Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Экологический мониторинг в России

Мониторинг загрязнения окружающей среды
 
Государственная сеть мониторинга окружающей среды, основу которой составляют наблюдательные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), предназначена для решения следующих задач:
–        наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния окружающей среды, определения эффективности мероприятий по ее защите;
–        обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, почв, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
–        обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, планирования развития экономики с учетом состояния окружающей среды.
В настоящее время на Государственной сети мониторинга окружающей среды, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:
–        за загрязнением воздуха в городах и промышленных центрах;
–        за загрязнением почв пестицидами и тяжелыми металлами;
–        за загрязнением поверхностных вод суши и морей;
–        за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
        комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;
–        за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
–        за фоновым загрязнением атмосферы;
–        за радиоактивным загрязнением окружающей среды.
В основе организации и проведения режимных наблюдений лежат следующие принципы: комплексность и систематичность наблюдений, согласованность сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, определение показателей едиными методиками на всей территории страны. Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.
В 2007 г. количественный состав службы следующий.
Наблюдения за загрязнением атмосферы проводились регулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации. В большинстве городов измеряются концентрации от 4 до 38 веществ.
Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1187 водных объектов (из них 1037 водотоков и 150 водоемов), на которых находится 1815 пунктов (2489 створов, 2826 вертикалей, 3260 горизонтов). В 2007 г. отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах (2390 створов).
Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.
Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 320 станциях в прибрежных районах 11 морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов.
Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. В настоящее время работают 4 станции. На станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.
Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы зон отдыха (парки, санатории, дома отдыха и т. д.) и прибрежных зон. Отбор почв производился в хозяйствах, расположенных на территориях 38 субъектов Российской Федерации. В пробах определяли пестициды 21 наименования.
Отбор проб проводится для оценки загрязнения почв токсикантами промышленного происхождения в районах 66 городов ежегодно и 101 городе раз в 5 лет (около 2000 проб). В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов промышленного происхождения.
Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности (СМЗР) насчитывает 30 постов, которые располагаются на территории 11 УГМС.
Посты наблюдения организованы: вокруг крупных промышленных предприятий, где отмечаются серьезные повреждения лесов на достаточно больших площадях; в ценных лесах, отнесенных к памятникам природы; в районах ввода в действие новых крупных промышленных предприятий, выбросы которых в ближайшее время могут привести к ослаблению и повреждению лесонасаждений. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях.
Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 130 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 133 пунктов, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН. Пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 12 кустовых лабораториях.
Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 544 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значения рН, а также бенз(а)пирен, тяжелые металлы.
Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием антропогенных факторов. На территории России находятся 5 станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ), которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.
Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляется на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализ проб объектов окружающей среды проводится в специализированных радиометрических лабораториях и группах РМЛ и РМГ.
Кроме того, в системе Росгидромета ведется работа по оперативному выявлению и расследованию опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды и другими причинами.
В системе Федерального агентства водных ресурсов (в структуре МПР России) государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов; оценки эффективности водоохранных мероприятий; информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.
Государственный мониторинг водных объектов включает: регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.
Государственный мониторинг водных объектов состоит из: мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО); мониторинга подземных водных объектов; мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХСиС). В 2007 г. наблюдения за качеством воды в водных объектах осуществлялись на 1216 створах (на водохранилищах, трансграничных и межсубъектовых створах), в том числе подведомственными организациями Росводресурсов (на 900 створах) и подрядными организациями (на 316 створах). В 2006 г. наблюдения выполнены на 1558 створах гидрохимических наблюдений, находящихся в зоне деятельности бассейновых водных управлений (БВУ), в том числе на трансграничных водных объектах в рамках межправительственных соглашений (60 створов); на водохранилищах (272 створа).
Гидрохимические наблюдения проводились на участках интенсивного водопользования в районах водозаборов (питьевых, технических), устьев рек основных притоков, влияния выпусков сточных вод наиболее крупных водопользователей-загрязнителей, на малых реках с целью изучения эффективности ранее проведенных работ по восстановлению экологического состояния водотоков. Перечень определяемых показателей загрязнения воды устанавливался с учетом обязательной программы при проведении режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши (РД 52. 24. 309-(92) 2004 г.) и характерных специфических загрязнений на отдельных участках водотоков (по достоверной информации формы 2-тп (водхоз) о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты).
Сведения о количестве створов гидрохимических наблюдений в зоне деятельности бассейновых водных управлений приведены ниже.

Количество створов гидрохимических наблюдений по зонам деятельности бассейновых водных управлений Росводресурсов в 2007 г.

БВУ, субъект
Российской Федерации
Всего по заказу
Росводресурсов
в том числе створов,
наблюдения на которых
осуществляются подведомственными организациями
АМУРСКОЕ БВУ
35
14
Амурская область
21
14
Хабаровский край
1
0
Приморский край
6
0
Читинская область
3
0
Еврейская автономная область
4
0
ВЕРХНЕ-ВОЛЖСКОЕ БВУ
209
128
Ярославская область
14
0
Костромская область
14
0
Ивановская область
53
53
Владимирская область
10
0
Нижегородская область
75
75
Чувашская Республика
14
0
Республика Марий Эл
19
0
Республика Мордовия
10
0
ВЕРХНЕ-ОБСКОЕ БВУ
30
27
Алтайский край
1
0
Новосибирская область
27
27
Томская область
2
0
ДВИНСКО-ПЕЧОРСКОЕ БВУ
38
35
Архангельская область
22
19
Ненецкий автономный округ
3
3
Мурманская область
7
7
Вологодская область
3
3
Республика Коми
3
3
ДОНСКОЕ БВУ
145
111
Белгородская область
35
35
Воронежская область
13
0
Курская область
11
0
Липецкая область
10
0
Тамбовская область
42
42
Ростовская область
34
34
ЕНИСЕЙСКОЕ БВУ
7
0
Республика Тыва
7
0
ЗАПАДНО-КАСПИЙСКОЕ БВУ
239
149
Чеченская Республика
19
0
Республика Ингушетия
18
0
Республика Калмыкия
31
0
Республика Дагестан
59
37
Кабардино-Балкарская Республика
63
63
Республика Северная Осетия – Алания
49
49
КАМСКОЕ БВУ
65
52
Республика Башкортостан
35
35
Кировская область
8
0
Пермский край
17
17
Удмуртская Республика
5
0
КУБАНСКОЕ БВУ
150
150
Краснодарский край
103
103
Ставропольский край
15
15
Республика Адыгея
11
11
Карачаево-Черкесская Республика
21
21
МОСКОВСКО-ОКСКОЕ БВУ
179
132
Брянская область
42
42
Калужская область
11
0
Город Москва
8
8
Московская область
25
18
Орловская область
7
0
Рязанская область
43
43
Смоленская область
7
0
Тверская область
32
21
Тульская область
4
0
НЕВСКО-ЛАДОЖСКОЕ БВУ
73
73
Ленинградская область
31
31
Новгородская область
33
33
Псковская область
9
9
НИЖНЕ-ОБСКОЕ БВУ
11
0
Курганская область
2
0
Тюменская область
1
0
Омская область
1
0
Челябинская область
7
0
НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ БВУ
29
29
Волгоградская область
10
10
Республика Татарстан
12
12
Оренбургская область
7
7
БАЙКАЛВОДРЕСУРСЫ
6
0
Республика Бурятия
6
0
ВСЕГО
1216
900
 
Государственный мониторинг состояния недр                                                                     
 
Государственный мониторинг состояния недр (ГМСН) Российской Федерации, организация и осуществление которого обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию (в структуре МПР России), является частью системы геологического изучения недр территории страны. Он является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняет ведение мониторинга подземных водных объектов в составе государственного мониторинга водных объектов.
Ведение государственного мониторинга состояния недр регламентируется Положением о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 21.05.2001 г. № 433 (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2001 г. № 2818), а также Положением о функциональной подсистеме мониторинга состояния недр (Роснедра) Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Роснедра 24.11.2005 г. № 1197 и согласованным с МЧС России 02.11.2005 г.
ГМСН представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
Функциональная структура ГМСН на современном этапе включает следующие подсистемы: мониторинг подземных вод; мониторинг опасных экзогенных геологических процессов; мониторинг опасных эндогенных геологических процессов.
Система ГМСН использует сети наблюдений за состоянием геологической среды: государственные опорные, ведомственные, муниципальные и локальные (объектные).
Наблюдательная сеть ГМСН включает пункты наблюдения: за состоянием подземных вод; за опасными экзогенными геологическими процессами (506 пунктов государственной опорной наблюдательной сети); за опасными эндогенными геологическими процессами – 130 пунктов ГОНС для наблюдений за подземными водами по технологии ГГД-мониторинга, включая 20 специализированных пунктов ГГД-мониторинга в Алтае-Саянском регионе, оснащенных современными средствами измерения и передачи информации по каналам сотовой и спутниковой связи.
Наблюдательная сеть ГМСН за состоянием подземных вод включает 5555 пунктов государственной опорной наблюдательной сети, из которых 2547 пунктов организовано на площадях с естественным состоянием подземных вод и 3008 пунктов – с нарушенным состоянием.
На территории с нарушенным состоянием подземных вод наблюдательные пункты размещены в районах: добычи подземных вод для питьевого и технического водоснабжения (1711), извлечения подземных и шахтных вод на объектах разработки месторождений твердых полезных ископаемых (237), фильтрации поверхностных вод из водохранилищ и мелиоративных систем (355), захоронения сточных вод (107), фильтрации из техногенных источников загрязнения подземных вод (43), комплекса факторов городских и промышленных агломераций (415) и других факторов (126).
Регулярные наблюдения за состоянием геологической среды производятся по количественным и качественным показателям, которые характеризуют текущее состояние геологической среды и являются основой прогноза его изменения. Кроме натурных наблюдений, используются данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) главным образом для изучения опасных геологических процессов.
Организационная структура ГМСН представлена федеральным центром, 7 региональными и 76 территориальными центрами мониторинга геологической среды. Центры имеют разный организационно-правовой статус и обеспечивают ведение мониторинга геологической среды на территории субъектов Российской Федерации, федеральных округов.
Основными источниками формирования информационных ресурсов ГМСН являются материалы региональных геологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и геоэкологических работ, материалы поисково-оценочных работ на подземные воды, твердые полезные ископаемые и углеводородное сырье; результаты стационарных наблюдений за состоянием недр.
Преобладающая часть информационных ресурсов ПМСН концентрируется в базах данных территориального уровня, куда поступает информация, полученная по наблюдательным сетям, а также данные геологического изучения недр территорий субъектов Российской Федерации.
Комплексная оценка состояния недр производится службой мониторинга по территории субъектов Российской Федерации. Результаты в обобщенном виде передаются на региональный и федеральный уровни, где данные о состоянии недр систематизируются по отдельным регионам, федеральным округам и Российской Федерации в целом. Информационный фонд ГМСН включает данные:
– о геологическом строении, общих гидрогеологических и инженерно-геологических условиях территории;
– государственного учета вод и ведения государственного водного кадастра о прогнозных ресурсах подземных вод и их качестве;
– о глубине залегания и режиме уровня подземных вод в среднем за 30–40 лет (по некоторым объектам наблюдения – более чем за 100 лет);
– о химическом и газовом составе, бактериологическом состоянии подземных вод;
– о параметрических характеристиках эксплуатационных скважин на подземные воды и скважин, пробуренных при геологическом изучении недр;
– о результатах обследований влияния источников техногенного воздействия на состоянии недр;
– о загрязнении и очагах загрязнения подземных вод;
– о проявлениях экзогенных геологических процессов и факторах их активизации;
– о воздействиях экзогенных геологических процессов на населенные пункты и хозяйственные объекты и последствиях этих воздействий;
– о проявлениях эндогенных процессов, динамике их развития (современной геодинамической активности платформ и горноскладчатых областей);
– о взаимосвязи современной геодинамической активности с активизацией экзогенных процессов, воздействия опасных эндогенных процессов на инженерные сооружения и хозяйственные объекты.
В 2007 г. на территории Российской Федерации выявлено 188 случаев активизации опасных экзогенных геологических процессов. Из них 104 произошло на территории Южного, 28 – Приволжского, 28 – Сибирского, 18 – Центрального, 9 – Дальневосточного, 1 – Уральского федеральных округов.
В результате активизации оползней, подтопления, эрозии, карста, селей, абразии, криогенных процессов подверглись воздействию 165 населенных пунктов, том числе 36 городов; объекты транспорта и коммуникаций были повреждены на участках общей протяженностью 56 км; ущерб нанесен 5 объектам сельского хозяйства.
Информация, содержащаяся в базах данных, используется для подготовки материалов для лицензирования объектов недропользования, при проверках органами государственного геологического контроля выполнения пользователями недр условий лицензионных соглашений, при составлении различных справок и заключений по вопросам недропользования и состояния недр, а также по другим вопросам управления государственным фондом недр.
Служба ГМСН обеспечивает оценку:
– ресурсной базы и качественного состояния подземных вод, включая использование, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с загрязнением подземных вод, создающих угрозу водоснабжению крупных населенных пунктов;
развития опасных экзогенных и эндогенных процессов с целью прогноза возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и природно-техногенного характера в различных регионах России;
– воздействия добычи полезных ископаемых и других видов недропользования на геологическую среду и другие компоненты окружающей среды;
– тенденций изменения состояния недр и прогнозов таких изменений.
Основные результаты мониторинга подземных вод приведены в разделе 2 части I настоящего доклада.
Федеральный центр мониторинга ежегодно осуществляет подготовку Информационного бюллетеня о состоянии недр на территории Российской Федерации, включающего анализ и обобщение материалов по прогнозным ресурсам, эксплуатационным запасам подземных вод и их использованию, загрязнению подземных вод, состоянию подземных вод, а также по экзогенным геологическим процессам и их влиянию на хозяйственные объекты. Кроме того, ежегодно составляются дежурные карты состояния недр по различным показателям, а также прогнозные карты состояния подземных вод и развития опасных экзогенных геологических процессов.
МПР России при ведении ГМСН взаимодействует со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами России.
 
Мониторинг состояния лесопользования
В 2007 г. создана система контроля за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений. В основе контроля лежит дистанционный метод (дистанционный мониторинг организации и состояния лесопользования, мониторинг пожарной опасности и лесопатологический мониторинг).
Дистанционный мониторинг организации и состояния лесопользования, основанный на применении аэрокосмических технологий, в 2007 г. проведен на площади 113,3 млн. га в 19 субъектах Российской Федерации (рис. 7.1).

 Объекты мониторинга состояния лесопользования

Рис. 7.1. Объекты мониторинга организации и состояния лесопользования в 2007 г.
Мониторингом охвачена вся площадь интенсивного лесопользования. По материалам космических съемок обследовано 28 815 лесосек, выявлено 8249 участков с нарушениями. При отводе лесосек отмечено 4915 случаев нарушения нормативных требований. Наибольшее число нарушений зафиксировано в Красноярском крае, Иркутской, Архангельской, Вологодской областях и Республике Карелия. Основные виды нарушений: оставление компактных недорубов (3131 случай на общей площади 11271,2 га) и рубка деревьев за пределами отведенных лесосек (2240 случаев на 5798,8 га с запасом вырубленной древесины 935,5 тыс. м3). Наибольшее число случаев и наибольшие размеры подобных нарушений зафиксированы в Архангельской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Томской областях, Красноярском крае, республиках Бурятия и Коми. Рубка леса без разрешительных документов (незаконная рубка) выявлена в 7 субъектах Российской Федерации (Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Тверская, Томская области, Республика Коми, Читинская область). Всего выявлено 114 случаев нарушений.
По материалам выборочной крупномасштабной аэросъемки было обследовано 1354 участка на общей площади 23,1 тыс. га. Основными нарушениями лесохозяйственных требований при проведении рубок с целью заготовки древесины являются: оставление лесопользователями при разработке лесосек компактных и расстроенных недорубов – 311 тыс. м3, рубка за пределами отведенных лесосек – 82,9 тыс. м3, а также уничтожение и повреждение подроста при разработке лесосек – на площади 1,2 тыс. га. Объем незаконных рубок на обследованных участках составил более 1 млн. м3 древесины, выявленный ущерб – более 2,2 млрд. руб.
Мониторинг пожарной опасности в лесах проводится на всей территории земель лесного фонда Российской Федерации. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. произошли следующие изменения в показателях, характеризующих лесопожарную обстановку: на 11% снизилась доля лесных пожаров, ликвидированных в день их обнаружения; на 8% увеличилась средняя площадь одного пожара; на 14% возросло число крупных лесных пожаров. В 2007 г. 90% выгоревшей площади приходится на следующие субъекты Российской Федерации: Читинская, Амурская, Иркутская, Рязанская области, Хабаровский и Красноярский края, республики Тыва и Бурятия, Ханты-Мансийский и Агинский Бурятский автономные округа (рис. 7.2). Более половины (52%) крупных лесных пожаров обнаружено Рослесхозом спутниковыми методами раньше наземных служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Выгоревшие леса в 2007 г.

Рис. 7.2. Выгоревшая лесная площадь в 2007 г. по субъектам Российской Федерации

Лесопатологический мониторинг в 2007 г. проводился в 58 субъектах Российской Федерации на площади 41,6 млн. га. По его результатам выявлена необходимость принятия мер по локализации и ликвидации очагов вредителей леса на площади 200 тыс. га.
См. так же: тема Экология

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.