Переход экономики России на инновационный
путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в
мирохозяйственные связи, рост открытости экономики, является императивом для
сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной и
долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа
успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном
инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной
производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала. По
существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП определяется
инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным
условием и основным “мотором” развития всех секторов промышленности и сферы
услуг.
В Концепции долгосрочного социально
экономического развития Российской Федерации (КДР) заявлены весьма амбициозные
цели – сближение доходов российских граждан с уровнем развитых стран, кратное
увеличение производительности труда, завоевание новых позиций на мировых
рынках, достижение технологического лидерства по выбранным направлениям и т.д.
Реализовать их можно только за счет радикального повышения
конкурентоспособности отечественной экономики на основе постоянного
технологического обновления и качественного повышения уровня технологического
развития ее ключевых секторов.
Несмотря на значительные инвестиции в
образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Россия, к
сожалению, в настоящий период продолжает заметно отставать от мировых лидеров
по основным показателям, определяющим
уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом
рынке наукоемкой продукции составляет
всего 0,3% - 0,5%, в то время как доля
США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %. Доля инновационно-активных
предприятий в российской промышленности (9,4 % в 2007 году) в несколько раз
ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса
характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4%-5
%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4
%, Южной Кореи-
38,4 %, Венгрии- 25,2%.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность
национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс
формирования согласованного видения технологического будущего России у всех
участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и
совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в
организации этого процесса принадлежит государству не только как его
инициатору, но и как гаранту выполнения достгнутых договоренностей.
Наиболее адекватным инструментом для
реализации поставленной задачи является используемый практически во всех
развитых и многих развивающихся странах –Форсайт. Методология Форсайт
отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и
стратегического планирования и не сводится к предсказанию: это методология
организации процесса, направленного на создание общего у участников видения
будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими
сегодняшними действиями. Таким образом, эта методология связана не с
предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать
Форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием,
опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру. Концепция современного
Форсайта базируется на: заинтересованности участников заниматься предвидением
своего будущего; готовности их к сотрудничеству; понимании ими необходимости
сконцентрироваться на долгосрочной перспективе; желании объединить усилия и
ресурсы; создании координирующей структуры, помогающей прийти к консенсусу.
Сознавая необходимость в достаточно
быстром формировании нового подхода к научно-технической и инновационной политике,
в начале 2007 года Министерством образования и науки была инициирована
масштабная работа по долгосрочному прогнозированию научно-технологического
развития Российской Федерации на период до 2025 года на основе Форсайта (КДП).
Цели, задачи и принципы научно-технологического Форсайта в России
сформулированы в «Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического
развития Российской Федерации на период до 2025 года[1]» (КДП).
В ссответствии с КДП основной целью
долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до
2025 г является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического
развития, позиционирование страны в системе международной научной и
технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы.
Комплементарной целью, обеспечивающей
более адекватный прогноз и эффективное использование его результатов, является
создание коммуникационных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения
(представителей министерств и ведомств, организаций бизнеса, научных
организаций и экспертов). Организация постоянных экспертных процедур и
формирование экспертного сообщества для оценки и согласованного выбора
перспективных научных и технологических направлений
Кроме того, определено, что долгосрочный
прогноз научно-технологического развития следует разрабатывать как
систематически проводимую процедуру, встроенную в систему государственного
управления. Результаты Прогноза должны быть сформулированы таким образом, чтобы
обеспечить их адекватное позиционирование в ряду других стратегических
документов федеральной исполнительной власти. Прогноз должен создавать
информационную основу для корректировки научно-технической и инновационной
политики, формирования соответствующих разделов других документов, определяющих
цели долгосрочного развития.
Структура доклада «Длогосрочный прогноза научно-технологического развития
Российской Федерации на период до 2025 года» состоит из пяти разделов и
приложений.
Первый раздел посвящен оценке состояния и
проблемам развития научно-технологического комплекса России.
В разделе:
дана оценка состояния и тенденций развития
сектора исследований и разработок России;
проанализированы текущие параметры и
структура формируемой в России системы институтов развития, ориентированных на
поддержку инноваций;
приведена оценка существующего уровня
технологического развития экономики России и основные проблемы;
в заключительной части раздела
приведены результаты анализа сильных и
слабых сторон научно-технологического комплекса России.
Второй раздел посвящен определению внешних
условий и рамок долгосрочного прогноза.научно-технологического развития
Раздел условно разбивается на две части. В
первой , на основе материалов форсайтных проектов США, ЕС, Японии приведено
видение этих стран относительно:
глобальных тенденций и вызовов;
глобальных тенденций
научно-технологического развития
состояние и тенденции развития мировых
рынков товаров и услуг(тех сегментов, которые представляют интерес для России)
Варианты
долгосрочного развития России,
уже идущие процессы технологической
модернизации экономики не могут не учитывать
этих тенденций и связанных с ними технологий, которые во многом будут
определять как сами будущие рынки, так и конкурентоспособность стран на них.
Во
второй части приведены внешние тенденции и вызовы для России.
Эти вызовы и тенденции, в силу позиции в
мире, которая занимает сегодня Россия, отличаются от вызовов и тенденций,
сформулированных зарубежными
развитыми странами, однако, по сути, имеют одну и ту же природу.
Третий раздел посвящен определению
внутренних условий и рамок долгосрочного прогноза. В нем рассмотрены основные
внутренние вызовы для российской экономики и ограничения развития НТК, а также
рамки задаваемые стратегическими документами экономического развития России,
т.е целевые параметры которые необходимо достичь в технологическом развитии.
Четвертый раздел содержит материал по
результатам прогноза и выделения
перспективных направлений научно-технологического развития. При этом
также как и во втором разделе в нем выделены взгляд зарубежных и российских
экспертов и экспертных организаций.
В разделе приведены:
образ технологического будущего в
зарубежных прогнозах
видение перспективных технологий, имеющие
значительный прикладной потенциал для России[2]
оценка внутренних и внешних рынков (ниш),
где Россия может рассчитывать на твердые (ведущие) позиции на базе конкурентных
преимуществ, а также проанализированы прорывные технологии и перспективные
инновации, способные внести существенный вклад в решение важнейших социально-экономических
проблем.
перспективные направления развития
фундаментальных исследований.
Далее в
разделе рассмотрены перспективы
технологической модернизации ключевых секторов российской экономики. При этом
по каждому из исследуемых секторов построены варианты его технологического
развития, дана оценка текущего уровня, тенденций и основных проблем его
инновационного и технологического развития. Кроме того, дана оценка роли,
которую играет технологическое развитие данного сектора в рамках реализации сценария
социально-ориентированного инновационного развития экономики России.
Наконец, в разделе дан прогноз ресурсных потребностей научного
потенциала России и определены возможные источники финансирования.
Пятый раздел настоящего отчета посвящен
определению основных направлений совершенствования научно-технологической
политики, обеспечивающих условия для реализации долгосрочного прогноза.
В нем сформулированы основные принципы
проведения перспективной научно-технологической политики, обеспечивающие
сочетание проектного и институционального подходов, рассмотрены основные
направления модернизации НИС.
Кроме того, в разделе сформулированы
принципы формирования и реализации национальных приоритетов научно-технологического развития, а также даны
предложения по использованию нового для России инструмента
научно-технологической политики – технологических платформ.
Далее в разделе даны предложения по реформе системы институтов,
регулирующих научно-технологическую деятельность в России, рассмотрены основные
подходы к формированию региональной составляющей научно-технологической
политики.
Разработаны предложения по интеграции
прогноза развития науки и технологий в национальную систему
прогнозирования и институционализации
Форсайта, как инструмента разработки долгосрочного прогноза
научно-технологического развития.
В заключении по отчету даны основные
выводы по результатам исследований, полученных в научно-технологического
Форсайта на протяжении четырех этапов реализации данной работы, а также предложения по дальнейшему использовантию
полученных результатов.
Оглавление.
Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России