Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Экологическое образование и воспитание в России

Экологическое образование является важнейшим фактором устойчивого развития общества. На современном этапе экологическое образование строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека и природы, на стремлении к гармонизации этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры школьников; системность и непрерывность изучения учебного материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по изучению и улучшению окружающей среды, связь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем.
Первые представления детей о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и т. д. В начальной школе (1–4 классы) важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”. В основной школе (5–9 классы) экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как окружающий мир, природоведение, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. На ступени старшей школы (10–11 классы) экологические знания обучающиеся получают в ходе более углубленного изучения таких учебных предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и др.
В зависимости от учебного плана образовательного учреждения экологию можно изучать как отдельный учебный предмет (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 “Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации”) или на профильном уровне (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”). Учитывая большое социальное значение экологической подготовки школьников, многие образовательные учреждения за счет часов вариативной части базисного учебного плана (часов регионального (национально-регионального) и школьного компонентов) ввели отдельные курсы экологической направленности, а также организовали работу кружков и секций во внеурочное время.
Ежегодно Федеральное агентство по образованию (Рособразование) Министерства образования и науки Российской Федерации проводит всероссийскую олимпиаду школьников по экологии. Победители и призеры заключительного этапа олимпиады имеют право без вступительных испытаний поступать в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения специальностям, соответствующим профилю олимпиады. Победители и призеры всероссийской олимпиады школьников достойно отстаивают честь страны на международных олимпиадах по экологии.
В системе дополнительного образования детей действуют 25 897 творческих объединений эколого-биологической направленности, в регионах проводятся различные мероприятия в рамках Календаря всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, а также с педагогическими работниками учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Ежегодно только на федеральном этапе во всероссийских конкурсах, выставках, олимпиадах и других мероприятиях участвуют более 3000 школьников из разных субъектов Российской Федерации. В рамках Календаря всероссийских массовых мероприятий с обучающимися проводятся: всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды; всероссийский юниорский лесной конкурс “Подрост” (“За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам”); всероссийский конкурс “Моя малая Родина”.
С целью разработки и апробации модели профильного обучения старшеклассников с сентября 2007 г. на базе Федерального детского эколого-биологического центра (ДЭБЦ) организована работа творческих объединений обучающихся по ботанике, зоологии и гидробиологии; открыт уголок живой природы. Начиная с 2006 г., на базе ДЭБЦ совместно с Республиканским эколого-биологическим центром Министерства образования Республики Беларусь проходит Слет юных экологов Беларуси и России “Экология без границ”.
В 2007 г. образовательные учреждения высшего профессионального образования осуществляли подготовку специалистов по 10 специальностям экологического направления, из них подведомственные Рособразованию вузы – по 8 профильным специальностям:
 
Специальность
Кол-во вузов
Прием, чел.
Выпуск, чел.
Общий контингент обучающихся, чел.
020801 “Экология”
58
1388
1393
7271
020802 “Природопользование”
42
998
922
5359
020803 “Биоэкология”
24
687
389
3013
020804 “Геоэкология”
24
841
747
4324
280201 “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”
56
2066
2170
10291
280202 “Инженерная защита окружающей среды”
61
1878
2063
10175
280302 “Комплексное использование и охрана водных ресурсов”
14
177
224
846
280402 “Природоохранное обустройство территорий”
8
145
180
761
 
Учебно-методическое обеспечение по специальностям осуществляют учебно-методические советы и комиссии образовательных учреждений высшего профессионального образования: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Московский государственный университет природообустройства.
 
Библиотеки России являются важным звеном в системе просветительской деятельности среди населения по распространению экологических знаний с целью формирования экологической культуры (ст. 71 и ст. 74 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”) и обеспечения перехода страны на модель устойчивого развития. Стремительные изменения, происходящие в жизни нашего общества, коснулись и библиотечной деятельности. Всевозрастающие темпы информатизации общества, лавинообразное наращивание электронного ресурса, проблемы авторского права и защита интеллектуальной собственности, мощное развитие информационно-коммуникационных технологий, модернизация деятельности библиотек – все это становится предметом анализа проблем и перспектив развития библиотек, обсуждения их на семинарах, конференциях и “круглых столах”, обмена опытом.
В период с 30 мая по 1 июня 2007 г. в г. Загаталы (Азербайджан) состоялся Азербайджано-Российский семинар “Экологическое воспитание и экологические проблемы: роль библиотек”. Семинар организован в соответствии с “Программой обмена в области культуры между Министерством культуры и туризма Азербайджанской Республики и Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура) на 2007–2008 годы”. С Российской Стороны в семинаре участвовали представители Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры (ВЦЭК), Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), научных библиотек Брянской и Архангельской областей. Тема семинара – взаимодействие государства и общественности в решении экологических проблем: опыт экологического просвещения и воспитания детей и юношества; партнерские отношения библиотек с межправительственными, государственными и общественными организациями; экологическая подготовка самих библиотекарей. Широко обсуждался опыт работы Брянской ОУНБ им. Ф. И. Тютчева по экологическому просвещению и инновационный проект “Формирование информационных ресурсов по экологии в электронной среде” Архангельской ОУНБ им. Н. А. Добролюбова.
Сектору библиотек Министерства культуры и туризма и крупнейшим библиотекам Азербайджана были подарены сборники Российской государственной юношеской библиотеки (РГЮБ) “Библиотеки и экология: прошлое, настоящее, перспективы. По итогам четвертого Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения (2005–2006 гг.)”, вышедшие под общей редакцией руководителя ВЦЭК О. В. Покровской. В итоговом документе семинара рекомендовано, в целях продолжения взаимного обмена опытом работы библиотек в области экологического просвещения, культуры и информации, организовать с 2008 г. на базе библиотек Азербайджана Международную ежегодную школу-семинар “В интересах устойчивого развития: библиотека как центр экологического просвещения, культуры и информации”.
В рамках XIV Международной конференции “Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса” (“Крым 2007”, июнь 2007 г.) работала секция “Экологическая информация и экологическая культура”. В девяти докладах обсуждались следующие темы: работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения; актуальные проблемы экологии общего характера; вопросы, связанные с профессиональным образованием библиотекарей; электронные ресурсы по экологии для библиотек. Состоялась дискуссия на тему “Роль библиотек в обществе устойчивого развития. Экологическая культура как высшая форма гуманизма”. “Круглый стол” “Ярмарка идей для работы по экологическому просвещению детей и взрослых” проходил совместно с секцией “Формирование информационной грамотности у детей и юношества”. Организаторы этого мероприятия – газета “Библиотека в школе” и ГПНТБ России – предложили образовать общий банк идей по проведению мероприятий экологической тематики в библиотеках. Все идеи будут доступны в экологическом разделе сайта ГПНТБ России по адресу: ecology.gpntb.ru, а самые интересные опубликованы в газете “Библиотека в школе” и сборнике “Научные и технические библиотеки”. На секции была проведена презентация реферативной базы данных “Экология: наука и технология”, что позволило ознакомить коллег с информационным ресурсом зала экологической информации ГПНТБ России, открытом в библиотеке в ноябре 2006 г.
Семинары повышения квалификации библиотекарей России в сфере экологического просвещения ВЦЭК проводит ежегодно с 1999 г. на базе Российской государственной юношеской библиотеки и при поддержке отдела библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации совместно с АПРИКТ. Значимость семинаров для библиотечного сообщества оказалась столь высока, что из всероссийских они переросли в межгосударственные: на семинарах обучались библиотекари Украины, Белоруссии и Азербайджана.
В конце сентября 2007 г. в Москве завершил работу III Межгосударственный библиотечный семинар, рассмотревший проблему “Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития”. В работе семинара участвовали библиотекари из Республики Калмыкия, Астраханской, Воронежской, Ленинградской, Московской, Мурманской и Псковской областей, а также их коллеги из Азербайджана. Кроме лекционного курса, участники семинара познакомились с организацией экологического просвещения в федеральных библиотеках России – Российской государственной и ГПНТБ, а также в библиотеке Информационного центра Организации Объединенных Наций. Одно из занятий состоялось в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, где слушатели встречались с сотрудниками аппарата Комитета по экологии и ознакомились с деятельностью Парламентской библиотеки.
В Санкт-Петербурге 10–12 октября 2007 г. 170 представителей, в том числе и библиотекари, из 66 субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Томской области и др.) приняли участие в общественных слушанияхОбщественной палаты Российской Федерации “О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России” Они прошли в формате Всероссийской конференции “Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально значимых задач”. Организатор – подкомиссия по вопросам экологической культуры Комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды. Цель конференции – проанализировать и оценить состояние и перспективы развития экологического образования и просвещения в России, обсудить спектр социальных задач, решаемых в процессе формирования экологической культуры на современном этапе различными социальными институтами, включая библиотеки. С изданными материалами общественных слушаний можно ознакомиться, используя координаты Детского экологического движения “Зеленая планета”.
В РГБ 27–28 июня 2007 г. по инициативе Российского Зеленого Креста состоялась XIII Международная конференция “Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы”. Она была посвящена 90-летию со дня рождения академика Н.ºН.ºМоисеева. В конференции участвовали около 120 человек из 28 субъектов Российской Федерации, из Белоруссии и Швейцарии – представители государственных, общественных и научных организаций, природоохранных служб, средств массовой информации, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, библиотекари, методисты, учителя, преподаватели вузов.
На обсуждение “круглого стола” по теме “Роль библиотечных информационных и коммуникационных технологий в развитии экологического образования в интересах устойчивого развития” были вынесены вопросы – актуальность и необходимость активной работы по экологическому образованию и просвещению; популяризация и разъяснение идей устойчивого развития в обществе; роль библиотек и личностного вклада преподавателей в качество профессионального экологического образования; опыт библиотек по информационному обеспечению научных и организационных мероприятий; использование новых технологий в работе библиотек с экологической информацией. Конференция сочла необходимым обратиться к Министру образования и науки Российской Федерации и Министру природных ресурсов Российской Федерации с просьбой сохранить или создать заново административные структуры, ответственные за экологическое образование и просвещение в нашей стране (возможно, в новой формулировке – образование для устойчивого развития).
В Вологодской областной библиотеке им. И. В. Бабушкина 10–14 сентябряIV Российская творческая библиотечная лаборатория “Экология. Культура. Образование”. Цель творческой лаборатории – обучение библиотекарей новым методам экологического просвещения населения, обмен опытом работы в этом направлении. В работе лаборатории принимали участие библиотекари Вологодской и Архангельской областей, городов Москва, Орел, Тверь. Участники лаборатории прослушали лекции по темам: итоги IV Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения в 2005–2006 гг.; состояние и охрана окружающей среды области; система экологического образования и просвещения в области; условия и средства развития экологической культуры на основе мониторинга; экологическое просвещение и информирование молодежи. Состоялось открытие центра экологической информации, были проведены “круглый стол”, мастер-класс, фокус-семинар. Участники ознакомились с работой районной и сельской библиотек Вологодской области. 2007 г. проходила
В г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа 10–14 сентября 2007 г. прошел I профессиональный форум творческих инициатив “Библиотеки региона: Эксперименты. Новации. Достижения”. В задачи форума входило создание площадки для презентации библиотечных инноваций по экологическому просвещению населения западного региона Ханты-Мансийского автономного округа, укрепление профессиональных связей и расширение сети партнерских отношений библиотек региона. На форуме обсуждались итоги IV Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению, библиотечные работники муниципальных библиотек Советского района и библиотек региона поделились опытом инновационной работы в этом направлении.
В г. Пермь 19–20 сентября 2007 г. прошла Межрегиональная конференция “Роль библиотек в решении актуальных задач экологического образования и культуры”. Главная цель конференции – консолидация усилий библиотек, учебных заведений и экологических организаций в решении проблем формирования экологической культуры в интересах устойчивого развития и обмена передовым опытом библиотек Пермского края. На конференции были рассмотрены следующие вопросы: экологическая культура как высшая форма гуманизма; задачи экологического образования и просвещения; экологическая ситуация в Пермском крае; роль библиотек Пермского края в решении актуальных задач экологического образования и просвещения. В ходе конференции были подведены итоги VII краевого смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения края “Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития” по пяти номинациям.
Сотрудники Курской областной библиотеки для детей и юношества совместно с Центрально-Черноземным государственным природным биосферным заповедником им. В. В. Алёхина разработали проект “Красная книга Курской области” – информационно-образовательный ресурс по охране окружающей среды”. Одним из главных пунктов проекта является выпуск компакт-диска “Красная книга Курской области” и его тиражирование для библиотек, образовательных и природоохранных учреждений, музеев области.
Это первый опыт самостоятельного создания библиотекой собственных электронных ресурсов, но продукт получился отличный, и этот факт заслуживает всемерной популяризации.
В 2007 г. в Кировской областной универсальной научной библиотеке им. А. И. Герцена открыт Центр экологической информации и культуры – для более активной, планомерной и структурированной работы с темой экологии.
Среди первых мероприятий Центра: создание электронного информационного дайджеста “Экологическое образование и просвещение – в интересах устойчивого развития”; электронная презентация “Цикл книжных выставок КОУНБ им. А. И. Герцена по экологии – 2007 год”; создание странички Центра на сайте областной библиотеки, где в удобной и оперативной форме будет представлен весь комплекс информации экологической тематики – для пользователей библиотеки, посетителей сайта, а также для коллег – библиотечных специалистов.
Разработана новая областная библиотечная программа “Воспитание экологической культуры населения – миссия библиотек XXI века” (2007–2010 гг.); проведен областной смотр-конкурс “Работа библиотек области по воспитанию экологической культуры населения”.
В 2007 г. сотрудники Орловской областной публичной библиотеке им. И. А. Бунина подготовили и провели совместно со Службой по экологическому контролю и природопользованию области и Орловским природоохранным общественным движением “Центр-Ковыль” презентацию “Красной книги Орловской области”; электронные презентации “Природа – источник вдохновения – 2007” и “Орловская областная библиотека им. И. А. Бунина и экологическое просвещение населения”.
В 2007 г. изданы методические и информационные материалы: сборник “Орловщина библиотечная” (Выпуск 9); альбом “Природа – источник вдохновения”; информационный бюллетень (Выпуск 21 и 22) “Экология и современность”.
Детская библиотека “РаДуГа” (Радость Духовной Гармонии) ЦБС г. Псков провела цикл мероприятий по экологическому краеведению(викторина “Реки Пскова”; бюро оперативной информации; выставка-презентация тематических информационно-библиографических материалов; книжно-иллюстративная выставка) в поддержку эко-кампании “Твой след на Земле”, которая стартовала во Всемирный день воды. Организаторами акции являются проект Всемирного фонда дикой природы “Псковский модельный лес” и Псковская областная универсальная научная библиотека.
В кампании “Твой след на Земле” приняли участие 470 муниципальных библиотек Пскова и Псковской области. Библиотека “РаДуГа” стала одним из пяти главных победителей эко-кампании. Во Всемирный день охраны окружающей среды библиотека представила свою презентацию “Формирование экологически грамотной личности”.
На сайте ecoculture.ru Российской государственной юношеской библиотеки (РГЮБ) помещены российские нормативно-правовые документы, посвященные проведению в Российской Федерации в 2008 г. Международного года планеты Земля.
По итогам Всероссийских конкурсов-смотров работы библиотек по экологическому просвещению населения в РГЮБ выпущена аналитическая справка “Библиотека. Молодежь. Экология”, которая была вручена директорам юношеских библиотек на ежегодной рабочей встрече (апрель 2008 г.).

Как видно из этого краткого обзора, библиотеки России все активнее используют свои информационные ресурсы в целях воспитания экологической культуры населения, применяя самые различные формы и методы и охватывая разные категории населения. Следует отметить и повышение квалификации библиотекарей в сфере экологии через систему курсов, школ и семинаров. Они становятся надежными помощниками специалистов – экологов и работников природоохранных организаций.
См. так же: тема Экология

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.