Советский Северный флот, которым командовал адмирал А. Г.
Головко, в начале 1945 г. имел в своем составе линейный корабль, крейсер, 18
эскадренных миноносцев, 22 подводные лодки, 12 сторожевых кораблей, 64
тральщика и катера-тральщика, 30 больших охотников за подводными лодками, 40
торпедных катеров. Авиация флота насчитывала 721 самолет {410}.
Перед Северным флотом была поставлена задача защищать
морские сообщения, которые подразделялись на внешние (между портами
Великобритании и СССР) и внутренние (между советскими портами). Вопросы
организации внешних перевозок решались британским адмиралтейством и
согласовывались с главным командованием советского Военно-Морского Флота, а
вопросы взаимодействия между флотами — непосредственно командующим Северным
флотом через английские военно-морские миссии в Полярном и Архангельске. К
этому времени был накоплен большой опыт по обеспечению движения конвоев, в
частности существовала четкая организация их встречи и вывода.
Поражение немецко-фашистских войск в Заполярье оказало
решающее влияние на дальнейший ход военных действий флота на севере. В
результате освобождения советскими войсками Северной Норвегии немцы лишились
основного порта вывоза никелевой руды и снабжения войск — Киркенеса, [229] а также других портов,
расположенных в Варангер-фьорде, и ряда аэродромов. Вражеские коммуникации
вдоль северного побережья Норвегии, входившие в зону Северного флота, после
разгрома и последующего отхода немецко-фашистских войск перестали функционировать.
В связи с тяжелым положением на восточном фронте командование вермахта
вынуждено было сократить свои вооруженные силы в Норвегии и постепенно
перебрасывать их в Германию. Для этого использовались 10 — 12 эскадренных
миноносцев, сторожевые корабли и тральщики. Крупные надводные корабли ушли в
Балтийское море. Из-за ограниченности транспортных средств эвакуация
осуществлялась сравнительно медленно. В то же время командование германского
флота стремилось удержать некоторые норвежские базы для продолжения борьбы
против союзных конвоев, направлявшихся в северные порты Советского Союза.
Реальной силой для ведения борьбы на коммуникациях оставались подводные лодки.
В январе на Норвегию базировалось 75 вражеских подводных лодок, в апреле — 69 {411}.
Учитывая сильное охранение союзных конвоев, а также слабость
своей воздушной разведки, немецкое командование отказалось от использования
подводных лодок в открытом море и направило их на подходы к Кольскому
полуострову. Новые типы подводных лодок, имевших повышенную подводную скорость,
устройство для работы дизеля под водой и самонаводящиеся акустические торпеды,
создавали серьезную опасность для конвоев и боевых кораблей.
Обычно у Кольского побережья находились три-четыре подводные
лодки противника. В периоды, когда конвой из Англии подходил к советскому
берегу или собирался выходить в обратный рейс, сосредоточивалось до 10 — 12
лодок. Изменившееся соотношение сил в пользу союзников, господство в воздухе их
авиации оставляли гитлеровцам незначительные шансы на успех.
В начале года подводные лодки предприняли попытку проникнуть
в Кольский залив и уничтожить там линейный корабль «Архангельск» и транспортные
суда. 5 января три большие подводные лодки, несущие на себе по две сверхмалые
«Байбер» (водоизмещением по 6,5 тонны с двумя торпедами и экипажем в один
человек), вышли из Тромсё. Операция была тщательно подготовлена. Но у двух
«Байберов» вышли из строя бензопроводы. Патрулировавшие советские самолеты хотя
и не обнаружили вражеские лодки, но заставляли их неоднократно погружаться,
вследствие чего вышли из строя еще две сверхмалые лодки. В результате
противнику пришлось отказаться от продолжения операции {412}.
Германские подводные лодки постоянно действовали у
мурманского побережья. Для борьбы с ними привлекалось около 150 боевых кораблей
и катеров и до 70 самолетов. Корабли и самолеты осуществляли специальные
поиски, чтобы изгнать из прибрежных вод вражеские подводные лодки. Каждая
обнаруженная лодка подвергалась длительному преследованию.
17 февраля перед выходом из Кольского залива союзного конвоя
«RA-64» в составе 30
транспортов, 4 танкеров и сильного охранения английские и советские корабли
производили поиск подводных лодок в прибрежной зоне. Одна немецкая подводная
лодка («U-425») была
обнаружена и потоплена, но изгнать все лодки из района не удалось. Когда конвой
вышел и начал выстраиваться в походный ордер, он сразу же был атакован 5
германскими подводными лодками, которые повредили транспорт и английский [230] корвет «Ларк». У последнего
была оторвана корма, и часть экипажа оказалась в воде. Находившийся поблизости
малый охотник под командованием старшего лейтенанта В. Ф. Кондрашева поспешил
на помощь и организовал спасение людей. Подошедшие буксиры отвели «Ларк» в
Кольский залив. Командующий флотом метрополии адмирал Г. Мур прислал
командующему Северным флотом телеграмму: «Желаю выразить свою благодарность за
быстроту действий личного состава вашего охотника при спасении наших людей,
выброшенных взрывом за борт, когда был торпедирован британский корвет «Ларк» {413}. К югу от острова Медвежий 6
немецких подводных лодок и 35 самолетов вновь пытались атаковать конвой, но
безуспешно. В пределах своей зоны действий на подходах к Кольскому заливу в
защите конвоя «RA-64»
активное участие приняли корабли и самолеты Северного флота.
За четыре последних месяца войны корабли Северного флота
сбросили на вражеские подводные лодки 6300 глубинных бомб, а самолеты — 250
тоны авиабомб. Три подводные лодки были потоплены, не менее десяти, получив
повреждения, вынуждены были возвратиться в свои базы {414}.
Одновременно с подводными лодками враг планировал
использовать против союзных конвоев 150 самолетов, которые базировались на
аэродромы Норвегии. В марте германские торпедоносцы и бомбардировщики
готовились нанести удар по конвою «RA-65», следовавшему из Советского Союза в Англию. Однако из-за
несогласованности действий между разведчиками и ударными группами самолетов
конвой так и не был обнаружен. Адмирал Дениц докладывал в ставке, что для
осуществления подобной операции требуются летчики со специальной подготовкой и боевым
опытом {415}. Конвой «RA-65» впервые воспользовался
новым маршрутом. Выполняя просьбу английского командования, тральщики Северного
флота проделали проход в минном заграждении противника к северу от Кольского
залива, благодаря чему конвои получили возможность следовать в Мурманск или
выходить из него более коротким путем.
Не увенчалась успехом и попытка сосредоточить против конвоя
значительную группу подводных лодок. В условиях усилившейся противолодочной
обороны конвоев, когда на каждое судно приходилось больше одного корабля
охранения, а также при наличии поисково-ударных противолодочных групп из
кораблей и самолетов подводным лодкам становилось все труднее прорываться к
транспортам.
С января по 23 мая из Англии в СССР прибыло 5 конвоев в
составе 136 транспортов и 90 эскортных кораблей. За то же время из Советского
Союза в Великобританию ушло 5 конвоев в составе 141 транспорта и 89 эскортных
кораблей. Из них подводным лодкам удалось потопить только 4 транспорта (около 1
процента) и 5 кораблей охранения (менее 3 процентов) {416}.
Немецкие подводные лодки не добились существенных
результатов и против перевозок по внутренним коммуникациям, по которым до конца
войны прошло 197 транспортов и вспомогательных судов, в том числе 155 в составе
конвоев. Потери составили: транспорт, эскадренный миноносец «Деятельный» и
большой охотник за подводными лодками. Для обеспечения безопасного плавания
судов было совершено 494 выхода боевых кораблей Северного флота, в том числе 92
эскадренными миноносцами. Корабли провели 76 атак, потопив или повредив при
этом 7 подводных [231] лодок {417}. Все это свидетельствовало о том, что надежды
фашистской верхушки на новые типы подводных лодок оказались нереальными.
Советский Северный флот вместе с военно-морскими силами союзников успешно решил
задачу по защите судоходства в Баренцевом море.
После капитуляции фашистской Германии боевая деятельность
Северного флота и флота Великобритании не прекратилась, так как у союзных
держав не было уверенности в полном выполнении ее условий. Особые опасения
вызывало наличие в море большого числа подводных лодок, не подтвердивших своего
согласия на возвращение в базы. Поэтому после окончания войны в течение 20
суток режим плавания и боевая готовность сил флота оставались прежними. Только
в конце мая в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах система конвоев была
отменена и всем торговым и промысловым судам было разрешено самостоятельное
плавание.
Успешным действиям Северного флота в 1945 г. способствовало
высокое политико-моральное состояние моряков. Политорганы флота умело
использовали общий подъем, вызванный победами Советской Армии на фронтах. Они
направляли работу партийных и комсомольских организаций на лучшее выполнение
боевых задач. Коммунисты и комсомольцы составляли к этому времени почти три
четверти всего личного состава флота {418},
показывая примеры мужества и героизма. Высокое звание Героя Советского Союза
было присвоено двум командирам надводных кораблей и трем летчикам. Орденом
Красного Знамени были награждены 95-й авиационный полк, лидер «Баку»,
эскадренные миноносцы «Громкий», «Грозный», подводные лодки «С-101», «С-104» и
«Л-22».
В 1945 г. активное участие в операциях против
немецко-фашистских вооруженных сил приняли Краснознаменный Балтийский и
Северный флоты. Черноморский флот с сентября 1944 г. очищал воды и побережье
Черного и Азовского морей от мин. Дунайская военная флотилия, выведенная из
состава Черноморского флота, была подчинена непосредственно главнокомандующему
Военно-Морскими Силами. В ходе боевых действий она взаимодействовала с войсками
2-го и 3-го Украинских фронтов, находясь в их оперативном подчинении.
Днепровская речная военная флотилия взаимодействовала с войсками 1-го
Белорусского фронта. Основные усилия Краснознаменного Балтийского флота были
направлены на нарушение морских сообщений противника и защиту своих
коммуникаций. Кроме того, он содействовал наступавшим сухопутным войскам в
уничтожении приморских группировок врага и боролся с его надводными кораблями,
не давая им возможности планомерно оказывать непосредственную поддержку с моря
флангам своих сухопутных войск.
Флот фашистской Германии в Балтийском море не оказал
существенного влияния на решение советскими войсками задач на приморском
направлении. Превосходство советской авиации и ее активные наступательные
действия в Восточной Пруссии и Померании не позволили немецко-фашистскому
командованию удержать господство на Балтийском море, несмотря на сосредоточение
здесь почти всего надводного флота, превосходившего по количеству и составу
корабли Краснознаменного Балтийского флота. Занимая порты, Советская Армия
лишала вражеский флот военно-морских баз, чем эффективно сокращала его боевые
возможности. [232]
Попытки немецко-фашистского морского командования нарушить
коммуникации на Севере только подводными лодками потерпели неудачу. 'Северный
флот, накопивший к этому времени богатый опыт борьбы с подводными лодками,
вместе с кораблями союзников отразил все атаки. В 1945 г. немецко-фашистский
флот потерял большое количество кораблей и хорошо подготовленные кадры личного
состава. На Балтийском и Баренцевом морях борьба закончилась полным поражением
немецко-фашистского флота.
Оглавление. Завершение разгрома фашистской Германии