Уровень развития и использования продукции
химической промышленности в экономике – один из важнейших критериев
технологического развития страны. Во-первых, химический комплекс – сам по себе
один из инновационно-активных секторов экономики[146]. Во-вторых,
имеется взаимосвязь между технологическим уровнем химической продукции и
технологическим уровнем самих секторов-потребителей данной продукции (при этом
потребителями химической продукции является большинство секторов экономики).
Без современных материалов химической индустрии невозможны обеспечение
оборонной безопасности страны, дальнейшее развитие электроники, выпуск
лекарственных и косметических средств, товаров с улучшенными потребительскими
свойствами и т.п. Все эти факторы обуславливают необходимость технологического
развития химического комплекса для реализации инновационного сценария развития
России: обеспечения национальной конкурентоспособности, достижения высоких
темпов роста экономики и благосостояния и качества жизни населения.
Россия нуждается в высокотехнологическом
химическом комплексе для решения важнейших народнохозяйственных проблем,
связанных с развитием сельского хозяйства, легкой промышленности, сферы ЖКХ и
т.д. Предприятия химического комплекса являются поставщиками сырья,
полупродуктов, различных материалов (пластмассы, химические волокна, шины, лаки
и краски, красители, минеральные удобрения и т.д.) для всех отраслей, и
способны оказывать существенное воздействие на масштабы, направления и эффективность
их развития. Отставание от мирового уровня в сфере обеспечения химическими
материалами данных отраслей влечет утрату конкурентоспособности производимой в
них продукции.
В этой связи стратегической целью развития
химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г.
является развитие конкурентоспособности химического комплекса России и
обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и
ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского
и мирового рынков.
Реализация стратегической цели подразумевает решение следующих задач:
техническое перевооружение и модернизацию
действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных
производств;
развитие экспортного потенциала и
внутреннего рынка химической продукции;
организационно-структурное развитие
химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной
продукции;
повышение эффективности НИОКР и
инновационной активности предприятий химического комплекса;
развитие ресурсно-сырьевого и
топливно-энергетического обеспечения химического комплекса;
развитие транспортно-логистической
инфраструктуры химического комплекса.
Необходимо отметить, что в настоящее время
российская химическая промышленность далека от достижения поставленной
стратегической цели. Стартовые условия представляются невысокими ввиду
отсутствия адекватной потребностям рынка производственно-технологической базы
(в настоящее время сроки эксплуатации значительной части оборудования химического
комплекса составляют 20 и более лет), наличия ограничений инфраструктурного
характера, недостаточного объема инвестиций, направляемых в отрасль.
На долю России приходится лишь около 1 %
производства мирового объема химической продукции (доля отрасли в ВВП страны –
1,7 %), что явно не соответствует той роли, которую она могла бы играть с
учетом обеспеченности сырьевыми ресурсами. При этом низкая цена сырья является
ключевым фактором конкурентоспособности химических производств в новых
регионах. Россия же – с учетом запланированного ускоренного роста цен на газ и
электроэнергию, во многом потеряет инвестиционную привлекательность для
экспортных проектов иностранных инвесторов (если к тому же учесть, что она
также проигрывает новым конкурентам и с точки зрения транспортных затрат и
логистики).
В последние годы в России на душу
населения производится порядка 4,6 кг/год химической продукции, при
среднемировом показателе – 29-32 кг/год. Потребление на душу населения по
отдельным видам продукции меньше, чем в развитых странах, в 3-10 раз.
Основной проблемой химического комплекса
является то, что между развитием рынка химической продукции и развитием
российского химического комплекса наблюдается разрыв, который в перспективе
может достигнуть критического размера вследствие постепенной утраты имеющихся и
отставанием в формировании новых конкурентных преимуществ.
К числу основных причин и факторов
появления указанной проблемы относятся:
высокая ресурсо- и энергоемкость;
предельный уровень загрузки мощностей важнейших
видов химической и нефтехимической продукции, технологическая отсталость и
высокий износ основных фондов;
инфраструктурные и ресурсно-сырьевые
ограничения;
низкая инновационная активность
предприятий химического комплекса;
недостаточная эффективность
инвестиционного процесса.
Главной причиной такого положения дел
является ситуация последних 15-17 лет, когда в течение переходного периода в
условиях многократного сжатия внутреннего спроса эффективен был лишь экспорт
товаров низкой степени переработки. В результате, к настоящему времени в
производственной структуре отечественного химического комплекса преобладают
ресурсоемкие крупнотоннажные производства, в основе конкурентоспособности
которых лежит низкая стоимость, по сравнению с уровнем цен на мировых рынках,
природно-сырьевых (прежде всего топливно-энергетических) ресурсов.
Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей лишает экспортеров
стимулов к повышению качества продукции, сдерживая развитие химического
комплекса.
Среди основных тормозящих факторов
развития отрасли - несоответствие структуры производства российского
химического комплекса современным тенденциям химической промышленности развитых
стран:
основу производства российского
химического комплекса составляет продукция с низкой степенью передела
первичного сырья;[147]
установленное на российских предприятиях
технологическое оборудование крайне отсталое (сроки эксплуатации значительной
его части составляют 20 и более лет, степень износа основных фондов – около
46%).
Тем не менее, при всей сложности ситуации
в химической промышленности, имеются предпосылки и возможности, необходимые для
создания развитой, диверсифицированной отрасли, среди которых:
значительные энерго-сырьевые, водные и
иные природные ресурсы, на которых базируется развитие химической
промышленности;
наличие емкого быстрорастущего внутреннего
рынка, с потенциалом импортозамещения;
наличие в отрасли достаточно мощного
производственного и научно-технического потенциала[148];
Тенденция переноса крупнотоннажного производства
развитыми странами в регионы, обеспеченные недорогим сырьем и дешевой рабочей
силой, слабо затрагивает Россию. Россия на мировом химическом рынке сама
выступает как поставщик крупнотоннажной продукции с низкой добавленной
стоимостью. Иностранные инвесторы ориентируются на эксплуатацию российских
конкурентных преимуществ и не играют существенной роли в развитии химического
комплекса России. Об этом свидетельствует устойчивая динамика снижения
иностранных инвестиций в производство продукции с высокой добавленной
стоимостью.[149]
В то же время, сохраняется потенциал инвестиций в импортозамещающие
производства (с учетом явных перспектив значительного роста внутреннего рынка).
относительно либеральное (по сравнению с
развитыми странами) экологическое законодательство.
С учетом важности развития химического
комплекса, к 2008 г. разработана и в начале года утверждена Стратегия
развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015
г.[150]
(далее – Стратегия).
Согласно инновационному сценарию, предполагается
увеличение производства химической продукции (в 3 раза к 2015 г. по сравнению с
2007 г.), повышение уровня отечественной химической продукции до мирового
благодаря развитию науки и инженерии, успешной организации производства
высокотехнологичной, наукоемкой химической продукции с высокой добавленной
стоимостью. В результате к 2015 г. будут осуществлены качественные изменения в
отраслевой и видовой структуре химического комплекса: прогнозируется достижение
удельного веса технологий в химической продукции порядка 30-50% (что
соответствует мировому уровню), а также значительное увеличение производства.[151]
На данной основе планируется осуществить эффективное импортозамещение, снизить
зависимость внутреннего рынка от зарубежных компаний, обеспечив экономическую
безопасность отечественным производителям.
Реализация инновационного сценария и
достижения целей научно-технологического развития химической промышленности
предполагает необходимость формирования ряда внутренних и внешних условий.
К необходимым внешним для сектора условиям
относятся:
ускоренное развитие экономики России,
соответствующее инновационному варианту Концепции долгосрочного развития России
до 2020 г. (МЭР России);
совершенствование структуры отрасли, в
т.ч. за счет стимулирования государством, совершенствование выстраивания нефте-
и газохимических холдингов[152]
для решения двух вопросов:
а) обеспечения соответствующих
производств сырьем по ценам, способствующим удержанию конкурентоспособности на
внутреннем и внешнем рынках;
б) концентрации финансовых ресурсов
для облегчения финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов;
развитие механизмов частно-государственного партнерства, при помощи которых
действующие в отрасли компании смогли бы реализовать имеющиеся преимущества, в частности,
интегрировать значительный научный потенциал отрасли в систему
воспроизводственного механизма развития химической промышленности в целом;
стимулирование инвестиций в развитие
химического комплекса за счет применения регулирующих функций государства на
основе частно-государственного партнерства;
политическая поддержка российского
относительно более высокотехнологичного экспорта и приобретения активов;
развитие системы подготовки и
переподготовки отраслевых кадров.
Необходимыми условиями, которые должны
быть созданы внутри отрасли, являются:
масштабная технологическая модернизация
производства, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе
при помощи использования как собственного, так и имеющегося зарубежного
научно-технического и производственно-технологического потенциала (путем
привлечения прямых иностранных инвестиций, закупки лицензий на
высокоэффективные новейшие технологии и т.д.);
снижение удельных расходов сырьевых,
топливно-энергетических и трудовых ресурсов (на 12-15%) на производство
химической и нефтехимической продукции;
совершенствование структуры экспортных
поставок в направлении повышения доли продукции глубокой переработки;
развитие импортозамещающих производств;
углубление переработки углеводородного и
минерального сырья на основе новейших технологий (на 70-80% по сравнению с
уровнем 2005г.), в том числе за счет эффективного использования попутного
нефтяного газа;
разработку нанотехнологий и расширение их
использования для получения материалов со специфическими эксплуатационными
свойствами (сверхпрочность, твердость, химо-термостойкость, химическая и
каталитическая активность и др.), широко используемых практически во всех
сферах деятельности;
максимальное внедрение результатов
отечественных разработок и использование новейшего оборудования отечественных
машиностроительных предприятий при реконструкции, техническом перевооружении и
строительстве новых производств;
концентрация инновационной деятельности в
химическом комплексе на разработке и внедрении технологических процессов нового
уровня,[153]
характеризующихся ограниченным количеством операций, безотходностью, глубоким
переделом исходного сырья.
Сценарий инерционного развития базируется
на показателях первого варианта развития экономики до 2020 г. (МЭРТ России),
инерционной динамике инвестиционного процесса и низкой инновационной
активности, не предусматривающей реализацию прорывных инновационных и новых
масштабных инвестиционных проектов.
В расчетах прогноза цен до 2015 г. учтены
прогнозы цен на газ природный, электроэнергию, железнодорожные перевозки,
взятые из проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года.
К 2015 г., с учетом реального курса рубля,
цены на природный газ для всех категорий потребителей должны достигнуть 138,8
долл. США за 1 тыс. м3. Темпы роста цен на газ составят 533,7% по сравнению с
2006 г., тарифов на электроэнергию - 262,2-273,9%, тарифов на железнодорожные перевозки - 212,9%.
|
Задача
|
Критерий оценки
достижения данного результата
|
Показатель
|
I этап
|
II этап
|
1.
|
Техническое
перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически
эффективных и экологически безопасных производств
|
Степень износа
основных фондов, %
|
40,0
|
30,0
|
Коэффициент
обновления основных фондов, %
|
5,5
|
15,0
|
2.
|
Развитие экспортного
потенциала и внутреннего рынка химической продукции
|
Объем экспортных
поставок, млрд. долл.
|
16,3
|
18,1
|
3.
|
Организационно-структурное
развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска
высокотехнологичной продукции.
|
Доля в структуре
химического комплекса (по объему отгруженных товаров) объема производства
пластмассовых изделий, %
|
-
|
30,0[154]
|
4.
|
Повышение
эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического
комплекса.
|
Объем отгруженной
инновационной продукции, млрд. руб.
|
74,0
|
185,0
|
5.
|
Развитие
ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического
комплекса.
|
Глубина переработки
нефти, %
|
75,0
|
80,0
|
Доля перерабатываемых
попутных нефтяных газов, %
|
65,0
|
85,0
|
6.
|
Развитие транспортно-логистической
инфраструктуры.
|
на I этапе –
строительство собственных портов и терминалов на Балтийском и Черном морях;
на II этапе целевые значения для решения задачи не устанавливаются.
|
|
|
Таблица
40 - Характеристика сценария инновационного развития химической и
нефтехимической отрасли.[155]
Конкурентоспособность важнейших
отечественных товаров на внутреннем рынке оценивалась за период 2005-2006 гг.,
с прогнозом на 2007-2011 гг.
Инерционный сценарий развития химического
комплекса показывает снижение конкурентоспособности отечественной химической
продукции.
Намеченный рост тарифов на продукцию
естественных монополий приведет к тому, что из 45 рассмотренных важнейших
продуктов, с учетом снижения таможенных пошлин, к 2010 г. сохранят
конкурентоспособность на внутреннем рынке лишь 15 продуктов (30%), к 2011 г. –
8 продуктов (20%).
Сценарий инновационного развития
химической и нефтехимической отрасли в наибольшей степени соответствует
конечным целям и национальным приоритетам научно-технологического развития
России и будет реализовываться в два этапа.
На первом этапе (2007-2010 гг.) развитие
химического комплекса намечается за счет направления средств компаний,
холдингов и предприятий в основном на модернизацию и реконструкцию действующих
мощностей, частичный ввод новых производств и более эффективное использование
имеющихся мощностей.
На втором этапе (2011-2015 гг.)
предусматривается концентрация усилий на вводе новых мощностей и создании
конкурентоспособных производств по выпуску инновационной продукции.
На каждом этапе предполагается решение
конкретных задач для достижения стратегической цели развития химического
комплекса России (см. таблица 41, 42).
Таблица
41 - Прогноз динамики экономических показателей химического комплекса
(сценарий инновационного развития)
Показатель
|
2006
г.,
отчет
|
2008
г.,
прогноз
|
2010
г.,
прогноз
|
2015
г., прогноз
|
2015
г. в % к 2006 г.
|
Доля
в ВВП Российской Федерации, в %
|
1,7
|
2,0
|
2,4
|
2,9
|
(+)
1,2 п.п.
|
Индекс
промышленного производства, в % к предыдущему году
|
104,2
|
112,3
|
114,8
|
115,6
|
334,5
|
Сальдированный
финансовый результат, млрд. руб.
|
112,7
|
187,4
|
540,0
|
1206,0
|
1070,1
|
Экспорт,
млрд. долл. США
|
13,2
|
15,7
|
16,3
|
18,1
|
137,1
|
Импорт,
млрд. долл. США
|
10,9
|
14.5
|
16,0
|
17,5
|
160,6
|
Налоговые
поступления в бюджетную систему, млрд. руб.
|
42,8
|
75,0
|
195,0
|
470,0
|
1098,1
|
Доля
в налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ, в %
|
0,8
|
1,0
|
1,2
|
2,0
|
(+)
1,2 п.п.
|
Среднегодовая
численность ППП, тыс. чел.
|
791
|
782
|
779
|
780
|
98,6
|
Среднемесячная
заработная плата ППП, руб.
|
11033
|
15420
|
18310
|
27460
|
248,9
|
Инвестиции
в основной капитал, млрд. руб.
|
78,6
|
138,8
|
219,5
|
1133,3
|
1441,9
|
Таблица
42 - Производство некоторых основных химических продуктов, тыс.т. [156]
|
2007г.
|
2010г.
(прогноз)
|
2015г.
(прогноз)
|
Минеральные
удобрения
|
17655
|
18000
|
20000
|
Полиэтилен
|
1245
|
|
2400
|
Полипропилен
|
485
|
500
|
900
|
Поливинилхлорид
|
587
|
850
|
1100
|
Синтетические
каучуки
|
1190
|
|
2400
|
Источник:
Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период
до 2015 г.
Предполагается внедрение новых технологий
практически во всех подотраслях химического комплекса, а также развитие
нанохимии – новой межотраслевой технологии, интегрирующей последние достижения
физики, химии и биологии. Это позволит увеличить долю химии высокого передела в
структуре продукции химического комплекса до 15-20% (в 2006 г. – 3,7%).
Согласно полученным оценкам, стоимость
производства химического комплекса в сопоставимых ценах 2007 г. вырастет с 2011
млрд руб. в 2007 г. до:
1. Для энерго-сырьевого сценария: в
условиях учета "полного"
влияния технологической модернизации – 4877 млрд руб. в 2025 г.
2. Для инновационного сценария: в условиях
учета "полного" влияния
технологической модернизации – 5756 млрд руб. в 2025 г.
Объемы производства химического комплекса
в ценах 2007 г., в рамках инновационного сценария с оценкой "полного"
влияния технологической модернизации за период 2010-2025 гг. вырастут в 2,51
раза. Уровень производства производимой продукции при инновационном сценарии в
2025 г. примерно на 18% выше, чем в базовом варианте без учета технологической
модернизации.
Возможные развилки технологического
развития могут возникнуть вследствие того, что развитие химического комплекса в
значительной степени зависит от внешних условий (от мировой конъюнктуры цен на
энергоносители, от внешнеэкономической политики стран, импортирующих российскую
химическую продукцию и т.д.). Кроме того, важнейшую роль сыграет тот факт,
насколько быстро российская химическая промышленность сможет адаптироваться к
тем тенденциям, которые сложились на мировом рынке химической и нефтехимической
продукции в настоящее время.
Химический и нефтехимический комплекс
России в значительной степени интегрирован в мировую экономику. Поэтому
тенденции изменения мирового рынка химической и нефтехимической продукции
оказывают существенное влияние на состояние и перспективы развития химического
комплекса РФ. В целом, следует констатировать, что российский комплекс стоит
перед целым рядом вызовов – как со стороны внешних, так и внутрироссийских
тенденций. Основные возможности развития сектора связаны в первую очередь с
освоением внутреннего рынка (в большой степени на основе импортозамещения).
Перспективы внешнеторговой экспансии остаются до конца неопределенными – ввиду
высоких рисков утраты позиций вследствие удорожания энергоресурсов на
внутреннем рынке.
К наиболее важным вызовам и рискам,
которые могут препятствовать достижению запланированных результатов, следует
отнести
Макроэкономические риски – замедление
роста российской экономики, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры.
Следует отметить, что в результате
запланированного повышения цен на энергоресурсы (прежде всего на газ), к
2011-2012 гг. ценовое преимущество продукции химического комплекса России,
конкурентоспособность которого до настоящего времени обеспечивается более
низкими ценами на сырьевые ресурсы, будет нивелировано.
Дополнительный вызов для сектора – активно
идущее в последние годы – как в рамках стратегий выращивания «национальных
чемпионов», так и переноса производств из развитых стран – формирование мощных
конкурентов в развивающихся странах и странах с дешевыми углеводородами
(Ближний Восток, Северная Африка).
Появление новых сильных игроков в лице
развивающихся стран Азиатского региона, Ближнего и Среднего Востока, Северной
Африки на традиционных российской рынках сбыта химической и нефтехимической
продукции усложняют позиции российских компаний. В долгосрочной перспективе
основными конкурентами российских экспортеров будут являться развивающиеся
страны, где цены на природный газ ниже,
чем в России.
В результате, есть высокая вероятность
потери позиций на значительном числе мировых рынков. Кроме того, новые игроки
мирового химического комплекса уже начали экспортировать химическую продукцию
на российский рынок, где она конкурирует с продукцией российских предприятий.
Инфраструктурные риски – запаздывание с
введением портов и терминалов для отгрузки химической продукции).
Техногенные и экологические риски. В силу
высокой степень износа основных производственных фондов и при отсутствии
модернизации, велика вероятность техногенных аварий и нанесения при этом
существенного ущерба окружающей среде. В ближайшем будущем ожидается
ужесточение экологических требований к химическому производству в РФ, что
усугубит снижение ценовой конкурентоспособности отечественной химической и
нефтехимической продукции
Социальные риски. В рамках реализации
этапов стратегии развития химического комплекса будет осуществляться закрытие
устаревших неконкурентоспособных производств, что приведет к высвобождению
работников и росту уровня безработицы в отдельных регионах страны.
Кадровые риски. Реализация стратегии
потребует притока высококвалифицированных кадров и переподготовки имеющихся
специалистов. Указанный риск будет минимизирован при решении вопроса обучения и
переподготовки необходимых работников.
В целом, решение задач сценария
инновационного развития химической промышленности невозможно без проведения
активной государственной промышленной политики, в первую очередь, направленной
на повышение инвестиционной привлекательности химического комплекса за счет
снижения инвестиционных и иных рисков, эффективной защиты прав и интересов
инвесторов. Основной акцент здесь необходимо сделать не столько на инструментах
финансирования, сколько на решении конкретных задач, и тогда в среднесрочной
перспективе можно ожидать, что темпы прироста химической промышленности будут
составлять порядка 5% в год.
Представляется необходимым расширение
государственных программ поддержки развития химической промышленности, включая:
Развитие комплексов химической
промышленности на основе укрепления и формирования новых специализированных
региональных центров (Нижнекамский химический комплекс, проект в Новомосковске
Тульской обл., Дальневосточный центр (Козьмино) и т.д.).
Углубление переработки химических
материалов в рамках вертикально-интегрированных компаний, находящихся под
государственным контролем (Газпром, Роснефть), в том числе проекты
Астраханского и Новоуренгойского ГПК.
Поддержка пилотных проектов в рамках
систем поддержки малого инновационного бизнеса, на базе действующей системы
образовательных и научных учреждений, включая оборонные НИИ.
Координация программ возможна в рамках
институтов развития, которые должны обеспечивать трансформацию инвестиционного
импульса из химической промышленности в сферу химического машиностроения и в
сферу НИОКР. Координируя приоритетные национальные проекты, правительство в
состоянии устранять инвестиционные риски, связанные с угрозами дисбаланса
структуры предложения химических товаров и спроса на них.
Для того чтобы к 2015 г. можно было
рассчитывать на реальные процессы области импортзамещения, необходимо
привлекать в отрасль внутренних и иностранных частных инвесторов, создавая для
них стимулы для строительства новых мощностей, увеличения качества химической
продукции и снижения ее себестоимости. Кроме того, развитие отрасли не может
происходить без развития отраслевой науки, которая в долгосрочной перспективе
должна обеспечить потребности химического комплекса в конкурентоспособных
инновационных проектах. Для этого необходимы усилия как со стороны самих компаний
(консолидация активов, переосмысление маркетинговой политики и т.п.), так и
усилия со стороны государства. Прежде всего, это эффективное использование
ресурсной базы (в том числе преодоление дефицита электроэнергии),
стимулирование внутреннего рынка, решение инфраструктурных проблем, а также
поддержка инновационного потенциала, который проявляют компании.
С учетом существующих стартовых условий и
тенденций, положительных процессов, происходящих в смежных отраслях, прогнозных оценок экспертов, а также при
условии выполнения всех мероприятий по развитию отрасли, предусмотренных в
Стратегии, можно оценить вероятность реализации инновационного сценария
развития химической отрасли как достаточно высокую. И хотя в результате
реализации инновационного сценария уровень развития химической промышленности
России будет ниже уровня развития западных стран, США, Китая, Японии,
необходимость активных действий в отечественном химическом комплексе не
вызывает сомнений. Реализация Стратегии позволит расширить высокотехнологичный
экспорт, ослабить зависимость экономики страны от импорта наукоемкой продукции.
В результате создания эффективных бизнес-структур повысится инновационная
активность в отрасли, спрос на квалифицированные научно-технические кадры,
уменьшится их отток за рубеж.
Задачи превращения России в одного из
глобальных лидеров мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по
показателям социального благосостояния диктуют принципиально новые требования
ко всей системе здравоохранения, в частности к сектору создания
фармацевтических препаратов. С одной стороны, растет ценность здоровья в
системе приоритетов общества, возникают новые медико-технологические и
социальные вызовы, связанные с изменениями в демографической структуре
населения. С другой – благодаря развитию медицинских технологий существенно
повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем
свидетельствуют значительные успехи в
борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в западных
странах за последние 2-3 десятилетия. Следует также учитывать, что глобальной
мировой тенденцией является продолжающийся рост потребления лекарственных
средств, что связано, с одной стороны, с повышением уровня жизни населения, а с
другой – с его старением.
Несмотря на то, что в последние годы
государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение, груз
накопленных проблем остается весьма значительным. Отставание здравоохранения от
западных стран ощущается значительно сильней, чем во многих других ключевых
отраслях экономики (среднестатистический россиянин потребляет в год лекарств на
50 долл, а американец – на 683 долл). Чтобы противостоять новым вызовам,
необходимо создать по существу новую систему, повысив ее технологический и
организационный уровень.
В этой связи, цель государственной
политики в области здравоохранения - повышение качества и доступности
медицинской помощи, обеспечение населения качественными и эффективно
действующими медицинскими препаратами, улучшение на этой основе показателей
здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности.
Оглавление.
Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России