Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Борьба США и Германии в Атлантическом океане в 1942 г.

Коммуникация, проходившая вдоль восточного побережья США, была одной из самых напряженных в Атлантическом океане. Только через пролив Лонг-Айленд в Нью-Йорк и обратно в 1942 г. ежедневно [348] проходило более 50 судов. Из портов атлантического побережья США направлялись в Англию вооружение, боевая техника и стратегическое сырье. Поскольку у восточного побережья США практически не велась организованная борьба с подводными лодками, гитлеровское военно-морское командование воспользовалось этим и сосредоточило большие океанские лодки в районе между Норфолком и полуостровом Флорида, а затем и в Карибском море. Подводным силам Германии была поставлена задача как можно интенсивнее использовать благоприятные условия, то есть нанести США максимально возможный урон в тоннаже в самые короткие сроки. В апреле у берегов США находилось до 28 германских подводных лодок, в мае — до 35, а в июне — до 40 {390}.

Первым ответным мероприятием американского командования на активность немецких подводных лодок явилось создание вдоль всего побережья Северной и Центральной Америки морских пограничных: зон — специальных военно-морских округов. В обширном районе от Ньюфаундленда до побережья Бразилии (протяженностью около 6 тыс. миль) было образовано четыре военно-морских округа: Восточный — от канадского побережья до Джэксонвилля на полуострове Флорида; округ Мексиканского залива; Карибский — от острова Ямайка до Джорджтауна и Панамский, включавший районы Карибского моря и Тихого океана, прилегающие к Панамскому каналу. На эти округа возлагалась задача обеспечения безопасности плавания конвоев. Наиболее ответственным считался Восточный округ. Его командующий осуществлял полный оперативный контроль над всеми военно-морскими силами, действовавшими в пределах округа.

Первоначально округа располагали весьма ограниченным количеством кораблей и самолетов. При исключительно большом напряжении судоходства на морских коммуникациях их явно не хватало. Поэтому все действия американского командования носили чисто оборонительный характер. Следует иметь также в виду, что экипажи американских кораблей и самолетов еще не имели опыта борьбы с подводными лодками. Технические средства для поиска лодок и вооружение для их уничтожения были устаревшими. Однако военному командованию США все же удалось несколько усилить противолодочную оборону этого района военных действий. Были установлены противолодочные сети и боковые заграждения у основных портов и оборонительное минное заграждение у входа в Чесапикский залив (365 мин), а в Ки-Уэсте создан один из пунктов формирования конвоев и огражден большой район стоянки транспортов минным полем, насчитывавшим 3,5 тыс. мин. Проводились также организационные мероприятия. При штабе военно-морских сил США был создан отдел противолодочной обороны, основной задачей которого являлось обобщение и распространение опыта борьбы с подводными лодками.

Для усиления противолодочной обороны важное значение имело введение системы конвоев. У восточного побережья США впервые она была применена в апреле 1942 г. Вначале суда проводились методом частичного конвоирования по этапам силами данного морского округа в светлое время суток от порта до следующего порта. Темное время суток, когда действия немецких подводных лодок были наиболее активными, суда пережидали в портах. Однако при общем слабом охранении конвоев это не могло обеспечить надежной обороны судоходства. В апреле только в зоне Восточного военно-морского округа было потеряно 23 судна общим тоннажем 132,2 тыс. брт, половина которого приходилась на танкеры.

Американское командование разработало единую систему конвоев для всего побережья США от Гуантанамо до Галифакса, которая и начала проводиться [349] в жизнь частично со второй половины мая, а в полной мере — с октября 1942 г. Конвои формировались в районах Ки-Уэста, Хэмптона, Нью-Йорка и Галифакса с интервалом один средний конвой (45 судов) в трое суток. Для обеспечения перехода транспортов в зоне Восточного военно-морского округа было сформировано шесть эскортных отрядов по семь кораблей в каждом. Система конвоев затрудняла действия подводных лодок. Потери транспортных судов США уменьшились. В июле в этой зоне погибло всего три судна, в дальнейшем потери совсем прекратились.

После введения конвоев и усиления противолодочной обороны у восточного побережья США немецкие подводные лодки переместились в Мексиканский залив и Карибское море. Здесь они только в мае и июне уничтожили 149 судов общим тоннажем 727 798 брт. Большие потери торгового флота заставили американское командование форсировать введение системы конвоев и в этих районах. В июле были проложены конвойные маршруты Тринидад — Аруба — Ки-Уэст, Панамский канал — Гуантанамо и от острова Тринидад на восток. На последнем маршруте конвоирование первоначально шло в пределах 200 миль от острова Тринидад. Используя это, немецкие лодки уничтожали транспорты после того, как их оставляли корабли охранения. По маршруту Тринидад — Аруба — Ки-Уэст за 60 суток прошли 34 конвоя в составе 746 судов. Несмотря на увеличение количества действовавших в этом районе подводных лодок, потери составили 15 судов, то есть лишь 2 процента от общего числа проходивших, тогда как до введения системы конвоев потери составляли 3,5 процента.

Вначале подводные лодки действовали у американских берегов поодиночке, а затем небольшими группами (по две-три). Их успеху способствовали открытые радиопереговоры американских судов, а освещение прибрежных городов создавало хороший фон, на котором четко вырисовывались силуэты целей. Частные фирмы долгое время отказывались от затемнения, которое могло привести «к срыву туристского сезона». Только в мае оно стало обязательным на всем восточном побережье США.

Слабая противолодочная оборона американцев позволила фашистским подводным лодкам развить большую активность даже в ограниченной зоне Панамского канала. Оборона этого района была возложена на четыре эскадренных миноносца и небольшую группу самолетов. Действовавшие здесь до конца июня три подводные лодки уничтожили 13 судов общим тоннажем более 63 тыс. брт. Только после этого американское командование организовало надежную оборону зоны Панамского канала. Наиболее ответственные пункты (Пуэрто-Кастилья, порт Лимон и др.) были ограждены противолодочными сетями. На аэродром Коко-Соло прибыли самолеты противолодочной авиации с радиолокационными установками. 13 июля совместными действиями противолодочных кораблей и самолетов в этом районе была потоплена первая немецкая подводная лодка «U-153».

Опасаясь возросшей активности американских противолодочных сил, немецкие подводные лодки оставили зону Панамского канала. У восточного побережья США и в Мексиканском заливе они продолжали активные действия до июля, а в Карибском море — до ноября. Средние подводные лодки с автономностью до 42 суток затрачивали на переход океаном в обоих направлениях до четырех недель. В связи с этим они могли находиться в районе боевых действий без пополнения топливом две-три недели. В условиях слабой противолодочной обороны у восточного побережья США этот срок был достаточным, чтобы израсходовать весь запас торпед против беззащитных судов.

Однако по мере усиления противолодочной обороны гитлеровское командование, стремясь продлить время непрерывного пребывания [350] своих подводных лодок у берегов США, с весны 1942г. начало применять подводные лодки-танкеры, каждая из которых могла доставить до 430 тонн топлива. Первая такая лодка-танкер «U-459» пришла в район Бермудских островов в конце апреля. Доставляемое одной лодкой-танкером топливо позволяло на четыре недели увеличить время пребывания в море 12 средних подводных лодок или на восемь недель 5 больших. В результате средние подводные лодки могли действовать у берегов Южной Америки, в Карибском море, а большие — во всей Атлантике.

В связи с усилением противолодочной обороны в прибрежной американской зоне немецкие подводные лодки стали применять мины, первые из которых были поставлены в мае в районе Ньюфаундленда. В последующие месяцы мины ставились у восточного побережья США, в Мексиканском заливе и в Карибском море. Внезапное применение мин и слабая противоминная оборона вызывали серьезные потери. На поставленной фашистской лодкой 12 июня минной банке из 15 мин на фарватере у Чесапикского залива погибли танкер и эскадренный миноносец. Несколько судов получили повреждения.

Мины не только причиняли непосредственный ущерб, но и вызывали большое напряжение тральных сил и сокращение оборачиваемости судов.

Не имея заранее разработанных планов защиты своего прибрежного судоходства, американский флот оказался неподготовленным ни материально, ни морально к борьбе с немецкими подводными лодками. За первые шесть с половиной месяцев 1942 г. немецкие подводники потопили у берегов США 360 судов общим тоннажем 2,25 млн. брт, потеряв при этом 8 подводных лодок. Это был самый высокий результат действий лодок за относительно короткий период второй мировой войны. Вследствие этого война на короткое время непосредственно приблизилась к берегам Соединенных Штатов Америки. Почти каждую ночь пылали танкеры на прибрежных коммуникациях. Принятые военным командованием США меры по усилению противолодочной обороны постепенно стали давать результаты. Вскоре немецкие подводные лодки были оттеснены от американского побережья. Всевозраставшая активность противолодочных сил США вынудила гитлеровское командование отвести подводные лодки в центральную часть Северной Атлантики, где практически отсутствовало прикрытие конвоев с воздуха. Победа в конечном счете осталась за системой конвоев и: силами противолодочной обороны, но, по признанию американских специалистов, это была «одна из самых дорогостоящих побед, известных в истории войны на море» {391}.

Со второй половины года развернулись групповые действия подводных лодок против англо-американских конвоев, преимущественно к югу от Гренландии и в районе Азорских островов. И если еще в августе в этих районах было 12 немецких лодок, а в американских водах — до 26, то с сентября картина стала резко меняться. К концу октября в океане действовала 71 подводная лодка: между Гренландией и Азорскими островами находились 42 подводные лодки, в «атлантической узкости» между Африкой и Бразилией и в восточной части Карибского моря — 16, у побережья Центральной Африки — 6, в районе мыса Доброй Надежды — 7. Кроме того, 28 подводных лодок были на переходах в свои базы и из баз в районы боевых действий {392}.

Весной и летом основной маршрут североатлантических конвоев проходил у берегов Гренландии. Его прикрывала авиация с аэродромов Исландии и Ньюфаундленда. Вначале эту задачу решали одиночные самолеты, появлявшиеся над конвоем один-два раза в сутки. Однако летом, [351] количество их возросло, что позволило более надежно обеспечивать противолодочную оборону. К тому же появились самолеты, радиус действия которых приблизился к 600 милям. Тем не менее к середине 1942 г. флот все еще очень нуждался в поддержке авиации. Из необходимых 1940 самолетов в его распоряжении находилось только 947. Рассмотрев этот вопрос, комитет начальников штабов Великобритании констатировал: «Действия подводных лодок против английского судоходства достигли масштабов, не подлежащих контролю имеющимися силами. Они серьезно подрывают не только нашу экономику, но и стратегию. Более того, недостаток поддержки с воздуха ограничивает оборонительные действия флота и срывает блокаду» {393}. Однако наращивание авиации берегового командования шло медленно.

Одной из главных проблем, стоявших перед США и Великобританией при защите коммуникаций в открытой части Атлантического океана, являлась организация базирования авиации и противолодочных кораблей вблизи маршрутов конвоев. В этих целях наряду с основными базами стали широко использоваться острова: Вест-Индские, Бермудские, Азорские, Ньюфаундленд, Гренландия, Исландия. Расширением сети баз противолодочных сил преследовалась цель — сократить до минимума площадь районов, не контролируемых авиацией. Особенно большое значение имело создание баз для противолодочных сил на островах в Атлантике. В результате важнейшие коммуникации в северной части океана на всем их протяжении прикрывались силами противолодочной обороны, базировавшимися в Исландии, Гренландии и Канаде. В западной части Атлантического океана наибольшее значение в борьбе с немецкими подводными лодками имела база Сент-Джонс, созданная и укрепленная канадскими вооруженными силами на Ньюфаундленде.

Летом 1942 г. промышленность союзников увеличила поставки кораблей и самолетов для борьбы с подводными лодками. В целях упорядочения системы конвоев вся Северная Атлантика была разделена на три зоны: западную — от мыса Код (США) до меридиана 52° з. д., центральную океанскую — между меридианами 52 и 22° з. д. и восточную — от меридиана 22° з. д. до Британских островов. Каждая обслуживалась группой эскортных кораблей, базировавшихся на американские, канадские и английские базы. Смена сил охранения конвоев проходила на границах зон в заранее определенных точках («вестомп» и «истомп»). Эскортная группа западной зоны состояла из американских и канадских кораблей, базировавшихся на Бостон (США). Воздушное прикрытие обеспечивали американские самолеты с аэродромов Новой Англии и базы Ардженшия, а также канадские самолеты с баз Ярмут, Галифакс и Сидней. В эскортную группу центральной океанской зоны входили американские, английские, канадские, польские и французские корабли, действовавшие из Ардженшии и Сент-Джонса (остров Ньюфаундленд); прикрытие с воздуха обеспечивала авиация ВМФ США с баз Ардженшия и Исландии и канадская авиация с баз Торбей и озера Гандер (остров Ньюфаундленд). Эскортная группа восточной зоны состояла только из английских кораблей; воздушное прикрытие осуществлялось английскими самолетами с ирландских и шотландских аэродромов.

Важным районом борьбы с немецкими подводными лодками являлся Бискайский залив, где против выходивших из французских баз и возвращавшихся туда немецких подводных лодок начали действовать английские противолодочные самолеты.

В ходе конвоирования наиболее результативными оказались совместные действия авиации и кораблей охранения, а из технических средств — радиолокация, [352] применявшаяся с береговых станций, кораблей и самолетов.

В сентябре 1942 г. немецким специалистам удалось создать для подводных лодок радиолокационный приемник «Метокс». Он засекал работу английских радиолокаторов, установленных на самолетах или кораблях в радиусе до 40 миль. Вследствие этого результаты поиска лодок значительно снизились, поскольку они успевали погрузиться до того, как входили в зону действия локаторов. Однако после создания союзниками радиолокаторов сантиметрового диапазона немецкие поисковые приемники оказались не эффективными.

В центральной части Северной Атлантики для перекрытия маршрутов конвоев немецкие подводные лодки стали действовать группами, называвшимися «волчьими стаями». Они формировались западнее Британских островов и двигались в направлении США, проводя поиск на основных трассах движения конвоев. Иногда в зоне следования конвоев обнаруживалось до десяти подводных лодок. В некоторых случаях противнику удавалось создавать в Северной Атлантике одновременно по две завесы от 10 до 25 лодок каждая. В связи с усилением охранения конвоев тактика завес — «волчьих стай» — претерпела некоторые изменения. Ведение разведки конвоев возлагалось на специально выделенные одиночные подводные лодки. Обнаружив конвой, лодка-разведчик не атаковала, а следила за ним. После установления контакта с конвоем лодки ждали общего сигнала атаки с берегового командного пункта. Иногда выделялась одиночная лодка с целью отвлечь своими радиопередачами часть сил охранения и облегчить тем самым атаки остальных подводных лодок. Летом 1942 г. немецкие подводники добились значительных успехов. За три месяца (май — июль) на всех театрах, и главным образом в Атлантике, им удалось потопить 365 судов общим тоннажем 1783,5 тыс. брт {394}. Но к концу года, впервые за время войны, потери судов США, Великобритании и союзных стран восполнялись вновь построенными судами. В дальнейшем строительство судов значительно превосходило их потери.

Осенью наряду с действиями в центральной части Атлантики большие немецкие подводные лодки были направлены к южному побережью Африки. Они проявили особую активность на оживленном участке коммуникации Кейптаун — Дурбан, где противолодочные силы были слабыми. Пять подводных лодок за три недели октября уничтожили в этом районе 24 судна (в том числе 3 океанских лайнера) общим водоизмещением 161 121 брт {395}. Это вынудило англо-американское командование направить сюда корабли и самолеты из Северной Атлантики. Через опасные районы суда стали ходить только в составе конвоев. Однако наладить надежную противолодочную оборону в этой части океана союзникам в 1942 г. не удалось. В том же году немецкое командование вывело в океан для действий на удаленных коммуникациях три надводных рейдера. Сокращение их числа по сравнению с предыдущим годом было обусловлено невосполнимыми потерями и трудностями выхода из немецких баз в океан. Наиболее сложным являлось скрытное преодоление зон Бискайского залива и Ла-Манша, где немецкая авиация уже утратила свое безраздельное господство.

В 1942 г. в Южной Атлантике и в Индийском океане действовали вспомогательные крейсеры Германии «Тор», «Мишель» и «Стир». Первый из них с начала мая до сентября уничтожил и захватил в центральной части Индийского океана пять судов, после чего ушел в Японию и в ноябре затонул в порту Иокогама от происшедших на нем взрывов. Рейдер [353] «Мишель», выйдя из Киля в марте, действовал в Южной Атлантике и в юго-западной части Индийского океана до конца года и только в марте 1943 г. вошел в японский порт Кобе. За время рейдерства им было потоплено 13 судов общим тоннажем 87 тыс. брт. Менее удачными были действия вспомогательного крейсера «Стир». С мая по сентябрь он уничтожил в Южной Атлантике 4 транспорта, но 27 сентября у берегов Бразилии был потоплен вооруженным американским транспортом.

Летние и осенние месяцы 1942 г. были критическими в борьбе на атлантических коммуникациях. США и Великобритания понесли наибольшие за войну потери в торговом тоннаже. Среднемесячные потери флотов составили свыше 560 тыс. брт. В то же время значительно возросло и количество уничтоженных фашистских подводных лодок, которые даже в центральной части Атлантики уже не могли действовать безнаказанно.

Оглавление. Провал агрессивных планов фашистского блока

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.