Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Деятельность Коммунистической партии СССР по воспитанию людей для защиты страны

В подготовке советского народа к защите Родины Коммунистическая партия руководствовалась указанием В. И. Ленина о том, что «во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь» {1189}. Это ленинское указание служило для партии верным ориентиром.

В докладе на торжественно-траурном заседании, посвященном 17-й годовщине со дня смерти В.И.Ленина, секретарь МК и МГКВКП(б) А. С. Щербаков отмечал: «Надо упорнее воспитывать всех бойцов великой армии социализма в духе уменья жертвовать за Родину, в духе героизма, смелости и бесстрашия в бою, беспощадности к врагам коммунизма» {1190}.

Огромное значение в патриотическом воспитании имела пропаганда революционных и героических традиций советского народа. Разнообразные средства и формы идейного воздействия использовались для популяризации революционной деятельности В. И. Ленина и его ближайших соратников. Большой размах эта работа получила в 1940 г., когда в стране отмечалось 70-летие со дня рождения В. И. Ленина. Под руководством ЦК ВКП(б) партийные организации усилили пропаганду научного наследия великого вождя. Госполитиздат выпустил в свет 100-тысячным тиражом написанную E. M. Ярославским «Биографию В. И. Ленина». Неизменной популярностью у советских людей пользовались Центральный музей В. И. Ленина и его филиалы в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, дома-музеи в Ульяновске, Казани, Куйбышеве, Шушенском, под Москвой и в других местах.

Массовыми тиражами издавалась литература, посвященная жизни и деятельности выдающихся борцов Коммунистической партии и Советского государства Н. Э. Баумана, Ф. Э. Дзержинского, В. З. Кецховели, С. М. Кирова, Н. К. Крупской, В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе, Я. М. Свердлова, И. В. Сталина, М. В. Фрунзе и других. Партия свято соблюдала завет В. И. Ленина о том, что замечательные дела предшествующих поколений, героика революционной борьбы должны служить примером для трудящихся, что следует идти по следам борцов-революционеров, «подражать их бесстрашию, их героизму» {1191}.

Могучим средством воспитания советского патриотизма являлось изучение истории СССР. Коммунистическая партия вела решительную борьбу как против огульно апологетического отношения к прошлому, так и против нигилистических взглядов на историю. Отвергая реакционные традиции прошлого, марксисты-ленинцы высоко ценили освободительные традиции народа, прогрессивное культурное наследие. Весьма важно было воспитать правильное отношение к прошлому у подрастающего поколения. Этому служили улучшение преподавания истории СССР на основе постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах», выпуск в предвоенные годы стабильных школьных и вузовских учебников по истории СССР и всеобщей истории.

На предприятиях, в учреждениях, колхозах создавались лектории по истории СССР, исторические кружки, проводилось коллективное обсуждение литературных произведений и кинофильмов на исторические темы.

При изучении истории СССР особое внимание обращалось на примеры «тонкости, героизма и верности Родине в борьбе против иноземных захватчиков. [395]

Такие исторические личности, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, такие народные герои, как Иван Сусанин, вызывали у советских людей чувство законной гордости.

В патриотическом воспитании советских людей важное место занимала пропаганда славных боевых традиций Советской Армии и Военно-Морского Флота. Главное внимание уделялось разъяснению назначения Советских Вооруженных Сил, роли Коммунистической партии, В. И. Ленина в создании Советской Армии и Военно-Морского Флота, в достижении побед на фронтах гражданской войны, в укреплении боевой мощи Вооруженных Сил в мирное время. Пропаганда боевых подвигов советских людей сочеталась с популяризацией трудовых свершений новаторов производства, славных дел летчиков, полярников и других героев мирных будней.

Печать широко пропагандировала мужество и самоотверженность советских воинов, проявленные в боях с японскими милитаристами у озера Хасан и реки Халхин-Гол, а также во время финляндско-советского военного конфликта. С середины 1939 по 21 июня 1941 г. в «Правде» было опубликовано более 200 статей и корреспонденции, посвященных армии и флоту. «Комсомольская правда» в 1940 г. часто помещала материалы под рубриками: «Боевые эпизоды», «Фронтовые эпизоды», «Герои боев с белофиннами» и др. Центральные и местные издательства выпускали книги, рассказывавшие о героизме бойцов и командиров Советской Армии. Так, в Курске был выпущен сборник очерков и воспоминаний о героических подвигах советских воинов в боях у озера Хасан, в Ленинграде — сборник «Герои боев за безопасность Родины». Большой популярностью пользовались опубликованные Военным издательством двухтомник воспоминаний «Бои в Финляндии», сборники, посвященные боевым действиям у озера Хасан и реки Халхин-Гол, сборник «Этих дней не смолкнет слава» о комсомольцах — Героях Советского Союза, выпущенный издательством «Молодая гвардия». Такие книги учили мужеству, отваге, умению преодолевать трудности и опасности, воспитывали у советских людей гордость за свои Вооруженные Силы, вызывали любовь и уважение к защитникам Родины, стремление готовить себя к боям с империалистическими агрессорами.

Печать и радио знакомили советский народ с мирными буднями армии и флота. Они разъясняли содержание нового Закона о всеобщей воинской обязанности, рассказывали о боевой и политической подготовке воинов, о партийно-политической работе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, росте их технического оснащения, повышении боевой выучки личного состава.

Коммунистическая партия, руководствуясь указанием В. И. Ленина, что вооруженная сила рабочих и крестьян не оторвана от народа, а теснейшим образом с ним связана {1192}, проявляла постоянную заботу об укреплении единства армии и народа. Июльский (1939 г.) Пленум ЦК КП(б) Украины в соответствии с решениями XVIII съезда партии рекомендовал партийным организациям теснее увязывать свою деятельность по военно-патриотическому воспитанию с политорганами военных округов и соединений. В мае 1940 г. XV съезд Компартии Украины предложил партийным организациям укреплять связь с воинскими частями, оказывать им всестороннюю помощь {1193}.

В соответствии с Уставом партии на заседаниях местных партийных комитетов систематически заслушивались доклады начальников армейских [396] политорганов об идейно-воспитательной работе в воинских частях. Местные партийные и советские органы, профсоюзные и комсомольские организации помогали воинским частям в улучшении бытовых условий и культурного обслуживания воинов, заботились о семьях призывников.

Армейские и флотские коммунисты? избранные в территориальные партийные комитеты, активно участвовали в их работе. Только в Ленинградской области в 1940 г. в районные и городские комитеты партии было избрано 95 представителей от воинских частей, в том числе 25 — в бюро партийных комитетов.

Укреплению единства армии и народа служило введение в состав военных советов секретарей областных комитетов и Центральных Комитетов компартий союзных республик, на территории которых размещались войска. Перед личным составом воинских частей выступали представители местных партийных и советских органов, промышленных предприятий, ученые. Они рассказывали о достижениях в социалистическом строительстве, науке и культуре, вскрывали причины начавшейся мировой войны, разоблачали агрессивную сущность империализма и фашизма, призывали воинов к повышению бдительности. Воинские части и подразделения посещали делегации рабочих и колхозников; в местной и центральной печати публиковались материалы о передовиках боевой и политической подготовки.

Многие военнослужащие были избраны депутатами Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных республик, а также местных Советов. Делегации советских воинов часто бывали на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, в учебных заведениях и научных учреждениях, знакомились с работой и достижениями советских людей в укреплении экономического и оборонного могущества социалистического государства.

Особую заботу проявляли советские люди о воинах, с оружием в руках защищавших социалистическую Родину. В дни боев с белофиннами сотни ленинградских девушек добровольно работали без отрыва от производства в госпиталях. Тысячи трудящихся отдавали свою кровь раненым воинам. Нескончаемым потоком со всех концов страны шли подарки бойцам действующей армии. В части Советской Армии и Флота их поступило на сумму свыше 25 млн. рублей {1194}. Бойцы и командиры видели в этом проявление любви к Советской Армии и такой заботы о ней, какой не знала ни одна армия буржуазных стран.

Широко развернулась военно-шефская работа. М. И. Калинин называл ее одной из форм общественной связи народа с армией {1195}. Военно-шефская работа включала в себя обмен делегациями, вручение воинским частям и кораблям шефских знамен предприятий, учреждений, колхозов, совхозов и МТС; переписку с воинами; проведение совместных массово-политических мероприятий и спортивных соревнований. Огромный размах получило культурное шефство над Советскими Вооруженными Силами. В 1939 г. работники искусств дали для воинских частей более 29 тыс. спектаклей, концертов, цирковых представлений, 40 тыс. артистов выступили на призывных пунктах, в военкоматах, на армейских утренниках {1196}.

По совместным планам армейских политорганов и местных партийных и комсомольских организаций проводились экскурсии и походы молодежи по местам боев гражданской войны, организовывались встречи с командирами и красноармейцами, посвященные призыву в армию и на флот, приему в военные училища. [397]

В патриотическом воспитании советского народа важная роль принадлежала литературе, театру и кино. В конце 1939 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О некоторых литературно-художественных журналах», в 1940 г. — «О литературной критике и библиографии». Эти постановления оказали большое влияние на развитие советской художественной литературы и повышение ее роли в жизни общества. Советские писатели стали чаще обращаться к героической истории Союза ССР, создавали яркие образы мужественных сынов многонациональной Страны Советов. Советская молодежь видела свой идеал в Павле Корчагине — герое романа Н. Островского «Как закалялась сталь». К 1940г. книга выдержала сорок изданий. В 1940 — 1941 гг. вышли в свет заключительные тома таких выдающихся эпических произведений, как «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого. Массового читателя имела книга «Чапаев» Д. Фурманова.

Идеи социалистического патриотизма пронизывали прозу А. Фадеева, К. Федина, Ф. Гладкова, А. Гайдара, Вс. Иванова, В. Катаева, Л. Леонова, Л. Соболева, поэзию Н. Тихонова, Джамбула Джабаева, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, А. Прокофьева и многих других. В эти годы вышли в свет исторические романы «Дмитрий Донской» С. Бородина, «Петр Первый» А. Толстого, «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, пьеса «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева и другие.

Большой вклад в патриотическое воспитание советского народа внес советский театр. «Репертуар наших театров, — писала «Правда», — должен быть тесно связан с задачами обороны и укрепления социалистического Отечества. Героические пьесы, построенные на материале военной истории нашей Родины, истории гражданской войны, современной боевой жизни Красной Армии, приобретают сейчас особое значение» {1197}. Такими пьесами были «Человек с ружьем» Н. Погодина, «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Накануне» А. Афиногенова, «В степях Украины» А. Корнейчука, «Парень из нашего города» К. Симонова и многие другие. Центральный театр Красной Армии открыл сезон 1939/40 года пьесой И. Бахтерева и А. Разумовского «Полководец Суворов», в которой раскрывался характер русского солдата.

Говоря о задачах советского кино, «Правда» отмечала в феврале 1940 г.: «Народ наш должен всегда находиться в состоянии мобилизационной готовности, чтобы оградить свое социалистическое Отечество от всяческих покушений со стороны врагов. Кино призвано культивировать патриотический дух в народе» {1198}. В 1939 — 1941 гг. были созданы такие замечательные фильмы, как «Ленин в 1918 году», «Великий гражданин» (вторая серия), «Яков Свердлов», «Щорс». Они вызывали революционный энтузиазм, убеждали в непобедимости идей марксизма-ленинизма.

Широкое признание получили фильмы «Петр Первый» (вторая серия), «Богдан Хмельницкий», «Минин и Пожарский», «Суворов», посвященные героическому прошлому народов России, их любви к Родине, храбрости в борьбе с врагами. Высокие моральные качества советских людей, их готовность к защите социалистического Отечества были воплощены в героях кинокартин «Четвертый перископ», «Истребители», «Валерий Чкалов», «Фронтовые подруги». Донецкие шахтеры писали: «Когда смотришь живую советскую кинокартину, когда находишь в ней свое место, определяешь свое отношение к тому или иному явлению, то, придя на работу, невольно равняешься на любимого героя и с удвоенной силой и энергией берешься за труд, за добычу угля» {1199}. [398] Для морально-политической подготовки советских людей к отпору агрессору большое значение имела деятельность Коммунистической партии по укреплению дружбы народов СССР.

Партия уделяла большое внимание развитию экономики и культуры ранее отсталых окраин царской России. В предвоенные годы были достигнуты новые успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства Казахстана, Киргизии, Узбекистана и других республик. Достижения и успехи каждой республики повышали экономический потенциал всей страны, укрепляли братскую дружбу народов СССР.

В процессе социалистического строительства росла и развивалась самая передовая в мире культура — культура народов Советского Союза, национальная по форме и социалистическая по содержанию. Культурная общность социалистических наций выражала единство идеологии и интересов рабочего класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции.

Более содержательными и многосторонними стали связи между трудящимися разных республик и районов страны. Донецкие шахтеры оказывали помощь горнякам сланцевых шахт Ленинградской области, нефтяники Азербайджана учили нефтяников Башкирии передовым методам добычи нефти, ивановские ткачи помогали развивать текстильную промышленность в Узбекистане. По призыву партийных организаций рабочие и специалисты центральных районов страны выезжали в Казахстан, Узбекистан и другие среднеазиатские республики, чтобы поделиться опытом работы. Это ускоряло формирование квалифицированных кадров в ведущих отраслях промышленности восточных районов страны. Всестороннюю помощь в устройстве жизни на новых, социалистических началах получали трудящиеся Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Латвии, Литвы и Эстонии.

По инициативе партийных комитетов было организовано социалистическое соревнование между трудящимися РСФСР и Украины, Украины и Грузии, Армении и Белоруссии и других республик. В печати и по радио широко популяризировались достижения советских республик в строительстве социализма, рассказывалось о примерах их братской помощи друг другу. Новаторы производства, герои труда, прославившиеся в той или иной республике или области, были героями всей Советской страны. Лучшие производственные показатели, новые методы работы становились всенародным достоянием и находили тысячи последователей.

Укреплению дружбы между народами и взаимному обогащению культур способствовали смотры и декады национальной литературы и искусства. Состоявшиеся в 1939 — 1941 гг. смотры народного творчества Украины, Казахстана, Туркмении, Грузии, декады литературы и искусства Армении, Белоруссии и других республик явились впечатляющей демонстрацией достижений трудящихся этих республик.

Благодаря заботе Коммунистической партии выдающиеся события культурной жизни советских республик принимали характер всесоюзных праздников. В 1939 — 1940 гг. народы СССР отметили тысячелетие армянского эпоса «Давид Сасунский», 500-летний юбилей классика узбекской литературы Алишера Навои, 125-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова, юбилеи Т. Г. Шевченко, П. И. Чайковского, Косты Хетагурова, С. Токтогула, Акакия Церетели, Важа Пшавела.

Укрепление дружбы народов СССР, гармоничное сочетание национальных традиций и общих социалистических идеалов явились мощным фактором морально-политического сплочения советского общества.

Коммунистическая партия воспитывала советских людей пламенными патриотами своей социалистической Родины и интернационалистами исходя из ленинского положения о неразрывной связи патриотизма и пролетарского интернационализма. «Интернационализм на деле, — учил [399] В. И. Ленин, — один и только один: беззаветная работа над развитием революционного движения и революционной борьбы в своей стране, поддержка (пропагандой, сочувствием, материально) такой же борьбы, такой же линии, и только ее одной, во всех без исключения странах» {1200}.

Партия широко разъясняла, что строительство социалистического общества, развитие экономики, укрепление обороноспособности СССР является выполнением советскими людьми интернационального долга перед трудящимися всего мира.

Для воспитания советского народа в духе интернационализма большое значение имело широкое освещение в печати, по радио и в устной пропаганде борьбы коммунистических партий капиталистических стран за интересы трудящихся в условиях войны, разоблачение реакционной внутренней политики эксплуататорских классов.

На страницах журналов «Коммунистический Интернационал», «Интернационал молодежи», «Интернациональный маяк», «Пропагандист», «Спутник агитатора» систематически публиковались статьи о тяжелом положении трудящихся в странах капитала, о новых бедствиях и лишениях, которые несли народам фашизм и война, рассказывалось о борьбе коммунистов всего мира против фашизма, о предательской политике правых социал-демократических лидеров.

Коммунистическая партия широко привлекала трудящихся к участию в работе международных коммунистических и рабочих организаций. Так, советская секция Международной организации помощи борцам революции (МОПР) {1201} к 1 января 1941 г. насчитывала свыше 11 млн. человек, объединенных в 170 тыс. ячеек {1202}. Только в 1940 г. на оказание помощи антифашистам и бывшим политзаключенным, нашедшим убежище в Советской стране, мопровцы собрали около 32 млн. рублей {1203}.

Советские ячейки и комитеты МОПРа знакомили трудящихся с международным революционным движением, жизнью и борьбой рабочего класса и крестьянства в странах капитала и колониях, разъясняли интернациональное значение социалистического строительства в СССР, сущность ленинской национальной политики. В Москве в 1940 г. было проведено свыше 100 интернациональных районных вечеров, более 2 тыс. вечеров на предприятиях и в учреждениях, 36 тыс. бесед с трудящимися о международном положении, организовано около 3 тыс. выставок.

Организации МОПРа устраивали встречи трудящихся с руководящими работниками Коминтерна Г. Димитровым, Д. Ибаррури, В. Пиком и другими видными деятелями международного коммунистического движения, с бойцами интернациональных бригад, сражавшимися в Испании, политическими заключенными, освобожденными из тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии и Северной Буковины, Латвии, Литвы и Эстонии.

Ярким проявлением пролетарского интернационализма была военная помощь, оказанная СССР Монгольской Народной Республике в борьбе против японской агрессии. Разгромив японских захватчиков на монгольской земле, Советский Союз продемонстрировал миру значение пактов о взаимопомощи, под которыми стоит его подпись, выполнил свой интернациональный долг, защитив честь, свободу и независимость братского народа.

Коммунистическая партия прямо и открыто говорила народу о сложившейся международной обстановке, разоблачала виновников начавшейся войны, призывала советских людей повысить бдительность. В связи [400] с подписанием тройственного пакта между Германией, Японией и Италией газета «Правда» указывала, что «он знаменует собою вступление в новую фазу войны, более широкую, чем до заключения пакта. Если до последнего времени война ограничивалась сферой Европы и Северной Африки — на Западе и сферой Китая — на Востоке, причем эти две сферы были оторваны друг от друга, то теперь этой оторванности кладется конец, ибо отныне Япония отказывается от политики невмешательства в европейские дела, а Германия и Италия, в свою очередь, отказываются от политики невмешательства в дальневосточные дела» {1204}.

Советские люди, ясно представлявшие, что такое фашизм, его идеология и политика, отдавали себе отчет в том, что гитлеровцы, заключив с СССР пакт о ненападении, не отказались от своей главной цели — ликвидировать социалистическое государство.

Воспитание трудящихся в духе пролетарского интернационализма, разоблачение фашизма и империалистической политики обеспечивали повышение мобилизационной готовности советского народа к борьбе с агрессорами.

В массово-политической работе были и недостатки. В пропаганде, произведениях литературы и кинематографии иногда проскальзывало пренебрежение к вероятному противнику. Не всегда объективной была оценка боеспособности немецко-фашистских войск, а это порождало представление о легкой победе над врагом в случае войны. В литературе и периодической печати нередко высказывались ошибочные мнения о состоянии тыла вероятного противника. Некоторые писатели и пропагандисты полагали, что, как только начнутся военные действия против СССР, в капиталистических странах произойдут восстания против реакционных режимов. Эти авторы явно недооценивали тех возможностей идеологического воздействия на население и армии, которыми располагал аппарат власти в империалистических странах. Отмечая этот недостаток, М. И. Калинин в сентябре 1940 г. говорил: «В настоящее время все государства больше, чем когда-либо, озабочены проблемой политико-морального состояния своих армий. При этом следует признать, что капиталистические государства не без известного успеха налаживают свою «политработу» в армиях. Кто думает, что капитализм теперь не способен проводить свои намерения в жизнь, привлекая к этому массы, тот ошибается» {1205}.

Весной 1940 г. Центральный Комитет партии провел специальное совещание по вопросам идеологической работы в Вооруженных Силах. Совещание подвергло критике тезис о возможности легкой победы над врагом и указало на необходимость воспитания воинов в духе беззаветной преданности идеям социализма, готовности к упорным боям в защиту социалистической Родины. В начале 1940 г. Центральный Комитет направил на партийно-политическую работу в армию и на флот 1500 членов партии, а в июне 1941 г., накануне Великой Отечественной войны, еще 3700 коммунистов {1206}.

Огромное значение для дальнейшего развертывания морально-политической подготовки советского народа к защите социалистического Отечества имели решения XVIII партийной конференции. Центральный Комитет партии обратил особое внимание партийных организаций на всемерное повышение инициативы и трудовой активности масс, развитие социалистического соревнования, укрепление дисциплины труда во всех звеньях народного хозяйства, уплотнение рабочего времени. Пропаганда [401] решений конференции сыграла большую роль в усилении военного могущества страны, мобилизации советского народа на отпор империалистической агрессии.

Идеологическая работа Коммунистической партии обеспечила высокую морально-политическую готовность народа к вооруженной защите социалистической Родины. Советские люди на деле доказали, что они дорожат завоеваниями социализма, готовы их самоотверженно защищать, а если потребуется, отдать жизнь за свое Отечество. Десятки тысяч воинов совершили подвиги в боях с японскими захватчиками в районе реки Халхин-Гол, в сражениях против финских войск. За доблесть и мужество, проявленные в боевых действиях у реки Халхин-Гол и в Финляндии, свыше 10 тыс. советских воинов были награждены орденами и медалями СССР, около 500 участников боев были удостоены звания Героя Советского Союза {1207}.

Патриотический лозунг «Защита Отечества — священный долг каждого гражданина Советского Союза» партия донесла до сознания миллионов советских людей.

Оглавление. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.