Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Природоохранное законодательство России

Водное законодательство
В Российской Федерации правовое регулирование отношений в области использования и охраны водных объектов осуществляется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в пределах полномочий, определенных Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Часть водных отношений регулируется нормативными правовыми актами, издаваемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в случаях и в пределах, установленных Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В установленных законодательством случаях и в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, могут издавать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
В настоящее время нормативное правовое регулирование водных отношений в целом обеспечено: во исполнение положений Водного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято 29 постановлений и распоряжений, направленных на его практическую реализацию; издано 35 приказов МПР России, регулирующих различные аспекты водных отношений.
В целях реализации Водного кодекса Российской Федерации в 2007 г. приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации:
– “Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов” (от 10 апреля 2007 г. № 219);
 – “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона” (от 14 апреля 2007 г. № 230);
 – “О порядке ведения государственного водного реестра” (от 28 апреля 2007 г. № 253);
 – “О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей” (от 23 июля 2007 г. № 469);
 – “О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием водных отношений, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404” (от 21 ноября 2007 г. № 800);
 – “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876”(от 1 декабря 2007 г. № 832).
 
Лесное законодательство
Отчетный год для лесного комплекса страны ознаменован существенными изменениями нормативной правовой базы в связи с введением в действие с 1 января 2007 г. Лесного кодекса Российской Федерации. Лесным кодексом предусмотрены нормы, направленные на эффективное использование лесов, совершенствование арендных отношений в сфере лесопользования, решение задач по развитию инфраструктуры, реализацию природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, создание благоприятных условий для инвестиций.
На лесных участках разрешено создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов, объектов лесопиления, деревообработки, биоэнергетики). Допускается строительство объектов, не связанных с лесопользованием, но необходимых для развития территорий, в том числе для разработки месторождений полезных ископаемых, прокладки трубопроводного транспорта, линий электропередачи, сооружений энергетики и рекреации. В целях улучшения инвестиционного климата впервые предоставлена возможность залога прав аренды лесного участка для привлечения внешних инвестиций и заимствований, а также внесения арендных прав в качестве вклада в уставный капитал обществ. Для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и создания деревообрабатывающей инфраструктуры предусмотрена возможность предоставления в аренду лесных участков без проведения аукциона.
В целях повышения эффективности управления в области лесного сектора экономики, полномочия по использованию, охране и воспроизводству лесов переданы субъектам Российской Федерации. За федеральным центром сохранены функции нормативного правового регулирования лесных отношений, государственного контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. № 520-р утвержден Перечень лесничеств, лесопарков и субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, с 1 января 2008 г. не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения устойчивого развития территорий и комплексного освоения лесных ресурсов предусматривается обязательность регионального лесного планирования, включающего вопросы заготовки и переработки лесных ресурсов (лесной план субъекта Российской Федерации), расширяется перечень разрешенных видов использования лесов.
Конкурсные процедуры предоставления лесных участков в аренду заменены на аукционы, а разрешительный порядок использования лесов заменен на заявительный (подача лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов). Использование лесного участка, переданного в аренду, осуществляется на основе разработанного арендатором проекта освоения лесов. Арендатор получает право проведения на арендованном участке всех видов лесопользования и всех видов рубок, при этом на него возлагается ответственность за ведение лесного хозяйства, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Устанавливается новая структура территориально-пространственного деления земель лесного фонда и классификации лесов по целевому назначению. Для своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на леса, оценки эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов вводится институт государственной инвентаризации лесов.
В целях реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации в 2007 г. принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации:
– “О размере платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра и порядке ее взимания” (от 3 марта 2007 г. № 138);
– “Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается” (от 15 марта 2007 г. № 162);
– “Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации” (от 24 апреля 2007 г. № 246);
– “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства” (от 8 мая 2007 г. № 273);  
– “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности” (от 22 мая 2007 г. № 31О);
– “О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений” (от 24 мая 2007 г. № 314);
– “О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений” (от 24 мая 2007 г. № 315);
– “О государственном лесном реестре” (от 24 мая 2007 г. № 318);
– “О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности” (от 28 мая 2007 г. № 324);
– “О Правилах проведения лесоустройства” (от 18 июня 2007 г. № 377);
– “Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов” (от 19 июня 2007 г. № 385);
– “Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора” (от 22 июня 2007 г. № 394);
– “Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц” (от 22 июня 2007 г. № 395);
– “О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности” (от 26 июня 2007 г. № 406);
– “О проведении государственной инвентаризации лесов” (от 26 июня 2007 г. № 407);
– “Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах” (от 29 июня 2007 г. № 414);
– “Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах” (от 30 июня 2007 г. № 417);
– “Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров” (от 3О июня 2007 г. № 418);
– “О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов” (от 30 июня 2007 г. № 419);
– “О внесении изменений в пункт 3 методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации” (от 24 октября 2007 г. № 703);
– “О внесении изменений в Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений” (от 17 декабря 2007 г. № 890);
– “О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства и постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. № 314” (от 20 декабря 2007 г. № 900);
– “О полномочиях Министерства природных ресурсов Российской Федерации в области лесных отношений” (от 20 декабря 2007 г. № 901).
 
Стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация в области охраны окружающей среды обеспечения экологической безопасности
 
Деятельность Минпромэнерго России в направлениях правового и нормативного обеспечения процессов снижения негативного воздействия опасных объектов природного и техногенного происхождения на окружающую среду, включая биосферу, население и объекты техносферы, была ориентирована в 2007 г. на участие в разработке изменения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании” и принятии соответствующих национальных стандартов Российской Федерации.
Новый Федеральный закон от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании” (ФЗ № 65) принят Государственной Думой 6 апреля 2007 г., одобрен Советом Федерации 18 апреля, подписан Президентом Российской Федерации 1 мая 2007 г.
За отчетный период разработаны следующие национальные стандарты Российской Федерации:
1. ГОСТ Р ИСО 14001-2007 “Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению”. Настоящий национальный стандарт содержит текст, идентичный тексту международного стандарта ИСО 14001:2004 “Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению”. Стандарт включает следующие основные разделы: область применения, нормативные ссылки, термины и определения, требования к системе экологического менеджмента, общие требования, экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование, контроль, анализ со стороны руководства. Стандарт предназначен для организаций, работающих в различных секторах экономики, имеющих различную форму собственности, создающих системы экологического менеджмента (СЭМ) и желающих сертифицировать создаваемые системы. Стандарт предназначен также для использования органами по сертификации СЭМ, как основной нормативный документ, на соответствие которому осуществляется сертификации СЭМ. Введение в действие указанного стандарта отменяет действующий в настоящее время ГОСТ Р ИСО 14001-1998.
Следует учитывать, что ранее выданные сертификаты соответствия СЭМ стандарту ИСО 14001:1996 действовали только до 15 мая 2006 г. Согласно совместному решению Секретариата ИСО и Международного форума по аккредитации (IAF), был установлен переходный период (на новую версию стандарта ИСО 14001) 18 месяцев, поэтому с этой даты (15 мая 2006 г.) имеют силу только сертификаты соответствия стандарту ИСО 14001:2004 .
2. ГОСТ Р ИСО 14004-2007 “Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования”. Настоящий национальный стандарт содержит текст, идентичный тексту международного стандарта ИСО 14004:2004 “Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования”. Стандарт разработан взамен действующего в настоящее время ГОСТ Р ИСО 14004-1998. Стандарт включает следующие основные разделы: область применения, нормативные ссылки, термины и определения, элементы системы экологического менеджмента, включающего следующие подразделы: общие положения, экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование, контроль, анализ со стороны руководства. В качестве приложения к стандарту приведены примеры взаимосвязи между элементами системы экологического менеджмента. Стандарт не содержит обязательных требований. Стандарт предназначен в качестве методического руководства при подготовке организации к внедрению СЭМ и последующей ее сертификации на соответствие стандарту ИСО 14001:2004 “Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению”. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
3. ГОСТ Р 52806-2007 “Менеджмент рисков проектов”. Стандарт разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые.
Идентификация участников проекта и производства играет важную роль в уточнении целей и оценке рисков. В настоящем стандарте особое внимание уделяется важности анализа участников и включению этого анализа в процесс менеджмента рисков. Если участники не идентифицированы и нет четкого понимания в отношении их состава на раннем этапе, фактический объем задачи по менеджменту и источники значительного риска могут остаться незамеченными. Идентификация участников также позволяет определить взаимозависимость между производством, производственной средой и условиями, в которых будут выполняться проекты. Стандарт не содержит обязательных требований. Установленный в настоящем стандарте порядок учета мнений участников может обеспечить планирование со значительно большей “ориентацией на предложенные точки зрения” с уменьшением вероятностей ошибочных действий. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
4. ГОСТ Р 52807-2007 “Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Настоящий стандарт предназначен для проведения оценки компетентности менеджеров проектов и является основополагающим документом для применения различными государственными и негосударственными предприятиями, в том числе научными институтами, профессиональными ассоциациями и правительственными организациями. Стандарт обеспечивает основу для взаимного признания профессионального соответствия в области менеджмента проектов. Стандарт не содержит обязательных требований. Введение настоящего стандарта позволит устанавливать пороговые уровни профессионального соответствия, для подтверждения способности выполнять определенную работу в соответствии с установленными требованиями, приемлемыми в конкретной ситуации. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
5. ГОСТ Р ИСО 14015-2007 “Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Настоящий стандарт дает рекомендации, как проводить ЭОУО. Он обеспечивает основание для гармонизации используемой терминологии и для структурированного, согласованного, прозрачного и объективного подхода при проведении экологических оценок. Настоящий стандарт может быть использован всеми организациями, включая малые и средние предприятия, работающие в любом месте. Стандарт характеризуется гибкостью и может использоваться при проведении как собственной, так и внешней оценки с привлечением или без привлечения третьих сторон. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14015. Стандарт не содержит обязательных требований. Введение данного стандарта в систему стандартов “Экологический менеджмент” позволит качественно оценивать экологическое состояние участков и организаций, позволяя содействовать комплексному уменьшению загрязнений окружающей среды. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
6. ГОСТ Р 14044-2007 “Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Осознание важности защиты окружающей среды и возможных воздействий, связанных с продукцией, как изготовленной, так и использованной, повысило интерес к разработке методов, позволяющих лучше понять и оценить такие воздействия. Одним из методов, разработанных для этой цели, является оценка жизненного цикла (ОЖЦ). ОЖЦ распространяется на экологические аспекты и потенциальные воздействия на окружающую среду (например, на использование ресурсов и последствия сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду) на всех этапах жизненного цикла продукции – от приобретения сырья, производства и использования до переработки по окончании срока службы, повторного использования и заключительной утилизации. Настоящий стандарт охватывает два типа исследований: исследование посредством оценки жизненного цикла (исследование посредством ОЖЦ) и исследование посредством инвентаризационного анализа жизненного цикла (исследование посредством ИАЖЦ). Стандарт не содержит обязательных требований. В общем случае информация, полученная в исследовании посредством ОЖЦ или ИАЖЦ, может использоваться как часть гораздо более всестороннего процесса принятия решений. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
7. ГОСТ Р ИСО 14047-2007 “Экологический менеджмент. Оценка воздействий жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14042” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Оценка воздействий жизненного цикла является третьей фазой ОЖЦ продукции, и цель ее – оценить результаты инвентаризационного анализа жизненного цикла (ИЖЦ) продукционной системы, чтобы лучше понять ее экологическое значение. Оценка моделирует экологические проблемы, называемые категориями воздействий, и, через использование показателей категорий, помогающих группировать и объяснять результаты ИЖЦ, отображает совокупные выбросы или ресурсы, применяемые для каждой категории, с целью отражения их потенциальных воздействий на окружающую среду. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14047. Стандарт не содержит обязательных требований. В настоящем стандарте приведены примеры, иллюстрирующие применение ИСО 14042 “Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействий в процессе жизненного цикла”. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
8.       ГОСТ Р ИСО 14048-2007 “Мероприятия по охране и рациональному использованию окружающей среды. Оценка жизненного цикла. Учетная форма для документировании экологических данных” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Настоящий стандарт содержит полный перечень требований, относящихся к процедурным требованиям. Данный документ определяет общие требования к документированию на стадиях жизненного цикла данных, определяемые в соответствии со стандартом ИСО 14040. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14048. Учетная форма для документирования экологических данных позволяет обмениваться ЖЦ-данными без утраты их прозрачности. Настоящий стандарт не гарантирует удовлетворение некоторых специальных требований по обмену экологическими данными, однако он обеспечивает гибкость при разработке различных форматов обмена данными и информационной связи с их программным обеспечением в полном соответствии с требованиями настоящего стандарта. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
9. ГОСТ Р ИСО 14049 -2007 “Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14041 для определения цели и области исследования и для инвентаризационного анализа” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Настоящий стандарт предоставляет дополнительную информацию к международному стандарту ИСО 14041, идентичен международному стандарту ИСО 14049. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
10. ГОСТ Р ИСО 14063 -2007 “Экологический менеджмент. Мероприятия по охране и рациональному использованию окружающей среды. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Организации нуждаются в получении и предоставлении экологической информации, изданий и программ, которые зависят от таких факторов, как географическое положение и распространение, а также от объемов и типов выполняемых работ. Обмен экологической информацией – это понятие более широкое, чем понятие экологической отчетности. Устанавливаемый в настоящем стандарте порядок обмена информацией может быть применен как к специальному случаю или к специальной цели, так и быть плановым. Примером первого рода может служить ситуация, когда менеджер посещает общественные мероприятия и отвечает на вопросы жителей. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14063. Плановый обмен информацией может охватывать как частичное, так и полное участие заинтересованных сторон, что способствует росту экологического сознания граждан. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
11. ГОСТ Р ИСО 14064-1 -2007 “Парниковые газы – Часть 1: Требования и руководство на уровне организации по качественному определению и отчетности о выбросах и удалении парниковых газов” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Эта часть общего стандарта ИСО 14064 устанавливает на уровне организации принципы и требования по количественному определению и отчетности по выбросам и удалению ПГ; включает требования по разработке, развитию, управлению, отчетности и верификации реестра ПГ организации. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МС ИСО 14064‑1. Стандарт ИСО 14064 нейтрален в отношении программ по ПГ. Если программа по ПГ применима, требования этой политики или программы добавляются к требованиям стандарта ИСО 14064. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
12. ГОСТ Р ИСО 14064-2 -2007 “Парниковые газы – Часть 2: Требования и             руководство по количественной оценке, мониторингу и составлению отчетной             документации на проекты снижения уровня выбросов парниковых газов или повышения уровня их осаждения” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МС ИСО 14064‑2. Стандарт ИСО 14064-2 сфокусирован на проектах по ПГ или деятельности, основанной на проектах, специально разработанной для того, чтобы уменьшить выбросы ПГ или увеличить удаление ПГ. Настоящий стандарт включает принципы и требования для определения начальных уровней и мониторинга, количественного определения и отчетности о результативности проекта относительно начальных уровней и предоставляет основу для валидации и верификации проектов по ПГ. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
13. ГОСТ Р ИСО 14064-3 -2007 “Парниковые газы – Часть 3: Требования и руководство по валидации и верификации утверждений, касающихся парниковых газов” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МС ИСО 14064‑3, подробно описывает процесс валидации или верификации в отношении ПГ, а также такие компоненты, как планирование валидации или верификации, процедуры оценки и анализ утверждений, касающихся парниковых газов организации или проекта. Настоящий стандарт может использоваться организациями или независимыми сторонами для валидации или верификации утверждений, касающихся парниковых газов. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
14. ГОСТ Р 14050-2007 “Экологический менеджмент. Cловарь” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г. взамен ГОСТ Р ИСО 14050-99. Настоящий стандарт содержит понятия и определения к ним, как они используются в серии международных стандартов ИСО 14000, действие которых распространяется на экологический менеджмент. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14050:2008 “ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. СЛОВАРЬ” (ENVIRONMENTAL MANAGEMENT – VOCABULARY). Основной целью введения настоящего стандарта является обеспечение пользователей национальных стандартов серии 14000 набором терминов и определений, используемых в области экологического менеджмента. Предполагается, что документ будет полезен для разработчиков стандартов, особенно тех, кто занимается переводом, в качестве пособия для обеспечения соответствия и последовательности терминологии в сфере экологического менеджмента. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
15. ГОСТ Р 52808-2007 “Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения” разработан в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г., впервые. Настоящий стандарт является продолжением работ по созданию национальных стандартов в области нетрадиционных источников энергии, использование которых принимает все более масштабные формы в мире. Стандарт гармонизирован с Распоряжением Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 8 мая 2003 г. № 30 “О мерах по стимулированию использования биологического топлива в транспортном секторе”. Применение настоящего стандарта позволит внести ясность и упорядочить термины и определения, используемые в области энергетики биоотходов. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
16. ГОСТ Р 14.13-2007 “Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля“. Стандарт разработан впервые в соответствии с программой национальной стандартизации на 2007 г. и входит в новую систему национальных стандартов Российской Федерации в сфере экологического менеджмента. Стандарт устанавливает рекомендации для более успешного и эффективного решения проблем, связанных с уменьшением интегральных воздействий загрязнений на окружающую среду, образующихся в результате хозяйственной деятельности предприятий. Работники предприятий должны уделять особое внимание вопросам охраны окружающей среды, что выражается в обязательном учете и документировании всех компонентов интегрального воздействия предприятия на окружающую среду, получении разрешений на комплексное природопользование от специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, декларировании экологической политики предприятия, заполнении декларации о мерах, предпринимаемых для защиты окружающей среды, а также в подготовке и проведении сертификации в системе экологического менеджмента. Стандарт может использоваться при проведении оценки с привлечением или без привлечения третьих сторон. Настоящий стандарт содержит ряд положений Директивы ЕС 96/61/ЕC от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений. Предлагаемая дата введения в действие стандарта 01.01.2009 г.
Большое внимание в 2007 г. уделялось также нормативному обеспечению экологической безопасности оборонной продукции. Работы по стандартизации оборонной продукции, как и деятельность по установлению требований, правил, принципов, характеристик, предназначенных для многократного использования и направленных на внедрение (применение) наиболее оптимальных технических решений и процедур взаимодействия на всех этапах жизненного цикла оборонной продукции, становятся особо востребованными на современном этапе, когда проблема обеспечения безопасности России, качества жизни, качества и безопасности продукции, в том числе в сфере оборонного комплекса, является первостепенной.
В системе экологической безопасности России военной деятельности, связанной с созданием, хранением, транспортированием, применением (эксплуатацией) и утилизацией оборонной продукции, с обеспечением учебно-боевой подготовки и жизнедеятельности Вооруженных Сил в целом и воинских формирований, отводится особое место, обусловленное следующими обстоятельствами:
– принципиально невозможно создание оборонной продукции, которая бы не оказывала негативного воздействия на окружающую среду;
– армия и флот обладают мощными потенциальными источниками экологической опасности (ядерное и химическое оружие, атомный флот, ракетные средства и др.);
– сокращение, утилизация и уничтожение любого вида оборонной продукции могут сопровождаться значительным загрязнением окружающей среды.
Помимо этого, правовая база охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов полностью не сформирована и несовершенна. В целом она представляет собой набор конституционных положений, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актов межведомственного характера, а также отраслевых нормативных документов, регулирующих порядок природопользования, охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности различных видов деятельности.
Нормативно-методическую базу экологической деятельности Минобороны России должны составлять требования, установленные законодательством, а также содержащиеся в директивных документах, стандартах в области охраны окружающей среды и природопользования, соответствующих организационно-методических документах.
Сложившаяся в последние годы финансовая и экономическая ситуация в стране заставляет уделять повышенное внимание вопросам качества создаваемой оборонной продукции, одним из важных направлений обеспечения которой является повышение экологической безопасности оборонной продукции, процессов ее создания, испытаний и эксплуатации. От показателей экологичности существенно зависит конкурентоспособность оборонной продукции на мировых рынках, что подтверждается тенденцией массовой сертификации военной продукции и ее производства на соответствие стандартам ИСО серии 14000, наблюдаемой в развитых странах. Несоответствие товаров экологическим требованиям используется как эффективный барьер для вполне конкурентоспособных товаров из так называемых “неэкологических” стран.
Поэтому намечаемые на данном этапе исследования по разработке и развитию нормативного правового обеспечения создания и эксплуатации оборонной продукции в части экологической безопасности должны быть направлены на обеспечение: повышения безопасности и качества оборонной продукции, эффективности ее применения; безопасности личного состава, обслуживающего персонала, населения, находящегося в зоне дислокации части (соединения), и охраны окружающей среды.
Нормативное правовое обеспечение экологической безопасности оборонной продукции должно быть направлено, прежде всего, на создание нормативно-методических документов по обеспечению экологической безопасности в ходе создания и эксплуатации оборонной продукции, а также по решению проблемы экологического контроля и управления охраной окружающей среды в местах дислокации личного состава и оборонной продукции путем разработки (пересмотра) национальных общетехнических стандартов, разработки (пересмотра) и совершенствования государственных военных стандартов с регламентацией требований в части экологической безопасности, соответствующих современному научно-техническому уровню качества оборонной продукции, обеспечивающих эффективное выполнение работ и применение перспективных технологий.
Основным направлением реализации этого процесса является определение и принятие к действию концептуальных и методологических принципов организации и проведения работ. При этом должен использоваться весь комплекс работ по стандартизации, включая: определение приоритетных направлений стандартизации; разработку необходимого “технического законодательства” (стандартов); обеспечение единства перспективного и текущего планирования; установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей технической нормативной информации.
Решение проблем экологической безопасности оборонной продукции на основе нормативного обеспечения должно рассматриваться как комплекс мер по обеспечению экологической безопасности оборонной продукции при ее создании, производстве, эксплуатации и утилизации. Отсутствие в настоящее время соответствующей системы военных стандартов приводит к неучету всех требований, направленных на обеспечение экологической безопасности оборонной продукции, что, в свою очередь, с большой вероятностью может привести к возникновению риска нанесения вреда окружающей среде, а также угрозы жизни или здоровью личного состава и населения.
Создание системы стандартов по экологической безопасности оборонной продукции в правовом и организационном отношении определено статьей 5 Федерального закона “О техническом регулировании” (в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ), согласно которой требования по экологической безопасности (как часть общих требований по безопасности) устанавливаются в технических регламентах, стандартах (в случае отсутствия технических регламентов) и в государственных контрактах (в случае отсутствия стандартов по экологической безопасности).
В 2007 г. в ОАО “Газпром” разработан и введен в действие ряд нормативных документов, направленных на обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды, в частности:
– СТО Газпром 2-1.19-102-2007 “Методика определения содержания нефтепродуктов в водах и почвах с помощью портативного концентратомера ИКФ-2а”. Данный документ устанавливает методику выполнения измерений содержания нефтепродуктов в пробах воды и почв для получения экспрессной информации о состоянии исследуемых территорий в целях принятия оперативных решений и целенаправленного отбора наиболее представительных проб;
– СТО Газпром 2-2.1-127-2007 “Регламент проведения акустического расчета на стадии проектирования компрессорных станций, дожимных компрессорных станций, компрессорных станций подземных хранилищ газа”. Настоящий стандарт устанавливает требования для расчетного обеспечения допустимых шумовых показателей на стадии проектирования КС, ДКС, КС ПХГ. В документе представлены: последовательность проведения акустического расчета на стадии проектирования КС, ДКС, КС ПХГ; расчетные зависимости для определения ожидаемых уровней шума на рабочих местах, на территории предприятия, на границе санитарно-защитной зоны и на селитебной территории; методы определения требуемой эффективности средств шумоглушения; требования к использованию серийно выпускаемых и новых ЗПМ в конструкциях средств шумоглушения; расчетные зависимости для проведения поверочного расчета эффективности заложенных в проекте средств шумоглушения. В развитие существующих нормативных документов приведены современные методы и средства защиты от шума на КС, ДКС, КС ПХГ. Область применения – проектные организации ОАО “Газпром”. Экономический эффект внедрения разработки ожидается за счет снижения текущих затрат организаций на выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с профзаболеваниями и производственным травматизмом;
– СТО Газпром 2-1.19-128-2007 “Технические нормы выбросов и утечек природного газа от технологического оборудования”. Настоящий стандарт предназначен для расчета технических норм выбросов и утечек природного газа при подготовке инвентаризации, установлении нормативов предельно допустимых выбросов метана и расчета платежей за выбросы метана в атмосферу, обосновании квотируемых объемов и утечек природного газа, планировании мероприятий по использованию рыночных механизмов Киотского протокола и мероприятий по энергосбережению, а также экологической экспертизе проектов вновь проектируемых и реконструируемых объектов ОАО “Газпром”;
– СТО Газпром 2.1.19-182-2007 “Руководство по составлению проектов утилизации промышленных сточных вод при эксплуатации ПХГ в пористых пластах”. Настоящим стандартом определены критерии выбора метода утилизации промышленных сточных вод; технические и санитарные требования к проекту утилизации промышленных сточных вод. Сформулированы требования к физико-химическим параметрам сточных вод, утилизируемых термическим, биологическим методами; а также путем размещения их в глубокозалегающих пористых средах. Рассмотрены принципиальные технологические схемы утилизации промышленных сточных вод различными методами. Предложены методы экологического контроля при утилизации промышленных сточных вод и мероприятия по охране недр и окружающей среды при утилизации промышленных сточных вод;
– СТО Газпром 2-3.3-096-2007 “Методика определения метанола в попутных водах месторождения на приборе “Эксперт-01”. Данный документ распространяется на попутные воды газовых и газоконденсатных месторождений и устанавливает порядок определения в них метанола методом окисления органических веществ калием двухромовокислым в кислой среде при кипячении;
– СТО Газпром 2-3.5-177-2007 “Методика расчета параметров шумового воздействия компрессорных станций на местности с учетом ландшафта и компоновки компрессорных станций на стадии проектирования”. Данный документ позволит проводить оценку параметров шумового воздействия на работников и окружающую среду с учетом рельефа местности, метеоусловий, параметров грунта, компоновки компрессорных станций на стадии проектирования.
См. так же: тема Экология
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.