Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Экономика стран Восточной Европы в 1991 году

Итоги 1991 г. показали, что коренная перестройка экономики в этих странах проходила с более высокими экономическими и социальными издержками, чем ожидалось при разработке реформ.
По оценкам, снижение валового внутреннего продукта в странах Восточной Европы составило за год 15-16%. Превысили намеченные показатели масштабы спада производства, роста инфляции и безработицы, падения уровня жизни.
Помимо собственно экономических, системных факторов развития кризиса негативное влияние на экономическую политику оказывали политические: разногласия правительств и парламентов, нарастание социального недовольства, центробежные тенденции в федеральных государствах (переросшие в Югославии в военный конфликт).
 
1. Основные тенденции развития материального производства
 
При всем разнообразии каждой из стран Восточной Европы можно выделить ряд общих закономерностей развития материального производства.
В силу инеpционности, свойственной постсоциалистическим экономикам, спад производства не сопровождался выраженными структурными изменениями. Влияния частного сектора было недостаточно для придания экономике положительной динамики. В наибольшей степени падение производства сказалось на отраслях, ориентированных на экспорт в страны бывшего СЭВ.
Наиболее сильный спад переживала инвестиционная сфера, ограничивая перспективы обновления производства в ближайшем будущем.
Сильнее всего понизились капиталовложения в основные фонды, меньше - в новую технику, что связано с активностью частного сектора.
Не произошло улучшения на микроуровне. Усиливалась неплатежеспособность предприятий, их банковская и коммерческая задолженность. После либерализации цен происходило кратковременное улучшение положения предпpиятий-монополистов. Крупные промышленные предприятия, главным образом в тяжелой, химической промышленности, добывающих отраслях в результате повышения цен располагали средствами для выплаты заработной платы, платежей в бюджет. Затем в связи с резко сузившимся рынком, усилением конкуренции со стороны импортеров, инфляционным ростом издержек производства, ограниченных возможностей экспорта большинство из них оказались в кризисной ситуации.
В ряде стран налоговое бремя оказалось очень высоким: в Польше уровень отчислений от прибыли составлял 89%, причем в некоторых отраслях объем платежей превышал балансовый итог, в Югославии - 69%; в Болгарии и Венгрии общая налоговая ставка составляла 40%. Наиболее "дорогие" кредиты были в Польше и Болгарии - ставки госбанков по кредитам на рефинансирование достигали в Польше в первом квартале 72%, во втором 50-60%, к сентябрю произошло снижение до 41,9%; в Болгарии при установленной первоначально ставке в 45%, после девальвации лева с целью противодействия инфляции она была повышена до 52%, затем в условиях углубления кризиса было принято решение вновь вернуться к 45%-ной ставке. В таких условиях возрастала круговая задолженность предприятий, коммерческий кредит чаще всего предоставлялся на беспроцентной основе. Адаптация к жесткой налоговой и кредитной политике выразилась в снижении предприятиями производства и занятости и повышении цен.
 
2. Промышленность Восточной Европы в 1991 г.
 
Несмотря на различия в сценариях реформ - от варианта "шоковой терапии" в Польше до политики постепенных преобразований в Венгрии - масштабы и тенденции падения производства были приблизительно одинаковы.
В Польше наибольшие темпы падения производства сохранялись в легкой промышленности и машиностроении и составили за 9 мес. 1991 г. по сравнению с дореформенным 1989 г. 48 и 41%. Меньше всего производство снизилось в пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Занятость в промышленности упала в 1990-1991 гг. на 13%, производительность труда в сентябре текущего года была на 12% ниже, чем в том же периоде прошлого года. Продукция строительства снизилась за 9 мес. в общественном секторе на 17%, в частном возросла на 30%. Продолжали уменьшаться транспортные перевозки: за 9 мес. их объем снизился на 23%.

Таблица 1. Индексы объема промышленного производства в Польше (соответствующий период 1990 г.= 100)
 

Отрасли
янв.
февр.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
сент.
Промышленное производство, всего
92.0
93.9
92.0
90.5
82.1
83.8
84.3
77.9
79.6
топливно-энергетический комплекс
86.8
99.5
91.7
93.2
96.2
91.9
90.8
88.5
87.5
металлургия
87.6
84.7
86.8
76.1
81.7
79.6
77.9
62.0
72.5
химическая
92.3
97.4
101.3
98.7
79.9
80.6
80.5
75.3
77.5
электромашиностроение
91.2
81.4
75.9
80.6
65.4
72.5
69.7
79.8
65.1
 легкая
89.6
100.7
95.2
89.1
72.5
80.1
76.4
72.6
75.9
 пищевая
104.7
107.3
107.5
100.0
90.9
92.5
97.6
91.1
91.2
 
В Венгрии за 8 мес. производство снизилось на 18,3% к уровню прошлого года, причем в августе (по отношению к августу 1990 г.) - на 29%. Наибольший спад переживало машиностроение - 31,9% (в т.ч. сложное 43,2%, производство стройматериалов - 30,8%, металлургия - 24,8%, текстильная промышленность - 32,1%, кожевенно-обувная - 25,3%.

Таблица 2. Индексы промышленного производства в Венгрии (соответствующий период 1990 г.= 100)

Отрасли
I
I-П
I-Ш
I-IV
I-V
I-VI
I-VП
I-VШ
Промышленность,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
всего
90.6
90.0
87.7
86.7
85.0
83.4
83.2
81.7
71.0
горнодобывающая
95.6
100.1
93.9
94.2
95.9
98.2
98.2
96.8
85.6
электроэнергетика
99.7
101.8
101.5
100.0
98.7
97.1
96.2
94.9
85.6
машиностроение
82.6
83.1
77.1
73.6
71.2
69.1
69.3
68.1
59.2
    в т.ч.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
электромаш.
80.8
78.3
76.6
73.8
74.4
75.4
74.3
74.5
 
    сложное
103.9
111.0
70.7
64.9
62.6
58.4
57.4
56.8
51.4
 производство
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 стройматер.
78.6
72.7
69.9
69.1
69.1
70.3
69.8
69.2
64.9
 химическая
97.3
94.5
95.9
94.8
72.7
90.2
88.0
86.2
72.8
 легкая
88.8
88.2
82.9
82.2
80.2
79.1
78.5
77.0
66.5
 пищевая
90.2
93.7
93.0
92.5
91.6
90.3
91.9
91.5
88.7
 
В меньшей степени спад производства затронул базовые отрасли и пищевую промышленность. Занятость в промышленности снизилась за 8 мес. на 12,2%, производительность труда - на 7%.
В Югославии кризисные тенденции с началом военных действий приобрели катастрофический характер. Объем производства за 8 мес. снизился на 17%, в августе - на 25% по отношению к тому же периоду прошлого года. Наряду с продолжающимся ухудшением ситуации в отраслях-экспотерах (в машиностроении объем производства снизился в августе на 50%, текстильной промышленности - на 46%, кожевенно-обувной - на 46%, резко ухудшилось положение в базовых отраслях: железнорудной на 68, переработке угля - на 56, черной металлургии - на 37%. Снижение занятости составило 7%. Перевозки грузов уменьшились на 17%.

Таблица 3. Индексы объема промышленного производства в Югославии (среднегод. за 1990 г.= 100)
 

Отрасли
янв.
февр.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
янв.- авг.
Промышленность, всего
84
83
89
87
87
84
72
74
83
электроэнергетика
116
107
110
102
105
90
84
87
102
добыча угля
97
92
100
87
77
78
82
77
87
переработка угля
81
74
67
61
53
46
40
44
55
нефтедобыча
109
101
103
99
84
80
87
84
96
переработка нефти
93
89
71
62
74
89
78
80
80
производство железн.руды
71
62
41
117
100
71
32
22
60
производство цвет.мет.
91
85
93
95
94
85
83
84
88
машиностроение
59
66
81
70
69
59
61
50
64
химическая
85
89
92
95
91
92
72
80
86
деревообр.
88
90
90
91
91
89
96
101
88
текстильная (ткани)
73
74
83
85
80
79
55
54
70
кожевенно-обувная
78
76
74
68
66
62
46
54
63
пищевая
80
78
82
82
85
86
82
85
84
 
В Болгарии только за 6 мес. текущего года спад производства составил 22%; при этом на пятой части промышленных предприятий - 20-40%. Наиболее сильное сокращение производства происходило в электронной, электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроении. Особенно неблагоприятное положение сложилось в пищевой промышленности (спад - 50%) и в энергетике, состояние которой характеризовалось как катастрофическое. Спад производства вызван помимо таких причин как трудности реализации продукции, и заключения договоров, неплатежеспособностью предприятий, дефицитом сырья, материалов, комплектующих изделий.
В Чехословакии также за 1 полугодие падение производства составило 17%. Сокращение производства началось с отраслей, производящих предметы потребления, затем усилились темпы сокращения производства в машиностроении, электротехнической промышленности, цветной металлургии. Наиболее сильное снижение уровня (30%) в этот период наблюдалось в легкой промышленности и цветной металлургии. Объем продукции строительства снизился на 26%, объем грузоперевозок (на железнодорожном транспорте) - на 21%.
В условиях нарастания кризиса усилились требования со стороны руководителей предприятий и депутатов парламентов в отношении проведения новой промышленной политики, оказания мер поддержки предприятий.
В Болгарии часть задолженности предприятий была переведена в государственный долг, по части задолженности предусмотрена отсрочка. Создан фонд (800 млн.лев) для обеспечения льгот по банковским кредитам. (Условием помощи является разработка предприятием программы финансового оздоровления).
Проведения антикризисных мероприятий в промышленности предполагается и в Польше, Чехословакии и Венгрии. Определен круг предприятий, прежде всего предприятий-экспортеров в страны бывшего СЭВ, которым на определенный период обеспечивается государственная поддержка. Разрабатывается механизм списания и выплаты задолженности предприятий.
 
3. Сельское хозяйство Восточной Европы в 1991 г.
 
В соответствии со стратегией реформирования экономики сельское хозяйство было поставлено в равное положение с другими секторами. В новых условиях ухудшилось положение как общественных предприятий, так и мелкого частного хозяйства. В связи с резко возросшими издержками упала рентабельность производства. Сократились закупки в государственные фонды. В аграрных районах усиливалось высвобождение занятых. Несмотря на принятые законодательные акты, предусматривающие право частной собственности на землю в странах, где преобладало общественное производство, в 1991 г. не произошло значимого расширения частного сектора.

Таблица 4. Закупки сельскохозяйственной продукции в Венгрии, Польше и Югославии
 

 
янв.
февр.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
Венгрия*
закупки, всего
...
...
85.0
87.0
86.3
82.7
73.7
77.6
в т.ч.продукции
 
 
 
 
 
 
 
 
растениеводства
...
...
40.5
44.8
47.6
39.9
43.5
60.7
животноводства
...
91.6
88.0
89.4
88.3
86.6
84.4
84.6
Польша
закупки уб.скота
77.8
66.4
86.9
89.0
81.9
90.8
83.4
75.8
закупки зерна
121.8
11.6
109.6
109.7
109.6
11.5
9.9
48.2
Югославия
закупки,всего
63
54
63
59
57
59
 
 
* за периоды с января
В целях смягчения кризисной обстановки правительствам пришлось пойти на увеличение помощи сельскому хозяйству. В Польше увеличение дополнительных бюджетных ассигнований на сельское хозяйство составило 1,4 блн. зл.; отрасли, обслуживающие сельское хозяйство, получили 300 млрд. зл. В Болгарии из бюджета было выделено 900 млн.лев. на дотации к закупочным ценам и льготам по кредитам, в Венгрии - на финансирование закупок - 2 млрд.фор..
Несмотря на субсидии, основная масса сельскохозяйственных производителей остро ощущала нехватку средств. В связи с этим начавшаяся переориентация в сторону наименее капиталоемких производств усилила структурные диспропорции.
В Болгарии снижение сельскохозяйственного производства уже к концу первого полугодия составило 18-20%. Были значительно сокращены посевные площади (по кукурузе на зерно на 75%, фасоли - 52, рису - 50, подсолнечнику - 14). В начале года положение сельскохозяйственных предприятий резко ухудшилось в связи с низкими закупочными ценами. Предприятия отказывались продавать продукцию монополистам - перерабатывающей промышленности и торговле. Споры вокруг закупочных цен продолжались до середина года, когда правительство зафиксировало новые закупочные цены.
В Венгрии сельское хозяйство, как отрасль в значительной степени ориентированная на экспорт (оно дает 1/4 венгерского экспорта), в наибольшей степени столкнулись с кризисом перепроизводства. Закупки сельскохозяйственной продукции снизились за 8 мес. на 22,4%, в том числе продукции животноводства - на 15,6%, растениеводства - на 29,3%. При этом сельское хозяйство производит в 1,5 раза больше продукции, чем это нужно для внутреннего потребления. На 1991 г. были установлены гарантии экспорта в СССР: 80% цены производители получали сразу, при условии выплаты оставшейся части в случае сокращения посевных площадей под пшеницу.
В Чехословакии в начале года произошло резкое ухудшение условий хозяйствования предприятий, связанное с низкими закупочными ценами: закупочные цены в январе были на уровне 1989 г., затем они были несколько повышены. При этом, цены на товары, формирующие издержки производства, сильно возросли. Общие убытки составили почти 9 млрд.крон.
Закупки сельскохозяйственной продукции в первом полугодии упали на треть. В соответствии с принятыми решениями о регулировании сельскохозяйственного рынка государство закупает образовавшиеся излишки продукции. Однако в 1991 году предполагалось закупить только 13% от ожидаемого урожая зерновых. Кризис в сельском хозяйстве особенно ударил по Словакии, значительная часть производства которой сосредоточена в аграрном секторе. Здесь особенно остро стоят проблемы с излишками мяса, молока, масла и других продуктов. Кроме того, на словацкий рынок оказывает давление более дешевая продукция из Чешской республики.
В Югославии до начала войны аграрная сфера представляла собой поле наименее согласованных действий правительств на республиканском, краевом и федеральном уровне. Из-за отсутствия единой сельскохозяйственной политики федеральное правительство приняло ряд противоречивых по своему характеру мер. С одной стороны с помощью субсидий фактически поддерживались существующие отношения в сельском хозяйстве, с другой, - интервенционные меры действовали в направлении снижения цен на продовольствие. Бюджетные субсидии (хотя и в урезанном виде) были сохранены для финансирования весенних работ, поддержания уровня защитных закупочных цен, льготных кредитов; продолжалось финансирование излишком. К накоплению нереализованной продукции у республик-поставщиков привело также закрытие республиканских рынков. В этом же направлении действовало решение правительства о реализации продукции из товарных фондов и закупленной по импорту по более низким ценам с целью сбить цены на внутреннем рынке.
 
4. Социальное положение населения Восточной Европы
 
Кризисные явления в экономике, усиление безработицы, падение уровня жизни населения, инфляция вели к возрастанию социальной напряженности в обществе.
Происходило снижение реальных доходов, нарастали процессы социального расслоения; среди экономически активного населения наиболее сильно снижались реальные доходы крестьянства.
Уровень безработицы в Польше в сентябре составил 10,4%, Болгарии - 8, Венгрии - 6%. В Чехословакии уровень безработицы в июне составлял 3,8%, при этом безработицы значительно сильнее была в Словакии (6,3%), чем в Чехии (2,6%).
Для стабилизации обстановки правительства были вынуждены принимать меры, противодействующие безработице: поддержка ряда предприятий, в основном экспортеров, кредитные и налоговые льготы для предприятий, поддерживающим занятость и создающим новые рабочие места, введение сокращенного рабочего дня, помощь в создании новых рабочих мест.
 
5. Внешняя торговля
 
В основных чертах реформа сферы внешней торговли свелась к следующему: отказ от режима государственной внешней торговли, ее демонополизация и либерализация, переориентация на рынки развитых и новых индустриальных государств. В отношениях с ранее традиционными партнерами - странами бывшего СЭВ был осуществлен переход к расчетам в СКВ по мировым ценам. Основные задачи, которые должна была решить внешняя торговля - выход на новые рынки и через экспорт пополнение валютных резервов, создание конкурентной среды для отечественных предприятий путем либерализации импорта, обеспечение стабильных источников энергии и сырья.
Переход к свободной торговле означал для стран Восточной Европы получение режима благоприятствования в отношениях с ЕЭС и США, возможность беспрепятственного направления товаров на рынки этих стран. Ограничения во внешней торговле связаны с квотированием экспорта по международным договорам (в частности, продовольственных товаров в ЕЭС) и установлением таможенных тарифов для регулирования структуры и объемов импорта. Предельные минимальные цены на импортируемые товары определяются главным образом для основных продуктов питания, сырья, топлива.
Для новых форм торговли потребовалось соответствующее инфраструктурное обеспечение: в 1991 г. активно формировалась сеть обслуживания внешнеторговой деятельности - частные и приватизированные предприятия транспорта и связи, банковские и страховые учреждения.
Происходило улучшение структуры экспорта и импорта: уменьшение сырьевого экспорта, увеличение импорта товаров, направляемых на доработку и переработку с последующим экспортом готовой продукции или полуфабрикатов. Сдерживает экспортную экспансию невысокая конкурентоспособность основной массы восточно-европейской продукции на западных рынках.
В общей структуре экспорте произошло увеличение операций за СКВ и замирание торговли за переводные рубли. Так, в Польше в августе экспорт и импорт в "рублевую" зону составляли только 2% от уровня прошлого года. Темпы роста импорта за СКВ превышали темпы роста экспорта; при стабильном курсе национальных валют по отношению к СКВ в условиях роста инфляции рентабельность экспорта падала. После произведенных корректировок курса в Польше, Болгарии, Венгрии и Югославии происходило оживление экспорта.
Разрыв традиционных связей, и прежде всего с СССР, болезненно сказался на многих отраслях. Именно отрасли, ориентированные ранее на экспорт в страны СЭВ и строившие свое производства в соответствии со стандартами и технологиями этих стран, переживали в 1991 г. наибольший спад производства (машиностроение, легкая промышленность, кожевенно-обувная). Неплатеже­способность импортеров отрицательно сказывалась на ликвидности предприятий, приводила к потерям капитала вследствие неоплаченных поставок и накопления запасов.
Распад СЭВ внес свой вклад также и в рост инфляции и безработицы. Убытки, понесенные предприятиями заставляли их сокращать производство и занятость. Переход к торговле за СКВ по мировым ценам привел к существенному возрастанию издержек производства прежде всего в связи с ростом цен на сырье и топливо.
Либерализация импорта, рассматривавшаяся как средство сдерживания инфляции, не выполнила этой задачи, вызвав в то же время недовольство отдельных групп производителей.
Таким образом, быстрое открытие экономики в условиях неконкурентоспособности основной массы национальной продукции усугубляло развитие кризисных тенденций. Особенно заметно этот процесс проявился в Польше и Югославии (еще до начала войны), где степень либерализации внешнеторговой сферы была наиболее высокой.
В этих условиях уже весной 1991 г. произошла обратная переориентация внешнеторговой деятельности. Сначала на рынки ближайших соседей, и прежде всего, советский обратились предприятия и внешнеторговые фирмы, осуществляющие операции фактически на бартерной основе, а затем внешнеторговая политика подверглась пересмотру на высшем уровне. Летом-осенью были заключены межправительственные договора между восточно-европейскими странами и СССР о расширении индикативных списков товаров и торговле в национальной валюте по долларовому курсу.
Тенденция к новой интеграции просматривается в заключенной в сентябре договоренности Венгрии, Польши и Чехословакии об устранении политических и торговых барьеров между этими странами и свободному переливу товаров и капитала.
В отношении бывшей советской стороны можно выделить следующие направления внешнеторговой политики восточно-европейских стран: поддержка предприятий-экспортеров, прежде всего машино­строительных, имеющих важное значение для экономики; поддержка экспорта продовольствия в связи с накоплением излишков сельскохозяйственной продукции; сохранение сырьевой структуры импорта. В последнее время активизировались также поиски поставщиков сырья из развивающихся стран. В частности, рассматривается возможность строительства нефтепровода из Ирана в среднюю и западную Европу и обеспечения иранской стороной объемов поставок из СССР.
 
6. Денежно-финансовая сфера Восточной Европы
 
Процессы в денежно-финансовой сфере существенно различались по странам. Расхождения отмечены в темпах движения и структуре денежной массы, динамике денежных доходов, сбережений и расходов населения, кредитной политике, состоянии валютных резервов и государственного долга. Сходные тенденции проявились в движении цен и состоянии бюджета.
 
Цены
 
После либерализации цен основная их масса образуется свободно на договорной основе и в соответствии с ценами на мировом рынке. Масштабы регулирования цен различны. В Венгрии регулируемые цены составляют около 50%, в Польше - 11%. В систему регулируемых цен, прежде всего, входят цены на топливо, электроэнергию, лекарства, продовольствие, недвижимость. Практикуется установление минимальных цен на некоторые виды продукции по импорту (прежде всего продовольствие) для защиты внутреннего рынка. В целях борьбы с инфляцией нормативными актами предусмотрен ряд правил, противодействующих необоснованному повышению цен: устанавливаются лимиты прироста цен, затрат, нормы прибыли.
Меры ограничительной денежной и фискальной политики не смогли удержать инфляцию в намеченных рамках. После либерализации рост цен замедлялся, на потребительском рынке это в значительной степени определялось незначительным ростом цен на продовольствие. Вместе с тем сохранение монополии производителей, повышение цен на топливо и электроэнергию в середине года, девальвация национальных валют (в Польше, Югославии, Болгарии, Венгрии) обусловили развитие инфляции. В Болгарии после либерализации цены возросли в среднем в 2,5-3 раза, к концу года - примерно в 5 раз, в Чехословакии после освобождения цен прирост составил 25-30%, в июле (по потребительским ценам) - 50%; в Ш квартале удалось сдержать рост розничных цен. В августе цены выросли по отношению к августу прошлого года в Венгрии на 36%, в Польше на 67% (на 40% за 8 мес.) В Югославии в первом полугодии темпы инфляции примерно соответствовали запланированным; с развязыванием военного конфликта, огромными масштабами дефицитного финансирования федерального и республиканских бюджетов укрепились тенденции возвращения к гиперинфляции.

Таблица 5. Индексы цен в Польше (соответствующий период 1990 г.= 100)
 

Цены
янв.
февр.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
сент.
Промышл-ти
157.6
151.6
150.7
149.9
149.5
152.2
151.3
149.5
146.1
Закупочные
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 на зерно
104.0
92.7
102.2
103.7
104.9
97.7
93.6
95.9
95.3
 на КРС
196.6
204.9
187.1
136.4
129.3
128.0
116.4
114.8
114.3
Строительно-монтажных работ
184.1
161.6
151.1
151.0
148.8
148.8
141.5
140.9
140.2
Потребительские
194.9
180.0
181.8
171.0
167.8
172.4
168.3
167.6
...
(к дек.1990)
112.7
120.3
125.7
129.1
132.6
139.0
139.1
140.0
...

Таблица 6. Индексы цен в Венгрии (предыдущий период = 100)
 

Цены
янв.
февр.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
Промышленности
...
108.4
103.6
101.7
100.6
100.6
100.5
101.1
Закупочные  
...
...
103.0
101.5
102.8
102.1
100.5
99.5
Потребительские
107.5
104.9
103.7
102.4
102.2
102.1
100.9
100.2

Таблица 7. Индексы цен в Югославии (среднегодов.1990 г. = 100)

Цены
янв.
февр.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
Промышленности
121
133
138
143
166
180
191
208
Сельск. хоз-ва.
120
122
129
138
161
166
...
...
   Розничные
128
140
145
152
170
187
198
214
Потребительские
131
146
150
157
177
192
201
202
 
Бюджет
 
В сфере государственных финансов принципиальные изменения были произведены в области формирования и расходования государственного бюджета, взаимоотношений местных и центральных бюджетов, банковской структуре, взаимоотношениях центральных банков с правительством. Было значительно сокращено количество внебюджетных фондов, предоставлена автономия местным бюджетам.
Общей тенденцией в процессе реформирования экономики стало увеличение поступлений в бюджет после либерализации цен с последующим - по мере углубления кризисных явлений - падением доходов.
Если 1990 год в Польше завершился положительным итогом госбюджета, то к сентябрю бюджетный дефицит (с учетом обслуживания внешнего долга) составлял 20 трл. зл. против намечавшихся на 1991 г. 8,8 трл. При уменьшении поступлений были значительно превышены расходы на социальное обеспечение и жилищное строительство. Дополнительные ассигнования получила аграрная сфера.
В Болгарии к середине года в бюджет поступила только половина из запланированных на этот период средств. Правительству пришлось пойти на увеличение регулируемых цен, ужесточение налоговой политики, дефицитную эмиссию в размере 1,3 млрд.лев.
В Венгрии в 1990 г. удалось значительно снизить дефицит госбюджета, однако с начала 1991 г. вновь появилась тенденция к его увеличению. В первом полугодии дефицит составлял 51,3 млрд. фор. при запланированном на год в размере 78,8 млрд. фор.
В Чехословакии в течение первого полугодия происходило нарастание положительного итога госбюджета. Основную роль в увеличении поступлений сыграли отчисления от прибыли после либерализации цен. Доходы от налога с оборота снижались. На фоне спада производства и более высокого, чем ожидалось, роста цен в конце первого полугодия правительство приняло решение об использовании бюджетной политики для оживления спроса. В бюджете были проведены корректировки: увеличены дотации на инвестиции, потребление топлива и электроэнергии, ассигнования на здравоохранение и образование, увеличена заработная плата в бюджетной сфере. Существенного оживления экономики не произошло, со второго полугодия проявилась тенденция к падению поступлений от прибыли. В связи с этим вновь предусмотрено сокращение расходов на социальные программы. Трудности бюджетной политики также связаны с конфликтами по вопросу распределения бюджетных доходов между Чехией и Словакией.
В Югославии уже в начале года вопрос о бюджете вызывал наибольшие разногласия. Республики отказывались перечислять в федеральный бюджет средства по установленным статьям. В свою очередь, из бюджета федерации не переводились дотации в республиканские бюджеты. Происходила централизации денег на уровне республик, местные бюджеты не увеличивались. Все бюджеты были несбалансированными. Все больший размах приобретало дефицитное финансирование как на федеральном, так и на республиканском уровне.
 
7. Институциональные изменения
 
В 1990-1991 гг. были приняты основные нормативные акты, обеспечивающие переход к рыночной экономике: законы о конкуренции и ценах, о госбанке, о либерализации внешнеэкономической деятель­ности, о занятости, о приватизации, об иностранных инвестициях, о ценных бумагах, о страховании, антимонопольные законы и др.
Вместе с тем институциональные изменения осуществлялись медленнее, чем предполагалось.
С началом экономической реформы происходил бум создания частных мелких и средних предприятий, в основном в торговле и сфере услуг. В частном секторе наблюдался значительный рост производства. Однако, многие малые промышленные предприятия были привязаны к государственным и испытывали неблагоприятное воздействие углубляющегося кризиса. Кроме того, частные предприятия функционировали в достаточно жестких условиях налогового прессинга и правовой неопределенности (в Болгарии, Югославии).
С большими трудностями развивались процессы "большой" приватизации. Программы приватизации 1991 года носили скорее концептуальный, чем конкретный характер, наблюдались несоответствия в программах по отраслям; приватизации мешал высокий уровень задолженности предприятий, нехватка капитала.
 
Процессы, происходившие в 1991 г. в странах Восточной Европы, свидетельствуют о том, что экономическая и социальная сферы оказались менее податливы к мерам экономической политики, чем это предполагалось. Рестриктивная финансовая политика принесла положительный, но кратковременный эффект. Затем происходило затухание инвестиционной активности, углубление спада производства, медленно осуществлялись структурные изменения, не наблюдался перелив рабочей силы. Кризис раньше проявился в Польше и Югославии, первыми вступивших на путь перехода к рыночной экономике, однако сходные тенденции с определенным временным лагом развивались и в других странах. В обществе усиливались требования возрождения государственного влияния на экономику, проведения политики "государственного дирижизма", отказа от неолиберальной доктрины, на которой основана стратегия реформ. Так, в Польше кризисная ситуация в экономике отозвалась кризисом в высших органах власти, привела к смене правительства и перспективе радикальных изменений в экономической политике. В Болгарии, напротив, в начальной стадии экономических реформ углубление кризиса связывали с сохранением сильного государственного вмешательства в экономику, противодействием "социалисти­ческого" парламента радикальному курсу правительства. В любом случае надежды на регулирующее воздействие рынка, который еще не сформировался, ослабевают по мере углубления кризиса, а возможности правительственного маневрирования ограничены ухудшающимся состоянием государственного бюджета.
Наиболее вероятным в ближайшем экономическом развитии рассмотренных стран представляется смягчение налоговой, кредитной и бюджетной политики с целью оживления производства и удовлетворения наиболее острых социальных ожиданий, реанимирование торговли в рамках бывшего СЭВ за счет бартера и западных целевых кредитов. Сильное влияние на состояние экономики стран Восточной Европы могут оказать взаимоотношения между государствами бывшего СССР в плане выполнения договоренностей о поставках топлива и сырья.
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.