Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Формирование региональной научно-технологической политики

Города и регионы, начиная с 1970-х годов, интенсивно реализуют программы инновационно-технологического развития. Основными инструментами инновационно-технологического развития городов и регионов были выбраны:

Создание инновационной инфраструктуры (технопарков, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий  и проч.).

Увеличение объема финансирования инновационного сектора (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и проч.).

Кадровые программы (поддержка университетов, непрерывное профобразование и проч.).

Снятие институциональных барьеров инновационной деятельности (защита интеллектуальной собственности и т.п.).

Однако объекты инновационных инфраструктур стали массовыми и перестали гарантировать конкурентоспособность городов и регионов на рынке технологических разработок и инновационных производств . Первый технопарк в РФ был создан в 1990 г. в Томске. Сейчас их более 100.

Сборка новой инновационно-технологической основы экономики страны сейчас происходит не по тем принципам, по которым она формировалась на протяжении двадцатого века, а на совершенно других основаниях, а значит, имеет качественно иной характер:

Внедряются новые организационные структуры и институты, провайдером чего служат глобальные игроки (иностранные компании);

Инновационные предприятия размещаются на новых площадках (гринфилдах)

Для размещения инновационных предприятий критическими факторами выступают следующие:

Наличие развитой вузовской сети, интегрированной в международное образовательное пространство;

Инфраструктура внешнего пассажирского транспорта, способная обеспечить мобильность населения (международные аэропорты, высокоскоростные магистрали, сети скоростных автодорог и пр.);

Комфортная для жизни городская среда (разнообразие функций и сферы услуг в городе)

Достаточно масштабный и диверсифицированный рынок труда, что повышает значение развития агломераций вокруг крупных городов

На сегодняшний ни один российский город с населением более одного миллиона человек (исключая Москву), не обладает полной совокупностью факторов привлекательности размещения инновационных производств.

Для успешного развития инновационной экономики в регионах необходимо

Создать условия для построения сетевого взаимодействия между организациями, участвующими в производстве инновационного продукта Требуется достижение эффекта масштаба деятельности инновационных фирм (создание инновационных агломераций[182]).

Кластер (его ядро, территория) должен претендовать на решение глобальных проблем. Это предполагает агломерирование тематики конференций, функционирования исследовательских сетей (глобальные или национальные инициативы), работы отдельных организационных звеньев (например, специализированные технопарки, в качестве якорных резидентов которых должны привлекаться глобальные лидеры). Особое значение приобретают глобальные сети, в которые включаются участники кластера (например, в связи с этим можно создавать на территории РФ филиалы передовых зарубежных технопарков, университетов и проч.).

Необходимо осуществить фокусировку поддержки инновационных кластеров со стороны государства посредством: а) проведения в регионе технологического форсайта; б) создания специального конференциального фонда; в) отбора и приоритетной поддержки отраслей с высокой культурой «управления знаниями» и долей исследовательского и разработнического аутсорсинга (прежде всего, это медицина, фармацевтика, отдельные отрасли машиностроения, геология и материаловедение).

Необходимо в регионах поддерживать инновационные структуры современного уровня (технопарки третьего поколения, новые венчурные бизнесы и проч.)

Возможен рекрутинг в регионы организаций и инициатив, способных выступить ядром кластерообразования.

Необходимо достижение эффекта масштаба: средства и усилия должны быть сконцентрированы, прежде всего, на развитии тех секторов, рынка инноваций и технологий, которые являются наиболее перспективными с точки зрения масштабов влияния на экономику города, рынок занятости, а также отзывчивыми на поддержку бюджета и могут быть развиты по «сетевом принципу».

В настоящий момент есть все основания считать, что инновационно-технологическая политика на региональном уровне как в Российской Федерации, так и за рубежом, будет корректироваться по нескольким направлениям:

Будет и дальше возрастать роль регионального научно-технологического форсайта как инструмента прогнозирования развития технологий, с одной стороны, и инструмента проектирования перспективных рынков – с другой (форсайт основан на достижении согласия в отношении видения будущего между сообществами профессионалов, бизнесом и властью). В России опыт регионального форсайта, пусть и не до конца успешного, но имеется[183].

Существенно возрастает значение регионального маркетинга инновационного рынка, в том числе той части маркетинга, которая заключается в целевом рекрутинге инновационных «флагманов».

Это потребность осознается при реализации программ развития инновационной инфраструктуры за рубежом (по данным IRS и IASP, для привлечения резидентов 92.9% технопарков обращаются в агентства по экономическому развитию; 82.9% используют прямой       маркетинг и 67.1% обращались к местным или национальным посредническим организациям; 52.9% технопарков устанавливали стратегические альянсы с одним или несколькими общественными либо частными исследовательскими институтами; 37.1% - с общественными либо частными исследовательскими, технологическими и маркетинговыми организациями), так и в России (например, при создании технико-внедренческого парка в Тюмени в качестве стратегических партнеров были определены «Лукойл» и Schlumberge).

При проектировании рынков частью регионального маркетинга становится определение доли рынка, которую должен занять регион в обозримом периоде и форма агломерации исследовательских и производственных групп (создание консорциумов, новых корпораций, кооперативов и проч.). Очевидно это потребует участия региона (пусть и в мягкой форме, а также временно) в консолидации отрасли.

Должна быть региональная программа реинжиниринга ключевых университетов, входящих в ядро кластера.

Оглавление. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.