Нынешнюю ситуацию в области
ракетно-космической техники с большой долей вероятности можно характеризовать
как предкризисную.
Следует отметить, что первоначальные
конкурентные преимущества российских носителей на рынке запусков во многом уже нивелированы
и имеют устойчивый тренд к дальнейшему снижению, который обусловлен причинами
как внутриотраслевыми – старением производственных фондов, снижением
технологической дисциплины, ухудшением кадрового потенциала и т.д., так и
внешними по отношению к отрасли – укреплением курса рубля, переходом к рыночным
методам формирования цен на энергоносители и т.д. В этой ситуации продолжение
первоначальной стратегии рыночного предложения российских носителей, основанной
на «лидерстве по издержкам», более невозможно.
Ситуация с растущими издержками
внутрироссийского космического производства в среднесрочной перспективе
частично могла бы быть выправлена путем использования мер государственной
поддержки производителей экспортно-ориентированной наукоемкой продукции. В
противном случае неизбежно снижение рыночной доли российских носителей на рынке
запусков.
В настоящее время российские предприятия
значительно отстают во всех ключевых технологиях создания спутников связи, и
именно это объясняет практическое отсутствие российской доли в данном сегменте
рынка[164].
Российское производство спутников практически не представлено ни на рынке
готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих (более того современные
российские спутники связи почти до 80% состоят из иностранных компонентов).
В этой связи, в соответствии с целью
государственной политики в ракетно-космической сфере предусматривается
формирование экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной
ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и
необходимого присутствия России в космическом пространстве. Цель
технологического развития ракетно-космической промышленности заключается в
достижении технологического лидерства на избранных сегментах рынка, что
является одним из национальных приоритетов научно-технологического развития
России[165].
Целевыми индикаторами при этом являются:
Объем промышленной продукции РКП (по
сравнению с 2007 годом) к 2010 году должна увеличиться в 1,3 раза, а к 2015
году – в 1,8 раза.
Доля присутствия продукции РКП на
сегментах мирового космического рынка возрастет с 8 до 15 процентов.
Реализуемая в настоящее время политика по
развитию отрасли проводится в соответствии с утвержденной Стратегией развития
ракетно-космической промышленности на период до 2015 года по целевым
программам:
Федеральная космическая программа России
на 2006-2015 годы (ФКПР-2015);
ФЦП «Глобальная навигационная система» на
2002-2011 годы (ФЦП «ГЛОНАСС»);
ФЦП «Развитие оборонно-промышленного
комплекса РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» (ФЦП «Развитие
ОПК-2015»);
ФЦП «Национальная технологическая база» на
2007-2011 годы;
а также в проектах:
ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии
Российской Федерации» на 2007-2010 годы;
ФЦП «Развитие электронной компонентной
базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы.
При этом финансовые средства федеральных
целевых программ ГПВ-2015, ГЛОНАСС направлены на закупку изделий для
государственных нужд, разработку образцов ракетно-космической техники и лишь
частично на поддержание необходимых технологий.
Капитальные вложения на реконструкцию и
техническое перевооружение предусматривают:
адресную инвестиционную поддержку
внедрения специального технологического оборудования, обеспечивающего
реализацию базовых технологий производства изделий РКТ, предусмотренных ФКПР
2015 и ФЦП «Развитие ОПК-2015»;
повышение общего технического уровня
предприятий, производящих РКТ за счёт автоматизации технологических процессов
обеспечивающих снижение трудоёмкости, повышение качества и надёжности изделий
РКТ;
создание технологических условий для
широкого внедрения информационных технологических процессов (ИПИ-технологий).
Основная доля этих инвестиций формируется
в рамках ФКПР-2015 и ФЦП «Развитие ОПК-2015».
Приоритетными направлениями
государственной политики в этой области являются следующие.
Первое – создание космических комплексов и
систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их
высокую конкурентоспособность на мировом рынке:
развитие современных средств выведения
(модернизация действующих ракет-носителей и разработка новых ракет-носителей и
разгонных блоков, создание ракеты-носителя среднего класса для выведения
пилотируемого космического корабля нового поколения), космических спутников с
увеличенным сроком активного существования;
подготовка к реализации прорывных проектов
в области космических технологий и исследований космического пространства.
Второе – завершение создания и развитие
системы ГЛОНАСС:
развертывание спутниковой группировки на
базе аппаратов нового поколения с длительным сроком активного существования (не
менее 12 лет) и повышенными техническими характеристиками;
создание наземного комплекса управления и
создание оборудования для конечных пользователей, его продвижение на мировой
рынок, обеспечение сопряженности аппаратуры ГЛОНАСС и GPS.
Третье – развитие спутниковой группировки,
в том числе создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост
использования всех видов связи – фиксированной, подвижной, персональной (на
всей территории Российской Федерации); создание группировки метеорологических
спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени.
В долгосрочной перспективе интересы
поддержания высокой конкурентоспособности на рынке передачи информации
потребуют качественного скачка в повышения интервала «конкурентного
существования» спутников связи. Это может быть достигнуто только путем создания
технологий производства «многоразовых» спутников связи, т.е. таких, которые
будут изначально проектироваться и создаваться с возможностью их обслуживания,
заправки ракетным топливом, ремонта и модернизации непосредственно на орбите.
Итогом такого технологического развития может стать появление к 2025 году
массивных орбитальных платформ, на которых будет размещаться различная целевая
аппаратура и другое оборудование, в т.ч. энергетическое, допускающее
обслуживание или замену. В этом случае рынок спутникового производства
претерпит существенные структурные и количественные изменения.
При этом, не взирая на то, что в настоящее
время российское производство спутников практически не представлено ни на рынке
готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих, России необходимо
продолжать усилия по выходу в данный сегмент рынка. При этом целью этих усилий
может быть не только завоевание некоторой рыночной доли, но интересы
технологического развития, а также национальной безопасности.
С этой точки зрения наибольший интерес
представляет международный проект Blinis – программа передачи технологий по
интеграции модуля полезной нагрузки между Thales Alenia Space (Франция) и ФГУП
НПО Прикладной механики им. М.Ф.Решетнёва.
Проект Blinis рассчитан на передачу самой
дорогостоящей на Западе части работ при создании модуля полезной нагрузки:
проектирования, сборки и проведения испытаний; на российское предприятие.
Планируется, что рыночная стоимость модуля полезной нагрузки будет уменьшена на
15-20 процентов. Проект Blinis получил право на жизнь под давлением рыночной
ситуации, поскольку европейские компании Thales Alenia Space и EADS Astrium не
в состоянии предложить конкурентную цену с Orbital Sciences Corporation.
Четвертое – расширение присутствия России
на мировом космическом рынке:
удержание лидирующих позиций на
традиционных рынках космических услуг (коммерческие пуски – до 30%);
расширение присутствия на рынке
производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на
внешние рынки отдельных компонент ракетно-космической техники и соответствующих
технологий;
выход на высокотехнологические сектора
мирового рынка (производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации,
дистанционное зондирование земли);
создание и модернизация системы
российского сегмента международной космической станции (МКС).
Для всех сегментов рынка по производству
носителей в настоящее время характерно превышение предложения над спросом и,
соответственно, высокий уровень внутренней конкуренции – в условиях стагнации
на рынке производства спутников в начале 2000 гг. это уже привело к
значительному падению цен на рынке запусков. В частности, только Россия (как и
США[166])
предлагает сразу несколько, зачастую близких рыночных предложений в каждом
сегменте[167],
например:
в сегменте запуска «тяжелых» и «средних»
спутников связи – носитель «Протон-М» и носитель «Зенит-3SL» по программе
«Морской старт», в среднесрочной перспективе к ним добавится носитель «Ангара
5».
в сегменте запуска «малых» спутников связи
– носитель «Союз-2» и носитель «Зенит-3SLБ» по программе «Наземный старт», с
2009 года – носитель «Союз-ST» с космодрома Куру.
в сегменте запуска спутников ДЗЗ –
«легкие» носители «Союз», «Днепр», «Рокот», «Космос», «Старт», в среднесрочной перспективе легкие варианты
носителя «Ангара».
В среднесрочной перспективе в условиях
незначительного роста количества производимых спутников уровень рыночной
конкуренции во всех сегментах возрастет еще более, когда на рынок выйдут
«тяжелые» и «легкие» носители таких стран, как Япония, Китай, Индия.
В долгосрочной перспективе объемы и
структура рынка носителей будет напрямую зависеть от ситуации на «ведущих» по
отношению к нему рынках: информационных и производства спутников, в частности:
на рынке «тяжелых» и «средних» носителей
от перехода к «многоразовым» спутникам связи, развития рынков космического
производства и космического туризма,
на рынке «легких» носителей от возможности
перехода информации ДЗЗ в разряд «сетевых товаров».
Стратегической целью России на рынке
запусков может стать удержание своей рыночной доли, но не «любой ценой»,
поскольку в условиях ограниченных ресурсов это, с одной стороны, может привести
к превращению России в «космического извозчика», а с другой – забвению других
сегментов космической деятельности.
Пятое – проведение организационных
преобразований в ракетно-космической промышленности.
К 2015 году будут образованы три-четыре
крупные российские ракетно-космические корпорации, которые к 2020 году выйдут
на самостоятельное развитие, и будут полностью обеспечивать выпуск
ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач
обороноспособности и безопасности страны, эффективную деятельность России на
международных рынках.
Шестое – модернизация наземной космической
инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности:
техническое и технологическое
перевооружение предприятий отрасли, внедрение новых технологий, оптимизация
технологической структуры отрасли;
развитие системы космодромов, оснащение
новым оборудованием наземных средств управления, систем связи,
экспериментальной и производственной базы ракетно-космической промышленности.
Таблица
51 – Основные показатели развития ракетно-космической промышленности
Наименование
|
2007-2020
гг.
|
Инерционный
вариант
|
Инновационный
вариант
|
Производство,
млрд. рублей
|
2780
|
3545
|
Инвестиции,
млрд. рублей
|
180
|
285
|
Основными направлениями технологических
работ для реализации государственного оборонного заказа и государственной
программы вооружения являются:
Для ракетных войск стратегического
назначения и военно-морского флота:
разработка высокоэнергетического твердого
топлива,
разработка конструкционных композиционных
материалов для корпусов РДТТ,
разработка теплозащитных материалов РДТТ,
создание высокостойких
электрорадиоизделий,
доработка многофункциональных
экраннозащитных покрытий;
Для систем предупреждения о ракетном
нападении:
разработка матричных фотоприемников
ИК-диапазона,
разработка криогенных систем глубокого
охлаждения с повышенным ресурсом,
разработка программного обеспечения и
элементной базы,
снижение массогабаритных характеристик КА
и внедрение технологий создания микро-КА;
Для разведки:
изготовление крупногабаритных облегченных
зеркал,
разработка матричных приемников
изображения для видимого и ИК диапазонов,
разработка криогенных устройств разработка
радиолокатора с синтезированием апертуры на основе АФАР,
создание крупногабаритных антенн
разработка бортовых, ЭВМ с производительностью до 109 оп/c,
разработка бортовых радиолокаторов
допплеровского типа высокой чувствительности,
разработка бортовых ретрансляционных
комплексов в мм- диапазоне,
разработка бортовых ретрансляционных
комплексов в оптическом диапазоне,
создание радиационностойкой элементной
базы для целевых и служебных систем КА связи и боевого управления;
Для связи и боевого управления:
создание малогабаритных,
высокопроизводительных БЦВМ, средств связи и передачи данных, в том числе
средств лазерной межспутниковой связи,
разработка комплексных боевых программ
командных пунктов и эффективного объединения данных от разнородных
информационных источников,
создание средств обнаружения
баллистических ракет на новых принципах сбора и анализа информации о
характеристиках и способах боевого применения средств воздушно-космического
нападения потенциального противника.
Таблица
52 – Прогнозная оценка потенциально достижимого отечественного уровня
технологического развития по отношению к мировому
Ракетно-космическая
техника |
|
№
п/п
|
Технологические
направления
|
Сравнительная
оценка
|
|
Существующий
уровень
|
2015
г.
(прогноз)
|
2025
г.
(прогноз)
|
1.
|
Космические
системы навигации
|
1
|
3
|
3
|
2.
|
Космические
системы ретрансляции информации
|
1
|
3
|
3
|
3.
|
Гидрометеорологические
космические средства
|
1
|
3
|
3
|
4.
|
Космические
средства дистанционного зондирования Земли
|
2
|
3
|
3
|
5.
|
Спутниковые
системы связи и вещания
|
2
|
3
|
3
|
6.
|
Космические
средства геодезического и картографического обеспечения
|
3
|
3
|
3
|
7.
|
Космические
средства связи и боевого управления
|
2
|
3
|
3
|
8.
|
Космические
средства предупреждения о ракетном нападении
|
1
|
3
|
3
|
9.
|
Космические
средства радиоэлектронной разведки
|
1
|
3
|
3
|
10.
|
Космические
комплексы оптикоэлектронного наблюдения
|
1
|
2
|
3
|
11.
|
Космические
средства многоцелевого радиолокационного наблюдения
|
1
|
3
|
3
|
12.
|
Космические
средства наблюдения за морскими акваториями
|
1
|
2
|
3
|
Примечание:
1 – значительное отставание от мирового уровня; 2 – общее отставание, некоторые
достижения в отдельных областях; 3 – значительные достижения, приоритетные
достижения в отдельных областях; 4 – высокий уровень развития, мировое
лидерство.
Таблица
53 - Сравнительная оценка уровня
производственных технологий ракетно-космической промышленности
Производственные
технологии ракетно-космической промышленности
|
№
п/п
|
Технологические
направления
|
Сравнительная
оценка
|
Существующий
уровень
|
2015
г.
(прогноз)
|
2025
г.
(прогноз)
|
1.
|
Автоматические
системы функционального диагностирования состояния жидкостных ракетных
двигательных установок
|
2-3
|
2-3
|
3-4
|
2.
|
Автоматизированные
системы для стендовых испытаний двигательных установок
|
2
|
2
|
4
|
3.
|
Лазерная
технология, инструментальное производство, средства технического обеспечения
(СТО) для изготовления РКТ
|
2
|
2-3
|
3
|
4.
|
Гироскопы
и приборы точной механики для ракетостроения и космических аппаратов.
|
2
|
3
|
3
|
5.
|
Промышленная
чистота изделий РКТ
|
2
|
3
|
3
|
6.
|
Оборудование
вакуумных покрытий
|
2
|
3
|
3
|
7.
|
Пневмогидроиспытания
|
3
|
3
|
3
|
8.
|
Неразрушающий
контроль в производстве РКТ
|
2
|
3
|
3
|
9.
|
Заготовительное
производство
|
2-3
|
3
|
3
|
10.
|
Специальное
технологическое оборудование
|
2
|
2-3
|
3
|
11.
|
Сварка
и пайка
|
2-3
|
2-3
|
3
|
12.
|
Наноматериалы
и технологии их использования в производстве РКТ
|
3
|
3
|
3
|
Примечание:
1 – значительное отставание от мирового уровня; 2 – общее отставание, некоторые
достижения в отдельных областях; 3 – значительные достижения, приоритетные
достижения в отдельных областях; 4 – высокий уровень развития, мировое
лидерство.
Таблица
54 – Факторы, определяющие развитие ракетно-космической промышленности
Вид
деятельности
|
Факторы
роста
(инерционный
вариант)
|
Дополнительные
факторы роста
(инновационный
вариант)
|
Производство
продукции ракетно-космической промышленности
|
Техническое
перевооружение в соответствии с прогнозными объемами финансирования.
Концентрация
ресурсов на приоритетных направлениях ракетно-космической промышленности.
Ввод
в эксплуатацию находящихся на завершающей стадии разработки космических
комплексов.
Удовлетворение
государственных нужд в космических средствах и услугах будет обеспечиваться
также за счет закупки необходимых услуг за рубежом.
|
Обеспечение
гарантированного и независимого доступа России в космос.
Ускоренный
ввод в эксплуатацию космических комплексов и систем, развертывание
орбитальных группировок космических аппаратов для полного удовлетворения
государственных нужд.
Создание
ракеты-носителя сверхтяжелого класса и переход на многоразовые
ракетно-космические системы.
Разработка
с 2012 года космических средств нового поколения.
Проведение
полной модернизации объектов наземной космической инфраструктуры.
Полная
замена средств выведения на экологически чистые средства.
Передовые
фундаментальные и научно-прикладные космические исследования.
|
При инерционном варианте развития
производство продукции ракетно- космической промышленности к 2010 году вырастет
на 17%, в 2020 году – на 55-60% к уровню 2007 года.
Рост производства по данному варианту
будет обеспечен:
частичным техническим и технологическим
перевооружением отрасли;
реализацией межведомственных и
ведомственных целевых программ;
обеспечением безусловного удовлетворения
государственных нужд в космических средствах и услугах для обороны,
социально-экономической и научной сфер, реализацией ФЦП «ГЛОНАСС» и созданием
конкурентоспособной космической транспортной системы с ракетой-носителем
среднего класса повышенной грузоподъемности.
При инновационном варианте развития
производство продукции ракетно-космической промышленности вырастет к 2010 году
на 26%, к 2020 году – в 2,6 раза к уровню 2007 года.
Рост производства по данному варианту
будет обеспечен:
интенсивным техническим и технологическим
перевооружением с 2008 года;
реализацией полного перечня федеральных и
ведомственных целевых программ, обеспечивающих развитие ракетно-космической
промышленности и возможность создания ракетно-космической техники нового
поколения с 2012 года;
обеспечением безусловного удовлетворения
государственных нужд в космических средствах и услугах для обороны,
социально-экономической и научной сфер, дополнительно к инерционному сценарию
реализацией проекта перспективной пилотируемой транспортной системы;
завершением организационно-структурных
преобразований предприятий отрасли и созданием системообразующих
интегрированных структур, связанных единой направленностью деятельности и
отношениями собственности;
обеспечением уровня загрузки
производственных мощностей к 2020 году 75 процентов;
выполнением в полном объеме
долгосрочной программы
научно-прикладных исследований и экспериментов по различным научным
направлениям с созданием опережающего аппаратурного задела для
ракетно-космической промышленности;
строительством космодрома «Восточный» в целях
обеспечения Российской Федерации независимого доступа в космос во всем спектре
решаемых задач;
широким внедрением ИПИ технологий;
решением кадровых проблем отрасли.
Дополнительный прирост производства
продукции ракетно-космической промышленности по инновационному варианту по
отношению к инерционному составит в 2010 году
16-17 млрд. рублей, в 2020 – 115-117 млрд. рублей. Указанный прирост
может быть достигнут за счет:
реализации инвестиционных проектов,
обеспечивающих повышение эффективности использования ресурсов космической
деятельности в интересах социально-экономического развития Российской
Федерации;
проведения структурных преобразований,
направленных на повышение эффективности деятельности предприятий, включая
закупку современных технологий и оборудования;
интенсивного технического,
технологического переоснащения предприятий по всем направлениям создания
ракетно-космической техники;
создания и использования после 2010 года
космических аппаратов нового поколения в интересах развития связи, метеонаблюдения,
дистанционного зондирования земли, фундаментальных космических исследований и
космических технологий;
сохранения традиционных ниш на
международном космическом рынке и обеспечения выхода с коммерческими продуктами
на новые его сектора после 2015 года, а также усиления координации
деятельности предприятий отрасли с предприятиями других ведомств,
обеспечивающих продажу услуг в области космической деятельности;
создания стимулов для значительного
привлечения высококвалифицированных кадров.
Основные направления совершенствования
технологического потенциала в отрасли, затрагивающие существенную часть
предприятий отрасли и оказывающие влияние на эффективность функционирования
отрасли в целом заключаются в следующем:
обеспечение гарантированного производства
изделий ракетно-космической техники, предусмотренной «Федеральной космической
программой России на 2006-2015 годы» (ФКП) и другими программами;
снижение длительности производственного
цикла и себестоимости изготовления изделия ракетно-космической техники;
обеспечение качества и требуемой
надёжности отечественной ракетно-космической техники с целью обеспечения её
конкурентоспособности на мировом рынке космической техники и услуг.
Для совершенствования технологического
потенциала отрасли планируется:
создание нового поколения специального
технологического оборудования, обеспечивающего сохранение и совершенствование
используемых базовых технологий;
совершенствование структуры парка
технологического оборудования за счёт замены морально устаревшего и физически
изношенного отечественного и импортного оборудования на новое, в основном, с
ПУ;
автоматизация мелкосерийного и единичного
производства на основе широкого внедрения ИПИ-технологий, групповой технологии
и много-функциональных станков с ПУ;
реконструкция и техническое переоснащение
предприятий и объектов на космодромах;
внедрение перспективных и прорывных
технологий.
При реализации Федеральной космической
программы России[168]
на 2006 – 2015 годы будут достигнуты следующие результаты
завершена разработка, модернизация и ввод
в эксплуатацию космических систем и комплексов нового поколения, в том числе:
а) увеличена пропускная способность
магистральных, внутризоновых, местных, корпоративных, ведомственных сетей связи
и увеличены емкости сетей распределительного телерадиовещания, что обеспечит в
необходимых объемах и с заданным качеством:
глобальную, в реальном масштабе времени,
устойчивую и абсолютно защищенную президентскую и правительственную связь;
потребности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в современных средствах
телекоммуникаций, включая конфиденциальную связь;
потребности жителей всех регионов России,
в том числе малонаселенных и удаленных в современных видах связи;
потребности сухопутных, морских и
воздушных абонентов в глобальной связи с использованием маломассогабаритных
терминалов массовых потребителей, отвечающих современным требованиям по видам,
качеству и объему услуг с учетом требований международных стандартов;
б) увеличена периодичность обновления
данных гидрометеорологического наблюдения до 3 часов для средневысотных
космических аппаратов и до реального масштаба времени для геостационарных
космических аппаратов, что обеспечит:
получение информации для качественного
составления краткосрочных (до 3-5 суток) и долгосрочных (до 15 и более суток)
прогнозов погоды;
высокооперативное (порядка 0,5-1 суток)
выявление катастрофических явлений и аварий (землетрясений, селей, лавин,
наводнений, загрязнений биосферы, прорывов нефте- и газопроводов и т.п.),
своевременное предупреждение о чрезвычайных ситуациях, раннее предупреждение о
лесных пожарах;
в) повышена разрешающая способность
космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (до 1 м), увеличено
количество спектральных диапазонов наблюдения (до 1000) и повышена
периодичность наблюдения земной поверхности (до 8 часов), что обеспечит:
удовлетворение потребностей в информации
дистанционного зондирования Земли при картографической деятельности, использовании
Северного морского пути, геологическом изучении территории страны,
инвентаризации сельских и лесных угодий, составлении кадастров, контроле
опасного антропогенного воздействия на среду обитания;
удовлетворение на минимально необходимом
уровне потребностей регионов России информацией дистанционного зондирования
Земли;
г) реализовано 11 национальных космических
проектов и обеспечено участие в 5 зарубежных проектах, включающих разработку и
использование средств наблюдения астрофизических объектов в рентгеновском,
гамма- и радиодиапазонах со сверхвысоким разрешением, средств для исследования
солнечно-земных связей, средств для доставки планетного вещества на Землю, а
также средств для исследования Марса, Луны и других космических тел Солнечной
системы, что обеспечит:
российские научные школы необходимой
информацией для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, в
том числе и образцами внеземного вещества (грунт Фобоса);
жителей всех регионов России данными
прогноза «космической погоды» и информацией о неблагоприятных для их здоровья
явлений на Солнце и в магнитосфере Земли;
д) создан космический комплекс с
малоразмерным космическим аппаратом с повышенной точностью определения
координат терпящих бедствие объектов, обеспечены оперативность получения
аварийных сообщений до 10 секунд и точность
определения местоположения объектов, терпящих бедствие, до 100 м;
е) завершена сборка российского сегмента
международной космической станции и реализована долгосрочная программа
научно–прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском
сегменте международной космической станции, созданы технологические и
научно-технические заделы для
развития пилотируемых полетов, в том числе на Марс;
ж) разработан автоматический космический
аппарат технологического назначения, обслуживаемый с борта пилотируемой
станции, обеспечивающий отработку базовых технологий получения материалов, в
т.ч. органических и биопрепаратов с характеристиками, недостижимыми в земных
условиях;
з) продлена эксплуатация базовых
космических ракетных комплексов «Союз» и «Космос-3М» за счет их модернизации,
создан ракетно-космический комплекс «Ангара» нового поколения, работающий на
экологически чистых компонентах топлива, завершено строительство для них
наземных стартовых и технических комплексов, созданы высокоэффективные
разгонные блоки, снижена удельная стоимость выведения и повышена масса
полезного груза, выводимого на геостационарную и другие орбиты
2) Повышена эффективность управления
космическими аппаратами и пилотируемыми
космическими комплексами за счет создания и развития на долевой основе
наземного автоматизированного комплекса управления, разработаны и внедрены
новые экономичные технологии управления космическими аппаратами, снижены
затраты на управление космическими аппаратами;
3) Исследованы ключевые проблемы развития
космонавтики, созданы опережающие научно-технический и технологический заделы в
области базовых технологий и ключевых элементов космических систем и комплексов
различного назначения, проведены проектно-поисковые и системные
исследования в области развития ракетно-космической
техники;
4) Обеспечены сроки активного
функционирования космических аппаратов до 15 и более лет, создана
высоконадежная радиационно-стойкая помехоустойчивая длительно функционирующая
служебная и целевая бортовая аппаратура космических аппаратов, достигнута
микроминиатюризация целевых и служебных систем космических аппаратов, увеличена
до 90 процентов доля российских разработок в составе оборудования космических
аппаратов;
5) Обеспечен выход российских космических
средств на такие перспективные секторы мирового космического рынка, как связь,
вещание и дистанционное зондирование Земли.
Оценка количества обеспеченных рабочих
мест показывает, что в результате реализации Программы будут созданы условия
для закрепления кадрового потенциала специалистов ракетно-космической
промышленности и сохранены 250 тыс. рабочих мест с современным технологическим
оснащением.
Оценка степени решения экологических
проблем, связанных с применением космических средств показывает, что в
результате реализации Программы будет обеспечено практическое решение
экологических проблем. Прекращено загрязнение полей падения ступеней
ракет-носителей и объектов испытательной базы проливами токсичных компонентов топлива
за счет полного прекращения эксплуатации ракеты-носителя «Протон» и
ракет-носителей, созданных на базе конверсионных межконтинентальных
баллистических ракет, перехода на использование ракет-носителей только с
экологически чистыми компонентами топлива, проведения рекультивации почвы,
очистки вод, создания системы экологического мониторинга и обеспечения
экологической безопасности за счет сокращения номенклатуры используемых
ракет-носителей с 10 до 4 типов, совмещения районов падения отделяемых частей различных
ракет-носителей, применения гибких программ управления ракетами-носителями в
полете, снижения остатков топлива в отработанных ступенях, экологического
обследования районов падения, космодромов и технологических объектов. Общая
площадь земель, отчуждаемых под районы падения ступеней, сократится на 40
процентов.
Оценка величины экономического эффекта от
результатов космической деятельности в социально–экономической и научной сферах
показывает, что в результате реализации Программы обобщенный экономический
эффект в период 2006 – 2015 годов прогнозируется на уровне 500 млрд. рублей в
ценах 2005 года.
Что касается формирования рынка
орбитального туризма, то это направление может реально состояться не ранее 2015
года, а его объем к 2025 году достичь 500 млн. долларов при «средней» цене тура
в 5 млн. долларов. При этом конкурентоспособные программы орбитального туризма
могут появиться как результат:
развития проектов суборбитального туризма,
диверсификации проектов по коммерческой
доставке экипажей и грузов на МКС, финансируемых
NASA,
коммерческой диверсификации новой
российской пилотируемой системы.
Несмотря на то, что российские
предприятия, в целом, обладают всеми технологиями для создания проекта
орбитального туризма, такая программа и российское присутствие на этом рынке
могут являться лишь второстепенной, побочной целью национальной пилотируемой
программы.
Учитывая имеющиеся стартовые условия, а
также внутренние и внешние факторы, следует оценить вероятность достижения
заявленных целей по инновационному сценарию технологического развития отрасли
как умеренно оптимистичные. Имеющийся научно-технический задел по развитию
российской системы средств выведения позволяет сделать вывод о достижимости
прогнозируемой динамики изменения диапазона масс полезных грузов, выводимых
российскими средствами выведения, и удельной стоимости выведения полезных
грузов на орбиту ракетами-носителями среднего и тяжелого классов на период до
2025 года.
В свою очередь, реализацию стратегии
«догоняющего» развития в области создания спутников различного назначения
целесообразно строить путем кооперации (создания совместных предприятий) как с
лидерами спутникового рынка, в первую очередь, европейскими, так, и, возможно,
лидерами в других высокотехнологичных направлениях, например, из Южной Кореи
или стран Юго-Восточной Азии.
По своим техническим характеристикам
отечественные образцы РКТ, создаваемые в рамках федеральных целевых программ,
уже к 2015 году в целом должны выйти на мировой уровень. Однако для достижения
полного паритета по всем технико-экономическим показателям с образцами
космической техники ведущих зарубежных стран и создания задела для обеспечения
превосходства перспективной РКТ отечественного производства необходима
дополнительная ресурсная поддержка со стороны государства технологических работ
по целевым направлениям.
Общим условием реализации благоприятного
варианта технологического развития ракетно-космической отрасли является перевод
всей российской экономики на инновационный путь развития и решение других
задач, сформулированных в Стратегии развития России до 2020 года. В частности,
необходимым условием является проведение государством глубокой реструктуризации
оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития
отечественной науки и образования, смежных отраслей (прежде всего,
радиоэлектронной).
Оглавление.
Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России