Главные усилия фашистской Германии и ее европейских
союзников летом и осенью 1941 г. были сосредоточены на ведении войны против
Советского Союза. В связи с этим активность действий на
других фронтах второй мировой войны, в частности в Атлантике, снизилась. Это
вытекало из планов гитлеровского руководства, намеревавшегося в короткой
кампании разгромить Советский Союз.
На восточном фронте против СССР Германия использовала не
только основные силы сухопутных войск и авиации, но и часть флота. Вместе с тем
немецкое командование стремилось всячески препятствовать судоходству
Великобритании.
В рассматриваемый период основной целью действий немецкого
флота в Атлантике являлось уничтожение торговых судов, чтобы затруднить
доставку в Англию вооружения, стратегического сырья и продовольствия {528}.

Английский крейсер Йорк в бою. 1941 г.
На 1 июля 1941 г. военно-морской флот рейха имел в своем
составе 5 линейных кораблей, в том числе 3 новых («Тирпиц», «Шарнхорст»,
«Гнейзенау»), 4 тяжелых и 4 легких крейсера, 43 эсминца и миноносца, 161
подводную лодку {529}, а
также несколько эскадрилий авиации.
В Атлантике немецкое командование использовало
преимущественно подводные лодки. Из списочного состава в строю насчитывалось
лишь 46 лодок. Около трети из них находилось в базах и примерно столько же — в
районах боевых действий и на переходах туда и обратно. В конце июня и первой
половине июля 1941 г. в Северной Атлантике действовало только 15 немецких лодок {530}. Большую часть подводных
сил Германии составляли лодки, проходившие после достройки боевую подготовку, и
учебные подводные лодки. Характеризуя морскую обстановку летом 1941 г., К.
Дениц отмечал: «Иногда на позициях в Атлантике находились всего четыре лодки...» {531} Эти малочисленные подводные
силы к тому же не обеспечивались данными воздушной разведки.
25 июля главнокомандующий военно-морским флотом Германии
адмирал Э. Редер, докладывая Гитлеру о перспективах подводной войны, [194]
признал, что попытки прервать английские коммуникации в западных районах
Атлантики не привели к успеху. Отсутствие дальней воздушной разведки,
ограниченное число действующих лодок и недостатки в подготовке экипажей
значительно затрудняли обнаружение конвоев на широких просторах океана.
В целях повышения эффективности использования подводных
лодок в борьбе на море немецко-фашистское командование предполагало переместить
район их боевых действий из центральной части Северной Атлантики к побережью
Англии. Необходимость такой меры вызывалась увеличившейся продолжительностью
темного времени суток, в течение которого подводные лодки могли более успешно
использоваться против флота противника, и возможностью выработки новых форм их
взаимодействия с воздушной разведкой.
В Атлантике действовали также итальянские лодки. Они
базировались в Бордо, а патрулировали в районе Азорских островов. Но результаты
их боевой деятельности были незначительными.
Главной задачей британского флота в Атлантике оставалась
защита прибрежных районов, океанских коммуникаций, связывавших Англию с США,
Канадой, странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азией, Индией и Австралией,
а позднее и с Советским Союзом. Значительное внимание английское командование
уделяло нарушению морских сообщений Германии вдоль европейского побережья.
В июне 1941 г. в английском флоте имелось 13 линкоров, 2
линейных крейсера, 7 авианосцев, 68 крейсеров, 248 эскадренных и эскортных
миноносцев, 54 подводные лодки, 147 корветов и шлюпов, 53 охотника за
подводными лодками и около 300 вооруженных траулеров и противолодочных яхт.
Тральные силы насчитывали 971 корабль. Из них 42 процента имели оборудование
для траления неконтактных мин {532}.
В связи с тем, что часть сил британского флота находилась в Средиземном море и
в Индийском океане, английское адмиралтейство могло выделять в состав каждого
конвоя в среднем до пяти противолодочных кораблей. В его оперативном подчинении
с апреля 1941 г. находилась авиация берегового командования. Ее численность к 1
июля 1941 г. достигла 676 самолетов {533},
которые базировались на аэродромы Англии, Северной Ирландии, Исландии, на
Фритаун и Гибралтар. Эти самолеты осуществляли охранение конвоев,
патрулирование в районах вероятных действий немецких подводных лодок и на
маршрутах их развертывания.
Объем поставок вооружения, стратегических материалов и
продовольствия из США в Англию непрерывно возрастал. Достаточно сказать, что в
общем объеме перевозок страны удельный вес тоннажа судов, пришедших из портов
Северной Америки (США и Канады), составил в 1941 г. 67 процентов по сравнению с
52,4 процента в 1940 г. {534}.
Борьба на коммуникациях охватывала почти весь Атлантический
океан, кроме районов, находившихся под контролем американского флота. Но, не
располагая достаточными морскими силами, немецко-фашистское командование, как и
в предшествующий период, главное внимание уделяло северной трансатлантической
коммуникации, связывавшей Англию с США и Канадой. Здесь использовались
наибольшее количество подводных лодок, дальняя торпедоносная и бомбардировочная
авиация, а на подходах к английским портам — бомбардировочная авиация, [195]
эсминцы и торпедные катера. В прибрежных районах немецкий флот широко применял
минное оружие.
. На центральной трансатлантической коммуникации (у Азорских
островов) действовали только подводные лодки. Использовались они и на третьей
по важности коммуникации: Англия — Гибралтар — мыс Доброй Надежды — Южная
Америка. У западного побережья Африки (Фритаун) лодки появлялись периодически.
Наиболее крупные из них проникали к берегам Бразилии, мысу Доброй Надежды и
острову Св. Елены {535}.
В Северной Атлантике на путях движения конвоев немецкие
подводные лодки развертывались группами, действовавшими по методу «волчьих
стай». Управление ими осуществлялось по радио с берегового командного пункта
штаба командующего подводными силами. Иногда они наводились на конвои по данным
самолетов-разведчиков. Но чаще всего лодки действовали самостоятельно. В ряде
случаев «волчьи стаи» преследовали конвои длительное время. Так, группа из 17
лодок в течение шести суток подвергала атакам английский конвой в составе 64
транспортов, эсминца и трех корветов, вышедший 30 августа из канадского порта
Сидни. Несмотря на то что эскорт был усилен семью кораблями, конвой лишился 17
судов. Англичане потопили две лодки.
В сентябре немецкие подводные лодки, обнаружив к югу от
Гренландии два тихоходных конвоя, потопили 20 торговых судов и эскортный
корабль. Два других конвоя на пути из Фритауна и Гибралтара потеряли 16 судов {536}.
Эти довольно высокие результаты боевой деятельности немецких
подводных лодок обусловливались относительной слабостью авиационных и
корабельных сил охранения транспортов.
Одиночные немецкие подводные лодки (или пары), действовавшие
у западного побережья Африки, на участке Фритаун — мыс Доброй Надежды, и у
берегов Бразилии, из-за удаленности от своих баз пополняли запасы со специально
оборудованных судов снабжения или вспомогательных крейсеров. Учитывая это
обстоятельство, англичане усилили борьбу с такими судами: в ноябре они потопили
германский вспомогательный крейсер и два судна снабжения. Гитлеровскому
командованию пришлось отказаться от дозаправки лодок непосредственно в море до
введения в строй специальных транспортных подводных лодок {537}.
Летом и осенью потери торговых судов от немецких подводных
лодок и авиации в Атлантическом океане значительно сократились (таблица 6).
Суммарные потери транспортного флота Англии и других стран в
Атлантике в июле 1941 г. по сравнению с маем того же года сократились по судам
в 4, а по тоннажу в 3,8 раза и по сравнению с июнем — соответственно в 2,5 и
3,7 раза. С июля по ноябрь союзники и нейтральные страны потеряли меньше судов,
чем за два месяца, предшествовавших нападению фашистской Германии на СССР. При
этом их потери торгового флота от подводных лодок снизились во втором полугодии
по сравнению с первым почти в 2,5, от мин — в 2,6 раза. С июля по ноябрь
немецкая авиация потопила судов общим тоннажем 132,2 тыс. брт, то есть в 6 раз
меньше, чем в первой половине года. Отмечая этот факт, английский историк С.
Роскилл пишет, что война Германии против [196]
Таблица 6. Потери
торгового флота Великобритании, союзных ей и нейтральных стран от германского
флота и авиации в Атлантике летом и осенью 1941 г. (в брт) {538}
|
На подходах к
Великобритании
|
Северная Атлантика
|
Южная Атлантика
|
Всего в Атлантике
|
Месяц
|
кол-во судов
|
суммарный тоннаж
|
кол-во судов
|
суммарный тоннаж
|
кол-во судов
|
суммарный тоннаж
|
кол-во судов
|
суммарный тоннаж
|
Май
|
99
|
100 655
|
58
|
324 550
|
2
|
11339
|
159
|
436 544
|
Июнь
|
34
|
86381
|
68
|
318 740
|
2
|
10134
|
104
|
415 255
|
Июль
|
18
|
15265
|
23
|
97813
|
—
|
—
|
41
|
113078
|
Август
|
11
|
19791
|
25
|
83661
|
—
|
—
|
36
|
103 452
|
Сентябрь
|
13
|
54779
|
51
|
184 546
|
2
|
15526
|
66
|
254 851
|
Октябрь
|
12
|
35996
|
32
|
154 593
|
1
|
5297
|
45
|
195 886
|
Ноябрь
|
20
|
30332
|
10
|
50215
|
1
|
4953
|
31
|
85500
|
Итого за июль — ноябрь
|
74
|
156 163
|
141
|
570 828
|
4
|
25776
|
219
|
752 767
|
России явилась главным фактором, обусловившим столь
благоприятное для союзников изменение обстановки {539}.
Несомненно, сыграли свою роль и мероприятия британского
командования в Атлантике. Не связанное боевыми действиями против Германии на
сухопутном фронте в Европе, оно смогло в сравнительно спокойных условиях
обеспечить усиление охраны торгового судоходства: перегруппировать
военно-морские и военно-воздушные силы, занятые ранее в обороне метрополии;
расширить зоны конвоирования судов; улучшить противолодочное охранение конвоев
на переходах.
Увеличение количества эскортных кораблей в составе
английского и канадского флотов позволило британскому командованию уже в июле
1941 г. организовать противолодочное охранение конвоев на всем их пути между
портами Англии и Канады (около 3 тыс. миль). Вначале было введено поэтапное
конвоирование. Северная трансатлантическая коммуникация делилась на три зоны —
восточную, центральную (исландскую) и западную. На границах зон производилась
смена сил охранения. В результате транспорты были защищены на всем переходе,
продолжавшемся 12 — 13 суток.
Такая же система охранения транспортных судов, но с одной
сменой эскорта, была введена в июле на линии Англия — Фритаун.
Конвои, следовавшие через Гибралтар, шли до пунктов
назначения без смены кораблей охранения.
Осенью 1941 г. английское адмиралтейство сформировало 11
групп поддержки эскорта по 5 эсминцев в каждой. Они находились в базах в
готовности прийти на помощь любому конвою, которому угрожала опасность нападения
«волчьей стаи».
Увеличение состава авиации берегового командования, в том
числе за счет получения американских летающих лодок «Каталина», которые
обладали большим радиусом действия и могли находиться в воздухе [197] до 22 часов, позволило расширить
зоны воздушного охранения конвоев и противолодочного патрулирования районов
судоходства. С середины 1941 г. авиационное прикрытие конвоев осуществлялось
уже в радиусе до 700 миль от побережья Англии, до 600 миль от побережья Канады
и до 400 миль к югу от Исландии {540}.
Прекращение массированных воздушных налетов немецких
бомбардировщиков на Англию позволило британскому командованию использовать
действовавшую в системе ПВО страны истребительную авиацию для усиления
противовоздушной обороны конвоев, следовавших вблизи побережья, а часть
зенитной артиллерии — для вооружения транспортов. Предпринимались также попытки
организовать прикрытие судов с воздуха за пределами радиуса действия
истребителей берегового базирования. Некоторые транспорты оборудовались
катапультами для выпуска одного-двух истребителей. Но это не оправдало себя,
так как самолет, израсходовав горючее, вынужден был садиться на воду и погибал.
Более эффективным представлялось использование эскортных авианосцев. Первым из
них вступил в строй в июне 1941 г. «Одэсити». Он имел на борту шесть самолетов
и уже в сентябре был включен в состав конвоя. Самолеты могли прикрывать конвой
с воздуха на всем переходе. Этот опыт дал положительные результаты, и в Англии
началось переоборудование в эскортные авианосцы пяти торговых судов.
Одновременно был сделан заказ в США на постройку шести кораблей подобного типа.
Таким образом, с осени 1941 г. стала возрастать роль авиации
в охране океанских и морских коммуникаций.
Летом 1941 г. английское командование пыталось организовать
систематическую блокаду немецких подводных лодок в Бискайском заливе.
Выделенная для этой цели 19-я авиагруппа берегового командования осуществляла
патрулирование с задачей обнаружения и уничтожения лодок при выходе их в море и
возвращении в базы. С конца июля повысилась эффективность использования
английских противолодочных самолетов. С появлением специальных прицелов
бомбометание стало производиться с малых высот. На вооружение противолодочных
кораблей и авиации поступили взрыватели бомб, устанавливаемые на небольшую
глубину. С целью увеличения поражаемой площади бомбы сбрасывались сериями по 10
— 14 штук. Все это повышало вероятность уничтожения немецких лодок.
Существенную помощь англичанам в усилении защиты морских
сообщений оказало американское правительство. Оно выделило часть сил своего
флота для конвоирования судов между портами Соединенных Штатов и Исландии и
взяло на себя обязательство выполнить заказы на постройку боевых кораблей. 18
июля 1941 г. была утверждена программа строительства для Великобритании 100
эсминцев и 20 тральщиков в счет фондов, выделенных ей по ленд-лизу {541}.
Высадка в начале июля морской пехоты США в Исландии и
создание в Рейкьявике американской военно-морской базы освободили англичан от
необходимости конвоировать суда в Западной и Северо-Западной Атлантике. В
течение нескольких месяцев, до официального вступления США в войну,
американские корабли и самолеты с баз Ньюфаундленда, Гренландии и Исландии
патрулировали на маршрутах движения конвоев и передавали по радио данные об
обнаруженных кораблях противника. [198]
После нападения 4 сентября 1941 г. немецкой подводной лодки
на американский эсминец «Грир» Рузвельт заявил, что американцы будут атаковать
любой германский или итальянский военный корабль, который появится в водах
Исландии и других водах, находящихся под протекторатом США {542}. Несмотря на
такое заявление, 17 октября немецкая лодка повредила американский эсминец
«Керни», а 31 октября немцы потопили эсминец «Рубен Джеймс» {543}. В ответ на это конгресс
США 13 ноября принял две поправки к закону о нейтралитете, согласно которым
снимался запрет на вход американских кораблей в зоны военных действий и
разрешалось вооружать торговые суда. Меры правительства США облегчили
англичанам защиту морских сообщений.
Осенью 1941 г. в соответствии с договоренностью правительств
Великобритании и СССР начались взаимные военные поставки через советские
северные порты. Первый конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. В его
составе было 6 транспортов, авианосец, 2 крейсера, 2 эскадренных миноносца, 4
сторожевых корабля и 3 тральщика. Поскольку немецкая авиация и корабли не
оказали ему никакого противодействия, силы охранения последующих конвоев были
уменьшены. Между тем для действий на этом новом операционном направлении в Северной
Атлантике немецко-фашистское командование с июля стало ежемесячно выделять от
четырех до шести подводных лодок. В конце 1941 г. оно начало подготовку
значительного числа лодок и надводных кораблей к переброске в Северную Норвегию
с целью нанесения ударов по новой коммуникации и срыва поставок Советскому
Союзу.
Британское командование возложило охрану арктических конвоев
на флот метрополии.
Летом 1941 г. английская авиация получила возможность,
наряду с продолжением действий в Атлантике, начать новый этап воздушного
наступления на Германию. Командование британских военно-воздушных сил
планировало нанесением сосредоточенных ударов с воздуха по германским объектам
нарушить систему коммуникаций и подорвать моральный дух немецкого населения.
Однако для решения столь крупных задач оно тогда еще не располагало
достаточными силами. В июле 1941 г. в состав военно-воздушных сил
Великобритании входили 33 эскадрильи средних и 4 эскадрильи тяжелых
бомбардировщиков (800 самолетов), которые могли осуществлять налеты на
Германию. Но в связи с тем что более трети их экипажей не были достаточно
подготовлены к действиям ночью, в операциях по разрушению объектов Германии в
течение второй половины 1941 г. обычно использовалось лишь около 400 самолетов.
В среднем каждую ночь производилось немногим более 60 самолето-вылетов {544}. Бомбардировке подвергались
Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Бремен, Ганновер, Штутгарт, Билефельд,
Ахен, Кассель, Кёльн и другие города. Однако английское командование
переоценивало эффективность воздушных налетов. Точность бомбометания была
низкой. Англичанам, в частности, не удалось нарушить железнодорожные сообщения
между Рурским промышленным районом и другими центрами Германии {545}.
Значительными были потери английской авиации. Так, из 400
бомбардировщиков, участвовавших в ночь на 8 ноября 1941 г. в бомбардировке
Берлина, Рура, Мангейма, Кёльна и в минировании прибрежных вод, 37 не вернулись
на свои базы. Особенно большой урон англичане в ту [199] ночь понесли в районе
Берлина. Из 169 самолетов, направлявшихся к городу, не вернулся 21 {546}.
Возрастание потерь в английской авиации объяснялось
совершенствованием противовоздушной обороны противника. Немецко-фашистское
командование усилило ее зенитной артиллерией и более совершенными ночными
истребителями.
Таким образом, воздушное наступление на Германию не дало
ожидаемых результатов. В ноябре 1941 г. англичане временно отказались от
дальнейших бомбардировок и начали поиски более эффективных методов уничтожения
германских военно-промышленных объектов.
Оглавление. Агрессия против СССР. Крах стратегии «молниеносной войны»