Общая характеристика мирового рынка
Перспективы роста рынка гражданской
авиации сильно зависят от роста цен на авиационное топливо и среднегодовые
темпы роста мировой экономики и торговли. При среднегодовом темпе роста мировой
экономике в 2007-2025 гг. на уровне 3,1% в год среднегодовой рост объемов
авиационных пассажироперевозок за этот же период составит 4,9%, а
грузоперевозок – 6,1%. Тогда по прогнозным оценкам фирмы "Боинг ко"
объем рынка новых гражданских самолетов в 2007-2025 гг. составит порядка
2,6-2,8 трлн. долл. В период до 2025 г. авиакомпаниям потребуется ок.
28600 новых пассажирских и грузовых самолетов. Мировой парк гражданских
самолетов увеличится более чем в два раза – с 17330 самолетов (2005 г.) до
примерно 36000 (2025 г.). В основном это будут узкофюзеляжные (100-240
пассажиров) и широкофюзеляжные (200-400 пассажиров) самолеты. 9580 новых
лайнеров заменят менее экономичные машины, выводимые из состава авиапарков
компаний. Большая их часть будет списана, однако 2220 пассажирских лайнеров
будут переоборудованы в грузовые самолеты. Кроме того, авиакомпании получат 770
новых грузовых самолетов.
Самолеты, относящиеся к этому сегменту,
такие как Boeing-787 и Boeing-777, позволят авиакомпаниям успешно развиваться
за счет выполнения большего числа рейсов в большее количество аэропортов, что
соответствует потребностям пассажиров. Самолеты класса Boeing-747 и большей
вместимости будут активно эксплуатироваться на маршрутах, соединяющих страны
Азии с другими регионами, а также на трансатлантических маршрутах. По
прогнозам, на рынке будет существовать устойчивый спрос на грузовые самолеты
большой вместимости, что связано с их высокой экономичностью, надежностью,
дальностью полета и прекрасными показателями коэффициента загрузки.
Количество эксплуатируемых в мире
самолетов на 30-60 мест к 2015 г. немногим превысит 2000 единиц, имевшихся
в 2005 г., а к 2025 г. составит 2500 ед. В то же время число машин на
61-90 пассажироместа возрастет с нынешних 700 до 1700 в 2015 г. и 3300 – в
2025 г. Наиболее быстрыми темпами будет расширяться спрос на машины
вместимостью от 91 до 120 пассажиров. Если в 2005 г. в авиакомпаниях мира
их насчитывалось чуть более 700, то к 2015 г. парк таких машин увеличится
до 2500, а к 2025 г. – до 3800 ед. Всего до 2025 г. в мире будет
продано 7950 самолетов вместимостью 30-120 пассажиров на сумму порядка 180
млрд. долл.
Рынок самолетов бизнес-класса стремительно
развивается, и тенденция к расширению продаж на нем в течение среднесрочной
перспективы сохранится. В 2005 г. в мире было продано 737
бизнес-самолетов, в 2006 г. поставлено 850, а в 2007 г. (по предварительным
оценкам) расширение продаж приблизилось к уровню 1000 машин. За период
2008-2010 гг. совокупный объем заказов оценивается на уровне 3,1-3,4 тыс.
самолетов. Основными заказчиками выступят североамериканские компании (61%
заказов), которые должны обновить свой парк самолетов бизнес-класса на 23%.
Устойчивый спрос ожидается со стороны европейских стран, причем он будет
расширятся в результате роста доходов населения России и государств Восточной
Европы. К 2011-2012 гг. прогнозируется скачок (до 50% по сравнению с
современным уровнем) заказов из стран Азии, Африки и Ближнего Востока.
В общей сложности в период с 2007 по
2025 г. в мире будет произведено около 24000 самолетов бизнес-класса.
Согласно прогнозу фирмы "Боинг
ко", до 2026 г. авиакомпании приобретут:
3700 региональных самолетов (вместимостью
менее 90 пассажиров);
17650 узкофюзеляжных самолетов (90-240
пассажиров при двухклассной компоновке);
6290 широкофюзеляжных самолетов (200-400
пассажиров при трехклассной компоновке);
960 самолетов класса Boeing-747 и большей
вместимости (более 400 пассажиров при трехклассной компоновке).
Географии мирового производства и
потребления
Мировой рынок гражданской авиатехники на
сегодняшний момент обеспечивается преимущественно продукцией четырех компаний:
рынок магистральных самолетов является сферой интересов компаний Boeing (США) и
Airbus (ЕС), а подавляющее большинство поставок региональных самолетов
обеспечивается компаниями Bombardier (Канада), Embraer (Бразилия) и ATR
(Италия). Позиции на указанном рынке прочих авиастроительных предприятий мира,
в том числе и российских, на сегодняшний момент можно охарактеризовать как
стартовые.
В 2006 году мировыми лидерами гражданской
авиапромышленности было произведно ~820 магистральных и ~250 региональных
самолетов всех типов.
Крупнейшим рынком в период
2006-2025 гг. станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона – 36% от общей
суммы в 2,8 трлн. долл., что обусловлено значительным спросом на
широкофюзеляжные лайнеры в регионе. На долю авиакомпаний из стран Северной
Америки придется 28% закупок, Европы – 24%. Оставшиеся 12% приходятся на
заказчиков из стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.
Дополнительным эксплуатационным фактором
для азиатского рынка по сравнению с американским и западноевропейским является
наличие больших пассажиропотоков при малой протяженности воздушных линий. При
большом объеме рынка данная особенность может привести к появлению модификаций
либо типов ВС, спроектированных специально для стран Азиатско-Тихоокеанского
региона.
Ожидается расширение числа стран –
производителей авиационной техники. Традиционные игроки рынка магистральных ВС,
авиапромышленность Европы американская корпорация «Боинг», столкнутся с
конкуренцией со стороны российских (ОАК), азиатских производителей (AVIC-I,
Mitsubishi HI), а также проектов магистральных самолетов, созданных компаниями
– традиционными представителями рынков региональной и деловой авиации
(компаниями Bombardier и Embraer). Рынок реактивных региональных ВС также
обретет многополярность предложения благодаря попаданию в сферу интересов
аваипромышленности развивающихся стран. Помимо традиционных игроков в лице
Embraer и Bombardier, в настоящее время практически паритетно разделяющих
рынок, в ближайшей перспективе возможен выход на рынок российского SSJ-100 и
китайского ARJ-21.
Новые продукты и технологии
Основные тенденции технологического
развития гражданского авиастроения на период до 2025 года включают в себя
следующие направления:
разработка экологичных силовых установок
(обеспечение запаса на уровне 15 EPNdB по шуму, а также 20%-ного сокращения
эмиссии вредных веществ);
совершенствование расходных характеристик
самолетов гражданской авиации (в среднем на 20%);
совершенствование аэродинамики планера
(поиск альтернативных компоновок, реализация концепции несущего фюзеляжа);
реализация концепции полностью
электрического самолета (разработка двигателей с интегрированным
электрогенератором, электрических систем управления аэродинамическими
поверхностями, автономной системы кондиционирования воздуха, электромеханизмов
уборки и выпуска шасси, рестандартизация бортовой электросиситемы);
«черный самолет» – конструктивное и
технологическое решение задач изготовления конструкции самолета из легких
композиционных материалов (например, с углеродным армированием);
использование нанотехнологий для
управления пограничным слоем, решения задач повышения прочности конструкций
(наноматериалы), интерактивной диагностики и снятия показаний давления,
температуры, деформаций и т.п., (нанодатчики);
глобальное внедрение цифровых пилотажно-навигационных
средств с использованием спутниковых систем навигации.
Оглавление.
Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России