Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Ресурсные и демографические ограничения в России

Ресурсные ограничения в России

В течение последних лет сырьевой сектор служил основным источником роста российской экономики, обеспечивая значительную долю производства ВВП, и генерируя большую часть доходов федерального бюджета, экспортной выручки и валютных поступлений.

Однако в ближайшей перспективе сырьевой сектор не сможет продолжать играть роль основного двигателя экономики. Поддержание высоких темпов роста экономики в рамках экспортно-сырьевой модели потребует значительных инвестиций и технологических инноваций при снижающейся капиталоотдаче и эффективности вложений. То есть, продолжая оставаться основным источником экономического роста, сырьевой сектор перетянет на себя значительную долю инвестиционного и научно-технического потенциала, существующих в российской экономике.

Невозможность дальнейшего развития в рамках сырьевой экономики связана с рядом сложившихся к настоящему времени ресурсных ограничений:

большая часть начальных суммарных ресурсов нефти и газа в России представлена слабо изученными прогнозными и перспективными ресурсами, требующими проведения масштабных геологоразведочных работ для их промышленного освоения.

потенциал нефтегазоносных провинций, являющихся основными регионами добычи нефти, в значительной степени разведан. Прирост запасов в данных регионах возможен только за счет добычи нефти более низкого качества и высокой капиталоемкости добычи.

истощение крупнейших традиционных районов нефтедобычи приведет в ближайшем будущем к значительному замедлению темпов роста добычи нефти и стабилизации объемов добычи на уровне 500 – 545 млн. т в год.

увеличение объемов добычи нефти и газа может быть достигнуто за счет регионов с высокими прогнозными ресурсами и низкой степенью разведанности (Восточная Сибирь, шельфы арктических и дальневосточных морей), но их освоение будет проходить в крайне сложных горно-геологических и суровых климатических условиях. Дополнительным ограничивающим фактором служит слабо развитая транспортная и трубопроводная инфраструктура. Дорогостоящие технологии, необходимые для разработки данных месторождений значительно увеличат себестоимость добычи.

Демографические ограничения в России

Демографическое развитие России характеризуется следующим тенденциями: 

С 1992 г. число умерших устойчиво превышает число рождений: убыль составила более 12,5 млн. человек и была только на 5,9 млн. компенсирована миграционным приростом.

Рождаемость в России уже 40 лет не обеспечивает простого воспроизводства населения.

Смертность мужчин в трудоспособном возрасте высока, как и сто лет назад, сокращение смертности в последние годы идет, но крайне неустойчиво и неравномерно.

Возрастная и половая структура населения сильно деформированы, что сказывается и будет сказываться далее на воспроизводстве населения.

Результатом прошлых демографических тенденций (низкая рождаемость) будет неизбежное сокращение численности трудоспособных – до 1 млн. в год, что станет серьезным фактором торможения экономического роста.

Продолжается старение населения, показатель иждивенческой нагрузки (рассчитанный по сегодняшним границам пенсионного возраста) вырастет с 580 до 670-750 к 2020-25 гг., а к 2050 г. до 900-1000. В связи с этим, по мнению экспертов, уже в ближайшее время встанет вопрос о необходимости повышения пенсионного возраста.

Сохранение нынешних тенденций воспроизводства населения (низкая рождаемость и высокая смертность) может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 г. может  сократиться до 130-135 млн. человек, к 2050 г. – до 110 млн. человек.

Показатель продолжительности жизни в 70 лет, которого мы в нашей истории дважды достигали (во второй половине 60-х и в 1986-87 гг., в годы борьбы с алкоголизмом), сегодня нам кажется достойной целью для 2015 г., в то время как два десятка развитых стран уже либо превзошли рубеж в 80 лет (Япония, Исландия, Швеция, Испания, Франция, Италия  и др.), вот-вот достигнут и перешагнут этот рубеж, свидетельствующий о высоком качестве жизни в данных странах.  

Демографическое развитие в России имеет много общего с общеевропейскими тенденциями (низкая рождаемость, изменение структуры семьи, высокая доля рождений вне брака, старение населения и т.д.).  В то же время, ускоренное нарастание кризисных явлений определялось особыми условиями и трудностями переходного периода (падение реальных доходов, нарастание масштабов бедности, рост неравенства, высокий уровень безработицы, сокращение объема социальных гарантий, бесплатных услуг в здравоохранении и образовании и т.п.).

Трансформация экономики от плановой к рыночной и модернизация социальной политики резко изменили условия жизнедеятельности семьи, поставили значительную часть семей на грань выживания, что повлекло за собой изменения в брачном, репродуктивном и самосохранительном поведении, в социальной и территориальной мобильности.

Сложившаяся демографическая ситуация во многом порождена недостаточным учетом демографических факторов в среднесрочной и долгосрочной стратегии, отсутствием комплексной долгосрочной программы выхода России из демографического кризиса, отсутствием органов управления, ответственных за демографическое развитие России, остаточным принципом финансирования социальной политики.

Данные за 2006-07 гг. говорят о росте числа родившихся и сокращении смертности, но принципиальная оценка ситуации не меняется: благоприятная динамика может сохраняться еще 5-6 лет, а затем по всем вариантам прогнозов, сделанных в последние годы разными экспертами, убыль начнет расти.

В ближайшие годы нас ожидает сокращение численности трудоспособных – до 1 млн. в год, и соответственно рост показателя иждивенческой нагрузки до 670-750 к 2020-25 гг., а в перспективе и до 900-1000 к 2050 г., что неблагоприятно скажется на формировании рынка труда и темпах экономического роста.

Демографические ограничения становятся в значительной степени определяющими  для средне- и долгосрочных перспектив развития российского рынка труда.

На российском рынке труда сложились следующие основные тенденции:

спрос на рабочую силу в условиях экономического роста растет;

численность населения в трудоспособном возрасте сокращается;

существуют значительные перекосы в распределении занятого населения по сферам занятости;

невысокий средний уровень оплаты труда тормозит полноценное воспроизводство рабочей силы;

высокая дифференциация в оплате труда увеличивает  социальную напряженность;

ухудшаются качественные характеристики рабочей силы (качество образования не всегда отвечает современным стандартам, происходит старение трудоспособной части населения,

низки показатели здоровья занятого населения и высоки потери от преждевременной смертности.

Количественные оценки перспективной величины дефицита рабочей силы показывают, что до 2010 г. прогнозируемая  потребность в рабочей силе ниже ограничения по объему предложения труда. Однако уже в 2012–2014 гг. проявится дефицит труда, увеличивающийся со временем. В зависимости от сценария развития, дефицит может составить до 20% от прогнозируемой потребности в рабочей силе. Дефицит рабочей силы ожидается прежде всего в Центральном, Уральском, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, в промышленности, строительстве, транспорте и связи. В экономике не хватает квалифицированных рабочих кадров. Весьма проблематичны перспективы омоложения кадрового состава на предприятиях высокотехнологической промышленности, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Отдельной проблемой является возможное повышение пенсионного возраста, а также привлечение на рынок труда дополнительных контингентов населения старше трудоспособного возраста. Значительная часть пенсионеров уже вовлечена в сферу занятости, поэтому такая мера, как повышение пенсионного возраста (например, для женщин до 60 лет), не позволит существенно смягчить проблему нехватки рабочей силы.  Влияние постарения населения на динамику рынка труда и объемов финансирования социальных программ еще предстоит оценить.

Основные возможности преодоления возникающего дефицита рабочей силы связаны с осуществлением комплекса взаимосвязанных мер государственной социально-экономической политики, направленных на повышение экономической активности населения, рост производительности труда, смягчение структурных проблем рынка труда, в том числе связанных со сложившимся распределением занятого населения по сферам занятости, упорядочение внутренней и внешней трудовой миграции.

На структурные проблемы российского рынка труда указывает качественное (структурное) несоответствие спроса на труд и его предложения в региональном, отраслевом, профессионально-квалификационном, половозрастном и других разрезах. Это несоответствие в значительной степени определяет существующую сегодня безработицу. В 2000-2006 гг. в динамике отраслевой и региональной структурной безработицы наблюдалась тенденция к росту. Эффективность процесса согласования спроса на труд и его предложения остается на невысоком уровне

Среди необходимых направлений деятельности по улучшению социально-экономической ситуации и повышению эффективности функционирования российского рынка труда следует выделить такие, как: согласование усилий государства и бизнеса по обеспечению спроса на работников соответствующей квалификации и преодолению дефицита отечественных рабочих кадров на базе системы начального профессионального образования, отвечающей реалиям сегодняшнего дня; обеспечение условий стабильной занятости и высокой социальной защищенности для групп старших возрастов; корректировка межотраслевых и межрегиональных деформаций в оплате труда; учет в перспективной динамике рынка труда основных параметров развития миграционных процессов и др..

При оценке остроты демографической ситуации, ее социально-экономических последствий и перспектив улучшения необходимо внимательно учитывать региональные особенности. Демографические различия между регионами сокращаются, хотя и медленно, но изменившаяся картина миграций, наоборот, поляризует территорию страны, формируя локальные ареалы притока и расширяющиеся зоны миграционного оттока, идущего с разной интенсивностью. Наложение этих тенденций в перспективе приведет к весьма негативным социальным последствиям - «сжатию» освоенного и обжитого пространства не только на востоке и севере страны, но и во многих областях Европейской части, расположенных вне зоны влияния крупнейших агломераций.

Миграция и миграционная политика

Миграция в современной России является одним из важнейших факторов, определяющим экономическое и социальное развитие российского общества.   Международная миграция  сдерживает убыль населения и трудовых ресурсов России. Мигранты в условиях глобализации  это ценнейший  ресурс,  за привлечение которого многие страны  конкурируют. Сохраняя роль центра притяжения мигрантов, Россия должна не только эффективно использовать их труд, но и выполнять определенные действия  для  защиты прав людей, работающих на ее благо или  являющихся частью российского общества. 

За рассматриваемый период  Россию покинули (только за границей)  более 5 миллионов человек. С 1991 года из России в страны дальнего зарубежья  на постоянное жительство выехали почти 1,3 миллиона человек, 3,8 миллионов   переехали в другие государства бывшего СССР.

До середины 1990-х годов  в Россию осуществлялась массовая вынужденная  миграция  русскоязычного населения,  оказавшегося под давлением  нараставших межнациональных противоречий в странах бывшего  СССР.  К середине 1990-х годов  потоки вынужденной миграции  пошли на спад, и  на первое место по объемам и масштабу экономических последствий вышла массовая трудовая миграция.

В 2006 г. по официальным данным в России работало 1014 тысяч трудовых мигрантов из более, чем  40 стран мира, что составляло 1,5% занятых в российской экономике. Мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах рынка труда, занимаясь тяжелой и непрестижной работой в строительстве, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг.

Рисунок 13 - Численность трудовых мигрантов, работавших в России, тыс.

Численность трудовых мигрантов, работавших в России

Источник: данные Федеральной миграционной службы РФ

Сложность анализа миграционных процессов связана с отсутствием  регулярных публикаций  о потоках и числе  мигрантов  разных категорий, учет которых  производится в ФМС России.  Современные приоритеты миграционной политики России связаны с противодействием незаконной миграции, объемы которой по-разному оцениваются исследователями и представителями исполнительной власти. В последние годы большое внимание  уделяется созданию  систем учета  иностранных мигрантов в России. С 2002 года введены в действие  миграционные карты, на основании которых в перспективе  возможно создание  базы  данных, адекватно отражающей  процесс прибытия и выбытия иностранцев.

Проблемы демографического развития России во многом усугубляются процессами внутренней миграции, последствия которой весьма противоречивы. В условиях экономического подъема снижение активности населения во внутренних перемещениях должно смениться ее ростом. Этому способствует возрастающий дефицит на рынках труда, особенно в динамично развивающихся регионах. Активизации перемещений населения в России прежде всего препятствует низкая доступность жилья в крупных городах: быстрый рост цен на приобретаемое и арендуемое жилье, неразвитость кредитных механизмов покупки жилья и недоступность их для многих категорий населения. Необходимо перенаправить потоки инвестиций на создание рабочих мест в тех регионах и городах, откуда в настоящее время мигранты уезжают в крупнейшие города России  в поисках заработка.

Россия сегодня объективно заинтересована в приеме самых разных контингентах мигрантов: ориентированных на постоянное жительство и получение российского  гражданства;  временных работников, включая как краткосрочную сезонную, так и более продолжительную трудовую миграциюпереезжающих к родственникам в рамках программ воссоединения семей и др. Миграционное законодательство и политика должны предоставлять адекватные возможности для реализации этих моделей миграции. 

Оглавление. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России

 
Секс шоп

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.