В достижении победы над фашистско-милитаристским блоком
важную роль сыграли экономические ресурсы ведущих капиталистических государств
— США, Великобритании, Франции, совокупный экономический потенциал которых еще
накануне второй мировой войны значительно превышал соответствующие показатели
Германии и ее союзников. В 1937 г. доля США, Великобритании и Франции, имеете
взятых, в экономическом потенциале мира составляла 56,1 процента, а Германии,
Японии и Италии — 20,4 процента.
Капиталистические
государства — союзники СССР по коалиции располагали достаточно развитой
индустриальной, научно-технической и сырьевой базой. В 1939 г. они добывали в
2,9 раза больше каменного угля, выплавляли примерно вдвое больше стали,
вырабатывали в два раза больше электроэнергии, нежели Германия и ее партнеры.
Сельское хозяйство Великобритании, Франции и особенно США обеспечивало
промышленность сырьем, а население и армию — продовольствием.
О производстве
важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции свидетельствуют
данные таблицы 7.
Как видно из
таблицы, производство продукции в большинстве отраслей экономики достигло в
Великобритании и особенно в Соединенных Штатах Америки значительных размеров.
Активно использовались сырьевые и производственные возможности колоний и
зависимых стран.
Буржуазные
государства антигитлеровской коалиции стремились увеличить свое превосходство в
развитии экономики. В США объем промышленного производства в 1944 г. более чем
в два раза превысил уровень 1939 г. Наращивание производства в основных
отраслях тяжелой индустрии позволило значительно усилить позиции в
военно-экономическом состязании с противником. В 1944 г. США и Великобритания
по выплавке стали превосходили Германию и Японию в 3,9 раза.
Война ускорила
процесс превращения монополистического капитализма в
государственно-монополистический. Это выразилось в дальнейшем усилении
экономической роли государства и крупных монополий. В США, Великобритании и
других капиталистических странах антигитлеровской коалиции значительно
увеличилось число предприятий, принадлежавших государству. Отчасти это явилось
результатом строительства на государственные средства новых предприятий в
военных и смежных с ними отраслях.
Таблица 7. Основные показатели экономического
потенциала США и Великобритании за
1939 — 1945 гг. {236}
Страна
|
Собственное
производство
|
Ввоз из колоний и
импорт
|
Всего
|
Электроэнергия, млрл. квт-ч
|
США
|
1678, 3
|
—
|
1678,3
|
Великобритания
|
315,1
|
—
|
315,1
|
Уголь, млн. т
|
США
|
3754,6
|
309
|
3758,5
|
Великобритания
|
1464,4
|
—
|
1464,4
|
Нефть и нефтепродукты, млн. т
|
США
|
1392,6
|
73,5
|
1466,1
|
Великобритания
|
—
|
93,5
|
93,5
|
Сталь, млн. т
|
США
|
511,7
|
|
511,7
|
Великобритания
|
89,7
|
9,5
|
99,2
|
Зерновые {~1}, млн. т
|
США
|
837,0
|
—
|
837,0
|
Великобритания
|
51,1
|
38,3
|
89,4
|
{~1} Без зернобобовых.
В США из 25,7 млрд.
долларов, вложенных с середины 1940 г. до середины 1945 г. в обрабатывающую
промышленность, 17,2 млрд. (то есть [175] две трети) были инвестированы государством {237}. За счет этих средств было построено около 3
тыс. предприятий, главным образом военных. К концу войны на государственных
предприятиях производился почти весь синтетический каучук, половина алюминия.
Государству же принадлежало свыше 520 заводов, связанных с самолетостроением,
стоимость которых в десять раз превышала стоимость заводов аналогичного профиля
частных фирм. Значительная часть этих предприятий сдавалась монополиям в
аренду.
Капиталистическое
государство активно вмешивалось во все сферы военной экономики. Его аппарат
взял на себя функции распределения рабочей силы, дефицитного сырья и
материалов, усилил контроль за внешней торговлей, регулировал уровень
заработной платы и цен. Все это делалось в интересах монополий. Им
предоставлялись крупные субсидии и налоговые льготы. В их же интересах
осуществлялась принудительная ликвидация мелких и средних фирм. В Англии,
например, было закрыто около трети всех фирм в тех отраслях промышленности,
которые подверглись принудительной .концентрации. Эти мероприятия направлялись
прежде всего на расширение военного производства и в значительной мере
осуществлялись за счет сокращения выпуска гражданской продукции.
В большинстве
капиталистических стран антигитлеровской коалиции возникли специальные
государственные органы по контролю за военным производством и его регулированию.
В США Управление военного производства [176] было подчинено непосредственно президенту. Оно осуществляло
руководство промышленной мобилизацией, ведало производством и поставками
военной техники, разработкой новейших ее видов, финансированием строительства
новых и переоборудования старых военных заводов.
В Англии за
несколько месяцев до войны учреждается министерство снабжения, на которое
возлагаются задача мобилизации экономических ресурсов Британской империи и
осуществление контроля над предприятиями, выполнявшими военные заказы. Принятый
в начале войны чрезвычайный закон фактически подчинял государству все ресурсы.

Производство танков в Великобритании
Существенно
изменилась система снабжения промышленности сырьем, топливом, электроэнергией,
полуфабрикатами. Свободные закупки и значительной мере заменялись
централизованным снабжением. Так, в Великобритании был запрещен сбыт чугуна и
стали без разрешения министерства снабжения, установлены максимальные цены на
чугун, сталь и металлолом. С сентября 1939 г. правительство стало
контролировать использование черных и цветных металлов, текстиля и ряда других
материалов.
Во Франции еще в
довоенные годы существовал закон, по которому все отрасли экономики,
производившие и потреблявшие сырье, закреплялись за определенными
министерствами. Распределением особо важных в стратегическом отношении
материалов занимались также полугосударственные компании, куда входили
представители различных фирм. При муниципалитетах и префектурах были образованы
смешанные комиссии производителей и потребителей. Эта система просуществовала
вплоть до военного поражения Франции.
Регулирование
военной экономики осуществлялось также путем воздействия на систему заказов.
Они преимущественно размещались на предприятиях крупных фирм. Так, с июня 1940
г. по сентябрь 1944 г. в США 67 процентов стоимости всех важнейших военных и
гражданских заказов досталось 100 крупнейшим корпорациям {238}.
Государственные
органы стремились закрепить необходимое количество квалифицированных кадров за
военными предприятиями, регулировать продолжительность рабочего времени. В 1943
г. в США был принят декрет, предусматривавший переход на 48-часовую неделю.
Однако на многих предприятиях рабочие трудились по 56 — 60 часов.
В Великобритании
министерство труда получило право издавать распоряжения, запрещающие свободный
наем рабочей силы и перемену места работы. Осуществление этих распоряжений
контролировали специально назначенные инспектора. На многих предприятиях была
установлена 70-часовая рабочая неделя, широко применялись сверхурочные работы и
ночные смены. В среднем рабочая неделя в военных отраслях промышленности за
годы войны увеличилась на 30 процентов.
Основные усилия
науки и техники направлялись на совершенствование и расширение военного производства,
создание новых средств вооруженной борьбы. Так, исследования в области ядерной
физики в США и Англии использовались при создании ядерного оружия. Первые
радиолокаторы были сконструированы в Великобритании. Во время войны в США
создается электронно-вычислительная машина. Разработанная в этих странах
авиационная и военно-морская техника по своим тактико-техническим
характеристикам не уступала технике противника.
Важную роль в экономическом
обеспечении войны сыграло сельское хозяйство. Наиболее благоприятные условия
для его развития сложились в США, где меньше, чем в других странах, ощущался
дефицит [177] рабочей силы.
В 1944 г. продукция американского сельского хозяйства значительно превысила
довоенный уровень. В Великобритании сельское хозяйство испытывало немалые
трудности. Во всех капиталистических государствах антигитлеровской коалиции
усилился процесс дифференциации крестьянства. Разорилось множество мелких и
средних фермеров, не имевших средств для механизации и применения передовых
методов агротехники.
Крупнейшие
государства антифашистской коалиции располагали развитой сетью автомобильных и
железных дорог. В ходе войны объем перевозок заметно вырос. В США, например, к
середине 1944 г. железнодорожные перевозки увеличились по сравнению с довоенным
уровнем в 2,5 раза. Вместе с тем железные дороги, прежде всего Великобритании,
работали подчас с перебоями, испытывали нехватку подвижного состава и топлива.
Война потребовала
огромного количества морских перевозок, которые осложнялись тем, что часть
транспортных судов была потоплена противником: союзники потеряли более 5 тыс.
судов тоннажем свыше 20 млн. брт. Однако в результате принятых мер недостаток
морских судов был ликвидирован, что положительно сказалось на развитии
экономики.
Капиталистические
государства антигитлеровской коалиции непрерывно увеличивали финансовые
средства на военные нужды. Военные расходы в Англии возросли в восемь раз, а в
США — еще больше. Столь значительный их рост в США объяснялся в основном низким
исходным уровнем.
Проблема пополнения
доходной части государственных бюджетов решалась главным образом за счет
увеличения налогов, особенно таких, которые платило трудящееся население. В
1942 г. подоходные налоги в США выросли по сравнению с 1940 г. в 3,4 раза, при
этом сумма прямых индивидуальных подоходных налогов увеличилась на 2,3 млрд.
долларов. В последующие годы структура доходов государственного бюджета США
существенно изменилась: в частности, если в 1942 г. общий объем подоходного
налога о корпораций превышал сумму прямых индивидуальных подоходных налогов, то
в 1944 г. население уплатило подоходного налога на 4,9 млрд. долларов больше,
чем корпорации {239}.
Одновременно в США
были введены или повышены косвенные налоги на электроэнергию, многие
продовольственные и другие потребительские товары. Размер косвенных налогов в
США увеличился с 1939 по 1945 г. на 66 процентов, или на 6,2 млрд. долларов {240}.
В Великобритании
объем налогов также неуклонно увеличивался, в особенности за счет
налогообложения доходов трудящихся. Однако рост налогов не обеспечивал покрытия
всех бюджетных расходов. Наблюдалась постоянная несбалансированность доходной и
расходной частей бюджета. Использование различного рода займов привело к
резкому увеличению государственного долга.
В целях сдерживания
инфляции правительства США и Великобритании проводили политику контроля над
ценами и «замораживания» заработной платы. Тем не менее розничные цены росли, а
номинальная зарплата оставалась почти на одном уровне, что вело к падению
реальной заработной платы трудящихся.
Основная часть
населения капиталистических стран антигитлеровской коалиции сознавала
неизбежность жертв, связанных с борьбой против [178] фашизма. Вместе с тем трудящиеся
противодействовали стремлению буржуазии использовать военную конъюнктуру для
увеличения собственных прибылей. Свидетельством этого явилась стачечная борьба.
В 1941 — 1945 гг. в СПЛ произошло более 20 тыс. стачек, в которых участвовало
10,8 млн. человек. В Англии в 1939 — 1945 гг. количество бастующих составило
3,3 млн. человек {241}.
Государственно-монополистический
капитал стимулировал развитие военной экономики. При непосредственном участии
государства осуществлялся весь процесс перестройки экономики и регулирования
военного производства. Наиболее полному использованию материальных ресурсов для
экономического обеспечения вооруженной борьбы препятствовали диспропорция
капиталистического хозяйства, конкурентная борьба, несовпадение экономических
интересов различных классов и социальных групп.
Стремление
монополистической буржуазии получить максимально высокие прибыли мешало
эффективному использованию производственных возможностей военной экономики. За
1940 — 1945 финансовые годы прибыли монополий США после уплаты налогов достигли
62 млрд. долларов. Это в 2,1 раза больше, чем за шесть лет, предшествовавших
войне {242}. Прибыли частных компаний и государственных
корпораций Великобритании за 1940 — 1945 гг. превысили 8,5 млрд. фунтов
стерлингов, что в 2 раза больше, чем в предшествующие шесть лет {243}. Эти доходы получены прежде всего за счет
эксплуатации трудового народа. По сути, трудящиеся работали не только для
создания средств вооруженной борьбы, но и для обогащения монополий.
Отрицательное
влияние на систему экономического обеспечения борьбы с врагом оказали
противоречия между капиталистическими странами — участницами антигитлеровской
коалиции. Монополистическая буржуазия продолжала и во время войны вести
конкурентную борьбу на международной арене. Каждый из партнеров стремился
усилить свои позиции за счет другого, получить большую прибыль, обеспечить
выгодные для себя условия в послевоенном мире.
В период войны США и
Великобритания широко использовали как собственные, так и внешние экономические
ресурсы, в том числе ресурсы доминионов, колоний и зависимых стран. Экономические
усилия направлялись на достижение военно-технического превосходства над
странами фашистского блока, наращивание производства вооружения и транспортных
средств, обеспечивавших доставку войск и материальных ресурсов на театры
военных действий. Условия для решения этих задач были в основном
благоприятными, ибо со вступлением в войну США превосходство в производственных
и сырьевых ресурсах стало подавляющим, а основная часть экономического
потенциала Германии со второго периода войны расходовалась на удовлетворение
потребностей вермахта на советско-германском фронте.
Таким образом,
уровень развития производительных сил и мощности базовых отраслей производства
в капиталистических странах антигитлеровской коалиции обеспечивали возможности
для развертывания производства основных видов военной продукции в огромных
масштабах. Однако эти возможности не были в полной мере реализованы в интересах
достижения победы над фашистским блоком. [179]
Оглавление. Итоги и уроки Второй мировой войны