Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Обстановка на Кавказе в июле 1942, мероприятия по укреплению обороны Кавказа

Кавказ — важный экономический район. Накануне войны здесь была создана крупная топливно-энергетическая база. На долю Северного Кавказа и Закавказья приходилось 86,5 процента общесоюзной добычи нефти, 65 процентов природного газа, 56,5 процента марганцевой руды. Бакинский район давал почти три четверти всей нефти, добывающейся в СССР. Кавказ — богатейший сельскохозяйственный край.

Географическое положение Кавказа определяет его стратегическое значение. В довоенный период через Кавказ и порты на Черном и Каспийском морях осуществлялся значительный внешнеторговый грузооборот Советского Союза. В годы войны торговые пути, идущие через Персидский залив, Иран, Каспийское море, занимали второе место после Северного морского пути в подвозе вооружения, стратегического сырья из Соединенных Штатов и стран Британской империи.

К лету 1942 г. с потерей Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей экономическая база Советского Союза резко сузилась: выплавка стали сократилась более чем на 10 млн. тонн в год; сбор зерновых—более чем в три раза; уменьшились мобилизационные ресурсы в связи с оккупацией врагом части советской территории. В создавшихся условиях оборона Кавказа приобретала для Советского государства жизненно важное значение. Советское Верховное Главнокомандование возложило ее на войска Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов.

Советские подкрепления идут на фронт. Северный Кавказ 1942 г.
Советские подкрепления идут на фронт. Северный Кавказ 1942 г.

В период ухудшения обстановки на Дону Ставка потребовала от войск, и прежде всего от командования Южного фронта, не допустить Переправы противника на левый берег реки. Директивой от 22 июля 942 г. командующему Южным фронтом была поставлена задача немедленно занять южный берег Дона от Константиновского до Батайска. Все части СевероКавказского фронта, оборонявшиеся на этом участке, передавались в подчинение командующего Южным фронтом, под его руководством объединялась и авиация Южного и СевероКавказского фронтов, На которую возлагалась задача по разрушению переправ противника от Константиновского до устья Дона. Рубеж обороны по берегу Дона от Верхнекурмоярской до Константиновского (исключительно) занимали войска 51й армии СевероКавказского фронта, которые с 25 июля были переданы в состав Южного фронта. Действия войск этой армии поддерживались с воздуха авиацией 8й воздушной армии Сталинградского Фронта.

Таким образом, с 25 июля войска Южного фронта под командованием генерала Р. Я. Малиновского занимали оборону по левому берегу Дона от Верхнекурмоярской до Азова. В состав фронта входило семь общевойсковых армий. Все они были малочисленны и насчитывали в общей сложности около 112 тыс. человек, 121 танк 2160 орудий и минометов 2 В первом эшелоне фронта, ширина полосы которого составляла около 320 км, находились 51, 37, 12 и 18я армии. 56я армия после боев I Ростов была выведена во второй эшелон. Резерв фронта составляли стрел ковая и кавалерийская дивизии, располагавшиеся в полосе 37й армия в районе западнее хутора Веселый, а также остатки 9й и 24й армий ослабленные в боях за Донбасс, которые сосредоточивались в районе Сальска. Войска фронта поддерживала 4я воздушная армия под командованием генерала К. А. Вершинина, имевшая 130 самолетов.

Южному фронту была поставлена задача уничтожить противника прорвавшегося на левый берег Дона, и, восстановив положение, прочно занять оборону от Верхнекурмоярской до Азова. Последующие события показали, что такая задача оказалась непосильной для Южного фронта' в армиях левого крыла насчитывалось всего по 17—20 тыс. человек Лишь 51я армия, фронт обороны которой достигал 170 км, имела 40 тыс. человек. Все это не позволяло достичь необходимой плотности сил и средств в обороне. Армии были растянуты по фронту и не имели возможности создать сильные вторые эшелоны и резервы. Недостаточно было и артиллерии. В артиллерийских частях 37й армии не осталось ни одного орудия, недоставало боеприпасов. Артиллерия армии имела от 0,3 до 3 боекомплектов для противотанковых орудий, до 3 боекомплектов для орудий калибра 76 мм и крупнее и до 1 боекомплекта для минометов. Не хватало ручных гранат, винтовочных патронов. Из-за недостатка горючего авиация 4й воздушной армии вынуждена была резко сократить количество боевых вылетов.

Армии первого эшелона фронта переходили к обороне поспешно, под непрерывными ударами превосходящих сил противника и занимали рубежи, не полностью подготовленные в инженерном отношении. Только в полосе 51й армии оборонительный рубеж удалось подготовить на 50— 60 процентов. Инженерные сооружения на фронте от Цимлянской до Азовского моря, построенные ранее силами Северо-Кавказского военного округа, затопила вода во время весенних паводков, и многие из них не могли быть использованы отходившими войсками.

Тяжелое положение создалось с материально-техническим обеспечением. Плановое снабжение было нарушено. Войска получали продовольствие главным образом из местных ресурсов. При отходе управление соединениями и частями нарушалось, связь часто оказывалась прерванной, проводная связь отсутствовала, а радио не всегда умело использовалось.

Ответственная задача возлагалась на войска Северо-Кавказского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза С. М. БуденныйВ состав фронта входили 47я армия, 1й отдельный стрелковый и 17й кавалерийский корпуса. Они обороняли северовосточное и восточное побережья Азовского и Черного морей от Азова до Лазаревского. 5я воздушная армия фронта, которой командовал генерал С. К. Горюнов имела всего около 100 самолетов. Фронту оперативно подчинялись Черноморский флот и Азовская военная флотилия.

Закавказский фронт, где командующим был генерал И. В. Тюленев оборонял побережье Черного моря от Лазаревского до Батуми и границу с Турцией. Часть его войск располагалась в Северном Иране и прикрывала ирано-турецкую границу. В состав фронта входили 45я и 46я армии и 15й кавалерийский корпус. В районе Махачкалы вновь сформированная 44я армия прикрывала бакинское направление с севера. Авиация фронта состояла из 14 полков, имевших 164 боевых исправных самолета. Кроме того, в Закавказье дислоцировалось 3 запасных авиационных полка и 8 авиационных школ, имевших всего 232 боевых исправных самолета.

1 Из них 104 лишь в конце июля прибыли в состав 51й армии.

2 ИВИ. Документы и материалы, инв. № 3, л. 410.

К началу битвы за Кавказ соединения Северо-Кавказского и «закавязского фронтов не были полностью укомплектованы личным составом. Не имелось и необходимых резервов. Командующий Закавказским фронтом имел в своем резерве стрелковую дивизию, танковую бригаду и четыре артиллерийских и минометных полка. Поэтому в директиве от 8 июля 1942 г. Ставка требовала от командующих войсками Северо-Кавказского и Закавказского фронтов «...использовать все возможности для создания резервов за счет внутренних ресурсов..., имея их на подготовленных оборонительных рубежах или в противотанковых районах и заранее нацелив для контратаки в направлениях наиболее вероятного появления противника».

Черноморский флот под командованием вицеадмирала Ф. С. Октябрьского, несмотря на потери, понесенные в первый год войны, сохранял превосходство в кораблях. Однако с потерей Севастополя — главной военноморской базы на Черном море — и Крымского полуострова обстановка для Черноморского флота значительно осложнилась. Флот стал базироваться на кавказские порты Новороссийск, Туапсе, Поти, располагавшие небольшой судоремонтной базой, в то время как многие корабли нуждались в срочном ремонте. Перебазирование немецкой авиации в Крым позволило ей наносить удары по кораблям и военноморским базам Черноморского флота. В то же время авиация Черноморского флота была вынуждена использовать плохо оборудованные кавказские аэродромы и даже грунтовые площадки, что ограничивало ее применение, особенно в дождливую погоду. Остро ощущался недостаток истребительной авиации для надежного прикрытия кораблей, действовавших на море.

Азовская военная флотилия, которой командовал контрадмирал С. Г. Горшков, совместно с сухопутными войсками выполняла задачу по обороне восточного побережья Азовского моря.

К 25 июля 1942 г. фашистские войска, наступавшие на кавказском направлении, вышли к Дону от Верхнекурмоярской до устья реки. Противнику удалось овладеть плацдармами в районах Цимлянской, Николаевской, Раздорской и Батайска. Овладение плацдармами и наличие сильной группировки, намного превосходившей советские войска на Нижнем Дону, позволяло германскому командованию фактически без паузы начать наступательную операцию по захвату Кавказа. План операции под названием «Эдельвейс» содержался в директиве ОКВ № 45 от 23 июля 1942 г.1.

Выполнение плана возлагалось на группу армий «А», войсками которыми командовал генералфельдмаршал В. Лист. В ее состав входили 1я танковая армия (одиннадцать дивизий), 4я танковая армия (три танковые дивизии), 17я армия (пятнадцать дивизий, пехотная и кавалерийская бригады), 3я румынская армия (семь дивизий) 2 и находившаяся в Крыму 11я армия (пятнадцать дивизий).

Против Южного фронта от Верхнекурмоярской до устья Дона в первом эшелоне действовали 17я армия, 1я и 4я танковые армии. В составе группировки врага было 167 тыс. человек, ИЗО танков, 4540 орудий

1 Hitlers Weisungen fur die Kriegfuhrung 1939—1945, S. 196—200.

2 Румынская армия самостоятельной полосы не имела. Ее соединения были представлены 4й танковой армии (четыре дивизии) и 17й армии (три дивизии).

и минометов, до 1 тыс. боевых самолетов 4го воздушного флота 1. Противник достиг значительного превосходства над войсками Южного фронта: в личном составе — в 1,5 раза; орудиях и минометах — в 2,1; танках — в 9,3; самолетах — в 7,7 раза.

Главная ударная группировка врага в составе трех танковых корпусов (40, 3 и 57го) действовала против войск центра Южного фр0нта на сальском направлении. Ближайшей задачей группы армий « являлось окружение и уничтожение советских войск южнее и юго-восточнее Ростова и Новочеркасска. Планировалось нанести два удара по сходящимся направлениям на Тихорецк: главный — крупными силами танковых и механизированных соединений 1й и 4й танковых армий с плацдармов в районах Константиновского и Цимлянской, вспомогательный — силами 17й армии после форсирования Дона у Ростова и с плацдарма в районе Батайска.

После захвата Северного Кавказа противник предусматривал развить наступление на Туапсе и Батуми, чтобы выйти в Закавказье и лишить Черноморский флот его баз. Наступлению гитлеровцев на этом направлении содействовал 42й армейский корпус 11й армии, который должен был нанести удар через Керченский пролив на Краснодар и Новороссийск.

Горные и егерские дивизии получили задачу форсировать реку Кубань, захватить районы Майкопа, Армавира, горные перевалы западной части Главного Кавказского хребта и продвигаться в Закавказье.

1я и 4я танковые армии главными силами должны были наступать через Ставрополье на Грозный, Махачкалу и овладеть Бакинским нефтяным районом. Частью сил предусматривалось взять перевалы через Главный Кавказский хребет на Военно-Осетинской и Военно-Грузинской дорогах с последующим выходом в Закавказье. Таким образом, на первом этапе операции по плану «Эдельвейс» немецкофашистское командование намеревалось захватить Северный Кавказ, а на втором — Закавказье, обойдя Главный Кавказский хребет с запада и востока и одновременно преодолев его с севера через перевалы. Командование вермахта надеялось выходом своих войск в Закавказье принудить Турцию вступить в войну с Советским Союзом. При этом фашисты большие надежды возлагали на то, что им удастся рассорить народы Кавказа, разрушить их дружбу с русским и другими братскими народами Советского Союза и воспользоваться этим для упрочения своего господства на Кавказе.

Обеспечение наступления войск левого крыла группы армий «А» возлагалось на группу армий «Б», наносившую удар на Сталинград. После овладения городом часть ее танковых и моторизованных войск должна была наступать вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по реке. Правое крыло войск группы армий «А» поддерживали военноморские силы, находившиеся на Черном море. В их задачу входило обеспечить сухопутным войскам переправу через Керченский пролив и лишить советский флот возможности наносить удары по немецким войскам, наступавшим вдоль побережья в юго-восточном направлении. Главному штабу военно-морских сил Германии ставилалась также задача подготовить легкие корабли к переброске в Каспийское море для нарушения морских коммуникаций.

Имевшееся Превосходство в танках и артиллерии позволяло немецкому командованию создавать на отдельных направлениях крупные ударные группировки, и в первую очередь танковые, а в случае прорыва1 обороны вести наступление в высоком темпе, особенно на территории

1 ИВИ. Документы и материалы, инв. № 3, л. 410.

Северного Кавказа. Большим преимуществом врага в ведении боевых действий как на суше, так и на маре являлось превосходство в авиации. Изза малочисленности истребительной авиации в составе воздушных армий Южного и Северо-Кавказского фронтов и слабой противовоздушной обороны самолеты противника часто действовали безнаказанно.

Неблагоприятное для советских войск соотношение сил усугублялось трудностями материально-технического обеспечения соединений, действовавших на кавказском направлении. Летом 1942 г. промышленность страны еще не могла полностью удовлетворить потребности Советской Армии. Она только завершила перестройку на военное производство. Недостаток горючего, продовольствия, технического имущества не давал возможности быстро восполнять потери. К тому же большое количество боевой техники, оружия и боеприпасов требовалось для армий, действовавших на сталинградском направлении, которое превращалось в центр борьбы на советско-германском фронте.

Тыловые части и учреждения Южного фронта при отходе из Донбасса и переправе через Дон понесли большие потери в автотранспорте. Осложнилось снабжение войск из тыла страны. Железнодорожные пути, связывающие Кавказ с центром страны, были перерезаны противником. По железнодорожным коммуникациям сталинградского направления осуществлялись подвоз резервов в район Сталинграда и эвакуация материальных ценностей с Северного Кавказа. Порты на Каспийском море не были приспособлены для погрузки и разгрузки военной техники. Все это замедляло перевозки из Астрахани, Гурьева, Красноводска в порты западного побережья Каспия более чем в 1,5—2 раза.

Подвоз к фронту необходимых средств затруднялся скоплением на шоссейных и железных дорогах, мостах и переправах, на железнодорожных станциях Северного Кавказа огромного количества населения, а также промышленного оборудования, сельскохозяйственной продукции и скота, эвакуируемых в глубь Кавказа из районов Дона, Кубани и Ставрополья. Недостаточно эффективно использовался для перевозки грузов автомобильный и гужевой транспорт, мобилизованный из народного хозяйства.

Подготовка территории Кавказа как театра военных действий началась до Великой Отечественной войны и продолжалась в течение 1941 г.

Ставка Верховного Главнокомандования директивой от 2 октября 1Р41 г. потребовала от Военного совета Северо-Кавказского военного округа немедленно приступить к организации обороны Кавказа с севера, строительству полевых укрепленных рубежей на Таманском полуострове и усилению обороны черноморских баз и портов с суши. 9 октября она указала конкретные рубежи обороны, которые следовало построить к 25 ноября. 22 ноября Ставка еще раз обратила внимание командования округа на ускорение строительства оборонительных рубежей, в первую очередь на Таманском полуострове и в районах баз флота и портов на Черноморском побережье. Она требовала «оборонительные работы в районах портов... вести не только со стороны моря, по и с суши, согласовав систему обороны с представителями Военно-Морского Флота».

Еще в ноябре — декабре 1941 г. началось сооружение полевых укрепленных рубежей на Нижнем Дону от Нижнечирской до Азова, по рекам Кума и Маныч. Однако в подготовке оборонительных рубежей на Северном Кавказе до весны 1942 г. имелись недостатки: инженерные работы развертывались медленно; главные позиции оборонительных рубежей выбирались в поймах рек Нижнего Дона и Кубани, весной их затопила вода, в результате чего часть сооружений разрушилась и восстановление их затянулось до середины лета; работы велись на широком 700километровом фронте, что распыляло и без того незначительные силы и средства округа; не уделялось достаточного внимания создав глубоко эшелонированной обороны на наиболее важных операционных направлениях.

Весной и особенно в начале лета 1942 г., когда немецко-фашисгск войска все ближе подходили к Ростову и возникла непосредственная угроза наступления противника на Кавказ с севера, Ставка и Военный совет Северо-Кавказского военного округа (с 19 мая 1942 г.— Севец18 Кавказского фронта) приняли более решительные меры по скреплении обороны Северного Кавказа.

3 апреля территория Северного Кавказа была разбита на одиннадцать боевых участков. Оборона каждого из них возлагалась на соединения, части и военные учреждения, дислоцировавшиеся в границах эти участков. В районных центрах и важных в военном отношении населенных пунктах на территории округа было сформировано 138 истребительных батальонов в основном из военнообязанных, получивших отсрочку от призыва. Основная задача батальонов состояла в том, чтобы во взаимодействии с частями и подразделениями войск НКВД и милиции ликвидировать возможные воздушные десанты и диверсионные группы противника.

В целях создания глубоко эшелонированной обороны с севера в мае началось строительство оборонительных рубежей между Доном и Кубанью, по Тереку и на внешних оборонительных обводах вокруг Тихорецка, Ворошиловска (Ставрополя), Грозного, Минеральных Вод и Краснодара. Военный совет Северо-Кавказского фронта 16 июня принял решение оборудовать на этих рубежах 580 батальонных районов обороны. Однако к началу боевых действий на Северном Кавказе их было менее одной трети от намеченного количества. Существенными недостатками оборонительных рубежей являлись их слабая подготовка в противотанковом отношении и недостаточная маскировка.

19 июля Генеральный штаб указал штабам Северо-Кавказского и Закавказского фронтов на недостатки в организации обороны, на отсутствие должного руководства инженерными работами и низкое качество подготовленных рубежей. В директиве отмечалось, что войска медленно восстанавливают затопленные сооружения на Нижнем Дону, части и соединения не имеют тесных контактов с местными органами власти, что также тормозит ведение оборонительных работ.

В целях организации обороны на ставропольском направлении командующий войсками Южного фронта 23 июля поставил задачу 8й саперной армии, состоявшей из 8 саперных бригад и 19 строительных батальонов, построить к 28 июля рубеж по берегам рек Сал, Сусат, Подпольная. 25е управление оборонительного строительства должно было подготовить рубеж по южному берегу Манычского канала, по рекам Маныч и Нижний Дон. Для защиты крупных административных и промышленых центров намечалось создать особые оборонительные районы: Махач калинский, Грозненский, Орджоникидзевский. Основу войск в этих районах составляли дивизии НКВД. Продолжалось совершенствование рубежей на побережье Таманского полуострова.

Одновременно усиливалась оборона Главного Кавказского хребта и бакинского направления: на дорогах и перевалах соединения и части 46й и 44й армий строили укрепления; основные силы 44й армии гото вили рубежи на бакинском направлении по рекам Терек и Сулак, обору довали дербентские и самурские позиции и строили два промежуточных рубежа.

Несмотря на принятые меры, оборонительные рубежи на Северном Кавказе и Главном Кавказском хребте из-за недостатка времени к началу битвы не были готовы. Инженерно-строительные работы предстояло проводить в ходе сражении под непрерывным воздействием авиации и сильных танковых и механизированных группировок врага.

Для укрепления обороны Кавказа Ставка Верховного Главнокомандования проводила и другие мероприятия. Формировались новые соединения и части в Закавказском военном округе, который 1 мая 1942 г. был снова переименован в Закавказский фронт. Усиливалась противовоздушная оборона важнейших объектов и промышленных районов Кавказа. На основании постановления Государственного Комитета Обороны, принятого 9 ноября 1941 г., были сформированы Ростовский, Краснодарский и Грозненский дивизионные районы ПВО 1. В апреле 1942 г. в связи с возросшей угрозой воздушных налетов Бакинский корпус ПВО был преобразован в Бакинскую армию ПВО 2 под командованием генерала Д. М. Бескровнова. Однако прикрытие этих объектов истребительной авиацией было недостаточным. На 1 августа для решения задач противовоздушной обороны Грозного и Краснодара имелось всего по одному истребительному авиационному полку. Бакинская армия ПВО насчитывала 5 истребительных авиационных полков.

С выходом фашистских войск на Дон встал вопрос об эвакуации материальных ценностей с Северного Кавказа. В короткий срок при активном участии населения было вывезено огромное количество народнохозяйственного имущества, оборудования промышленных предприятий и продовольствия. В первую очередь эвакуировалось оборудование нефтепромыслов и нефтеперегонных заводов. Оно отправлялось в Поволжье, Башкирию и Среднюю Азию для расширения добычи и перегонки нефти в этих районах. Сырая нефть из Майкопа транспортировалась на грозненские нефтеперегонные заводы, а оттуда готовая продукция шла непосредственно на фронт.

В труднейших условиях оказались нефтяники Баку. Вывоз нефти стал возможным только через Каспий. Но танкеров не хватало, и Каспийское пароходство не могло справиться с такой задачей. Не хватало и емкостей для храпения нефти. Несмотря на это, добыча ее продолжалась, лощины гор были превращены в своеобразные хранилища.

Работники сельского хозяйства самоотверженно трудились, чтобы своевременно убрать богатый урожай. Работы на полях не прекращались вплоть до подхода врага. Зерно отправлялось эшелонами в тыл страны, передавалось войскам Советской Армии и частично — рабочим и колхозникам. Создавались запасы хлеба для партизанских отрядов. Тракторы и комбайны, свободные от уборки урожая, перегонялись своим ходом в глубь Кавказа. Скот уводился в предгорья; конский состав отправлялся в основном на укомплектование кавалерийских, артиллерийских и тыловых частей Советской Армии.

Эвакуацию материальных ценностей осуществляли Каспийское торговое пароходство и корабли Каспийской военной флотилии. Основная масса грузов отправлялась через Махачкалинский, Бакинский, Астраханский порты в Гурьев и Красноводск. Однако из-за нехватки транспорта, постоянного воздействия авиации противника, а также быстрого его продвижения все вывезти не удалось. Оставшиеся материальные ценности уничтожались: выводились из строя моторы тракторов и комбайнов, сжигалось зерно на полях и в амбарах, разрушалось промышленное оборудование, приводились в негодное состояние нефтяные скважины, компрессоры перекачки нефти, железнодорожные депо и другие сооружения.

Приближавшаяся опасность сплачивала советских людей, вызывала каждого стремление отдать все силы для разгрома врага.

1 Архив МО, ф. 72, оп. 12310, д. 100, лл. 26—27.

2 ИВИ. Документы и материалы, ипв. № 9, л. 104.

Под руководством Орджоникидзевского краевого комитета партии, первым секретарем которого был член ЦК ВКП(б) М. А. Суслов, и Краснодарского краевого комитета партии, возглавлявшегося первым секретарем П. И. Селезневым, местные партийные и советские органы готовили под полье, формировали партизанские отряды. В результате их непрерывной кропотливой работы совместно с командованием и политическими органами фронтов было создано боевое единство фронта и тыла. Героическими усилиями бойцов, командиров и трудящихся предпринимались все меры к тому, чтобы обескровить, остановить, а затем разгромить полчища немецко-фашистских захватчиков.

Оглавление. Провал агрессивных планов фашистского блока

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.