Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Борьба на Средиземном море во второй мировой войне

Немецкие коммуникации на Средиземном море в результате высадки войск союзников в Италии были расчленены на два изолированных участка: один находился у побережья Южной Франции и в Лигурийском море, другой в Адриатическом и Эгейском морях, у побережья Северной Италии, Югославии, Албании, Греции.

Защита морских сообщений у побережья Греции, Албании и Югославии возлагалась на группу военно-морских сил “Юг” (командующий адмирал К. Фрике), а у побережья оккупированной части Италии и Южной Франции — на соединения группы военно-морских сил “Запад”. В портах Адриатического и Эгейского морей (Анкона, Триест, Венеция, Пула и другие) базировались 20 эсминцев и миноносцев, около 40 торпедных катеров и до 150 малых кораблей, а в Тулоне, Марселе и Генуе — 2 эсминца и около 150 малых кораблей {922}. Многие из них гитлеровцы захватили во Франции, Италии и других оккупированных ими странах.

Для действий на англо-американских коммуникациях германское командование могло привлечь всего 11 подводных лодок (8 из них базировались на Тулон и 3 — на греческие порты). Кроме того, до августа на морских сообщениях эпизодически действовала немецкая авиация (около 140 самолетов), базировавшаяся на французские аэродромы.

Союзные военно-морские силы на Средиземном море (командующий английский адмирал Дж. Каннингхэм) имели подавляющее превосходство над противником. Они включали Средиземноморский флот Великобритании и 8-й флот США (5 линейных кораблей, 21 крейсер, 6 авианосцев, свыше 100 эскадренных миноносцев, около 100 тральщиков и до 600 кораблей других классов). Их задачи заключались в том, чтобы вести борьбу на немецких коммуникациях, защищать свои морские сообщения, оказывать поддержку войскам, действовавшим в Италии, обеспечить высадку десанта на побережье Южной Франции.

Особенно активный характер носили действия союзной авиации, насчитывавшей до 5 тыс. самолетов. Она систематически наносила массированные удары по военно-морским базам, портам, аэродромам и конвоям противника.

Направлявшиеся из США и Великобритании на Средиземное море конвои были быстроходными (около 14 узлов) и тихоходными (8 — 9 узлов). Тихоходные (70 — 80 судов) выходили из американских портов через [343] каждые 7 — 8 дней, быстроходные (до 5 судов) — через 27 дней. Формировались также танкерные конвои (в среднем по 7 судов). Они отправлялись в путь через каждые 32 дня. Конвои из британских баз приходили в средиземноморские порты в промежутки между прибытием американских тихоходных конвоев. Это позволяло избегать большого скопления судов. Всего в течение месяца через Средиземное море с запада на восток и обратно проходило около 1200 судов {923}. Быстроходные конвои доставляли только войска, а тихоходные — вооружение и снаряжение для союзных сил в Италии и других районах Средиземноморского театра. Танкерные конвои перевозили из района Карибского моря топливо для войск, авиации и соединений союзного флота. Суда с грузами для Советского Союза следовали через Суэцкий канал в Персидский залив, откуда грузы сухопутным путем направлялись в СССР. Через Суэцкий канал суда направлялись также в порты Австралии, Индии и других стран этого района.

Для обеспечения безопасности судов на переходе в Средиземном море союзное командование выделяло большое количество кораблей и самолетов противолодочной обороны. Во время их следования авиация наносила массированные удары по военно-морским и воздушным базам противника, вела непрерывный поиск его подводных лодок. Это обеспечивало надежную противолодочную и противовоздушную оборону конвоев. Так, в июле — сентябре 1944 г. из 14 898 судов, совершавших переходы в составе конвоев между портами Средиземного моря, противнику удалось потопить только два.

В результате массированных ударов американской бомбардировочной авиации в Тулоне 5 июля и 6 августа было потоплено 5 немецких подводных лодок. Остававшиеся здесь 3 лодки уничтожили сами немцы, когда союзные войска высадились в Южной Франции. С захватом союзниками морских и воздушных баз в Южной Франции отпала угроза их сообщениям в западной части Средиземного моря.

Продолжалась борьба на коммуникациях в Адриатическом и Эгейском морях. Американо-английские силы предпринимали удары по кораблям противника в море и базах. Командование английского флота в сентябре направило к побережью Греции ударное соединение (7 эскортных авианосцев, 2 легких крейсера, группу эскадренных миноносцев). 16 сентября высаженный соединением десант овладел островом Китира, на который стали базироваться английские корабли.

В сентябре английские корабли и авианосная авиация потопили у берегов Греции около 60 судов противника, а в сентябре — октябре 5 бывших итальянских эскадренных миноносцев.

В связи с резким ухудшением положения немецких войск на театре гитлеровское командование решило оставить греческие острова. В период с августа по октябрь, несмотря на возросшую активность английских кораблей и авиации, оно сумело эвакуировать свыше 37 тыс. личного состава островных гарнизонов.

Союзники успешно вели борьбу с немецкими подводными лодками, базировавшимися на порты Греции. Одну из них атаковали и потопили 19 сентября эсминцы. 24 сентября американская авиация уничтожила в греческой базе Саламис две последние немецкие лодки, действовавшие в восточной части Средиземного моря.

После устранения угрозы союзным коммуникациям со стороны немецких подводных лодок и авиации необходимость в конвоировании судов на Средиземном море отпала. С октября транспорты совершали переходы [344] уже без охранения. В июне — декабре в Средиземное море с запада и обратно проследовало около 8400 судов {924}. Немцам удалось потопить всего 5 судов.

Удары же союзных сил по коммуникациям фашистской Германии на Средиземном море постоянно нарастали. Все более увеличивался урон гитлеровцев.

Общие, потери немецкого транспортного флота, включая захваченные суда Италии, Франции, Греции и других оккупированных стран, в 1944 г. составили 642 судна (около 931 тыс. брт). Многие суда погибли на минах. Все это привело к полному прекращению немецкого судоходства на Средиземном море.

Потери немецкого транспортного флота в период с июня и до конца года показаны в таблице 10.

Таблица 10. Потери немецкого транспортного флота на Средиземном море в июне — декабре 1944 г. {925}

Месяц

Потери от воздействия союзных сил

Потери по другим причинам

Всего

от ударов надводных кораблей, подводных лодок и от мин

от ударов авиации

 

 

суда

тоннаж

суда

тоннаж

суда

тоннаж

суда

тоннаж

Июнь

10

25468

19

19998

25

76911

54

122377

Июль

7

3080

13

60709

26

15954

46

79743

Август

4

6980

26

43595

91

273 170

121

323 745

Сентябрь

4

5249

22

64683

25

15749

51

85681

Октябрь

8

5585

8

10392

51

57427

67

73404

Ноябрь

4

377

3

367

18

10323

25

11067

Декабрь

2

88

3

187

9

2104

14

2379

Итого

39

46827

94

199931

245

451638

378

698396

Большое влияние на ход военных действий на Средиземноморском театре оказали наступательные операции Советских Вооруженных Сил, осуществленные в августе — декабре на Балканах и в Венгрии. В результате гитлеровцы были вынуждены поспешно отступать из Греции, Югославии и Албании, оставить многие военно-морские базы и прекратить судоходство в восточной части Средиземного моря. Они могли осуществлять перевозки малыми судами лишь у побережья Северной Италии, небольшого участка побережья Югославии и между отдельными островами Адриатического моря.

Таким образом, в июне — декабре 1944 г. союзники обеспечили полное господство своих сил на коммуникациях в Атлантике и Средиземном море. Это облегчило им высадку крупных сил в Нормандии и Южной Франции, позволило снабжать всем необходимым войска, сражавшиеся во Франции и Италии, лишить германские подводные лодки баз в Бискайском заливе и резко затруднить их действия в Атлантике, значительно [345] усилить блокаду побережья Германии и вынудить противника прекратить судоходство в Бискайском заливе, проливах Ла-Манш и Па-де-Кале, на Средиземном море.

Оглавление. Освобождение территории СССР и европейских стран

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.