Достижение технологического лидерства в
области гражданского авиастроения является одним из главных национальных
приоритетов научно-технологического развития в сфере формирования принципиально
новой технологической базы и достижения технологического лидерства[115].
Конечная цель технологического развития
гражданской авиационной промышленности – приобретение Россией статуса одного из
крупнейших мировых центров самолетостроения, подтвержденного 10-15% долей на
мировом рынке ежегодных поставок магистральных и региональных самолетов
вместимостью более 50 мест[116].
Достижение этой цели означает, что
российский авиастроительный комплекс должен обеспечить к 2025 году уровень
продаж порядка 250-300 самолетов в год. Ежегодный рост объемов производства
должен составлять порядка 30% в период 2008-2025 гг., а общий объем поставок
составит около 2400 магистральных и региональных самолетов. Так как потребности
внутреннего рынка ни при каких сценариях его развития и защиты не обеспечивают
спрос на такое количество самолетов, экспортные поставки в среднем должны вдвое
превышать поставки на внутренний рынок.
Достижение этой цели подразумевает:
перелом существующей тенденции
модернизации парка российских авиакомпаний за счет самолетов иностранного
производства и обеспечение в период после 2015г. доминирования продукции
отечественного самолетостроения;
завоевание до 2020 г. технологического
лидерства на открытых (подчиняющихся законам свободной конкуренции) зарубежных
рынках гражданской авиатехники в выбранных для позиционирования рыночных нишах[117];
проникновение на рынки авиатехники с
ограниченным доступом, прежде всего за счет реализации совместных проектов с
авиастроительными компаниями стран, контролирующих эти рынки.
Для достижения конечной цели
технологического развития необходимо решение следующих задач:
Эффективный выбор рыночных ниш
(продуктовых и географических) для позиционирования российских самолетов
гражданской авиации[118];
Обеспечение конкурентоспособности по
отношению к продукции иностранных самолетостроительных компаний в выбранных для
освоения нишах мирового авиарынка;
Реализация активной и гибкой политики
продвижения российских самолетов на внутренний рынок и на экспорт.
Ускоренное развитие
научно-технологической, конструкторской и производственной базы создания конкурентоспособной продукции;
Создание условий использования спроса
российских авиакомпаний как рынка «стартового заказа»;
Создание условий для массированного продвижения российских
самолетов на экспорт, включая вхождение в международные альянсы и
кооперационные связи;
Реализацию стратегии входа на рынок,
основанной на концентрации ресурсов на нишах с ограниченной конкурентной
напряженностью и постепенной подготовки к конкуренции на сегментах массового
спроса.
Необходимо отметить, что достижение
принципиального изменения стратегической конкурентной позиции России на мировом
рынке гражданской авиационной техники может быть обеспечено только при условии
создания необходимых внешних и внутренних условий роста производства и продаж
российской авиатехники.
Необходимыми внешними условиями являются:
Ускоренное социально-экономическое
развитие страны в рамках реализации Стратегии развития России до 2020 года.
Стимулирование со стороны государства
развития в России авиационных перевозок, а также авиационной инфраструктуры в
интересах полноценного использования внутреннего рынка как рынка «стартового
заказа».
Активизация международного сотрудничества
и развитие инструментов поддержки
машинотехнического экспорта для продвижения на внешний рынок самолетов военной
и гражданской авиации.
Проведение государством глубокой
реструктуризации всей российской авиапромышленности, поддержание высоких темпов
развития отечественной науки и образования, смежных отраслей.
Необходимыми условиями, которые должны
быть созданы внутри отрасли, являются:
Обеспечение конкурентных преимуществ
(цена, качество, ППО, финансовые инструменты поддержки продаж) производимой
продукции в выбранных для позиционирования рыночных нишах (продуктовых и
географических).
Обеспечение отрасли инвестициями в
современных условиях ее низкой инвестиционной привлекательности.
Проведение гибкой политики международного
сотрудничества, сочетающей закупки комплектующих и технологий у мировых лидеров
производства самолетных систем и агрегатов, участие в технологических цепочках
зарубежных авиастроительных компаний, вхождение в стратегические альянсы и
совместные проекты со странами, создающими национальную авиационную
промышленность.
Опережающее развитие или заимствование
критических технологий самолетостроения, необходимых для создания
конкурентоспособного продукта на фоне проведения последовательной политики
государственной поддержки авиационной науки и национальной технологической базы
авиастроения.
Ускоренное технологическое перевооружение,
поддержка, в случае необходимости, импорта новейшего производственного оборудования,
необходимого для производства конкурентоспособной продукции авиастроения.
Развитие системы подготовки и
переподготовки отраслевых кадров.
Рыночные ориентиры успешной реализации
данного варианта технологического развития гражданской авиационной промышленности
на период до 2025 года могут быть определены следующим образом.
Первый этап - 2008-2009 годы:
Вывод на рынок самолета SSJ -100.
Обеспечение плановых продаж самолетов
семейства Ту-204, Ил-96, Ан-148 .
Второй этап – 2010-2015 годы:
Обеспечение плановых продаж самолетов
первой очереди SSJ и семейства Ту-204.
Вывод на рынок и обеспечение плановых
продаж второй очереди самолета SSJ (с использованием отечественных новых
композиционных материалов).
Вывод на рынок и обеспечение плановых
продаж модернизированного Ту-204 и нового ближнее-среднемагистрального
широкофюзеляжного самолета.
Вывод на рынок и обеспечение плановых
продаж Ил-76 российского производства.
Прохождение плановых этапов («ворот») по
перспективному (прорывному) самолету МС-21.
Соотношение объемов финансирования
(инвестиций) в развитие из государственных и негосударственных источников
в сфере гражданской авиатехники 60:40
Создания авиастроительных кластеров в гг.
Жуковский, Ульяновск, Комсомольск – на Амуре.
Преодоление дефицита кадров для реализации
перспективных программ
Третий этап – 2016-2025 годы:
Вывод на рынок и плановые продажи
перспективного гражданского самолета МС-21.
Достижение целевых ориентиров продаж в
соответствующих сегментах мирового
рынка гражданской авиационной техники.
Запуск проектов следующего поколения
авиатехники.
Соотношение объемов финансирования
(инвестиций) в развитие из государственных и негосударственных источников в
сфере гражданской авиатехники 30:70.
Соответствие требованиям ВТО на момент
окончания имплиментационного периода.
Данный вариант технологического развития
гражданской авиационной промышленности представляется оптимальным, в наибольшей
степени соответствующим конечным целям и национальным приоритетам
научно-технологического развития. Этот вариант технологического развития
достаточно подробно описан в стратегии развития ОАО «Объединенная
авиастроительная корпорация» на период до 2025 года, а также в перспективных
программах развития авиационного двигателестроения, новых, в том числе композиционных
материалов, перспективных авиационных систем, фундаментальных и прикладных
исследований в интересах развития авиастроения, а также подготовки кадров, к
настоящему времени согласованнным с федеральными ведомствами и профильными
организациями.
Возможные развилки технологического
развития гражданской авиационной промышленности могут возникнуть в первую
очередь за счет невозможности или срыва сроков реализации отдельных пунктов
этой стратегии и программ. Помимо чисто внутренних проблем, преодоление которых
в значительной степени зависит от усилий государства, критическими для
реализации данного варианта технологического развития являются:
Успешное создание стратегических альянсов
и реализация совместных проектов как с корпорациями, уже являющимися мировыми
лидерами (Боинг, ЕАДС, Бомбардье, Эмбрайер), так и со странами, создающими
национальную авиационную промышленность (Китай, Индия, Иран, возможно Япония),
причем на основе использования комбинации различных моделей сотрудничества.
Обеспечение доступа к отсутствующим в
России критическим технологиям, необходимым для создания конкурентоспособной на
мировом рынке продукции.
В целом, технологическое развитие
гражданской авиационной промышленности осуществляется на основе реализации
проектного подхода при доминирующей роли государства. С учетом существующих
стартовых условий и тенденций, а также происходящих в настоящее время в
авиационной промышленности и смежных отраслях процессов, это позволяет оценить
вероятность реализации оптимального варианта технологического развития данного
сектора российской экономики как достаточно высокую[119].
Оглавление.
Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России