Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Демографическая ситуация в 1994 г. Занятость населения

Демографическая ситуация

Замедленное по сравнению с другими социальными процессами изменение демографической ситуации предопределило использование для ее анализа в России данных за последние 4 года, что позволило выявить влияние на демографические тенденции политических и экономические преобразований, осуществляемых в России.
Начиная с 1992 г. численность населения страны стала сокращаться. В течение 1992 г. постоянное население сократилось на 30.9 тыс.чел., а 1993 г. - уже на 297.6 тыс.чел. В 1994 г. наличное население страны, по предварительным итогам, составило 148.2 млн.чел., сократившись еще на 123.8 тыс.чел. и составив 99.76% численности 1991 г.
Еще в 1991 г. произошло изменение соотношения между динамикой численности городского и сельского населения России (городское население стало сокращаться, а сельское - увеличиваться). В результате городское население cтраны сократилось в 1990 - 1993 гг. на 1.2%, а сельское - увеличилось на 2.98% В течение 1994 г. городское население сократилось на 779.2 тыс.чел., из которых естественная убыль составила 668.7 тыс.чел. В то же время численность проживающих в сельской местности в 1994 г. увеличилась на 55.4 тыс.чел.
Сокращение городского населения происходит за счет групп трудоспособного и моложе трудоспособного возрастов, численность же городских "стариков" растет, увеличившись в 1990 - 1993 гг. на 5.3% (в сельской местности - на 5.37%).
Возрастная группа моложе трудоспособного возраста сокращается. За последние 4 года детей и подростков стало меньше на 1563 тыс.чел., или на 4%. За последний год их численность сократилась на 665 тыс.чел. Если трудоспособное население сократилось в городах на 1.2%, то для группы населения моложе трудоспосбного возраста это сокращение составило 6.1%. В сельской местности численность населения моложе трудоспособного возраста увеличивалась в течение 1991 г. на 0.6%, 1992 г.- на 1.02%, а в 1993 г. - на 0.6%. Структурное соотношение этих возрастных групп в городских и сельских поселениях пока изменилось незначительно (табл.61).

Таблица 61. Соотношение численности населения по возрастным группам трудоспособности в городских и сельских поселениях России

 
 
Город
Село
 
 
1991
1993
1991
1993
Численность постоянного населения, всего в %,
100
100
100
100
в т.ч.: - моложе трудоспособного возраста
23.2
22.4
26.4
25.9
- трудоспособного возраста
58.7
58.7
50.7
50.8
- старше трудоспособного возраста
18.1
18.9
22.8
23.1
 
Таким образом, доля трудоспособного населения как в городских, так и в сельских поселениях пока стабильна. Среднегодовой прирост населения трудоспособного возраста в 1991-1994 гг. составил 0.4 млн.чел., а в 1996-2000 гг. можно ожидать его существенного увеличения за счет вступления в трудовой возраст соответствующих когорт. В дальнейшем снижение рождаемости последних лет обусловит сокращение прироста трудоспособного населения.
Наиболее ярко демографическую картину последних лет характеризуют показатели рождаемости. Сокращение общей численности населения России происходит в значительной степени за счет резкого снижения естественного прироста. В 1985 г. общий коэффициент рождаемости на 1000 человек составлял 16.7, к началу осуществления реформ в 1991 г. - 12.1, в 1993 г. - 9.4. За I полугодие 1994 г. этот показатель равнялся 9.7, а по предварительным итогам за весь 1994 г. - 9.4. Говорить об изменении динамики рождаемости в 1994 г. еще рано, но можно отметить определенную ее стабилизацию. При этом следует иметь в виду, что примерно 1/4 часть всех рождений приходится на Северо-Кавказский регион.
Беспрецедентное падение рождаемости в последние годы в определенной мере связано со снижением доли женщин в фертильном возрасте (15-39 лет). В 1989 г. их доля составляла 35.9%, в 1993 г. - 35.1%. Доля женщин самой "воспроизводственной" возрастной группы - 20-29 лет сократилась с 14% в 1989 г. до 12.5% в 1993 г.
Очевидно, однако, что снижение рождаемости связано не с демографическими причинами, а вызвано резким изменением всего воспроизводственного поведения населения в условиях социально-экономического кризиса. Бедность, безработица, быстрое снижение реальных доходов, крушение социальных ориентиров, рост алкоголизма, криминализация всей общественной жизни несомненно повлияли на воспроизводственное поведение населения. Это выразилось в снижении коэффициента брачности и уровня повторного бракосочетания, увеличении количества разводов и числа вовлекаемых в них детей, а также числа абортов, значительно превышающих количество живых рождений. К этому же ряду явлений можно отнести и произошедший в последние годы резкий рост числа рождений у незамужних матерей и у женщин моложе 20 лет.
В 1991 г. в России на 1000 человек совершалось 8.6 браков, в 1993 г. - 6.8, повторных браков - соответственно 2.2 и 1.8. Разводы происходили 4 раза в расчете на 1000 человек в 1991 г., в 1993 г. - 4.45 раза. На 100 живых рождений в 1991 г. приходился 201 аборт, в 1992 г. - 216.5. Доля рождений у незамужних матерей в 1990 г. составляла 10.8%, в 1991 г. - 16%, в 1992 г. - 17.1%. Удельный вес матерей моложе 20 лет растет также стремительно: 13.9% - в 1990 г., 15.4% - в 1991 г., 16.5% - в 1992 г. Можно утверждать, что рождаемость в стране увеличивается только среди молодых (моложе 20 лет) незамужних женщин, что не может не привести в дальнейшем к серьезным социально-экономическим проблемам как для матери, так и для ребенка, усугубляя проблему бедности в стране в целом.
Воспроизводственное поведение населения слабо поддается прямому регулирующему воздействию. Оно является слепком с картины соцально-экономической ситуации в стране, и путь к его нормализации состоит в преодолении общего социально-экономического кризиса. Однако учет демографической ситуации, и характера воспроизводственного поведения населения необходим при принятии политических решений и планировании социальной политики.
Следует признать, что тяжесть социально-экономического кризиса привела к регрессивному типу воспроизводства населения в России. В перспективе это обусловит формирование "обратной пирамиды" в структуре населения, когда число пенсионеров будет превышать число работающих, со всеми негативными социально-экономическими последствиями такой ситуации.
В настоящее время кардинально изменить положение в сфере рождаемости невозможно, как в силу ограниченности бюджетных средств на проведение действенной социальной политики, так и в силу консервативности характера демографических процессов. Поэтому сейчас важно очень осторожно подходить к решению тех социально-экономических вопросов, которые затрагивают интересы семей с детьми, отражаясь на уровне их благосостояния. Прежде всего, это проблемы реформирования систем здравоохранения, дошкольного образования, образовательной системы в целом. Поэтому чисто финансовые соображения при планировании подобных мероприятий неоправданны с социальной точки зрения.
Наиболее драматично развивается ситуация в области смертности. Только за 1994 г. общий коэффициент смертности увеличился на 8%, достигнув уровня 15.6 в расчете на 1000 жителей. До 1989 г. общий коэффициент смертности снижался, достигнув своего минимума (10.7). В дальнейшем этот показатель начинает возрастать: в 1990 г. он составил - 11.2, 1991 г. - 11.4, 1992 г. - 12.2, и 1993 г. - 14.4. В 1994 г. естественная убыль составила 920.2 тыс.чел. В 1993 г. средняя продолжительность жизни равнялась 65.1 лет, в 1994 г. - 64.07 лет. Причем, по данным 1993 г., 2/3 естественной убыли населения приходится на центральные районы, 1/2 - на Москву и Московскую область и Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
Следует отметить, что рост смертности населения характерен для всех стран Восточной Европы, вступивших на путь реформ, но именно в России показатели как естественной, так и насильственной смерти наиболее высоки.
Подробный анализ причин роста смертности, по-видимому, еще впереди. Пока же можно утверждать, что он слабо связан с деятельностью системы здравоохранения, поскольку смерть во многих случаях наступает за переделами лечебных учреждений. Больным, которые попадают в сферу здравоохранения, оказывается достаточно действенная помощь.
Вряд ли можно объяснить рост смертности и нарушениями в балансе питания, т.к., хотя структура потребления и значительно изменилась, кризис не достиг того порога, за которым следуют необратимые изменения в здоровье людей.
Наблюдаемая сейчас картина причин смертности, по мнению многих специалистов, напоминает ситуацию времен "Великой Депрессии", когда смертность от таких традиционных причин как рак, болезни сердца и т.п. уменьшается или стабилизируется, а от таких причин, как гипертония, депрессия, различные нервно-психологические расстройства - увеличивается. Поэтому правомерен вывод о связи роста смертности со стрессом от происходящих социально-экономических изменений.
Некоторым подтверждением этому может служить тот факт, что наиболее стремительно смертность увеличивается среди мужчин самого экономически активного возраста - 39-50 лет.
Особенно динамично в последние годы развиваются миграционные процессы. В 1990-1993 гг., миграционный оборот населения сократился с 12.5 млн.чел. до 7.5, причем 1/3 этого снижения пришлась на внутриреспубликанское перемещение.
С 1993-1994 гг. движение населения приобретает более интенсивный характер. Уже в I полугодии 1994 г. миграционный прирост населения увеличился на 104 тыс.чел., или на 26% по сравнению с соответствующим периодом 1993 г., тогда как выбыло из России за это же время 165 тыс.чел. - на 92 тыс.чел., или на 36% меньше. По предварительным оценкам, миграционный прирост населения России за весь 1994 г. составил 796.4 тыс.чел.
Изменилась и структура миграции, все больший удельный вес в ней приходится на внешнюю миграцию.
Во внутриреспубликанcком движении населения необходимо отметить направление город - село. Социально-экономический кризис 1989-1992 гг. вызвал довольно интенсивное движение горожан в село. В I полугодии 1993 г. отток городских жителей в село составил 45.3 тыс.чел., и наблюдался на 55 территориях страны. В первой половине 1994 г. происходил обратный процесс, переезд сельских жителей в город превысил обратный поток на 20.1 тыс.чел. Миграционный прирост сельского населения в первой половине 1994 г. был обусловлен только межгосударственным обменом.
В пределах республики продолжается отток населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в обжитую Европейскую часть страны. В I полугодии 1994 г. миграционные потери этих районов составили 104 тыс.чел., из них 22 тыс. эмигрировали за пределы России. Очевидно, что процесс выезда населения сдерживается стоимостью переезда и неопределенностью в решении проблем жилья и трудоустройства на новом месте жительства. При изменении этого баланса потерь и ожиданий миграционный процесс может значительно интенсифицироваться.
В целом эмиграция из России в страны дальнего зарубежья продолжается с неизменной интенсивностью: после всплеска, вызванного либерализацией процедуры выезда в 1986 г. В 1993 г. покинуло страну 116 тыс.чел., в I полугодии 1994 г. этот показатель был превышен. Как и раньше, среди эмигрантов превалировали жители Омской области, из которых за рубеж выехало 7 тыс.чел. (14% всех российских эмигрантов), Алтайского края - 5.2 тыс.чел. (11%), Москвы - 3.6 тыс. (7%), Санкт-Петербурга - 2.8 (5%), Волгоградской области - 2.2 тыс.чел. (5%).
Свыше половины эмигрантов (24.5 тыс.чел.) - немцы, четвертая часть (11.6) - русские, 14% (6.6 тыс.чел.) - евреи. Этническая эмиграция характерна для немцев и греков - соответственно 99.8% и 95.9% из них выехало в Германию и Грецию. Русские эмигранты едут в Германию - 7 тыс. (5.7), в США - 2 тыс. (17%), и в Израиль - 1.7 тыс. (14%).
Новой чертой миграционных процессов последних кризисных лет было отрицательное сальдо миграции Москвы и Санкт-Петербурга. 1994 г. и в этом отношении, по-видимому, был переломным. I полугодие 1994 г. Москва завершила с положительным сальдо миграции, для Петербурга оно осталось еще отрицательным, но резко снизилось - с 15331 до 4913 чел. Причем для обеих столиц характерно сокращение численности эмигрантов, что свидетельствует об определенной исчерпанности этой категории.
Сокращение оттока российского населения в страны ближнего зарубежья в последние годы сопровождается нарастанием притока в Россию. Положительное сальдо миграции выросло в 1989-1993 гг. со 160 до 5550 тыс.чел., т.е. более чем в 3 раза. В I полугодии 1994 г. впервые сложилось положительное сальдо миграции со всеми государствами - республиками бывшего СССР (до этого оно было отрицательным с Украиной и Белорусью). 3/4 всех переселившихся в Россию (296 тыс.) за этот период составили выходцы из государств Средней Азии, Закавказья и Казахстана. Более чем вдвое выросла миграция из Армении, выходцы из которой расселились в южных регионах с многочисленной армянской диаспорой (Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область). Наиболее значителен приток населения из Казахстана, причем, основная его часть представляет собой возвратных переселенцев или их детей.
Самый большой миграционный прирост в I половине 1994 г. отмечен в Краснодарском крае (на 23 тыс.чел.), Ростовской области (на 19), Тюменской (на 17), Алтайском крае (на 15), Московской, Волгоградской, Саратовской, Омской, Самарской (на 10-12 тыс.).
Анализ национального состава миграции показывает, что в 1993 г. практически завершилась этническая эмиграция населения из России в страны ближнего зарубежья, т.е. завершилось этническое оформление распада Советского Союза. Доля прибывших русских из стран ближнего зарубежья в I полугодии 1993 г. составила 83.6% среди общего числа прибывших, за аналогичный период 1994 г. их доля снизилась до 66.7%, хотя их численность увеличилась на 102615 человек, поскольку возросла интенсивность прибытия лиц других национальностей. Таким образом, сейчас происходит этническое собирание России, которое сопровождается начавшимся процессом экономической и политической эмиграции в Россию из стран ближнего зарубежья.
Законодательство, регулирующее процессы миграции на территории России, является фактически новой отраслью права для нашей страны. Определение правоотношений, связанных с проблемами миграции осуществляется различными правовыми институтами, устанавливающими отношения собственности, наследования, купли-продажи и т.д. Принятые в 1993 г. законы РФ "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" должны быть дополнены такими законами как закон "Об убежище в Российской Федерации", "О положении иностранных граждан и лиц без гражданства", "О регулировании экспорта и импорта рабочей силы".
Проблема беженцев в 1995 г., по-видимому, будет иметь особое значение из-за военных действий в Чечне. Пока же можно сказать, что к концу 1994 г. динамика притока беженцев и вынужденных переселенцев развивалась по ниспадающей: в 1992 г. в среднем в месяц регистрировалось 2672 человек, в 1993 г. - 2397 чел., в 1994 г. - 1840. По состоянию на 1 сентября 1994 г. в России было зарегистрировано 595 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. около 15% из них составляли граждане Российской Федерации, покидающие зоны политических конфликтов и прежде всего Чечню и Осетию.
Основная проблема, связанная с беженцами, - уровень государственной социальной помощи. И здесь уже сейчас необходимо применять дифференцированный подход. Если беженцы - граждане Российской Федерации, то их бедственное положение является результатом политических или иных ошибок правительства страны, за которые оно должно нести максимальную ответственность. Уровень материальной помощи таким переселенцам должен возмещать им значительную долю потерь, включая прежде всего жилье, причем именно из федеральных фондов, а не местных бюджетов.

Таблица 62. Миграции населения в I половине 1993 и 1994 гг.

I полугодие 1993 г.
I полугодие 1994 г.
число прибывших
число выбывших
миграц. прирост
(снижение)
число
прибыв вших
число выбывших
миграц. прирост
(снижение)
Миграция, всего, тыс.чел.
1697.1
1552.3
144.8
1804
1463.1
340.9
   %
100
100
100
100
100
100
из нее: в пределах России, тыс.чел.
1295.3
1295
 
1298.4
1298.4
 
   %
92.2
83.4
 
72
88
 
внешняя миграция тыс.чел.
401.8
257.0
144.8
505.6
164.7
340.9
   %
7.8
16.6
 
28.0
11.3
 
в том числе: со странами ближнего зарубежья тыс.чел.
401.0
209.4
191.6
504.3
110.0
394.3
со странами дальнего зарубежья тыс.чел.
0.8
47.6
-46.8
1.3
54.7
-53.4

Таблица 63. Численность беженцев и вынужденных переселенцев в России в 1994 г.

 
Численность на 1 июля 1994 г.
Из них зарегистрировано в I полугодии 1994 г.
чел.
%
чел.
%
Всего
552173
100
104239
100
из них ранее постоянно проживали на территории Азербайджана
84099
15.2
6670
6.5
Армении
3955
0.7
1965
1.9
Белоруссии
41
-
24
-
Грузии
101455
18.4
10575
10.1
Казахстана
26674
4.8
18726
18,0
Киргизии
38614
7.0
17643
16.9
Латвии
6616
1.2
2372
2.3
Литвы
1037
0.2
527
0.5
Молдавии
16018
2.9
1354
1.3
России
81734
14.8
11783
11.3
в т.ч.: Северной Осетии
6174
1.1
294
0.3
Чечни, Ингушетии
73595
13.3
11350
10.9
других регионов России
1965
0.4
139
0.1
Таджикистана
144296
26.1
10250
9.8
Туркмении
989
0.2
485
0.5
Узбекистана
41371
7.5
19758
19.0
Украины
1055
0.2
774
0.7
Эстонии
3248
0.6
1198
1.1
 
Для иностранных граждан социальная помощь Российского государства, по-видимому, не должна быть столь полной и может быть ограничена существующим объемом ссуд на жилье, помощью в трудоустройстве, предоставлением временного жилья.

Рынок труда

В 1994 г. развитие рынка труда в Российской Федерации происходило в условиях сохраняющегося доминирования так называемой "скрытой", или латентной безработицы, над официально регистрируемой. Вместе с тем, происходил постепенный рост доли официально зарегистрированных Федеральной службой занятости (ФСЗ) России безработных в общей численности безработных, определяемой Госкомстатом РФ по методологии Международной организации труда (МОТ). Соответствующие данные представлены в таблице 64.
За 1994 г. численность официально зарегистрированных безработных в России в целом увеличилась в 1.96 раза (число безработных, учитываемых в соответствии с методологией МОТ - в 1.26 раза), в то время как в 1993 г. - в 1.45 раза. Прирост общей численности безработных (по методологии МОТ) в I полугодии 1994 г. составил 8.3%, а во II полугодии - 16.7% (для сравнения во II полугодии 1993 г. прирост составил 8%). Соответствующие приросты числа официально зарегистрированных безработных составили 16.5%, 50.8% и 30%, или в 2.1, 6.1 и 1.8 раза больше.
В 1994 г., как и в 1993 г., проявилось действие сезонных факторов, которое приводит к некоторому ослаблению напряженности на рынке труда, как правило, в конце весны - начале осени, когда спрос на рынке труда увеличивается как у работодателей, сообщающих сведения об имеющихся вакансиях ФСЗ, так и в неналогооблагаемом секторе экономики. Однако, если в 1993 г. сезонные факторы обусловили устойчивое сокращение численности официально зарегистрированных безработных в мае-сентябре, то в 1994 г. они повлияли лишь на резкое снижение (в 2.5 раза) абсолютного прироста безработных в мае и июне по сравнению с февралем-апрелем, а также в 2 раза - в сентябре по сравнению с августом (табл.65, рис.29).
Динамика численности зарегистрированных ФСЗ безработных сильно различалась по регионам. Если в Республике Северной Осетии их количество в 1994 г. уменьшилось на 1%, то в Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области - возросло соответственно в 4.78, 4.09 и 4.02 раза.
Такая дифференциация показателей была обусловлена результатом одновременного действия нескольких факторов, а именно:
- региональными различиями во временных лагах проявления общеэкономического спада. Например, в Орловской области, где численность безработных в 1994 г. увеличилась в 3.77 раза, темпы их роста на начальных этапах экономической реформы были относительно умеренными, в то время как в Ярославской области, где эта численность в 1994 г. увеличилась в 1.34 раза, или Ивановской области - в 1.63 раза - достаточно высокими;
- постепенной адаптацией региональных экономик к новым экономическим условиям с сопутствующим этому процессу либо созданием и сохранением рабочих мест в местах концентрации новых импульсов развития (прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в которых численность безработных в 1994 г. возросла соответственно всего на 22% и 44%), либо их сокращением (в частности, в некоторых угледобывающих регионах и регионах, в структуре хозяйства которых высокий удельный вес имеют отрасли ВПК). Например, в Самарской, Пермской и Волгоградской областях численность безработных увеличилась соответственно в 3.01, 2.91 и 2.83 раза;
- увеличением предложения на некоторых региональных рынках труда из-за активного развития миграционных процессов (в 1994 г. в Россию приехали около 800 тыс.чел.).
Темпы изменения численности безработных были ниже среднереспубликанских в 39 регионах, а выше - в 50, что свидетельствует о значительной поляризации субъектов Федерации по рассматриваемому показателю.
Сложившаяся в 1994 г. ситуация на региональных рынках труда в России характеризовалась также значительной инерционностью, в силу чего значительная региональная дифференциация темпов роста числа безработицы не привела к сопоставимым изменениям в распределении регионов по уровням безработицы.
Так, из 10 регионов, имевших к началу 1994 г. самые высокие уровни безработицы, к началу 1995 г. свои места в этой десятке сохранили 8. Из 10 регионов, в которых уровень безработицы к началу 1994 г. был наиболее низким, лишь Самарская область вышла из состава этой десятки, переместившись к началу 1995 г. на 12-е место.
В целом из 89 регионов свои места, занимаемые по уровню безработицы, в 1994 г. сохранили 5 регионов, или 5.6% их общего числа; переместились на 1 место вверх или вниз 13 регионов, или 14.6%; на 2 места - 9 регионов, или 10.1%; на 3-5 мест - 25 регионов, или 28.1%. Положение более чем 50% всех регионов по уровню безработицы в 1994 г. оказалось достаточно устойчивым, что позволяло ФСЗ и ее региональным подразделениям своевременно принимать меры по регулированию рынков труда в регионах и с высокой степенью достоверности прогнозировать изменение ситуации на них.
Самое значительное относительное (на фоне других регионов) улучшение положения по уровню безработицы в 1994 г. отмечалось в Северной Осетии, г. Санкт-Петербурге и в Республике Алтай. Самое же значительное относительное ухудшение этого показателя было отмечено в Карачаево-Черкесской Республике, Хабаровском крае и в Амурской области.
Уровень безработицы в Российской Федерации в целом в 1994 г. увеличился с 1% до 2%. Наибольший прирост уровня безработицы был зафиксирован в Ивановской, Псковской и Кировской областях (соответственно на 3.3, 3.1 и 3.3 п.п.). В то же время, в Республике Северная Осетия уровень безработицы не изменился, а в Москве, Смоленской области и Чеченской Республике (в отношении последней имеющиеся данные не могут считаться вполне достоверными) возрос всего на 0.1 п.п.
Происходило углубление абсолютного разрыва между регионами Российской Федерации по уровню безработицы. Если по данным на 1 января 1994 г., абсолютный разрыв между уровнями безработицы в находившейся на 89-м месте среди регионов по этому показателю Чеченской Республике и в занимавшей 1-е место Ингушской Республике составлял 5.3 п.п., то по данным на 1 января 1995 г. (в это время самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в Ивановской области) - уже 8.2 п.п. Средний прирост уровня безработицы в 10 регионах, имевших к началу 1994 г. самые низкие уровни безработицы, составил 0.34 п.п., а в 10 регионах, имевших самые высокие уровни безработицы - 2.25 п.п., или в 6.6 раза больше.
Распределение безработных по регионам России также носило достаточно устойчивый характер, характеризуясь прежде всего их высокой, хотя и несколько снизившейся в 1994 г., концентрацией в относительно небольшом числе регионов. Так, доля 10 регионов с наибольшим числом безработных, в общей численности безработных в России в начале 1994 г. составила 34.9%, а в начале 1995 г. - 30.3%. Доля же 10 регионов, в которых число безработных было наименьшим, в 1994 г. возросла всего с 0.53% до 0.55%.
Динамика спросовых характеристик рынка труда в России (табл.65, рис.30) в 1994 г. в целом носила ярко выраженный сезонный характер. Некоторое сокращение числа свободных рабочих мест в январе-феврале сменилось устойчивой тенденцией их роста, наблюдавшейся в марте-сентябре. Начиная с октября, стал проявляться очередной цикл сокращения числа вакансий по мере завершения сезонного периода расширенных возможностей неформальной занятости, в том числе и в неналогооблагаемом секторе экономики.
Таблица 64. Динамика безработицы в Российской Федерации в 1993-1994 гг.*
Показатели
1993
1993
1994
1994
 
I полугод.
II полугод.
I полугод.
II полугод.
Общая численность безработных по методологии МОТ, тыс.чел.
  
3880.7
  
4191.7
  
4540.0
 
5300.0
Из них официально зарегистрированных ФСЗ, тыс.чел.
 
717.1
 
835.5
 
1259.6
 
1636.8
Доля официально зарегистрированных ФСЗ безработных в общей численности безработных по методологии МОТ, %
   
18.5
   
19.9
   
27.7
   
30.9
* на конец соответствующих периодов
Источник: рассчитано авторами по данным Госкомстата РФ и ФСЗ России.
Таблица 65. Некоторые показатели состояния рынка труда в Российской Федерации в 1994 г.
 
Число официально зарегистрир. безработных, тыс.чел. (на нач. месяца)
Абсолютный прирост, тыс.чел.
Темп прироста, %
Заявленная потребность
в работниках (на конец месяца), тыс.чел.
Число безработных
в расчете на
1 вакансию (на конец месяца), чел.
Средняя продолжительность периода безработицы, мес.
I
835.7
58.1
106.95
282.7
3.16
8.12
II
893.8
95.6
110.70
274.9
3.60
7.83
III
989.4
94.0
109,50
289.4
3.74
8.69
IV
1083.4
96.5
108.91
325.0
3.63
8.50
V
1179.9
39.4
103.34
347.2
3.51
9.25
VI
1219.3
41.0
103.36
374.1
3.37
8.60
VII
1260.3
63.8
105.06
382.4
3.46
9.91
VIII
1324.1
67.9
105.13
406.2
3.43
9.84
IX
1392.0
33.6
102.41
412.0
3.46
8.02
X
1425.6
49.6
103.48
384.1
3.84
7.78
XI
1475.2
74.4
105.04
358.7
4.32
8.25
XII
1549.6
87.2
105.63
325.4
5.03
8.74
I.95
1636.8
 
 
 
 
 
Источник: рассчитано на основе данных административной статистики ФСЗ России.
Таблица 66. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением  на рынке труда
Число безработных
на 1 вакансию, чел.
Число регионов 01.01.94
Доля, %
Число регионов 01.01.95
Доля, %
Изменение
 за год 
до 1.00
      7
 7.9
    3
 3.4
     - 4
1.01 - 2.00
     24
 27.0
    3
 3.4
     -21
2.01 - 5.00
     23
 25.8
   25
28.1
     + 2
5.01 - 10.00
     13
 14.6
   23
25.8
     +10
10.01 - 25.00
     17
 19.1
   21
23.6
     + 4
25.01 - 50.00
      3
 3.4
    9
10.1
     + 6
больше 50.00
      2
 2.2
    5
 5.6
     + 3
 
Таблица 67. Распределение регионов Российской Федерации по средней продолжительности безработицы в 1994 г.
Средняя продолжительность безработицы, мес.
Число регионов в январе 1994 г.
Доля, %
Число регионов в декабре 1994 г.
Доля, %
Изменение за год
до 3
3
3.4
1
 
-2
3.1 - 6.0
18
20.2
10
11.2
-8
6.1 - 9.0
44
49.4
42
47.2
-2
9.1 - 12.0
11
12.4
28
1.1
+17
больше 12
13
14.6
8
 9.0
-5
Таблица 68. Ранговый коэффициент корреляции Спирмена между некоторыми  показателями рынка труда в Российской Федерации в 1994 г.
 
Темпы роста числа безработных в 1994 г.
Уровень безработицы (на конец
1994 г.)
Число безработных в расчете на
1 вакансию
(XII-1994 г.)
Продолжительность безработицы
(XII-1994 г.)
Темпы роста числа безработных в 1994 г.
  
1
  
-0.21021
  
-0.25703
  
-0.08366
Уровень безработицы (на конец 1994 г.)
 
 
-0.21021
 
 
1
 
 
0.7776
 
 
0.415918
Число безработных
в расчете на
1 вакансию (XII-1994 г.)
 
 
-0.25703
 
 
0.7776
 
 
1
 
 
0.424396
Продолжительность безработицы (XII-1994 г.)
  
-0.08366
  
0.415918
  
0.424396
  
1

Рис. 29 Динамика официально зарегистрированной безработицы в 1994 г.

1.- численность безработных на начало месяца, тыс.чел.
2.- абсолютный прирост, тыс.чел.
3.- темп роста, % (правая шкала)

Рис. 30 Динамика показателей состояния рынка труда в 1994 г.

1.- число безработных в расчете на одну вакансию, чел.
2.- средняя продолжительность беработицы, месяцев (правая шкала)
 
Такая динамика спроса обусловила замедленное по сравнению с темпами роста количества безработных ухудшение соотношения между спросом и предложением на рынке труда страны. Если численность официально зарегистрированных безработных в республике возросла в 1994 г., как уже отмечалось, в 1.96 раза, то количество безработных, приходящихся в среднем на 1 заявленную работодателями вакансию, увеличилось в 1.59 раза. Иными словами, коэффициент эластичности соотношения между спросом и предложением на рынке труда по росту числа безработных составил 0.61 (в расчете на 1% увеличения числа безработных обеспеченность их свободными рабочими местами уменьшалась на 0.61%).
Численность безработных, приходящихся на 1 вакансию, увеличилось в 82 из 89 регионов. Наиболее существенно ухудшилось соотношение между предложением труда со стороны безработных и спросом на него в Агинском Бурятском автономном округе, Ивановской и Брянской областях, в которых в расчете на 1 свободное рабочее место безработных стало приходиться больше соответственно на 84, 80 и 62 человека. Самым заметным было уменьшение напряженности на рынке труда в Северной Осетии, где на 1 вакансию стали претендовать на 57 безработных меньше.
Межрегиональные различия рассматриваемого показателя были весьма значительными, причем в течение 1994 г. они увеличились. Так, в начале 1994 г. относительный разрыв между максимальным и минимальным его значениями (соответственно в Ингушской Республике и Московской области) составил 730 раз, а в начале 1995 г. (в тех же регионах) - уже 884 раза.
В 1994 г. произошли заметные изменения в группировке регионов страны по числу безработных, приходящихся на 1 свободное рабочее место (табл.66). Эти изменения проявились прежде всего в резком уменьшении числа регионов, в которых напряженность на рынке труда практически отсутствовала (в расчете на 1 вакансию приходилось не более 2 безработных). Сокращение количества регионов этой группы было самым значительным, причем почти в половине случаев (в 10 регионах из 21) соотношение между спросом и предложением на рынке труда ухудшилось в среднем не менее чем в 5 раз (по сравнению с 1.7 раза в стране в целом). Кроме того, значительно (в 2.8 раза) увеличилось число регионов с максимальным значением количества зарегистрированных безработных к свободным рабочим местам.
Однако снижение официально регистрируемого спроса на рынке труда Российской Федерации и подавляющего большинства ее регионов практически не отразилось на средней продолжительность официально регистрируемой безработицы. В декабре 1994 г. по сравнению с январем 1994 г. она практически не изменилась, увеличившись всего с 8.12 до 8.74 мес., или на 7.6% (табл.65, 66). Коэффициент эластичности роста средней продолжительности безработицы по увеличению отношения предложения к спросу составил, таким образом, 0.11 п.п.
Результаты расчетов по данным административной статистики показали, что наблюдавшаяся в апреле-сентябре 1994 г. стабилизация соотношения между спросом и предложением на рынке труда России практически не повлекла за собой сокращение продолжительности безработицы. Так, наибольшая продолжительность безработицы, приближавшаяся к 10 месяцам, была зафиксирована в июле и августе, когда официальный спрос на рынке труда увеличивался. Это является дополнительным аргументом в пользу гипотезы о сохранении в 1994 г. значительных возможностей занятости в неформальном секторе экономики, следствием чего явилось несовпадение значения средней продолжительности безработицы, рассчитываемой на основе официальных данных, с фактической продолжительностью безработицы, которая может быть определена только на основе социологических опросов.
В декабре 1994 г. по сравнению с январем средняя продолжительность безработицы уменьшилась в 32 регионах, а выросла - в 57. Наиболее заметно (по регионам со статистически значимыми показателями) она сократилась в Северной Осетии и Карачаево-Черкесской Республике (соответственно, на 25.5 и 10.3 месяца), а возросла - в Пензенской области, Калмыкии и Амурской области (соответственно, на 6.5, 5.5 и 5.2 месяца).
Изменение распределения регионов по средней продолжительности безработицы отличалось от изменения их распределения по численности безработных в расчете на 1 свободное рабочее место, но не претерпело серьезных изменений в 1994 г. (табл.67).
Несмотря на заметное увеличение числа регионов, входящих в так называемую "предмаргинальную" группу, где средняя продолжительность безработицы составляет от 9 до 12 месяцев, группа регионов с продолжительностью безработицы от 6 до 9 месяцев в декабре, как и в январе 1994 г. была самой многочисленной и стабильной по количеству регионов, входивших в нее. В то же время почти на 40% сократилось число регионов, в которых безработица носит застойный характер (т.е. превышает по своей продолжительности 1 год).
Количественные взаимосвязи (ранговый коэффициент корреляции Спирмена, рассчитанный в разрезе регионов страны на основе данных административной статистики) между показателями, которые характеризовали развитие в 1994 г. рынка труда в Российской Федерации, представлены в таблице 68.
Приведенные в таблице 68 данные свидетельствуют, что в 1994 г. темпы роста числа безработных в регионах и уровень безработицы, отмеченный в них в конце 1994 г., находились в обратной зависимости, хотя количественно эта связь была не столь существенна. Тем не менее, в ряде регионов, где уровень безработицы к концу 1994 г. был высоким относительно большинства других регионов, темпы роста численности официально зарегистрированных безработных в течение года были ниже. Это верно, в частности, для Республики Дагестан, Ярославской, Костромской и Ивановской областей, Чувашской Республики и некоторых других. В ряде случаев было верно и обратное явление: в регионах с низким уровнем безработицы темпы роста числа безработных были высокими (такая ситуация была характерна, например, для Республик Татарстан и Саха (Якутия), Оренбургской области, Агинского Бурятского автономного округа и других).
Такой же направленности и такого же порядка была связь между темпами роста безработицы и числом безработных, приходящихся на 1 свободное рабочее место. В числе регионов с относительно высокими темпами роста числа безработных и относительно низкой напряженностью на рынке труда выделяются Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Волгоградская, Оренбургская и Воронежская области, а среди регионов с относительно низкими темпами роста числа безработных и относительно высокой напряженностью на рынке труда - Республики Дагестан, Адыгея и Марий Эл, Ингушская и Чувашская Республики, Ивановская область.
Связь между темпами роста числа безработных и продолжительностью безработицы практически отсутствовала, что делало невозможным прогнозирование застойных явлений на региональных рынках труда на основе анализа динамики численности безработных.
Положительная и достаточно тесная связь была выявлена между уровнем безработицы и числом безработных, приходящихся на 1 вакансию, в то время как с продолжительностью безработицы ее уровень связан в существенно меньшей степени.
Наконец, не очень значительна в количественном отношении прямая связь между напряженностью на рынке труда (численностью безработных в расчете на 1 вакансию) и продолжительностью безработицы. Это объясняется региональными различиями в соотношении латентных и открытых процессов на региональных рынках труда, активностью структур ФСЗ в регионах, возможностями самостоятельного трудоустройства безработных и т.п. факторами.
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.