Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Замыслы США, Франции, Германии к началу операции Оверлорд в 1944 г.

В 1944 г. США и Великобритания открыли второй фронт в Европе. 6 июня американо-английские экспедиционные силы приступили к высадке в Северную Францию с Британских островов через пролив Ла-Манш. Операция готовилась и осуществлялась под условным наименованием “Оверлорд” (морская ее часть получила название “Нептун”).

К этому времени военно-политическая обстановка в Европе характеризовалась резким ухудшением положения фашистской Германии и ее союзников, вызванным прежде всего крупными поражениями, нанесенными вермахту Советскими Вооруженными Силами. Понимая, что на восточном фронте неизбежно последуют новые мощные удары советских войск, немецко-фашистское командование продолжало держать здесь основную массу вооруженных сил и дополнительно направляло сюда лучшие соединения. Кроме того, значительная часть немецких войск находилась в Югославии, Польше и других оккупированных странах Европы, где усилилась национально-освободительная борьба.

В этих условиях гитлеровское руководство не имело возможности держать во Франции силы, достаточные для отражения высадки американо-английских войск, и надежно укрепить оборону Атлантического побережья. К 20 мая 1944 г. план инженерных оборонительных работ в полосе обороны 15-й армии был выполнен на 68 процентов, а в полосе 7-й армии — всего на 18 процентов. Гитлеровцы стремились прежде всего укрепить побережье на участке пролива Па-де-Кале, где они ожидали высадку главных сил американцев и англичан, создать систему обороны крупнейших портов Франции, Бельгии и Нидерландов, особенно Дюнкерка, Булони, Гавра, Антверпена.

Дети из оккупированных районов СССР перед насильственной отправкой в Германию. 1944 г.
Дети из оккупированных районов СССР перед насильственной отправкой в Германию. 1944 г.

Противодесантная оборона побережья Северной Франции представляла систему опорных пунктов, большинство которых не имело между собой огневой связи. В районах, где высадка десанта считалась наиболее вероятной, были установлены мины, проволочные заграждения, ежи, ловушки и управляемые фугасы. Долговременные инженерные сооружения имелись лишь на отдельных участках. Следовательно, “Атлантический вал”, о котором в то время много говорилось в немецкой и англо-американской прессе, в действительности оказался далеко не таким, как его рисовали. Легенда о неприступности обороны Атлантического побережья была создана в фашистской Германии для того, чтобы скрыть слабость этой обороны. В США и Великобритании эта легенда распространялась с целью [235] оправдать политику затягивания открытия второго фронта в Западной Европе. По свидетельству главнокомандующего немецкими войсками на Западе генерал-фельдмаршала Г. Рундштедта, “Атлантический вал” был иллюзией, выдуманной для того, чтобы ввести в заблуждение как немецкий народ, так и противника. “Меня всегда злило, — говорил он, — когда я читал легенды о непреодолимой обороне. Было нелепо называть это валом. Гитлер никогда не посещал его и не видел, что представлял он собой в действительности” {597}. На всем протяжении этой береговой линии располагался ряд опорных пунктов, получивших название крепостей, — Дюнкерк, Кале, Булонь, Гавр, Шербур, Брест и другие. Однако Рундштедт давал им невысокую оценку. “Стратегическая ценность этих крепостей была ничтожна вследствие того, что они не могли защитить себя при ударе с суши, — подчеркивал он. — Впоследствии, отступая из Франции, мы потеряли свыше 120 тысяч человек в этих бетонированных огневых точках” {598}.

К 6 июня 1944 г. во Франции, Бельгии и Нидерландах дислоцировалось 58 немецко-фашистских дивизий, в том числе 42 пехотные, 9 танковых и 4 авиаполевые {599}. Они объединялись в две группы армий, “Б” и “Г”, и были подчинены командованию “Запад”.

Группа армий “Б” (командующий генерал-фельдмаршал Э. Роммель), располагавшаяся во Франции, Бельгии и Нидерландах, включала 7-ю (командующий генерал Ф. Дольман), 15-ю (командующий генерал Г. Зальмут) армии и 88-й отдельный армейский корпус — всего 38 дивизий. Из них три дивизии составляли ее резерв. 88-й корпус, имевший три дивизии, занимал оборону на побережье Нидерландов. Участок обороны 15-й армии (18 дивизий) протяженностью около 460 км простирался от северной границы Бельгии до Кабура. На побережье Нормандии и Бретани, от Кабура до устья реки Луара (840 км), были развернуты соединения 7-й армии, имевшей в своем составе 14 дивизий.

Группа армий “Г” (командующий генерал И. Бласковиц) в составе 1-й и 19-й армий (всего 11 дивизий) находилась на побережье Бискайского залива и в Южной Франции. 1-я армия (командующий генерал К. Шевалери) силами четырех дивизий обороняла побережье Бискайского залива от Нанта до франко-испанской границы (около 500 км); 19-я армия (командующий генерал Г. Зоденштерн) в составе семи дивизий занимала оборону на побережье Южной Франции (около 450 км). В резерве группы армий “Г” имелось три дивизии. Кроме того, одна дивизия находилась в районе Виши, другая — в районе Гренобля.

Кроме войск, входивших в состав групп армий, 4 дивизии составляли резерв командования “Запад”.

Таким образом, наибольшие плотности войск были созданы в Северо-Восточной Франции, на побережье пролива Па-де-Кале.

Боеспособность немецко-фашистских соединений на Западе была невысокой. 33 дивизии считались “стационарными”, то есть почти не имели автотранспорта; до 18 дивизий только формировались или восстанавливались. Фактическая численность пехотной дивизии, как правило, не превышала 10 тыс. человек (70 — 75 процентов штатного состава). В большинстве танковых дивизий насчитывалось по 90 — 130 танков {600}. Начальник штаба командования “Запад” генерал 3. Вестфаль в связи с этим [236] писал: “Общеизвестно, что боеспособность немецких войск на Западе уже к моменту высадки была намного ниже, чем боеспособность дивизий, действовавших на Востоке и в Италии... Значительное количество находившихся во Франции соединений сухопутных войск, так называемые “стационарные дивизии”, были очень скудно оснащены вооружением и автотранспортом и состояли из солдат старших возрастов” {601}.

Чтобы создать у американо-английского командования впечатление усиления войск командования “Запад”, гитлеровцы проводили различного рода дезинформационные мероприятия. В частности, местным французским властям сообщалось, что прибывает новая дивизия. После этого специальные отряды делали рекогносцировку, занимали здания. Наконец, через данный населенный пункт проходили воинские части, но той же дивизии, которая дислоцировалась в этом районе. Так создавалось впечатление о прибытии нового соединения. Союзная агентура сообщала о нем в Англию. Даже японскому послу в Виши направлялись данные о вымышленных дивизиях, чтобы в Токио создать уверенность в немецкой мощи на Западе. Подобные дезинформационные мероприятия приобрели такие размеры, что в штабе Рундштедта возникла необходимость вести отдельные списки фактических и вымышленных дивизий, чтобы не вносить путаницу в учет.

3-й немецкий воздушный флот, находившийся на Западе, имел в своем составе 160 боеспособных самолетов {602}.

Значительная часть немецких военно-морских сил группы “Запад”, выполнявших задачи противодесантной обороны побережья Франции, 6 июня находилась в базах Атлантического побережья (49 подводных лодок, 5 эсминцев, миноносец, 59 сторожевых кораблей и 146 тральщиков).

В проливах Ла-Манш и Па-де-Кале на 6 июня 1944 г. гитлеровцы имели 5 миноносцев, 34 торпедных катера, 163 тральщика, 57 сторожевых кораблей и 42 артиллерийские баржи.

Гитлеровское командование не имело единого мнения относительно способов организации и осуществления противодесантной обороны. Так, Рундштедт, считавший невозможным успешно защищать все побережье, полагал, что необходимо сосредоточить крупные силы в глубине обороны и держать их в готовности для нанесения контрудара по высадившемуся противнику. Роммель, напротив, настаивал на сосредоточении всех войск вблизи побережья, чтобы не допустить высадки десанта. Верховное главное командование вермахта приняло компромиссное решение, предусматривавшее сосредоточение основных сил непосредственно в прибрежной зоне; в глубине обороны оставлялись лишь четыре танковые дивизии. Это не обеспечивало решения проблемы: в условиях господства в воздухе англо-американской авиации быстро прибыть к побережью для нанесения контрудара даже танковым дивизиям было не под силу.

Немецко-фашистское командование предполагало ослабить десант союзников на переходе морем и в районе высадки атаками авиации, подводных лодок, эскадренных миноносцев, миноносцев, торпедных катеров, управляемых по радио катеров с боевым зарядом в носовой части, человекоуправляемыми торпедами, огнем береговой и армейской артиллерии, а также постановкой неконтактных мин на подходах к местам высадки союзных войск {603}. [237]

Однако немцы, не располагая достаточными и точными данными, не смогли сделать правильных выводов о составе десантных сил союзников, о месте и времени их высадки. Как показали дальнейшие события, гитлеровское командование допустило просчет в определении места возможной высадки десанта. Оно было убеждено, что главный удар будет нанесен через Па-де-Кале, и поэтому основное внимание уделяло этому району. Учитывая отсутствие крупных портов в заливе Сены, оно полагало, что американцы и англичане не предпримут высадку стратегического десанта на побережье Нормандии. Оценивая обстановку на 5 июня 1944 г., командование “Запад” считало наиболее вероятной высадку десанта в Северо-Восточной Франции, между устьем реки Шельда и Нормандией. Не исключалось, что высадка англо-американских войск может быть осуществлена в районе Бретани, включая Брест {604}.

Для противодействия высадке группировки союзных сил немецко-фашистское командование в первые дни могло привлечь 7-ю армию (14 дивизий), резерв группы армий “Б” (3 дивизии) и 4 дивизии из резерва командования “Запад”.

Подготовка американо-английских сил к высадке в Северной Франции началась практически с конца 1943 г., после Тегеранской конференции. Она велась в благоприятной обстановке, когда основное внимание гитлеровского командования было приковано к советско-германскому фронту. В многотомном английском издании по истории второй мировой войны в связи с этим говорится: “Союзники имели такие преимущества, какие обычно получает только агрессивное государство. Они располагали достаточным временем для подготовки операции с той тщательностью и продуманностью, которой требовала ее сложность, на их стороне были инициатива и возможность свободного выбора времени и места высадки” {605}.

План действий экспедиционных сил союзников в операции “Овер-лорд” заключался в том, чтобы осуществить высадку на побережье Нормандии, захватить плацдарм и затем, накопив необходимые силы и материальные ресурсы, предпринять наступление в восточном направлении с целью занять территорию Северо-Восточной Франции. Этот план давал большие шансы на достижение внезапности, поскольку гитлеровское руководство считало, что высадка крупных сил в Нормандии невозможна. Немецкая оборона здесь была гораздо слабее, чем в зоне пролива Па-де-Кале. В заливе Сены имелись обширные пляжи, удобные для высадки войск непосредственно с десантных судов на берег.

Вместе с тем принятый союзниками план учитывал и отрицательные моменты. Пролив Ла-Манш имеет значительную ширину — до 180 км, десанту предстояло высаживаться, как правило, на необорудованный берег; расстояние отсюда до стратегических объектов на территории Германии значительно большее, чем от Па-де-Кале, причем на пути к немецким границам надо было преодолеть такую серьезную водную преграду, как река Сена.

Для высадки в Северную Францию и ведения дальнейших наступательных действий союзники сосредоточили на Британских островах крупную группировку войск — 39 дивизий, 12 отдельных бригад и 10 отрядов “коммандос” и “рейнджере” (английские и американские десантно-диверсионные части морской пехоты).

К обеспечению высадки привлекались значительные воздушные силы — 10 859 боевых машин, 2316 транспортных самолетов и 2591 планер {606}. В состав союзных экспедиционных военно-морских сил (командующий [238] английский адмирал Б. Рамсей) входили 1213 боевых кораблей и катеров, 4126 десантных судов и высадочных средств, 736 вспомогательных судов и 864 торговых судна {607}. В операции участвовали также канадские, французские, чехословацкие, польские соединения и части. Всего союзные сухопутные, военно-морские и военно-воздушные экспедиционные силы на 6 июня насчитывали в строю 2 876 439 человек {608}, более чем половину из них — 1 533 тыс. человек — составляли американцы {609}.

Союзные войска были полностью укомплектованы и усилены. Американская пехотная дивизия насчитывала 14,2 — 16,7 тыс. человек, английская — 19 — 21 тыс. и канадская — 14,8 — 18,9 тыс. {610}. Личный состав многих частей и соединений сухопутных войск, военно-морских сил и авиации имел опыт наступательных действий, приобретенный в Северной Африке и Италии.

Успех операции предвещало также то, что союзное командование располагало большими возможностями для наращивания мощи экспедиционных сил. Так, в США к лету 1944 г. находилась еще 41 дивизия; значительная часть этих сил предназначалась для переброски в Европу. В то же время немецко-фашистские войска на Западе не могли рассчитывать на существенное усиление.

Одним из важных факторов, благоприятствовавших высадке союзников, являлись активные действия французских патриотов. Участники движения Сопротивления саботировали оборонительные мероприятия гитлеровцев, совершали различные диверсии, нарушая прежде всего транспортную систему оккупантов. Только с января по май 1944 г. французские патриоты вывели из строя 1100 локомотивов {611}. В дневнике верховного главнокомандования вермахта отмечалось, что нарушение железнодорожных сообщений вызвало задержку поступления грузов на побережье. “Чтобы ускорить ремонт железнодорожных путей и восстановление подвижного состава, — было записано в дневнике, — пришлось снять для этого 18 000 человек организации Тодта с работ по сооружению Атлантического вала” {612}.

Союзное командование понимало, что действия французских патриотов имели существенное значение в войне против фашистской Германии. Однако оно стремилось использовать их борьбу лишь в рамках подготовки и проведения высадки войск на Европейский континент. Правящие круги США и Англии опасались развития массового народного освободительного движения, особенно перерастания его в вооруженное восстание, чреватое угрозой для власти французской буржуазии. Генерал Ш. де Голль констатировал, что “командование союзников не без опасения относилось к расширению партизанских действий” {613}.

Несмотря на эти происки правящих кругов США, Англии и представителей реакционной французской эмиграции, французские патриоты к началу высадки союзников в значительной степени нарушили работу тыла немецко-фашистских войск в Северной Франции. В донесении от 5 июня 1944 г. главнокомандующий немецкими войсками на Западе отмечал, [239] что во Франции “имеет место единство действий всех сил Сопротивления в борьбе против Германии”, что к нему поступают сведения о массовой вербовке в “тайную армию”, о непрекращающихся нападениях на железнодорожные составы, населенные пункты, о захвате машин, горючего и других действиях, направленных против немецких войск {614}.

Оглавление. Освобождение территории СССР и европейских стран

 
http://miganpack.ru/ участки по ярославскому шоссе.

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.