Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Историко-культурные заповедники России

В 2007 г. продолжался мониторинг состояния музеев-заповедников (МЗ) и близких к ним по функциям и специфике музеев-усадеб (МУ), которые являются самыми распространенными в России видами особо охраняемых историко-культурных территорий (ИКТ). Результаты комплексного анализа экологического состояния историко-культурных заповедников страны отражены в табл. 3. Изменения экологической ситуации на территориях историко-культурных заповедников, отмеченные в 2007 г., представлены в табл. 4. См. так же: экологическая ситуация в историко-культурных заповедниках.

Официальные данные, полученные из музеев-заповедников и музеев-усадеб, позволяют дать объективную оценку их состояния и тенденций динамики. Специалисты в области охраны и использования культурных ценностей отмечают некоторые позитивные изменения в отношении к объектам культурного наследия вообще и к историко-культурным территориям, в частности, политики государства и общества по отношению к национальному наследию. Однако отмеченные обстоятельства не смогли пока еще кардинально изменить ситуацию в рассматриваемой сфере.
Всего в табл. 3 отражена экологическая ситуация 161 ИКТ, нет сведений о наличии или отсутствии проблемных ситуаций (ПС) по 22 ИКТ (14%). Соответственно имеются данные по 139 ИКТ, из них проблемные ситуации отсутствуют, по мнению экспертов, в 38 (27%) ИКТ. В остальных (101 ИКТ) существует 221 ПС, из них: загрязнение ТБО – 17 ИКТ, загрязнение поверхностных вод – 22, загрязнение воздушного бассейна – 24, подтопление – 26, деградация растительности – 36, транспортная вибрация – 24, эрозионные процессы – 23, визуальное загрязнение – 12, прочие – 14 ИКТ.
Изменения экологической ситуации на территориях историко-культурных заповедников, отмеченные в 2007 г., представлены в табл. 4.
Результаты экологического мониторинга свидетельствуют, как правило, не только о сохранении неблагоприятных в экологическом отношении проблемных ситуаций, но и об их существенном усугублении.
Данное утверждение относится, в частности, к Дербентскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику “Древний Дербент”, что резко контрастирует с его статусом объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Особую озабоченность во многих ИКТ вызывает резкий рост продаж паевых земель в охранных зонах МЗ, особенно вблизи водных объектов. Названный процесс, отмеченный в отчетном году в Пушкинском заповеднике (Псковская область) и ряде других МЗ и МУ, создает реальную угрозу сохранению природного и культурного наследия в соответствующих ИКТ.
Таблица 4. Территории, на которых отмечено ухудшение экологической ситуации
 
Название ИКТ
Количество проблемных ситуаций
Название новой
проблемной ситуации
Предыдущий отчет
2007 г.
Государственный мемориальный
историко-художественный и природный
музей-заповедник В. Д. Поленова
4
5
Загрязнение ТБО
Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник “Древний Дербент”
3
4
Экологически нерегламентированная застройка
Государственный историко-архитектурный и
природный музей-заповедник “Парк Монрепо”
0
1
Деградация растительности
Государственный историко-литературный
музей-заповедник А. С. Пушкина
3
4
Экологически нерегламентир. деятельность: перепрофилирование оптового рынка в склад
Государственный музей-заповедник
М. А. Шолохова
0
1
Разрушается левый берег р. Дон
в р-не х. Лебяженского, где расположена смотровая площадка
Государственный исторический
музей-заповедник “Горки Ленинские”
1
3
Загрязнение воздушного бассейна, поверхностных вод
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова “Карабиха”
2
3
Загрязнение воздушного бассейна
Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный
музей-заповедник “Михайловское”
2
3
Экологически нерегламентированная застройка
 
Улучшение экологической ситуации в 2007 г. отмечено в двух следующих ИКТ.
Музей-заповедник “Царицыно”: в2006–2007 гг. осуществлена экологическая реабилитация Царицынских и Борисовских прудов. В пруды выпущены виды рыб, исторически разводившихся в XVII–XIX веках. Осуществлен широкомасштабный проект реставрации и приспособления историко-пейзажного парка: реабилитация отдельных участков природного комплекса площадью 300 га.
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: в рамках подготовки и проведения 1000-летнего юбилея г. Елабуга выполнен большой объем работ по ликвидации нерегламентированной застройки (частные сараи, гаражи, ветхие жилые и нежилые дома). Осуществлены восстановление фасадов и реконструкция большинства зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры федерального, республиканского и местного значения, с полным выполнением работ по благоустройству прилегающей территории, устройству прилегающих тротуаров, восстановлению газонов и цветников, замене коммуникаций с сохранением исторически ценных элементов архитектуры, дизайна и озеленения. В рабочем порядке решаются проблемы восстановления зданий-памятников с условием сохранения их исторического облика. Разрушение фундаментов памятников в результате подтопления, вибрации отсутствует. Деградации растительности вследствие загрязнения воздуха промышленностью нет.
К сожалению, ситуации, подобные охарактеризованным в двух выше названных ИКТ, представляют скорее нетипичное исключение. Обычным для абсолютного большинства МЗ и МУ является наличие острых экологических и социально-экологических проблем, нередко усугубляющихся, что лишь частично обозначено в табл. 4.
Отмеченная ситуация является парадоксальной, поскольку проявляющееся со стороны государства и общества пренебрежение к сохраняемому в ИКТ историческому наследию отмечается синхронно с растущим интересом к МЗ и МУ страны со стороны граждан России и иностранных гостей, отражающимся во впечатляющей динамике роста числа посетителей.
Причинами отмеченной ситуации являются многочисленные, накопленные в предшествующие годы проблемы управления ИКТ как часть более общей проблемы управления национальным историческим наследием страны в целом, оказавшейся фактически на периферии государственной политики.
В стране до сих пор не принят базовый федеральный закон о музеях-заповедниках. Реально отсутствует правовая поддержка природоохранной работы в МЗ и МУ. Принятые в последние годы федеральные правовые акты зачастую не содействуют, а иногда и осложняют работу по сохранению наследия в ИКТ.
Имеющиеся позитивные примеры поддержки ИКТ со стороны местных и региональных властей крайне ограничены и привязаны, в большинстве своем, к наиболее благополучным столичным регионам. Большая часть МЗ и МУ вынуждена преодолевать все более острые проблемы своего существования за счет высокого профессионализма, энтузиазма и подвижничества своих сотрудников.

Однако потенциал этого ресурса далеко не бесконечен. Поэтому сфера управления ИКТ остро нуждается в модернизации. Специалисты связывают свои надежды на ее осуществление с позитивными политическими изменениями в стране, на провозглашаемое руководством государства инновационное развитие, опирающееся на национальные традиции, духовность и культуру, хранителями которых в России являются ее музеи-заповедники.
См. так же: тема Экология

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.