Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Результаты финансирования водоохранных работ

В 2007 г. итоги выполнения мероприятий были в целом адекватны предусмотренным планово-прогнозным показателям, имеющим численное выражение. Выделенные бюджетные средства, как в рамках ФЦП, так и в рамках ведомственных целевых программ были освоены, что позволило обеспечить выполнение основных показателей водохозяйственной деятельности.
Эффективность достижения цели «Обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов», характеризуется таким показателем, как прирост водоотдачи водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения. Данный индикатор систематически повышается и составил по оценке в 2007 г. 1,04% к общему объему водохранилищ комплексного назначения, расположенных в вододефицитных регионах. В целом это показывает результативность вложения средств федерального бюджета в данный сегмент водного хозяйства.
География выполнения работ по строительству, восстановлению и реконструкции гидроузлов, регулирующих емкостей и систем водоподачи диктуется степенью нехватки водных ресурсов в конкретных районах речных бассейнов и территорий субъектов Российской Федерации.
Работы осуществляются как в вододефицитных регионах (Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Челябинская и Свердловская область), так и в вододефицитных районах и территориях, расположенных в целом благополучных в водноресурсном отношении субъектов Российской Федерации (Чувашская Республика, Оренбургская, Курская, Московская, Саратовская, Тамбовская области).
В частности, 2005–2006 гг. введены в эксплуатацию 22 водохранилища общей емкостью 94 млн. м3, в том числе 9 водохранилищ в Свердловской области. Их создание в значительной степени решило проблему питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ряда поселений области.
Кроме того, в 2005–2006 гг. введены в строй водозаборный узел на р. Самур у с. Куйсун и объединенный канал от водозаборного узла до Самур-Дербентского канала в Магарамкентском районе Республики Дагестан с максимальным объемом водоподачи 1040 млн. м3/год. Ввод сооружений в эксплуатацию позволил снизить напряженность в вопросах, связанных с неурегулированностью отношений с Республикой Азербайджан по делению водных ресурсов пограничной р. Самур, которая на большем протяжении протекает по территории России и только в среднем течении на протяжении 38 км является пограничной с Азербайджаном (сток реки на 96% формируется на территории России). Недостаточные квоты, выделенные в распоряжение Республики Дагестан, привели к практическому замораживанию площадей орошаемых земель на уровне 70-х годов (50–55 тыс. га), при ирригационном фонде 155 тыс. га. Это явно недостаточно для обеспечения современных потребностей населения и экономики южных районов республики, а тем более, для ее перспективного развития.
Планируемый к 2010 г. вывод сооружений на полную мощность обеспечит потребности водоснабжения и орошения земель 9 административных районов, 94 колхозов, 72 совхозов, 2547 фермерских хозяйств Южного Дагестана.
Следует иметь в виду, что при расчете показателя принимаются во внимание только искусственные емкости и системы водоподачи, созданные при участии Росводресурсов. В этой связи в основу расчета соответствующего процента берется полезный объем водохранилищ, находящихся в оперативном управлении Росводресурсов и расположенных в соответствующих субъектах Российской Федерации, поскольку данный показатель характеризует деятельность Агентства. Такой подход имеет место, несмотря на то, что задача увеличения используемых запасов водных ресурсов является межведомственной и вложение средств в ее решение должны осуществлять другие федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решение задачи «Сохранение водности рек и других водных объектов для удовлетворения потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах» также характеризуется достижением показателей обеспеченности проектной (нормативной) емкости и водоподачи гидроузлов и водохозяйственных систем комплексного назначения. Успешная реализация программных мероприятий позволит повысить этот показатель с 7,6% в 2006 г. до 11,5% в 2007 г. и до 16,5% в 2008 г. Приведенные цифры показывает в целом высокую эффективность бюджетных затрат.
Степень достижения цели «Создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов» оценивается через показатель соответствия фактических объемов водозабора величине утвержденных лимитов. Поддержание величины этого показателя осуществляется примерно на уровне 98%.
Для оценки степени решения задачи «Создание условий для повышения эффективности использования водных ресурсов и объектов» применяется ряд показателей характеризующих эффективность системы учета воды и сброса сточных вод, выполнения установленных лимитов водопотребления, организации деятельности по предоставлению в пользование водных объектов и водохозяйственную деятельность по трансграничным водным объектам. Финансово на достижение этих показателей Агентство влиять не может. Основные административные рычаги влияния на их достижение являются прерогативой Росприроднадзора. Тем не менее, планируемое осуществление мониторинга водопотребления и водоотведения, создание системы государственного водного реестра и положительная практика взаимодействия территориальных органов Росводресурсов и Росприроднадзора позволяет прогнозировать достижение этих показателей в полном объеме.
Степень достижения цели «Повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия» оценивается посредством снижения доли аварийных ГТС и увеличения доли водохозяйственных участков поверхностных водных объектов, класс качества которых повысился. Данные показатели улучшаются, определяя эффективность вложения бюджетных средств в решение тактической задачи «Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера».
В целом общественная и экономическая эффективность затрат на проводимые водохозяйственные мероприятия определяется предотвращенным ущербом, синергетическим эффектом от скорейшего ввода и безаварийного функционирования социально-значимых объектов жизнеобеспечения, а также гидротехнических сооружений, оказывающих влияние на условия функционирования важных объектов экономики и социальной сферы.
Реализация планируемых водохозяйственных мероприятий в значительной степени позволит решить проблему обеспечения экономики страны и населения водными ресурсами, повысить уровень водообеспечения территорий с дефицитом водных ресурсов, обеспечить экологически приемлемое состояние водных объектов и создать благоприятные условия для проживания и отдыха населения. Таким образом, обеспечивается сохранение, прирост эксплуатационных запасов и повышение качества водных ресурсов. В свою очередь это определяет снижение затрат на водоподготовку в промышленности и коммунальном хозяйстве, рациональное размещение и развитие производительных сил, повышение продовольственной безопасности страны. Последнее связано с увеличением производства сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях и созданием благоприятных условий для воспроизводства рыбных и других водных биологических ресурсов, а также улучшением экологического состояния водных объектов.
Снижение ущербов экономике и населению от наводнений выражается в: увеличении сроков службы зданий и сооружений; повышении объема получаемой сельхозпродукции; обеспечении безопасности жизнедеятельности населения и бесперебойности функционирования объектов экономики и социальной сферы (в т.ч. транспорта, системы водоснабжения и водоотведения, электрических, телекоммуникационных сетей); снижении ущербов от подтопления, наносимого зданиям, коммуникациям, и нарушений гидрогеологической среды.
За период 2003–2006 гг. было реконструировано и отремонтировано 416 потенциально опасных ГТС. Указанные работы осуществляются во всех субъектах Российской Федерации, на территории которых находятся потенциально опасные ГТС.
В период 2007 г. в этом направлении проведена определенная работа. В последующие годы планируется продолжить реконструкцию и ремонт порядка 1100 потенциально опасных гидротехнических сооружений, что позволит обеспечить снижение доли аварийных ГТС на 5,8% от общего количества ГТС поднадзорных Минприроды России.
В частности обеспечение безаварийной работы сооружений Краснодарского водохранилища, емкостью 2,8 км3, напор плотины которого составляет 16,5 м, обеспечивает безопасность более 300 тыс. жителей и функционирование объектов экономики на территории площадью 600 тыс. га в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Авария гидроузла может принести материальный ущерб порядка 260,0 млрд. руб. Кроме того, безаварийная эксплуатация гидроузла обеспечивает непосредственное водоснабжение более 100 тыс. человек.
В 2004–2006 гг. Росводресурсами обеспечено строительство сооружений инженерной защиты от вредного воздействия вод протяженностью порядка 300 км в 65 субъектах Российской Федерации, снизивших угрозу нарушения жизнедеятельности для более чем 1,5 млн. человек.
При этом преимущественно работы осуществляются в наиболее проблемных, с точки зрения негативного воздействия вод, Дальневосточном и Южном федеральных округах.
В частности, в 2006 г. завершено строительство инженерной защиты левого берега р. Амура в районе г. Хабаровска. Строительство этого объекта позволило обеспечить стабилизацию участка российско-китайской границы и сокращение приграничных притязаний КНР к России.
Осуществляются работы и на проблемных участках рек в других регионах. В частности завершено строительство сооружений по защите городов Городец и Балахна (1 очередь) на р. Волге.

До 2010 г. планируется построить (с учетом, что в перечень объектов Федеральной адресной инвестиционной программы на этот период включаются только ранее начатые строительством объекты) еще более 270 км берегозащитных и противопаводковых сооружений капитального характера. В частности, планируется завершение работ по стабилизации русла пограничной с Китаем реки Туманной в Приморском крае на протяжении 17,6 км. Ожидается, что это предотвратит потерю порядка 30 км2 российской территории.
Оглавление доклада

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.