Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Доходы и расходы бюджета на водные объекты

В водохозяйственной отрасли страны в 2005-2007 гг. в целом и в 2007 г. в частности произошли определенные изменения в системе платности водопользования, а также в бюджетном финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Доходная часть бюджета
Как известно, Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ с начала 2005 г. был введен федеральный водный налог. Сумма поступлений этого налога в федеральный бюджет составила в 2005 г. 11,6 млрд. руб., а в 2006 г. – 14,3 млрд. руб. В 2007 г. общий объем водного налога составил свыше 14 Администратором водного налога является Федеральная налоговая служба России.
Данный налог полностью перечисляется в федеральный бюджет, где трансформируется (обезличивается, как и большинство других налогов) и лишь косвенным образом влияет на государственное финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий.
Динамика заданий федерального бюджета по выплатам водного налога и его фактического поступления, а также финансово-экономической роли в бюджетных доходах представлена в табл. 6.4.

Таблица 6.4. Бюджетные задания и фактическое поступление водного налога в доходы федерального бюджета Российской Федерации

 
Показатель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
первонач. задание1
скоррект. задание2
факт. поступление3
первонач. задание1
скоррект. задание2
факт. поступление
первонач. задание1
скоррект. задание2
Объем водного налога, – млн. руб.
11218
11667
11588
13757
13843
14249
13843
143995
% ко всем доходам бюджета
0,34
0,23
0,23
0,32
0,22
0,23
1,99
0,20
% к сумме налогов и платежей за пользование природными ресурсами4
2,32
1,41
1,33
1,83
1,25
1,28
1,29
1,29
1В соответствии с федеральными законами от 23.12.2004 г. № 173-Ф3, 26.11.2005 г. № 189-Ф3 и 19.12.2006 г. № 238-Ф3
2В соответствии с федеральными законами от 4.11.2005 г. № 141-Ф3, 4.11.2006 г. № 201-Ф3 и 23.11.2007 г. № 267-Ф3
3В соответствии с федеральными законами от 9.04.2007 г. № 41-Ф3 и 3.04.2008 г. № 36-Ф3
4Без учета платежей при пользовании природными ресурсами
5Кроме того, в составе платежей при пользовании природными ресурсами предусмотрена плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности – 2,4 млн.руб.
Из табл. 6.4 следует, что фактическое поступление налога в 2006 г. отличалось в большую сторону не только от первоначально установленной, но и от скорректированной величины. Кроме того, фактическое поступление водного налога в 2006 г. возросло на 23% по сравнению с предыдущим годом. Это свидетельствует о реальном увеличении поступлений, даже с учетом поправки на инфляционные процессы. В 2007 г. по оценке бюджетные доходы от водного налога увеличились по сравнению с 2006 г. менее чем на 10%(окончательные данные будут опубликованы в начале 2009 г.). Это увеличение было меньше зафиксированного роста цен в 2007 г.
Роль водного налога среди всех доходов федерального бюджета остается незначительной и имеет тенденцию к уменьшению. Иначе говоря, темпы роста других налогов, платежей и неналоговых поступлений превышают темпы увеличения водного налога. Указанная тенденция заметна также в отношении водного налога в общей совокупности налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами. Доля водного налога в составе этих природно-ресурсных поступлений уменьшилась с 1,33% в 2006 г. до 1,28% в 2007 г.
В соответствии со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 3.06.2006 г. № 73-ФЗ), начиная с 2007 г. предусмотрено введение платы за пользование водными объектами или их частями. Эта плата устанавливается в соответствии с договорами водопользования. При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, также как порядок расчета и взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Платежи и порядок их расчета по объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти соответствующих уровней управления. Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов.
Предприятия, осуществляющие водопользование, в принципе не могут подвергаться двойному налогообложению, т.е. выплачивать одновременно водный налог и платеж при осуществлении одного и того же водопользования по одному и тому же водному объекту.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 876, а порядок расчета соответствующих платежей – Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. № 764.
Как следует из последней сноски к табл. 6.4, суммарная величина поступлений в федеральный бюджет-2007 в качестве платы за пользование водными объектами предполагала незначительную величину (менее 3 млн. руб.). Фактические поступления могут оказаться существенно выше. Перспективы замены водного налога соответствующими платежами до настоящего времени полностью неясны.
Водный налог, как и платежи за пользование водными объектами, не являются единственными источниками бюджетных доходов от водопользования. В частности, в 2005-2007 гг. в бюджеты всех уровней управления ежегодно поступало от 2 до 4 млрд. руб. платежей за негативное воздействие на водные объекты, в том числе несколько сотен миллионов рублей – в федеральный бюджет.
Кроме прямых поступлений от водопользования бюджетные доходы в значительной степени формируются косвенным (опосредственным) образом за счет использования водных ресурсов и водных объектов. Например, одним из основных источников бюджетных пополнений является налог на прибыль, взимаемый с предприятий, выпускающих товары и оказывающих услуги. Поскольку практически любое производство в той или иной степени использует воду, то и подавляющее большинство предприятий, получающих прибыль, облагаемую соответствующим налогом, формируют ее в том числе за счет водных ресурсов. Роль воды в формировании прибыли, также как и в стоимости продукции, облагаемой НДС, требует предметного изучения.
Проблема установления и корректировки различных налогов, сборов и платежей, связанных с водопользованием и водными объектами, представляется весьма непростой. Ее решение требует предварительного выяснения ряда узловых вопросов.
Прежде всего, следует определиться с основной задачей водного налога, платежей при пользовании водными объектами и платежей за негативное воздействие на водные ресурсы. Другими словами, следует выяснить носят ли они преимущественно фискальный (доходный) характер или данные выплаты преследуют в первую очередь природо-сберегающие цели.
Судя по всему, введение платежей при пользовании водными объектами предполагает приоритетность первой цели. В этом контексте указанные платежи становятся близкими по экономическому смыслу земельному налогу и налогу на имущество. Характерно, также, что водные объекты иногда трактуются как своего рода имущество, поскольку они включаются в специальные реестры. Не исключено, что из платежей за пользование водными объектами в перспективе предполагается сформировать один из ощутимых источников пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, аналогично земельному налогу
Что касается водоохранного и водосберегающего значения платежей при пользовании водными объектами, то объективно оценить их роль в настоящий момент затруднительно. Также пока не выявлены параметры влияния водного налога и платежей за негативное воздействие на водные ресурсы на сокращение водопотребления и сброс в водоемы загрязняющих веществ (см. предыдущий параграф). Поэтому необходима комплексная оценка ретроспективы и перспективы экономических методов рационализации водопользования, а также определения оптимальных характеристик водоресурсного и водоохранного налогообложения.
Увеличение рассматриваемых платежей (налогов) потребует увязки с Федеральной службой по тарифам, поскольку это увеличение может привести к ощутимому росту цен на товары и услуги, которые подлежат государственному ценовому регулированию. Пока не ясно, как повлияет рассматриваемое увеличение на рост тарифов для городского населения за потребляемую холодную и горячую воду, а также за водяное отопление. Причем эффект может быть не только прямым, но и косвенным (мультипликационным). Иначе говоря, даже при попытках сохранения водопроводом своих тарифов за воду для населения, они должны все равно увеличиться из-за повышения цен на электроэнергию, потребляемую водопроводом и вырабатываемую на теплоэлектростанциях, являющихся крупными водопотребителями.
Характерно, что фискальные и природосберегающие цели рассматриваемых налогов и платежей вступают во все большее противоречие. Это объясняется сложностью корректировки бюджетных заданий в меньшую сторону при принятии решения водополььзователем об инициативном проведении каких-либо дорогостоящих водохозяйственных и водоохранных работ. Бюджетные задания, установленные федеральным законом, носят по сути директивный характер. Процедура зачета и/или понижения этого задания в случае самостоятельных и целевых затрат хозяйственного объекта носит длительный и сложный характер. Еще более сложна теоретически имеющаяся, но практически слабо используемая возможность снижения водоресурсных и водоохранных налогов/платежей при получении водопользователем целевого бюджетного или банковского кредита.
По имеющимся оценкам в последние годы уменьшается не только водосберегающая и вододоохранная составляющая налогов и платежей, связанных с водопользованием и водными объектами. Все менее ощутимым становится фискальный вектор этих выплат, причем не всегда из-за опережающего роста других бюджетных доходов. В стране налицо гигантский профицит федерального бюджета. В 2007 г. по оценке превышение доходов над расходами превысило 900 млрд. рублей; что составляет порядка 14% от всех бюджетных расходов. Это усиливает проблематичность необходимости дальнейшего повышения налогов, платежей и сборов в качестве доходов федерального бюджета.
Приведенные замечания свидетельствуют о том, что экономические регуляторы водопользования должны в дополняться другими инструментами, в том числе нерыночного характера. Последнее должно быть связано с прямым увеличении бюджетного финансирования, придания этому увеличению необратимого, обязательного, повсеместного и строго контролируемого характера. Определенное участие в целевом финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий обязаны также нести негосударственные предприятия и организации (например, по долевому финансирования строительства коммунальных сооружений по очистке сточных вод).
Кроме того, постоянно растущие нарушения в природно-ресурсной и природоохранной сфере, в том числе в области использования и охраны водных ресурсов и водных объектов, требует действенных мер неэкономического характера. Последнее касается, в частности, прекращения и ликвидации незаконной застройки побережий рек и водохранилищ, осуществленной в последние годы.
Подобные подходы потребуют определенных изменений системы регулирования и управления природно-ресурсным комплексом страны со стороны Минэкономики России, Минфина России и других государственных структур.

Расходная часть бюджета
Что касается расходной части федерального бюджета, то выделение средств на водохозяйственные и водоохранные мероприятия по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» за последние годы проводилось в меньших объемах, нежели поступало в доходную часть бюджета в виде водного налога. Если прибавить сюда средства, проходящие по иным разделам бюджета («Межбюджетные трансферты» и др.), то приходная и расходная суммы окажутся близкими.
В соответствии с Федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2005 год» от 9.04.2007 г. № 41-Ф3 по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» в расходной части бюджета было выделено свыше 4219 млн. руб. Это составило 99% от первоначально установленной, а также от скорректированной величины. В 2006 г. эти показатели по Федеральному закону от 3.04.2008 г. № 36-ФЗ были на уровне соответственно 8043 млн. руб. и около 99%. Рост фактических расходов федерального бюджета по подразделу «Водные ресурсы» в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил 1,9 раза. В 2007 г. по оценке объем финансирования по рассматриваемому подразделу повысился по сравнению с 2006 г. почти в 1,8 раза. Таким образом, за два года выделение средств в федеральном бюджете более чем утроилось. Также растет доля затрат по подразделу «Водные ресурсы» в общем объеме расходов федерального бюджета – 0,21% в 2006 г. против 0,12% в 2005 г. (табл. 6.5).

Таблица 6.5. Расходы, предусмотренные в федеральном бюджете по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика»

 
Показатель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
первонач. задание1
скоррект. задание2
факт.е расходы3
первонач. задание1
скоррект. задание2
факт. расходы3
первонач. задание1
скоррект. задание2
Всего по подразделу «Водные ресурсы», млн. руб.4
4270
4281
4219
8165
8138
8043
14080
14009
из них:
 
 
 
 
 
 
 
 
непрограммные инвестиции в основные фонды
3583
3553
3510
10401
10305
водохозяйственные мероприятия
3407
3165
3230
3161
3148
2134
2097
водоохранные и водохозяйственные учреждения
612
787
883
953
933
1000
1039
В % ко всем расходам федерального бюджета
0,14
0,12
0,12
0,19
0,18
0,21
0,29
0,24
1В соответствии с федеральными законами от 23.12.2004 г. № 173-Ф3, 26.11.2005 г. № 189-Ф3 и 19.12.2006 г. № 238-Ф3
2В соответствии с федеральными законами от 4.11.2005 г. № 141-Ф3, 4.11.2006 г. № 201-Ф3 и 23.11.2007 г. № 267-Ф3
3В соответствии с федеральными законами от 9.04.2007 г. № 41-Ф3 и 3.04.2008 г. № 36-Ф3
4Без учета профильных и смежных затрат осуществляемых по другим разделам, подразделам, статьям и видам расходов. В частности, по разделу «Межбюджетные трансферты» только по целевой статье расходов «Водохозяйственные мероприятия» в 2005–2006 гг. ежегодно передавалось около 0,7 млрд. руб. Определенное финансирование осуществлялось также по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» (подразделу «Коммунальное хозяйство»), разделу «Охрана окружающей среды» и т. п.
Кроме того, в 2006-2007 гг. резко повысились профильные затраты по разделу «Межбюджетные трансферты» расходной части федерального бюджета.
Все это тем более важно, поскольку суммарные расходы федерального бюджета на все цели в 2007 г. увеличились по сравнению с 2005 г. лишь в 1,9 раза, т.е. темпы роста здесь были более низкими нежели финансирование водного хозяйства.
Однако указанная динамика все же недостаточна. Расчеты показывают, что в 2007 г. объем инвестиций в основной капитал на охрану и рациональное использование водных ресурсов в сопоставимых ценах был примерно на уровне 1995 г. и значительно ниже уровня 1990 г. (см. предыдущий параграф настоящего доклада). Примерно такая же ситуация сложилась с водохозяйственными инвестициями.
В составе министерств и ведомств, получающих средства по подразделу «Водные ресурсы» федерального бюджета в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному подразделу. В 2006 г. эта доля уменьшилась до 69%, поскольку значительное финансирование стало осуществляться по б. Росстрою. В 2007 г. доля Росводресурсов составила менее 40%.
Общий объем средств, получаемых каждым заинтересованным ведомством по подразделу «Водные ресурсы» федерального бюджета, составляет доли процента от общих расходов федерального бюджета. В последние годы эта доля выросла по б. Росстрою (табл. 6.6).

Таблица 6.6. Профильные расходы по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика», предусмотренные в федеральном бюджете на финансирование деятельности Федерального агентства водного хозяйства и ряда других ведомств

 
Показатель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
первонач. задание1
скоррект. задание2
факт. расходы3
первонач. задание1
скоррект. задание2
факт. расходы3
первонач. задание1
скоррект. задание2
Млн. руб.
Росводресурсы – всего
10599
9536
9455
10687
10642
10571
11449
11451
в том числе по подразделу «Водные ресурсы»
4220
4223
4165
5644
5626
5564
5149
5077
Рострой
2451
2451
2421
8852
8852
Роспром
50
46
61
61
58
80
80
Минпромэнерго России
50
% от всех расходов федерального бюджета по ведомственной структуре
Росводресурсы – всего
0,40
0,30
0,30
0,28
0,27
0,28
0,24
0,20
в том числе по подразделу «Водные ресурсы»
0,15
0,13
0,13
0,15
0,14
0,15
0,11
0,09
Рострой
0,07
0,06
0,06
0,18
0,15
Роспром
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Минпромэнерго России
0,0
1В соответствии с федеральными законами от 23.12.2004 г. № 173-Ф3, 26.11.2005 г. № 189-Ф3 и 19.12.2006 г. № 238-Ф3
2В соответствии с федеральными законами от 4.11.2005 г. № 141-Ф3, 4.11.2006 г. № 201-Ф3 и 23.11.2007 г. № 267-Ф3
3В соответствии с федеральными законами от 9.04.2007 г. № 41-Ф3 и 3.04.2008 г. № 36-Ф3
Как уже отмечалось, финансирование водохозяйственных и водоохранных работ, а также обеспечивающих и связанных с ними мероприятий осуществляется не только по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика», но и разделам «Охрана окружающей среды» и «Межбюджетные трансферты» федерального бюджета. Кроме того, значительная часть средств расходуется по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование» и др. В этом случае расходы осуществляются главным образом не через систему Росводресурсов, а через другие министерства и ведомства. Четкое выделение и водохозяйственная/водоохранная идентификация таких бюджетных затрат, имеющих во многом сопряженный характер, требует дополнительных исследований. Целесообразно также определить, какая часть средств, передаваемых по разделу «Межбюджетные трансферты» по системе б. Росстроя, приходилась на водохозяйственные и водоохранные нужды.
Примечание. В связи с реорганизацией Правительства Российской Федерацией, произведенной в мае 2008 г., неизбежно перераспределение средств и бюджетных обязательств между министерствами и ведомствами на 2008 г. и последующий период. Как известно, Рострой и Роспром в новой системе федеральных органов исполнительной власти отсутствуют. Кроме того, вместо Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) образованы Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации. Распределение функций между этими и другими министерствами и ведомствами, также как и расходные бюджетные обязательства будут уточняться.
В связи с изложенным определенный интерес представляют результаты международных сравнений финансирования рассматриваемой деятельности. Некоторые сопоставительные данные по Российской Федерации и США приведены в параграфе 3.4 настоящего доклада.

Основные направления финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий по Федеральному агентству водных ресурсов
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Эта общая функция установлена в Положении об Агентстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. № 282 (в ред. постановлений Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401, от 06.06.2006 г. № 354).
Росводресурсы находятся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Такая подчиненность сохранилась и при реорганизации Правительства страны в мае 2008 г.
Деятельность Росводресурсов осуществляется через территориальные органы и подведомственные организации. Работа ведется во взаимодействии с другими федеральными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Финансирование работ в 2005-2007 гг. осуществлялось в рамках государственных капитальных вложений (инвестиций в основной капитал), субсидий на капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, текущих расходов, финансируемых за счет средств, выделяемых по основной деятельности соответствующих ведомств.
Предложения к перечню объектов формировались Росводресурсами и другими ведомствами. Первоочередному финансированию подлежали объекты незавершенного строительства. Необходимым условием для включения в перечень объекта являлось наличие полного комплекта проектно-сметной документации и заключений экспертиз. Перечни объектов капремонта формировались субъектами Федерации в пределах лимитов субсидий, в соответствии с установленным порядком. Включению в вышеуказанные перечни в приоритетном порядке подлежали объекты, мероприятия федеральной или межрегиональной значимости и переходящие объекты, начатые строительством в предыдущие годы, работы на которых подлежали завершению в ближайшие годы.
Что касается общего финансирования Росводресурсов из федерального бюджета, то в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 9% (табл. 6.6). Такое повышение было несколько ниже среднего роста цен за рассматриваемые годы.
Динамика расходных обязательств Федерального агентства водных ресурсов в федеральном бюджете в ближайшей ретро- и перспективе выглядят следующим образом: 2006 г. – 10,6 млрд. руб.; 2007 г. – 11,4; 2008 г. – 13,9; 2009 г. – 13,6 и 2010 г. – 14,5 млрд. руб. По мере пересмотра и уточнения бюджетных заданий показатели 2008-2010 гг. скорее всего возрастут.
В структуре всех расходов Росводресурсов, предусмотренных в федеральном бюджете-2005, 44% занимали затраты по подразделу «Водные ресурсы», в бюджете-2007 – 53% и бюджете-2007 – 44% (оценка). За последние годы значительно возросли перечисления по разделу «Межбюджетные трансферты» – с 3809 млн.руб. в 2005 г. до 6242 млн.руб. в 2007 г. Их доля в общих расходах Федерального агентства водных ресурсов увеличилась соответственно с 40% до 55%. Величина и доля расходов, относимых к затратам раздела «Охрана окружающей среды», невысока (см. табл. 6.6).
Государственная политика в сфере использования и охраны водных ресурсов подразумевает постановку системы целей и тактических задач, достижение которых осуществляется через реализацию средне- и долгосрочных программ, мер и механизмов по гарантированному обеспечению экономики страны водными ресурсами, безопасности жизнедеятельности населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера, защиту ее внешнеэкономических, оборонных и геополитических интересов с учетом международных обязательств и требований устойчивого развития.
Цели и задачи Федерального агентства водных ресурсов как главного распорядителя средств федерального бюджета входят в систему целей и задач субъекта бюджетного планирования – Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Таблица 6.6. Расходы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с классификацией федерального бюджета на 2005–2007 гг., млн. руб.

 
Раздел и подраздел бюджета, статья расходов
2005 г.1
2006 г.1
2007 г.2
Всего
9455
10571
11451
в том числе:
 
 
 
Национальная экономика
5625
5660
5191
из них:
 
 
 
Водные ресурсы
4165
5564
5077
в том числе:
 
 
 
руководство и управление в сфере установленных функций
321
440
551
водохозяйственные мероприятия
3111
3148
2097
водоохранные и водохозяйственные учреждения
732
875
959
прикладные научные исследования и разработки
96
114
другие вопросы в области национальной экономики
1460
в том числе:
 
 
 
ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»
675
Непрограммные инвестиции в основные фонды
760
Охрана окружающей среды
21
59
7,8
Межбюджетные трансферты
3809
4852
6242
в том числе непрограммные инвестиции в основные фонды
2827
3629
3755
1Фактически в соответствии с утвержденным исполнением бюджета, см. сноску 3 в табл. 1–3
2В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ.
Указанные цели и задачи во многом реализуются через федеральные целевые программы (ФЦП) и аналитические ведомственные целевые программы (АВЦП). В частности, если в 2005 г. через эти программы проходило немногим более 11% всех бюджетных расходов Росводресурсов, то в 2007 г. через них расходовались практически все выделяемые средства. Параллельно следует отметить, что состав ФЦП, в которых предусматривалось участие Росводресурсов, в 2005-2007 гг. не был стабильным.
Результативность бюджетных расходов по водному хозяйству определяется по степени достижения целей, решения тактических задач, поставленных перед Агентством, по уровню показателей затрат и результатов водохозяйственной деятельности в отчетном и плановом периоде, эффективностью использования бюджетных расходов, а также теми мерами, которые Росводресурсы принимают для повышения качества бюджетного процесса.
Контроль за использованием средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования осуществляется ежеквартально на основе соответствующего государственного статистического наблюдения.
Федеральное агентство водных ресурсов в последние годы реализовывало мероприятия следующих Федеральных целевых программ:
I. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»:
-        подпрограмма «Водные ресурсы и водные объекты». Расходы на подпрограмму составили: 2003 г. – 137,7 млн. руб., 2004 г. – 239,3 млн. руб., 2005 г. – 860,2 млн. руб.;
-        подпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории». Расходы на подпрограмму составили: 2004 г. – 3,6 млн. руб., 2005 г. – 21,6 млн. руб.;
-        подпрограмма «Возрождение Волги». Расходы на подпрограмму составили: 2003 г. – 108,5 млн. руб., 2004 г. – 114,6 млн. руб.
В последующие годы реализация заданий в рамках этой программы была прекращена.
II. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года». Соответствующие расходы, реализуемые Агентством, составили: 2005 г. – 122,4 млн. руб., 2006 г. – 2,6 млн. руб.
III. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 и до 2010 года». Соответствующие затраты Агентства составили: 2005 г. – 4,4 млн. руб., 2006 г. – 414,0 млн. руб., 2007 г. (оценка) – 190,0 млн. руб.
IV. Федеральная целевая программа «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)». Расходы на мероприятия программы, реализуемые Агентством: 2004 г. – 10,9 млн. руб., 2005 г. – 24,8 млн. руб., 2006 г. – 12,0 млн. руб., в 2007 г. (оценка) – 18,15 млн. руб.
V. Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы». Расходы, реализуемые Агентством: 2006 г. – 135,9 млн. руб., 2007 г. (оценка) – 170,6 млн. руб.
VI. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года». Расходы Агентством в 2007 г. (оценка) – 3,0 млн. руб.
VII. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 годы. Расходы на мероприятия программы, реализуемые Агентством в 2007 г. (оценка) – 6,5 млн. руб.
Характерной особенностью 2005 г. являлся значительный объем непрограмных инвестиций (свыше 4,5 млрд. руб.). С 2006 г. финансирование непрограмной деятельности по Росводресурсам не предусматривается.
Как уже отмечалось, в 2006-2007 гг. многие мероприятия, не входящие в федеральные целевые программы, реализовывались в рамках аналитических ведомственных целевых программ: «Обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах»; «Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод»; «Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений». Сущность и основные характеристики этих ведомственных программ рассматриваются ниже.

Аналитическая ведомственная целевая программа «Обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах»
Данная программа направлена на решение тактической задачи «Сохранение водности рек и других водных объектов для удовлетворения потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах» (цель – «Обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов»).
Необходимость реализации программы связана с тем, что существующий постоянный или периодический дефицит водных ресурсов в промышленных и ряде южных регионов России, приводящий как к экономическим потерям, связанным с сокращением производства, так и социальной напряженности, связанной с перебоями в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Решение проблемы удовлетворения потребностей в водных ресурсах в ряде случаев требует нового водохозяйственного строительства. Количественный аспект связан с напряженностью водохозяйственного баланса.
Основная задача Росводресурсов сводится к обеспечению поддержания уровня водообеспеченности, в том числе за счет эффективного регулирования стока каскадами водохранилищ и водохранилищами комплексного назначения, оптимального перераспределения водных ресурсов системами межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, повышения эффективности использования водохозяйственных систем.
Принимая во внимание масштаб решаемых задач и многообразие факторов, влияющих на их решение, возможно выделить следующие основные причины, которые могут повлиять на выполнение программных мероприятий:
1)      проявления стихийных бедствий (паводков, оползней, селей и др.) влияющих на изменение параметров водохранилищ, а также на ухудшение состояния гидротехнических сооружений, могут вызвать необходимость перераспределения средств на выполнение мероприятий, не предусмотренных программой;
2)      изменение водного законодательства – Водным кодексом предусмотрена передача части полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам власти субъектов Российской Федерации, что может привести к некоторому изменению состава и сроков реализации мероприятий по охране водных объектов;
3)      недостаточное согласование в управлении использованием и охраной водных ресурсов с сопредельными странами на трансграничных водных объектах может отрицательно повлиять на водную экосистему и изменить программные показатели;
4)      отставание в проведении предпроектных и проектных разработок по строительству водохранилищ и систем водоподачи собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, от потребностей в наличии соответствующей проектной документации для обеспечения реализации объектов в составе программных мероприятий;
5)      на изменение сроков реализации программы могут оказать влияние также риски, связанные с изменением приоритетов социально-экономического развития регионов, макроэкономической ситуации, в результате которых могут измениться потребности конкретных территорий в водных ресурсах, которые в большой степени определяют состав мероприятий программы.
Объем финансирования рассматриваемой программы за счет средств федерального бюджета в рамках бюджета действующих обязательств должен был составить в 2007 г. 1,4 млрд. руб.
За счет бюджета принимаемых обязательств финансирование программы не предусмотрено.

Аналитическая ведомственная целевая программа «Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений»
Данная программа направлена на решение тактической задачи  «Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера» (цель – «Повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия»).
Необходимость реализации программы связана с тем, что подавляющее большинство гидротехнических сооружений составляют водоподпорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из них эксплуатируются без ремонта и реконструкции 30 и более лет и являются объектами повышенной опасности. Большинство гидротехнических сооружений представлены сооружениями IV класса капитальности (свыше 90% их общего числа), построенными, в основном, хозяйственным способом. Техническое состояние и связанная с ним аварийность гидротехнических сооружений определяются состоянием финансирования, наличием и квалификацией эксплуатационного персонала. Эксплуатация сооружений многими собственниками оценивается государственным надзором как неудовлетворительная.
Целью программы является обеспечение безопасного функционирования гидротехнических сооружений (в первую очередь водоподпорных) и снижение риска возникновения связанных с их авариями техногенных катастроф.
Причины возможных изменений графика реализации программы:
1)      общие причины: значительный срок эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, их естественное старение (большая часть сооружений находится в эксплуатации от 20 до 50 лет), отсутствие систематического надзора, недостаточное финансирование эксплуатационных расходов и соответственно несвоевременное выполнение ремонтных работ, изменения организационно-правовой формы управляющих организаций;
2)      прохождение больших (раз в 10-25 лет) и катастрофических (раз в 100-200 лет) паводков может привести к ухудшению состояния (вплоть до полного разрушения) гидротехнических сооружений, что может вызвать необходимость перераспределения средств на выполнение мероприятий, не предусмотренных программой;
3)      изменение законодательства в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и нормативных положений, касающихся определения состояния гидротехнических сооружений и надзора за ними.
4)      не выполнение собственниками и эксплуатирующими организациями требований Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»; отсутствие и недостаточная квалификация эксплуатационного персонала ГТС, осуществление в неполном объеме мониторинга ГТС, ненадлежащее проведение регламентных работ и ремонтов, некачественная подготовка сооружений к пропуску паводков;
5)      отставание в проведении предпроектных и проектных разработок по реконструкции и ремонту ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, от потребностей в наличии соответствующей проектной документации для обеспечения реализации объектов в составе программных мероприятий.
График реализации программы по указанным причинам может быть не выполнен в полном объеме. Программа потребовала объемов финансирования за счет средств федерального бюджета за счет бюджета действующих обязательств в 2007 г. в объеме 3,6 млрд. руб.
За счет бюджета принимаемых обязательств финансирование программы не предусмотрено.

Аналитическая ведомственная целевая программа «Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод»
Данная программа направлена на решение тактической задачи «Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера» (цель – «Повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия»).
Осуществление мероприятий программы необходимо для решения проблемы, связанной с тем, что в России площадь паводкоопасных территорий составляет 400 тыс. км2, из них наводнениям с катастрофическими последствиями подвержена территория в 150 тыс. км2, где расположены 300 городов, десятки тысяч населенных пунктов, большое количество хозяйственных объектов, более 7 млн. га сельскохозяйственных угодий.
Обострение проблемы наводнений непосредственно связано с прогрессирующим старением основных фондов водного хозяйства вследствие постоянного уменьшения объемов капиталовложений в водную отрасль в течение последних 10 лет. Ухудшение технического состояния напорных гидротехнических сооружений резко увеличивает риск их разрушений во время паводков и половодий. Дополнительными факторами риска антропогенного характера является изменение характера стока на хозяйственно освоенных и подвергнутых трансформациям водосборных территориях; хозяйственное освоение паводкоопасных территорий в нижних бьефах гидроузлов и размещение там хозяйственных объектов и жилья; стеснение живого сечения потока рек. Все это приводит к наводнениям с тяжелыми и катастрофическими последствиями, нанесению значительного ущерба объектам экономики, здоровью людей и к человеческим жертвам.
Целями программы является снижение риска и последствий нарушения жизнедеятельности человека вследствие наводнений и другого вредного воздействия вод.
График реализации программы в полном объеме может сдвинуться как минимум на год, для осуществления мероприятий в условиях наступления описанных выше рисков.
Объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета за счет бюджета действующих обязательств в 2007 г. составил по оценке 2007 г.4,9 млрд. руб. За счет бюджета принимаемых обязательств финансирование Программы не предусмотрено.

АВЦП «Обеспечение полномочий субъектов Российской Федерации в сфере водных отношений»
Данная программа направлена на реализацию тактической задачи  «Создание условий для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в сфере водных отношений» (Цель. «Создание условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды»).
Цель программы – повышение эффективности осуществления субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в сфере водных отношений
Объем финансирования программы составил за счет средств федерального бюджета за счет бюджета действующих обязательств в 2007 г. по оценке 1,1 млрд. руб. За счет бюджета принимаемых обязательств финансирование программы не предусмотрено.
Объем непрограммной деятельности Росводресурсов в 2004-2005 гг. составлял:
-        2004 г. – 1,4 млрд. руб.,
-        2005 г. – 8,4 млрд. руб., в том числе непрограммные инвестиции – 4,5 млрд. руб.
Начиная с 2006 г. финансирование непрограммной деятельности не предусматривается.
Оглавление доклада
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.