Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Перспективы модернизации гражданского авиастроения России

Достижение технологического лидерства в области гражданского авиастроения является одним из главных национальных приоритетов научно-технологического развития в сфере формирования принципиально новой технологической базы и достижения технологического лидерства[115].

Конечная цель технологического развития гражданской авиационной промышленности – приобретение Россией статуса одного из крупнейших мировых центров самолетостроения, подтвержденного 10-15% долей на мировом рынке ежегодных поставок магистральных и региональных самолетов вместимостью более 50 мест[116].

Достижение этой цели означает, что российский авиастроительный комплекс должен обеспечить к 2025 году уровень продаж порядка 250-300 самолетов в год. Ежегодный рост объемов производства должен составлять порядка 30% в период 2008-2025 гг., а общий объем поставок составит около 2400 магистральных и региональных самолетов. Так как потребности внутреннего рынка ни при каких сценариях его развития и защиты не обеспечивают спрос на такое количество самолетов, экспортные поставки в среднем должны вдвое превышать поставки на внутренний рынок.

Достижение этой цели подразумевает:

перелом существующей тенденции модернизации парка российских авиакомпаний за счет самолетов иностранного производства и обеспечение в период после 2015г. доминирования продукции отечественного самолетостроения;

завоевание до 2020 г. технологического лидерства на открытых (подчиняющихся законам свободной конкуренции) зарубежных рынках гражданской авиатехники в выбранных для позиционирования рыночных нишах[117];

проникновение на рынки авиатехники с ограниченным доступом, прежде всего за счет реализации совместных проектов с авиастроительными компаниями стран, контролирующих эти рынки.

Для достижения конечной цели технологического развития необходимо решение следующих задач:

Эффективный выбор рыночных ниш (продуктовых и географических) для позиционирования российских самолетов гражданской авиации[118];

Обеспечение конкурентоспособности по отношению к продукции иностранных самолетостроительных компаний в выбранных для освоения нишах мирового авиарынка;

Реализация активной и гибкой политики продвижения российских самолетов на внутренний рынок и на экспорт.

Ускоренное развитие научно-технологической, конструкторской и производственной  базы создания конкурентоспособной продукции;

Создание условий использования спроса российских авиакомпаний как рынка «стартового заказа»;

 Создание условий для массированного продвижения российских самолетов на экспорт, включая вхождение в международные альянсы и кооперационные связи;

Реализацию стратегии входа на рынок, основанной на концентрации ресурсов на нишах с ограниченной конкурентной напряженностью и постепенной подготовки к конкуренции на сегментах массового спроса.

Необходимо отметить, что достижение принципиального изменения стратегической конкурентной позиции России на мировом рынке гражданской авиационной техники может быть обеспечено только при условии создания необходимых внешних и внутренних условий роста производства и продаж российской авиатехники.

Необходимыми внешними условиями являются:

Ускоренное социально-экономическое развитие страны в рамках реализации Стратегии развития России до 2020 года.

Стимулирование со стороны государства развития в России авиационных перевозок, а также авиационной инфраструктуры в интересах полноценного использования внутреннего рынка как рынка «стартового заказа».

Активизация международного сотрудничества и  развитие инструментов поддержки машинотехнического экспорта для продвижения на внешний рынок самолетов военной и гражданской авиации.

Проведение государством глубокой реструктуризации всей российской авиапромышленности, поддержание высоких темпов развития отечественной науки и образования, смежных отраслей.

Необходимыми условиями, которые должны быть созданы внутри отрасли, являются:

Обеспечение конкурентных преимуществ (цена, качество, ППО, финансовые инструменты поддержки продаж) производимой продукции в выбранных для позиционирования рыночных нишах (продуктовых и географических).

Обеспечение отрасли инвестициями в современных условиях ее низкой инвестиционной привлекательности.

Проведение гибкой политики международного сотрудничества, сочетающей закупки комплектующих и технологий у мировых лидеров производства самолетных систем и агрегатов, участие в технологических цепочках зарубежных авиастроительных компаний, вхождение в стратегические альянсы и совместные проекты со странами, создающими национальную авиационную промышленность.

Опережающее развитие или заимствование критических технологий самолетостроения, необходимых для создания конкурентоспособного продукта на фоне проведения последовательной политики государственной поддержки авиационной науки и национальной технологической базы авиастроения.

Ускоренное технологическое перевооружение, поддержка, в случае необходимости, импорта новейшего производственного оборудования, необходимого для производства конкурентоспособной продукции авиастроения.

Развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров.

Рыночные ориентиры успешной реализации данного варианта технологического развития гражданской авиационной промышленности на период до 2025 года могут быть определены следующим образом.

Первый этап - 2008-2009 годы:

Вывод на рынок самолета SSJ -100.

Обеспечение плановых продаж самолетов семейства Ту-204, Ил-96, Ан-148 .

Второй этап – 2010-2015 годы:

Обеспечение плановых продаж самолетов первой очереди SSJ и семейства Ту-204.

Вывод на рынок и обеспечение плановых продаж второй очереди самолета SSJ (с использованием отечественных новых композиционных материалов).

Вывод на рынок и обеспечение плановых продаж модернизированного Ту-204 и нового ближнее-среднемагистрального широкофюзеляжного самолета.

Вывод на рынок и обеспечение плановых продаж Ил-76 российского производства.

Прохождение плановых этапов («ворот») по перспективному (прорывному) самолету МС-21.

Соотношение объемов финансирования (инвестиций) в развитие из государственных и негосударственных источников в  сфере гражданской авиатехники 60:40

Создания авиастроительных кластеров в гг. Жуковский, Ульяновск, Комсомольск – на Амуре.

Преодоление дефицита кадров для реализации перспективных программ

Третий этап – 2016-2025 годы:

Вывод на рынок и плановые продажи перспективного гражданского самолета МС-21.

Достижение целевых ориентиров продаж в соответствующих сегментах  мирового рынка гражданской авиационной техники.

Запуск проектов следующего поколения авиатехники.

Соотношение объемов финансирования (инвестиций) в развитие из государственных и негосударственных источников в сфере гражданской авиатехники 30:70.

Соответствие требованиям ВТО на момент окончания имплиментационного периода.

Данный вариант технологического развития гражданской авиационной промышленности представляется оптимальным, в наибольшей степени соответствующим конечным целям и национальным приоритетам научно-технологического развития. Этот вариант технологического развития достаточно подробно описан в стратегии развития ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» на период до 2025 года, а также в перспективных программах развития авиационного двигателестроения, новых, в том числе композиционных материалов, перспективных авиационных систем, фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития авиастроения, а также подготовки кадров, к настоящему времени согласованнным с федеральными ведомствами и профильными организациями.

Возможные развилки технологического развития гражданской авиационной промышленности могут возникнуть в первую очередь за счет невозможности или срыва сроков реализации отдельных пунктов этой стратегии и программ. Помимо чисто внутренних проблем, преодоление которых в значительной степени зависит от усилий государства, критическими для реализации данного варианта технологического развития являются:

Успешное создание стратегических альянсов и реализация совместных проектов как с корпорациями, уже являющимися мировыми лидерами (Боинг, ЕАДС, Бомбардье, Эмбрайер), так и со странами, создающими национальную авиационную промышленность (Китай, Индия, Иран, возможно Япония), причем на основе использования комбинации различных моделей сотрудничества.

Обеспечение доступа к отсутствующим в России критическим технологиям, необходимым для создания конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

В целом, технологическое развитие гражданской авиационной промышленности осуществляется на основе реализации проектного подхода при доминирующей роли государства. С учетом существующих стартовых условий и тенденций, а также происходящих в настоящее время в авиационной промышленности и смежных отраслях процессов, это позволяет оценить вероятность реализации оптимального варианта технологического развития данного сектора российской экономики как достаточно высокую[119].

Оглавление. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.