Усиление воздействия новых технологий на управление и организационные формы
бизнеса, стимулирующее развитие гибких сетевых структур.
Главный катализатор перемен - перманентная
материализация огромного инновационного потенциала ИКТ, стремительно
имплантируемого в сферу производственной деятельности. Следует ожидать
позитивных кардинальных изменений в бизнес - моделях предприятий, которые
инициируют постоянно совершенствующиеся решения в линейке технологий
комплексной автоматизации (информатизации) производственных процессов. Прежде
всего, речь идет о системах комплексной информатизации (КИС) – ядра
автоматизации и, в зависимости от конкретных потребностей, применении ее
фрагментов (wоrkflоw-системы: SORM, ERP, СRМ, Intranet,
Extranet, Datamining Datawarehouse, EDI) в различных конфигурациях и новаторском исполнении. Новый
инструментарий ломает старые стереотипы ведения бизнеса. Исчезает «экран» между
заказчиком и клиентом.
С середины 80-х годов производственные
системы, ориентированные на заказчика (customized), стали приходить на смену
массовому производству. В ближайшее время их развитие войдет в новую стадию.
Технология, поддерживающая эти системы, доведена до того, что сигналы с рынка о
характеристиках заказа теперь могут дойти непосредственно до того комплекса
оборудования, который будет задействован в его выполнении. Более того, этот
комплекс сможет самостоятельно скоординировать свою работу. Можно предположить,
что снятие проблем в соединении информационных потоков, генерируемых рынком, с
информационными потоками, циркулирующими в производственных комплексах, снизит
операционные издержки и тем самым придаст новые преимущества производству,
ориентированному на конкретных потребителей, в конкуренции с массовым
производством.
Также в недалеком будущем ожидаются
значительные сдвиги в информационном обеспечении логистических и маркетинговых
систем бизнеса, благодаря тому, что технологии RFID
(radio frequency identification) выйдет за пределы отдельных бизнес-единиц. Надо заметить, что
прогнозы 1990-х годов относили широкое распространение этой технологии для
отслеживания товаропотоков и условий перевозок грузов на начало 2000-х. Однако
оказалось, что это невозможно из-за того, что технологические стандарты
передачи данных различались не только в разных странах, но и в разных отраслях.
В настоящее время идет процесс разработки и перехода на новые, общие стандарты.
В прогнозный период получат развитие так
называемые виртуальные корпорации с рассеянными по миру и активно
передвигающимися по нему сотрудниками. Единственным объединяющим и организующим
их фактором будет общекорпоративное информационное пространство, к которому
обеспечивается неограниченный и незамедлительный доступ любого сотрудника из
любой точки земного шара. Можно ожидать, что предпочтительным средством общения
между сотрудниками станет не e-mail, а видеоконференции, технология которых
совершенствуется.
В более далекой перспективе может быть
сделан значительный шаг в развитии информационных систем управления
экономической деятельностью человека. Появление самообучающихся сетей облегчит
использование информации в управлении бизнесом благодаря тому, что построенные
на их основе системы управления, смогут делать самостоятельные шаги в
обработке, структурировании, анализе данных и самостоятельно выбирать, кому
именно направить управляющий сигнал.
В странах ОЭСР уже сейчас 5% общей
занятости составляют рабочие места специалистов в области ИКТ, и около 20% -
профессии, использующие ИКТ. В будущем профессиональная квалификация во всех
звеньях иерархии комплекса и всей массы предприятий, находящейся на той или
иной стадии информатизации, станет непременным условием для всего персонала.
Поколение рабочей силы, которое будет
вступать в трудовую жизнь в прогнозный период, обладает, по мнению
исследователей, некоторыми навыками, которые могли сформироваться только в
информационной экономике. Парадокс, но это вовсе не умение пользоваться ИКТ.
Это – опыт, полученный в онлайновых компьютерных играх. Оказалось, что в играх
формируется стратегическое мышление, умение анализировать информацию и
прогнозировать события, просчитывать шаги, взаимодействовать с партнерами и
обходить противника, самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу. На
самом деле, сотрудник, обладающий этими навыками, рассматривается современной
наукой о менеджменте как идеал. Только такой сотрудник адекватен сетевой
организационной форме бизнеса, которая будет доминировать в прогнозный
период.
Оглавление.
Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России