Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Развитие науки и культуры в первой половине ХХ в.

В начале XX в. значительно ускоряются культурные процессы. Возникают новые научные теории, художественные направления. Стремительно меняется повседневная жизнь людей. 
На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний и практической деятельности подверглись пересмотру. В сфере науки значительно расширилась способность человека понимать и контролировать окружающий мир. 
На рубеже ХІХ-ХХ веков начался революционный переворот в сознании, который в первой половине ХХ в. привел к важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего, он затронул физику. В1898 г. мадам Кюри открыла радий, в 1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амундсен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил начало эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира. 
В области химии на основе периодической системы Д.И.Менделеева продолжались открытия новых элементов. Вместе с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Это способствовало быстрому развитию химической промышленности. В биологии были заложены основы генетики, которая сыграла огромную роль в развитии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело открытие витаминов, гормонов. В 20-е годы благодаря исследованиям австрийского ученого З.Фрейда значительные успехи наблюдались в психологии и психиатрии. 
Развивалась тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Научная система организации труда привела к применению конвейера. Развитие механики позволило наладить производство вычислительных машин. В 1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно использоваться телеграф, телефон, радио. В 20-е годы кинематограф прошел путь от немого до звукового кино. 
Благодаря использованию технических средств, изменялась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомобили, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник. Сложилась «индустрия досуга» – кинотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более рациональной и демократичной стала мода. 
Открытия в области естественных наук и социальные потрясения начала XX в. не могли не отразиться на развитии общественных наук. Переворот в физике вызвал растерянность как у физиков, так и у философов, стремившихся найти закономерности в развитии природы и общества. Философы-материалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения неисчерпаемости материи, бесконечности природы. 
Первая мировая война и революция в России показали, что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже, чем глубины материи. Война подтвердила, что огромные массы цивилизованных людей могут использовать достижения науки и техники для массовых убийств. Катастрофа войны нашла отражение в общественных науках. 
После первой мировой войны немецкий философ О.Шпенглер издал труд «Закат Европы», где он говорит о закате западной цивилизации в соответствии с действующим законом круговорота в развитии цивилизаций – от катастрофы к катастрофе. В 20 – 30 годы стали популярны идеи немецкого философа Ф.Ницше (умершего в 1900 г.) о кризисе капитализма как проявлении закона «вечного возвращения всех вещей». Человека он связывал с господством машин и призывал прислушаться к «голосу крови», «зову земли». В дальнейшем некоторые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в нацистской идеологии. 
Среди демократической интеллигенции популярным было такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его основоположники – немецкие философы М.Хайдеггер, К.Ясперс, француз Ж.П.Сартр. Стремясь объяснить общественную катастрофу, они исходили из бытия, «экзистенций» (существования) отдельно взятого человека. Стремясь восполнить односторонность и буржуазно-позитивистской, и марксистской концепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный человек – это не тот, который формируется под влиянием естественной или социальной необходимости, а тот, который формирует себя сам. 
Другими влиятельными философскими течениями были неопозитивизм и неотомизм. Первое из них было популярно в Австрии, Англии, США в форме прагматизма, продолжая позитивистскую философию XIX в. – учения о пользе, успехе как проявлении истинности деятельности человека. Неопозитивисты отвергали возможность философии как теоретического познания, противопоставляли специальные науки философии. Второе получило распространение в Италии и других католических странах. Неотомизм как официальная идеология католической церкви был призван дать философско-религиозное объяснение реальным процессам. 
Многие западные философы, историки, политологи откликнулись на революцию в России, стараясь понять и объяснить ее истоки (К.Каутский, Т.Масарик, В.Рассел). Преобладали негативные, критические, но сочувственные ее оценки. Революция в России усилила интерес к изучению общественных движений, роли народных масс в истории. Этот круг вопросов оказался в центре внимания сложившейся в конце 20-х годов школы «Анналов», одной из ведущих научных школ в исторической науке на Западе. 
Кризис западной цивилизации, проявившийся в годы первой мировой войны, нашел свое отражение и в художественной литературе. Она столкнулась с необходимостью переосмысления представлений о гуманности, справедливости. Рассеялись нашедшие яркое воплощение в творчестве Жюля Верна оптимистические иллюзии о роли науки и техники в обеспечении прогресса человечества. В фантастической литературе (Г.Уэллс) осваивалась тема «войны миров». 
Демократическое направление в литературе представлено такими писателями, как Бернард Шоу, Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Лион Фейхтвангер, талантливыми деятелями искусства – Чарли Чаплиным (кино). В 20-е годы заявила о себе группа молодых писателей, которые пережили первую мировую войну, ее ужасы и утратили ориентиры в жизни. Это Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон. Они противопоставляют простые духовные человеческие ценности жестокости, фальши, бессмысленности войны. Многие мастера искусства (Ромен Роллан, Анри Барбюс, Давид Сикейрос) пытались понять революцию в России и происходившие в Советском Союзе изменения. Некоторые писатели (А.Жид, Б.Шоу, Г.Уэллс) с ужасом обнаружили в советской действительности признаки тоталитаризма. 
Многие литераторы проявляли интерес к скрытым мотивам деятельности человека. На развитие литературы оказали влияние писатели-модернисты Франц Кафка, Марсель Пруст. 
Одной из главных для них стала тема отчуждения, одиночества человека в мире. И здесь несомненный интерес представляет драматургия Эжена Ионеско, его «Театр абсурда». 
В личной судьбе и творчестве многих прогрессивных деятелей культуры важное место занял фашизм. Некоторые из них с оружием в руках выступили против него во время гражданской войны в Испании (Э.Хемингуэй, Р.Альберти, В.Бредель). Талантливейший испанский поэт Ф.Гарсия Лорка был расстрелян фашистами. Мировую известность получила картина П.Пикассо «Герника» – город в Испании, уничтоженный фашистской авиацией за одну ночь. 
В сфере художественной культуры авангардистские движения ХХ в. опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений. Художники решительно сжигали мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы наглядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое природе искусство никогда не прекращало существовать, рядом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств и настроений художника. Такое «искусство выражения» принято называть модернизмом. 
Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группы художников с общими программами. Искусство модернизма отбросило старые, привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. Модернисты часто отказывались от таких важных для прежнего искусства задач, как тщательное исполнение, созвучие цветов, точность рисунка, стремление к внешней красоте. На деле главным недостатком модернизма явилось его безразличие к острым общественным проблемам или изображение темных сторон жизни без того, чтобы противопоставить им что-либо положительное. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей индивидуальности, этим и продиктованы постоянные поиски новых изобразительных средств. 
Основные направления модернизма: фовизм (Анри Матисс); yкспрессионизм (Эмиль Нольде, Отто Дикс); кубизм (Пабло Пикассо); футуризм (Джакомо Балла); сюрреализм (Марк Шагал, Сальвадор Дали); абстракционизм (Василий Кандинский, Пит Мондриан). 
Экспрессионисты (как и фовисты) ставили своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений. Их не удовлетворяла существующая действительность, но выход из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности, разочарования и досады. Для выражения порывов чувств они использовали яркие кричащие краски, небрежные движения кисти, резкие и упрощенные формы. 
После первой мировой войны в искусстве экспрессионистов преобладают ноты общественной критики. Войну с ее ужасами, напуганных пережитым людей, раненых, калек, нищих, притоны большого города и т.п. изображал Отто Дикс. С экспрессионизмом как художественным течением покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер лично объявил модернизм «дегенеративным искусством», которое следует уничтожить. 
Главным принципом кубистов было не следование видимой реальности, а сотворение новой, которая подчиняется особым законам – не жизни, а искусства. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части и затем укладывали эти части в новом порядке, они упрощали предметы до геометрических фигур. Используя приемы кубизма, Пабло Пикассо создал огромное полотно «Герника», которое изображает этот город во время бомбежки; убитые, раненые – все это сильно деформировано, а кубистические приемы усиливают страшное впечатление. 
Пабло Пикассо трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение многие перемены в искусстве. В его произведениях так сильно чувствуется яркая индивидуальность их создателя, что их всегда можно узнать – независимо от того, в каком стиле они исполнены. 
В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей. Такого рода произведения получили название коллажей. 
В работах сюрреалистов реальные существа и предметы выступают в необычных сочетаниях, и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В картинах жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала память о городе его юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домики, летающие над землею люди, козы, настенные часы, скрипачи и многие другие небрежно набросанные существа и вещи. 
Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалистов Сальвадора Дали. Неоспоримое мастерство, с которым выполнены все детали картины, делает особенно впечатляющими его фантазии. Среди знаменитых мотивов художника – огромные карманные часы из мягкого материала, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких ногах, чудовища, которые должны изображать ужасы гражданской войны. В 1936 г. С.Дали создал картину «Предчувствие гражданской войны» и вслед за ней – «Осеннее каннибальство
». На последней, в соответствии с пояснениями автора, два испанца, вооруженные ножами и вилками, пожирают друг друга. Таким образом художник свойственными ему средствами отражал исторические события. Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами. 
В первой половине ХХ в. зародилось и получило развитие, прежде всего, в работах В.Кандинского, К.Малевича одно из сложных и самых спорных направлений искусства – абстракционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить чтонибудь реально существующее, она пытается придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника, передающие его отношение к миру. Наиболее ярким примером абстракционизма является знаменитый образец живописи К.Малевича – «Черный квадрат на белом фоне». 
Чтобы понять и оценить современное искусство, недостаточно простого наблюдения, а иногда, несмотря на все усилия, смысл произведения остается загадочным и неуловимым. 
В архитектуре первой половины ХХ в. используются совершенно новые принципы строительства, новые строительные материалы. Широко используются стальные и бетонные конструкции. Одним из главных принципов проектирования зданий стало их соответствие своему назначению, т.е. функции. Отсюда и название такой архитектуры – функционализм. Даже внешний вид здания должен выражать его назначение, содержание. Основную идею функционализма можно изложить так: что целесообразно, то красиво. 
В первой половине XX в. получило развитие такое сложное и неоднозначное явление, как «массовая культура». Она была вызвана ростом городов и численности городского населения, развитием средств массовой коммуникации – радио, периодической печати, кино, средств звукозаписи. В этом явлении отражался и процесс демократизации культуры, ее доступность. 
Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление, принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помощью манипулировать сознанием и нравственным миром людей. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной музыки. Преодоление негативных сторон массовой культуры было возможно благодаря росту общеобразовательного и культурного уровня населения.

Оглавление. История мира после 1945 года
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.