Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Обеспечение экологической безопасности России

Согласно Федеральной целевой программе “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации” (ФЦП), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 (с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. № 639), запасы химического оружия хранятся на 7 объектах:
– 1202 объект по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области. Принят в эксплуатацию и функционирует как опытный промышленный объект. Срок завершения эксплуатации объекта – 2012 г. (уничтожение отравляющих веществ – 2005 г.). В 2005–2007 гг. на объекте проводилось уничтожение иприта, люизита, смеси иприта с люизитом, смеси иприта с люизитом в дихлорэтане и смеси иприта в нефтепродукте. Общие валовые выбросы в 2007 г. уменьшились в связи с проведением регламентных работ по подготовке установок к детоксикации различных токсических химикатов, так как в момент их проведения основные источники выбросов на объекте не работали. Забор воды осуществлялся как для собственных нужд (1542,6 тыс. м3), так и для обеспечения других потребителей в пос. Горный (865,0 тыс. м3). Прирост объема забора воды связан с расширением инфраструктуры ЗАТО пос. Михайловский, а также с увеличением подачи воды для нужд населения пос. Горный. Увеличение объема использования воды на производственные нужды связано с ростом производства. Водоотведение и сброс в поверхностные водоемы не производился, так как резервный водозабор не использовался и сточные воды от промывки фильтров водозабора в реку не поступали. Использовался основной водозабор, на котором сброс сточных вод в поверхностные объекты исключен. Водоотведение в подземные горизонты не производится. Использование отходов увеличилось за счет утилизации пищевых отходов в подсобном хозяйстве. Увеличение количества обезвреженных на предприятии отходов связано с тем, что в 2007 г. возрос объем термического обезвреживания отходов. Проведена корректировка нормативно-разрешительной документации для объекта, получены разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления. В 2007 г. получена лицензия на право пользования недрами (водопользование);
– 1203 объект по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики. Объект по уничтожению люизита, срок эксплуатации объекта – 2006–2010 гг. На объекте начата приемка в эксплуатацию первого пускового комплекса. С этой целью на объекте проведено комплексное испытание технологического оборудования на реальных средах, в ходе которого уничтожено 1,759 т люизита. Полномасштабное уничтожение люизита на объекте начато. Произошло уменьшение валовых и удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (за счет перевода котельных с твердого топлива на газ, а также уменьшения расхода топлива в связи с благоприятными погодными условиями). Возросло количество отходов по причине проведения строительно-монтажных работ на территории объекта. Рост наличия отходов на конец года связан с тем, что до введения установки по сжиганию отходов в строй отходы накапливаются и хранятся на объекте. Разработана нормативно-разрешительная документация для объекта, получены разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления. Получены лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод и на водопользование для сброса хозяйственно-бытовых сточных вод. Введены в строй городские канализационные очистные сооружения и система канализации военного городка, а также проведено обследование и ремонт сетей водоснабжения и канализации. Уменьшение размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду произошло вследствие получения пакета разрешительной документации, что привело к сокращению сверхнормативных платежей;
– 1204 объект по хранению химического оружия в г. Почеп Брянской области. Планируется строительство объекта по расснаряжению и детоксикации всех типов авиационных боеприпасов с фосфорорганическими ОВ, срок эксплуатации объекта 2008–2012 гг. Снижение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу произошло вследствие сокращения времени работы и количества используемого сырья основными источниками выбросов (котельная зимняя) по сравнению с предыдущим периодом. Изменения объемов водопотребления и водоотведения незначительны: забор воды меньше годовых лимитов водопотребления, а общий сброс сточных вод не превышает разрешенного. Рост текущих затрат на охрану окружающей среды обусловлен увеличением объема текущего ремонта очистных сооружений. Проводилась работа по подготовке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и получению разрешительной документации;
– 1205 объект по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Марадыковский Кировской области. Объект по расснаряжению и детоксикации всех типов авиационных боеприпасов с фосфорорганическими ОВ, а также ипритно-люизитной смесью, срок эксплуатации объекта – 2006–2012 гг. Рост забора воды из артезианских скважин и сброса сточных вод связан с увеличением на объекте численности личного состава. Для улучшения экологической ситуации начались пусконаладочные работы на канализационных очистных сооружениях. Для предотвращения аварийных ситуаций на резервном складе обновлена обваловка резервуаров для хранения горюче-смазочных материалов. Получена лицензия на право пользования недрами (водопользование). Продлен срок действия нормативно-разрешительной документации для объекта. Проведены планово-предупредительный ремонт водонапорных и канализационных сетей, а также реконструкция водозаборных скважин;
– 1206 объект по хранению химического оружия в пос. Леонидовка Пензенской области. Планируется строительство объекта по расснаряжению и детоксикации всех типов авиационных боеприпасов с фосфорорганическими ОВ, срок эксплуатации объекта – 2008–2012 гг. За отчетный период снизились валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (в связи с благоприятными погодными условиями сократился расход топлива в центральной котельной объекта). Рост объемов забора воды из артезианских скважин и сброса сточных вод обусловлен увеличением на объекте численности личного состава. Получены лицензии на право пользования недрами (водопользование) и на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Совместно с региональным центром государственного экологического контроля и мониторинга Пензенской области проводится работа по созданию программы экологического контроля воинской части;
– 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области. Объект по уничтожению всех типов боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии, снаряженных фосфорорганическими ОВ, находится в стадии строительства, срок эксплуатации объекта – 2008–2012 гг. Произошло уменьшение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (в связи с благоприятными погодными условиями значительно сократился расхода угля в центральной котельной объекта);
– 1208 объект по хранению химического оружия в г. Кизнер Удмуртской Республики. Планируется строительство объекта по расснаряжению и детоксикации всех типов боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии с фосфорорганическими ОВ, а также люизитом, срок эксплуатации объекта – 2009–2012 гг. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу возросли по причине увеличения потребления топлива. С объекта передано меньше отходов сторонним организациям. Разработана нормативно-разрешительная документация для объекта, получены разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления.
В целях обеспечения экологической безопасности для всех объектов по хранению и уничтожению химического оружия проектируются и создаются системы производственного и государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды. Такие системы созданы и введены в эксплуатацию на объекте по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики, на объекте по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Марадыковский Кировской области, на объекте по хранению химического оружия в пос. Леонидовка Пензенской области и на объекте по хранению и уничтожению химического оружия в г. Почеп Брянской области.
На объектах по хранению химического оружия работы проводятся в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ “Об уничтожении химического оружия”, приказов Министра обороны Российской Федерации от 1995 г. № 322, 1997 г. № 070, производственных регламентов и технологических процессов. Основные источники загрязнения компонентов окружающей среды на данных объектах находятся на административно-хозяйственных и жилых территориях. Промышленные объекты с существенными объемами производства на объектах по хранению химического оружия отсутствуют. Работы в ремонтно-механических мастерских и на деревообрабатывающих участках производятся по мере необходимости, в незначительных объемах и привести к существенному загрязнению окружающей среды не могут. Технические территории, где непосредственно осуществляется хранение герметичных изделий с ОВ, не имеют источников выбросов и сбросов. Экологическая безопасность при хранении химического оружия обеспечивается недопущением аварий химических боеприпасов с выбросом ОВ в окружающую среду (атмосферу, почву, грунтовые и поверхностные воды). Для реализации этого проводится комплекс мероприятий, а именно: ежегодное обследование боеприпасов с привлечением организаций-разработчиков; ежедневный осмотр химических боеприпасов на предмет оценки их герметичности.
Контроль за состоянием воздуха в хранилищах для выявления утечек ОВ проводится на уровне чувствительности приборов. Факт появления ОВ в атмосфере является чрезвычайной ситуацией, которая немедленно ликвидируется. Аварийный боеприпас помещается в аварийный контейнер и в дальнейшем уничтожается при помощи комплекса уничтожения аварийных специальных изделий КУАСИ. Сточные воды по окончании работы, после взятия и анализа проб, собираются в сборники. Твердые отходы, которые могли быть в контакте с отравляющими веществами, после дегазации в дегазирующем растворе помещаются в прорезиненные мешки. Реакционные массы, образующиеся при уничтожении аварийных изделий, хранятся в специально отведенных местах, состоят на особом учете, и уничтожение их будет организовано на строящихся объектах по уничтожению химического оружия. В настоящее время склады и хранилища объектов по хранению химического оружия в пос. Леонидовка Пензенской области, г. Почеп Брянской области и объекта по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Марадыковский Кировской области оснащены системами автоматической аварийной сигнализации САС-83, работающей в непрерывном режиме. Проводятся работы по укомплектованию этими системами остальных объектов.
В целях обеспечения безопасности персонала объекта и жителей прилегающих населенных пунктов, перед началом и в конце рабочего дня, на границах зоны хранения объекта проводится контроль чистоты воздуха. Контроль чистоты воздуха проводится и на границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Один раз в двое суток осуществляется контроль за чистотой воздуха и состоянием индикаторных покрытий боеприпасов в хранилищах. В зонах защитных мероприятий (ЗЗМ) объектов по хранению и уничтожению химического оружия проводится мониторинг здоровья персонала объектов и граждан. Для обнаружения загрязнения окружающей среды токсичными химикатами на технической территории установлены точки контроля, в которых не реже двух раз в год берутся на анализ пробы грунта и воды.
На объектах по хранению химического оружия разрабатывается “План действий при возникновении аварийных ситуаций с негативными экологическими последствиями” (согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 1998 г. № 331) и проводится специальный комплекс защитных мероприятий в ЗЗМ. В интересах оперативного реагирования при чрезвычайных ситуациях на объектах по хранению химического оружия установлено круглосуточное дежурство аварийных дежурных смен с задачей контроля химической обстановки в месте дислокации объекта и проведения неотложных работ по локализации возможной аварийной ситуации до развертывания аварийно-спасательных формирований объекта. Не менее одного раза в сутки, а в рабочие дни перед входом личного состава на техническую территорию аварийной дежурной сменой осуществляется осмотр технической территории и проводится контроль воздуха на наличие токсичных химикатов.
Контроль за состоянием окружающей среды производится путем отбора проб воздуха, воды, почвы с последующим анализом в лабораториях объектов по хранению и уничтожению химического оружия. По данным, полученным в результате осуществления мониторинга состояния окружающей среды в районах расположения объектов по хранению и уничтожению химического оружия, включая промзону, СЗЗ и ЗЗМ объектов, экологическая обстановка остается стабильной, случаев превышения нормативов качества окружающей среды по специфическим показателям не зафиксировано. На данных объектах выполняются требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечивается экологическая безопасность при хранении и уничтожении химического оружия. При этом производственный контроль и объектовый мониторинг проводится соответствующими службами объектов по хранению и уничтожению химического оружия, социально-гигиенический мониторинг на промзоне и СЗЗ – ФМБА России, в ЗЗМ – Роспотребнадзором, государственный экологический контроль и мониторинг (в промзоне, СЗЗ и ЗЗМ) – Ростехнадзором совместно с другими надзорными органами. В указанных работах также задействованы соответствующие территориальные органы исполнительной власти.
Запланированные в рамках ФЦП мероприятия по созданию государственной системы мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке, предусматривают:
– соблюдение положений природоохранного законодательства и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области охраны окружающей среды;
– разработку системы экологического нормирования эксплуатации объектов по хранению химического оружия, проведение экологического мониторинга на объектах по уничтожению химического оружия и в ЗЗМ, создание методической базы и системы технического обеспечения государственного экологического мониторинга;
– разработку и введение в действие стандартов в области экологического нормирования процесса уничтожения химического оружия, экологического контроля и экологического мониторинга в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, а также в ЗЗМ;
– разработку и согласование нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования и лимитов размещения отходов на объектах по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
– разработку и согласование лимитов пользования природными ресурсами в целях обеспечения работ по хранению и уничтожению химического оружия, контроль за их использованием;
– создание системы информационного обеспечения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления данными о фактическом состоянии и прогнозируемых изменениях окружающей среды в районах расположения объектов по уничтожению химического оружия;
– нормативно-методическое обеспечение оценки экологических рисков и страхования гражданской ответственности за причинение ущерба окружающей среде при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия.
После завершения работ по уничтожению химического оружия будут проведены работы, связанные с выведением объектов по уничтожению химического оружия из эксплуатации, их уничтожением или перепрофилированием в объекты общепромышленного назначения, а также с санацией загрязненных территорий размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия (без привязки к срокам выполнения обязательств по Конвенции).
Полномочия в сфере экологического и промышленного надзора во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 возложены на Ростехнадзор, который в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 и от 16 мая 2005 г. № 303 осуществляет функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды и ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду; проведению государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности; осуществлению лицензирования деятельности опасных производственных объектов; обращению с опасными отходами; установлению лимитов на размещение отходов, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; проведению проверок (инспекций) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.
Ростехнадзором проведено 6 комплексных проверок на объекте по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области, а также 5 – на объектах по хранению химического оружия и двух строящихся объектах по уничтожению химического оружия (в г. Камбарка Удмуртской Республики и пос. Марадыковский Кировской области), по результатам которых выданы акты и предписания (в том числе 10 актов об административных правонарушениях). Роспромом и Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия совместно с Ростехнадзором принимаются активные меры к устранению отмеченных нарушений, а именно:
– завершена государственная экологическая экспертиза проекта строительства цеха по уничтожению химического оружия методом детоксикации Vx в корпусах боеприпасов (объект 1726). Положительное заключение представлено на утверждение руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
– находится на завершающем этапе государственная экологическая экспертиза материалов по обоснованию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
– разработаны нормативы допустимого воздействия на окружающую среду объектов, а также получены разрешения на сбросы и выбросы загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов производства и потребления;
– подготовлена и направлена в Управление экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации заявка (исх. № 6543 от 7 декабря 2005 г.) для включения подчиненных воинских частей Федерального управления в сводный план финансирования ВС России по платежам за негативное воздействие на окружающую среду на 2007 г.
Работа по введению в действие и разработке нормативных документов по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды проводится совместно Роспромом, Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, Ростехнадзором и другими надзорными органами федерального уровня и субъектов Российской Федерации. Проблемные вопросы поэтапно решаются в тесном взаимодействии указанных ведомств. Доработана нормативно-методическая и разрешительная документация, необходимая для ввода в эксплуатацию объектов по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики и пос. Марадыковский Кировской области, нормативно-разрешительная документация для всех объектов по хранению химического оружия, завершена корректировка системы экологической регламентации производственной деятельности и разработка нормативно-разрешительной документации для объекта в пос. Горный Саратовской области.
Ростехнадзором проведена государственная экологическая экспертиза по 11 объектам, связанным с уничтожением химического оружия, по 8 из них получено положительное заключение. Ведется доработка соответствующих материалов в части, касающейся сведений об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности и прогноза социальных и экологических последствий реализации объекта экспертизы. Рассмотрены и утверждены заключения экспертизы на декларации промышленной безопасности объектов по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области и в г. Камбарка Удмуртской Республики, в составе проекта на стадии ТЭО “Строительство объекта по уничтожению химического оружия в Почепском районе Брянской области”, терминала снаряжения транспортно-технологических контейнеров на объекте по хранению и уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области. Рассмотрены и утверждены заключения экспертизы промышленной безопасности для объекта по уничтожению химического оружия в г. Камбарка на рабочую документацию строительства промзоны и проектную документацию для первого пускового комплекса по организации выброса в атмосферу ацетилено-азотной смеси, образующейся в модуле детоксикации люизита, на проектную документацию (ТЭО) строительства промзоны объекта по уничтожению химического оружия в пос. Леонидовка Пензенской области. Проводится работа по выдаче разрешений на применение оборудования на объектах по уничтожению химического оружия.
В области охраны окружающей среды при химическом разоружении в числе первоочередных также стоит задача ликвидации экологических последствий деятельности бывших объектов по производству и разработке химического оружия (включая проведение необходимых исследований, сбор исходных данных для реабилитации территории, загрязненной в результате деятельности таких объектов), эта работа будет активизирована.
Одним из основных направлений деятельности Роспрома, ФМБА России, Роспотребнадзора и других надзорных органов является проведение работ по определению площадей СЗЗ и ЗЗМ, устанавливаемых вокруг объектов по уничтожению химического оружия, с учетом маршрутов перевозки химического оружия с объекта по хранению на объект по его уничтожению, а также обеспечение нормативно-разрешительной документацией в области охраны окружающей среды, корректировки и оптимизации систем экологического контроля и мониторинга объектов. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены ЗЗМ и перечни населенных пунктов, включенных в данные зоны, для объектов по хранению химического оружия в г. Кизнер Удмуртской Республики и г. Почеп Брянской области, а также комплексов объектов по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области, пос. Марадыковский Кировской области, г. Щучье Курганской области, г. Камбарка Удмуртской Республики и пос. Леонидовка Пензенской области. Подготовка материалов по обоснованию ЗЗМ вокруг комплексов объектов по хранению и уничтожению химического оружия в г. Почеп Брянской области и г. Кизнер Удмуртской Республики, с учетом маршрутов перевозки химического оружия, соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации по данному вопросу планируется после утверждения ТЭО строительства данных объектов.
Для всех объектов по хранению химического оружия была установлена СЗЗ (размер – 2000 м) постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 6. В настоящее время СЗЗ установлена постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя для четырех объектов по уничтожению химического оружия: объект в г. Камбарка Удмуртской Республики (СЗЗ – 1000 м), объект в пос. Марадыковский Кировской области (СЗЗ – 2000 м). Для объектов по уничтожению химического оружия в г. Почеп Брянской области и в пос. Леонидовка Пензенской области продолжается согласование и экспертиза материалов ТЭО для установления СЗЗ. По объекту по уничтожению химического оружия в г. Кизнер Удмуртской Республики после разработки ТЭО данного объекта соответствующие материалы для установления СЗЗ будут направлены в установленном порядке на согласование и экспертизу.
В целях обеспечения экологической безопасности процесса уничтожения химического оружия продолжались работы по созданию системы государственного экологического контроля и мониторинга (СГЭКМ). Создание региональных СГЭКМ объектов по хранению и уничтожению химического оружия осуществлялось на основе требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасного хранения и уничтожения химического оружия в Российской Федерации. Региональные СГЭКМ строятся таким образом, что обеспечивают участие в проведении государственного контроля и мониторинга объектов по хранению и уничтожению химического оружия всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время действует региональная подсистема в Саратовской области, обеспечено ее функционирование и развитие.
Созданы и подготовлены к эксплуатации региональные центры подсистем:
– по обеспечению государственного контроля объектов по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики и пос. Марадыковский Кировской области и мониторинга окружающей среды в зонах их влияния (города Ижевск, Киров), в состав которых входят: центральная экоаналитическая лаборатория по контролю и мониторингу ОВ и продуктов их деструкции, лаборатория биомониторинга и биотестирования, лаборатория биомониторинга (по разработке, внедрению и адаптации методик биотестирования ОВ и продуктов их деструкции), информационно-аналитический центр;
– по обеспечению государственного мониторинга окружающей среды в СЗЗ и ЗЗМ объектов по хранению химического оружия и строящихся объектов по уничтожению химического оружия (города Курган, Пенза, Брянск).
Разработаны программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы Федерального информационного центра по проблемам обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия (ФИЦ), а также региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ). Доработана и в дальнейшем планируется на постоянной основе необходимая корректировка технологии информационного обмена между ФИЦ и РИАЦ. В рамках реализации основных мероприятий ФЦП “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации” будут продолжены работы в области природоохранной деятельности по обеспечению проведения государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды, а также созданию и введению в эксплуатацию региональных подсистем государственного экологического контроля и мониторинга в районах расположения объектов по хранению и уничтожению химического оружия.
Разрабатывается система производственного экологического мониторинга (ПЭМ), представляющая собой единую систему контроля отравляющих веществ, продуктов их деструкции и общепромышленных загрязняющих веществ во всех природных средах (воздух, вода, почва), которая будет составной частью региональных систем экологического мониторинга окружающей среды. Технические средства системы ПЭМ, в первую очередь мобильные, будут использованы при оценке экологической обстановки в зоне защитных мероприятий объектов. Системы ПЭМ ориентированы на функционирование в двух основных режимах – штатном и аварийном. Ввод в эксплуатацию системы производственного экологического мониторинга объектов по уничтожению химического оружия будет продолжен в соответствии с планами-графиками их строительства и ввода в эксплуатацию, указанными в Программе.
В течение длительного времени серьезной проблемой остается плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая внесению в бюджеты различных уровней объектами по хранению и уничтожению химического оружия. Требуется соответствующее решение на уровне Минпромэнерго России и Правительства Российской Федерации по вопросам своевременного и достаточного выделения денежных средств для объектов по хранению и уничтожению химического оружия по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
См. так же: тема Экология
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.