Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Боевые действия в водах Великобритании и Северной Франции в 1942 г.

Прорыв немецкой эскадры из Бреста в феврале 1942 г. ослабил напряжение английских морских и воздушных сил и позволил переключить значительную их часть на активные действия вблизи побережья Западной Европы и защиту прибрежного судоходства.

С весны английское командование активизировало действия военно-морских и воздушных сил, особенно авиации берегового командования, на прибрежных коммуникациях противника и в борьбе с подводными лодками в прибрежной зоне. По мере накопления опыта, увеличения и улучшения самолетного парка результативность воздушных атак возрастала. Если за первые четыре месяца 1942 г. было потоплено 5 судов противника (потери при этом составили 55 самолетов), то в мае — уже 12 судов при потере 43 самолетов {413}.

Значительно расширились и активные минные постановки английской авиации бомбардировочного и берегового командований. За семь месяцев на минах подорвалось 150 вражеских судов общим тоннажем более 148 тыс. брт. Потери английской минно-торпедной авиации при этом были все еще велики — 118 самолетов {414}.

Английский конвой в Тихом океане. Вторая мировая война
Английский конвой в Тихом океане

Наряду с действиями на прибрежных коммуникациях авиация берегового командования широко привлекалась для борьбы с подводными лодками в прибрежной зоне. Были созданы две авиагруппы: 15-я и 19-я. Первая базировалась на северных аэродромах Великобритании и блокировала выходы немецких лодок через Северное и Норвежское моря; вторая — на аэродромах южной части Великобритании и вела поиск подводных лодок в Бискайском заливе.

До лета 1942 г. результативность авиационного поиска подводных лодок была невысокой. Однако после установки на самолетах «Веллингтон» улучшенных радиолокаторов и бортовых прожекторов «Ли» эффективность [360] поисков значительно возросла. В июне в Бискайском заливе самолетом была обнаружена и уничтожена первая немецкая подводная лодка. В дальнейшем усиление противолодочной борьбы в прибрежной зоне шло главным образом путем привлечения американских самолетов Б-24 «Либерейтор» и «Каталина» с большой дальностью полета. Немецко-фашистское командование было вынуждено бросить для борьбы с патрульными самолетами над Бискайским заливом самолеты Ю-88 за счет почти полного прекращения их действий на морских и океанских коммуникациях США и Великобритании.

На немецких прибрежных коммуникациях, в Северном море и в Ла-Манше действовали английские легкие («москитные») силы. Повышение их активности вынудило противника перейти к перевозкам методом «перетекания» судов от порта к порту в ночное время. Суда с наиболее ценными грузами шли в конвоях, широко использовавших условия малой видимости. Английские силы, как правило, действовали против конвоев недостаточно решительно, поэтому немецкие потери в судах были незначительными.

По мере накопления сил и достижения превосходства в воздухе и на море английское командование стало организовывать охоту за особо важными целями. Так, немецкий вспомогательный крейсер «Комет» при попытке пройти 14 октября через Ла-Манш был потоплен английскими эскадренными миноносцами и торпедными катерами к западу от Шербура.

Военно-политическое руководство США и Великобритании, отказываясь от своего обещания открыть второй фронт в Западной Европе в 1942 г., ссылалось главным образом на нехватку сил и средств. Однако, понимая, что для общественного мнения эти доводы недостаточно убедительны, оно искало новые аргументы, чтобы оправдать свою линию поведения. Так, у английской стороны возникла идея рейда на Дьепп, имевшая явно политическую окраску. Даже некоторые буржуазные исследователи признают, что цель рейда состояла в том, чтобы показать невозможность открытия второго фронта в 1942 г. {415}. Усиление активности союзников в прибрежных водах Западной Европы, в том числе и высадка десанта в Дьепп, являлись также мерами оперативной маскировки подготовки десанта в Северную Африку.

Разработкой общего плана разведывательно-диверсионной операции, получившей название «Джубили», занималось управление морских десантных операций Великобритании. 27 июля английский комитет начальников штабов издал директиву, согласно которой проведение рейда намечалось на август. По замыслу операции морской десант должен был высадиться в районе Дьеппа, уничтожить некоторые береговые батареи и радиопеленгаторы, захватить пленных и, произведя разведку обороны противника, возвратиться в Великобританию.

В состав десанта были включены две бригады канадских войск и танковый полк (всего около 5000 человек и 55 танков), части английской морской пехоты (более 1000 человек), подразделение американских разведчиков-диверсантов «Рейнджер» (50 человек). Командиром десанта был назначен канадский генерал Дж. Роберте. Морские силы в десантной операции состояли из 8 эскадренных миноносцев, 9 пехотно-десантных кораблей, 39 кораблей и катеров прибрежного действия, 2 вспомогательных судов, а также 179 единиц десантно-высадочных средств. Командиром соединения кораблей был назначен английский капитан 1 ранга Дж. Хьюджес-Холлет. Авиационное обеспечение десанта возлагалось на 11-ю авиагруппу истребительного командования ВВС Великобритании. [361]

Рейд, как и планировалось, начался и закончился 19 августа. Еще до подхода к пунктам высадки один из десантных отрядов встретился с конвоем противника и в завязавшемся бою с силами охранения транспортов потерял часть своих десантно-высадочных средств. Это столкновение вблизи берега позволило противнику привести в боеготовность свою оборону и в значительной степени затруднить высадку и действия десанта на берегу. Тем не менее свои ограниченные задачи разведывательно-диверсионного характера он выполнил, хотя и понес большие потери в технике и личном составе — в основном пленными. В ходе операции были потеряны 4350 человек, один эскадренный миноносец, 33 единицы десантно-высадочных средств, 33 танка и 106 самолетов. Потери противника составили до 600 человек и 48 самолетов {416}.

На Западе немало пишут об «огромных» жертвах в ходе проведения Дьеппской операции, о нерешенных ею задачах и о том, что десанту не удалось закрепиться на берегу. В действительности провал потерпела не сама операция, а политические цели ее организаторов, намеревавшихся показать с ее помощью невозможность открытия второго фронта в 1942 г. Старательно замалчивая истинные цели рейда на Дьепп, западные историки неправомерно приравнивают его к крупной морской десантной операции. Однако этот рейд не опроверг, а, наоборот, подтвердил возможность создания второго фронта в Западной Европе в 1942 г. Даже при потере десантом внезапности немецко-фашистские войска не смогли воспрепятствовать его высадке, хотя по численности он был относительно небольшим. Для отражения крупного десанта немецко-фашистское командование в то время не располагало на Западе нужным количеством сухопутных, воздушных и тем более морских сил.

На прибрежных морских коммуникациях Великобритании действовали небольшие группы немецких самолетов и легкие силы флота, которые наряду с постановкой мин проводили поиск и атаки одиночных транспортов и конвоев союзников. В первой половине 1942 г. превосходство в военно-морских и воздушных силах в прибрежной зоне перешло к Великобритании. Немецкие морские и воздушные силы действовали у английских берегов только эпизодически, а к середине года их торпедные катера из-за возросшей опасности атак английских самолетов вынуждены были ограничиваться ночными действиями. Потери английских транспортных судов в этих районах не оказывали существенного влияния на общие результаты борьбы в Атлантике.

Легкие силы флота Германии на Западе были ослаблены и из-за частичной переброски кораблей на прилегавшие к советской территории морские театры. Поэтому немецко-фашистское командование стремилось путем периодического перебазирования кораблей из французских баз в Ла-Манше в голландские базы на Северном море достичь внезапности применения сил в районах, где английское командование не ожидало их активности. В то же время последнему удалось выдвинуть линию патрулирования катеров и канонерских лодок, оснащенных радиолокаторами, на восемь миль дальше основного пути следования судов у восточного и юго-восточного побережья Великобритании. Хорошо налаженная информация по радио обеспечивала концентрацию сил для отражения отдельных рейдов противника на прибрежные коммуникации.

В действиях на прибрежных маршрутах не добилась значительных результатов и германская авиация. За шесть месяцев (май — октябрь) было произведено свыше 4,9 тыс. самолето-вылетов на прибрежные коммуникации Великобритании, но потоплено всего девять судов, главным образом рыболовных. [362]

Более эффективно использовалось в прибрежной зоне минное оружие. В летне-осенний период 1942г. авиация противника сделала около 600 самолето-вылетов на минные постановки. Но к этому времени уже были разработаны способы борьбы с новыми неконтактными минами, промышленность наладила массовое строительство тральщиков. К сентябрю английские военно-морские силы имели в водах метрополии свыше 800 тральщиков {417}. За год они обезвредили свыше 700 донных и около 160 якорных мин.

Общие потери транспортного флота в прибрежных водах Великобритании с мая по ноябрь от всех видов оружия составили 40 судов общим тоннажем более 100 тыс. брт {418}, при этом почти половина судов подорвалась на минах.

* * *

Борьба в Атлантике и в Западной Европе весной, летом и осенью 1942 г. проходила в период ожесточенных сражений на советско-германском фронте, где противник нес огромные потери. Провал стратегических планов Германии в войне против Советского Союза вынуждал гитлеровское командование непрерывно перебрасывать сухопутные войска и авиацию из Западной Европы на Восток, а также пересматривать первоначальную дислокацию своего флота.

Ослабление сил Германии на Западе непосредственно повлияло и на ход военных действий в Атлантике. Поскольку немецко-фашистское руководство было вынуждено направлять на советско-германский фронт преобладающую часть ресурсов вермахта, оно не могло выделить достаточных сил для решения важных задач на Атлантическом театре военных действий и в прибрежных районах Западной Европы. Тем самым для Великобритании и США создались благоприятные условия для накопления на Британских островах крупных группировок сухопутных войск и авиации, а также материальных средств для последующего их использования в борьбе против Германии.

Действия бомбардировочной авиации союзников по объектам Германии и оккупированных ею стран Европы оказались менее эффективными, чем ожидалось, и не смогли серьезно подорвать военно-экономический потенциал «третьего рейха». «Воздушное наступление» англо-американской авиации в 1942 г., по существу, явилось лишь своего рода репетицией накануне более серьезных стратегических ударов авиации США и Великобритании по агрессору в последующие годы войны. Летом господство в воздухе над Западной Европой перешло к союзникам, что создавало благоприятные условия для проведения десантных и других операций.

Основной задачей, которую стороны решали в этот период, была борьба за атлантические коммуникации. Германия продолжала успешно осуществлять серийную постройку подводных лодок, которые были практически единственным средством напряженной борьбы на этих важных коммуникациях. Но рост числа действующих лодок и повышение их качественного состояния тормозились из-за перестройки военного производства в целях удовлетворения потребностей вооруженных сил на советско-германском фронте.

В мае — октябре действия противника в Атлантике по уничтожению транспортных судов США и Великобритании были самыми результативными за всю войну. За шесть месяцев потери этих стран и нейтральных государств в водах Атлантического океана и прилегающих к нему морей [363] (кроме Средиземного) составили 676 судов общим тоннажем около 3,5 млн. брт. {419}, из которых 85 процентов — от действий немецких подводных лодок. В то же время среднемесячные потери подводных лодок выросли в три раза. Если за первое полугодие германские подводные силы потеряли 22 лодки, то за второе — 66 (в мае — октябре было потоплено 55) {420}.

Осенью 1942 г. фашистские подводные лодки были вытеснены из прибрежной зоны западной части Атлантического океана и перенесли свои действия в его центральный и южный районы Даже большие лодки, действовавшие в удаленных южных районах Атлантики, нуждались в регулярном обеспечении топливом и боеприпасами Однако специальных лодок снабжения в германском флоте не хватало, не говоря уже о том, что их выход в море через блокируемую зону становился затруднительным.

Героическая борьба советского народа, отвлекавшая главные силы фашистского блока, дала возможность США и Великобритании в относительно спокойной обстановке развернуть массовое строительство торговых судов. К концу года количество построенного тоннажа превысило его потери.

Оглавление. Провал агрессивных планов фашистского блока

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.