Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Обоснование выбора приоритетов научно-технологического развития

Остановимся более подробно на особенностях формирования национальных приоритетов научно-технологического развития в различных сферах ответственности государства и обоснованности предлагаемых приоритетов с точки зрения соответствия приведенным выше критериям их выбора.

В сфере обороны и безопасности компетентные органы государственного управления самостоятельно формируют систему приоритетов. В то же время, представляется, что даже в этой сфере участие более широкого экспертного сообщества в оценке последствий тех или иных решений является крайне важным. Проблема установления границ открытых обсуждений и закрытых ведомственных исследований  должна быть решена совместно с заинтересованными ведомствами.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития в качестве одного из главных направлений обеспечения перехода к инновационному социально-ориентированному сценарию обозначено развитие человеческого потенциала. Большинство задач в области развития человеческого потенциала относятся к зоне прямой ответственности государства. Соответственно, в качестве национальных приоритетов научно-технологического развития в этой сфере должны рассматриваться технологическая модернизация образования, технологическая модернизация здравоохранения, включая медицинскую технику и фармацевтику, а также экология и рациональное природопользование.

Выбор в качестве национальных приоритетов научно-технологического развития технологической модернизации образования и здравоохранения связан со следующими стратегическими целями и приоритетами в области развития человеческого потенциала:

с необходимостью принятия неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения;

с необходимостью осуществления структурной и технологической модернизации здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

с решением задачи осуществления перехода в образовании к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

с необходимостью внедрения инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение  проблемы их кадрового обеспечения.

Кроме того, выбор в качестве национального приоритета технологической модернизации образование связан с необходимостью решения проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами в рамках  решения стратегической задачи обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития.

Далее, национальные приоритеты «Технологическая модернизация образования», «Технологическая модернизация здравоохранения» тесно связаны с реализацией соответствующих национальных проектов.

         Выбор в качестве национального приоритета экологии и рационального природопользования связан с необходимостью решения проблем улучшения состояния окружающей среды, повышения экологических стандартов, создания эффективной системы утилизации отходов производства и потребления и повышения обеспеченности населения качественной питьевой в рамках решения стратегических задач в области развития человеческого потенциала.

         В рамках реализации данного национального приоритета должны быть решены следующие четыре основные задачи социально-экономического развития:

«экология производства» - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников; 

«экология человека» - создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности;

«экология природной среды» - сохранение и защита природной среды;

«экологический бизнес» - создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, бизнес-девелопмента, экологического консалтинга. Роль государства состоит в  формировании правил   осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий.

Кроме того, выделение в качестве национальных приоритетов научно-технологического развития здравоохранения, образования и экологии связано с необходимостью парирования ряда долговременных системных вызовов. Во-первых, это возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе, в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала.

Третий вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей национальные системы развития человеческого потенциала. Адекватный ответ на этот вызов, в том числе требует преодоления все возрастающих  ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата.

Выбор в качестве национальных приоритетов научно-технологического развития в сфере прямой ответственности государства именно этих направлений, связанных прежде всего с достижением стратегических целей в области развития человеческого потенциала,  отвечает также второму сформулированному выше критерию - соответствию накопленному технологическому потенциалу и имеющимся научно-технологическим заделам.

Кроме того, эти национальные приоритеты, относящиеся к сфере прямой ответственности государства соответствуют третьему критерию, обеспечивая максимальную социально-экономическую эффективность (максимальное соотношение достигаемых эффектов и затрат на их получение).  Максимальный социально-экономический эффект, связанный с выбором именно этих национальных приоритетов в сфере прямой ответственности государства, обусловлен, в частности, тем обстоятельством, что их реализация является необходимым условием для достижения стратегических целей в рамках практически всех остальных национальных приоритетов научно-технологического развития, относящихся к иным зонам ответственности государства.

Так, национальные приоритеты «Технологическая модернизация образования», «Технологическая модернизация здравоохранения» и «Экология и рациональное природопользование» в том числе направлены на обеспечение необходимыми кадрами и соблюдение требований экологии при реализации всех приоритетов  технологической модернизации экономики по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства. Не вызывает сомнения, что решение проблем в области модернизации образования, здравоохранения, экологии и рационального природопользования является необходимым условием и залогом успешной реализации таких приоритетов, как:

Обеспечение эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса;

Энерго- и ресурсосбережение, энергоэффективное потребление;

Развитие транспортной инфраструктуры;

Технологическая модернизация АПК.

Такую же роль национальные приоритеты научно-технологического развития в областях здравоохранения, образования и экологии играют и по отношению к третьей группе национальных приоритетов, связанных с формированием принципиально новой технологической базы и достижением технологического лидерства,  также являясь необходимым условием и залогом их успешной реализации. Такая роль приоритетов в областях здравоохранения, образования и экологии обусловлена тем обстоятельством, что без обеспечения необходимыми кадрами и решения экологических задач реализация всех прочих национальных приоритетов научно-технологического развития по сути дела невозможна.

Выбор национальных приоритетов научно-технологического развития по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства обусловлен следующими факторами. Во-первых, необходимостью реализации существующих конкурентных преимуществ, главным из которых является все возрастающая роль России в качестве поставщика энергоресурсов.

Именно с этим связан выбор в качестве национального приоритета научно-технологического развития обеспечения эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса. Основные задачи, которые должны быть решены в рамках реализации этого приоритета, связаны, прежде всего, с обеспечением увеличением и диверсификацией предложения российских углеводородов на рынках стран-потребителей. Отсюда вытекает и необходимость создания и внедрения новых технологий геологоразведки, технологий добычи трудноизвлекаемых и «остаточных» запасов, включая технологии добычи на шельфе и в условиях Арктики, технологий строительства и эксплуатации трубопроводов, в том числе в условиях Крайнего Севера и Арктики, а также технологий транспортировки и использования сжиженного и сжатого природного газа, включая технологии строительства и эксплуатации газовозов ледового класса.

Таким образом, выбор в качестве национального приоритета научно-технологического развития обеспечения эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса связан с необходимостью достижения следующих стратегических целей в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

расширения ресурсной базы экономики, активного освоения месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;

завершения крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;

- формирования новых восточных и южных направлений экспорта углеводородов.

Выбор в качестве национального приоритета научно-технологического развития обеспечения эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса также обусловлен необходимостью парирования одного из долгосрочных системных вызовов, порожденного преимущественно внутренними, а не глобальными факторами – а именно исчерпания источников экспортно-сырьевого развития.

Выбор второго национального приоритета в этой сфере – «Энерго и ресурсосбережение, энергоэффективное потребление» также тесно связан как с необходимость реализации стратегических целей развития, так и с парированием долгосрочных системных вызовов. Реализация этого приоритета связана со следующими стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития:

в области развития человеческого потенциала – с необходимостью модернизации жилищно-коммунального хозяйства; выхода на современные стандарты жилищных условий, реализации новых технологий строительства жилья;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития – с содействием повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность), а также с обеспечением интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих технологий;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях – с необходимостью преодолением дефицита энергетических мощностей и внедрением новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике.

Кроме того, реализация данного национального приоритета непосредственно нацелена на обеспечение увеличения предложения российских углеводородов на рынках стран-потребителей за счет относительного сокращения их потребления на внутреннем рынке, т.е. на решение одной из важнейших задач в рамках реализации предыдущего национального приоритета.

Выбор в качестве национального приоритета научно-технологического развития энерго и ресурсосбережения, энергоэффективного потребления также обусловлен необходимостью парирования уже упоминавшегося выше долгосрочного системного вызова, порожденного преимущественно внутренними, а не глобальными факторами – а именно исчерпания источников экспортно-сырьевого развития. Кроме того, данный национальный приоритет связан с необходимостью парирования другого системного вызова - усиления глобальной конкуренции, в том числе обусловленной преодолением энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности.

Выбор в качестве национального приоритета развития транспортной инфраструктуры обусловлен необходимостью реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в «традиционных» сферах, в том числе в сфере транспорта, а также преодоления негативного влияния на экономику инфраструктурных ограничений, в частности связанных с состоянием транспортной системы.

Реализация этого приоритета в основном связана со следующими стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития:

1. В области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

с необходимостью создания основных элементов опорной транспортной сети, повышения качества и снижения издержек транспортных услуг для населения и бизнеса, а затем завершения формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивания экспорта транспортных услуг;

- транспортным обеспечением комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;

формированием и распространением новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг;

-    развитием новых высокоскоростных транспортных технологий;

на более поздних этапах – с необходимостью завершения интеграции транспортной и энергетической системы в структуры глобальной экономики, обеспечения полноценного функционирования международных транспортных коридоров.

2. В области сбалансированного пространственного развития с необходимостью:

обеспечения высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории страны;

обеспечения высокой экономической активности в восточных и южных регионах страны.

решения задачи комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока и закрепления населения в восточных регионах страны. 

Выбор в качестве национального приоритета технологической модернизации АПК также обусловлен необходимостью реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в «традиционных» сферах, в том числе в аграрном секторе. Далее, этот выбор диктуется достаточно остро стоящими задачами в рамках обеспечения продовольственной безопасности.

Реализация этого приоритета в основном связана со следующими стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

обеспечением перехода сельского хозяйства к устойчивому режиму развития при значительном укреплении позиции России на мировых рынках продовольствия;

развитием экологически чистых производств.

Кроме того, выбор данных национальных приоритетов по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства нацелен на решение ряда задач в области создания высококонкурентной институциональной среды  - снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов государственно-частного партнерства.

Выбор по направлениям, востребованным бизнесом, именно этих четырех национальных приоритетов научно-технологического развития, связанных прежде всего с расширением глобальных конкурентных преимуществ в традиционных областях отвечает также второму сформулированному ранее критерию - соответствию накопленному технологическому потенциалу и имеющимся научно-технологическим заделам.

Далее, эти национальные приоритеты, относящиеся к направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства соответствуют третьему критерию, обеспечивая максимальную социально-экономическую эффективность (максимальное соотношение достигаемых эффектов и затрат на их получение) с точки зрения расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных областях. 

Кроме того, максимальный социально-экономический эффект, связанный с выбором именно этих национальных приоритетов по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства, обусловлен тем обстоятельством, что реализация приоритетов в таких областях, как нефтегазовый сектор, энергетика, транспортная инфраструктура снимает инфраструктурные ограничения, препятствующие реализации национальных приоритетов в других сферах. С другой стороны, реализация этих приоритетов непосредственно направлена на генерирование (нефтегазовый сектор) и высвобождение (энергоэффективность) ресурсов, в том числе финансовых, необходимых для реализации национальных приоритетов научно-технологического развития в других сферах.

По всем остальным направлениям, востребованным бизнесом, где речь идет о точечной «расшивке» технологических узких мест, никаких национальных приоритетов научно-технологического развития по определению быть не может. Расшивка осуществляется на основе ЧГП по инициативе бизнеса, реже - по инициативе государства. Как уже показал опыт работы с ВИП-проектами и проектами по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом, здесь наиболее эффективно формировать среднесрочные приоритеты научно-технического развития в рамках частно-государственного партнерства.

         Таким образом, речь идет о формировании фактически двухуровневой системы приоритетов научно-технологического развития, которая включает, во-первых, национальные приоритеты, имеющие долгосрочный, стратегический характер и формируемые в сфере прямой ответственности или высокой степени заинтересованности государства. Во-вторых, это кратко- и среднесрочные приоритеты научно-технологического развития, формируемые непосредственно в ходе разработке и реализации ФЦП технологической направленности, имеющие, в основном, отраслевой или ориентированный на конкретные производства характер и реализуемые, как правило, в рамках частно-государственного партнерства.

Как уже отмечалось, в сфере формирования принципиально новой технологической базы  количество серьезных работ, проводимых в рамках самоорганизации как бизнеса, как и научного сообщества крайне невелико. В этой связи, принятие государством обязательств по прогнозированию облика перспективной технологической базы, формированию и реализации национальных приоритетов научно-технологического развития на этом горизонте (12-15 и более лет) является безальтернативным. Обеспечение технологического лидерства по выбранным направлениям с учетом имеющегося задела также является задачей государства.

В рамках реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития на втором этапе (после 2012 года) предполагается осуществить рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии). В дальнейшем  одним из основных условий стабильного развития является расширение передовых позиций российской науки по этим приоритетным направлениям исследований и разработок.

В основном, выбор в качестве национального приоритета в сфере формирования принципиально новой технологической базы и достижения технологического лидерства развития нанотехнологий, отдельных направлении био- и инфо- технологий, новых материалов обусловлен необходимостью парирования долгосрочного системного вызова, связанного с ожидаемой новой волной технологических изменений, резко усиливающей роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающей многие традиционные факторы роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономики, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, а также новых материалов.

Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для использования преимуществ, связанных с формированием и распространением новейшего технологического уклада по следующим основным направлениям:

обеспечение технологического лидерства по ряду выбранных направлений;

формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

модернизация традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

В то же время, отставание в развитии новых технологий последнего поколения по выбранным в качестве приоритетных направлениям может резко снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики и отбросить ее на периферию мирового развития.

Выбор в качестве национального приоритета развития нанотехнологий, отдельных направлении био- и инфо- технологий, новых материалов также обусловлен необходимостью создания предпосылок для достижения следующих стратегических целей в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

содействия модернизации высокотехнологичных отраслей экономики в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

обеспечению устойчивого развития высокотехнологичного сектора, как составной части мирового рынка высокотехнологичной продукции;

формированию новых высококонкурентных отраслей, основанных на «экономике знаний».

Выбор в качестве следующего национального приоритета «Обеспечения перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу» обусловлен в основном необходимостью достижения тех же стратегическим целей и парирования вызовов, что и выбор предыдущего приоритета.

Кроме того, этот национальный приоритет связан с достижением следующих стратегических целей в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

содействия модернизации высокотехнологичных отраслей экономики в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

 содействия повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность), направленного на рационализацию импорта и увеличение экспорта продуктов переработки;

обеспечения устойчивого развития высокотехнологичного сектора, как составной части мирового рынка высокотехнологичной продукции;

формированию новых высококонкурентных отраслей, основанных на «экономике знаний»;

расширению интеграции обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости;

развитию экологически чистых производств.

Таким образом, выбор этих двух национальных приоритетов в сфере формирования принципиально новой технологической базы и достижения технологического лидерства, а именно  развития нанотехнологий, отдельных направлении био- и инфо- технологий, новых материалов, а также обеспечения перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу является практически безальтернативным.

Необходимость формирования еще одной группы национальных приоритетов - приоритетов в области достижения технологического лидерства диктуется как логикой перехода России к инновационному пути развития, так и необходимостью парирования двух важнейших долгосрочных системных вызовов. Во-первых, это уже рассмотренный ранее вызов, связанный с усиление глобальной конкуренции. Предстоящий период характеризуется грядущей структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов.

Для российской экономики такая перестройка, с одной стороны, создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, с другой – создает угрозу вытеснения России на периферию европейской экономики, что в сочетании со слабостью наших экспортных и экономических позиций в других регионах может резко ухудшить наши позиции на мировых несырьевых рынках и ограничить возможности для импорта технологий и капитала. Формирование адекватного ответа на этот вызов обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности экономики России, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций. Достичь этих целей можно в первую очередь за счет расширения присутствия России на существующих глобальных рынках высокотехнологичной продукции, а также прорывы на рынки принципиально новых видов продукции и услуг.

Во-вторых, это необходимость поиска адекватного ответа на уже упоминавшийся выше долгосрочный системный вызов, связанный с ожидаемой новой волной технологических изменений. Важнейшим условием парирования данного вызова является обеспечение технологического лидерства Росси по ряду выбранных направлений.

Выбор в качестве национальных приоритетов научно-технологического развития в области достижения технологического лидерства таких направлений, как атомная энергетика, гражданское авиастроение, ракетно-космические системы и наноиндустрия отвечает, по нашему мнению, сформулированным ранее критериям выбора национальных приоритетов:

соответствие долгосрочным приоритетам социально-экономического развития (национальным целям развития) и вызовам;

соответствие накопленному технологическому потенциалу и созданным научно-технологическим заделам;

максимальная социально-экономическая эффективность (максимальное соотношение достигаемых эффектов и затрат на их получение).

Во-первых, эти приоритеты соответствуют долгосрочным стратегическим целям социально-экономического развития и системным вызовам, так как и в Стратегии развития России до 2020 года и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития именно эти области прямо называются в качестве возможных направлений достижения технологического лидерства и, соответственно, прорыва и закрепления на расширяющихся и вновь возникающих глобальных рынках высокотехнологичной продукции.

Далее, именно эти отрасли будут служить ядром новой воспроизводственной системы, так как именно в них следует ожидать наиболее масштабного как по охвату, так и по результатам внедрения технологий, относящихся к новейшему укладу.

По нашему мнению описанная выше система национальных приоритетов научно-технологического развития в полной мере отвечает как критерию соответствия накопленному технологическому потенциалу и созданным научно-технологическим заделам, так и критерию максимальной социально-экономической эффективности (максимальному соотношению достигаемых эффектов и затрат на их получение).

Оглавление. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.