Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Государственный мониторинг водных объектов

В 2007 г. Правительством Российской Федерации было принято новое Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (от 10.04.2007 г. №219). В соответствии с Положением организация и осуществление мониторинга закреплены за Росводресурсами, Роснедрами, Росгидрометом и Росприроднадзором с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мониторинг поверхностных водных объектов
Государственная наблюдательная сеть за загрязнением поверхностных вод Росгидромета предназначена для решения следующих задач:
-        наблюдения за уровнем загрязнения вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния водных ресурсов, определения эффективности мероприятий по их защите;
-        обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
-        обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов развития экономики с учетом состояния водных ресурсов.
В настоящее время с помощью Государственной сети мониторинга поверхностных вод, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:
-        за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
-        за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
-        за фоновым загрязнением водных объектов;
-        за радиоактивным загрязнением водных объектов.
Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.
По состоянию на 1 января 2008 г. количественный состав службы следующий:
-        наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в 6 гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам (программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей);
-        наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 320 станциях в прибрежных районах 11 морей, омывающих территорию Российской Федерации (в отобранных пробах определяются до 24 ингредиента);
-        наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1187 водных объектов (из них 1037 водотоков и 150 водоемов), на которых находится 1815 пунктов (2489 створов, 2826 вертикалей, 3260 горизонтов). В 2007 г. отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах (2390 створов);
-        сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 130 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 133 пунктов, в которых в оперативном порядке измеряется только величина рН (пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 12 кустовых лабораториях);
-        система контроля загрязнения снежного покрова осуществляется на 544 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значения рН, а также бенз(а)пирен, тяжелые металлы.
Государственный мониторинг водных объектов в системе Минприроды России осуществляется в целях:
-        своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;
-        оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;
-        информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.
Государственный мониторинг водных объектов включает:
-        регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;
-        сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
-        создание и ведение банков данных;
-        оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.
Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
-        мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО);
-        мониторинга подземных водных объектов (МПВО);
-        мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХСиС).
В рамках осуществления Государственного мониторинга водных объектов в 2007 г. организациями Росводресурсов и подрядными организациями осуществлялось наблюдение за качеством воды в водных объектах на 1085 створах на водохранилищах, трансграничных и межсубъектовых створах. Наблюдения выполнены на 1085 створах гидрохимических наблюдений, находящихся в зоне деятельности бассейновых водных управлений (БВУ), в том числе на трансграничных водных объектах в рамках межправительственных соглашений (60 створов); на водохранилищах (272 створа).
Гидрохимические наблюдения проводились на участках интенсивного водопользования в районах водозаборов (питьевых, технических), устьев рек основных притоков, влияния выпусков сточных вод наиболее крупных водопользователей-загрязнителей, на малых реках с целью изучения эффективности ранее проведенных работ по восстановлению экологического состояния водотоков. Перечень определяемых показателей загрязнения воды устанавливался с учетом обязательной программы при проведении режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши (РД 52. 24. 309 – (92) 2004 г.) и характерных специфических загрязнений на отдельных участках водотоков (по достоверной информации формы 2-тп (водхоз) о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты).
Сведения о количестве створов гидрохимических наблюдений в зоне деятельности бассейновых водных управлений приведены в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Количество створов гидрохимических наблюдений по субъектам Федерации и зонам деятельности бассейновых водных управлений Росводресурсов в 2007 г.

 
БВУ, субъект Российской Федерации
Число створов
всего по заказу БВУ
в том числе обслуживаемых ФГУ
Амурское БВУ
46
8
Верхне-Волжское БВУ
364
132
Верхне-Обское БВУ
30
27
Двинско-Печорское БВУ
30
19
Донское БВУ
234
79
Енисейское БВУ
14
0
Западно-Каспийское БВУ
239
186
Камское БВУ
90
49
Кубанское БВУ
96
96
Ленское БВУ
31
0
Московско-Окское БВУ
179
132
Невско-Ладожское БВУ
57
46
Нижне-Волжское БВУ
29
29
Нижне-Обское БВУ
36
21
Байкалводресурсы
6
0
В 2007 г. на территории деятельности Амурского БВУ ведение мониторинга поверхностных водных объектов осуществлялось на 682 государственных наблюдательных постах Росгидромета и Росводресурсов.
Систематические наблюдения за гидрологическим и гидрохимическим режимами р. Амура на пограничном участке от границы между Читинской и Амурской областями до г. Хабаровска (1854 км) проводятся на 13 постоянных пунктах наблюдений.
В настоящее время, государственная наблюдательная сеть на трансграничных водных объектах зоны деятельности БВУ представлена минимальным числом пунктов. Достаточно сказать, что на трансграничном участке р. Амура от с. Покровка до г. Хабаровска (1854 км) два действующих пункта наблюдений за гидрохимическими показателями воды водного объекта – Черняево и Благовещенск. Ведение государственного мониторинга трансграничных водных объектов зоны деятельности БВУ – р. Аргунь, р. Амур, р. Уссури, р. Раздольная и оз. Ханка, т.е. водных объектов, по которым проходит российско-китайская государственная граница обеспечивается БВУ за счет средств федерального бюджета, выделяемых Росводреесурсами. Цель работы:
1) ведение совместного российско-китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов в соответствии с Планом совместного Российско-китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов, подписанным 31.05.2006 г. в г. Пекине;
2) получение объективной информации о качестве трансграничных водных объектов (российская часть) с целью оценки современного состояния уровня загрязненности трансграничных вод, установления тенденции изменения качества вод по сезонам года, прогнозирования возможных изменений качества вод; оценка влияния крупных притоков на качество вод в р. Амуре.
Результаты проделанной работы позволяют сделать следующие основные выводы.
В пределах Амурской области наибольшее загрязнение р. Амура наблюдалось в створе у г. Благовещенска. По сравнению с данными предыдущих лет качество вод здесь не улучшилось. На участке р. Амура, расположенном вдоль территории Еврейской АО, наихудшее качество воды наблюдалось весной и осенью в меженный период. При этом в летний период качество вод улучшалось. Река Уссури (на пограничном участке) наиболее загрязнена в период весеннего половодья и летней межени. По сравнению с предыдущими годами здесь отмечается тенденция к улучшению качества воды, поступающей с водосборной площади, расположенной выше устья р. Сунгача. Сопоставимость результатов совместных наблюдений за качеством вод, выполненных специалистами РФ и КНР, удовлетворительная. Некоторые различия в результатах анализов обусловлены применением разных методов их исследования вследствие различия национальных нормативных баз. На период исследований негативное антропогенное воздействие на качество вод р. Аргуни со стороны сопредельных государств примерно одинаковое, негативное воздействие на качество вод р. Амура больше со стороны КНР, воды рек Уссури и Сунгача подвержены несколько большему воздействию со стороны России. Наибольшее негативное влияние на качество вод пограничного участка р. Амура оказывает сток р. Сунгари (КНР). На качество воды пограничного участка р. Уссури более всего сказывается сток рек Мулинхэ (КНР) и Большая Уссурка (РФ).
На трансграничных водных объектах несогласованные действия сопредельных государств по защите национальных территорий от наводнений и размыва берегов приводят к значительным проблемам и помимо экономических ущербов вызывают осложнение социально-политической ситуации, что в полной мере имеет место на рр. Аргунь, Амур, Уссури. В результате интенсивного освоения северных территорий КНР китайские берега рек в последние 35 лет интенсивно укреплялись без согласования с российской стороной, строились дамбы по защите населенных пунктов и сельхозугодий от наводнений. Официальных сведений по объемам строительства этих сооружений на приграничной территории Китая нет. По оценкам специалистов протяженность дамб на правобережье Среднего Амура составляет до 700 км. Берег реки практически у всех населенных пунктов укреплен. Имеются дамбы и на левобережье Уссури. Реализация Китаем водохозяйственных задач на пограничной территории без согласования с российской стороной, а именно: одамбование правобережной затопляемой в паводки поймы непосредственно вдоль берега реки и жесткое крепление правобережных откосов русла, явилось причиной дестабилизации и усиления русловых и деформационных процессов на всем участке российского берега Среднего Амура.
В зоне деятельности Ленского БВУ систематические режимные наблюдения за качеством поверхностных вод на территории Республики Саха (Якутия) ведёт ФГУ «Якутское УГМС», на территории Магаданской области – ГУ «Колымское УГМС». На 01.01.2008 г. по зоне деятельности БВУ стационарной сетью наблюдений за естественным составом и загрязнением поверхностных вод органами Росгидромета охвачен 61 водный объект (16%) из 370-ти используемых в народно-хозяйственных целях. Количество пунктов наблюдения Росгидромета в течение последних 5 лет существенно не изменилось. Восстановление и развитие сети в 2008-2009 гг. за счёт бюджетных средств ФГУ «Якутское УГМС» и ГУ «Колымское УГМС» не планируется.
На Вилюйском и Колымском водохранилищах, контроль за которыми согласно распоряжению Правительства РФ от 16.10.2006 г. № 1538-р возложен на федеральные органы исполнительной власти, наблюдения за качественными и количественными характеристикам ведут органы Росгидромета за счёт средств водопользователей.
БВУ осуществляет ведение мониторинга источников антропогенного воздействия на поверхностные водные объекты, а также осуществляет реализацию комплекса мероприятий по повышению эффективности экологической безопасности водных объектов, в том числе согласовывает ведомственные (осуществляемые водопользователями) программы мониторинга водных объектов.
В основном качественный и количественный аналитический контроль по влиянию сбрасываемых сточных вод в водные объекты ведут водопользователи. В целом по зоне деятельности на 01.01.2008 г. ведомственные наблюдения по влиянию сбросов сточных вод и производственной деятельности проводились в 380 пунктах контроля (на реках в 500 м выше и ниже выпуска сточных вод, на море в точках смешения сточных вод с морской водой). В 2007 г. действовали 53 аналитических лабораторий различных ведомств (39 в Республике Саха (Якутия) и 14 в Магаданской области), из них 24 аттестованные лаборатории. Организация ведомственного аналитического контроля у большей части водопользователей находится на низком уровне: не все объекты имеют собственную аналитическую службу, недостаточен перечень определяемых веществ, кроме того, достоверность данных, представляемых водопользователями в ряде случаев, можно подвергнуть сомнению. В связи с отсутствием в зоне деятельности собственной экологической мониторинговой службы БВУ проводит наблюдения за состоянием водных объектов в пределах средств, выделяемых Росводресурсами и по согласованным Отделом качества вод Росводресурсов направлениям.
В 2007 г. лимит финансирования из федерального бюджета на информационно-аналитическое обеспечение ведения государственного мониторинга водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) – 78 тыс. руб., на территории Магаданской области – 130 тыс. руб. на подготовку аналитического отчёта по осуществлению государственного мониторинга водных объектов на территории зоны деятельности БВУ – 200 тыс. руб. Работы по информационному обеспечению включали в себя гидрохимические наблюдения, наблюдения за берегами и водоохранными зонами Вилюйского (1 пункт) и Колымского водохранилищ (1 пункт), контроль за которыми согласно распоряжению Правительства РФ от 16.10.2006 г. № 1538-р возложен на федеральные органы исполнительной власти.
БВУ в рамках осуществления ведения мониторинга водных объектов и взаимодействия по предотвращению влияния опасных объектов на состояние водной среды заключены Соглашения с соответствующими органами исполнительной власти (Управления Росприроднадзора, Министерство охраны природы республики, Управления Роспотребнадзора, Управления Росгидромета и др.).
Государственный экологический мониторинг окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия), в том числе и на водных объектах, ведет Минприроды республики силами 10 аналитических служб экологического контроля.
В 2007 г. информационно-аналитическое обеспечение ведения государственного мониторинга водных объектов в зоне деятельности Енисейское БВУ проводилось только на территории Республики Тыва, стоимость работ составила 388 тыс. руб. Трижды за гидрологический сезон были отобраны и проанализированы пробы воды в 7 створах на 4 водных объектах (1 река, 2 озера, 1 водохранилище) по 14 показателям, в этих же створах однократно было отобрано 68 проб донных отложений и проанализировано содержание по 7 веществам. Из 4 исследуемых водных объектов 3 (озера Убс-Нур, Тере-Холь и р. Тес-Хем) относятся к трансграничным, таким образом, обеспечивается выполнение Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод в части проведения Сторонами гидрохимических наблюдений. Кроме этого, в ходе выполнения мероприятия проведены рекогносцировочные маршруты в водоохранных зонах на участках по 3 км вдоль береговой полосы от каждого гидрохимического створа наблюдений с целью определения потенциальных источников загрязнения вод. Полученные данные по трансграничным водным объектам составляют репрезентативный ряд, так как наблюдения проводятся в одних и тех же створах в течение 6 лет.
В 2006-2007 гг. Байкалкомводом в соответствии с приказами Росводресурсов приобретено и установлено на теплоходе «Исток» оборудование и приборы для мониторинга озера Байкал.
Научно-исследовательское судно «Исток» на Байкале призвано обеспечить проведение работ по мониторингу поверхностных вод, оперативные анализы вод при осуществлении водного контроля с применением современных средств анализа содержания загрязняющих веществ непосредственно в судовой лаборатории в любой точке акватории Байкала и устьевых участков впадающих в него рек.
Мониторинг на трансграничных водных объектах с Монголией проводился с российской стороны территориальными органами Росводресурсов и организациями Росгидромета. На территории Республики Бурятия – на реках Селенга, Киран, Кяхтинка и Желтура. На территории Читинской области – на реках Ашинга, Бальджа, Киркун, Кыра и их притоки (бассейн р. Амур) и р. Менза (бассейн оз. Байкал).
Регламент наблюдений осуществлялся в полном объеме в соответствии с решениями VI Совещания – проводился параллельный отбор проб в июне и ноябре 2007 г.
В 2007 г. в зоне деятельности Верхнее-Обского БВУ наблюдения за качественными показателями вод 80 водных объектов велись на постах и станциях государственной наблюдательной сети Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЗСУГМС) в 107 пунктах, 129 створах. Всего отобрано и проанализировано 2947 проб, выполнено 48945 определений. В 2007 г. официально открыт гидрохимический створ на р. Томи в п. Лужба на границе Республики Хакассия и Кемеровской области.
Наблюдения за качеством воды Новосибирского водохранилища и его притоков осуществлялось отделом по контролю природных и сточных вод ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз». В 27 пунктах наблюдений осуществлялся контроль качества воды водохранилища и его притоков: в 5 створах непосредственно на акватории водохранилища, 3 створах – на р. Оби и 19 створах на притоках водохранилища.
За счет средств федерального бюджета проводились наблюдения за качеством воды рек Чумыш, Обь и Томь в 3 пунктах наблюдений на границах субъектов Российской Федерации.
В зоне деятельности Нижне-Обского БВУ наблюдательная сеть за состоянием водных объектов составила в 2007 г. 713 пунктов, в том числе 330 пунктов – наблюдательная государственная сеть (сеть Росгидромета), 383 пункта – наблюдательная локальная сеть (сеть водопользователей). Сеть Росгидромета представлена ее территориальными органами, а именно Омский ЦГМС-Р, Тюменский ЦГМС, Ханты-Мансийский ЦГМС, Ямало-Ненецкий ЦГМС, Уралгидромет, ГУ Челябинский ЦГМС-Р, ГУ Курганский ЦГМС-Р. Отделы водных ресурсов Нижне-Обского БВУ для ведения мониторинга на территориальном уровне приобретают информацию о гидрохимических, гидрологических и гидробиологических наблюдениях за современным состоянием водных объектов, сложившегося под влиянием техногенного и природного воздействия, у территориальных органов ЦГМС.
Водопользователи осуществляют гидрохимические наблюдения поверхностных вод выше и ниже сброса сточных вод согласно, графикам лабораторного контроля, а также в створах водозаборов. Производственный контроль источников сбросов загрязняющих веществ и их влияния на водные объекты регламентируется планом-графиком, согласованным с филиалами ФГУ «ЦЛАТИ» Ростехнадзора по Уральскому ФО. Графики контроля включают перечень ингредиентов, отражающих специфику производства, периодичность контроля и точки отбора проб. Сведения о качестве сточных вод (форма ПОД-13), обобщаются и 1 раз в год и представляются в отделы водных ресурсов и в БВУ в статистической отчетности – форма 2тп (водхоз).
По территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 01.01.2008 г. насчитывается 124 пункта наблюдения, в том числе 29 – наблюдательной государственной сети (НГС) и 95 пунктов локальной сети наблюдения (ЛСН).
В Ханты-Мансийском автономном округе насчитывается всего 140 пунктов наблюдения. ГМПВО осуществляется ГУ «Ханты-Мансийский ЦГМС» в 46 пунктах, в т.ч. 21 комплексных, 13 гидрологических наблюдений. Наблюдения на локальном уровне выполняют предприятия, производящие забор поверхностных вод для водоснабжения, сброс сточных вод в поверхностные водотоки и водоемы, а также организации, хозяйственная деятельность которых приводит к загрязнению поверхностных вод в 94 пунктах.
В Тюменской области (юг) систематические наблюдения за состоянием водных объектов осуществлялись в 82 пунктах. НГС представлена 50 пунктами наблюдений, в т.ч.: 26 пунктов комплексных наблюдений; 8 пунктов гидрохимических наблюдений; 16 пунктов гидрологических наблюдений. ЛНС представлена 32 пунктами.
В Омской области систематические наблюдения за состоянием водных объектов осуществлялись в 61 пункте ГУ «Омский ЦГМС-Р» (26 комплексных, 26 гидрологических и 9 гидрохимических видов наблюдений). НГС имеет 53 поста, ЛНС – 8 гидрохимических постов.
На территории Челябинской области наблюдения за состоянием поверхностных водных объектов ведутся ГУ Челябинским ЦГМС-Р в 33 пунктах. На 01.01.2008 г. утверждены 163 программы ведения мониторинга 123 предприятиям-водопользователям. Всего наблюдения по области ведутся в 163 пунктах.
Мониторинг поверхностных вод суши в Свердловской области осуществляется Уралгидрометом в 96 пунктах наблюдения. Количество створов гидрологических наблюдений составляет 29, гидрохимических – 63 створов, комплексных – 4 створов. Количество постов наблюдений за гидрологическим режимом по бассейнам рек следующее: р. Исеть – 3, р. Тура – 12, р. Пышма – 4, р. Тавда – 15 постов. Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши государственной сетью проводятся на 30 водных объектах бассейна Тобола по 40 показателям. Всего наблюдательная сеть по области насчитывает 167 пунктов, из них 96 створов входят в состав ГНС (Уралгидромет), 71 створ – в состав ЛНС.
В Курганской области в 2007 г. наблюдения за гидрологическим и гидрохимическим режимом водных объектов области осуществлялась на 47 створах, из них 23 створа НГС Курганского ЦГМС и 24 створа ЛНС. Из 12 экспедиционных створов наблюдения велись в 2 створах трансграничных водных объектов, совпадающих с пунктами наблюдений Курганского ЦГМС, в пределах выделенных средств из федерального бюджета на эти цели – это р. Тобол (с. Звериноголовское) и р. Уй (с. Усть-Уйское).
В 2007 г. в зоне деятельности Камского БВУ ГМПВО осуществлялся на 148 створах ГНС территориальными органами Росгидромета; на 65 створах – территориальной наблюдательной сети Камского БВУ. Для анализа состояния водных объектов использовались данные локального мониторинга, осуществляемого водопользователями. Ведение мониторинга осуществлялось в соответствии с разработанной «Программой работ по ведению государственного мониторинга водных объектов в зоне деятельности Камского бассейнового водного управления на 2007г.», скорректированной в соответствии с новым водным законодательством и объемом средств, выделенных управлению из федерального бюджета на ведение мониторинга водных объектов. Накопление, обобщение, формирование и хранение баз данных наблюдений за состоянием водных объектов осуществляется с использованием программно-информационного комплекса СППР подпрограммы «Гидрохимия».
Наблюдения за качеством воды велись по водным объектам трех речных бассейнов: Камы, Урала и Оби.
Аналитическим отделом ФГУ «Камводэксплуатация» в 2007 г. осуществлялся контроль качества воды Камского и Воткинского водохранилищ в створах питьевых водозаборов г. Перми, а также в районе Пермско-Краснокамского промышленного узла по 14 створам и 3-х межсубъектовых створах.
Контроль качества поверхностных вод на территории Республики Башкортостан осуществляет аккредитованный аналитический центр ФГУ по мониторингу водных объектов бассейнов рек Белой и Урала.
Контроль качества поверхностных вод осуществляли 4 гидрохимических лабораторий – в первом полугодии 2007 г. в 35 створах ежемесячно, во втором полугодии количество створов в соответствии с новым водным законодательством уменьшено до 22.
На средства, выделенные в 2007 г. Камскому БВУ из федерального бюджета, осуществлялся контроль качества поверхностных вод Удмуртской Республики и Кировской области в межсубъектовых створах.
Широко развита сеть мониторинга поверхностных водных объектов в зоне деятельности Западно-Каспийского БВУ, представленная 3 ФГУ («Центрводресурсы» РСО-А, «Каббалкводресурсы», «Дагводресурсы»).
Системой мониторинга охвачены практически все водные объекты: в бассейне р. Терека установлено – 150, в бассейне р. Сулака – 16, в бассейне р. Самура – 19, в бассейне р. Кумы – 10, на прочих водных объектах (бассейны рек Шура-озень, Манас-озень, Волга, бессточные Республики Калмыкия и т.д.) – 44 гидрохимических, гидробиологических и токсилогических постов наблюдения.
Действующая система мониторинга позволяет дать объективную оценку гидрохимического состояния водных объектов, оценить эффективность выполнения водоохранных мероприятий, принять оперативные меры в случае залповых поступлений загрязняющих веществ.
Регулярные наблюдения и оперативно принятые меры позволили в мае 2007 года в недельный срок стабилизировать водохозяйственную обстановку в бассейне реки Камбилеевка в Республике Северная Осетия-Алания, где произошло загрязнение реки предприятиями цветной металлургии. Гидрохимические лаборатории вели мониторинг загрязнения по оперативному графику.
В прибрежных районах Каспийского моря в границах Республики Дагестан наблюдения проводились у городов Махачкала, Каспийск, Избербаш, Дербент, в устьевых участках рек Терек, Сулак, Самур, а также в открытой части Среднего Каспия на разрезе от о. Чечень до п-ова Мангышлак.
Об эффективности ведения мониторинга и проводимых в зоне деятельности БВУ водоохранных мероприятиях можно судить по следующим данным: если в 1996-2002 гг. в нижнем течении р. Терек вода соответствовала категории «чрезвычайно грязная», то 2004 - 2007 гг. вода перешла в категорию «загрязненная» – «умеренно загрязненная».
В 2007 г. с учетом специфики требований водохозяйственной отрасли в зоне деятельности Донского БВУ мониторинг качества воды проводился в створах, не входящих в государственную сеть наблюдений по согласованной с Росводресурсами «Программе работ по ведению государственного мониторинга водных объектов в зоне деятельности Донского бассейнового водного управления на 2006 – 2010 гг.». Координация и методическое руководство мониторинговых работ осуществлялось управлением и отделом аналитической службы и водного кадастра ФГУ «Донводинформцентр».
В обязательную программу мониторинга качества вод включены 47 трансграничных и межобластных створов, в том числе на трансграничных водных объектах - 18 створов (в рамках Соглашения между Правительствами России и Украины – 14); в межобластных створах федеральных водных объектов для контроля условий совместного водопользования – 29. Кроме того, гидрохимические наблюдения проводились на участках интенсивного водопользования в районах водозаборов (питьевых, технических, оросительных, рыбоводных), устьев рек основных притоков.
В 2007 г. проводились наблюдения в 145 створах (2006 г. – 234), отобрано и проанализировано 843 пробы (2006 г. – 1081 проба), выполнено 28411 определений (2006 г. – 36364), из них 27512 (35403) гидрохимических и 899 (951) гидробиологических определений, в том числе: 2007 г. (2006 г.) (табл. 7.2):

Таблица 7.2. Данные мониторинга поверхностных водных объектов в зоне деятельности Донского БВУ

 
Субъект или ФГУ
Створы
Пробы
Определения
Белгородская область
35 (42)*
129 (143)
4231 (4202)
Воронежская область
13 (32)
106 (88)
2438 (2111)
Курская область
10 (21)
70 (170)
2240 (5440)
Липецкая область
11 (20)
88 (112)
2464 (3360)
Ростовская область, в т. ч.
34 (79)
250 (368)
101150 (14363)
ФГУ «Донводинформцентр»
12 (37)
95 (131)
4745 (6632)
ФГУ «УВРЦВ»
22 (22)
165(157)
5405 (5011)
Тамбовская область
42 (42)
200 (200)
6888 (6888)
* – в скобках приведены данные за 2006 г.
В 2007 г. проведен 9453 исследований качества воды Азовского моря. Из них 9045 по определению качества морской воды и 408 – донных отложений. Для оценки влияния ЧС в Керченском проливе в части возможного нефтяного загрязнения Таганрогского залива было отобрано 84 пробы.
Мониторинг поверхностных вод в зоне деятельности Московско-Окского БВУ велся на базе: государственной наблюдательной сети гидрометеорологических и гидрохимических станций и постов системы Росгидромета; бассейновой сети наблюдений БВУ; территориальной наблюдательной сети; локальной сети водопользователей.
Государственная наблюдательная сеть Росгидромета – наблюдения осуществляли областные центры по гидрометеорологии и наблюдению окружающей среды. На территории Тверской, Московской, Рязанской, Тульской, Калужской и Смоленской областей наблюдения велись на постах Центрального УГМС, на территории Орловской и Брянской областей - на постах УГМС ЦЧО. Анализировались 20-40 ингредиента (газовые компоненты; взвешенные, биогенные, органические вещества, показатели солевого состава, загрязняющие вещества). Всего в 2007 г. гидрохимические наблюдения на сети ОГСН проводились на 74 водных объектах (на 66 реках, 1 озере и 7 водохранилищах), в 108 пунктах наблюдений.
Бассейновая наблюдательная сеть – наблюдения осуществляли организации, подведомственные Росводресурсам на территории зоны ведения МОБВУ – областные отделы водных ресурсов МОБВУ, ФГВУ «Центррегионводхоз», ФГУ «Центрводхоз», филиал ЦЛАТИ и т.д. Периодичность отбора проб – 4 раза в год. Наблюдения велись по гидрохимическим, гидрологическим и биоиндикационным показателям. Гидрохимический анализ велся по 28 показателям: взвешенные вещества, сухой остаток, хлориды, сульфаты, фосфаты, азот аммонийный, нитритный и нитратный, нефтепродукты, ПАВ, металлы и др., донные отложения – по 14 показателям. На бассейновом уровне на большей части рассматриваемой территории проводились двух-трёх разовые наблюдения в третьем-четвёртом кварталах 2007 года. Всего в 2007 г. наблюдения на бассейновой наблюдательной сети проводились на 111 водных объектах (на 92 реках, 2 озерах и 17 водохранилищах), в 179 створах наблюдений (из них 29 створов – по водохранилищам).
Территориальная наблюдательная сеть – наблюдения осуществляли территориальные органы Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), Роспотребнадзора (исследования проводились по микробиологическим показателям (термотолератные и общие колиформы, коли-фаги, патогенные микроорганизмы) и паразитологическим показателям, а также уполномоченные органы правительств областей и г. Москвы (департаменты природопользования и охраны окружающей среды, ГПУ «Мосэкомониторинг» и др.).
Локальная наблюдательная сеть – наблюдения проводили водопользователи, осуществляющие сбросы сточных вод в водные объекты, в соответствии с согласованными графиками контроля природных и сточных вод. Пункты наблюдения ЛНС позволяют учитывать влияние отдельных предприятий на водные объекты.
Мониторинг водохозяйственных систем и сооружений на территории деятельности БВУ осуществлялся в 2007 г. по 34 пунктам наблюдений.
В зоне деятельности Верхне-Волжского БВУ мониторингом охвачены 42% рек бассейна. Наблюдения за качеством поверхностных вод в зоне влияния основных источников загрязнения, в зоне водозаборов централизованного водоснабжения, на пограничных створах между субъектами РФ и в устьях основных рек, впадающих в р. Волгу, осуществлялись в 400 оперативных створах (табл. 7.3).
Створы наблюдения за состоянием р. Волга на водохранилищах в зоне действия деятельности ВВБВУ: Угличское – 2 створа, Рыбинское – 4, Горьковское – 26, Чебоксарское – 27, Куйбышевское – 16 створов.
В 2007 г. в Верхне-Волжском бассейне наблюдения за качеством поверхностных вод в зоне влияния основных источников загрязнения, в зоне водозаборов централизованного водоснабжения, на межсубъектных створах и в устьях основных рек, впадающих в р. Волгу, осуществлялись в 200 оперативных створах, в т. ч по малым рекам на 127 створах. Всего по бассейну Верхней Волги (от Рыбинского до Куйбышевского водохранилища, включая малые реки) в 2007 г. отобраны 791 проба, выполнено 22939 определений, в том числе по бассейну р. Оки (включая бассейн р. Клязьмы) – 123 пробы, 3567 определений.

Таблица 7.3. Состав и структура действующей наблюдательной сети за состоянием водных объектов на территории ВВБВУ

 
Субъект РФ
Пункты наблюдения, количество
Организация, ведущая наблюдения
общие/
пограничные
в том числе
Росгидромет
МПР России
Роспотребнадзор, ЦГСЭН
гидрохимические
гидрологические
гидробиологические
Владимирская область
263/19
263
10
122
17
120
126
Нижегородская область
86/10
63
39
31
52
34
-
Ивановская область
84/10
76
12
10
14
60
10
Костромская область
116/17
91
41
8
40
68
8
Ярославская область
90/19
71
32
48
43
19
28
Республика Марий-Эл
118/25
116
5
-
5
113
-
Республика Мордовия
66*/8
65
11
-
11
18
-
Чувашская Республика
100*/11
98
11
19
10
37
24
Пензенская область
63/2
53
9
3
21
29
13
ВВ БВУ, всего
986/121
896
170
241
213
498
209
* Учтены пункты наблюдений водопользователей.
Мониторинг качества вод на территории Нижне-Волжского БВУ в 2007 г. осуществляли 3 ФГУ – «Управление эксплуатации Волгоградского водохранилища», «Управление эксплуатации Ириклинского водохранилища», «Средволгаводхоз» на 29 створах гидрохимических наблюдений, в том числе по бассейну р. Волги – 22 створа, по бассейну р. Урал – 7 створов.
Гидрохимические наблюдения проводились на участках интенсивного водопользования в районах водозаборов (питьевых, технических), влияния выпусков сточных вод наиболее крупных водопользователей-загрязнителей, с целью изучения эффективности ранее проведенных работ по восстановлению экологического состояния водохранилищ. Перечень определяемых показателей загрязнения воды устанавливался с учетом обязательной программы при проведении режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши (РД 52. 24. 309 – (92) 2004 г.) и характерных специфических загрязнений на отдельных участках водотоков (по достоверной информации формы 2-тп (водхоз) о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты).
В зоне деятельности Невско-Ладожского БВУ более трех десятилетий Северо-Западным УГМС Росгидромета проводится мониторинг загрязнения водотоков Санкт-Петербурга. Для большинства водотоков города створы наблюдений (всего 17 створов) находятся в устьевых областях, где происходит аккумуляция загрязняющих и биогенных веществ, транспортируемых речными водами со всей площади водосбора, а специфику и значения показателей загрязнения водных объектов определяют характер и масштабы хозяйственной деятельности.
По совокупности антропогенных воздействий на морскую среду Кольский залив в зоне деятельности Двинско-Печорскоого БВУ не имеет себе равных в арктическом регионе. При этом он продолжает оставаться рыбохозяйственным водоемом первой категории. Основными источниками загрязнения Кольского залива, особенно южной и средней его части, являются промышленные предприятия, стоки населенных пунктов и городов, деятельность гражданских и военных флотов. В сложившейся ситуации остро стоит вопрос о необходимости, как возрождения оперативного мониторинга за загрязненностью поверхности залива нефтепродуктами и своевременного реагирования, так и создания на акватории залива автоматизированной системы мониторинга загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами.

Мониторинг подземных водных объектов
Мониторинг подземных вод (МПВ) является одной из основных и наиболее разработанных подсистем государственного мониторинга состояния недр (ГМСН).
Организация и осуществление ГМСН обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра).
Ведение ГМСН регламентируется положением о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России (в настоящее время Минприроды России) от 21.05.2001 г. № 433 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2001 г. № 2818), Положением о функциональной подсистеме мониторинга состояния недр (Роснедра) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Роснедра 24.11.2005 г. № 1197 и согласованным с МЧС России 2.11.2005 г., а также водным законодательством.
Основными целями МПВ являются анализ и оценка изменения подземных вод по количественным и качественным показателям и прогноз изменения этого состояния под воздействием природных и техногенных факторов, как информационной основы управления ресурсной базой подземных вод и их охраны от истощения и загрязнения путем проведения регулярных наблюдений сбора, накопления, обработки и обобщения полученной информации. Для этого в составе МПВ решаются следующие задачи:
-        оценка пространственно-временного изменения состояния (режима) подземных вод основных водоносных горизонтов (в т.ч. грунтового) по количественным и качественным показателям (включая состояние прогнозных ресурсов, запасов подземных вод, истощение, загрязнение и соответствие состояния подземных вод требованиям действующих норм, правил и стандартов к качеству питьевых подземных вод) и краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование этих изменений, под влиянием природных и техногенных факторов;
-        получение репрезентативных временных рядов, позволяющих охарактеризовать основные сезонные, годовые и многолетние изменения наблюдаемых показателей в естественных и нарушенных техногенезом условиях;
-        обеспечение информацией постоянно действующих моделей отдельных гидрогеологических структур для управления режимом эксплуатации подземных вод, переоценки эксплуатационных запасов и прогнозирования изменения уровня и качества подземных вод с учетом изменения антропогенной и водохозяйственной обстановки;
-        обобщение данных наблюдений и других источников информации путем ведения фактографических и картографических баз данных, формирования и периодического представления табличных и графических материалов, характеризующих пространственно-временные изменения состояния подземных вод;
-        составление ежегодных дежурных карт состояния подземных вод;
-        оценка изменения состояния трансграничных подземных водных объектов;
-        ведение государственного учета подземных вод с целью оценки обеспеченности населения и объектов экономики ресурсами и запасами различных типов подземных вод;
-        информационное обеспечение лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод, извлечения их с целью водопонижения и природоохранных мероприятий, сброса (захоронения) сточных вод в глубокие водоносные горизонты, а также проведения государственного геологического и водного контроля;
-        информационное обеспечение и подготовка предложений и рекомендаций для разработки мероприятий по рациональному использованию и охране подземных вод от загрязнения и истощения, оценки эффективности этих мероприятий;
-        подготовка обменного фонда данных с системами мониторингов других природных сред для оценки влияния эксплуатации подземных вод на эти среды и изменений, происходящих в других природных средах на подземные воды;
-        регулярное информирование в установленном порядке органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния подземных вод.
В настоящее время функциональная структура ГМСН состоит из трех подсистем: мониторинга подземных вод, мониторинга опасных экзогенных геологических процессов, мониторинга опасных эндогенных геологических процессов.
Оценка состояния недр осуществляется на основе данных наблюдений на пунктах государственной опорной наблюдательной сети (ГОНС), распределение которых по федеральным округам приведено в табл. 7.4, с учетом информации получаемой от водопользователей и недропользователей, а также материалов геологоразведочных работ и других информационных источников.

Таблица 7.4. Распределение действующих пунктов государственной опорной наблюдательной сети (ГМСН) по федеральным округам

 
Федеральный округ
Государственная опорная наблюдательная сеть
мониторинга подземных вод
мониторинга экзогенных геологических процессов*
всего
естественное состояние
нарушенное состояние
Центральный
2338
881
1457
95
Северо-Западный
402
296
106
8
Южный
626
222
404
93
Приволжский
711
362
349
202
Уральский
213
125
88
3
Сибирский
858
424
434
69
Дальневосточный
231
167
64
46
РФ, всего
5379
2477
2902
516
* Приведены данные за 2006 г; данные за 2007 г на момент составления доклада не поступили.
Регулярные наблюдения за состоянием геологической среды производятся по количественным и качественным показателям, которые характеризуют текущее состояние подземных вод, проявлений экзогенных геологических процессов и ГГд-поля и являются основой для прогноза его изменения.
Кроме натурных наблюдений, используются данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) главным образом для изучения опасных геологических процессов.
Организационная структура ГМСН представлена федеральным (Центр ГМСН ФГУГП «Гидроспецгеология»), 7 региональными и 81 территориальными центрами государственного мониторинга состояния недр. Центры имеют разный организационно-правовой статус и обеспечивают ведение мониторинга геологической среды на территории субъектов Российской Федерации, федеральных округов и Российской Федерации в целом.
Мониторинг подземных вод в рамках ГМСН информационно взаимодействует с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственным мониторингом водных объектов, государственным реестром водных объектов, социально-гигиеническим мониторингом по оценке качества воды подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. МПВ является частью государственного мониторинга окружающей среды.
Для обеспечения решения указанных задач в Роснедра создана государственная опорная наблюдательная сеть (ГОНС), включающая в настоящее время около 6 тыс. пунктов (скважин, родников, колодцев и др.), на которых производятся измерения и наблюдения за изменением количественных и качественных показателей текущего состояния подземных вод (уровня, температуры, расхода и химического состава), а также используются данные объектного мониторинга подземных вод, организуемого недропользователями в соответствии с лицензионными соглашениями по объектам недропользования, и другая геолого-гидрогеологическая информация.
Основными источниками формирования информационных ресурсов ГМСН являются материалы региональных геологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и геоэкологических работ, материалы поисково-оценочных работ на подземные воды, твердые полезные ископаемые и углеводородное сырье; результаты стационарных наблюдений за состоянием недр на пунктах ГОНС.
Преобладающая часть информационных ресурсов ГМСН концентрируется в базах данных территориального уровня, куда поступает информация, полученная от наблюдательных сетей, а также данные геологического изучения недр территорий субъектов Российской Федерации.
Для управления информационными ресурсами ГМСН разработана единая Информационно-аналитическая система государственного мониторинга состояния недр (ИАС ГМСН) по мониторингу подземных вод на территориальном, региональном и федеральном уровнях.
Комплексная оценка состояния недр производится службой мониторинга по территории субъектов Федерации. Результаты в обобщенном виде передаются на региональный и федеральный уровни, где данные о состоянии недр систематизируются по субъектам РФ, федеральным округам и Российской Федерации в целом.
Информационный фонд ГМСН включает данные:
-        о геологическом строении, общих гидрогеологических и инженерно-геологических условиях территории;
-        государственного учета вод и ведения мониторинга подземных вод о текущих и прогнозных государственного водного кадастра о текущих и прогнозных ресурсах подземных вод и их качестве;
-        о глубине залегания и режиме уровня подземных вод в среднем за 30-40 лет (по некоторым объектам наблюдения – более чем за 100 лет);
-        о химическом и газовом составе, бактериологическом состоянии подземных вод;
-        о результатах обследований влияния источников техногенного воздействия на состоянии недр;
-        о загрязнении и очагах загрязнения подземных вод;
-        о проявлениях экзогенных геологических процессов и факторах их активизации;
-        о воздействиях экзогенных геологических процессов на населенные пункты и хозяйственные объекты и последствия этих воздействий.
Информация, содержащаяся в базах данных, используется для подготовки материалов для лицензирования объектов недропользования, при проверках органами государственного геологического контроля выполнения пользователями недр условий лицензионных соглашений, при составлении различных справок и заключений по вопросам недропользования и состояния недр, а также по другим вопросам управления государственным фондом недр.
Служба ГМСН обеспечивает оценку:
-        ресурсной базы и качественного состояния подземных вод, включая использование, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с загрязнением подземных вод, создающих угрозу питьевому водоснабжению крупных населенных пунктов;
-        развития опасных экзогенных и эндогенных процессов с целью прогноза возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и природно-техногенного характера и в различных регионах России;
-        воздействия добычи полезных ископаемых и других видов недропользования на геологическую среду и другие компоненты окружающей среды;
-        тенденций изменения состояния недр и прогнозов таких изменений.
Федеральным центром мониторинга ежегодно подготавливается «Информационный бюллетень о состоянии недр на территории Российской Федерации», материалы которого используются при подготовке государственных докладов и в частности раздела 2.7 настоящего доклада, и другая информационная продукция.
Кроме того, ежегодно осуществляется ведение дежурных карт состояния недр по различным показателям, а также составляются прогнозные карты состояния подземных вод и развития опасных экзогенных геологических процессов.
Оглавление доклада
 
Установка кондиционеров сплит-систем: магазин по продаже и установке кондиционеров.
Рассылка "Федеральная Россия"
Ваш e-mail:
   
                    
В рассылке публикуется общероссийская, региональная аналитика, тредны и прогнозы, обзор тематических материалов в сети.

 Copyright © ProTown.ru 2008-2012
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.