коэффициентов извлечения нефти. При рассмотрении проектной документации на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений определяются ежегодные объемы добываемого попутного нефтяного газа и возможность его использования (% утилизации). Утилизация ПНГ должна быть обеспечена проектами обустройства месторождений, согласованными Ростехнадзором, который должен осуществлять постоянный контроль за выполнением проектных решений по утилизации ПНГ, приведенных в проектах обустройства. По состоянию на 1 января 2008 г. объемы добываемого попутного нефтяного газа и возможность его использования рассмотрены в 105 проектных документах на разработку, при этом ужесточение лицензионных требований в части утилизации ПНГ затруднено из-за отсутствия нормативно-правовой базы.
Необходима скорейшая подготовка и утверждение в установленном порядке “Правил разработки нефтяных, нефтегазовых, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений”, а также Регламента по составлению проектной документации на разработку этих месторождений, в которых должны быть отражены обязательства недропользователей по утилизации ПНГ.. Статус вышеупомянутых документов должен позволить их применение всем пользователям недр, независимо от их ведомственной принадлежности. “Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений”, утвержденные приказом МПР России от 21.03.2007 № 61, не содержат требований по использованию ПНГ и не являются обязательными для пользователей недр, а легитимные документы по проектированию разработки нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений в настоящее время отсутствуют.
В 2007 г. сохранилась тенденция роста добычи основных видов полезных ископаемых, таких как нефть, уголь, железные, хромовые, медные, вольфрамо-молибденовые, свинцово-цинковые, никелевые руды, руды драгоценных металлов. В то же время снизилась добыча газа, апатит-нефелиновых, фосфоритовых руд и калийных солей. Увеличились объемы добычи угля в Кемеровской области; железных руд в Курской и Белгородской областях (на предприятиях КМА), Мурманской области, Республике Карелия; никель-кобальтовых и медных руд в Оренбургской области. Снижение добычи калийных руд связано с техногенной аварией на руднике Первого Березниковского калийного производственного рудоуправления ОАО “Уралкалий”.
Потери полезных ископаемых при добыче и полезных компонентов при обогащении в основном не превышают нормативные или ниже их. На отдельных предприятиях (Саратовская, Кемеровская области и др.) выявлены сверхнормативные потери, за которые отчислено в бюджет по представлению органов государственного горного надзора Ростехнадзора 25,9 млн. руб. Многие годы не находят оптимального решения вопросы, связанные с использованием и нормированием потерь попутного нефтяного газа. До настоящего времени динамика использования попутного нефтяного газа существенно отстает от темпов его добычи: постоянно возрастают объемы сжигаемого газа на факельных установках, на переработку направляется около 29% попутного нефтяного газа.
Динамика извлечения основных видов полезных ископаемых из балансовых запасов представлена в табл. 4.1, динамика извлечения основных полезных компонентов из минерального сырья при обогащении – в табл. 4.2.
Органами государственного горного надзора Ростехнадзора осуществляется постоянный контроль за ходом выполнения мероприятий и программ, направленных на повышение уровня извлечения, комплексного и рационального использования минерального сырья. При непосредственном участии территориальных органов проводится активная работа по замене устаревшего оборудования и внедрению новых технологий переработки минерального сырья. Продолжается планомерная работа, направленная на полноту реализации пользователями недр проектных решений по разработке месторождений полезных ископаемых, на сохранение запасов полезных ископаемых, числящихся на балансе предприятий.
Проблемы укрепления минерально-сырьевой базы предприятий тесно связаны с острой необходимостью проведения большого объема геолого-разведочных работ при недостаточной способности самих предприятий финансировать эти работы и недостаточным финансированием геолого-разведочных работ из региональных и федерального бюджетов. В условиях истощения и невосполнения минерально-сырьевой базы россыпных месторождений весьма актуален вопрос вовлечения в эксплуатацию малоценных и некондиционных запасов. Так, практически все предприятия Чукотского автономного округа имеют на своем балансе запасы, локализованные в техногенных комплексах ранее отработанных месторождений. Минерально-сырьевой базой россыпной золотодобычи на территории Красноярского края и Республики Тыва являются на 70–80% техногенные россыпи.
Экономическая эффективность деятельности территориальных органов Ростехнадзора по охране недр за счет отчислений в бюджет платежей за пользование недрами с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных санкций за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при пользовании недрами составила более 2,9 млрд. руб. Наибольшая экономическая эффективность достигнута в Самарской, Магаданской, Кемеровской, Иркутской, Читинской, Свердловской областях.
В результате надзора за охраной недр (отказа в застройке площадей залегания полезных ископаемых, уменьшения нормативов потерь при их согласовании, отказа в необоснованном списании, а также за счет складирования в спецотвалы и хранилища) сохранены значительные объемы запасов полезных ископаемых: угля – 66,6 млн. т; рудчерных металлов – 42,1 млн. т; руд цветных и драгоценных металлов – 5,0 млн. т, а также песков, содержащих драгметаллы, – 36,2 тыс. м3; агрохимического сырья – 3,2 млн. т; строительных материалов – 22,7 млн. т.
Большое внимание уделялось также добыче полезных ископаемых из числа дополнительно вовлеченных в разработку запасов полезных ископаемых (забалансовых и ранее неучтенных, ранее списанных как нецелесообразных к отработке, расконсервированных общешахтных и других целиков, в спецотвалах и хвостохранилищах). В результате этой деятельности добыто: угля – 9,0 млн. т; рудчерных металлов – 5,5 млн. т; руд цветных и драгоценных металлов – 13,6 млн. т, а также песков, содержащих драгметаллы, – 29,1 млн. м3; агрохимического сырья – 1,2 млн. т; строительных материалов – 5,5 млн. т.
Налог на добычу полезных ископаемых исчисляется и оплачивается по ставкам в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства. Органами государственного горного надзора принимались меры по своевременному внесению налогов на добычу в бюджет. При участии территориальных органов в контроле за достоверностью геолого-маркшейдерских исходных данных для использования их при расчетах налога на добычу полезных ископаемых дополнительно внесено в бюджет 29,9 млн. руб. Наибольшая экономическая эффективность достигнута Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской, Самарской и Саратовской областям, по республикам Дагестан, Северная Осетия – Алания, Карелия, Башкортостан, Саха (Якутия).
 
Таблица 4.1. Динамика извлечения основных видов полезных ископаемых при их добыче за 1999–2007 гг., % от погашенных запасов
Полезные
ископаемые
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Уголь
88,0*
90,8
88,1
87,8
88,6
88,5
87,9
87,9
88,7
Уголь коксующийся
83,6*
83,5
82,3
81,8
81,7
84,1
82,6
82,8
82,8
Железные руды
98,0
97,2
97,2
97,3
97,3
97,0
96,7
96,4
96,2
Хромовые руды
76,5
81,0
81,1
81,2
76,9
75,6
72,8
93,2
92,5
Медные руды
97,8
97,4
97,3
97,2
97,0
96,8
96,6
96,5
96,5
Свинцово-цинковые руды
92,1
92,8
91,4
92,2
94,0
94,8
95,6
95,4
95,6
Вольфрамо-молибденовые руды
98,4
98,6
97,4
97,5
96,8
96,3
96,2
95,9
95,9
Оловянные руды
93,2
93,5
93,6
90,7
94,7
96,1
95,8
91,6
93,5
Калийные соли
39,8
40,6
40,8
40,2
39,0
38,6
39,6
40,6
38,6
Апатито-нефелиновые руды
91,4
92,0
91,3
90,7
89,6
90,3
89,3
89,7
89,0
Фосфоритные руды
92,1
91,6
92,9
93,6
93,6
93,2
92,9
92,5
Примечание* – данные министерств и ведомств.

Таблица 4.2. Динамика извлечения основных полезных компонентов из минерального сырья при обогащении за 1999–2007 гг., % к исходному количеству полезных компонентов в перерабатываемом сырье

 
Извлекаемые
компоненты
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Железо
74,4
74,8
75,6
74,6
74,8
74,6
74,7
73,8
73,5
Медь
81,0
80,5
81,3
84,3
82,5
83,5
86,0
84,7
82,0
Свинец
89,0
90,7
89,1
88,8
90,0
89,9
89,3
76,1
75,5
Цинк
86,5
85,8
77,6
84,6
87,9
87,4
80,6
66,5
59,8
Никель
82,9
82,3
79,8
82,2
82,6
82,4
82,5
82,9
83,3
Вольфрам
69,5
71,1
77,5
85,9
84,7
83,3
80,6
78,6
78,1
Молибден
79,6
80,3
77,8
77,1
73,4
73,1
74,4
74,4
75,7
Олово
55,9
51,0
52,5
67,8
72,0
74,9
58,4
Оксид калия
79,8
80,4
81,0
82,4
83,7
84,8
84,8
86,5
86,8
Пентоксид фосфора
из фосфоритных руд
69,6
69,0
70,5
71,2
72
68,0
66,98
63,6
Пентоксид фосфора из апатито-нефелиновых руд
90,2
90,3
90,4
90,5
90,5
90,5
90,5
90,4
90,0
Апатитовый концентрат из комплексных железных руд
63,0
63,2
64,2
66,0
 
65,5
 
67,1
67,0
Примечание: показатели представлены по данным Ростехнадзора.
 
Контрольно-профилактическая работа, проводимая территориальными органами в части ограничения застройки месторождений полезных ископаемых, в основном обеспечила соблюдение установленных требований. В 2007 г. выявлено и запрещено 19случаев самовольных застроек площадей залегания полезных ископаемых в пределах горных отводов предприятий (Пермский и Красноярский края, Читинская, Ростовская, Кемеровская, Самарская области и др.), рассмотрено 446 материалов на застройку, при этом в 74 случаях было отказано по причинам несоответствия горногеологических обоснований застройки установленным требованиям.
Проблемным вопросом остается ликвидация (консервация) горнодобывающих предприятий и объектов, а также обеспечение безопасного проживания населения вблизи ликвидированных выработок горных предприятий. Отрицательные факторы, связанные с ликвидацией горнодобывающих предприятий, негативно влияют на состояние недр и окружающей среды. Следует отметить, что с наибольшей степенью сложности протекает процесс ликвидации (консервации) предприятий-банкротов, которые в итоге остаются “бесхозными”. Остающийся в наличии кадровый состав организации в большинстве случаев не в состоянии осуществить реализацию проекта на ликвидацию и выполнить все требуемые мероприятия.
Недостаточное финансирование не позволяет выполнить ликвидацию горных выработок в предусмотренные проектами ликвидации сроки, выполнение в требуемом объеме рекультивации нарушенных горными работами земель, тушение породных отвалов, строительство водоотливных комплексов и очистных сооружений, а также осуществить другие, предусмотренные проектами, мероприятия.
В настоящее время на 42 ликвидируемых шахтах Кузбасса закончены технические работы по ликвидации горных выработок, выходящих на поверхность. Однако акты на ликвидацию опасных производственных объектов отсутствуют по причинам незаконченности работ, предусмотренных проектами ликвидации шахт (ликвидация негативных последствий ведения горных работ; разборка зданий и сооружений; демонтаж оборудования промплощадок шахт; строительство очистных сооружений в целях защиты окружающей среды от загрязнения и подтопления агрессивными шахтными водами; осуществление мероприятий по восстановлению подработанных объектов; мониторинг геологической среды; тушение пожаров на породных отвалах).
См. так же: тема Экология
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.