Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Россия в середине 80-х — 90-х годах. Экономико-политическая история страны

В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. К этому времени стало ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны зашла в тупик. Была провозглашена политика «перестройки». Необходимо сделать условную периодизацию этой политики.
1985–1989 г. Начало перестройки. Поиск путей «совершенствования» социализма.
1989–1991 г. Кризис «перестройки».
1991 г. Конец «перестройки».
К середине 80-х годов экономика страны оказалась в предкризисном состоянии.
По основным показателям качества жизни страна находилась далеко позади не только развитых, но и многих развивающихся государств.
Неэффективная социалистическая экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Части Советской Армии находились в Германии, Венгрии, Чехословакии, Польше. Осуществлялось военное вмешательство во внутренние дела Афганистана. Во все области жизни проникли взяточничество и коррупция.
В качестве объективных факторов предкризисного состояния страны следует назвать:
1. Неблагоприятную демографическую ситуацию, снижение удельного веса трудоспособного населения, сокращение трудовых ресурсов (что делало невозможным в условиях продолжения экстенсивного развития экономики обеспечивать ее потребности в рабочей силе).
2. Истощение традиционной сырьевой базы, прежде всего топливно-энергетической, на европейской территории СССР, и соответственно резкое удорожание добычи и перевозки сырья из восточных и северных районов СССР.
3. Физический износ и моральное старение оборудования (сохранившегося еще с 20-30-х годов).
4. Значительное увеличение военных расходов в связи с обострением международной обстановки в первой половине 80-х годов. В качестве субъективного фактора следует иметь в виду усиление административно-командных методов управления экономикой. Это и расширение числа отраслевых министерств и ведомств (к началу 80-х годов их было уже более 100 союзных и 800 республиканских), и низкое материальное стимулирование труда — уравниловка в оплате и отсутствие стимулирования развития научнотехнического прогресса (в СССР в промышленности доля ручного труда составила 40%, в строительстве — 55-60%; в сельском хозяйстве до 75%).
В апреле 1985 г. новое советское руководство в качестве стратегической цели провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главным его двигателем виделся научнотехнический прогресс; техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
Беспокоил руководство страны и нравственный аспект, поэтому перемены мыслились как построение «социализма с человеческим лицом».
В феврале 1986 г. на ХХVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Она включала в себя рациональное использование производственных мощностей, переход на 2-3-сменную работу, повышение дисциплины и улучшение организации труда, экономию и рациональное использование ресурсов; улучшение качества продукции, активизацию человеческого фактора, раскрепощение творческой инициативы масс.
Проведение всех этих мероприятий натолкнулось на инерцию системы.
Так, перевод на 2–3-сменную работу требовал изменения работы транспорта, магазинов, детских учреждений, поэтому и не был осуществлен в крупных масштабах. Экономии ресурсов препятствовал сложившийся затратный механизм. В условиях всеобщего дефицита и монополизма производителя лозунг улучшения качества выглядел просто нелепо — брали любую продукцию. Меры, направленные на укрепление дисциплины, были настолько непродуманными, что, кроме вреда, ничего не принесли. Это антиалкогольная кампания, введение госприемки.
В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства.
В 1989 г. коллективы предприятий получили право брать их в аренду и выходить из состава министерства. Заводы и фабрики различных министерств могли теперь объединяться в акционерные общества. Предприятиям было разрешено выпускать акции. Аналогичные преобразования в 1989 г. были проведены в сельском хозяйстве. Провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие арендных отношений на земле. Все, что производилось сверх госзаказа, могло реализовываться по договорным ценам. Почему же программа ускорения не пошла? Опять здесь видны как объективные, так и субъективные причины.
К объективным причинам следует отнести:
падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, что привело к сокращению валютных поступлений;
значительных средств потребовали ликвидации последствий землетрясения в Армении и Чернобыльской катастрофы.
К субъективным причинам относится то, что реформа управления промышленностью и сельским хозяйством имела половинчатый, непоследовательный характер.
Анализ развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности, развития промышленности и сельского хозяйства позволяет сделать вывод, что политика ускорения социально-экономического развития потерпела крах.
В 1988 г. XIX партконференция поставила вопрос о необходимости реформы политической системы.
Лейтмотивом духовной и политической жизни страны стала «гласность».
Особый размах и звучание политика гласности приобрела после январского (1987) Пленума ЦК КПСС. С конца 1986 — начала 1987 гг. в стране стали печатать литературные и философские произведения, не допускавшиеся в печать в период Брежнева: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, произведения Н. Гумилева, А. Платонова, Б. Пастернака, А. Солженицына, В. Войновича, И. Бродского, философов Н. Бердяева, В. Соловьева, А. Лосева и др. Наряду с литературой политика гласности коснулась и других сфер культурной жизни — кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра.


Кроме «открытия» внутренних проблем общества гласность открыла людям и западный мир с его образом жизни, традициями, причем не только высоконравственными. Для большинства людей гласность обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Второй период «перестройки» — кризис.
Половинчатость и непоследовательность реформ вели к ухудшению социально-экономической ситуации в стране. КПСС стала утрачивать инициативу. Робость и нерешительность преобразований вели к падению ее авторитета и переходу инициативы в политике от партийного аппарата к Советам, а также зарождающимся новым политическим партиям и движениям.
Возникли новые оппозиционные КПСС партии, такие, например, как «Демократический союз», «Христианско-демократический союз России», «Христианско-демократическая партия России», «Демократическая» и «Либерально-демократическая партия», « Республиканская партия Российской Федерации» и др.
В этих условиях М.С. Горбачев, связанный «социалистическим выбором» и недоверием к «демократам», подвергался резкой критике как справа, так и слева.
На ХХVIII съезде КПСС в июле 1990 г. в ходе дискуссии были приняты съездом документы, в которых заявлялось, что единственной альтернативой административно-командной системе «является рыночная экономика».
31 июля 1990 г. достигнут компромисс между Горбачевым и Ельциным по разработке экономической программы. Была создана комиссия С. Шаталина, Г. Явлинского, которая подготовила проект перехода к рынку за 500 дней.
Но под давлением консерваторов Горбачев отказался поддержать эту программу. Складывавшаяся коалиция с демократами была взорвана.
Необходимо обратить внимание и на резкое ухудшение экономической ситуации (летом 1991 г. впрямую встала угроза голода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте), обострение центробежных тенденций в СССР. Республики вводили таможенные барьеры, ограничивали вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. На выборах в большинстве республик победу одержали политические силы, выступающие под лозунгом политической независимости. 12 июня 1991 г. первым президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Этот день стал Днем независимости России.

Третий период — конец «перестройки».
С весны 1991 г. консервативные силы в КПСС предприняли наступление. На пленуме КПСС в апреле 1991 г. впервые был поставлен вопрос о недоверии Горбачеву и необходимости введения в стране чрезвычайного положения.
После избрания Ельцына президентом Российской Федерации новый премьер-министр СССР. В.Павлов, ссылаясь на резкое ухудшение ситуации в обществе, потребовал наделения правительства чрезвычайными полномочиями. В июле 1991 г. новый пленум ЦК КПСС поставил вопрос об отставке Горбачева. Начался фактический распад СССР.
Разработка нового Союзного Договора, который должен был остановить этот процесс, встретила непреодолимые препятствия. Прибалтийские республики заявили о выходе из СССР.
Представители партийно-государственной номенклатуры попытались действовать силовыми методами. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Президент М.С. Горбачев был изолирован и фактически отстранен от власти. В него вошли Г.И. Янаев — вице-президент СССР, премьер В.С. Павлов, министр обороны маршал Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А. Крючков и др. Однако попытка государственного переворота не удалась. Уже 21 августа заговорщики были арестованы.
Анализируя причины неудачи заговорщиков, можно отметить следующее:
— изменение массового сознания в пользу реформ;
— не учтена новая роль республик, провозгласивших свой суверенитет;
— недооценка главного центра сопротивления заговорщикам, каковыми стали демократически избранные органы власти и Президент России;
— плохая организация, а главное — боязнь ответственности членов ГКЧП.
С началом перестройки в советской внешней политике произошли серьезные изменения. В Заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 г., в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 г.), выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивались признание новым советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению и решению других глобальных проблем.
Центральным пунктом советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За годы перестройки состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В результате этих встреч в 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 г. подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
В марте 1989 г. во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы отношения с этой страной.
Во время войны в Персидском заливе (начало 1991 г.) СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака против Кувейта. За многие десятилетия это был первый случай, когда Советский Союз выступил на стороне ведущих государств мира, хотя и не принял участия в боевых действиях против агрессора.
Летом 1991 г. впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике.
Новое политическое мышление привело к геополитическим изменениям в мире. Прекратила свое существование мировая система социализма. В 1991 г. был распущен Совет Экономической Взаимопомощи. 1 июля 1991 г. государства — участники Варшавского договора — одобрили протокол о роспуске ОВД. Таким образом, история как процесс противостояния двух систем закончилась, но на смену старым противоречиям пришли новые.
Вместо бывшего СССР образовались 15 новых государств, четыре из которых имеют на своей территории ядерное оружие. Начался процесс создания национальных армий, раздел вооружения. Возникли новые очаги напряженности, споры о границах (Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня). После вывода советских войск из Афганистана конфликт там так и не прекратился, а перекинулся через границы бывшего СССР, охватил Таджикистан.
Возник опаснейший очаг войны на территории бывшей Югославии. О победе нового политического мышления пока говорить рано. Вполне возможно, что новое обострение напряжения в мире еще впереди.

После августовских событий 1991 г. произошел распад СССР.
В декабре 1991 г. в Беловежской пуще под Минском президентом России Б.Н. Ельциным, Украины — Л.Н. Кравчуком и председателем Верховного Совета Белоруссии С.Ю. Шушкевичем был подписан договор о ликвидации СССР. Вместо СССР было создано СНГ — содружество независимых государств, статус которого до настоящего времени не определен. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные органы, подал в отставку президент М.С. Горбачев. Разрушение единого, складывавшегося десятилетиями народнохозяйственного комплекса резко усугубило кризис во всех независимых государствах.
В январе 1992 г. были освобождены цены на большинство товаров и услуг. В условиях сохранявшейся предельной монополизации производства это привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 100–200 раз. Уровень жизни населения России снизился примерно на 50% по сравнению с концом 80-х годов. Фактически оказались конфискованными государственные вклады населения в сбербанк. С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. К началу 1995 г. она охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли и услуг.
Первый ее этап проводился на основе ваучеров (поименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России, включая младенцев. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий. В стране появилось 40 млн. акционеров, но главным образом — номинальных, ибо 70% акций через свободную продажу сконцентрировались в руках прежних распорядителей госсобственности (номенклатуры и управленческой бюрократии). Вторым этапом приватизации было принятие закона «о приватизации государственного и муниципального имущества». Процедура приватизации была полностью монополизирована Госкомимуществом и Российским Фондом федерального имущества. Она регулировалась внутренними подзаконными актами. Ни один из выше названных органов не занимал позиции защиты интересов государства и общества.
Это привело к возникновению значительного числа преступлений. Приватизируемые объекты стали предметом пристального внимания криминальных структур. Более половины акций скупались иностранными инвесторами.
Тем временем кризис углублялся. К 1996 г. объем промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился вдвое. Спад в 70% и выше охватил выпуск не только военной, но и гражданской продукции высокой технологии — электронной, электротехнической, станкостроения и т.д.
В сельском хозяйстве валовая продукция составила две трети от 1991 г. Производство мяса сократилось в два раза и молока — в три. Единственное, что сегодня растет кроме цен, — это внешний долг. Сегодня он достиг 113 млрд. долларов.
Постепенно стала нарастать конфронтация между Верховным Советом РСФСР и президентом Б.Н. Ельциным. В апреле 1993 г. президент Б. Ельцин выступил с инициативой проведения референдума, суть которого сводилась к выяснению отношения народа к политике президента и Верховного Совета. 25 апреля 1993 г. большая часть народа выступила в поддержку президента. Опираясь на итоги референдума, Ельцин предложил созвать Конституционное Совещание, на которое вынес проект новой Конституции России. Однако Верховный Совет не признал легитимность этого совещания. В этих условиях Ельцин 21 сентября 1993 г. объявил о начале «поэтапной конституционной реформы». Первый этап — роспуск Верховного Совета и назначение выборов в новый орган власти — Федеральное собрание. Второй этап — роспуск Советов на местах. Роспуск Верховного Совета произошел в результате штурма 4 октября здания Верховного Совета. Роспуск местных Советов прошел сравнительно безболезненно.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное собрание и референдум за принятие новой Конституции.
11 января 1994 г. в Москве начали работу Государственная Дума и Совет Федерации. Был принят закон о статусе депутатов. Согласно этому закону права депутатов Госдумы значительно уменьшились по сравнению с правами депутатов бывшего Верховного Совета. Депутаты лишились права депутатского запроса, права контроля деятельности административных органов.
В феврале 1994 г. Государственная Дума объявила амнистию участникам августовских (1991) и сентябрьских, октябрьских (1993) событий. В июне 1994 г. был подписан договор об общественном согласии. Подписание договора об общественном согласии и решение об амнистии способствовали стабилизации обстановки в стране, прекращению на некоторое время гражданского противостояния.


Сохранение целостности России стало задачей нынешнего руководства страны. Наряду с принятием новой Конституции РФ на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Федерации и были обозначены границы государства. Чечня наотрез отказалась присоединиться к договору. Через два года возник вооруженный конфликт между президентом Чечни генералом Дудаевым и силами чеченской оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством.
11 декабря 1994 г. на территорию Чечни вошли федеральные войска для наведения там Конституционного порядка. Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением дудаевских боевиков. К исходу 1995 г. там уже погибло около 30 тыс. военнослужащих, боевиков и гражданских лиц.
В конце 1996 г. наконец-то удалось прекратить войну в Чечне. 12 мая 1997 г. после длительных переговоров был подписан договор России с Чечней, который оформил «фактическое отделение» Республики Ичкерии от России.
Так, судебная система Чечни, основанная на шариате, не входит в систему российского правосудия, (на ее территории не действуют правоохранительные органы РФ, входящие в систему МВД. Вооруженные силы Чечни не являются составной частью Вооруженных сил РФ и не подчиняются ни президенту, ни министру обороны России. Чечня фактически вышла и из экономического пространства России. Вопросы таможенного обложения товаров, пограничного контроля и т.п. решаются между Россией и Чечней, как между суверенными государствами. В этом плане мир с Чечней можно приравнять к Парижскому миру 1856 г., заключенному после Крымской войны, которую Россия проиграла, или к Портсмутскому миру 1905 г., оформившему поражение России в войне с Японией.

С распадом СССР и провозглашением СНГ выделились две сферы внешнеполитических интересов России: дальнее зарубежье и новое ближнее зарубежье.
Администрация Б.Н. Ельцина, как и прежде горбачевская, предпочтение отдавала странам Запада, главным образом укреплению отношений с США. Правительство пыталось найти в лице США, Германии, других западных стран опору в плане финансовой поддержки проводимых в стране рыночных реформ.
Но Россия получила от Международного валютного фонда лишь несколько миллиардов для стабилизации курса рубля. Зарубежные предприниматели также не спешили вкладывать свои средства в экономику России.
Вместе с тем президента РФ стали регулярно приглашать на заседания руководителей семи ведущих стран мира, где обсуждались вопросы интеграции России в мировой рынок, предоставления ей режима наибольшего благоприятствования в торговле. Однако реальных положительных результатов здесь пока нет.
На рубеже 1991–1993 гг. Б.Н. Ельцин выступил с первыми внешнеполитическими инициативами, он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не будет направлены на США. В январе 1993 г. в Москве президенты России и США подписали договор ОСНВ-2, предусматривавший взаимное сокращение к 2003 г. ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем ОСНВ-1. Договор, имеющий ряд неястых мест, не был ратифицирован Верховным Советом. Прохладно встретила его и Государственная Дума.
В июне 1994 г. РФ наряду с другими государствами СНГ и бывшего «социалистического содружества» присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО. Программа стала своего рода компромиссом между США и Россией. США и другие страны НАТО отказались от планов немедленного включения в НАТО бывших союзников СССР по Варшавскому договору — стран Восточной Европы.
Новый договор, подписанный Б.Н. Ельциным в Париже в мае 1997 г. между Россией и НАТО, никаких гарантий в том, что НАТО не будет расширяться на Восток, не дал. Договор не содержит и юридических обязательств НАТО не размещать ядерное оружие и дополнительные боевые силы на территории новых членов.
Особое место во внешнеполитической деятельности РФ занимает проблема отношений со странами ближнего зарубежья.
Ликвидация СССР сократила территорию страны примерно на четверть. При этом европейская часть РФ превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию.
Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ Россия оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки единой советской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались на территории новых независимых государств.
В этой сложной геополитической ситуации российское руководство пытается наладить конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с членами СНГ. В рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов, регулирующих отношения с бывшими союзными республиками (отлаживание режима границ и торговли, расчетов за поставки товаров и сырья, совместное освоение космоса, обмен информацией и т.д.). Заключен договор о коллективной безопасности, подписанный шестью из одиннадцати стран — членов СНГ.
В мае 1997 г. подписан Договор о союзе с Белоруссией и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной. Наблюдатели, эксперты почти единодушно расценивают его как одностороннюю уступку Россией своих принципиальных позиций. Теперь в договорном порядке подтверждены суверенные права Украины на Крым и Севастополь, ей практически безвозмездно отдана значительная часть Черноморского флота.
В заключение следует сказать, что как во внутренней, так и во внешней политике Россия вновь стоит на историческом перепутье. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие страны — к подлинной демократии или очередному авторитарному режиму? Это решается сегодня в острой борьбе различных социальных и политических сил.
В 1998 г. в стране усилился экономический и политический кризис. Весной 1998 г. был отправлен в отставку премьер-министр В. С. Черномырдин. Премьер-министром стал С. В. Кириенко, но уже после 17 августа 1998 г. (после обвала рубля) он был снят. Премьерминистром стал Е. М. Примаков. Ему удалось несколько стабилизировать экономическую ситуацию; прекратилось резкое падение курса рубля по отношению к доллару США. Началось оживление промышленности. Резко вырос рейтинг Е. М. Примакова как в стране, так и за рубежом. Но в мае 1999 г. он тоже был отправлен в отставку. Премьерминистром был назаначен С. В. Степашин (до этого — министр внутренних дел в правительстве Е. М. Примакова). Он продержался на этом посту до начала новой чеченской кампании (август 1999 г.). После нападения чеченских боевиков на Дагестан премьер-министром стал В. В. Путин. Война с чеченскими боевиками приняла затяжной характер. В такой нестабильной экономической и политической обстановке началась подготовка к выборам в третью Государственную Думу. Выборы состоялись 19 декабря 1999 г. В них приняли участие 66 840 603 человека или 61,85% избирателей.

Справка.
Главы партии.

В.И. Ленин 1917-1922
И.В. Сталин 1922-1953
Н.С. Хрущёв 1953-1964
Л.И. Брежнев 1964-1982
Ю.В. Андропов 1982-1984
К.У. Черненко 1984-1985
М.С. Горбачёв 1985-1991

Главы государства.

Л.Б. Каменев окт.1917-нояб.1917
Я.М. Свердлов 1917-1919
М.И. Калинин 1919-1922
М.И. Калинин от РСФСР до янв. 1924
Г.И. Петровский от УССР до янв. 1924
А.Г. Червяков от БССР до янв. 1924
Н.Н. Нариманов от ЗСФСР до янв. 1924
М.И. Калинин 1924-1946
Н.М. Шверник 1946-1953
К.Е. Ворошилов 1953-1960
Л.И. Брежнев 1960-1964
А.И. Микоян 1964-1965
Н.В. Подгорный 1965-1977
Л.И. Брежнев 1977-1982
В.В. Кузнецов 1й зам. до июня 1983
Ю.В. Андропов 1983-фев. 1984
В.В. Кузнецов 1й зам. до апр. 1984
К.У. Черненко 1984-март 1985
В.В. Кузнецов 1й зам. до июля 1985
А.А. Громыко 1985-1988
М.С. Горбачёв 1988-1991

Главы правительства.

В.И. Ленин 1917-1924
А.И. Рыков 1924-1930
В.М. Молотов 1930-1941
И.В. Сталин 1922-1953
Г.М. Маленков 1953-1955
Н.А. Булганин 1955-1958
Н.С. Хрущёв 1958-1964
А.Н. Косыгин 1964-1980
Н.А. Тихонов 1980-1985
Н.И. Рыжков 1985-1990
В.С. Павлов 1990-1991

Руководители внешнеполитического ведомства.

Л.Д. Троцкий 1917-апр. 1918
Г.В. Чичерин июнь 1918-1930
В.М. Молотов 1939-1949
А.Я. Вышинский 1949-1953
В.М. Молотов 1953-1956
Л.Т. Шепилов 1956-1957
А.А. Громыко 1957-1985
Э.А. Шеварнадзе 1985-1990
А.А. Бессмерных 1990-авг. 1991
Э.А. Шеварнадзе авг. 1991-дек. 1991

Итоги выборов таковы: КПРФ получила 67 мандатов, блок «Единство» — 64, блок «Отечество — Вся Россия» — 37, Союз правых сил — 24, блок Жириновского — 17, «Яблоко» — 16. 22 декабря был ратифицирован Советом Федерации договор между Россией и Белоруссией «О создании Союзного государства». В области внешней политики авторитет России, ее влияние на международную жизнь резко упали. Это наглядно подтвердила миссия В. С. Черномырдина на Балканах в связи с военной агрессией НАТО против Югославии.
Весной 1999 г. блок НАТО развязал военную агрессию против Югославии под предлогом защиты косоваров — косовских албанцев, якобы, от зверств сербов. И хотя впоследствии выяснилось, что обвинения сербов были надуманными, агрессия состоялась и послужила основанием для пересмотра натовской доктрины — присвоения НАТО права вмешиваться в дела любой страны на нашей планете.
Стремление Соединенных Штатов к созданию однополярного мира, в котором бы США играли главную роль, вызвало обеспокоенность России и Китая. В декабре 1999 г. в Пекине состоялись переговоры президента России Б. Н. Ельцина и председателя КНР Цзян Цземина. На переговорах речь шла об ответных мерах на стремление США выйти из договора 1972 г. по ПРО (противоракетной обороне). Страны договорились об усилении координации действий в интересах обеспечения международной безопасности и создании многополярного мира.
31 декабря 1999 г. президент Борис Ельцин ушел в отставку. В новогоднюю ночь 2000 года он попросил прощения у своего народа. Исполняющим обязанности президента России стал В. В. Путин. Выборы президента были назначены на 26 марта 2000 г.
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.