Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Государственная экологическая политика

В 2007 г. основы экологической политики России, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе “Об охране окружающей среды”, указах Президента Российской Федерации “О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” (от 1 апреля 1996 г. № 440) и “О Концепции национальной безопасности Российской Федерации” (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24), в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, получили дальнейшее развитие.
Одной из важнейших задач экономики в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года названо повышение эффективности использования природных ресурсов. В качестве одной из проблем, требующих решения, отмечена проблема эффективного использования попутного газа, который сжигается при добыче нефти в объемах более 20 млрд. м3 в год и, кроме экономического ущерба, загрязняет атмосферный воздух.
“Надо незамедлительно создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям” – говорится в послании Президента Российской Федерации.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы) цели государственной экологической политики сформулированы следующим образом:
– обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;
– формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;
– создание благоприятной экологической обстановки как фактора улучшения среды обитания человека.
Достижение этих целей должно обеспечиваться через формирование системы природоохранного регулирования, основанной на:
– законодательном закреплении режимов экологической защиты территорий с установлением дифференцированных требований к природопользованию и экономической деятельности, ориентированных на поддержание комфортной среды проживания населения, сохранение и воспроизводство животного и растительного мира и их генетического фонда;
– нормировании воздействия на окружающую среду, основанном на технологических требованиях к производству продукции и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и установлении современных экологических требований к технологиям, включая поэтапное введение норм экологической безопасности для мобильных источников Евро-3 и Евро-4;
– переходе от практики установления индивидуальных разрешений к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению механизма экологической оценки последствий хозяйственной деятельности;
– создании эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований;
– оказании государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды;
– совершенствовании механизмов, стимулирующих снижение ресурсоемкости и повышение энергоэффективности хозяйственной деятельности, использование возобновляемых и вторичных ресурсов;
– создании условий для сохранения природных территорий через оптимизацию размещения новых производств в регионах интенсивного развития.
Важнейшими задачами государственной экологической политики являются:
– эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с ростом отходов производства;
– реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба;
– создание экономических инструментов и механизмов устранения причиненного окружающей среде вреда и компенсации ущерба.
В 2007 г. продолжилось формирование особо охраняемых природных территорий федерального значения. Учреждено четыре новых национальных парка: “Зов тигра” и “Удэгейская легенда”на территории Приморского края, “Бузулукский бор” на территориях Самарской и Оренбургской областей, “Анюйский” на территории Хабаровского края.
Решением Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности Российской Федерации от 15 марта 2007 г. по вопросу “О состоянии и мерах по совершенствованию государственной системы охраны озера Байкал” учреждена и начала свою работу Межведомственная комиссия по вопросам озера Байкал под руководством Министра природных ресурсов Российской Федерации.
В октябре 2007 г. в Белграде (Сербия) состоялась 6-я Конференция Министров по окружающей среде “Окружающая среда для Европы”. В работе конференции приняла участие представительная российская делегация. По итогам конференции принята Министерская декларация, в которой определены задачи проведения реформы процесса “Окружающая среда для Европы” с целью повышении его эффективности.
В Министерской декларации главное внимание уделено следующим вопросам:
– укреплению природоохранных учреждений и организаций, инструментов политики и совершенствованию осуществления и наращивания их потенциала;
– продолжению выполнения и совершенствованию экологического мониторинга, улучшению основанных на экологических показателях оценок и отчетности;
– наращиванию усилий, предотвращающих снижение темпов утраты биологического разнообразия;
– принятию мер по повышению эффективности в целях выполнения задач по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития энергетики;
– улучшению регулирования в сфере обращения с химическими веществами, в том числе в случаях, когда химические вещества становятся отходами.
2007 год ознаменовался важным событием в области охраны окружающей среды. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 933 был установлен 5 июня профессиональный праздник – День эколога, что для многочисленной армии экологов страны является свидетельством признания значимости профессиональной деятельности.
Проблемы совершенствования государственной природоохранной политики широко обсуждались на III Всероссийской конференции “Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики” (27 ноября 2007 г., Москва).
Конференция, в работе которой приняли участие председатели комитетов по экологии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководящие работники Аппарата Правительства Российской Федерации, а также руководители министерств и ведомств, видные ученые, представители бизнеса и общественности, отметила, что вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности жизнедеятельности населения в Российской Федерации становятся все более актуальными, особенно в условиях подъема экономики.
Вместе с тем, в резолюции конференции отмечается, что государственная экологическая политика в России остается недостаточно эффективной в связи с отсутствием государственных программ повышения экологической безопасности, предусматривающих комплексные меры по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и ее компоненты.
Фактически не реализуются основные направления экологической политики, сформулированные на основе Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.), Экологической доктрины Российской Федерации. Для обеспечения эффективного управления охраной окружающей среды не создан отлаженный механизм разграничения полномочий, между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не исключено дублирование функций и полномочий в сфере охраны окружающей среды, четко не определена ответственность государственных органов исполнительной власти.
Не в полной мере обеспечены согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного экологического контроля, экологической экспертизы, экологического нормирования.
Масштабы негативного воздействия объектов прошлого экологического ущерба на экосистемы и здоровье населения оцениваются как значительные.
Для решения данной проблемы необходимо создание нормативной правовой и методической базы, позволяющей осуществить в России широкомасштабные мероприятия, связанные с ликвидацией прошлого экологического ущерба с учетом задач сохранения и восстановления природной среды.
Участники III Всероссийской конференции “Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики” считают необходимым в числе приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды выделить:
• повышение эффективности системы государственного управления;
• исключение дублирующих функций, закрепление утраченных функций в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства;
• совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, направленной на обеспечение реализации полномочий государственных органов государственной власти в области охраны окружающей среды, предусмотренных законодательством;
• снижение административных барьеров, повышение прозрачности деятельности государственной власти в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в конвенциях, и защита национальных интересов;
• повышение уровня экологической культуры населения, степени участия гражданского общества в формировании и реализации экологической политики.
См. так же: тема Экология
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.