Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Роль внешней политики СССР в обеспечении победы во второй мировой

Выдающаяся роль в обеспечении победы над фашистско-милитаристским блоком во второй мировой войне принадлежит и советской внешней политике. Она была нацелена на решение кардинальных проблем, связанных с борьбой против агрессоров. Основные усилия СССР в области внешней политики в годы войны был и сосредоточены на четырех ключевых задачах: создание и укрепление антигитлеровской коалиции государств, выступавших против фашистско-милитаристского блока; подрыв и ликвидация коалиции фашистских и милитаристских держав; завершение войны в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями для народов; выработка прочных основ и гарантий послевоенного мира и безопасности.

Основой успешного проведения такого внешнеполитического курса были прочность социалистического общественного и государственного строя, единство фронта и тыла. Как и в предвоенные годы, этот курс, неразрывно связанный с внутренней политикой, отличался реализмом и целеустремленностью, трезвым учетом особенностей и тенденций развития международной обстановки.

Условия, в которых проводилась советская внешняя политика в годы войны, характеризовались, в частности, тем, что впервые в истории Страна Советов выступала против агрессора в союзе с буржуазными государствами. Советской дипломатии приходилось находить и вырабатывать формы и принципы сотрудничества с теми, кто до этого обычно выступал в качестве явного или тайного противника.

Существенной чертой внешнеполитической деятельности Советского правительства и его дипломатических органов и в военное время была высокая активность, которая стала залогом эффективного многостороннего сотрудничества. Советская внешняя политика служила примером проявления доброй воли в решении сложнейших вопросов и преодолении противоречий, возникавших внутри коалиции между СССР и буржуазными государствами.

Важной особенностью советской внешнеполитической деятельности была координация дипломатических мероприятий с действиями Советских Вооруженных Сил и союзных армий. Советская внешняя политика все делала для того, чтобы в конечном итоге обеспечить при решающей роли СССР полное поражение и капитуляцию агрессоров.

Успешная деятельность советской дипломатии обеспечивалась руководящей ролью партии и могучей силой коммунистической идеологии. Эти факторы давали ей значительные преимущества в противоборстве с дипломатией агрессоров, а также с империалистической реакцией, которая оказывала пагубное влияние на позиции западных союзников по ряду важнейших международных проблем.

Внешнеполитическая деятельность СССР в годы войны отличалась деловым подходом к решению проблем, затрагивавших интересы десятков государств и сотен миллионов людей. Ей были присущи умение сочетать ленинскую принципиальность и твердость с готовностью проявить гибкость [52] в том или ином вопросе, верность заключенным соглашениям и взятым обязательствам, политическое предвидение и прогнозирование.

На фоне последовательного и твердо выраженного советского внешнеполитического курса весьма неприглядно выглядели беспринципные действия союзных держав по важнейшим вопросам ведения войны, такие, например, как стремление переложить наибольшие тяготы войны на плечи советского народа, создание конфликтных ситуаций, направленных против СССР и других прогрессивных сил и т. п.

И тем не менее, несмотря на тайное и явное противодействие буржуазной дипломатии, Советскому правительству удалось добиться крупных успехов в обеспечении благоприятных международных условий для победы над агрессором. Прежде всего это нашло свое выражение в создании и укреплении действенной антигитлеровской коалиции государств. Объективные предпосылки для такого объединения сложились после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Еще в предвоенные годы, следуя ленинскому курсу на обеспечение мирного сосуществования государств с различным общественным строем, Советский Союз выдвинул идею коллективной безопасности. И не вина СССР, что эту идею не удалось воплотить в жизнь. Ответственность за это всецело лежит на правительствах западных государств.

В сложной международной обстановке кануна и первого периода войны внешняя политика СССР решила две взаимосвязанные задачи. Во-первых, Советскому Союзу удалось сорвать попытку обеих империалистических группировок объединиться против первой в мире Страны Советов, предотвратить намерение реакции поставить ее в невыгодные условия войны на два фронта — против фашистской Германии и милитаристской Японии. Во-вторых, в условиях начавшейся второй мировой войны СССР добился необходимого для себя времени: почти два года Советское правительство и Коммунистическая партия осуществляли важные мероприятия по укреплению западных и юго-западных рубежей, имевших большое политическое и стратегическое значение для дальнейшего развития событий на советско-германском фронте. Советская граница была отодвинута на запад, и таким образом были созданы условия, позволившие упрочить оборону, а затем уменьшить отрицательные последствия внезапного нападения гитлеровской Германии. Строго придерживаясь политики нейтралитета, СССР и в начале войны оказывал возможную помощь народам и государствам в их борьбе за сохранение национальной независимости, не прекращал активной борьбы за предотвращение распространения фашистской агрессии на новые страны. Так, например, Советское правительство требовало вывода немецких войск из Финляндии, прекращения германской экспансии на Балканах и Ближнем Востоке. Эти действия оказали заметное влияние на мировое общественное мнение. К моменту нападения фашистской Германии на Советский Союз мюнхенский антисоветский фронт был разрушен, а после образовалась антигитлеровская коалиция.

Советский Союз внес решающий вклад в укрепление и консолидацию антигитлеровской коалиции. В этих целях правительство СССР использовало конференции руководителей трех великих держав, проходившие при участии высшего военного командования, совещания министров иностранных дел, дипломатическую переписку и другие формы внешнеполитических связей. На конференции представителей СССР, США и Великобритании в Москве (29 сентября — 1 октября 1941 г.). Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, конференциях глав правительств СССР, США и Англии в Тегеране, Крыму и Берлине, где решались важные задачи ведения войны, советская делегация, [53] неизменно владея дипломатической инициативой, вносила значительный конструктивный вклад в их работу.

Исключительно важное значение советская внешняя политика придавала завершению второй мировой войны в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями для народов. Ведущая роль советско-германского фронта в мировой войне, победы Советской Армии над вермахтом обеспечивали возможность успешного осуществления внешнеполитических мероприятий в этом направлении.

СССР выступил с рядом инициатив, осуществление которых ускорило разгром и ликвидацию противника. В частности, он явился инициатором борьбы за сокращение сроков ведения войны путем более тесного объединения военных усилий участников антигитлеровской коалиции. По инициативе Советского Союза принимались меры по оказанию экономической и военной помощи жертвам агрессии, налаживанию двусторонних и многосторонних военно-экономических связей. Его усилиями была оказана военная помощь народам и вооруженным силам Польши, Чехословакии, Югославии, Албании, МНР, Китая, Франции, а также Румынии, Болгарии и Венгрии после выхода трех последних из фашистского блока.

Первостепенным вопросом, решения которого добивались от союзников по коалиции Советское правительство и советская дипломатия, было сокращение сроков войны путем открытия второго фронта в Западной Европе. Ставя этот вопрос на повестку дня, советские руководители исходили из того, что скоординированные по времени и месту удары по агрессору с востока и запада приведут к быстрейшему разгрому «третьего рейха», приблизят час освобождения порабощенных народов, позволят значительно уменьшить человеческие жертвы. Этого требовали и народы всех стран, подвергшихся фашистской агрессии. Глава Советского правительства в послании премьер-министру Великобритании еще в июле 1941 г. подчеркивал, что второй фронт «следовало бы создать не только ради нашего общего дела, но и ради интересов самой Англии» {38}. И. В. Сталин неоднократно отмечал, что задержка с открытием второго фронта создавала исключительные трудности для Советской Армии, сражавшейся «не только за свою страну, но и за своих союзников...» {39}. Так, в послании Черчиллю в июне 1943 г. говорилось: «... Советское Правительство не может примириться с подобным игнорированием коренных интересов Советского Союза в войне против общего врага,.. Нельзя забывать того, что речь идет о сохранении миллионов жизней в оккупированных районах Западной Европы и России и о сокращении колоссальных жертв советских армий, в сравнении с которыми жертвы англо-американских войск составляют небольшую величину» {40}.

Аргументы в пользу незамедлительного открытия второго фронта были достаточно очевидны. Тем не менее стремление увидеть и СССР, и Германию максимально ослабленными было определяющим для правящих кругов США и Великобритании при обсуждении вопроса о высадке войск в Западной Европе.

Однако страх перед дальнейшим продвижением Советских Вооруженных Сил на запад, которое стало возможным в результате грандиозных побед, и прежде всего побед под Сталинградом и Курском, заставил союзников отказаться от проводимой ими политики и выступить против гитлеровской Германии в Западной Европе. В этих условиях, хотя и с оговорками, [54] на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19 — 30 октября 1943 г.) было впервые подтверждено решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции весной 1944 г. (операция «Оверлорд») {41}. Окончательные сроки этой операции были определены на Тегеранской конференции. Глава советской делегации И.В. Сталин предложил принять операцию «Оверлорд» за основу всех операций, проводимых союзниками на западе в 1944 г. В опубликованной декларации главы правительств заявили, что «пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга» {42}. Советское правительство и здесь проявило максимум доброй воли, дав обещание предпринять наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с советско-германского на западный фронт {43}.

Таким образом, решению об открытии второго фронта в немалой степени способствовала твердая позиция Советского правительства, настойчиво добивавшегося от западных союзников таких военных действий, которые создали бы для противника действительную, а не мнимую угрозу, поставили бы под удар его важнейшие военно-промышленные районы, прежде всего Рур. Открытие второго фронта в 1944 г., безусловно, внесло определенный вклад в разгром вермахта, однако победа над гитлеровской Германией могла быть достигнута значительно раньше и гораздо меньшой кровью, если бы Англия и США последовательно выполняли свой союзнический долг.

Важным фактором разгрома фашистско-милитаристского блока было вступление Советского Союза в войну с Японией. Участие СССР в войне на Дальнем Востоке было обусловлено многолетней агрессивной политикой японской военщины. Еще в апреле 1941 г. Советское правительство подписало пакт о нейтралитете с Японией и соблюдало его условия на протяжении войны в Европе. Однако агрессор все это время лишь выжидал удобного момента для осуществления антисоветских планов, постоянно нарушал пакт о нейтралитете, предпринимая враждебные акции. В результате Ставка Верховного Главнокомандования была вынуждена держать на дальневосточных границах крупные силы для предотвращения возможного нападения со стороны Японии.

Используя эти обстоятельства, США и Англия настойчиво добивались от СССР скорейшего вступления в войну на Дальнем Востоке. В свою очередь милитаристская Япония предприняла меры с целью вбить клин между державами антигитлеровской коалиции. И в этих условиях советская дипломатия проявила хладнокровие и последовательность. Только во время Крымской конференции, когда опасность войны на два фронта для СССР миновала и поражение гитлеровской Германии было уже предрешено, Советский Союз дал согласие не позднее, чем через три месяца после капитуляции Германии, вступить в войну с Японией. На Берлинской (Потсдамской) конференции были определены конкретные формы этого участия. [55]

Согласие правительства СССР на вступление в войну с Японией было продиктовано рядом факторов. Он выполнял ранее принятые обязательства. Без Советского Союза победить японского агрессора в 1945 г, США и Англия не смогли бы, и окончание второй мировой войны неминуемо затянулось. В войне с Японией усилия СССР были направлены на ликвидацию очага войны на Дальнем Востоке, оказание помощи трудящимся и угнетенным народам Восточной и Юго-Восточной Азии в их освободительной борьбе. В результате успешных боевых действий Советской Армии были восстановлены исторические права народов СССР на территории, ранее незаконно отторгнутые Японией, обеспечена безопасность его дальневосточных границ. Наконец, были сорваны расчеты США отстранить СССР от участия в мирном урегулировании на Дальнем Востоке.

Одним из важнейших международных условий достижения победы была изоляция, а затем и полный развал фашистско-милитаристского блока. Активную роль в ускорении его кризиса сыграла советская внешняя политика.

Вступление СССР в войну против фашистской Германии привело к качественному изменению характера и движущих сил второй мировой войны, поляризации социально-политических сил внутри фашистских государств, способствовало их внешнеполитической изоляции, а также росту внутриблоковых противоречий. Поражение вермахта и войск союзников гитлеровской Германии под Москвой, Сталинградом и Курском довело кризис фашистско-милитаристского блока до кульминации.

Советская дипломатия умело использовала успехи Вооруженных Сил на фронтах с целью ускорения распада фашистской коалиции и полной изоляции гитлеровской Германии. Осуществлявшиеся в соответствии с провозглашенными Советским правительством целями внешнеполитические мероприятия способствовали усилению сопротивления фашизму со стороны народов Европы и укреплению уверенности в неизбежности краха «нового порядка». В 1944 г., когда войска фашистской коалиции понесли тяжелые потери, что вызвало резкое ослабление военного могущества Германии, а Советские Вооруженные Силы, преследуя отступавшего противника, пересекли государственную границу СССР, по инициативе Советского правительства были предприняты меры по выводу Венгрии, Румынии, Финляндии и Болгарии из войны на стороне "третьего рейха". Благодаря усилиям советской дипломатии подписанные с этими странами в сентябре 1944 г. — январе 1945 г. соглашения о перемирии приобрели справедливый, демократический характер.

Поскольку фашистская Италия была выведена из войны еще в 1943 г., после Курской битвы и высадки англо-американских войск на острове Сицилия, утрата остальных европейских союзников поставила гитлеровскую Германию практически в положение полной военно-политической изоляции. Это стало немаловажным фактором на ее пути к окончательному поражению. К тому же благодаря последовательному проведению Советским правительством курса на всемерную поддержку демократических, прогрессивных сил в освобожденных от фашистского ига странах, вооруженные силы Болгарии и Румынии повернули оружие против вермахта, сражаясь бок о бок с вооруженными силами СССР, Польши, Чехословакии, Югославии и других участников антигитлеровской коалиции. Венгрия и Финляндия также объявили войну Германии.

Важное место в формировании международных условий для победы над фашизмом заняла внешнеполитическая деятельность СССР по выработке прочных основ и гарантий послевоенного мира и безопасности.

Залог обеспечения этих гарантий советские руководители видели в поддержании духа равноправия и сотрудничества прежде всего в рамках антигитлеровской коалиции. Советская дипломатия решительно отвергала [56] попытки англо-американских политических деятелей получить определенные преимущества за счет СССР или других союзных стран, добивалась последовательного претворения в жизнь принятых обязательств. Примером тому служит отношение к освободительному движению народа Франции.

Англия и США намеревались ограничить роль французских патриотических сил в освобождении страны, стремились взять на себя решение вопросов о ее будущем политическом устройстве и устранить Францию от решения вопросов послевоенного мира. Советский Союз проводил политику, направленную на освобождение Франции, восстановление ее как независимого государства. СССР еще в 1943 г, признал Французский комитет национального освобождения. Боевое и политическое сотрудничество двух стран было закреплено советско-французским договором о союзе и взаимной помощи, заключенным в декабре 1944 г. {44}. Оно сыграло важную роль в признании США и Великобританией Временного правительства Французской Республики во главе с генералом де Голлем и восстановлении Франции в правах великой державы.

Последовательно выступая за активные деловые контакты с США, Англией и другими капиталистическими государствами, СССР отвергал их претензии на руководящую роль в мировой политике, стремление навязать решения международных проблем, продиктованные не интересами общей борьбы с фашизмом, а гегемонистскими интересами монополистического капитала и международной реакции. Эта принципиальная позиция СССР особенно ярко проявилась в решении проблем, связанных с окончанием войны и послевоенным урегулированием. В частности, благодаря последовательной и разумной политике советских руководителей удалось преодолеть острые разногласия и противоречия при решении германского вопроса. Советский Союз добился принятия таких решений, которые предусматривали разоружение, демилитаризацию, денацификацию и демократизацию Германии, ликвидацию всего фашистского аппарата и администрации. Были приняты меры, предусматривавшие суровое наказание военных преступников за совершенные ими злодеяния, установление порядка, полностью исключающего возможность новой агрессии со стороны Германии.

Огромный вклад советская дипломатия внесла в решение вопросов послевоенного устройства Европы, восстановления попранных фашизмом прав европейских народов на самоопределение и независимый выбор пути общественного развития. Благодаря твердой позиции СССР были успешно решены вопросы о справедливых границах европейских государств, установления союзнических, а затем и дружественных отношений между народами СССР, Польши, Чехословакии, Югославии, Албании, Румынии, Болгарии, Венгрии, восточной части Германии.

В результате активной внешнеполитической деятельности Советского Союза, настойчивых усилий за расширение коллективной борьбы против фашизма и милитаризма, поддержки героического сопротивления всех свободолюбивых народов значительно вырос его авторитет на международной арене. К его голосу прислушивались правительства и народы, без его участия, по существу, не решалась ни одна важная проблема, затрагивающая коренные интересы мира. Это нашло выражение, в частности, в установлении и восстановлении дипломатических отношений со многими государствами. Если в конце 1941 г. СССР имел дипломатические отношения с 17 странами, то в конце 1945 г. — уже с 46 {45}. [57]

Пользуясь поистине всенародной поддержкой, Советский Союз принял участие в острой борьбе за создание международной организации, которая, как предполагалось, должна была стать надежным, подлинно универсальным инструментом послевоенного мира и безопасности. Идея ее создания была впервые сформулирована в советско-польской декларации о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 г., а практические вопросы ее становления обсуждались на межсоюзнических конференциях в Думбартон-Оксе (21 августа — 28 сентября 1944 г.), в Крыму и, наконец, на конференции по учреждению Организации Объединенных Наций (ООН), состоявшейся в Сан-Франциско. Основной целью этой организации было провозглашено обеспечение мира на земле {46}.

Советская дипломатия много сделала для разработки справедливых принципов ее деятельности. Являясь одним из авторов Устава ООН, СССР добился закрепления в нем таких демократических принципов международных отношений, как суверенное право больших и малых народов на равенство, самоопределение, неприкосновенность территории государств и невмешательство в их внутренние дела {47}. Крупная заслуга советской дипломатии состояла и в том, что ключевым принципом Устава ООН был утвержден принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности, который отражает необходимость согласованного принятия решений в таком важнейшем вопросе, как сохранение международного мира и безопасности.

Наконец, Советский Союз выдержал суровую борьбу в защиту интересов народов колоний, против нового империалистического передела мира. Эта борьба снискала поддержку большинства членов антигитлеровской коалиции. Колониальные державы были вынуждены сделать уступку и согласиться с тем, чтобы в Уставе ООН отразить необходимость развития несамоуправляемых территорий к самоуправлению и самоопределению, «имея целью ускорить достижение ими полной национальной независимости...» {48}.

Таким образом, внешняя политика Советского Союза в годы второй мировой войны сыграла важную роль в достижении победы над фашистско-милитаристским блоком. Опираясь на прочность социалистического строя, победы Советских Вооруженных Сил, она была активно действующим фактором борьбы с агрессорами. И если Вооруженные Силы СССР внесли решающий вклад в военный разгром фашизма, то советская внешняя политика занимала ведущую роль на международной арене в ходе войны и закрепления итогов победы антигитлеровской коалиции.

Таковы основные социально-политические, экономические, военные и дипломатические факторы, определившие решающую роль Советского Союза в победе над фашистской коалицией. В этом проявилась присущая современной эпохе общеисторическая закономерность неуклонного изменения соотношения сил в пользу мирового социализма, была доказана тщетность попыток империализма затормозить этот процесс.

Победа в полной мере раскрыла гуманистическую природу социализма, его преимущества над капитализмом, показала источники силы и непобедимости Страны Советов, рожденные Великим Октябрем и приумноженные [58] в процессе социалистического строительства. Советский народ продемонстрировал пример самоотверженного труда и сплоченности, патриотизма и интернационализма в защите социалистического Отечества.

Опыт, приобретенный советским народом и его Вооруженными Силами в победоносном завершении войны против фашистской коалиции, имеет важное теоретическое и практическое значение. Он показывает, что вооруженная защита социалистического Отечества от покушений международной империалистической реакции является делом не только национальным, но и интернациональным, представляет собой одну из закономерностей перехода от капитализма к социализму в условиях существования империализма и угрозы военного нападения со стороны агрессивных сил. Защита социализма является одновременно защитой дела мира и социального прогресса.

Развитие советского общества в годы войны не остановилось. В Советском государстве все более проявлялись общенародные черты, а социалистический строй и опирающаяся на него дружба народов стали основой новой исторической общности людей. Единство помыслов и действий всех народов, объединение материальных и людских ресурсов союзных республик, централизованное и плановое использование потенциальных возможностей страны — все это позволило Советскому государству сосредоточить усилия фронта и тыла на решении главных задач.

Война, ее итоги и последствия показали, что успех вооруженной защиты социализма находится в прямой зависимости от руководства ею со стороны марксистско-ленинской партии, что функции государства по защите социалистического Отечества усложняются, а направляющая роль КПСС возрастает. Сознание ответственности за судьбы нынешнего и грядущих поколений, за построение нового общества, память о тех, кто погиб в Великой Отечественной войне, обязывают советских людей быть в первых рядах благородной и жизненно необходимой человечеству борьбы за упрочение мира.

Оглавление. Итоги и уроки Второй мировой войны

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.