Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

О Красной книге Российской Федерации

Формирование законодательной базы ведения Красной книги субъекта Российской Федерации (№ 52-ФЗ “О животном мире”, 1995 г.; № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, 2002 г. и др.) обеспечило активную работу в этом направлении в субъектах Российской Федерации.
Организация работ в области ведения Красной книги субъекта Российской Федерации, возложенная на администрации субъектов Российской Федерации, включает разработку и утверждение пакета нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, определяющих регламент работ в этой сфере. В число обязательных документов входят: акты об учреждении Красной книги субъекта Российской Федерации, об утверждении Положения о порядке ведения Красной книги субъекта Российской Федерации, Положения о Комиссии по редким и исчезающим видам и Персонального состава Комиссии, Перечня природных объектов, занесенных в Красную книгу. Во многих субъектах Российской Федерации такие документы утверждены и определяют порядок ведения региональных Красных книг.
Совершенствуется правовое поле в области ведения Красной книги субъекта Российской Федерации. Важным шагом является разработка и принятие на региональном уровне закона “О Красной книге субъекта Российской Федерации”. Первым принял закон в 1996 г. Красноярский край, к настоящему времени законы приняты еще в 9 субъектах Российской Федерации: во Владимирской (2002), Костромской (2006), Курской (2004), Орловской (2005), Ульяновской (2002), Сахалинской (1999) областях, в Кабардино-Балкарской Республике (2003), Республике Калмыкия (2002) и Еврейской автономной области (2004). Подготовлены проекты закона в Тверской (2006) и Читинской (2006) областях. География принятия Закона о Красной книге субъекта Российской Федерации свидетельствует о том, что необходимость перевода работ в этой области на более высокий уровень признается повсеместно и продиктована временем.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), темпы формирования и совершенствования законодательной базы охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений в стране остаются высокими. За четыре последних года не менее чем в 34 регионах утверждены новые перечни видов животного и растительного мира, занесенных в Красные книги субъектов Российской Федерации: республики Алтай (2006, сводный том), Бурятия (2004, Растения; 2005, Животные), Ингушетия (2006, св.), Карелия (2007 св.), Татарстан (2006, св.), Саха (Якутия) (2006, св.), Кабардино-Балкарская Республика (2004, св.); Краснодарский (2006, св.), Красноярский (2005, Р.), Пермский (2007, св.), Хабаровский (2006, св.) края; Белгородская (2005, св.), Владимирская (2006, св.), Волгоградская (2004, Ж., 2006, Р.), Вологодская (2004, Р.), Ивановская (2007, Ж.), Камчатская (2006, св.), Кемеровская (2004, св.), Костромская (2005, св.), Курская (2005, св.), Липецкая (2005, Ж.), Омская (2005, св.), Орловская (2006, св.), Самарская (2005, св.), Саратовская (2006, св.), Сахалинская (2005, Р.), Свердловская (2006, св.), Тверская (2006, св.), Тюменская (2006, св.), Челябинская (2005, св.), Ярославская (2004, св.) области; Еврейская автономная область (2005, св.); Ненецкий (2005, св.) и Чукотский (2007, Ж.) автономные округа.
В этот период издано 44 тома 35 региональных Красных книг: республики Алтай (2007, Ж., 2007 Р.), Башкортостан (2004, Ж.), Бурятия (2005, Ж.), Ингушетия (2007, св.), Карелия (2007, св.), Мордовия (2005, Ж.), Татарстан (2006, св.), Хакасия (2004, Ж.), Чеченская Республика (2007, св.); Красноярский (2006, Р.) и Приморский (2005, Ж.) края; Астраханская (2004, св.), Белгородская (2005, св.), Брянская (2004, Ж., 2004, Р.), Волгоградская (2004, Ж., 2006, Р.), Вологодская (2004, Р.), Ивановская (2007, Ж.), Калужская (2006, св.), Камчатская (2006, Ж., 2007, Р.), Липецкая (2005, Р., 2006, Ж.), Ростовская (2004, Ж., 2004, Р.), Нижегородская (2005, Р.), Омская (2005, св.), Орловская (2007, св.), Пензенская (2005, Ж.), Самарская (2007, Р.), Саратовская (2006, св.), Сахалинская (2005, Р.), Тамбовская (2005, Ж., 2006 Р.), Тюменская (2004, св.), Ульяновская (2005, Р.), Челябинская (2005, св.), Ярославская (2004, св.) области; Еврейская автономная область (2004, Ж., 2006, Р.); Ненецкий автономный округ (2006, св.).
В 79 субъектах Российской Федерации установлена особая государственная охрана редких и исчезающих объектов животного и растительного мира, в 75 изданы Красные книги (102 тома). Каждый год публикуется несколько региональных Красных книг, около 10 субъектов Российской Федерации утверждают новые перечни особо охраняемых объектов животного и растительного мира. Значительные достижения в области ведения региональных Красных книг демонстрируют Южный, Приволжский и Уральский федеральные округа. В этих округах субъекты Российской Федерации закончили формирование нормативной правовой базы и только некоторые из них не издали Красные книги. Субъекты Российской Федерации, в которых требуется обновлять нормативную базу и (или) переиздавать Красные книги, единичны (см. таблицу).
Достаточно высокие результаты в рассматриваемой сфере достигнуты в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. На этих территориях также в большей части субъектов Российской Федерации сформирована законодательная охрана редких видов, но имеется значительное отставание в разработке и издании региональных Красных книг. Субъектам Российской Федерации Сибирского федерального округа предстоит большая работа по обновлению нормативной базы и переизданию Красных книг. Близко к этим округам находится Центральный федеральный округ, в котором законодательная база в подавляющем числе субъектов Российской Федерации сформирована, но предстоит выполнить еще большой объем работ по созданию региональных Красных книг и обновлению действующих нормативных актов. Наименее успешны работы в области ведения Красной книги в Северо-Западном федеральном округе. Утвержденные перечни видов, занесенных в Красную книгу, отсутствуют в трети субъектов Российской Федерации этого федерального округа. Большая часть действующих нормативных актов нуждается в обновлении. Красные книги изданы только в трети субъектов Российской Федерации этого округа.
В связи с поступлением новой информации в 2007 г. ВНИИприроды выполнила дополнительные работы и завершила формирование первого сводного инвентаризационного перечня объектов животного и растительного мира, взятых на территории страны под особую охрану, – Красного списка России (по состоянию на 2003 г.). По уточненным данным, в пределах страны взяты под особую охрану 6668 видов, в том числе 2216 видов животных (33,2%) и 4452 вида растений и грибов (66,8%).
При сопоставлении состава и структуры Красного списка России и Красной книги Российской Федерации (рис. 3.1 и рис. 3.2) выясняется следующее. При незначительном отличии в структуре основных макротаксонов количество видов в Красном списке России превышает количество видов в Красной книге Российской Федерации по объектам растительного мира в 6,5 раза (2,0–14,0), по объектам животного мира в 5,3 раза (по позвоночным животным в 2,6–3,6 раза, беспозвоночным животным – в 9 раз). Существенные структурные различия рассматриваемых реестров отмечаются в составе беспозвоночных животных. В целом перечень беспозвоночных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, уступает составу аналогичного раздела Красного списка России по позициям числа макротаксонов в 2 раза, и, как отмечено выше, по объему видов – в 9 раз. В Красном списке России представлены типы “Инфузории”, “Губки” “Плоские черви”, “Круглые черви” и классы “Паукообразные” и “Многоножки”, представители которых отсутствуют в составе Красной книги Российской Федерации. Поскольку названные макротаксоны представлены небольшим числом видов, их присутствие в Красном списке России не нарушает, в основном, сходства тенденций в структуре и соотношении обилия видов по отдельным макротаксонам реестров. Порядок распределения охраняемых видов по макротаксонам более естественен в Красном списке России. В Красной книге Российской Федерации завышены доли видов кольчатых червей (3,4%) и моллюсков (27,1%), что связано с субъективными факторами, а не с необходимостью принятия специальных мер по сохранению биоразнообразия рассматриваемых групп. Тенденции в соотношении количества видов между макротаксонами двух реестров за малым исключением сходные, что отражает равнозначное действие негативных факторов среды на представителей макротаксонов сравниваемых реестров.

Состояние работ по организации ведения Красных книг субъектов Российской Федерации по федеральным округам

 
Федеральный
округ
Число субъектов Российской Федерации
Число субъектов Российской
Федерации,
принявших Закон о Красной книге субъекта
Российской
Федерации
Утверждены Перечни видов, занесенных в Красную книгу; число субъектов РФ
Изданы Красные книги
субъектов РФ; число субъектов
РФ (томов)
Остаются не выполненными
объемы работ
Перечни особо охраняемых видов не утверждены; число субъектов РФ
Красные книги не изданы*, число субъектов РФ
Требуется обновить Перечни видов в Красных книгах**; субъекты РФ ***
Требуется обновить Красные книги; субъекты РФ ***
Растения
Животные
Растения
Животные
Центральный
18
3
1 проект
17
(94,5%)
17
(94,5%)
13
(72,2%)
13
13
(72,2%)
13
раст. – 1 (5,5%)
жив. – 1 (5,5%)
раст. – 5 (27,8%)
жив. – 5 (27,8%)
4
(22,2%)
2
(16,7%)
Северо-Западный
11
9
(81,8%)
6
(54,6%)
4
(36,4%)
4
3
(27,3%)
3
раст. – 2 (18,2%)
жив.– 5 (45,45)
раст. – 7 (63,6%)
жив. – 8 (72,7%)
6
(66,7%)
1
(25%)
Южный
13
1
11
(84,6%)
11
(84,6%)
12
(92,3%)
12
12
(92,3%)
12
раст. – 2 (15,4%)
жив. – 2 (15,4%)
раст. –1 (7,7%)
жив. – 1 (7,7%)
3
(27,3%)
3
(27,3%)
Приволжский
14
1
14
(100%)
13
(92,8%)
13
(92,8%)
14
11
(78,6%)
11
жив. – 1 (7,2%)
раст. – 1 (7,2%)
жив. – 3 (21,4)
1
(7,2 %)
2
(16,7%)
Уральский
6
5
(83,3%)
5
(83,3%)
5
(83,3%)
5
5
(83,3%)
5
раст. – 1 (16,7%)
жив. – 1 (16,7%)
раст. – 1 (16,7%)
жив. – 1 (16,7%0
1
(16,7%)
 
2
(33,4%)
Сибирский
15
1
1 проект
12
(80%)
11
(73,3%)
12
(80 %)
12
10
(66,7%)
10
раст. – 3 (20%)
жив.– 4 (26,7%)
раст. – 3 (20%)
жив. – 5 (33,3%)
5
(41,7%)
4
(33,3%)
Дальневосточный
9
2
7
(77,8%)
7
(77,8%)
5
(55,6%)
5
6
(66,7%)
6
раст.–2 (22,2%)
жив. – 2 (22,2%)
раст. – 4 (44,4%)
жив. – 3 (33,3%)
0
1
(16,7%)
ВСЕГО
86
8
2 проекта
75
((87,2%)
70
(81,4%)
64
(74,4 %)
60
(69,8%)
раст. – 11
жив. – 16
раст. – 21
жив. – 26
20
15
 
Примечание: *Красные книги, не обладающие юрисдикцией, не засчитываются в число изданных Красных книг федерального округа;
**Признаются нуждающимися в обновлении нормативные документы (перечни видов), утвержденные до 2000 г.;
*** Количество субъектов Российской Федерации (в %) определяется от числа субъектов Российской Федерации федерального округа, утвердивших соответствующий нормативный документ или издавших Красные книги. Принятые сокращения в 7-й и 8-й колонках означают специализацию документов и Красных книг по природным объектам, где раст. – растения, жив. – животные.


Рис. 3.1. Состав и структура растений в Красной книге Российской Федерации (1)
и Красном списке России (2)

 

Рис. 3.2. Состав и структура животных в Красной книге Российской Федерации (1)
и Красном списке России (2)
 
В основе отмеченных особенностей двух реестров охраняемых объектов животного и растительного мира находятся принципиальные различия в задачах по охране биоразнобразия, решаемых на федеральном и региональном уровнях разными путями. Основная задача Красной книги Российской Федерации – обеспечить сохранение видового разнообразия фауны и флоры. В рамках региональных Красных книг данный вопрос решается на популяционном уровне. Это служит причиной резкого увеличения числа объектов охраны (видов) в регионах (по форме приближается к геометрической прогрессии).
В 2007 г. закончена публикация Красного списка особо охраняемых редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений России (Красные списки России) в 5 книгах.
 
Растительный мир
 
В области совершенствования ведения Красной книги Российской Федерации в 2007 г. выполнен большой объем работ по завершению разработки макета тома “Растения” Красной книги Российской Федерации.
В 2007 г., по неполным данным, перечни особо охраняемых объектов растительного мира утверждены в двух субъектах Российской Федерации: в Республике Карелия и Пермском крае. Общее количество субъектов Российской Федерации, обеспечивших законодательную охрану редких и исчезающих объектов растительного мира, достигло 76 (88,4% от числа административных территорий этого ранга). Действующие в настоящее время нормативные правовые акты по особой охране растений и грибов в субъектах Российской Федерации принимались на протяжении последних 30 лет (рис. 3.3). В 14 субъектах Российской Федерации эти нормативные документы требуют обновления (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Архангельская, Воронежская, Калининградская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Оренбургская, Псковская, Смоленская, Томская, Тульская, Читинская области). В 8 субъектах Российской Федерации такой нормативный акт еще не разработан (республики Дагестан и Калмыкия, Ивановская и Магаданская области, Агинский-Бурятский, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, г. Санкт-Петербург).


Рис. 3.3. Хронология утверждения в субъектах Российской Федерации ныне действующих нормативных правовых актов “Перечень объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу субъекта Российской Федерации”
 
В 2007 г. в 7 субъектах Российской Федерации изданы Красные книги, содержащие раздел “Растения и грибы”: это – Республика Алтай (2-е издание), Республика Ингушетия, Республика Карелия, Чеченская Республика, Камчатский край, Орловская, Самарская области. Число субъектов Российской Федерации, издавших Красные книги, посвященные особо охраняемым объектам растительного мира, достигло 70. На рис. 3.4 отражена хронология издания действующих в настоящее время региональных Красных книг (“Растения”) и правовая специфика изданных Красных книг. Вместе с тем остается актуальным вопрос правового статуса издаваемых региональных Красных книг. На сегодняшний день три Красные книги с разделом “Растения и грибы” изданы в отсутствие в регионах нормативной правовой базы и поэтому не обладают юрисдикцией (Республика Дагестан, Агинский-Бурятский и Ханты-Мансийский автономные округа). При издании восьми Красных книг были допущены существенные нарушения установленной процедуры и региональных нормативных правовых актов, и эти Красные книги не могут рассматриваться как обладающие юрисдикцией (Хабаровский край, Архангельская, Ленинградская, Пензенская, Томская, Тюменская, Читинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). Таким образом, в настоящее время в правовом поле действуют Красные книги (“Растения”) только 59 субъектов Российской Федерации.
 

Рис. 3.4. Хронология издания действующих в настоящее время Красных книг
(“Растения и грибы”) субъектов Российской Федерации
Обозначения: 1 – Красные книги изданы в полном соответствии с нормативной правовой базой региона;
2 – Красные книги изданы с существенными нарушениями установленной процедуры либо в отсутствие нормативной правовой базы в регионе.
 
Действующие в настоящее время Красные книги с разделом “Растения и грибы” опубликованы в период 1988–2007 гг. По крайней мере, из числа обладающих юрисдикцией Красных книг (“Растения”) пять нуждаются в переиздании (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Краснодарский край, Свердловская и Смоленская области).
 
Животный мир
 
Приказом МПР России от 30.10.2007 № 279 утвержден “Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации”.
В 2007 г. в четырех субъектах Российской Федерации утвержден перечень видов животных, занесенных в региональную Красную книгу (Республика Карелия, Пермский край, Ивановская область и Чукотский автономный округ). В целом к настоящему времени законодательная охрана редких и исчезающих видов животных установлена в 72 субъектах Российской Федерации. Хронологические особенности действующих нормативных правовых актов по обеспечению особой охраны видов животных, занесенных в региональные Красные книги, показаны на рис. 3.5.
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты по обеспечению особой охраны объектов животного мира, занесенных в региональные Красные книги, утверждены в период 1976–2007 гг. В 11 субъектах Российской Федерации перечни объектов животного мира нуждаются в обновлении (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Архангельская, Воронежская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Оренбургская, Смоленская, Тульская и Читинская области).

Рис. 3.5. Хронология утверждения в субъектах Российской Федерации ныне действующих нормативных правовых актов “Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу субъекта Российской Федерации”
 
Хронология издания действующих региональных Красных книг (“Животные”) и правовая специфика изданных Красных книг показаны на рис. 3.6.


Рис. 3.6. Хронология издания действующих в настоящее время Красных книг (“Животные”)
субъектов Российской Федерации
Обозначения: 1 – Красные книги изданы в полном соответствии с нормативной правовой базой региона;
2 – Красные книги изданы с существенными нарушениями установленной процедуры либо в отсутствие нормативной правовой базы в регионе.
По неполным данным, в 2007 г. шесть субъектов Российской Федерации издали Красные книги с разделом “Животные”: это – Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Чеченская Республика, Ивановская и Орловская области. По состоянию на 2007 г. в стране 70 субъектов Российской Федерации издали 68 томов Красных книг (“Животные”), в том числе две коллективные Красные книги (Читинская область и Агинский-Бурятский автономный округ, 2000; Красная книга Севера Дальнего Востока России, 1998: Магаданская и Камчатская области, Корякский и Чукотский автономные округа). Пять субъектов Российской Федерации издали Красные книги в отсутствие нормативной правовой базы, и они юрисдикцией не обладают (Республика Дагестан, Магаданская область, Агинский-Бурятский, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа). Одиннадцать субъектов Российской Федерации издали Красные книги с нарушениями установленной процедуры и регионального законодательства (Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский и Хабаровский края, Архангельская, Курганская, Ленинградская, Оренбургская, Пензенская, Тюменская и Читинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). Таким образом, сейчас число субъектов Российской Федерации, издавших Красные книги (“Животные”) в соответствии с установленными требованиями, составляет 55.
Анализ хронологии издания действующих в настоящее время Красных книг субъектов Российской Федерации (“Животные”) свидетельствует о том, что, по крайней мере, в четырех субъектах Российской Федерации Красные книги нуждаются в переиздании (Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Свердловская и Смоленская области).
С целью обеспечения государственного контроля в области добывания, оборота, экспорта ресурсов животного и растительного мира Росприроднадзор осуществляет в рамках своих полномочий разрешительную деятельность. В 2007 г. было выдано 52 разрешения на добывание видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и 17 разрешений на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Большая часть разрешений на добывание видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, выдана с целью воспроизводства и мониторинга состояния популяций редких видов. Объекты воспроизводства – редкие виды осетровых рыб, шемая, вырезуб, сиг, кумжа и др. Для некоторых из них искусственное воспроизводство – единственный способ сохранения популяций в настоящее время.
Контроль за состоянием популяций редких видов невозможен без постоянного слежения (мониторинга) за параметрами этих популяций. С этой целью Росприроднадзор выдает разрешения на временное изъятие животных для их изучения: мечения, проведения морфометрических исследований, отбора проб и т. п. После завершения работы все животные возвращаются в свои естественные местообитания. Такие работы проводятся с беспозвоночными (обыкновенная жемчужница), рыбами (микижа, сибирский осетр), птицами (журавли, аисты, рыбный филин, чешуйчатый крохаль, орлан-белохвост и др.), млекопитающими (киты, амурский тигр, дальневосточный леопард, сивуч и др.).
Росприроднадзор разрешает также отлов небольшого числа животных для восстановления исчезающих или уже исчезнувших популяций в местах их прежнего обитания, т. е. для реинтродукции (белая куропатка, дрофа, гусь пискулька, журавли, дальневосточный аист, женьшень). Для коренного населения Чукотского автономного округа ежегодно выдаются разрешения на аборигенный промысел серых и гренландских китов в соответствии с квотой Международной китобойной комиссии.

Распорядительные лицензии на оборот выдавались, главным образом, на содержание диких животных, вынужденно изъятых из природы. Ежегодно часть животных, в основном птиц, попадает под выстрелы браконьеров, получает травмы от столкновения с маяками, линиями электропередач и т. п. Подобранных раненных и травмированных птиц, обреченных в природе на гибель, население приносит в зоопарки и питомники, где они могут прожить долгую жизнь, радуя посетителей и принося потомство. Распорядительная лицензия является для такого животного своеобразным паспортом, а его потомки смогут получить свидетельство о законности происхождения. Несколько распорядительных лицензий выдано соколиным питомникам на выпуск в природу соколов балобанов, выращенных в неволе (всего выпущено 117 балобанов).
См. так же: тема Экология

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.