Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Применение технологических платформ в России

Один из выводов работы над долгосрочным прогнозом по методологии Форсайта состоит в том, что ощущается недостаток инструментов формирования и реализации приоритетов научно-технологического развития в сложных областях социально-экономической деятельности, характеризующихся неопределенностью последствий технологических изменений и разобщенностью основных «игроков» (бизнеса, науки, государства).

Одним из возможных инструментов, который здесь может применяться, является разработка так называемых «Технологических платформ» (ТП), широко используемых в странах ЕС[180]. Цель разработки ТП состоит в том, чтобы объединить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития; разработке стратегических программ исследований и разработок и их реализации (Рис.4.3).

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ» - термин, предложенный Еврокомиссией для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы или будут сформулированы приоритеты Евросоюза. В рамках именно этих направлений предполагается выделение существенных объемов финансирования для проведения различных научно-исследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и промышленностью. Особенностью «Технологических платформ» является их формирование, как результат потребностей производства, как заказа на проведение научно-технологических работ для достижения целей и стратегии устойчивого и ресурсно-возобновляемого развития современного общества.

Концепция Технологических платформ позволяет обеспечить:

выбор стратегических научных направлений;

анализ рыночного потенциала технологий;

учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей;

активное вовлечение всех стран Европейского союза;

мобилизацию общественных и частных источников финансирования.

«Технологические платформы» были созданы на паевой основе за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов Евросоюза и крупнейших европейских промышленных производителей с целью активизации научных исследований, необходимых для потребностей современного промышленного производства.

Как правило, формирование ТП инициируется крупным европейским бизнесом, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей и т.п., представители которых входят в т.н. Группу Высшего Уровня (High Level Group). Для разработки ТП инициаторы платформы образуют Совещательный Комитет (Advisory Committee), в который входят представители ЕС, научного сообщества, мелкого и среднего бизнеса, организации и объединения потребителей, различные негосударственные организации и пр. Одновременно формируются Национальные Группы Поддержки (National Support Groups) из представителей заинтересованных стран и регионов. Для разработки научной составляющей ТП создается Научный Совет (Scientific Council), куда входят ведущие эксперты по данной проблеме, представляющие академическую и прикладную  науки.

Основными задачами создаваемых в ЕС ТП являются:

пропаганда и продвижение формируемых ТП, их целей и задач, в Европейском обществе и структурах Евросоюза;

разработка Стратегического Плана Исследований (Strategic Research Agenda) - основного документа, который обосновывает в каких направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках данной ТП;

разработка Плана Внедрения (Implementation Plan/Deployment Strategy) ТП.

В настоящее время по всем направлениям Седьмой рамочной программы ЕС создано и разрабатывается 28 технологических платформ. В рамках конкретной ТП, наряду с обсуждением возможной научно-производственной кооперации, оценкой предпосылок для формирования партнерств и консорциумов, рассматриваются также  вопросы обучения, стандартизации и сертификации.

Инструмент «технологических платформ» целесообразно использовать в тех случаях, когда интересы бизнеса плохо структурированы, влияние бизнеса и общества на формирование и выбор стратегических направлений НИОКР не достаточно. Технологические платформы – это, инструмент, в первую очередь, структурирующий интересы различных сторон на конкретных технологически отраслевых направлениях. 

Эффективность инструмента ТП определяется рядом факторов: сфокусированностью на решение конкретных задач развития бизнеса или публичного сектора; сильное представительство бизнеса в управлении ТП; четкие и прозрачные «правила игры» для всех участников, открытость платформы для «входа» новых участников.

К числу факторов, определяющих успешность платформы, относят:

четкий «фокус» технологической платформы;

мульти-структурное управление в рамках платформы, сильное руководство и представительство бизнеса на уровне его топ-менеджмента, представительство регулирующих государственных органов;

четкие и прозрачные «правила игры»;

индивидуальность каждой платформы;

открытость платформы для «входа» новых участников.

Возможны следующие варианты «фокусирования» в рамках технологических платформ:

Технологические прорывы в обеспечении конкурентоспособности определенных высокотехнологичных секторов.

Реструктуризация и формирование новых цепочек переработки применительно к традиционным, сырьевым секторам.

Предоставление публичных услуг нового вида и (или) качества.

Развитие инфраструктуры на основе различных передовых технологий.

Развитие и внедрение отдельных новых технологий, обеспечивающих радикальные изменения в нескольких секторах (формирование новых секторов).

В качестве предпосылок для формирования технологических платформ обычно выделяют:

наличие стратегических технологических вызовов;

неясность (недостаточная структурированность) интересов бизнеса;

недостаточность влияния бизнеса на стратегические направления исследований и разработок;

потребность в формировании новой научной кооперации для решения стратегических задач;

множественность инструментов и каналов государственной поддержки исследований и разработок в соответствующей области;

фрагментарность науки;

наличие отраслевых (ведомственных) барьеров между научными организациями;

мультидисциплинарность необходимых исследований.

По опыту ЕС в рамках функционирования технологической платформы можно выделить три этапа:

Этап 1. Определение «перспективного облика» сектора на долгосрочную перспективу (20-30 лет) – “Vision”

Применительно к обеспечению долгосрочной конкурентоспособности сектора оцениваются ключевые вызовы, а с другой стороны, определяются стратегические цели и возможные пути научно-технологической модернизации, соответствующие временные рамки, рассматривается возможная «повестка» для проведения исследований и разработок, оценивается в общем виде научно-технический потенциал.

Этап 2. Разработка Стратегической программы исследований – “Strategic Research Agenda”

Данный этап включает:

- определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, основных потенциальных участников;

- выстраивание научной кооперации, научно-производственных цепочек, определение возможных консорциумов;

- оценка объема необходимого финансирования исследований и разработок;

- оценка необходимых направлений развития научной инфраструктуры;

- формирование программ обучения;

- определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации.

В рамках данного этапа разрабатывается дорожная карта исследований и разработок для достижения поставленных на первом этапе стратегических целей. Основой для такой дорожной карты является матрица «приоритетные направления исследований – сроки внедрения», при этом могут выделяться различные типы приоритетов, например:

- ключевые (‘show-stopper’) – есть проблемы, которые могут все остановить, требуются срочные меры по их разрешению;

- «барьеры» - есть принципиальные физические ограничения в существующих технологиях, требуются средне- и долгосрочные работы

- узкие места – проблемы есть, но известно их решение, требуются кратко- и среднесрочные работы.

Этап 3. Внедрение Стратегической программы исследований – “Implementation of the Strategic Research Agenda”

Обычно в рамках данного этапа предполагается генерация постоянно меняющегося портфеля программ и проектов с различным финансированием, исследовательскими группами и бенефициарами, подчиненная достижению поставленных стратегических задач с учетом временных, ресурсных рамок, имеющегося научно-технического потенциала.

Речь может идти о решении следующих задач:

- определение различных источников финансирования (бюджетные программы, государственные фонды и т.п.);

- определение возможных схем комплексирования ресурсов, инструментов взаимодействия как на уровне постановки приоритетных направлений и тем, так и обмена достигнутыми результатами;

- создание организационной структуры, обеспечивающей мониторинг достигнутых направлений, продвижение (прогресс) по дорожной карте, необходимые изменения и уточнения в направления дальнейших исследований, взаимодействие с иными структурами, финансирующими исследования в данной области.

Формирование «Технологических платформ» можно рассматривать в качестве одного из возможных вспомогательных инструментов реализации национальных приоритетов научно-технологического развития и развития научно-производственных связей. При этом какие-то из платформ позволят уточнить приоритеты в рамках существующих инструментов государственной поддержки инноваций. На основе других сформируются новые научно-производственные кооперации, что позволит уточнить состав и механизмы реализации бюджетных целевых программ, реализуемых на условиях частно-государственного партнерства.

Подобный подход в настоящее время активно используется странами Евросоюза, будучи положен в основу технологической политики ЕС на средне- и долгосрочную перспективу. Его особенность – возможность использовать весь набор современных технологий управления научно-технологическим развитием, от государственных и межгосударственных проектов до мягких форм, связанных формированием совместного видения перспектив научно технологического развития у всех его участников – государства, частных компаний, научного сообщества. Таким образом:

Во-первых, технологическая платформа – это способ мобилизации усилий всех заинтересованных сторон - различных ведомств, бизнеса, научного сообщества для достижения конечных целей на отдельных стратегических приоритетных направлениях.

Во-вторых, механизм согласования и координации усилий различных ведомств, госкорпораций, инфраструктурных монополий, регионов и т.д., предпринимаемых ими в рамках существующих механизмов реализации национальной научно-технологической политики – ФЦП, ВИП-проектов, отраслевых стратегий и программ, корпоративных программ развития и т.д. Механизм согласования и координации – через применение технологического картирования, определения дерева целей, формулирование индикаторов их достижения, установление конкретных сроков, и, главное, распределение зон ответственности между конкретными участниками.

В-третьих, способ реализации эффективного частно-государственного партнерства, развития идеологии, заложенной в ВИП-проектах.

Необходимо отметить, что ТП может служить инструментом реализации какого-либо направления в рамках конкретного национального приоритета, а не приоритета в целом, так как это слишком сложная и многопрофильная задача[181].

В качестве примеров тех национальных приоритетов, где возможно формирование технологических платформ в России можно назвать следующие.

В рамках национального приоритета, связанного с достижением технологического лидерства в области атомной энергетики могут быть сформированы технологические платформы, нацеленные на решение следующих задач:

создание линейки атомных реакторов четвертого поколения для внутреннего рынка и на экспорт;

создание системы обслуживания ядерного топливного цикла на новых технологических условиях;

развитие технологий альтернативной (водородной) энергетики, в том числе, использующих для накачки элементов энергию АЭС.

В рамках национального приоритета, связанного с обеспечением эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса могут быть сформированы технологические платформы, направленные на решение следующих задач:

создание технологий доразведки, добычи и транспортировки (включая создание танкеров СПГ ледового класса) углеводородов из новых районов добычи (Крайний Север, арктический шельф), удовлетворяющих экономическим и экологическим требованиям;

повышение собственной энергоэффективности нефтяной и газовой отраслей;

обеспечение полноты извлечения энергоресурсов, создание технологий реабилитации месторождений с ранее не полностью извлеченными запасами;

разработка технологий добычи нетрадиционных видов углеводородов, включая шахтный метан. Развитие технологий попутной добычи гелия на газовых месторождениях.

В рамках национального приоритета, связанного с обеспечением энерго и ресурсосбережения, энергоэффективного потребления могут быть сформированы технологические платформы, направленные на решение следующих задач:

обеспечение конкурентоспособности российских производителей энергетического оборудования и технологий на внутреннем и определенных сегментах мирового рынка;

повышение КПД и экологических характеристик тепловых электростанций;

повышение энергоэффективности промышленного и бытового потребления электроэнергии на базе комплексной информатизации;

создание высоковольтных энергомостов «восток-запад» и современной высоконадежной системы управления межрегиональными потоками электроэнергии, с учетом складывающейся институциональной и территориальной структуры российской энергетики.

Оглавление. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.