Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Обстановка в Атлантическом океане весной 1943 г.

Сложившаяся в начале весны 1943 г. обстановка на коммуникациях в Атлантическом океане была неблагоприятной для союзников. В марте в результате действий вооруженных сил стран оси союзники потеряли на всех океанских и морских театрах 120 торговых судов тоннажем 693 тыс. брт. Из общего числа потерянных судов 108 потопили немецкие подводные лодки {1206}. В Атлантике немецкие подводные лодки уничтожили 76 судов {1207}. Германский флот потерял 16 лодок {1208}.

Почти две трети судов союзников и нейтральных стран, потопленных в первые двадцать дней марта подводными лодками, совершали переходы в составе конвоев между портами США, Канады и Англии. Это свидетельствовало о существенных упущениях в организации конвойной системы, хотя США и Англия придавали ей решающее значение при обеспечении обороны коммуникаций. Анализируя обстановку на Атлантическом театре, британское адмиралтейство пришло к выводу: «Немцы никогда не были так близки к полному нарушению коммуникаций между Старым и Новым Светом, как в первые двадцать дней марта 1943 года» {1209}.

Американские артиллеристы ведут огонь по японским войскам на Соломоновых островах. 1943 г.
Американские артиллеристы ведут огонь по японским войскам на Соломоновых островах. 1943 г.

Союзники принимали меры для усиления противолодочной обороны (ПЛО). На англо-американо-канадской конференции по вопросам конвойной службы в Атлантике, проходившей в Вашингтоне в марте 1943 г., было принято решение направить главные усилия противолодочной обороны на обеспечение безопасности конвоев в северной части океана, где проходили их основные коммуникации {1210}.

Немецкий военно-морской флот к 1 апреля имел 3 линкора, 8 крейсеров, 51 эсминец и миноносец, 429 подводных лодок, из них в боевой готовности 240. Большинство подводных лодок, действовавших в Атлантике, базировалось на захваченные оккупантами французские порты в Бискайском заливе, а остальные — на норвежские и германские. Так, в течение первых четырех месяцев 1943 г. 72 процента лодок, направлявшихся на боевое патрулирование в океан, выходило из французских баз. В марте на англо-американских коммуникациях ежедневно находилось [424] в среднем 100 подводных лодок {1211}. Они решали боевые задачи, как и прежде, без поддержки надводных кораблей и авиации. Военное руководство Германии, направляя на восточный фронт лучшие соединения авиации и непрерывно восполняя их огромные потери, не могло выделить необходимого количества самолетов для обеспечения действий подводных лодок в Атлантике. На этом театре гитлеровское командование не располагало даже достаточным количеством разведывательной авиации. Главнокомандующий немецкими военно-морскими силами гросс-адмирал К. Дениц говорил в 1943 г. фюреру: «Германские военно-морские силы в XX веке, веке авиации, должны были воевать без воздушной разведки, как будто авиации вообще не существовало» {1212}.

Показательными являются следующие данные: в 1943 г. германская промышленность выпустила около 25 тыс. самолетов, из них только 259 предназначались для флота {1213}. Столь незначительное их количество не могло существенно усилить флот.

В апреле — декабре немецкая авиация не потопила ни одного судна союзников в прибрежных водах Британских островов. В этот же период военно-воздушные силы Великобритании совершили 16 880 самолетовылетов для нанесения ударов по немецким коммуникациям и постановки мин в Бискайском заливе, проливах Ла-Манш и Па-де-Кале, Северном море, в результате чего было потоплено 150 судов (160 670 брт). Союзный флот значительно превосходил противника в надводных кораблях (таблица 18); англо-американской авиации в Атлантике «третий рейх» ничего не мог противопоставить.

Таблица 18. Состав военно-морских сил Великобритании, США и Германии на Атлантическом театре военных действий к 1 апреля 1943 г.

Классы кораблей

Великобритания {1214}

США {1215}

Германия {1216}

Линкоры и линейные крейсеры

6

4

3

Авианосцы

15

5

Крейсеры

19

11

8

Эсминцы, эскортные миноносцы и миноносцы

122

104

51

Подводные лодки

57

48

Около 400

Легкие силы германского флота на 1 апреля 1943 г. насчитывали 2835 кораблей (эсминцы, миноносцы, тральщики и др.). Из них 1070 кораблей (около 40 процентов) были в ремонте, проходили испытания и использовались в учебных целях {1217}. Остальные легкие силы флота применялись для защиты морских сообщений и побережья Франции, Бельгии, Голландии, Германии, Норвегии, Дании. Крупные немецкие надводные [425] корабли привлекались только для нарушения северных коммуникаций Советского Союза.

Немецко-фашистское командование учитывало, что усиление противолодочной обороны союзников может снизить эффективность действий подводных лодок. 11 апреля на совещании в гитлеровской ставке главнокомандующий военно-морскими силами предложил план ускоренного строительства подводных лодок и надводных кораблей, способных, по его мнению, наиболее успешно вести борьбу на коммуникациях. Принятой на этом совещании программой намечалось со второй половины 1943 г. строить ежемесячно в среднем 27, а со второй половины 1944 г. — 30 подводных лодок. Однако в связи с ростом потерь подводного флота в конце мая план строительства лодок пришлось увеличить до 40 в месяц. Для обеспечения своих морских сообщений предусматривалось в течение года построить 6 эскадренных миноносцев, 9 миноносцев, 72 торпедных катера, 74 тральщика, 72 катера-тральщика, 300 сторожевых и эскортных кораблей и 950 других малых судов {1218}.

Высадка союзных войск на мыс Глостер (остров Новая Британия). Ноябрь 1943 г.
Высадка союзных войск на мыс Глостер (остров Новая Британия). Ноябрь 1943 г.

Для выполнения плана кораблестроения требовались квалифицированная рабочая сила и материальные средства. Но о выделении их из ресурсов, предназначавшихся для армии, не могло быть и речи. Нельзя было обеспечить выполнение этой программы и за счет сокращения ассигнований на развитие авиации, поскольку Гитлер считал, что «материальная часть немецких воздушных сил должна гигантски возрасти» {1219}. Только это, по его мнению, могло позволить избежать поражения в воздушной войне. Таким образом, выполнить намеченную кораблестроительную программу в полном объеме практически было невозможно. Ограниченные средства, выделяемые для строительства германского флота, не могли обеспечить достижения главной цели в Атлантике — нарушения коммуникаций между США и Англией.

К весне 1943 г. США и Великобритания значительно увеличили военно-морские флоты, особенно силы противолодочной обороны в Атлантике. В марте для борьбы на коммуникациях в океане они привлекли около 3 тыс. надводных кораблей различных классов, 2700 самолетов и 17 дирижаблей {1220}. Но на вооружение авиации еще только начал поступать радиолокатор нового типа, сыгравший важную роль в борьбе с немецкими подводными лодками. Для повышения эффективности ПЛО ответственность за защиту конвоев, совершавших переходы менаду американскими и английскими портами, была возложена на Англию и Канаду, а из американских портов в Средиземное море и обратно — на США.

До весны 1943 г. США имели в Атлантике один флот — Атлантический. В марте они создали 4-й флот. На 1 мая он включал 5 легких крейсеров, 8 эскадренных миноносцев, более 20 канонерских лодок и сторожевых кораблей. Американские корабли совместно с бразильским флотом (2 крейсера, более 10 кораблей других классов) осуществляли противолодочную оборону у восточного побережья Южной Америки — от Французской Гвианы до Рио-де-Жанейро. Авиация американского флота в Южной Атлантике, привлекавшаяся для борьбы с подводными лодками, в мае насчитывала 36 самолетов дальнего и сверхдальнего действия {1221}.

Для централизации управления противолодочной обороной в Атлантике США в мае создали специальное командование, именовавшееся 10-м флотом. Возглавил его адмирал Э. Кинг, являвшийся одновременно [426] главнокомандующим американскими военно-морскими силами. Это командование руководило всеми военно-морскими округами в Атлантике, ставило задачи авиации дальнего и сверхдальнего действия, противолодочным поисковым группам, совершенствовало и разрабатывало новые методы борьбы с подводными лодками.

В мае 1943 г. и Вашингтоне на конференции глав правительств США и Великобритании обсуждался вопрос о новых воздушных и морских базах для усиления ПЛО коммуникаций. В частности, союзники решили добиться от Португалии согласия на создание воздушной базы на Азорских островах {1222}. В октябре строительство базы было закончено. Это позволило существенно улучшить прикрытие авиацией трансатлантических конвоев от атак лодок.

Англо-американское командование стало шире привлекать для борьбы с подводными лодками авианосную авиацию и авиацию берегового базирования. Воинские конвои и конвои с наиболее ценными грузами эскортировались 12 — 25 кораблями охранения, а также эскортными авианосцами, самолеты которых вели поиск вражеских подводных лодок по курсу следования конвоя и, обнаружив, атаковали их. Противолодочная авиация берегового базирования охраняла конвои в пределах радиуса своего действия (600 — 800 миль от берега). Для борьбы с подводными лодками в Мексиканском заливе и Карибском море командование США начало применять дирижабли {1223}.

Весной 1943 г. соотношение сил воюющих сторон в Атлантике определялось не только количественным ростом, но и качественными изменениями в ПЛО союзников. Ввод в строй эскортных авианосцев, эскадренных и эскортных миноносцев, фрегатов, корветов, охотников за подводными лодками, оснащение самолетов радиолокаторами нового типа, применение дирижаблей и других средств позволили существенно усилить охрану судов на переходе через Атлантику, повысить эффективность поиска и атак лодок противника в океане и у побережья Америки, на переходах их из баз в районы действий и при возвращении в базы. В то же время немецкий флот продолжал пополняться подводными лодками прежних типов, располагавшими тем же вооружением, которое применялось в 1942 г., вследствие чего их тактика при атаках конвоев весной 1943 г. не претерпела существенных изменений.

Таким образом, крупные мероприятия, проведенные союзниками, создавали реальные предпосылки для претворения в жизнь плана по надежной защите коммуникаций между США и Англией, а также между портами этих стран и портами Средиземного моря. Весной 1943 г. сложились условия для изменения обстановки в Атлантике в пользу союзников.

Оглавление. Завершение перелома во Второй мировой войне

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.