Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Перспективы развития российского химического комплекса

Уровень развития и использования продукции химической промышленности в экономике – один из важнейших критериев технологического развития страны. Во-первых, химический комплекс – сам по себе один из инновационно-активных секторов экономики[146]. Во-вторых, имеется взаимосвязь между технологическим уровнем химической продукции и технологическим уровнем самих секторов-потребителей данной продукции (при этом потребителями химической продукции является большинство секторов экономики). Без современных материалов химической индустрии невозможны обеспечение оборонной безопасности страны, дальнейшее развитие электроники, выпуск лекарственных и косметических средств, товаров с улучшенными потребительскими свойствами и т.п. Все эти факторы обуславливают необходимость технологического развития химического комплекса для реализации инновационного сценария развития России: обеспечения национальной конкурентоспособности, достижения высоких темпов роста экономики и благосостояния и качества жизни населения.

Россия нуждается в высокотехнологическом химическом комплексе для решения важнейших народнохозяйственных проблем, связанных с развитием сельского хозяйства, легкой промышленности, сферы ЖКХ и т.д. Предприятия химического комплекса являются поставщиками сырья, полупродуктов, различных материалов (пластмассы, химические волокна, шины, лаки и краски, красители, минеральные удобрения и т.д.) для всех отраслей, и способны оказывать существенное воздействие на масштабы, направления и эффективность их развития. Отставание от мирового уровня в сфере обеспечения химическими материалами данных отраслей влечет утрату конкурентоспособности производимой в них продукции.

В этой связи стратегической целью развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г. является развитие конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков.

Реализация стратегической  цели подразумевает решение следующих задач:

техническое перевооружение и модернизацию действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;

развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции;

организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;

повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса;

развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса;

развитие транспортно-логистической инфраструктуры химического комплекса.

Необходимо отметить, что в настоящее время российская химическая промышленность далека от достижения поставленной стратегической цели. Стартовые условия представляются невысокими ввиду отсутствия адекватной потребностям рынка производственно-технологической базы (в настоящее время сроки эксплуатации значительной части оборудования химического комплекса составляют 20 и более лет), наличия ограничений инфраструктурного характера, недостаточного объема инвестиций, направляемых в отрасль.

На долю России приходится лишь около 1 % производства мирового объема химической продукции (доля отрасли в ВВП страны – 1,7 %), что явно не соответствует той роли, которую она могла бы играть с учетом обеспеченности сырьевыми ресурсами. При этом низкая цена сырья является ключевым фактором конкурентоспособности химических производств в новых регионах. Россия же – с учетом запланированного ускоренного роста цен на газ и электроэнергию, во многом потеряет инвестиционную привлекательность для экспортных проектов иностранных инвесторов (если к тому же учесть, что она также проигрывает новым конкурентам и с точки зрения транспортных затрат и логистики).

В последние годы в России на душу населения производится порядка 4,6 кг/год химической продукции, при среднемировом показателе – 29-32 кг/год. Потребление на душу населения по отдельным видам продукции меньше, чем в развитых странах, в 3-10 раз.

Основной проблемой химического комплекса является то, что между развитием рынка химической продукции и развитием российского химического комплекса наблюдается разрыв, который в перспективе может достигнуть критического размера вследствие постепенной утраты имеющихся и отставанием в формировании новых конкурентных преимуществ.

К числу основных причин и факторов появления указанной проблемы относятся:

высокая ресурсо- и энергоемкость;

предельный уровень загрузки мощностей важнейших видов химической и нефтехимической продукции, технологическая отсталость и высокий износ основных фондов;

инфраструктурные и ресурсно-сырьевые ограничения;

низкая инновационная активность предприятий химического комплекса;

недостаточная эффективность инвестиционного процесса.

Главной причиной такого положения дел является ситуация последних 15-17 лет, когда в течение переходного периода в условиях многократного сжатия внутреннего спроса эффективен был лишь экспорт товаров низкой степени переработки. В результате, к настоящему времени в производственной структуре отечественного химического комплекса преобладают ресурсоемкие крупнотоннажные производства, в основе конкурентоспособности которых лежит низкая стоимость, по сравнению с уровнем цен на мировых рынках, природно-сырьевых (прежде всего топливно-энергетических) ресурсов. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей лишает экспортеров стимулов к повышению качества продукции, сдерживая развитие химического комплекса.

Среди основных тормозящих факторов развития отрасли - несоответствие структуры производства российского химического комплекса современным тенденциям химической промышленности развитых стран:

основу производства российского химического комплекса составляет продукция с низкой степенью передела первичного сырья;[147]

установленное на российских предприятиях технологическое оборудование крайне отсталое (сроки эксплуатации значительной его части составляют 20 и более лет, степень износа основных фондов – около 46%).

Тем не менее, при всей сложности ситуации в химической промышленности, имеются предпосылки и возможности, необходимые для создания развитой, диверсифицированной отрасли, среди которых:

значительные энерго-сырьевые, водные и иные природные ресурсы, на которых базируется развитие химической промышленности;

наличие емкого быстрорастущего внутреннего рынка, с потенциалом импортозамещения;

наличие в отрасли достаточно мощного производственного и научно-технического потенциала[148];

Тенденция переноса крупнотоннажного производства развитыми странами в регионы, обеспеченные недорогим сырьем и дешевой рабочей силой, слабо затрагивает Россию. Россия на мировом химическом рынке сама выступает как поставщик крупнотоннажной продукции с низкой добавленной стоимостью. Иностранные инвесторы ориентируются на эксплуатацию российских конкурентных преимуществ и не играют существенной роли в развитии химического комплекса России. Об этом свидетельствует устойчивая динамика снижения иностранных инвестиций в производство продукции с высокой добавленной стоимостью.[149] В то же время, сохраняется потенциал инвестиций в импортозамещающие производства (с учетом явных перспектив значительного роста внутреннего рынка).

относительно либеральное (по сравнению с развитыми странами) экологическое законодательство.

С учетом важности развития химического комплекса, к 2008 г. разработана и в начале года утверждена Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г.[150] (далее – Стратегия).

Согласно инновационному сценарию, предполагается увеличение производства химической продукции (в 3 раза к 2015 г. по сравнению с 2007 г.), повышение уровня отечественной химической продукции до мирового благодаря развитию науки и инженерии, успешной организации производства высокотехнологичной, наукоемкой химической продукции с высокой добавленной стоимостью. В результате к 2015 г. будут осуществлены качественные изменения в отраслевой и видовой структуре химического комплекса: прогнозируется достижение удельного веса технологий в химической продукции порядка 30-50% (что соответствует мировому уровню), а также значительное увеличение производства.[151] На данной основе планируется осуществить эффективное импортозамещение, снизить зависимость внутреннего рынка от зарубежных компаний, обеспечив экономическую безопасность отечественным производителям.

Реализация инновационного сценария и достижения целей научно-технологического развития химической промышленности предполагает необходимость формирования ряда внутренних и внешних условий.

К необходимым внешним для сектора условиям относятся:

ускоренное развитие экономики России, соответствующее инновационному варианту Концепции долгосрочного развития России до 2020 г. (МЭР России);

совершенствование структуры отрасли, в т.ч. за счет стимулирования государством, совершенствование выстраивания нефте- и газохимических холдингов[152] для решения двух вопросов:

а) обеспечения соответствующих производств сырьем по ценам, способствующим удержанию конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

б) концентрации финансовых ресурсов для облегчения финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов; развитие механизмов частно-государственного партнерства, при помощи которых действующие в отрасли компании смогли бы реализовать имеющиеся преимущества, в частности, интегрировать значительный научный потенциал отрасли в систему воспроизводственного механизма развития химической промышленности в целом;

стимулирование инвестиций в развитие химического комплекса за счет применения регулирующих функций государства на основе частно-государственного партнерства;

политическая поддержка российского относительно более высокотехнологичного экспорта и приобретения активов;

развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров.

Необходимыми условиями, которые должны быть созданы внутри отрасли, являются:

масштабная технологическая модернизация производства, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе при помощи использования как собственного, так и имеющегося зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциала (путем привлечения прямых иностранных инвестиций, закупки лицензий на высокоэффективные новейшие технологии и т.д.);

снижение удельных расходов сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов (на 12-15%) на производство химической и нефтехимической продукции;

совершенствование структуры экспортных поставок в направлении повышения доли продукции глубокой переработки;

развитие импортозамещающих производств;

углубление переработки углеводородного и минерального сырья на основе новейших технологий (на 70-80% по сравнению с уровнем 2005г.), в том числе за счет эффективного использования попутного нефтяного газа;

разработку нанотехнологий и расширение их использования для получения материалов со специфическими эксплуатационными свойствами (сверхпрочность, твердость, химо-термостойкость, химическая и каталитическая активность и др.), широко используемых практически во всех сферах деятельности;

максимальное внедрение результатов отечественных разработок и использование новейшего оборудования отечественных машиностроительных предприятий при реконструкции, техническом перевооружении и строительстве новых производств;

концентрация инновационной деятельности в химическом комплексе на разработке и внедрении технологических процессов нового уровня,[153] характеризующихся ограниченным количеством операций, безотходностью, глубоким переделом исходного сырья.

Сценарий инерционного развития базируется на показателях первого варианта развития экономики до 2020 г. (МЭРТ России), инерционной динамике инвестиционного процесса и низкой инновационной активности, не предусматривающей реализацию прорывных инновационных и новых масштабных инвестиционных проектов.

В расчетах прогноза цен до 2015 г. учтены прогнозы цен на газ природный, электроэнергию, железнодорожные перевозки, взятые из проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

К 2015 г., с учетом реального курса рубля, цены на природный газ для всех категорий потребителей должны достигнуть 138,8 долл. США за 1 тыс. м3. Темпы роста цен на газ составят 533,7% по сравнению с 2006 г., тарифов на электроэнергию - 262,2-273,9%,  тарифов на железнодорожные перевозки - 212,9%.

 

Задача

Критерий оценки достижения данного результата

Показатель

I этап

II этап

1.

Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств

Степень износа основных фондов, %

40,0

30,0

Коэффициент обновления основных фондов, %

5,5

15,0

2.

Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции

Объем экспортных поставок, млрд. долл.

 

16,3

 

18,1

3.

Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.

 


Доля в структуре химического комплекса (по объему отгруженных товаров) объема производства пластмассовых изделий, %

-

30,0[154]

4.

Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.

 

Объем отгруженной инновационной продукции, млрд. руб.

 

74,0

185,0

5.

Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.

 

Глубина переработки нефти, %

75,0

80,0

Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов, %

65,0

85,0

6.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

на I этапе – строительство собственных портов и терминалов на Балтийском и Черном морях; на II этапе целевые значения для решения задачи не устанавливаются.

 

 

Таблица 40 - Характеристика сценария инновационного развития химической и нефтехимической отрасли.[155]

Конкурентоспособность важнейших отечественных товаров на внутреннем рынке оценивалась за период 2005-2006 гг., с прогнозом на 2007-2011 гг.

Инерционный сценарий развития химического комплекса показывает снижение конкурентоспособности отечественной химической продукции. 

Намеченный рост тарифов на продукцию естественных монополий приведет к тому, что из 45 рассмотренных важнейших продуктов, с учетом снижения таможенных пошлин, к 2010 г. сохранят конкурентоспособность на внутреннем рынке лишь 15 продуктов (30%), к 2011 г. – 8 продуктов (20%).

Сценарий инновационного развития химической и нефтехимической отрасли в наибольшей степени соответствует конечным целям и национальным приоритетам научно-технологического развития России и будет реализовываться в два этапа.

На первом этапе (2007-2010 гг.) развитие химического комплекса намечается за счет направления средств компаний, холдингов и предприятий в основном на модернизацию и реконструкцию действующих мощностей, частичный ввод новых производств и более эффективное использование имеющихся мощностей.

На втором этапе (2011-2015 гг.) предусматривается концентрация усилий на вводе новых мощностей и создании конкурентоспособных производств по выпуску инновационной продукции.

На каждом этапе предполагается решение конкретных задач для достижения стратегической цели развития химического комплекса России (см. таблица 41, 42).

Таблица 41 - Прогноз динамики экономических показателей химического комплекса (сценарий инновационного развития)

Показатель

2006 г.,

отчет

2008 г.,

прогноз

2010 г.,

прогноз

2015 г., прогноз

2015 г. в % к 2006 г.

Доля в ВВП Российской Федерации, в %

1,7

2,0

2,4

2,9

(+) 1,2 п.п.

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

104,2

112,3

114,8

115,6

334,5

Сальдированный финансовый результат, млрд. руб.

112,7

187,4

540,0

1206,0

1070,1

Экспорт, млрд. долл. США

13,2

15,7

16,3

18,1

137,1

Импорт, млрд. долл. США

10,9

14.5

16,0

17,5

160,6

Налоговые поступления в бюджетную систему, млрд. руб.

42,8

75,0

195,0

470,0

1098,1

Доля в налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ, в %

0,8

1,0

1,2

2,0

(+) 1,2 п.п.

Среднегодовая численность ППП, тыс. чел.

791

782

779

780

98,6

Среднемесячная заработная плата ППП, руб.

11033

15420

18310

27460

248,9

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

78,6

138,8

219,5

1133,3

1441,9

Таблица 42 - Производство некоторых основных химических продуктов, тыс.т. [156]

 

2007г.

2010г.

(прогноз)

2015г.

(прогноз)

Минеральные удобрения

17655

18000

20000

Полиэтилен

1245

 

2400

Полипропилен

485

500

900

Поливинилхлорид

587

850

1100

Синтетические каучуки

1190

 

2400

Источник: Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г.

Предполагается внедрение новых технологий практически во всех подотраслях химического комплекса, а также развитие нанохимии – новой межотраслевой технологии, интегрирующей последние достижения физики, химии и биологии. Это позволит увеличить долю химии высокого передела в структуре продукции химического комплекса до 15-20% (в 2006 г. – 3,7%).

Согласно полученным оценкам, стоимость производства химического комплекса в сопоставимых ценах 2007 г. вырастет с 2011 млрд руб. в 2007 г. до:

1. Для энерго-сырьевого сценария: в условиях учета "полного"  влияния технологической модернизации – 4877 млрд руб. в 2025 г.

2. Для инновационного сценария: в условиях учета "полного"  влияния технологической модернизации – 5756 млрд руб. в 2025 г.

Объемы производства химического комплекса в ценах 2007 г., в рамках инновационного сценария с оценкой "полного" влияния технологической модернизации за период 2010-2025 гг. вырастут в 2,51 раза. Уровень производства производимой продукции при инновационном сценарии в 2025 г. примерно на 18% выше, чем в базовом варианте без учета технологической модернизации.

Возможные развилки технологического развития могут возникнуть вследствие того, что развитие химического комплекса в значительной степени зависит от внешних условий (от мировой конъюнктуры цен на энергоносители, от внешнеэкономической политики стран, импортирующих российскую химическую продукцию и т.д.). Кроме того, важнейшую роль сыграет тот факт, насколько быстро российская химическая промышленность сможет адаптироваться к тем тенденциям, которые сложились на мировом рынке химической и нефтехимической продукции в настоящее время.

Химический и нефтехимический комплекс России в значительной степени интегрирован в мировую экономику. Поэтому тенденции изменения мирового рынка химической и нефтехимической продукции оказывают существенное влияние на состояние и перспективы развития химического комплекса РФ. В целом, следует констатировать, что российский комплекс стоит перед целым рядом вызовов – как со стороны внешних, так и внутрироссийских тенденций. Основные возможности развития сектора связаны в первую очередь с освоением внутреннего рынка (в большой степени на основе импортозамещения). Перспективы внешнеторговой экспансии остаются до конца неопределенными – ввиду высоких рисков утраты позиций вследствие удорожания энергоресурсов на внутреннем рынке.

К наиболее важным вызовам и рискам, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов, следует отнести

Макроэкономические риски – замедление роста российской экономики, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры.

Следует отметить, что в результате запланированного повышения цен на энергоресурсы (прежде всего на газ), к 2011-2012 гг. ценовое преимущество продукции химического комплекса России, конкурентоспособность которого до настоящего времени обеспечивается более низкими ценами на сырьевые ресурсы, будет нивелировано.

Дополнительный вызов для сектора – активно идущее в последние годы – как в рамках стратегий выращивания «национальных чемпионов», так и переноса производств из развитых стран – формирование мощных конкурентов в развивающихся странах и странах с дешевыми углеводородами (Ближний Восток, Северная Африка).

Появление новых сильных игроков в лице развивающихся стран Азиатского региона, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки на традиционных российской рынках сбыта химической и нефтехимической продукции усложняют позиции российских компаний. В долгосрочной перспективе основными конкурентами российских экспортеров будут являться развивающиеся страны,  где цены на природный газ ниже, чем в России.

В результате, есть высокая вероятность потери позиций на значительном числе мировых рынков. Кроме того, новые игроки мирового химического комплекса уже начали экспортировать химическую продукцию на российский рынок, где она конкурирует с продукцией российских предприятий.

Инфраструктурные риски – запаздывание с введением портов и терминалов для отгрузки химической продукции).

Техногенные и экологические риски. В силу высокой степень износа основных производственных фондов и при отсутствии модернизации, велика вероятность техногенных аварий и нанесения при этом существенного ущерба окружающей среде. В ближайшем будущем ожидается ужесточение экологических требований к химическому производству в РФ, что усугубит снижение ценовой конкурентоспособности отечественной химической и нефтехимической продукции

Социальные риски. В рамках реализации этапов стратегии развития химического комплекса будет осуществляться закрытие устаревших неконкурентоспособных производств, что приведет к высвобождению работников и росту уровня безработицы в отдельных регионах страны.

Кадровые риски. Реализация стратегии потребует притока высококвалифицированных кадров и переподготовки имеющихся специалистов. Указанный риск будет минимизирован при решении вопроса обучения и переподготовки необходимых работников.

В целом, решение задач сценария инновационного развития химической промышленности невозможно без проведения активной государственной промышленной политики, в первую очередь, направленной на повышение инвестиционной привлекательности химического комплекса за счет снижения инвестиционных и иных рисков, эффективной защиты прав и интересов инвесторов. Основной акцент здесь необходимо сделать не столько на инструментах финансирования, сколько на решении конкретных задач, и тогда в среднесрочной перспективе можно ожидать, что темпы прироста химической промышленности будут составлять порядка 5% в год.

Представляется необходимым расширение государственных программ поддержки развития химической промышленности, включая:

Развитие комплексов химической промышленности на основе укрепления и формирования новых специализированных региональных центров (Нижнекамский химический комплекс, проект в Новомосковске Тульской обл., Дальневосточный центр (Козьмино) и т.д.).

Углубление переработки химических материалов в рамках вертикально-интегрированных компаний, находящихся под государственным контролем (Газпром, Роснефть), в том числе проекты Астраханского и Новоуренгойского ГПК.

Поддержка пилотных проектов в рамках систем поддержки малого инновационного бизнеса, на базе действующей системы образовательных и научных учреждений, включая оборонные НИИ.

Координация программ возможна в рамках институтов развития, которые должны обеспечивать трансформацию инвестиционного импульса из химической промышленности в сферу химического машиностроения и в сферу НИОКР. Координируя приоритетные национальные проекты, правительство в состоянии устранять инвестиционные риски, связанные с угрозами дисбаланса структуры предложения химических товаров и спроса на них.

Для того чтобы к 2015 г. можно было рассчитывать на реальные процессы области импортзамещения, необходимо привлекать в отрасль внутренних и иностранных частных инвесторов, создавая для них стимулы для строительства новых мощностей, увеличения качества химической продукции и снижения ее себестоимости. Кроме того, развитие отрасли не может происходить без развития отраслевой науки, которая в долгосрочной перспективе должна обеспечить потребности химического комплекса в конкурентоспособных инновационных проектах. Для этого необходимы усилия как со стороны самих компаний (консолидация активов, переосмысление маркетинговой политики и т.п.), так и усилия со стороны государства. Прежде всего, это эффективное использование ресурсной базы (в том числе преодоление дефицита электроэнергии), стимулирование внутреннего рынка, решение инфраструктурных проблем, а также поддержка инновационного потенциала, который проявляют компании.

С учетом существующих стартовых условий и тенденций, положительных процессов, происходящих в смежных отраслях,  прогнозных оценок экспертов, а также при условии выполнения всех мероприятий по развитию отрасли, предусмотренных в Стратегии, можно оценить вероятность реализации инновационного сценария развития химической отрасли как достаточно высокую. И хотя в результате реализации инновационного сценария уровень развития химической промышленности России будет ниже уровня развития западных стран, США, Китая, Японии, необходимость активных действий в отечественном химическом комплексе не вызывает сомнений. Реализация Стратегии позволит расширить высокотехнологичный экспорт, ослабить зависимость экономики страны от импорта наукоемкой продукции. В результате создания эффективных бизнес-структур повысится инновационная активность в отрасли, спрос на квалифицированные научно-технические кадры, уменьшится их отток за рубеж.

Задачи превращения России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют принципиально новые требования ко всей системе здравоохранения, в частности к сектору создания фармацевтических препаратов. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медико-технологические и социальные вызовы, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой – благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи  в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в западных странах за последние 2-3 десятилетия. Следует также учитывать, что глобальной мировой тенденцией является продолжающийся рост потребления лекарственных средств, что связано, с одной стороны, с повышением уровня жизни населения, а с другой – с его старением.

Несмотря на то, что в последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение, груз накопленных проблем остается весьма значительным. Отставание здравоохранения от западных стран ощущается значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики (среднестатистический россиянин потребляет в год лекарств на 50 долл, а американец – на 683 долл). Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо создать по существу новую систему, повысив ее технологический и организационный уровень.

В этой связи, цель государственной политики в области здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение населения качественными и эффективно действующими медицинскими препаратами, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности.

Оглавление. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.