Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Заключение. Перспективы научно-технологического и технического развития России

В подготовленном проекте отчета «Прогноз долгосрочного научно-технологического развития Российской Федерации» практически полностью удалось реализовать цели, поставленные в «Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года»[184].

Основными результатами проделанной работы можно считать:

1.     Впервые проведена комплексная оценка текущего состояния всех звеньев научно-технологического комплекса в контексте его влияния на экономическое развитие России, в частности, выявлены основные сильные и слабые стороны  НТК и его элементов, а именно:

в России сохраняется довольно масштабный научно-технологический потенциал и пока еще проводятся исследования по относительно широкому спектру областей науки и техники;

имеются существенные заделы по отдельным направлениям науки и технологическим разработкам;

2.     Россия пока еще имеет значительный кадровый потенциал в сфере НТК (качество которого, правда, уменьшается – проблема старения):

наличие по отдельным направлениям уникальной научной, экспериментальной и испытательной базы

российские научно исследовательские организации и  специалисты являются  активными участниками международных научно-исследовательских сетей;

по абсолютной величине (в расчете по паритету покупательной способности) внутренних затрат на исследования и разработки Россия хотя и  существенно отстает от стран-лидеров, но находится примерно на уровне таких достаточно инновационно развитых стран, как Канада, Италия, и превосходит уровень Испании, Швеции, Нидерландов;

государством созданы практически все используемые в мире организационные формы поддержки инноваций.

3.     Однако для текущего состояния НТК России характерно:

низкая эффективность использования имеющихся финансовых и кадровых ресурсов в сфере «Исследования и разработки»;

тенденция к деградации кадровых и материально-технических ресурсов в той же сфере;

цепочки создания инновационной продукции в России разомкнуты: фундаментальные исследования (в значительной степени, ориентированные на участие в международных научных проектах) не переходят в прикладные, прикладные – в ОКР, а последние – в промышленную продукцию;

в силу ряда причин – как содержательных, так и имеющих чисто организационный характер, пока результативность созданных институтов развития достаточно ограничена;

институциональная среда инновационной деятельности в России на сегодняшний день не является стимулом к  инновационной активности бизнеса;

существенное отставание уровня технологического развития большинства секторов российской экономики от стран-лидеров, в первую очередь обусловленное сложившейся системой воспроизводства технологической многоукладности российской экономики с ярко выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам;

отсутствие в большинстве производственных компаний (мелких, средних и даже крупных) знаний о долгосрочных технологических перспективах развития своего сектора и соответствующего глобального рынка;

существуют политические и экономические барьеры со стороны западных стран для наиболее выгодных видов технологического заимствования со стороны российских компаний.

В ходе работы были систематизированы внешние тенденции и глобальные вызовы, как экономического, политического, социального, так и технологического развития  мира, которые могут оказать существенное влияние на научное и технологическое развитие России.

Среди этих тенденций и вызовов наиболее существенными являются:

 усиление конкуренции на мировых рынках средне и высокотехнологичной продукции, за счет быстрой модернизации экономики ряда развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия и другие);

нарастающий технологический разрыв, связанный с использованием и широким распространением в странах «золотого миллиарда» и Китае технологий пятого и шестого  технологических укладов (информатизация общества, конвергентные технологии;

проблемы обеспечения экономической и военной безопасности в связи с глобальным финансовым кризисом и формированием нового многополярного мира.

Кроме того,  на базе анализа мировых прогнозов  выявлены тенденции сегментов глобального рынка, представляющие интерес для России. При этом целью исследования являлась не только оценка возможной емкости сегментов рынка и идентификация их основных участников в долгосрочной перспективе, но и будущий их технологический облик, включая новую продукцию и услуги.

В работе, с целью формирования рамок долгосрочного прогноза, впервые был проведен анализ  внутрироссийских тенденций, вызовов,  условий и ограничений экономического развития, обусловленных сложившейся моделью развития экономики, ее структурой, демографическим фактором,  а также ограничений, задаваемых уже принятыми стратегическими документами.

На полученной из анализа базе с использованием методологии Форсайта были получены основные  прогнозные результаты, так:

Для ключевых секторов российской экономики сформированы Visions к концу прогнозного периода с указанием основных технико-экономических параметров, основных продуктов и рынков их возможной реализации

Выявлены перспективные направления технологической модернизации этих секторов для достижения желаемого состояния, с указанием спектра необходимых технологий и технологических решений.

В соответствии с требованиями КДП варианты технологического развития секторов экономики разработаны:

исходя из целей и рамок, заданных сценарием инновационного развития экономики, разработанным в рамках макроэкономического блока Форсайта;

с учетом глобальных тенденций развития науки и технологий, текущего позиционирования России в мировом научно-технологическом пространстве, а также оценок перспективных технологий и научно-технических решений, полученных в рамках научно-технологического блока Форсайта;

исходя из конечных целей научно-технологического развития и с учетом основных системных вызовов прогнозируемого периода;

на основе оценки современного уровня и тенденций технологического развития ключевых секторов экономики, а также анализа особенностей и характеристик текущего и перспективного (отложенного) спроса российских компаний на технологии и технологическую модернизацию;

с учетом уровня готовности российского бизнеса внедрять передовые технологии и осуществлять технологическую модернизацию, а также его оценок потребностей в перспективных технологиях.

Разработанные варианты технологического развития ключевых секторов российской экономики включают:

Оценку роли, которую играет технологическое развитие данного сектора с точки зрения достижения конечных целей научно-технологического развития России.

Определение целей научно-технологического развития данного сектора в рамках конечных целей научно-технологического развития России и оценку роли этого сектора в реализации национальных приоритетов.

Оценку существующих стартовых условий и тенденций, определение основных системных проблем с точки зрения достижения целей научно-технологического развития данного сектора и реализации соответствующих приоритетов.

Определение условий, которые необходимо создать для достижения целей научно-технологического развития данного сектора и реализации относящихся к нему национальных приоритетов.

Оценку вероятности, возможной степени и сроков реализации соответствующих приоритетов при условии создания необходимых условий.

Определение и анализ возможных развилок научно-технологического развития данного сектора.

Характеристику полученных в результате вариантов научно-технологического развития данного сектора.

Были сформированы (российскими экспертами) основные контуры технологического будущего в конце прогнозного периода, включая не только прорывные технологии и перспективные инновации, но и дана оценка внутренних и внешних рынков (ниш), где Россия может рассчитывать на твердые позиции на базе имеющихся конкурентных преимуществ

Были выделены перспективные направления фундаментальных исследований, обеспечивающие будущее развитие НТК.

Приведен прогноз ресурсных потребностей НТК и структуры источников его финансирования.

В работе также сформулированы принципы и необходимые меры научно-технологической политики способствующие реализации выбранного варианта долгосрочного научно-технологического прогноза, среди которых можно выделить следующие:

Концентрация ресурсов различного рода на реализации национальных приоритетов научно-технологического развития;

Объединение и координация усилий федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;

Распределенность среди органов исполнительной власти компетенций по реализации национальных приоритетов научно- технологического развития и особая роль координационных органов;

Высокая степень прозрачности расходов по реализации национальных приоритетов научно-технологического развития;

Скоординированное и комплексное использование для реализации приоритетов различных инструментов (финансовых, регулятивных и др.);

Контроль и управление рисками реализации национальных приоритетов научно-технологического развития, что обусловлено сложностью и многоаспектностью реализуемых мер, существенной зависимостью от внешних условий, быстрыми изменениями в развитии технологий и т.п.;

Мониторинг эффективности и результативности реализации приоритетов научно-технологического развития совместно с представителями предпринимательского и научного сообщества, а также организаций гражданского общества;

Регулярное уточнение состава перечня национальных приоритетов научно-технологического развития, основных направлений реализации приоритетов, а также их ресурсного обеспечения.

Регулярная оценка необходимости уточнения состава используемых механизмов и инструментов, поиск и апробация новых высокоэффективных механизмов и инструментов реализации приоритетов.

Выделение зон ответственности государства и бизнеса в реализации инициатив, обеспечивающих создание потенциала технологического развития в долгосрочной перспективе

Кроме того предложена рабочая схема по реализации национальных приоритетов научно-технологического развития и схема реализации технологических проектов.

Приведены предложения по использованию инструмента «мягкого» установления приоритетов- Технологические платформы

В качестве необходимых мер для реализации долгосрочного научно-технологического прогноза предлагаются:

Формирование технологических коридоров, связывающих в рамках единой логики реализацию долгосрочных инициатив по созданию технологической базы будущего развития, проведению отдельных высоко рискованных прикладных НИОКР по созданию технологических решений на базе  разработанных принципиально новых технологических идей в рамках ЧГП

Повышение роли институтов развития, которые в период 2008-2012гг должны:

выступить в качестве со-организаторов и ключевых источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически значимым направлениям.

сформировать инфраструктуру, обеспечивающую свободный доступ приоритетных сфер экономики к необходимым финансовым, инновационным и информационным ресурсам.

Сформулированы конкретные предложения по трансформации основных институтов развития (ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Росинфокоминвест», Российский фонд технологического развития, Российская корпорация нанотехнологий и т.д)

Намечены основные подходы к формированию региональной составляющей научно-технологической политики

В соответствии с требованиями КДП долгосрочный прогноз научно-технологического развития России разрабатывался как систематически проводимая процедура,  интегрированная в формирующеюся в настоящее время систему стратегического управления развитием страны. Это требование реализовано в работе за счет:

Формирования базы экспертов[185]  и экспертных организаций с возможностью ее постоянной актуализации;

Создания и использование коммуникационных площадок  на базе Минобрнауки  России, Минпромторга России, РСПП, Межведомственного аналитического центра, ГУ ВШЭ, Курчатовского института, ЦСР «Северо-Запад»

Постоянного учета принятых Правительством  стратегических документов.

В этой связи необходимо отметить, что формирование долгосрочного прогноза научно-технологического развития по методологии Форсайта позволило выдвинуть ряд методологических  рекомендаций:

Национальный технологический форсайт следующего этапа должен формироваться, как осуществляемая в несколько итераций сборка отраслевых и региональных форсайтов с организацией в министерствах и ведомствах постоянно действующих коммуникационных площадок (в Министерстве промышленности и торговли такая площадка уже создана)

Это существенно повысит адекватность и достоверность прогноза

При проведении отраслевых форсайтов или разработки стратегии развития отраслей необходимо использовать такой инструмент форсайта как «Технологическая карта».

Этот инструмент позволяет практически полностью сформировать цепочку: Построение сценариев социально-экономического развития – определение ключевых рынков, продуктов и технологий – формирование образов будущих секторов (Vision) – построение дорожных карт – определение приоритетных направлений научно-технологического развития- определение необходимых финансовых и кадровых ресурсов – распространение и имплементирование результатов.  

В целом, полученные результаты форсайтных исследований показывают, что  в настоящее время существуют необходимые предпосылки и возможности для осуществления перевода экономики на инновационный путь развития и обеспечения за счет этого достижения стратегических целей развития страны.

При этом необходимо отметить, что степень и сроки реализации целей научно-технологического развития, а также сама возможность достижения стратегических целей развития страны определяющим образом зависят от достижения конструктивного консенсуса государства, бизнеса и науки.

Оглавление. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.