Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Политика сражающейся Франции в 1942-1943 гг.

Период с ноября 1942 г. по май 1943 г. был для движения «Сражающаяся Франция» тяжелым и сложным. Президент США, отказывавшийся признать французское Сопротивление движением национального возрождения французского народа, свое отношение переносил и на «Сражающуюся Францию» 4. Дипломатические маневры США и в определенной степени Великобритании серьезно затруднили деятельность этой организации.

Реальную политическую поддержку де Голлю оказывало только Советское правительство. В коммюнике, опубликованном 29 сентября 1942 г., оно признало Французский национальный комитет «Сражающейся Франции» «единственным органом, обладающим правом организовывать участие в войне французских граждан и французских территорий и представлять их интересы при правительстве Союза Советских Социалистических Республик...» 5.

Что касается правительства США, то оно избегало под различными предлогами официального признания организации «Сражающаяся Франция», а Великобритания существенно сужала это понятие. Даже об операции «Торч» — высадке своих войск в североафриканских владениях Франции они сообщили де Голлю лишь утром 8 ноября, когда она уже осуществлялась.

1 W. Сhuгсhi11. The Second World War, vol. IV, p. 636—637.

2 Ibid., p. 717—718.

3 A. E d e n. The Memoirs. The Reckoning, p. 376.

4 «Revue d'histoire moderne etcontemporaine», t. XVIII, avril — juin 1971, p. 235.

5 Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Документы и материалы. М., 1959, стр. 97.

Глава «Сражающейся Франции» выразил возмущение по этому поводу в состоявшейся в тот же день беседе с Черчиллем и Иденом Однако, учитывая слабость своих позиций и необходимость солидарности в борьбе с общим врагом, он выступил по лондонскому радио с призывом ко всем французам, находившимся в Северной Африке, присоединяться к союзникам «без всяких оговорок» 1.

Но проявление лояльности де Голлем не встретило понимания со стороны Вашингтона. Рузвельт решительно воспротивился планам переезда в Алжир комитета «Сражающаяся Франция» и создания на его основе французского временного правительства. 13 ноября генерал Эйзенхауэр объявил верховным комиссаром и «главой государства Северной Африки» профашистски настроенного адмирала Дарлана, к которому присоединились вишистские губернаторы африканских колоний Франции — Щ. Но-гес, И. Шатель, Ж. Бержере, П. Буассон, а также генерал Жиро, назначенный командующим вишистской армией в Африке. 15 ноября Дарлан «от имени маршала Петэна» объявил об установлении новой власти.

Комитет «Сражающаяся Франция» решительно протестовал против сотрудничества США с вишистами. В коммюнике, опубликованном 16 ноября, говорилось: «Генерал де Голль и Французский национальный комитет заявляют, что они не принимают никакого участия в переговорах, которые ведутся в Северной Африке с представителями Виши, и не берут на себя никакой ответственности за них. Если эти переговоры приведут к решениям, результатом которых будет закрепление режима Виши в Северной Африке, то эти решения не будут приняты «Сражающейся Францией» 2.

Однако это заявление не было принято во внимание правительством США. Оно подписало с Дарланом соглашение о сотрудничестве и получило при этом значительную экономическую выгоду. Рузвельт, принимая представителей «Сражающейся Франции» и отвечая на их протесты, заявил: «Конечно, я договорился с Дарланом, раз Дарлан дал мне Алжир! Завтра я вступлю в переговоры с Лавалем, если Лаваль даст мне Париж!»3 Соображениями военной целесообразности пытались оправдать соглашение с Дарланом и другие американские политические деятели 4. В действительности военные мотивы тесно переплетались с политическими, с намерением установить политический и экономический контроль над французскими колониальными территориями 5.

В подготовке соглашения американского командования с Дарланом правительство Великобритании не принимало участия, но премьер-министр санкционировал его и на секретной сессии парламента (10 декабря 1942 г.) даже защищал от резких нападок 6. Тем не менее Форин офис был глубоко встревожен, и главным образом потому, что американо-французская договоренность не оставляла британской дипломатии больших шансов для оказания влияния на события во Французской Африке и в самой Франции.

Британское правительство, не желая терять контроль за положением в Северной Африке, предложило создать какой-либо политический орган при штабе главнокомандующего союзными войсками. 15 декабря 1942 г.

1 Ш. д е Голль. Военные мемуары, т. 2, стр. 459.

2 Там же, стр. 475—476.

3 Цит. по: Ш. д е Голль. Военные мемуары, т. 2, стр. 60.

4 М. Ноward. Grand Strategy, vol. IV, p. 174.

5 На совещании начальников штабов 7 января 1943 г. Рузвельт подчеркнул, что он как президент не готов выдать какие-либо заверения о восстановлении французской колониальной империи, а некоторые колонии, например Индокитай, не должны быть возвращены Франции.

6 W.Churehill. The Second World War, vol. IV, p. 572—576.

Рузвельт согласился назначить Мэрфи своим личным представителем (в ранге посланника) в ставке генерала Эйзенхауэра. Англичане соответственно учредили пост посланника-резидента, назначив на него Макмиллана. В его ведение были отданы все политические вопросы, и британское правительство «получило возможность оказывать прямое влияние на ход событий в Алжире» 1.

Положение «Сражающейся Франции» в лагере западных союзников оказалось чрезвычайно сложным. Правда, в конце 1942 г. она имела и определенные успехи. Под ее власть перешли острова Мадагаскар и Реюньон, а затем Сомали. Войска «Сражающейся Франции» успешно действовали в Ливии и захватили Феццан — важный пункт, через который осуществлялась связь между Тунисом и Экваториальной Африкой.

Но главное внимание де Голля и членов комитета было обращено на Алжир. Установленный здесь своеобразный американо-вишистский режим вызывал все большее недовольство со стороны деголлевцев, всех участников французского Сопротивления и даже самих вишистов. Американская печать обвиняла президента Рузвельта в беспринципном отношении к ярому стороннику Гитлера. Да и само правительство США было разочаровано деятельностью Дарлана. В этих условиях де Голль направил в Алжир своего представителя. Формально он был послан для переговоров с Дар-ланом о формах сотрудничества «Сражающейся Франции» с его режимом, а фактически для того, чтобы побудить его отказаться от власти и передать ее де Голлю. Дарлан резко отклонил все предложения такого рода и приказал выслать из Алжира представителя «Сражающейся Франции».

Одновременно де Голль предпринял попытки оказать воздействие на правительство Великобритании, а через него и на США, с тем чтобы добиться удаления Дарлана, признания себя единственным официальным представителем Франции и передачи Северной Африки под его контроль. Для этого он использовал различные пропагандистские средства, противопоставляя линию поведения американцев в Северной Африке тем целям, ради которых народы вели борьбу с фашизмом. Он энергично расширял связи со всеми течениями внутреннего Сопротивления, в том числе и с руководством Французской коммунистической партии, стремясь использовать роль номинального руководителя этого движения для укрепления своих международных позиций. В то же время де Голль в контактах с Руководителями США и Великобритании, а также в пропаганде все настойчивее выдвигал тезис, согласно которому только он со своим комитетом — зародышем будущего французского правительства может спасти Францию от коммунизма, тогда как поддерживаемые американцами вишистские правители Северной Африки лишь усилят влияние коммунистов . Неожиданное событие в конце декабря 1942 г. резко изменило обстановку в Северной Африке. 24 декабря 20-летний француз Ф. Шапель застрелил Дарлана. До сих пор не известно, по поручению кого и какой политической организации он действовал. К тому же с необычайной поспешностью состоялся суд, и наутро Шапель был расстрелян.

Сразу же, 25 декабря, де Голль направил Жиро телеграмму: «Предлагаю вам, генерал, встретиться со мной как можно скорее на француз-кой территории — в Алжире или на территории Чад. Мы обсудим меры, которые помогли бы объединить под временной центральной властью все Французские силы как внутри, так и вне страны и все французские территории, способные бороться за дело освобождения и спасения Франции» 3.

1 M.Howard. Grand Strategy, vol. IV, p. 177—179.

2 Ш. де Голль. Военные мемуары, т, 2, стр. 64.

3 Там же, стр. 85.

Де Голль был уверен, что американцы на место Дарлана поставят Жиро. Именно так и произошло. 26 декабря Жиро занял пост «гражданского и военного главнокомандующего» Северной Африкой. Вскоре де Голль получил от него уклончивый ответ. Жиро писал, что «нынешняя атмосфера не благоприятствует нашей встрече», но предлагал направить в Алжир представителя «Сражающейся Франции» для налаживания сотрудничества между войсками двух генералов, которые теперь сражались в Северной Африке против общего врага. Де Голль немедленно направляет новую телеграмму Жиро, снова настаивая на встрече. В дополнение к этому 2 января 1943 г. де Голль, чтобы приобрести поддержку общественного мнения, выступил с публичным заявлением, в котором обрисовал всю сложность обстановки для Франции, сообщил о сделанных им Жиро предложениях. Выступление вызвало резкое недовольство в Вашингтоне. 6 января под диктовку американцев Жиро сообщил де Голлю, что может встретиться с ним не раньше конца января.

17 января де Голль получил от Черчилля из Марокко телеграмму, в которой британский премьер-министр сообщал, что имеет возможность устроить ему секретную встречу с Жиро, и просил срочно прибыть для этого в Касабланку. От Идена де Голль узнал, что в Марокко находится также президент Рузвельт. Де Голль, заподозрив лидеров США и Великобритании в закулисной игре против него, отказался от встречи, ссылаясь на то, что дело объединения французов лучше решать самим французам, а атмосфера весьма высокого союзного ареопага вокруг переговоров Жиро с ним не способствует наилучшим образом достижению эффективного соглашения 1.

Через два дня де Голль получил вторую телеграмму от Черчилля, в которой передавалось официальное приглашение Рузвельта срочно прибыть на переговоры и содержалась угроза в случае очередного отказа прекратить защиту интересов «Сражающейся Франции» перед США. На этот раз де Голль ответил согласием, хотя и высказал ряд серьезных оговорок. Отправился генерал в Марокко, по его признанию, с «нарочитой медлительностью» и прибыл туда только 22 января. Сначала де Голль встретился с генералом Жиро. Последний — один из самых консервативных и ограниченных представителей высшей военной касты — заявил де Голлю, что он никогда не читает газет, не слушает радио и не желает заниматься политикой. Из беседы выяснилось, что Жиро совершенно не понимает смысла движения Сопротивления, ничего не имеет против Виши и готов во всем подчиняться американцам. Естественно, общего языка генералы не нашли.

Затем де Голль встретился с Черчиллем и в беседе с ним выяснил, какого рода «урегулирование» французской проблемы хотят ему навязать. Для управления французскими колониями предполагалось создать комитет, возглавляемый Жиро, де Голлем и генералом Ж. Жоржем (единомышленником Жиро), а его членами назначить вишистов Ногеса, Буас-сона, Бержере и М. Пейрутона. При этом лидер «Сражающейся Франции» оказался бы в меньшинстве среди ярых вишистов и автоматически терял право представлять Францию. Союзники же его именем хотели прикрыть крайне одиозный состав комитета, вызывавший возмущение французов. Основную ставку американцы по-прежнему делали на Жиро, считая его весьма удобной для себя фигурой. «Я уверен, — телеграфировал 18 января из Касабланки Рузвельт Хэллу,— что он (Жиро.— Ред.) пойдет на все наши условия» 2.

1 Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., стр. 478.

2 FRUS. The Conferences at Washington, 1941-1942, and Casablanca 1943, p. 816.

24 января, перед отъездом из Касабланки, Рузвельт имел краткую беседу с Жиро и в секретном соглашении (так называемом «меморандуме Лнфа») подтвердил его положение как гражданского и военного главнокомандующего со ставкой в Алжире. Имя де Голля в этом документе вообще не фигурировало 1. Последний отверг американский проект, заметив при этом, что о нем вообще нельзя говорить серьезно.

Состоявшаяся затем встреча де Голля с Рузвельтом окончилась безрезультатно, если не считать холодного обмена протокольными любезностями. Ничего положительного не дали и последующие беседы де Голля с Жиро, Мэрфи и Черчиллем 2.

Естественно, что после встречи в Касабланке отношение правительств США и Великобритании к де Голлю стало еще более холодным. Однако это не смущало его, поскольку сам факт приглашения руководителя «Сражающейся Франции» на переговоры ясно показал, что Вашингтон и Лондон в нем нуждаются и теперь не могут обойтись без него. Обнаружилась также слабость американской политики опоры на вишистов. Не случайно наиболее дальновидные политики из окружения Жиро, такие, как Ж. Моннэ, Р. Мейер, Кув де Мюрвиль и другие, начали проявлять склонность к переходу на сторону де Голля. Он получил поддержку и некоторых крупных довоенных политических деятелей, занимавших патриотическую позицию. Свое доверие де Голлю как главе будущего временного правительства Франции выразили Л. Блюм, Ж. Мандель, Ж. Поль-Бонкур, Э. Эррио.

В своих весьма сложных отношениях с США и Великобританией «Сражающаяся Франция» опиралась также на поддержку СССР. Об этом свидетельствуют многие факты. Например, 26 марта 1943 г. представитель де Голля в Москве Р. Гарро в беседе с народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым говорил: «Французский национальный комитет весьма признателен Советскому правительству, в позиции которого он черпает для себя чувство ободрения. Без этого ободрения «Сражающаяся Франция» не пережила бы трудных ноябрьских дней, когда в Африке делались попытки создать другое правительство с силами более значительными, чем силы национального комитета» 3.

Учитывая сложившуюся обстановку, правящие круги США и Великобритании пришли к выводу о невозможности дальнейшего отстранения де Голля 4. Так были подготовлены условия для укрепления международного положения «Сражающейся Франции» и привлечения ее лидеров к формированию центральной французской власти в Алжире. Борьба за положение «Сражающейся Франции» и расширение ее влияния на освобождаемую в Северной Африке территорию французских колоний отражала всю сложность империалистических противоречий в этом районе мира и еще раз показала правильность политической линии Советского Союза, направленной на поддержку всех сил, активно борющихся с фашизмом.

* * *

Успехи на главном фронте войны оказали большое влияние на развитие международных отношений, подняли на огромную высоту политический авторитет Советского Союза, без участия которого теперь не могла быть решена ни одна важная международная проблема.
 
1 FRUS. The Conferences at Washington, 1941 — 1942, and Casablanca, 1943, p. 825—826.

2 J.Duroselle. Histoire diplomatique de 1919 a nos jours. Paris, 1962, p. 428.

3 Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., стр. 118.

4 Хотя даже в марте 1943 г. Рузвельт считал, что «Франция определенно не станет снова перворазрядной державой (по крайней мере в течение 25 последующих лет!)» (С. Н и 1 1. The Memoirs, vol. 2, p. 1596).

Советское правительство не жалело усилий для сплочения всех участников антигитлеровской коалиции и стремилось ускорить начало совместных с Великобританией и США боевых действий в Европе с целью скорейшего разгрома фашистской Германии. На этом этапе войны в состав антифашистской коалиции вошли новые государства Азии, Африки и Латинской Америки. Советский Союз оказывал всестороннюю поддержку всем свободолюбивым народам, боровшимся с силами агрессивного блока.

Однако различия в общественно-политическом строе, непримиримые классовые противоречия определяли и разные способы достижения конечной цели государствами антифашистской коалиции. Если Советский Союз вкладывал в борьбу с фашистской Германией все свои силы и средства, то США и Великобритания уклонялись от активных действий против главной силы агрессивного блока, откладывая сроки открытия второго фронта в Западной Европе и нарушая обязательства по ленд-лизу.

Но в конечном итоге развитие отношений СССР с США и Великобританией предопределялось тем, что они были связаны имевшей для них жизненно важное значение и объединявшей их целью — одержать победу над общим врагом. Необходимость всемерного укрепления коалиции все больше стали понимать и реалистически мыслящие деятели западных союзников. Правящим кругам США и Великобритании в свете новых побед советского оружия становилось очевидно, что от продолжения и упрочения военного сотрудничества с Советским Союзом решительным образом зависит успех борьбы их собственных вооруженных сил с державами фашистского блока. Из этого и вытекало сотрудничество трех держав, широкое распространение духа взаимопонимания среди самых широких масс населения этих стран. Рост симпатий народов США и Великобритании к советскому народу, восхищение его титанической борьбой против гитлеровских орд оказывали положительное влияние и на официальную политику правительств США и Великобритании.

Таким образом, в результате замечательных побед Советских Вооруженных Сил зимой 1942/43 г. и твердой последовательной внешней политики Советского Союза, направленной на объединение и наиболее полную мобилизацию всех демократических сил на быстрейший разгром фашистского блока, происходило укрепление антигитлеровской коалиции в целом и взаимоотношений между СССР, Великобританией и США в особенности. Это подорвало планы нацистского руководства Германии по расколу антифашистской коалиции, серьезно затруднило реакционным кругам Великобритании и США возможность сепаратных сделок с Германией, содействовало созданию боевого содружества народов крупнейших мировых держав, боровшихся против фашистской агрессии, способствовало консолидации антифашистских сил на всех континентах, значительно расширяло фронт всемирной борьбы против фашизма.

В то же время внутри антигитлеровской коалиции шла довольно острая борьба по ряду важных вопросов, особенно относительно скорейшего открытия второго фронта. Наиболее реакционные круги в США и Великобритании стремились прежде всего осуществить свои империалистические цели. Необходимы были новые усилия прогрессивных сил, и прежде всего Советского Союза, чтобы обеспечить дальнейшее упрочение коалиции, закрепить и сделать необратимым коренной перелом в ходе второй мировой войны.

Оглавление. Коренной перелом в войне

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.