Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Революционные преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в конце второй мировой

Освобождение от немецко-фашистских оккупантов и утверждение национальной независимости стран Центральной и Юго-Восточной Европы явилось решающим фактором, обеспечившим успех борьбы их народов против внутренней реакции, которая пыталась остановить развивавшийся революционный процесс.

Коммунистические и рабочие партии, являясь основной организующей и руководящей силой в национальных фронтах, наряду с мобилизацией усилий народов на завершение разгрома гитлеровской Германии боролись за установление подлинно народной власти, проведение общественно-политических и социально-экономических преобразований в своих странах.

Народно-демократические и социалистические революции имели свои отличительные черты, вытекавшие из особенностей внутренних условий каждой страны. Жизнь подтвердила правильность ленинских указаний о многообразии форм и методов перехода к социализму.

Однако общим был фактор огромного международного значения — существование СССР, могущественной страны социализма, завершавшей [294] разгром фашистской Германии и ее союзников. Советский Союз не только играл решающую роль в освобождении народов стран Центральной и Юго-Восточной Европы, но и оказывал им большую экономическую, политическую и моральную помощь.

Власть перешла в руки рабочих, крестьян, прогрессивной интеллигенции. Политической основой новой власти явился союз рабочего класса и трудового крестьянства при авангардной роли пролетариата. Именно в такой обстановке стало возможным осуществление глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований в интересах трудящихся.

Польша

В Польше рабочий класс, являясь главной движущей силой революции, в союзе с трудовым крестьянством и при поддержке других прогрессивных сил под руководством ППР продолжал строительство народно-демократического государства. Костяком нового аппарата народной власти явились кадры, идеологически и организационно связанные с Польской рабочей партией, что придавало этому аппарату четко выраженный пролетарский характер {574}.

Социальную основу государственной власти составлял единый фронт рабочего класса и его союз с трудовым крестьянством, объединивший демократические силы страны в Национальный демократический фронт. Наличие Национального фронта позволяло Польской рабочей партии целеустремленно и последовательно направлять революционный процесс в стране. В ходе борьбы за проведение коренных преобразований она превратилась в массовую партию рабочего класса: ее численность возросла с 34 тыс. человек в декабре 1944 г. до 300 тыс. к апрелю 1945 г. {575}. Массовыми стали и другие партии фронта. Классовая и дружественная помощь ППР помогала революционному ядру социалистической партии преодолевать наследие социал-демократизма и реформизма и начать переход на позиции марксизма. Польская рабочая партия содействовала и укреплению радикальных элементов в крестьянском движении.

Одной из закономерностей революции явилось то, что уже в ходе освобождения страны проводились национализация промышленности и аграрная реформа, то есть в руки народа переходили решающие экономические позиции, в результате чего были созданы материальные предпосылки для постепенного перехода к строительству основ социализма.

Проведение революционных преобразований осуществлялось в острой классовой борьбе против буржуазно-помещичьей реакции, организующим центром которой было эмигрантское правительство в Лондоне, опиравшееся на поддержку правящих кругов Великобритании и США. Польские реакционеры еще надеялись захватить в стране власть в свои руки, ликвидировать достигнутые революционные завоевания и восстановить в Польше довоенные порядки. Чтобы осуществить свои антинародные планы, они избрали тактику террора против членов Польской рабочей партии и других партий Национального фронта. Враждебные элементы пытались срывать мероприятия народно-демократической власти, например мобилизацию в Войско Польское, выводили из строя промышленные предприятия и другие народнохозяйственные объекты. Умелое руководство Польской рабочей партии, влиятельная сила Национального демократического фронта и государственного аппарата, факт существования СССР и складывавшегося лагеря мира, демократии и социализма [295] в конечном итоге обусловили провал планов реакции развязать гражданскую войну и свергнуть народную власть.

Борьба против реакции, объединение вокруг Польской рабочей партии трудящихся, последовательная демократизация всех сторон государственной, общественной, политической и экономической жизни вели к углублению революционного процесса. Советское правительство твердо и последовательно отстаивало право польского народа самостоятельно избрать путь развития, противодействовало попыткам правящих кругов Великобритании и США навязать Польше такое правительство, которое не допустило бы серьезных социальных преобразований и проводило антисоветский курс. СССР оказал Польше значительную помощь в восстановлении экономики и налаживании нормальной жизни в стране. Экономическая помощь оказывалась непосредственно силами Советской Армии и путем поставок сырья и продовольствия. Советские войска обеспечили охрану примерно половины предприятий и наладили их работу. По мере формирования местных органов власти фабрики и заводы передавались в их руки. В этом Советская Армия еще раз проявила себя как союзница трудящихся, содействуя становлению экономических основ народной власти в Польше. Правительство СССР передало также народной Польше все имущество, активы и акции германских промышленных и транспортных предприятий на польской территории, которые являлись военными трофеями Советской Армии. С помощью советских людей было восстановлено более 8 тыс. км железнодорожных путей, свыше 100 больших, 200 средних и 1 тыс. малых мостов, 63 железнодорожные станции, почти 97 тыс. км линий связи {576}. На полученном из СССР сырье начали работать текстильные фабрики Лодзи. В апреле в промышленности было занято около 370 тыс., а в мае около 450 тыс. человек, что почти соответствовало довоенному уровню {577}. К лету 1945 г. уже действовали почти все шахты страны. Польскому народу было безвозмездно передано 138 тыс. тонн зерна, 3,8 тыс. тонн мяса и т. д. {578}. В мае 1945 г. ГКО принял решение о передаче польским властям 1987 паровозов {579}.

Важным фактором укрепления народно-демократического государства явилось преобразование Польского комитета национального освобождения во Временное правительство. Исходя из своей политики поддержания и укрепления дружбы с народной Польшей, правительство СССР приняло решение признать Временное правительство Польской республики и установило с ней дипломатические отношения. По-иному отнеслись к этому Англия и США, продолжавшие поддерживать лондонское эмигрантское правительство. Отклонив предложение Временного правительства Польши установить дипломатические отношения, английские и американские правящие круги все еще рассчитывали на создание в Польше угодного им правительства.

Итогом деятельности революционных сил Польши в первом полугодии 1945 г. были победа народной демократии на всей территории страны, укрепление военного, политического и классового союза между Польшей и СССР.

Чехословакия

Сложный революционный процесс происходил и в Чехословакии. На освобожденной территории создавались национальные комитеты как органы политической власти Национального фронта союза рабочего [296] класса, крестьянства, ремесленников, прогрессивной интеллигенции и части буржуазии при руководящей роли Коммунистической партии Чехословакии. Этому всячески препятствовала крупная буржуазия, стремившаяся не только дискредитировать перед народом коммунистов, но и протащить в.национальные комитеты явных реакционеров и даже лиц, сотрудничавших с оккупантами.

Лондонское эмигрантское правительство еще осенью 1944 г. предприняло попытки расформировать 1-й чехословацкий армейский корпус и создать угодную эксплуататорским классам армию, с помощью которой надеялось захватить власть в стране. Однако Военный совет 4-го Украинского фронта опротестовал эти действия, как противоречащие советско-чехословацкому соглашению от 8 мая 1944 г. В результате добиться осуществления предательских по отношению к народам Чехословакии планов эмигрантскому правительству не удалось.

В апреле 1945 г. коммунистическая партия обратилась к народным массам с воззванием вступать во вновь создаваемую армию, расширить 1-й чехословацкий армейский корпус, усилить его боевую мощь, что увеличило бы вклад народов Чехословакии в вооруженную борьбу против общего врага — гитлеровской Германии. Вступив на родную землю, 1-й чехословацкий армейский корпус явился той силой, которая защищала завоевания национально-демократической революции. Вопросы, связанные с перерастанием корпуса в армию, имели для новой власти не только военное, но и политическое значение. Важным фактором для развития боевого содружества советских и чехословацких войск явились соглашения, подписанные в марте — апреле 1945 г. в Москве правительствами СССР и Чехословацкой республики. Советский Союз, учитывая просьбу чехословацкого правительства, согласился передать Чехословакии вооружение и снаряжение для десяти пехотных дивизий и частей усиления, а также средства связи и транспорта. При этом все вооружение и боевая техника предоставлялись безвозмездно {580}.

Решающая роль в борьбе за свободу и независимость страны и в строительстве новой Чехословакии принадлежала рабочему классу и его авангарду — Коммунистической партии Чехословакии. Она завоевала огромное уважение и доверие масс, стала подлинным организатором всенародной борьбы за национальное и социальное освобождение, решительно боролась против тех, кто препятствовал демократизации жизни, восстановлению разрушенных предприятий, транспорта и мешал мобилизации всех сил для завершения разгрома общего врага. Благодаря руководству КПЧ борьба между рабочим классом и буржуазией за гегемонию в национально-освободительном движении завершилась победой пролетариата. Буржуазия вынуждена была пойти на переговоры с коммунистами относительно будущего государственного устройства страны.

Коммунистическая партия Чехословакии считала своевременными переговоры о создании нового правительства и выразила готовность принять в них участие. В телеграмме от 2 февраля 1945 г. К. Готвальд предлагал Э. Бенешу прибыть в Москву, где представители лондонской и московской групп Сопротивления за рубежом наряду с ответственными представителями Словакии могли бы под председательством президента обсудить все программные вопросы и вопросы состава нового правительства {581}.

В марте Э. Бенеш и сопровождавшие его лица прибыли в Москву. В результате длительных и трудных переговоров представителей КПЧ и чешских [297] партий — Чехословацкой социал-демократической партии, Партии национальных социалистов и Чехословацкой народной партии была выработана программа правительства Национального фронта. 24 марта после дискуссии она была принята на совместном заседании с делегацией Словацкого национального совета и обрела значение основного политического документа, призванного определить развитие страны.

Однако борьба за содержание и социальную направленность выполнения основных положений этой программы была сложной и трудной, поскольку чехословацкой буржуазии, тем ее кругам, которые не скомпрометировали себя прямым сотрудничеством с оккупантами, удалось на этом этапе сохранить не только экономические, но и политические позиции в государстве.

4 апреля в городе Кошице было образовано первое чехословацкое правительство Национального фронта чехов и словаков во главе с З. Фирлингером, бывшим послом Чехословакии в СССР. К. Готвальд занял в нем пост заместителя председателя правительства, З. Неедлы — министра просвещения, В. Носек — министра внутренних дел, Л. Свобода стал министром национальной обороны. Ведущая роль в правительстве принадлежала коммунистам. Их политика отвечала коренным интересам народа. Лондонское эмигрантское правительство перестало существовать. Тот факт, что коммунисты пошли на компромисс с представителями буржуазной эмиграции, объясняется стремлением компартии обеспечить широкое участие антифашистских сил страны в демократических преобразованиях. КПЧ учитывала, что Бенеш и его окружение, особенно после заключения соглашения с Советским Союзом о взаимной помощи и поддержке в войне против гитлеровской Германии, имели значительное влияние в чешских землях и отстранение их от власти в то время могло вызвать нежелательное осложнение международно-правового положения новой власти.

Объясняя, почему коммунисты вошли в правительство Национального фронта наряду с буржуазными представителями, К. Готвальд говорил: «Мы одни править не можем, и они одни также не могут править. Они не могут править без нас, а мы — без них, при этом они в большей степени не могут без нас, чем мы — без них. Остается необходимость сотрудничества с другой политической группой, которая вынуждена сотрудничать с нами» {582}.

5 апреля правительство приняло программу, которая вошла в историю Чехословакии под названием Кошицкой правительственной программы. Она была обнародована как программа Национального фронта чехов и словаков. В ней излагались основные принципы строительства народно-демократического государства, его внутренней и внешней политики. Намечались коренные преобразования в социально-экономической и политической жизни страны, перестройка государственного аппарата на демократической основе, передача власти на местах национальным комитетам и другие. В области экономики программа предусматривала введение национального, то есть государственного, управления отобранными у предателей и коллаборационистов предприятиями, конфискацию земли у них и передачу ее крестьянам, а также другие меры обновления и перестройки имущественных и социальных отношений.

Кошицкая программа провозглашала Чехословацкую республику государством двух братских народов — чехов и словаков. Населению Закарпатской Украины предоставлялось право свободно решить вопрос о воссоединении с Советской Украиной. В программе подчеркивалось, что во внешней политике Чехословацкая республика будет неизменно придерживаться политики дружбы и союза с СССР. Осуществление коренных [298] социально-экономических преобразований, провозглашенных в Кошицкой программе, открывало народам Чехословакии путь к социализму. В Словакии законодательным, исполнительным и административным органом власти признавался Словацкий национальный совет, во главе которого стояли И. Леттрих, К. Шмидке, а заместителями председателя были Г. Гусак, Л. Новомеский, Д. Эртл, М. Полак, И. Стык и Т. Тварожек. Кошицкая программа стала боевым знаменем, под которым массы, руководимые коммунистами, сплотились в борьбе за революционные преобразования в стране {583}.

Таким образом, в Чехословакии в результате национально-демократической революции новая власть сложилась на основе компромисса между народными массами во главе с рабочим классом и его авангардом — КПЧ и антигитлеровскими кругами буржуазии — деятелями западной эмиграции во главе с президентом Э. Бенешем. Национальной революция была потому, что временно сплотила трудящиеся массы и часть антигитлеровски настроенной буржуазии для борьбы с оккупантами с целью воссоздания национальной независимости, демократической — потому, что первоочередными задачами, которые она решала, являлась ликвидация гитлеровских и прогитлеровских монополий и крупнейших земельных владений, а равно и служившей им соответствующей политической надстройки {584}.

Коммунистическая партия Чехословакии, являясь организованным марксистско-ленинским ядром рабочего класса, проводила огромную работу по сплочению всех сил для антифашистской, национально-освободительной борьбы и возрождению государственности своей страны. Вместе с тем в социально-экономической программе основным, к чему она стремилась, были революционные преобразования, открывавшие возможность перехода в рамках утверждавшейся народной демократии к строительству основ социализма.

Югославия

В Югославии общественно-политические и социально-экономические преобразования осуществлялись под руководством коммунистической партии. В декларации, опубликованной 9 марта, Временное народное правительство Демократической Федеративной Югославии, возглавляемое И. Броз Тито, заявило, что главная его задача — окончательное освобождение страны {585}. В области социальной политики предусматривалось проведение аграрной реформы, освобождение рабочих и крестьян от долговой кабалы, оказание помощи жертвам войны, особенно детям-сиротам, и ряд других мероприятий.

Народно-освободительные комитеты развернули широкую работу по дальнейшей демократизации всех сторон политической жизни и восстановлению народного хозяйства.

Президиум Антифашистского веча народного освобождения Югославии еще в ноябре 1944 г. принял важные решения о переходе в собственность государства или под его управление имущества оккупантов и их пособников, а также отсутствующих лиц. Эти меры, по сути дела, были широчайшей экспроприацией, которая наносила удар по всей югославской буржуазии, сотрудничавшей с оккупантами или оказавшейся в эмиграции. В руки государства переходили рудные богатства и вся иностранная собственность (кроме собственности союзных и нейтральных стран). Классовый характер принятого постановления состоял в том, что изъятие у подавляющей части югославской буржуазии средств производства [299] и сосредоточение их в руках новой власти осуществлялось как кара за предательство и сотрудничество с гитлеровцами. Такие же цели преследовал и принятый в мае 1945 г. закон об изъятии военных прибылей и прибылей, полученных путем спекуляции.

Что же касается экспроприации собственности граждан союзных и нейтральных стран, то немедленное проведение ее могло вызвать осложнения в международно-правовом отношении, а это было крайне нежелательно, особенно в условиях, когда стоял вопрос о признании новой Югославии на международной арене. Решение этого вопроса требовало гибкой политики и времени.

Принятые решения, проводимые под антифашистскими, национально-патриотическими лозунгами, вели к закреплению и углублению коренных изменений в социально-экономической структуре югославского общества. По аграрному вопросу КПЮ имела детально разработанную программу, основное содержание которой обнародовалось в выступлениях руководящих деятелей партии. Особо подчеркивалось, что земля предоставляется тем, кто не имеет ее и кто имеет ее недостаточно, и в первую очередь участникам народно-освободительной борьбы, семьям погибших и жертвам фашистского террора, что будет решен вопрос о крестьянских долгах, предоставлении крестьянам государственного кредита и технической помощи для поднятия их хозяйства. Аграрную политику КПЮ поддерживали левые силы крестьянского движения. Практически это выразилось в том, что в начале 1945 г. в Народно-освободительный фронт вошел и Союз земледельцев, представлявший сербское среднее крестьянство. Месяцем позже в него вступила Народная крестьянская партия, защищавшая интересы некоторых слоев сельской буржуазии и зажиточного середнячества. Все это способствовало привлечению к Народно-освободительному фронту слоев крестьянства, занимавших ранее выжидательную позицию. Таким образом, база Народно-освободительного фронта расширялась.

Огромная работа проводилась по восстановлению разрушенных предприятий, путей сообщения и транспортных средств, по снабжению населения продовольствием, топливом и обеспечению жильем. Был сокращен разрыв между высшим и низшим уровнем зарплаты трудящихся, а оплата труда женщин уравнена с оплатой труда мужчин, запрещался детский труд. Большое внимание уделялось развитию образования и культуры: восстанавливались школы, создавались курсы по ликвидации неграмотности, открывались народные университеты, возобновили свою работу театры.

Под руководством Коммунистической партии Югославии широко развернулась деятельность массовых общественных организаций — Объединенного союза антифашистской молодежи, Антифашистского фронта женщин. С помощью этих организаций КПЮ мобилизовала население, все демократические и патриотические силы на окончательное освобождение страны и восстановление разрушенного войной хозяйства.

К концу войны в Европе народы Югославии осуществили ряд важных революционных преобразований, сделав крупный шаг на пути демократизации страны. С окончанием войны этот процесс еще более ускорился. Укрепились новые органы власти, Временная народная скупщина приняла закон о проведении всенародных выборов и созыве Учредительной скупщины. В ходе этих выборов трудящиеся Югославии отдали свои голоса за кандидатов Народно-освободительного фронта. Такие ставленники буржуазии, как И. Шубашич, М. Грол, Ю. Шутей, безуспешно пытаясь осложнить внутриполитическое положение страны, вышли из состава правительства. Несмотря на противодействие буржуазной «демократической оппозиции», в августе 1945 г. был принят закон об аграрной реформе, призванный [300] закрепить фактически осуществленные в ходе освободительной войны аграрные преобразования и расширить их.

Победившая в Югославии социалистическая революция явилась результатом длительной освободительной борьбы, проходившей под руководством Коммунистической партии Югославии в условиях решающих побед Советского Союза над фашистской Германией и ее союзниками.

Болгария

Для Болгарии 1945 год начался в условиях установившегося в стране строя народной демократии, который доказал, что он может с успехом выполнять функции диктатуры пролетариата в деле ликвидации капиталистических элементов и организации социалистического хозяйства. Старая государственная машина была почти полностью сломана. Власть в стране перешла от монархо-фашистов к комитетам Отечественного фронта. Особенностью революционного процесса явилось безраздельное господство в центре и на периферии трудящихся во главе с рабочим классом и его авангардом — коммунистической партией.

Правительство Отечественного фронта, выполняя волю трудового народа, проводило политику ликвидации остатков фашизма. Согласно постановлениям, принятым новым правительством Болгарии, имущество германских монополий и фирм, а также лиц немецкого происхождения подлежало конфискации и переходило под управление специально созданного отдела министерства торговли и промышленности. На основании приговоров специально созданных народных судов осуществлялась конфискация движимого и недвижимого имущества военных преступников, вводилось государственное управление на некоторых промышленных предприятиях, усиливались позиции государства в акционерных обществах. Важную роль в политической жизни играли комитеты Отечественного фронта, принявшие деятельное участие в чистке государственного аппарата от фашистских и других реакционных элементов. В государственные органы были выдвинуты тысячи кандидатов. Рабочие с энтузиазмом продолжали создавать профсоюзные организации, к марту в их рядах насчитывалось 240 тыс. членов. В принятой на первом конгрессе Всеобщего профессионального союза (16 — 21 марта) резолюции говорилось: «Необходимо усилить боевой союз рабочих и крестьян как основную гарантию укрепления завоеванной свободы, выхода нашей страны из того тяжелого положения, в котором она находится... Необходима мобилизация всех сил армии труда на восстановление производства и транспорта, на укрепление трудовой дисциплины и повышение производительности труда, ликвидацию всяческих попыток саботажа со стороны врагов народной власти, для чего нужно широко развернуть ударничество и соревнование на фабриках, в мастерских, на транспорте» {586}.

Проведение в жизнь революционных мероприятий осуществлялось в острой борьбе против реакционных и консервативных элементов. Не имея возможности для открытого вооруженного выступления, буржуазия стремилась создать оппозицию в партиях Отечественного фронта и, опираясь на поддержку международной реакции, помешать осуществлению демократических преобразований. Особенно стал усиливаться процесс поляризации политических сил в рамках Отечественного фронта с весны 1945 г.

Главной силой, оспаривавшей у коммунистов влияние на массы и отстаивавшей сохранение капиталистического строя, было правое крыло Болгарского земледельческого народного союза, которое выражало интересы зажиточных слоев деревни и находило полную поддержку у реакции. Классовая сущность программы оппозиции состояла в том, чтобы противопоставить крестьянство как единое целое рабочему классу и его [301] партии. Оппозиция стремилась сохранить систему капиталистических отношений, обеспечив зажиточной верхушке деревни равноправное положение с промышленным и торговым капиталом. Оппозиционные фракции Болгарского земледельческого народного союза и Социал-демократической партии, выдвинувшие лозунг «Отечественный фронт без коммунистов», выступали против дружбы болгарского и советского народов, проводили и другие акции с целью подорвать единство Отечественного фронта и народную власть. Последовательная борьба коммунистов и других прогрессивных сил болгарского народа привела к срыву планов реакции и обеспечила возможность приступить к строительству основ социализма.

На повестку дня встал вопрос о восстановлении народного хозяйства, которому гитлеровцы и болгарские фашистские правители нанесли большой ущерб. Новая государственная власть ввела централизованное распределение кредитов, сырья и готовой продукции, строго ограничила прибыли капиталистов. Большую роль в укреплении народного хозяйства сыграл выпущенный Заем свободы, на который подписались более 1,5 млн. человек (рабочие, крестьяне, служащие, ремесленники и другие слои населения) на сумму свыше 25 млрд. левов {587}. Правительство опиралось на рабочий контроль. Специально учрежденный Высший экономический совет координировал деятельность хозяйственных министерств, добивался выполнения директив в области экономики, внедрял плановое начало в народное хозяйство {588}.

В ходе острой классовой борьбы за осуществление социально-экономических преобразований в стране были укреплены позиции власти трудящихся. Руководящей силой являлся рабочий класс. Еще больше усилилось влияние Болгарской рабочей партии (коммунистов) — БРП(к). Ее численность в марте 1945 г. по сравнению с сентябрем 1944 г. возросла в десять раз и составила 250 тыс. человек {589}. Она продолжала сотрудничать с другими партиями и организациями Отечественного фронта: левыми течениями Болгарского земледельческого народного союза, пользовавшегося значительным влиянием среди народных масс, особенно среди крестьянства; Болгарской социал-демократической партией; Народным союзом «Звено», объединявшим в своих рядах часть прогрессивной буржуазной интеллигенции.

Важную роль в политическом развитии страны сыграли решения VIII расширенного пленума ЦК БРП(к), состоявшегося в конце февраля — начале марта 1945 г. В резолюции о политическом положении пленум полностью одобрил линию ЦК партии, подчеркнул большое значение Отечественного фронта для победы над фашизмом и дальнейших революционных преобразований. Наряду с этим указывалось на необходимость укрепления Отечественного фронта и решительной борьбы против враждебных элементов, проникших в его ряды. Пленум призвал партию мобилизовать все свои силы и силы народа на решительное претворение в жизнь лозунга «Все для фронта, все для победы!». Он уделил серьезное внимание вопросу экономического развития страны в соответствии с задачами, поставленными в программе правительства Отечественного фронта. Правительство, указывалось в резолюции, должно в полной мере заняться хозяйственными проблемами, обеспечить плановость в проведении хозяйственных мероприятий. Пленум поддержал инициативу Союза рабочей молодежи о создании единой молодежной антифашистской организации, которая должна объединить всю демократическую молодежь [302] под знаменем Отечественного фронта {590}. На пленуме был избран новый ЦК партии, председателем которого стал признанный вождь болгарского народа Г. Димитров, а первым секретарем — Т. Костов.

Под руководством Болгарской рабочей партии (коммунистов) все более укреплял свои позиции Отечественный фронт. 9 — 12 марта состоялся его первый конгресс, который по предложению Национального комитета рекомендовал в ближайшее время провести выборы в Народное собрание. Вся работа конгресса проходила под лозунгом борьбы за единство демократических сил болгарского народа, прежде всего рабочего класса и трудящегося крестьянства.

На международной арене народная Болгария опиралась прежде всего на всестороннюю помощь и поддержку Советского Союза. Он не только сыграл решающую роль в освобождении болгарского народа от фашизма, но и оказал ему огромную экономическую помощь (значительные поставки продовольствия, сырья для промышленности, машинного оборудования и других средств). В марте 1945г. в Москве было подписано торговое соглашение между СССР и Болгарией, в соответствии с которым Болгария стала получать нефтепродукты, хлопок, металл и различные товары.

Большое значение имели мероприятия, проведенные ЦК БРП(к) и правительством народной Болгарии в первые месяцы 1945 г. по укреплению боеспособности болгарской Народной армии, которая плечом к плечу сражалась с советскими войсками против фашистской Германии.

Румыния

Конец 1944 — начало 1945 г. ознаменовались в Румынии обострением борьбы между силами демократии с одной стороны и реакции с другой. Находившееся у власти правительство реакционного большинства во главе с генералом Н. Радеску саботировало проведение демократических преобразований, а также срывало выполнение соглашения о перемирии, стремясь всячески ограничить участие румынских вооруженных сил в войне против Германии {591}.

Против реакционной клики Радеску, опиравшейся на придворные круги и буржуазно-помещичьи партии национал-либералов и национал-царанистов, вели решительную борьбу прогрессивные силы, которые были объединены в Национально-демократический фронт: Коммунистическая партия Румынии, Социал-демократическая партия, единые профсоюзы, Фронт земледельцев, представлявший интересы беднейшего и отчасти среднего крестьянства, Союз патриотов, Союз трудящихся венгров, Союз коммунистической молодежи и другие организации {592}. КПР боролась за укрепление единства рабочего класса, опираясь на вооруженные отряды рабочих, вела активную борьбу против фашистских и профашистских сил. Реакционные элементы, представлявшие в правительстве большинство, неоднократно пытались разоружить рабочие отряды, что ослабило бы влияние коммунистов в стране. Реакционеры даже прибегли к помощи Англии. Так, по их просьбе британский посол в Москве А. Керр в письме на имя народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова настаивал на разоружении отрядов рабочих в Румынии якобы во избежание гражданской войны. Однако все эти попытки, направленные на срыв революционных преобразований, не увенчались успехом. Советские представители в Союзной контрольной комиссии в Румынии взяли под защиту патриотические силы и в свою очередь потребовали от правительства генерала Радеску разоружить тайно создаваемые фашистские организации {593}. [303]

К началу 1945 г. демократические силы преобладали уже в большинстве местных органов власти. Попытки внутренней реакции сорвать революционные мероприятия путем диверсий, саботажа и силой оружия вызвали массовые антиправительственные выступления рабочих, крестьян и прогрессивной интеллигенции. В стране начались крупные демонстрации протеста против реакционной политики правительства. 28 января была опубликована программа Национально-демократического фронта. В ней указывалось: «Только правительство Национально-демократического фронта сможет обеспечить нормальные условия для развития народного хозяйства» {594}. По всей стране проходили массовые митинги и демонстрации, на которых трудящиеся требовали немедленно устранить реакционеров из правительства и передать власть правительству Национально-демократического фронта. После многомесячных суровых классовых боев, в ходе которых к крестьянам перешла часть помещичьих земель, а на целом ряде предприятий установлен рабочий контроль, Радеску пришлось 28 февраля 1945 г. уйти в отставку (он укрылся в здании английского представительства, а затем на американском самолете был вывезен за границу).

Объединенные профсоюзные организации и боевые патриотические отряды рабочих по своей инициативе начали изгонять реакционные элементы с предприятий, руководство которыми переходило в руки трудящихся. К концу февраля из 60 уездов страны новые органы власти имелись уже в 52. 6 марта народные массы во главе с Коммунистической партией Румынии добились прихода к власти народно-демократического правительства во главе с лидером Фронта земледельцев П. Гроза, в составе которого коммунисты получили посты министров внутренних дел, юстиции и путей сообщения. Революционная борьба народных масс, направляемых и вдохновляемых Коммунистической партией Румынии, завершилась важной победой. Образование первого в истории страны демократического правительства означало изменение существа политического режима. По своему классовому характеру власть стала революционно-демократической диктатурой рабочего класса и крестьянства. Однако из-за сложности внутриполитической обстановки (коалиционный характер правительства, большой удельный вес крестьянства, приверженность определенной части населения к монархии) утверждение этой власти проходило в острых классовых боях, сопровождавшихся ломкой старого государственного аппарата, демократизацией армии и социально-экономическими преобразованиями.

Одним из важнейших мероприятий нового правительства явился декрет об аграрной реформе, принятый 22 марта 1945 г. Он узаконил проведенный крестьянами раздел помещичьих земель. В соответствии с декретом экспроприировались земельные владения свыше 50 гектаров (за исключением королевских, монастырских и церковных), а также все земли военных преступников и лиц, сотрудничавших с гитлеровцами {595}. Право на получение отчужденных земель предоставлялось безземельным и малоземельным крестьянам, имевшим наделы менее 5 гектаров. Таким образом, 918 тыс. хозяйств получили более 1 110 тыс. гектаров земли {596}. Сельскохозяйственный инвентарь помещичьих имений был также распределен среди крестьян. В результате аграрной реформы класс помещиков был ликвидирован. Это нанесло серьезный удар по реакции и значительно укрепило позиции демократических сил. [304]

В конце марта новое правительство приняло постановление о чистке государственного аппарата и армии от фашистских элементов, проводилась кампания по выявлению и привлечению к судебной ответственности военных преступников. Развернулась борьба с саботажем и спекуляцией. В целях облегчения материального положения трудящихся в мае были проведены мероприятия по урегулированию цен и заработной платы. Принимались меры к быстрейшему подъему разрушенного войной народного хозяйства. В восстановлении промышленности страны, транспорта и связи большую помощь румынскому народу оказывали воины Советской Армии.

В мае в Москве между СССР и Румынией были подписаны экономические соглашения о товарообмене и экономическом сотрудничестве. Эти соглашения способствовали укреплению экономического положения Румынии и проводившимся революционным преобразованиям.

Для народно-демократической революции в Румынии характерно то, что установление народной власти было осуществлено не единовременным актом, а в ходе постепенной изоляции буржуазно-помещичьих партий и укрепления роли рабочего класса. Государственная власть, утвердившаяся в форме народной демократии, становилась организованной политической властью рабочего класса в союзе с крестьянством.

Венгрия

В освобожденных районах Венгрии народно-демократическая революция осуществлялась по мере изгнания с ее территории Советской Армией гитлеровцев и их венгерских приспешников. Организующей силой явилась Венгерская коммунистическая партия, влияние которой быстро возрастало. Своей главной задачей до окончания войны компартия считала завершение освобождения страны от оккупантов, создание широкой антифашистской коалиции и обеспечение победы народно-демократической революции.

Развернул свою деятельность Венгерский национальный фронт независимости. Наряду с Венгерской коммунистической партией в нем принимали участие Социал-демократическая партия, Партия мелких сельских хозяев, Национально-крестьянская и Буржуазно-демократическая партии и профсоюзы. В основу деятельности фронта была положена обнародованная еще 30 ноября 1944 г. «Программа демократического восстановления и подъема Венгрии». По содержанию она была антифашистской, национальной, демократической, антифеодальной. Программа ставила своей задачей объединить на широкой основе в одном лагере рабочих, крестьян, демократическую интеллигенцию и антифашистски настроенную часть буржуазии {597}. Выработанная компартией, она содержала важные социально-экономические и политические требования, в том числе наказание предателей родины и военных преступников, ликвидация фашистских организаций, отмена реакционных законов и обеспечение демократических прав, проведение земельной реформы.

Практически программа осуществлялась в обстановке острой классовой борьбы. Входившие в состав временного правительства хортисты и правое крыло Партии мелких сельских хозяев, принимая программу на словах, на деле саботировали ее выполнение, тормозили развертывающийся процесс демократизации, принижали роль национальных и заводских комитетов, профсоюзов, препятствовали разделу земли.

В этих условиях коммунисты прилагали большие усилия для упрочения единства действий всех народно-демократических сил. С этой целью продолжалась огромная работа по созданию новых органов власти: сельских, [305] окружных, городских, областных (комитатских) национальных комитетов — органов власти, действовавших от имени Венгерского национального фронта независимости. В первые месяцы, пока еще не было центральных органов, они сосредоточивали в своих руках всю полноту власти, опираясь прежде всего на организации Венгерской коммунистической партии, поскольку коммунисты были самыми активными членами комитетов.

Органам новой власти принадлежала важная роль в становлении нового общественного строя государства. Под их руководством велась работа по восстановлению разрушенного хозяйства. Во многих местах организовывались фабрично-заводские и крестьянские комитеты. Они брали на себя инициативу руководства промышленными предприятиями, проводили раздел земли между крестьянами. Создавались народные суды и комиссии по проверке деятельности бывших чиновников.

Первая сессия Временного национального собрания в Дебрецене, состоявшаяся в конце декабря 1944 г., положила начало образованию центральных органов рождавшегося народно-демократического строя. Сессия обратилась с воззванием ко всему народу, в котором излагалось значение демократической власти и намечались первоочередные задачи строительства новой Венгрии.

Постановления Временного национального правительства Венгрии были направлены на выполнение основной задачи — укрепление народной власти и оказание помощи Советской Армии в ее борьбе с фашизмом. 4 января 1945 г. было принято постановление о создании местных органов государственного управления. В результате этого правительственного акта национальные комитеты должны были передать все административные функции местным органам государственного управления. В связи с этим национальные комитеты превращались в общественно-политические организации, но продолжали оказывать влияние на местные органы, деятельность которых в значительной степени зависела от соотношения в них классовых сил.

Большое значение для обеспечения единства рабочего класса и укрепления его руководящей роли в народно-демократической революции имела позиция профессиональных союзов. 18 января было создано единое профсоюзное руководство — Временный профсоюзный совет Венгрии, в который на равных основаниях вошли представители Коммунистической и Социал-демократической партий, причем от последней в основном левые деятели. Это обеспечило плодотворное сотрудничество двух партий в единой организации. В целом ряде крупнейших профсоюзов в руководстве оказались рабочие, преданные делу революции.

Профсоюзы Венгрии приняли активное участие в движении за создание фабрично-заводских комитетов, которые восстанавливали предприятия, налаживали производство, сплачивали силы рабочего класса, осуществляли контроль над производством и управлением фабриками и заводами, боролись за укрепление нового, народно-демократического строя.

Одно из важнейших мероприятий народно-демократической власти — проведение аграрной реформы встретило сильное противодействие со стороны правых элементов Партии мелких сельских хозяев и Социал-демократической партии, которые стремились не допустить раздела земли среди крестьян. Однако им не удалось сорвать это мероприятие. 15 марта 1945 г. указ о ликвидации крупнопоместной системы и наделении крестьян землей был утвержден Советом министров. Проведение в жизнь этого закона имело огромное значение для демократизации общественной жизни в стране и укрепления позиций народно-демократического строя. Аграрная революция уничтожила систему крупного феодального землевладения [306] и ликвидировала помещиков как класс {598}. В ходе ее было отчуждено 5,6 млн. хольдов (один хольд — 0,57 гектара) земли, или 35 процентов всей полезной площади. 642 тыс. человек получили 3,3 млн. хольдоз в основном пахотной земли {599}, классовый состав сельского населения в связи с этим изменился. Это обстоятельство сыграло положительную роль для дальнейшего развития революции в стране.

Для успешной деятельности Временного национального правительства в этот период важное значение имели подписание 20 января 1945 г. в Москве соглашения о перемирии между Советским Союзом, США и Англией с одной стороны и Венгрией — с другой, а также объявление Венгрией войны фашистской Германии.

Таким образом, к лету 1945 г. новая власть в Венгрии была, по сути дела, демократической диктатурой рабочих и крестьян, но с некоторыми особенностями. Одна из них та, что в органах народной власти находились представители буржуазии, опиравшиеся на городскую и сельскую буржуазию, часть средних слоев и духовенство. Вместе с тем руководящая роль рабочего класса возрастала. Когда в ходе народно-демократической революции на повестку дня встала задача политической изоляции буржуазии, Венгерская коммунистическая партия, исходя из сложившегося соотношения сил, начала проводить такую линию в области экономических преобразований, которая позволила приступить к постепенному вытеснению буржуазии из хозяйственной жизни страны, что имело большое значение для дальнейшего упрочения народно-демократического строя.

Революционные преобразования развернулись и в Албании, народ которой завершил освобождение страны в конце ноября 1944 г. Сформированное на заключительном этапе национально-освободительной борьбы Временное демократическое правительство Албании являлось органом революционно-демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства, где руководящей силой выступала Коммунистическая партия Албании. В своей практической деятельности правительство руководствовалось программой массовой политической организации — Демократического фронта Албании, в который кроме Коммунистической партии входили Союз женщин-антифашисток, Союз антифашистской молодежи и профсоюзы. Перед трудящимися стояли задачи укрепления народной власти, созданной в годы освободительной войны, и восстановления подорванной экономики. Особенно серьезный ущерб был нанесен сельскому хозяйству: возникла угроза голода. Воспользовавшись трудностями, активизировали подрывную деятельность реакционные элементы.

Президиум Антифашистского национально-освободительного совета принял ряд решений, создававших условия для коренных изменений. Наиболее важным из них был принятый в декабре 1944 г. закон о государственном контроле над промышленными предприятиями и акционерными обществами, что подрывало экономическую базу буржуазии {600}. Это мероприятие потребовало огромной работы по организации управления предприятиями силами трудящихся. Трудность заключалась в том, что Албания не располагала необходимыми национальными техническими и административными кадрами.

Государственная собственность Италии и Германии, находившаяся на территории Албании, конфисковывалась, а собственность итальянских и германских граждан ставилась под контроль государства. Национальный банк, который ранее являлся одним из главных орудий закабаления [307] Албании Италией, был национализирован. Важное значение для страны имело введение монополии на внешнюю торговлю. На базе конфискованных предприятий был создан государственный сектор в промышленности, ставший затем основой социалистического способа производства. 13 января 1945 г. Президиум Антифашистского национально-освободительного совета принял решение о создании при Совете министров Экономического совета и Плановой комиссии, тем самым обеспечивалась возможность централизованного планирования народного хозяйства.

Перед народным правительством после освобождения встала одна из важнейших проблем — аграрная. Албания была отсталой, со множеством феодальных пережитков страной. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. По данным 1944 — 1945 гг., до 87 процентов крестьянских семей или вообще не имели земли, или имели маленькие участки от 0,1 до 3 гектаров и вынуждены были идти в кабалу к помещикам и кулакам. Настоящим бичом албанской деревни были налоги, сбор которых проводился откупщиками. Последние не только произвольно устанавливали величину налогов, но и зачастую взимали подати, давно отмененные.

Народная власть отменила феодальные налоги и аннулировала итальянские сельскохозяйственные концессии. Безземельные крестьяне, работавшие на государственных землях, получили право пользоваться ими. Проведение этих мероприятий частично облегчило положение крестьян. Однако кардинальное решение аграрного вопроса было осуществлено лишь после принятия 29 августа 1945 г. закона, в основу которого был положен принцип «земля принадлежит тому, кто ее обрабатывает». Проводимые в Албании революционные преобразования лишили и реакционные круги западных государств возможности удерживать контроль над экономикой страны.

Революционные преобразования в странах, освобожденных от фашизма, осуществлялись в острой классовой борьбе. Свергнутые господствующие классы и их агенты оказывали яростное сопротивление проведению прогрессивных мероприятий. Пользуясь поддержкой правящих кругов империалистических государств, реакционные силы стремились ликвидировать народно-демократический строй и восстановить свое господство. В борьбе против реакции народные массы опирались на всестороннюю поддержку Советского Союза, который стоял и стоит на страже свободы и независимости народов. Именно этот фактор явился одной из важнейших причин, обусловившей провал попыток реакционных сил в странах Центральной и Юго-Восточной Европы повернуть колесо истории вспять.

Оглавление. Завершение разгрома фашистской Германии

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.