Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Реализация наиболее приоритетных проектов технологического развития России

Необходимым элементом процесса формирования и обоснования выбора национальных приоритетов научно-технологического развития является определение и фиксация основных направлений их реализации. В основе определения основных направлений реализации национальных приоритетов научно-технологического развития лежат те же критерии, которые использовались для выбора приоритетов:

соответствие долгосрочным приоритетам социально-экономического развития (национальным целям развития) и вызовам;

соответствие накопленному технологическому потенциалу и созданным научно-технологическим заделам;

максимальная социально-экономическая эффективность (максимальное соотношение достигаемых эффектов и затрат на их получение).

В реализации национальных приоритетов научно-технологического развития  в сфере непосредственной ответственности государства, связанных с решением задач в области обороны и безопасности основная роль принадлежит политике по формированию Государственной программы вооружений, гособоронзаказа, проведению исследований военного назначения. Существенное место в реализации этих приоритетов занимают также ФЦП технологического профиля.

Применительно к данным приоритетам целесообразно особое внимание обратить на меры по содействию трансферу технологий, между военным и гражданскими секторами, разработке двойных технологий, учету результатов исследований и разработок, созданных с использованием бюджетных средств, и развитию инструментов передачи прав на результаты таких исследований.

Весьма важной представляется выработка сбалансированного подхода по совершенствованию условий и ограничений участия иностранных инвесторов в капитале предприятий ОПК, их интеграции в международную технологическую сеть. Не менее существенной представляется и проблема рационального сочетания экспортных поставок В и ВТ с внутренними поставками, оценки преимуществ и недостатков передачи другим странам военных технологий и размещения там соответствующих производств, анализа рациональности перехода в отдельных случаях на использование зарубежной элементной базы.

Для реализации данных приоритетов особа значима роль государственного сектора экономики, соответственно, существенный вклад может дать политика по реструктуризации отдельных отраслевых сегментов госсектора. Наиболее четко с позиций реализации приоритетов просматривается потенциал интеграции предприятий госсектора, формирования крупных научно-производственных корпораций и холдингов. Необходимы также меры по формированию в ОПК «центров компетенций», по повышению эффективности деятельности компаний со статусом федеральных научно-производственных центров, определению их роли  реализации приоритетов технологического развития и совершенствованию нормативных основ данного статуса.   

Основные направления реализации национальных приоритетов научно-технологического развития  в сфере непосредственной ответственности государства, связанные с решением задач в области развития человеческого потенциала частично были рассмотрены в предыдущем подразделе.

С учетом приведенных выше критериев, в качестве основных направлений реализации национальных приоритетов, относящихся к направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства могут быть выделены следующие. Например, выбор в качестве одного из основных направлений реализации национального приоритета «Энерго- и ресурсосбережения, энергоэффективного потребления» технологической модернизации ЖКХ обусловлен двумя группами факторов. Первая из них связана с той ролью, которая играет технологическая модернизация ЖКХ в решении задач в области развития человеческого потенциала, связанных с обеспечением здоровья нации и экологией.

Вторая, не менее важная группа факторов, связана с тем обстоятельством, что ЖКХ является сейчас одной из основных «черных дыр», где безвозвратно теряется и значительная часть остродефицитных ресурсов – электроэнергии, тепла, газа, воды.

Кроме того, это направления напрямую связано с реализацией одного из национальных проектов – обеспечением населения России доступным комфортным жильем.

Одним из основных направлений реализации национального приоритета «Обеспечение перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу» является решение одной из основных системных проблем, обуславливающих как крайне низкий средний уровень производительности труда в России и экономической эффективности в целом, так и явно недостаточные результаты в области повышения инновационной активности российских предприятий и их среднего технологического уровня.  Практические направления решения этой проблемы, связанной со сложившейся в Россией системой воспроизводства технологической многоукладности экономики, требуют дополнительной углубленной проработки.

В качестве одного из основных направлений реализации национального приоритета «Обеспечение перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу» может рассматриваться стимулирование спроса на новые технологии. Существенную роль здесь могут сыграть меры по развитию и применению экологических стандартов и стандартов по безопасности, а также нормативов энергопотребления. В частности, Минпромэнерго было запланировано на 2008 год разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении" и проекта распоряжения Правительства Российской Федерации по стимулированию сбережения энергетических ресурсов. Ожидается, что непосредственным результатом принятия новой редакции закона станет создание системы нормирования энергоэффективности, усиление государственного управления энергосбережением, внедрение механизма проведения энергетических обследований.

Приоритет «Энергосбережение» - Минпромэнерго на 2008 год была запланирована разработка Предложений по формированию государственной политики повышения энергоэффективности, также концепции и плана  действий по развитию возобновляемой энергетики в Российской Федерации.

Конечный результат: ожидаемая  экономия ТЭР - 100 млн. т.у.т. за период 2008-2010 гг.; увеличение годового объема замещения органического топлива за счет  ВИЭ к 2010 году до 20 млн. т.у.т., а также разработка «дорожной карты» построения в России энергоэффективного общества и механизмов ее реализации.

Основные подходы к реализации национальных приоритетов научно-технологического развития

Для успешной реализации национальных приоритетов научно-технологического развития необходимо комплексирование различных инструментов и форм государственной поддержки. При этом в случае реализации «отраслевых» приоритетов (лежащих в пределах отдельных традиционных отраслей и сфер деятельности) соответствующая задача должна решаться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ профильного органа исполнительной власти. Для реализации же междисциплинарных приоритетов, характерных для всех групп национальных приоритетов – относящихся к зоне прямой ответственности государства; связанных с технологической модернизацией традиционных отраслей по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства; направленных на формирования принципиально новой технологической базы и достижения технологического лидерства по выбранным направлениям, целесообразно формирование специальных рамочных программ, включающих:

характеристику приоритета, срок его реализации, ключевые проблемы, необходимую степень и формы участия государства в решении этих проблем;

целевые индикаторы и показатели, характеризующие соответствующие технологические сдвиги;

комплекс инструментов для реализации приоритета, предполагающий акцент на координации применения существующих механизмов, наличие мер по развитию регулирования рынков, развитию необходимой инфраструктуры, а в отдельных случаях и  реформированию субъектов рынков, роль и место в реализации приоритета федеральных и ведомственных целевых программ, а также внепрограммных механизмов;

распределение задач между частным бизнесом и государством, план их совместных действий по реализации приоритета, систему координации и правила (процедуры) взаимодействия, порядок комплексирования и процедуры применения различных инструментов, распределение рисков;

систему мониторинга реализации приоритета, оценки возникающих проблем, анализа реализуемой государством политики с позиций влияния на реализацию приоритета;

 систему управления реализацией приоритета, включая регулярную подготовку и принятие решений по корректировке и уточнению механизмов реализации приоритета;

оценку предполагаемых мультипликативных эффектов от реализации приоритета в масштабах российской экономики.

Применение для организации реализации приоритетов рамочных программ позволит:

максимально задействовать уже существующий ресурсный потенциал, диверсифицировать «инструментальную» базу реализации приоритетов;  

обеспечить комплиментарность и рациональность дополнительных мер поддержки;

содействовать развитию системы горизонтальных связей между министерствами и ведомствами при реализации национальных приоритетов технологического развития;

обеспечить вовлечение бизнеса в процесс реализации приоритетов и облегчение условий его долгосрочного позиционирования;

способствовать формированию организационно-информационных «площадок» для развития частно-государственного партнерства, взаимодействия предпринимательского, научного и экспертного сообщества в реализации национальных приоритетов технологического развития.

обеспечить целостную открытую оценку достигнутых результатов[177].

Основной формой действий по реализации национальных приоритетов научно-технологического развития должно стать осуществление крупномасштабных стратегических проектов, направленных на создание принципиально новых технологий и образцов прорывных продуктов, создающих основу для обеспечения интенсивного развития высокотехнологичных (и сопряженных с ними) секторов[178]. Предполагается, что существенная часть таких проектов должна иметь направление  вне сложившегося технологического мейнстрима (то есть иметь ориентацию либо на новые рынки, либо на рынки, где активность уже сложившихся мировых «лидеров» относительно невелика). Одним из критериев отбора этих проектов будет наличие достаточно существенных отечественных технологических заделов и/или накопленный научно-технологический потенциал.

Ключевой задачей здесь становится интеграция проектного подхода как непосредственно в разработку технологий (образцов машин – демонстраторов технологий, технологических процессов), так и в научные исследования, включая функционирование фундаментальной науки.

Кроме того, учитывая, что далеко не все задачи, связанные с обеспечением национальных приоритетов научно-технологического развития могут быть охвачены проектной формой управления, представляется целесообразным использовать на долгосрочную перспективу такой инструмент, как формирование и реализация технологических платформ, широко применяемых в странах ЕС[179].

Таким образом, при реализации изложенного выше подхода национальные приоритеты научно-технологического развития могут стать инструментами непосредственного управления формированием и реализацией национальной научно-технологической политики. Следует при этом отметить, что в настоящее время ни приоритетные направления развития науки, техники и технологий, ни перечень критических технологий реально такими инструментами не являются.

Сам процесс выбора таких приоритетов, их согласования и обсуждения, а также их официального утверждения и корректировки должен осуществляться в рамках специально разработанной процедуры. Эта процедура должна с определенной периодичностью реализовываться на основе утвержденной методики. Таким образом, для превращения национальных приоритетов научно-технологического развития в действенный инструмент формирования и реализации научно-технологической политики в первую очередь необходимо разработать и утвердить специальную методику по аналогии с методологией формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и отбора  перечня критических технологий Российской Федерации.

Необходимо отметить, что все изложенное выше не претендует на полноту и завершенность, являясь попыткой сформировать в рамках Форсайта некие исходные предложения по национальным приоритетам научно-технологического развития для их дальнейшего обсуждения.

Оглавление. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.