Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Исполнение природоохранного законодательства в России

В условиях, когда государственный экологический контроль в экологической сфере неоправданно ослаблен, природоохранная деятельность прокуратуры приобретает все более важное значение.
Анализ статистических данных о работе прокуроров в сфере природопользования и охраны окружающей среды за период 2003–2007 гг. свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа выявленных и пресекаемых прокурорами правонарушений (табл. 5.1). Так, с 2003 по 2007 гг. число выявленных прокурорами нарушений законов в сфере экологии увеличилось в 3 раза (с 79 344 – в 2003 г. до 241 133 – в 2007 г.). За последний год этот прирост составил 17,3%.

Таблица 5.1. Основные показатели прокурорского надзора в экологической сфере в 2003–2007 гг.

Показатель
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Выявлено нарушений законов,
79344
92367
130559
205548
241133
в т. ч. незаконных правовых актов
3976
4322
4916
8258
10667
Принесено протестов
3297
3635
4317
7599
9209
По удовлетворенным протестам отменено и изменено незаконных правовых актов
2900
3151
3933
6743
8255
Внесено представлений
21218
21860
28072
36933
41958
По представлению прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности, лиц
6606
7592
9972
13487
16989
По постановлению прокурора наказано в административном порядке, лиц
8087
11577
18989
33291
38334
Возбуждено уголовных дел
1024
1202
1762
3286
2530
 
Анализ данных о количестве выявленных незаконных правовых актов, принесенных на них протестов, в том числе удовлетворенных, свидетельствует о высокой активности прокуроров, осуществляющих надзорную деятельность. В 2,7 раза выросло число выявленных прокурорами незаконных правовых актов (с 3976 в 2003 г. до 10º776 в 2007 г.). За 2007 г. этот прирост составил 21,2%. По удовлетворенным протестам в 2007 г. отменено и изменено 90% незаконных правовых актов.
В 2 раза за этот период выросло количество внесенных прокурорами представлений: с 21º218 в 2003 г. до 41º958 в 2007 г. За последний год прирост числа внесенных прокурорами представлений составил 14%.
По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлекается все большее количество лиц. Так, с 2003 г. по 2007 г. их число выросло в 2,6 раза – с 6606 до 16º989, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом – на 25,9%.
В 4,7 раза за анализируемый период выросло число лиц, наказанных по постановлениям прокуроров в административном порядке: с 8087 в 2003 г. до 38º334 в 2007 г. За 2007 г. по сравнению с 2006 г. прирост числа таких лиц составил 15,2%. Количество возбужденных по постановлениям прокуроров уголовных дел за анализируемый период выросло в 2,5 раза, однако в 2007 г., вероятно, в связи с реорганизацией следственного аппарата прокуратуры, число возбужденных уголовных дел снизилось на 23%: с 3286 в 2006 г. до 2530 в 2007 г.
Наибольшее количество нарушений, как и в предыдущие годы, выявлено прокурорами в сфере охраны земли, вод, атмосферного воздуха.

Таблица 5.2. Статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам, связанным с охраной природы и природопользованием (всего по Российской Федерации)

Выявлено нарушений законов
Принесено протестов
Всего
в т. ч. незаконных
 правовых актов
2003
2004
2005
2006
2007
2003
2004
2005
2006
2007
2003
2004
2005
2006
2007
Об охране природы
79344
92367
130559
205548
241133
3976
4322
4916
8258
10667
3297
3635
4317
7599
9209
в том числе:
Об охране животного мира
5574
6624
9943
18023
25758
711
624
647
1563
2149
562
512
589
1477
2064
Об охране земли, вод, атмосферного воздуха
53147
61845
89872
142239
159763
2276
2622
3330
4565
5531
1951
2289
2726
4108
4788
Из рассмотренных протестов
Внесено представлений
Отклонено
По удовлетворенным протестам
отменены и изменены незаконные
правовые акты
2003
2004
2005
2006
2007
2003
2004
2005
2006
2007
2003
2004
2005
2006
2007
Об охране природы
213
230
243
427
235
2900
3151
3933
6743
8255
21218
21860
28072
36933
41958
в том числе:
Об охране животного мира
25
24
24
47
58
498
463
524
1383
1970
1119
1049
1194
1596
1809
Об охране земли, вод, атмосферного воздуха
128
148
173
309
113
1730
1962
2483
3535
4336
15820
16024
20925
27728
30392
 
Устойчивость роста тенденции подтверждают статистические данные о вскрытых нарушениях: в 2003 г. – 53 147, 2004 г. – 61 845, 2005 г. – 89 872, 2006 г. – 142 239, 2007 г. – 159 763. Количество нарушений в данной сфере за анализируемый период выросло в 3 раза. За последний год прирост числа таких нарушений составил 12,3%.
Рост числа выявляемых и пресекаемых прокуратурой нарушений в сфере охраны окружающей среды свидетельствует о том, что это направление деятельности становится все более приоритетным и носит адекватный характер сложившейся негативной ситуации в этой сфере.
С учетом остроты ситуации, сложившейся в сфере обращения с отходами производства и потребления, органами прокуратуры во всех регионах проводятся проверки исполнения хозяйствующими субъектами данного законодательства, в том числе полноты и законности мер, принимаемых контролирующими органами по выполнению и пресечению нарушений законов в данной сфере. Прокуроры повсеместно в судебном порядке оспаривают бездействие органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами. Так, по заявлениям Печорского природоохранного прокурора признано незаконным бездействие местных администраций “Троицко-Печорский”, “Ижелский”, “Печора”, не принимающих надлежащих мер по приведению мест размещения отходов в соответствие с предъявляемыми требованиями. В Иркутской области принципиальная позиция прокуроров повлекла незамедлительную реакцию со стороны муниципальных органов и хозяйствующих субъектов. Так, в Чунском районе заброшенный скотомогильник полностью восстановлен и оборудован в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил; в Жигаловском районе выделены денежные средства на строительство оборудованного скотомогильника в 2008 г.
В Томской области судами удовлетворены 140 исковых заявлений о возложении на администрации муниципальных образований обязанностей по ликвидации расположенных на их территории свалок бытовых отходов и мусора, в 2007 г. 79 несанкционированных свалок органами местного самоуправления уже ликвидированы. Массовый характер носят факты нарушения ветеринарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Так, в Краснодарском крае в настоящее время все скотомогильники, расположенные на территории края, размещены и эксплуатируются с нарушениями соответствующих санитарно-ветеринарных правил. При этом со стороны органов государственного ветеринарного надзора отсутствует надлежащий контроль за состоянием мест захоронения биологических отходов. Также отмечены случаи выдачи должностными лицами районных ветеринарных управлений свидетельств о соответствии ветеринарно-санитарных условий для заготовки, транспортировки, убое скота и реализации мясопродуктов в отсутствие надлежащих условий для указанных целей. Данные нарушения были выявлены прокурорами Краснодарского края (Брюховецкий район, г. Горячий Ключ). По всем фактам выявленных нарушений прокурорами были приняты соответствующие меры.
Прокурорами активно применяется судебная форма защиты по пресечению незаконных действий предприятий, сбрасывающих промышленные отходы в водные объекты. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что по-прежнему острой является проблема соблюдения законов при размещении свалок и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО). Нарушается процедура предоставления земельных участков для этих целей. Так, в Кургане 53 из 429 организованных мест утилизации отходов эксплуатируются с нарушением требований санитарных норм и правил, территории объектов хранения переполнены, содержатся в ненадлежащем состоянии, необходимые технические мероприятия на них не проводятся. Зачастую свалки размещаются в несанкционированных местах, без заключения государственной экологической экспертизы и согласования с контролирующими органами. Все эти нарушения носят массовый характер и имеют широкое распространение во всех регионах Российской Федерации.
Благодаря активной позиции работников прокуратуры все чаще решается проблема утилизации непригодных к применению ядохимикатов, представляющих серьезную опасность для источников питьевого водоснабжения, почвы и воздуха. Так, в 2007 г. в Республике Мордовия, в результате принятых прокурорами мер, полностью вывезены для утилизации на специальные полигоны непригодные к применению ядохимикаты с территории Большеберезниковского, Большеигнатьевского, Темниковского, Теньгуриевского, Торбиевского и Чамзинского районов.
Серьезную экологическую опасность представляют сибиреязвенные скотомогильники. Так, в Республике Мордовия (Ардатовский район) прокурорскими проверками выявлено, что все 25 скотомогильников, из которых 15 – сибиреязвенные, являются бесхозяйными, заросли сорной растительностью, у них отсутствует обваловка и ограждение, нет предупреждающих вывесок. Прокуратурой района для решения данной проблемы в суд было направлено 15 заявлений о том, чтобы администрации сельских поселений поставили на учет все скотомогильники (как объект бесхозяйного имущества) и привели их в состояние, соответствующее требованиям законодательства.
Во всех регионах страны прокурорами внедряются в практику новые направления исковой деятельности, связанные с защитой прав граждан на благополучную окружающую среду. Повсеместно усилен прокурорский надзор за исполнением законов в сфере уникальных природных памятников, природных заповедников и т. д.
Сохраняется рост выявленных нарушений в сфере охраны животного мира (табл. 5.2).. Так, в 4,6 раза выросло число нарушений в анализируемом периоде в данной сфере: в 2003 г. – 5574, в 2007 г. – 25º758. За последний год прирост числа таких нарушений составил 42,9%. Ежегодный значительный прирост числа выявленных прокурорами нарушений в сфере охраны животного мира объясняется сохраняющейся напряженностью криминогенной ситуации в сфере добычи и оборота водных биоресурсов. Борьба с рыбным браконьерством является одним из приоритетных направлений в деятельности прокуроров, особенно в регионах промышленного лова водных биоресурсов. Наибольшее количество таких нарушений выявляется в регионах промышленного лова рыбы. Так, в Камчатском крае число выявленных нарушений в данной сфере за последние 5 лет выросло в 15 раз (2003 г. – 103, 2007 г. – 1556), Краснодарском крае в 12 раз (95 и 1161, соответственно), Ростовской области в 12 раз (258 и 3100), Новосибирской области – в 9 раз (159 и 1387), Хабаровском крае в 14 раз (223 и 1081), Сахалинской области в 14 раз (125 и 1761).
Только в результате одной проверки, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров 25 субъектов Российской Федерации, прокурорами было выявлено свыше 7 тыс. нарушений данного законодательства. Для их устранения внесено 518 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 225 должностных лиц. По постановлениям прокуроров в административном порядке наказано 431 виновное лицо. Принесено 946 протестов на незаконные правовые акты, предостережение о недопустимости нарушения закона высказано 114 должностным лицам. В суды предъявлено более 4,2 тыс. исков на сумму свыше 1,2 млрд. руб. Предъявленные прокурорами иски в основном были связаны с требованием о возмещении ущерба, причиненного незаконным изъятием водных биологических ресурсов.
Анализ материалов прокурорских проверок исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов показывает, что, несмотря на меры, принятые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, запасы промысловых видов рыб и водных животных значительно сократились. Огромный вред им наносит незаконный хищнический вылов, а также вывоз биоресурсов за пределы Российской Федерации, что приносит экономике страны существенный финансовый ущерб. Так, в Архангельской области рыбный промысел ведется в экономической зоне Российской Федерации, смежном районе с норвежской зоной, в норвежской экономической зоне, Фарерской экономической зоне (районы промысла моря Ирмингера, Рейкъянесс, центральной части Норвежского моря), района промысла экономической зоны Канады и США), Западной Гренландии, Мавритании и Гвинея-Бисау. Добытая рыбопродукция доставляется из районов промысла в порты Мурманск, Калининград, Архангельск, где осуществляется их таможенное оформление. В то же время, большая часть добытой рыбы разгружается за пределами Архангельской области. Это связано с тем, что порты, расположенные на территории области, являются портами сезонного назначения и функционируют в период навигации. Основной оборот через них происходит с мая по сентябрь и составляет около 6% от общего количества рыбы, добытой рыбопромышленными предприятиями области.
Кроме браконьерства, огромный вред водным биологическим ресурсам причиняется также загрязнением водных объектов, и в первую очередь нефтепродуктами, эксплуатацией водозаборов с неисправными рыбозащитными устройствами, нарушением по разным причинам мест нерестилищ. Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики приводит к выводу о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство об усилении уголовной и административной ответственности за посягательства на водные биоресурсы. Необходимы также координация и усиление деятельности всех контролирующих и правоохранительных органов в данной сфере.
В этой ситуации создание и развитие специализированных природоохранных прокуратур – это адекватные меры Генеральной прокуратуры Российской Федерации по укреплению законности и правопорядка в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В настоящее время в Российской Федерации действуют 36 межрайонных природоохранных прокуратур в составе прокуратур субъектов Федерации и одна межрегиональная (на правах областной) – Волжская природоохранная прокуратура, объединяющая 15 межрайонных природоохранных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением экологического законодательства по всему бассейну Волги.
Сравнительный анализ статистических данных о количестве нарушений (табл. 5.3), выявленных прокурорами в сфере охраны окружающей среды и природопользования в разрезе регионов, позволяет сделать вывод о том, что специализация и системный подход к организации прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства повышают его эффективность.
Как видно из данных, приведенных в табл. 5.3, в субъектах Российской Федерации, имеющих в своем составе природоохранные прокуратуры, количество вскрытых прокурорами нарушений намного больше. При этом устойчивость тенденции роста числа выявленных правонарушений экологического законодательства характерна для всех субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Башкортостан за последние 5 лет число выявленных прокурорами нарушений выросло в 4,5 раза (2003 г. – 2043, 2007 г.– 9453), в Краснодарском крае – в 3,5 раза (2451 и 8595 соответственно), Красноярском крае – в 2,1 раза (3350 и 6767), Хабаровском крае – в 4,7 раза (1148 и 5442), Кемеровской области – в 4,2 раза (1751 и 7369) и др. Так, в 2003 г. число вскрытых прокурорами нарушений в субъектах Федерации, имеющих в своем составе природоохранные прокуратуры, было в 2,4 раза больше, нежели в тех субъектах Федерации, в которых отсутствуют природоохранные прокуратуры (55 935 и 23 325), в 2004 г. – также в 2,4 раза больше в первом случае, нежели во втором (65 004 и 27 277), в 2005 г. – в 2,1 раза больше (87 751 и 42 712), в 2006 г. – в 1,9 раза (133 563 и 71 746), а в 2007 г. в 1,8 раза (152 177 и 86 850). При этом особо следует отметить позитивный момент, связанный с ростом числа выявленных правонарушений в экологической сфере в таких регионах, как Чеченская Республика, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания, который свидетельствует о значимости данного вопроса.

Таблица 5.3. Количество выявленных прокурорами нарушений законов в сфере экологии в субъектах Российской Федерации в 2003-2007 годах

В субъектах Российской Федерации
действует природоохранная прокуратура
В субъектах Российской Федерации
отсутствует природоохранная прокуратура
 
2003
2004
2005
2006
2007
 
2003
2004
2005
2006
2007
Республика Башкортостан
2043
1724
2297
8916
9453
Республика Адыгея
196
178
242
192
341
Республика Бурятия
597
762
834
1374
2065
Республика Алтай
65
195
190
202
482
Республика Дагестан
1002
1020
1042
1567
2028
Республика Ингушетия
68
19
515
440
257
Республика Коми
989
1103
1384
1294
1776
Кабардино-Балкарская Республика
235
317
439
440
537
Республика Татарстан
1159
1431
1417
3850
4206
Республика Калмыкия
47
31
34
270
377
Республика Саха
(Якутия)
301
523
670
1258
1968
Карачаево-Черкесская Республика
64
114
305
457
231
Удмуртская Республика
286
350
878
1706
1427
Республика Карелия
176
204
508
453
521
Алтайский край
620
569
1567
2934
3674
Республика Марий Эл
789
792
753
1631
1439
Камчатский край
 
 
 
2163
2334
Республика Мордовия
595
538
628
1595
2632
Краснодарский край
2451
3823
5320
7810
8595
Республика Северная Осетия – Алания
285
246
328
398
773
Красноярский край
3350
4427
6561
6857
6767
Республика Тыва
229
237
276
458
553
Пермский край
 
 
 
4228
6302
Республика Хакасия
240
231
387
749
727
Хабаровский край
1148
1658
2158
4234
5442
Чеченская Республика.
90
160
135
314
1603
Амурская область
180
342
1297
1722
2730
Чувашская Республика
477
562
669
2131
2481
Брянская область
1159
1581
1696
2305
3192
Приморский край
314
545
760
1945
3223
Владимирская область
282
255
657
912
1585
Ставропольский край
482
434
432
2210
4993
Иркутская область
801
1111
3237
3851
3970
Архангельская обл.
687
464
841
2515
2288
Калужская область
663
679
635
716
859
Астраханская область
670
772
1803
1910
1992
Кемеровская область
1751
1939
5925
11343
7369
Белгородская область
387
246
176
606
440
Ленинградская область
600
776
812
1347
1974
Волгоградская обл.
575
608
2916
4224
5991
Липецкая область
557
510
742
739
2537
Вологодская область
189
247
300
671
745
Город Москва
154
1938
2679
1553
1083
Воронежская область
1143
1041
1143
1236
1737
Московская область
1862
1308
1996
3243
3165
Еврейская авт. обл.
126
147
112
196
285
Новгородская область
920
1390
1988
2794
4224
Ивановская область
463
520
500
783
824
Омская область
834
1403
2544
5181
4635
Калининградская обл.
146
347
1186
1560
1559
Оренбургская область
1005
1784
1867
3225
4246
Камчатская область
252
182
235
 
 
Орловская область
356
662
844
1287
2126
Кировская область
754
1962
952
1499
1756
Псковская область
195
128
880
2072
2982
Костромская область
166
228
141
1508
1343
Ростовская область
578
556
892
2209
5198
Курганская область
414
465
704
913
1123
Свердловская область
1881
2043
2220
2562
3137
Курская область
214
122
861
352
790
Тульская область
896
859
1069
2079
1611
Магаданская область
140
200
186
300
418
Челябинская область
1388
1728
2085
2099
2081
Мурманская область
262
274
252
334
1252
Читинская область
1345
1626
2013
3025
3738
Нижегородская обл.
501
1247
1456
2933
2422
Ханты-Мансийский а. о
429
930
1442
1758
1779
Новосибирская обл.
3336
31065
5483
6020
5824
Ямало-Ненецкий а. о.
1733
1990
2252
2371
3143
Пензенская область
155
314
490
1259
2483
Волжская природоохр.
22420
22076
23851
26079
28776
Пермская область
945
1257
2334
 
 
 
 
Рязанская область
335
191
263
1206
1233
Самарская область
233
656
1308
8043
7880
Город Санкт-Петербург
199
213
1024
1999
2187
Саратовская область
923
2341
3429
4944
4534
Сахалинская область
746
1159
1030
2382
3981
Смоленская область
224
366
466
623
724
Тамбовская область
1022
227
278
349
1252
Тверская область
363
257
501
1076
1385
Томская область
1428
2033
1955
2371
2446
Тюменская область
1006
607
710
1087
1506
Ульяновская область
421
636
868
1604
1775
Ярославская область
124
228
991
3037
3528
Агинский Бурятск. а. о.
88
239
329
345
309
Коми-Пермяцкий а. о.
96
50
337
 
 
Корякский авт. округ
126
188
293
 
 
Ненецкий авт. округ
69
66
35
218
86
Таймырский авт. окр.
11
34
100
 
 
Усть-Ордынск.Буp. а. о
0
89
90
605
337
Чукотский авт. окpуг
6
0
21
51
285
Эвенкийский авт. округ
27
11
11
 
 
Всего:
23325
27277
42719
71746
86850
Всего:
55935
65004
87751
133563
152177
 

В настоящее время действует только одна природоохранная прокуратура, организованная по бассейновому принципу, – это Волжская межрегиональная, действующая на правах областной и имеющая в своем составе 15 межрайонных природоохранных прокуратур. Показатели деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры убедительно доказывают состоятельность подхода к организации специализированных природоохранных прокуратур по бассейновому принципу и в других регионах России, имеющих жизненно важные природные объекты федерального значения. К таким регионам повышенного экологического риска относятся: озеро Байкал, реки Ангара и Енисей, Северный Прикаспий, нефтепромысловые районы Западной Сибири, Норильский промышленный район, рекреационные зоны Черного и Азовского морей, Тихоокеанская зона Сахалина и Дальнего Востока.
Осуществляя функции межрегионального органа прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, систематически, используя единые методические подходы, организует проверки по всему Волжскому региону, ставит вопросы об устранении нарушений не только перед местными территориальными, но и перед федеральными органами власти. В целях совершенствования координационной работы в регионах Поволжья в 2007 г. Волжской прокуратурой организован и проведен ряд совместных с территориальными, транспортными прокуратурами, правоохранительными и контролирующими органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления координационных или межведомственных совещаний, совместных заседаний коллегий, на которых рассмотрены актуальные вопросы в области экологии.
Так, по результатам проверок исполнения законодательства об использовании и охране лесов проведены совместные координационные совещания с прокуратурами Тверской и Костромской областей. Совместно с прокуратурой Саратовской области проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов области по вопросам декриминализации предприятий топливно-энергетического комплекса. В Республике Татарстан Волжской прокуратурой совместно с Кабинетом Министров Республики организовано и проведено межведомственное совещание по вопросам утилизации затонувших плавсредств. В совещании приняли участие прокурор Республики Татарстан, Приволжский транспортный прокурор, Татарский и Камский транспортные прокуроры, Премьер-министр Республики, республиканские министры, представители правоохранительных органов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти бассейнового и регионального уровней, главы муниципальных образований.
Совместно с прокуратурой Чувашской Республики организовано и проведено межведомственное совещание в г. Чебоксары, в работе которого приняли участие Главный федеральный инспектор по Республике, председатель Кабинета Министров, министры, руководители правоохранительных и природоохранных органов, главы администраций районов и т. д. На совещании обсуждались вопросы состояния законности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Республики. Волжской прокуратурой организовано и проведено совместно с прокуратурой Астраханской области межведомственное совещание по вопросам состояния законности в области охраны атмосферного воздуха и мерах по ее укреплению. В работе совещания приняли участие председатель Правительства области, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и др.
На совещаниях выработаны меры по укреплению состояния законности, активизации деятельности органов власти, местного самоуправления, контроля в указанных сферах. Принятые Волжской прокуратурой меры организационного и методического характера позволили добиться определенных положительных результатов. Приоритетными направлениями в работе прокуратуры являлись: надзор за законностью нормативных правовых актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления; за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции; исполнением природоохранного законодательства объектами ТЭК; исполнением земельного законодательства; законодательства об отходах производства и потребления, при утилизации биологических отходов, в сфере реализации приоритетных национальных проектов, безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечения населения питьевой водой, защиты прав потребителей, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для жизни и здоровья человека и др.
В результате проведенной работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в 2007 г. выявлено 29º144 нарушения закона, в том числе выявлено 2638 незаконных правовых актов. Для устранения нарушений внесено 6436 представлений, в результате рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 1903 лица. По постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 2597 должностных лиц. О недопустимости нарушения закона предостережено 740 лиц. На противоречащие закону правовые акты принесено 1694 протеста, в результате рассмотрения которых отменено и изменено 1334 незаконных правовых акта. В органы власти субъектов Российской Федерации направлено 126 информаций. В суды предъявлено 1330 исков и заявлений, в том числе по результатам надзорных проверок – 1278. По материалам надзорных проверок возбуждено 49 уголовных дел.
Прокурорские проверки свидетельствуют, что значительное количество нарушений допускается органами государственной власти субъектов Федерации при регулировании земельных отношений. Противоречащие федеральному законодательству нормативные правовые акты, принятые в указанной сфере, выявлены в Волгоградской, Нижегородской, Рязанской, Ульяновской, Ярославской областях, Республике Татарстан.
В сфере земельных правоотношений наиболее распространенными нарушениями при издании муниципальных нормативных правовых актов являлись: превышение полномочий при определении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (Астраханская, Нижегородская области, Республика Татарстан); отнесение уставами к вопросам местного значения установление порядка изъятия земель, а также принятие соответствующих нормативных правовых актов, определяющих порядок изъятия (Волгоградская, Ивановская, Костромская, Саратовская, Ярославская области); отнесение уставами к полномочиям поселений распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (Тверская область).
В результате реализации общенадзорных мероприятий в деятельности органов власти, местного самоуправления выявлены нарушения порядка управления и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фонда, земель запаса, перевода указанных земель из одной категории в другую (Тверская, Костромская области и др.). Прокурорами выявлены многочисленные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков для строительства. Результаты проверок свидетельствуют о низкой эффективности деятельности органов, осуществляющих государственный земельный контроль, по выявлению нарушений земельного законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Деятельность государственных и муниципальных органов в сфере земельного контроля носит ведомственно разобщенный характер.
Территориальными органами Росприроднадзора, Россельхознадзора практически не реализуются предоставленные полномочия по осуществлению государственного земельного контроля. В структуре их территориальных органов отсутствуют подразделения по государственному земельному контролю.
Прокурорскими проверками в деятельности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей выявлены многочисленные нарушения законодательства, регламентирующего использование и оборот земель сельскохозяйственного назначения. Собственниками земельных участков, землепользователями повсеместно нарушаются требования, обязывающие их использовать принадлежащие им земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Приоритетными направлениями деятельности прокуратуры являются также вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности окружающей среды. Проверки исполнения данного законодательства осуществляются прокурорами во всех регионах страны ежегодно.
Так, в 2007 г. Волжской прокуратурой проведена целевая проверка исполнения федерального законодательства, направленного на обеспечение благоприятной окружающей среды Волжского бассейна, территориальными органами Роспотребнадзора. В результате установлено, что должностными лицами данных органов ненадлежащим образом осуществляется государственный учет вредных физических воздействий на атмосферный воздух, отрицательно влияющих на здоровье человека; не на должном уровне ведется социально-гигиенический мониторинг; отсутствует полная информация об экологической обстановке и соблюдении санитарного законодательства Российской Федерации в регионе; не соблюдается российское законодательство при выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, а также в сфере осуществления лицензирования; отсутствует надлежащий контроль за соблюдением предприятиями режима санитарно-защитных зон; не всегда надлежащим образом осуществляются функции по контролю и надзору в сфере охраны водных объектов, за состоянием атмосферного воздуха, в сфере надзора за обращением с отходами производства и потребления, в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, допускаются нарушения при осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора функций по контролю и надзору.
Одним из приоритетных направлений в природоохранной деятельности прокуратуры на территории Российской Федерации является надзор за исполнением законодательства об охране вод. Для Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры это направление деятельности имеет особо важное значение. Водоснабжение населения Поволжья обеспечивается как поверхностными водами, так и подземными источниками, поэтому на качество подаваемой воды влияет состояние этих источников. В связи с неудовлетворительным состоянием водных объектов, отсутствием или ветхостью водоочистных сооружений, изношенностью систем водоотведения и водопотребления, представляющим угрозу экологической безопасности, здоровью населения, Волжской прокуратурой в отчетном периоде продолжена проводимая на протяжении ряда лет последовательная и целенаправленная работа по выявлению и пресечению нарушений законодательства при сбросе хозяйствующими субъектами сточных вод в водные объекты, незаконном заборе воды из подземных источников, подаче населению некачественной питьевой воды.
В этих целях Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой применялись надзорные, гражданско-правовые и уголовно-правовые меры. Средствами прокурорского реагирования хозяйствующие субъекты обязывались к внедрению современных природоохранных технологий, модернизации производства. Прокурорами создана практика пресечения в судебном порядке незаконного сброса загрязненных сточных вод и незаконного забора воды из подземных и поверхностных источников. Так, в суды общей юрисдикции Волжской прокуратурой предъявлено 138 исковых заявлений, в которых ставились требования о приостановлении сброса неочищенных сточных вод до устранения нарушений, принятии мер по обеспечению нормативной очистки сбрасываемых сточных вод и т. д. Из них 73 рассмотрено и удовлетворено. Всего за последнее время предъявлено 532 таких заявления, из которых 428 рассмотрено и удовлетворено.
В целях борьбы с подачей населению некачественной питьевой воды, опасной для употребления, Волжской прокуратурой продолжена также созданная ранее практика уголовно-правового воздействия. В суды направлено 6 уголовных дел по ст. 238 УК РФ по фактам подачи населению загрязненной питьевой воды из открытых водоемов и подземных источников, не отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья людей. В отобранных пробах были обнаружены опасные болезнетворные бактерии, а также возбудители инфекционных заболеваний, наличие которых в воде недопустимо. Это может вызвать вспышки опасных кишечных инфекций, вирусного гепатита А, создает угрозу не только здоровью, но и жизни потребителей, так как может привести к летальному исходу. 
Волжской прокуратурой создана исковая практика по прекращению эксплуатации промысловых нефтепроводов, подвергшихся значительному износу, до проведения работ по определению возможности их дальнейшей эксплуатации и получения положительного заключения экспертизы промышленно безопасности. Так, в отчетном периоде в Самарской области природоохранным прокурором предъявлено 14 исков к ОАО “Самаранефтегаз” в отношении данных нефтепроводов. Все иски рассмотрены и удовлетворены, суд обязал ответчика устранить причины порывов и провести профилактику инцидентов, а также получить в установленном порядке положительные заключения экспертизы промышленной безопасности. На 01.01.2008 г. предприятием выполнены работы по замене более 80 км аварийных трубопроводов на сумму 292 млн. руб.
Волжской прокуратурой также поднята проблема и создана исковая практика по демонтажу выведенных из эксплуатации трубопроводов. Предприятия нефтегазодобывающего комплекса имеют на балансе выведенные из эксплуатации промысловые нефтепроводы и газопроводы, у которых истек срок службы, а также трубопроводы, не задействованные в технологическом регламенте в связи с прекращением эксплуатации месторождений. Нахождение длительное время в земле указанных объектов, подверженных коррозии и содержащих остатки нефтепродуктов, влечет загрязнение почв и почвенно-грунтовых вод. Вместе с тем, предприятиями ТЭК демонтаж выбывших из эксплуатации трубопроводов во многих случаях не проводится. Органами контроля данные нарушения не выявляются, меры к пресечению нарушений закона не принимаются. Так, суд удовлетворил 27 исков Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО “Самаранефтегаз” (обязать демонтировать отработавшие нормативные сроки и выведенные из эксплуатации нефтепроводы, содержащие остатки нефтепродуктов). На работы по демонтажу 27 трубопроводов, выведенных из эксплуатации и находящихся в земле, предприятием выделено 41,9 млн. руб. На конец 2007 г. работы выполнены в полном объеме – демонтировано 300 км трубопроводов.
Вопросы безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений являются серьезной проблемой для многих регионов страны, так как стихийными пропусками паводковых вод, причиняется значительный ущерб гражданам, окружающей природной среде и хозяйствующим субъектам. Поэтому исполнение экологического законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений находится на постоянном контроле прокурорских работников. Особенно актуальна эта проблема для регионов Поволжья, Ставропольского, Краснодарского краев, Новосибирской, Томской, Омской областей и др.
Так, на территории Волжского региона расположено более 17 тыс. ГТС различного назначения; на поднадзорной территории – около 11 тыс., из которых 415 ГТС (3,9%) находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта, 283 – в предаварийном (2,7%). Такие объекты представляют потенциальную опасность для жизни людей, окружающей природной среды и хозяйственных объектов, приводят к возникновению аварий. Многие гидротехнические сооружения являются бесхозяйными (на поднадзорной прокуратуре территории более 600 или 6%, 186 из них – в аварийном состоянии).Органы местного самоуправления не заинтересованы в постановке данных сооружений на баланс, в результате чего не обеспечивается их безопасность. Работа по декларированию безопасности ГТС и внесению их в Российский регистр гидротехнических сооружений осуществляется крайне медленно. По состоянию на 01.01.2008 г. утвержденные декларации безопасности имеются на 257 ГТС из 875, подлежащих декларированию (30%). В Российский регистр внесено около 700 ГТС.
По заявлениям прокуроров в порядке арбитражного судопроизводства пресечены грубейшие нарушения лесного законодательства в Рязанской области. Как показывают прокурорские проверки, незаконно срубленная древесина зачастую перерабатывается на незаконно введенных в эксплуатацию пилорамах, функционирующих без разрешительных документов, на самовольно захваченных земельных участках. Как правило, такие объекты расположены вблизи лесных массивов, что позволяет быстро и скрытно доставить для легализации незаконно добытое, изготовить из него пиломатериал для последующей реализации. Волжской прокуратурой наработана практика пресечения незаконной деятельности пунктов первичной обработки древесины в судебном порядке, которая в настоящее время широко используется правоохранительными органами многих регионов России.
В сфере противодействия преступлениям в лесопромышленном комплексе в 2007 г. Волжской прокуратурой в суд направлено 13 дел. Наибольшее внимание уделялось уголовно-правовой борьбе с преступлениями, совершенными с использованием служебного положения должностными лицами государственных учреждений и хозяйствующих субъектов. По ним к уголовной ответственности привлечено 15 должностных лиц. В целях усиления борьбы с нарушениями в сфере использования и охраны лесов, реализации древесины, обеспечения законности и укрепления правопорядка Волжской прокуратурой с прокуратурами Тверской и Костромской областей на совместных координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов разработаны дополнительные мероприятия.
Прокуратурой проводится определенная работа в сфере надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве. Согласно результатам прокурорских проверок, в деятельности служб судебных приставов продолжают иметь место серьезные просчеты. Прокурорами выявляются факты бездействия судебных приставов по совершению исполнительных действий, а также совершение ими этих действий с нарушением установленного законом порядка. Неполнота и неэффективность мер, принимаемых судебными приставами, вызваны как слабым ведомственным контролем, так и отсутствием достаточных знаний экологического законодательства для исполнения решений судов, обязывающих ответчиков обеспечить нормативную очистку выбросов в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод, устранить нарушения при обращении с отходами производства и потребления.
Сложная экологическая ситуация в большинстве регионов страны и рост числа нарушений законодательства в данной сфере тесно связаны с тенденциями экологической преступности. Анализ состояния экологической преступности свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа экологических преступлений. В 2000–2007 гг. число экологических преступлений выросло практически в 4,3 раза (14 818 – 2000 г., 41 242 – 2007 г.). В период с 2003 г. по 2007 г. их число выросло в 1,6 раза (2003 г. – 26 096, 2007 г. – 41 242). Число выявленных лиц, совершивших данные преступления в этот период, выросло в 1,7 раза (с 15 085 в 2003 г. до 25 233 – в 2007 г.) (табл. 5.4). Следует отметить, что ежегодный прирост числа экологических преступлений в период с 2000 г. по 2006 г. в среднем составлял 16,4%. В 2007 г. тенденция роста числа экологических преступлений несколько изменилась: на 1,5% снизилось общее число зарегистрированных экологических преступлений. Но можно предположить, что это снижение – не изменение общей тенденции, а снижение, связанное с реорганизацией следственных подразделений органов прокуратуры при создании Следственного комитета, которое происходило в 2007 г. Тенденция роста числа экологических преступлений, учитывая введение института гражданско-правовых отношений, в сфере природопользования скорее всего сохранится.
По-прежнему большинство регистрируемых преступлений связано с незаконным захватом природных ресурсов (табл. 5.5). Так, в 2003 г. их общее количество составило 23º873 (91,2% от общего числа дел об экологических преступлениях), а в 2006 г. – 3º937 (88,2%), в 2007 г. – 3º471 (93,3%). Количество преступлений, связанных с загрязнением природной среды, – ст. 246–252, 254, 255, 257, 259, 261, 262 УК РФ – составило в 2003 г. 2223 (8,8%), в 2006 г. – 4874 (11,8%), в 2007 г. – 2771 (6,7%). Незначительное число регистрируемых преступлений, связанных с преступным загрязнением окружающей среды на протяжении многих лет, свидетельствует о неадекватности борьбы с ними как правоохранительных, так и природоохранных контролирующих органов. Во многом это объясняется финансовыми трудностями при проведении дорогостоящих экспертиз, плохим качеством материалов, поступающих из контролирующих органов, отсутствием необходимых специалистов-экспертов, слабой лабораторной базой.
Тенденция роста числа уголовных дел, возбужденных по постановлениям прокуроров, несколько изменилась в сторону снижения. Так, в 2000 г. число уголовных дел, возбужденных прокурорами по экологическим преступлениям, составило 522, в 2001 г. – 628, в 2002 г. – 676, в 2003 г. – 1024, в 2004 г. – 1202, в 2005 г. – 1762, в 2006 г. – 3286. В 2007 г. их количество сократилось на 23% и составило 2530 уголовных дел. Это снижение, как уже было сказано выше, произошло преимущественно из-за реорганизации при создании Следственного комитета в 2007 г. Однако, сделать однозначные выводы об эффективности борьбы с экологическими преступлениями в связи с созданием Следственного комитета и лишением прокурора полномочий по возбуждению уголовных дел на сегодняшний день не представляется возможным.
Вместе с тем, следует отметить, что до внесения изменений в УПК РФ (ст. 37) прокурор мог самостоятельно возбуждать уголовные дела, не допуская излишней волокиты, либо давал согласие следователю на его возбуждение, что гарантировало соблюдение законности. В связи с этим эффективность деятельности прокуроров по борьбе с экологической преступностью была адекватна сложившейся криминальной ситуации в сфере экологии. Теперь прокурор не вправе возбуждать уголовные дела, а следователи и дознаватели без его санкции выносят постановления о возбуждении уголовных дел, что может повлечь нарушение законности при самом возбуждении уголовного дела. Только восстановление в полной мере полномочий прокурора в рамках надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия может гарантировать соблюдение законности.
Следует особо отметить, что серьезную работу по фактам преступного загрязнения окружающей среды ведет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Так, в настоящее время в производстве Волжского межрегионального следственного управления находится уголовное дело по факту порыва на 314 км нефтепродуктопровода Альметьевск – Нижний Новгород, приведшего к утечке 250 кубометров дизтоплива в р. Унга (Республика Чувашия). В результате произошла массовая гибель водных животных с ущербом в размере свыше 45 млн. руб., кроме того, произошло загрязнение рыбохозяйственных прудов СХПК “Заря”, причинившее вред в размере 43 млн. руб.
Другие территориальные и природоохранные прокуратуры также занимают активную позицию в отношении преступных посягательств на окружающую среду. Основное внимание уделяется наиболее распространенным в соответствующем регионе видам экологических преступлений. Чаще всего это незаконный вылов водных биоресурсов (прибрежные морские регионы – Архангельская, Магаданская области, Приморский, Камчатский края, Республика Дагестан), незаконные порубки (“лесные” регионы – Республика Бурятия, Красноярский край, Кировская область и др.).
В Краснодарском крае прокуратурой по результатам проверки обращения граждан возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 и ч. 1 ст. 254 УК РФ в отношении начальника цеха “Растениевод” учхоза “Кубань”, под руководством которого в период с 26 по 30 апреля 2007 г. на не оборудованных транспортных средствах осуществлялась транспортировка и захоронение в грунт пришедших в негодность ядохимикатов, что создало угрозу для жизни и здоровья человека и окружающей среде. Приговором Прикубанского районного суда от 07.08.2007 он признан виновным в совершении указанных преступлений.
Примером эффективной работы органов прокуратуры являются также уголовные дела, возбужденные по ч. 3 ст. 260 УК РФ в апреле 2007 г. органами прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа по фактам незаконной порубки лесов на территории месторождений Спорышевское (ущерб – 18,05 млн. руб.) и Холмистое (ущерб – 2,69 млн. руб.). В Тюменской области при проведении прокурорской проверки в мае 2007 г. возбуждено уголовное дело в отношении подрядчиков ОАО “Тюменьнефтегаз” по фактам незаконной вырубки леса и уничтожения подроста на площади 2,7 га (ч. 3 ст. 260 УК РФ) при подготовке трассы нефтепровода Кальча – Демьянская (ущерб лесному фонду России – 2,28 млн. руб.).
В Республике Дагестан в 2007 г. возбуждено 495 уголовных дел о преступлениях в сфере охраны водных биологических ресурсов (ст. 175, 256 УК РФ), в том числе 85 дел после 07.09.2007. Изъято из незаконного оборота более 32 т рыбы осетровых видов (в 2006 г. – более 36 т), 18,8 т рыбы частиковых видов (в 2006 г. – около 30 т), 83 кг икры рыб осетровых видов (в 2006 г. – 117 кг), 307 кг рыбы осетровых пород в копченном виде, 545 маломерных плавающих средств, 398 руль-моторов и около 100 тыс. м орудий массового истребления рыбы – сетей. Вместе с тем, уменьшение количества изъятого из незаконного оборота водных биологических ресурсов и количества выявленных преступлений не свидетельствует об улучшении борьбы с преступностью в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов. Как показывает практика, незаконный промысел рыбы и рыбопродукции получил широкое распространение, стал более организованным и мобильным.
Опыт работы прокуроров показывает, что экологическая преступность зачастую тесно связана с должностной, в том числе коррупционной. Обогатиться за счет природных ресурсов пытаются даже высокопоставленные должностные лица правоохранительных органов, призванные вести борьбу с преступностью. Учитывая количество поступающих обращений граждан о злоупотреблениях со стороны должностных лиц в рыбной отрасли, работу оперативных служб по выявлению должностных преступлений в данной сфере, а также преступлений, совершенных организованными группами, нельзя признать в полной мере соответствующей реальным потребностям противодействия преступности.
В связи со сказанным, в целях повышения эффективности борьбы с экологической преступностью природоохранным и территориальным прокурорам в рамках действующего законодательства требуется усилить надзор за деятельностью Следственного комитета по возбуждению и расследованию уголовных дел по экологическим преступлениям.
См. так же: тема Экология
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.