Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Боевые действия в Атлантике во время второй мировой войны

Главные усилия фашистской Германии и ее европейских союзников летом и осенью 1941 г. были сосредоточены на ведении войны против

Советского Союза. В связи с этим активность действий на других фронтах второй мировой войны, в частности в Атлантике, снизилась. Это вытекало из планов гитлеровского руководства, намеревавшегося в короткой кампании разгромить Советский Союз.

На восточном фронте против СССР Германия использовала не только основные силы сухопутных войск и авиации, но и часть флота. Вместе с тем немецкое командование стремилось всячески препятствовать судоходству Великобритании.

В рассматриваемый период основной целью действий немецкого флота в Атлантике являлось уничтожение торговых судов, чтобы затруднить доставку в Англию вооружения, стратегического сырья и продовольствия {528}.

Английский крейсер Йорк в бою. 1941 г.
Английский крейсер Йорк в бою. 1941 г.

На 1 июля 1941 г. военно-морской флот рейха имел в своем составе 5 линейных кораблей, в том числе 3 новых («Тирпиц», «Шарнхорст», «Гнейзенау»), 4 тяжелых и 4 легких крейсера, 43 эсминца и миноносца, 161 подводную лодку {529}, а также несколько эскадрилий авиации.

В Атлантике немецкое командование использовало преимущественно подводные лодки. Из списочного состава в строю насчитывалось лишь 46 лодок. Около трети из них находилось в базах и примерно столько же — в районах боевых действий и на переходах туда и обратно. В конце июня и первой половине июля 1941 г. в Северной Атлантике действовало только 15 немецких лодок {530}. Большую часть подводных сил Германии составляли лодки, проходившие после достройки боевую подготовку, и учебные подводные лодки. Характеризуя морскую обстановку летом 1941 г., К. Дениц отмечал: «Иногда на позициях в Атлантике находились всего четыре лодки...» {531} Эти малочисленные подводные силы к тому же не обеспечивались данными воздушной разведки.

25 июля главнокомандующий военно-морским флотом Германии адмирал Э. Редер, докладывая Гитлеру о перспективах подводной войны, [194] признал, что попытки прервать английские коммуникации в западных районах Атлантики не привели к успеху. Отсутствие дальней воздушной разведки, ограниченное число действующих лодок и недостатки в подготовке экипажей значительно затрудняли обнаружение конвоев на широких просторах океана.

В целях повышения эффективности использования подводных лодок в борьбе на море немецко-фашистское командование предполагало переместить район их боевых действий из центральной части Северной Атлантики к побережью Англии. Необходимость такой меры вызывалась увеличившейся продолжительностью темного времени суток, в течение которого подводные лодки могли более успешно использоваться против флота противника, и возможностью выработки новых форм их взаимодействия с воздушной разведкой.

В Атлантике действовали также итальянские лодки. Они базировались в Бордо, а патрулировали в районе Азорских островов. Но результаты их боевой деятельности были незначительными.

Главной задачей британского флота в Атлантике оставалась защита прибрежных районов, океанских коммуникаций, связывавших Англию с США, Канадой, странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азией, Индией и Австралией, а позднее и с Советским Союзом. Значительное внимание английское командование уделяло нарушению морских сообщений Германии вдоль европейского побережья.

В июне 1941 г. в английском флоте имелось 13 линкоров, 2 линейных крейсера, 7 авианосцев, 68 крейсеров, 248 эскадренных и эскортных миноносцев, 54 подводные лодки, 147 корветов и шлюпов, 53 охотника за подводными лодками и около 300 вооруженных траулеров и противолодочных яхт. Тральные силы насчитывали 971 корабль. Из них 42 процента имели оборудование для траления неконтактных мин {532}. В связи с тем, что часть сил британского флота находилась в Средиземном море и в Индийском океане, английское адмиралтейство могло выделять в состав каждого конвоя в среднем до пяти противолодочных кораблей. В его оперативном подчинении с апреля 1941 г. находилась авиация берегового командования. Ее численность к 1 июля 1941 г. достигла 676 самолетов {533}, которые базировались на аэродромы Англии, Северной Ирландии, Исландии, на Фритаун и Гибралтар. Эти самолеты осуществляли охранение конвоев, патрулирование в районах вероятных действий немецких подводных лодок и на маршрутах их развертывания.

Объем поставок вооружения, стратегических материалов и продовольствия из США в Англию непрерывно возрастал. Достаточно сказать, что в общем объеме перевозок страны удельный вес тоннажа судов, пришедших из портов Северной Америки (США и Канады), составил в 1941 г. 67 процентов по сравнению с 52,4 процента в 1940 г. {534}.

Борьба на коммуникациях охватывала почти весь Атлантический океан, кроме районов, находившихся под контролем американского флота. Но, не располагая достаточными морскими силами, немецко-фашистское командование, как и в предшествующий период, главное внимание уделяло северной трансатлантической коммуникации, связывавшей Англию с США и Канадой. Здесь использовались наибольшее количество подводных лодок, дальняя торпедоносная и бомбардировочная авиация, а на подходах к английским портам — бомбардировочная авиация, [195] эсминцы и торпедные катера. В прибрежных районах немецкий флот широко применял минное оружие.

. На центральной трансатлантической коммуникации (у Азорских островов) действовали только подводные лодки. Использовались они и на третьей по важности коммуникации: Англия — Гибралтар — мыс Доброй Надежды — Южная Америка. У западного побережья Африки (Фритаун) лодки появлялись периодически. Наиболее крупные из них проникали к берегам Бразилии, мысу Доброй Надежды и острову Св. Елены {535}.

В Северной Атлантике на путях движения конвоев немецкие подводные лодки развертывались группами, действовавшими по методу «волчьих стай». Управление ими осуществлялось по радио с берегового командного пункта штаба командующего подводными силами. Иногда они наводились на конвои по данным самолетов-разведчиков. Но чаще всего лодки действовали самостоятельно. В ряде случаев «волчьи стаи» преследовали конвои длительное время. Так, группа из 17 лодок в течение шести суток подвергала атакам английский конвой в составе 64 транспортов, эсминца и трех корветов, вышедший 30 августа из канадского порта Сидни. Несмотря на то что эскорт был усилен семью кораблями, конвой лишился 17 судов. Англичане потопили две лодки.

В сентябре немецкие подводные лодки, обнаружив к югу от Гренландии два тихоходных конвоя, потопили 20 торговых судов и эскортный корабль. Два других конвоя на пути из Фритауна и Гибралтара потеряли 16 судов {536}.

Эти довольно высокие результаты боевой деятельности немецких подводных лодок обусловливались относительной слабостью авиационных и корабельных сил охранения транспортов.

Одиночные немецкие подводные лодки (или пары), действовавшие у западного побережья Африки, на участке Фритаун — мыс Доброй Надежды, и у берегов Бразилии, из-за удаленности от своих баз пополняли запасы со специально оборудованных судов снабжения или вспомогательных крейсеров. Учитывая это обстоятельство, англичане усилили борьбу с такими судами: в ноябре они потопили германский вспомогательный крейсер и два судна снабжения. Гитлеровскому командованию пришлось отказаться от дозаправки лодок непосредственно в море до введения в строй специальных транспортных подводных лодок {537}.

Летом и осенью потери торговых судов от немецких подводных лодок и авиации в Атлантическом океане значительно сократились (таблица 6).

Суммарные потери транспортного флота Англии и других стран в Атлантике в июле 1941 г. по сравнению с маем того же года сократились по судам в 4, а по тоннажу в 3,8 раза и по сравнению с июнем — соответственно в 2,5 и 3,7 раза. С июля по ноябрь союзники и нейтральные страны потеряли меньше судов, чем за два месяца, предшествовавших нападению фашистской Германии на СССР. При этом их потери торгового флота от подводных лодок снизились во втором полугодии по сравнению с первым почти в 2,5, от мин — в 2,6 раза. С июля по ноябрь немецкая авиация потопила судов общим тоннажем 132,2 тыс. брт, то есть в 6 раз меньше, чем в первой половине года. Отмечая этот факт, английский историк С. Роскилл пишет, что война Германии против [196]

Таблица 6. Потери торгового флота Великобритании, союзных ей и нейтральных стран от германского флота и авиации в Атлантике летом и осенью 1941 г. (в брт) {538}

На подходах к Великобритании

Северная Атлантика

Южная Атлантика

Всего в Атлантике

Месяц

кол-во судов

суммарный тоннаж

кол-во судов

суммарный тоннаж

кол-во судов

суммарный тоннаж

кол-во судов

суммарный тоннаж

Май

99

100 655

58

324 550

2

11339

159

436 544

Июнь

34

86381

68

318 740

2

10134

104

415 255

Июль

18

15265

23

97813

41

113078

Август

11

19791

25

83661

36

103 452

Сентябрь

13

54779

51

184 546

2

15526

66

254 851

Октябрь

12

35996

32

154 593

1

5297

45

195 886

Ноябрь

20

30332

10

50215

1

4953

31

85500

Итого за июль — ноябрь

74

156 163

141

570 828

4

25776

219

752 767

России явилась главным фактором, обусловившим столь благоприятное для союзников изменение обстановки {539}.

Несомненно, сыграли свою роль и мероприятия британского командования в Атлантике. Не связанное боевыми действиями против Германии на сухопутном фронте в Европе, оно смогло в сравнительно спокойных условиях обеспечить усиление охраны торгового судоходства: перегруппировать военно-морские и военно-воздушные силы, занятые ранее в обороне метрополии; расширить зоны конвоирования судов; улучшить противолодочное охранение конвоев на переходах.

Увеличение количества эскортных кораблей в составе английского и канадского флотов позволило британскому командованию уже в июле 1941 г. организовать противолодочное охранение конвоев на всем их пути между портами Англии и Канады (около 3 тыс. миль). Вначале было введено поэтапное конвоирование. Северная трансатлантическая коммуникация делилась на три зоны — восточную, центральную (исландскую) и западную. На границах зон производилась смена сил охранения. В результате транспорты были защищены на всем переходе, продолжавшемся 12 — 13 суток.

Такая же система охранения транспортных судов, но с одной сменой эскорта, была введена в июле на линии Англия — Фритаун.

Конвои, следовавшие через Гибралтар, шли до пунктов назначения без смены кораблей охранения.

Осенью 1941 г. английское адмиралтейство сформировало 11 групп поддержки эскорта по 5 эсминцев в каждой. Они находились в базах в готовности прийти на помощь любому конвою, которому угрожала опасность нападения «волчьей стаи».

Увеличение состава авиации берегового командования, в том числе за счет получения американских летающих лодок «Каталина», которые обладали большим радиусом действия и могли находиться в воздухе [197] до 22 часов, позволило расширить зоны воздушного охранения конвоев и противолодочного патрулирования районов судоходства. С середины 1941 г. авиационное прикрытие конвоев осуществлялось уже в радиусе до 700 миль от побережья Англии, до 600 миль от побережья Канады и до 400 миль к югу от Исландии {540}.

Прекращение массированных воздушных налетов немецких бомбардировщиков на Англию позволило британскому командованию использовать действовавшую в системе ПВО страны истребительную авиацию для усиления противовоздушной обороны конвоев, следовавших вблизи побережья, а часть зенитной артиллерии — для вооружения транспортов. Предпринимались также попытки организовать прикрытие судов с воздуха за пределами радиуса действия истребителей берегового базирования. Некоторые транспорты оборудовались катапультами для выпуска одного-двух истребителей. Но это не оправдало себя, так как самолет, израсходовав горючее, вынужден был садиться на воду и погибал. Более эффективным представлялось использование эскортных авианосцев. Первым из них вступил в строй в июне 1941 г. «Одэсити». Он имел на борту шесть самолетов и уже в сентябре был включен в состав конвоя. Самолеты могли прикрывать конвой с воздуха на всем переходе. Этот опыт дал положительные результаты, и в Англии началось переоборудование в эскортные авианосцы пяти торговых судов. Одновременно был сделан заказ в США на постройку шести кораблей подобного типа.

Таким образом, с осени 1941 г. стала возрастать роль авиации в охране океанских и морских коммуникаций.

Летом 1941 г. английское командование пыталось организовать систематическую блокаду немецких подводных лодок в Бискайском заливе. Выделенная для этой цели 19-я авиагруппа берегового командования осуществляла патрулирование с задачей обнаружения и уничтожения лодок при выходе их в море и возвращении в базы. С конца июля повысилась эффективность использования английских противолодочных самолетов. С появлением специальных прицелов бомбометание стало производиться с малых высот. На вооружение противолодочных кораблей и авиации поступили взрыватели бомб, устанавливаемые на небольшую глубину. С целью увеличения поражаемой площади бомбы сбрасывались сериями по 10 — 14 штук. Все это повышало вероятность уничтожения немецких лодок.

Существенную помощь англичанам в усилении защиты морских сообщений оказало американское правительство. Оно выделило часть сил своего флота для конвоирования судов между портами Соединенных Штатов и Исландии и взяло на себя обязательство выполнить заказы на постройку боевых кораблей. 18 июля 1941 г. была утверждена программа строительства для Великобритании 100 эсминцев и 20 тральщиков в счет фондов, выделенных ей по ленд-лизу {541}.

Высадка в начале июля морской пехоты США в Исландии и создание в Рейкьявике американской военно-морской базы освободили англичан от необходимости конвоировать суда в Западной и Северо-Западной Атлантике. В течение нескольких месяцев, до официального вступления США в войну, американские корабли и самолеты с баз Ньюфаундленда, Гренландии и Исландии патрулировали на маршрутах движения конвоев и передавали по радио данные об обнаруженных кораблях противника. [198]

После нападения 4 сентября 1941 г. немецкой подводной лодки на американский эсминец «Грир» Рузвельт заявил, что американцы будут атаковать любой германский или итальянский военный корабль, который появится в водах Исландии и других водах, находящихся под протекторатом США {542}. Несмотря на такое заявление, 17 октября немецкая лодка повредила американский эсминец «Керни», а 31 октября немцы потопили эсминец «Рубен Джеймс» {543}. В ответ на это конгресс США 13 ноября принял две поправки к закону о нейтралитете, согласно которым снимался запрет на вход американских кораблей в зоны военных действий и разрешалось вооружать торговые суда. Меры правительства США облегчили англичанам защиту морских сообщений.

Осенью 1941 г. в соответствии с договоренностью правительств Великобритании и СССР начались взаимные военные поставки через советские северные порты. Первый конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. В его составе было 6 транспортов, авианосец, 2 крейсера, 2 эскадренных миноносца, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика. Поскольку немецкая авиация и корабли не оказали ему никакого противодействия, силы охранения последующих конвоев были уменьшены. Между тем для действий на этом новом операционном направлении в Северной Атлантике немецко-фашистское командование с июля стало ежемесячно выделять от четырех до шести подводных лодок. В конце 1941 г. оно начало подготовку значительного числа лодок и надводных кораблей к переброске в Северную Норвегию с целью нанесения ударов по новой коммуникации и срыва поставок Советскому Союзу.

Британское командование возложило охрану арктических конвоев на флот метрополии.

Летом 1941 г. английская авиация получила возможность, наряду с продолжением действий в Атлантике, начать новый этап воздушного наступления на Германию. Командование британских военно-воздушных сил планировало нанесением сосредоточенных ударов с воздуха по германским объектам нарушить систему коммуникаций и подорвать моральный дух немецкого населения. Однако для решения столь крупных задач оно тогда еще не располагало достаточными силами. В июле 1941 г. в состав военно-воздушных сил Великобритании входили 33 эскадрильи средних и 4 эскадрильи тяжелых бомбардировщиков (800 самолетов), которые могли осуществлять налеты на Германию. Но в связи с тем что более трети их экипажей не были достаточно подготовлены к действиям ночью, в операциях по разрушению объектов Германии в течение второй половины 1941 г. обычно использовалось лишь около 400 самолетов. В среднем каждую ночь производилось немногим более 60 самолето-вылетов {544}. Бомбардировке подвергались Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Бремен, Ганновер, Штутгарт, Билефельд, Ахен, Кассель, Кёльн и другие города. Однако английское командование переоценивало эффективность воздушных налетов. Точность бомбометания была низкой. Англичанам, в частности, не удалось нарушить железнодорожные сообщения между Рурским промышленным районом и другими центрами Германии {545}.

Значительными были потери английской авиации. Так, из 400 бомбардировщиков, участвовавших в ночь на 8 ноября 1941 г. в бомбардировке Берлина, Рура, Мангейма, Кёльна и в минировании прибрежных вод, 37 не вернулись на свои базы. Особенно большой урон англичане в ту [199] ночь понесли в районе Берлина. Из 169 самолетов, направлявшихся к городу, не вернулся 21 {546}.

Возрастание потерь в английской авиации объяснялось совершенствованием противовоздушной обороны противника. Немецко-фашистское командование усилило ее зенитной артиллерией и более совершенными ночными истребителями.

Таким образом, воздушное наступление на Германию не дало ожидаемых результатов. В ноябре 1941 г. англичане временно отказались от дальнейших бомбардировок и начали поиски более эффективных методов уничтожения германских военно-промышленных объектов.

Оглавление. Агрессия против СССР. Крах стратегии «молниеносной войны»

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.