Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Внешнеполитическая деятельность СССР после второй мировой

Исторические победы Советской Армии над гитлеровской Германией и милитаристской Японией привели к дальнейшему росту авторитета

и влияния первого в мире социалистического государства. Крупным достижением внешней политики Коммунистической партии и Советского правительства явилось создание и успешная деятельность антифашистской коалиции, что в свою очередь способствовало упрочению союза всех народов, боровшихся против сил мировой реакции. Большой вклад в укрепление международных позиций СССР внесла советская дипломатия, которая на протяжении всей войны стремилась обеспечить наиболее выгодные внешнеполитические условия для скорейшего военного и политического разгрома фашистского блока, создания прочного демократического мира.

После завершения войны деятельность советской дипломатии была направлена прежде всего на закрепление ее итогов в международных юридических документах, создание действенных органов контроля за демилитаризацией и демократизацией побежденных государств оси, а также на организацию правомочных международных судов над виновниками развязывания второй мировой войны.

Важнейшее место во внешнеполитической деятельности Коммунистической партии и Советского правительства занимали вопросы послевоенного устройства мира. СССР был одним из создателей Организации Объединенных Наций и принимал активное участие в разработке ее основополагающих документов. При этом СССР проявил особую заботу об обеспечении представительства в ООН «новых государств» мира. Так, руководствуясь стремлением обеспечить молодым государствам Азии, еще не добившимся независимости, возможность внести свой вклад в создание прочного мира, СССР поддержал приглашение на первую сессию ООН делегаций Индии и Филиппин {1041} Советские дипломаты установили и поддерживали широкие контакты с представителями азиатских стран, прибывшими на учредительную конференцию ООН в Сан-Франциско.

Большое внимание Советское правительство уделяло дальневосточным проблемам. У него уже накопился определенный опыт работы с новой [396] американской администрацией, возглавляемой президентом Трумэном. Советская дипломатия не могла не учитывать «жесткого курса», который Трумэн проводил с согласия и при поддержке Черчилля, считавшего, что у них «есть в руках средство, которое восстановит соотношение сил с Россией» (имелась .в виду атомная бомба) {1042}. Было ясно, что правительство США намерено использовать ядерный шантаж для достижения своих целей в послевоенное время.

Советская дипломатия, опираясь на возросший международный авторитет СССР, настроения прогрессивной общественности мира и рост национального самосознания освобожденных народов Европы и Азии, настаивала на выполнении Соединенными Штатами Америки и Великобританией межсоюзнических соглашений по вопросам послевоенного устройства мира, достигнутых в годы войны.

Основные принципы послевоенной политики США в отношении Японии были выработаны еще в 1944 г. правительством Рузвельта, в котором было немало сторонников демократизации и демилитаризации Японии. В проекте госдепартамента тогда предусматривалось: «а) Япония должна возвратить территории, захваченные ею в результате агрессивных войн; б) в период военной оккупации японское правительство прекратит свое существование как политическая единица. Сохраняются лишь министерства, несущие административные функции (внутренних дел, финансов, здравоохранения и др.), которые будут продолжать свою деятельность под руководством администрации союзников; в) в оккупации Японии и ее управлении будут участвовать союзные державы, воевавшие против Японии. Оккупационную службу будут нести также и контингенты из азиатских стран (Китая, Индии, Филиппин и др.), для того чтобы не было впечатления, что война против Японии была войной белой расы против желтой» {1043}.

Однако администрация Трумэна стала отходить от этих принципов и начала активно проводить в жизнь мероприятия по сохранению в Японии монополий, императорской власти и придворной бюрократии, на которые США могли бы опираться в своей политике на Дальнем Востоке.

Американские политические деятели вели переговоры с японскими дипломатами о том, чтобы Япония капитулировала до вступления СССР в войну. Именно на этом основании японское министерство иностранных дел в обзоре «Отношение общественного мнения Объединенных Наций к Японии накануне принятия Потсдамской декларации» писало: «Среди американцев, которые сохраняют веру в военные цели Объединенных Наций, но не доверяют Советскому Союзу, боятся его, довольно сильны настроения в пользу примирения с Японией» {1044}. К осуществлению тех же целей стремились США, Англия и Китай, подготовляя и опубликовывая текст Потсдамской декларации о Японии без участия СССР {1045}.

Советское правительство, осведомленное о политических маневрах союзных держав, не пошло по их стопам. И когда японское правительство, стремясь закончить войну на выгодных для него условиях, обратилось к СССР с просьбой о посредничестве, Советское правительство сразу же уведомило об этом своих союзников. Оно ставило на первое место интересы народов, их желание приблизить мир на Дальнем Востоке.

Учитывая неоднократные официальные просьбы руководителей союзных государств к Советскому правительству, Советский Союз вступил в войну с Японией, разгромил Квантунскую армию и вынудил тем самым [397] Японию капитулировать. Верность СССР своему союзническому долгу, его принципиальная политика сорвали планы японских правящих кругов расколоть антифашистскую коалицию, чтобы затянуть войну и уйти от безоговорочной капитуляции.

Советский Союз, будучи последовательным борцом за создание устойчивого мира, и после войны направлял свои усилия к тому, чтобы сохранить союзнические отношения с США и Англией, добиться согласованных с ними решений по вопросам послевоенного устройства.

Оглавление. Поражение Японии. Окончание Второй мировой

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.